Как должность меняет человека

Обновлено: 04.07.2024

Больше всего сотрудники нуждаются в помощи не в начале своей карьеры, а в середине, особенно когда дело касается принятия решений. К такому выводу пришли исследователи, чью работу координировала один из авторов этой статьи (Джулия). В исследовании приняли участие 500 взрослых людей, окончивших колледж и строящих профессиональную карьеру. Они должны были выразить степень согласия с утверждениями, касающимися их поведения при принятии важных решений в течение карьеры, и оценить успешность каждого решения.

Результаты оказались поразительными: менее 50% решений, принятых в середине карьеры, были успешными. В возрасте между 40 и 48 годами люди больше всего подвержены принятию решений, ведущих к недостаточно успешным результатам. Люди, сообщившие о таких результатах, полностью соглашались со следующими утверждениями.

Иначе говоря, в тот момент, когда люди занимают руководящие должности и должны принимать решения, которые могли бы улучшить их компании, а также помогли бы им продвинуться по службе, многие попадают в ловушку повседневной рутины. Занимаясь повседневными задачами, менеджеры остаются в зоне комфорта и не получают новых навыков.

В начале карьеры люди, как правило, понимают, что им нужно придумать, как начать эффективно вносить свой вклад в дело, и они изучают процессы, методы и культуру компании. Однако, приобретая опыт и навыки, они получают больше сложных обязанностей, связанных с повышением доходов, прибыли и репутации бренда компании. Иными словами, от специалистов, находящихся в середине карьеры, ожидают не только выполнения привычных обязанностей, но и предложений и реализации целенаправленных изменений.

Четыре причины, которые мешают найти работу мечты

Избегая новых решений и значимых изменений, менеджеры упускают возможности, повышение по карьерной лестнице и финансовую выгоду. Ощущая застой в карьере, они начинают думать, что их недооценивают и что они слишком много работают. Но есть способы вырваться из этой ловушки. Первый шаг – получить совет от доверенного наставника. Найдите в своей организации человека, которому доверяете и которого уважаете. Но не стоит ограничиваться только одним наставником. Искать на протяжении карьеры новых менторов (людей в вашей организации или за ее пределами, которые достигли того, чего мечтаете достичь вы), чтобы поучиться у них, – нормальная и здоровая практика.

Найдите возможность больше общаться с этим человеком. Попросите о встрече, чтобы обсудить особенно сложный или волнующий вас рабочий вопрос или узнать, как ваш наставник справился с принятием сложного решения и помог успешной реализации инициативы. Можно пригласить наставника на встречу, которую вы собираетесь провести. Можно также наблюдать за наставником с расстояния, читая о его карьере или посещая мероприятия, на которых он выступает.

Каждый раз, когда вы просите наставника поговорить с вами (по телефону, за обедом или при личной встрече), у вас должна быть веская причина для этого. Цените его время, обращаясь не более шести раз в год и готовя темы для обсуждения и вопросы заранее. Сосредоточьтесь на том, что он делал, с какими сложностями сталкивался и как преодолевал их. Лучший способ привлечь занятого человека в качестве наставника – продемонстрировать искренний интерес и желание учиться.

Подумайте также о том, чтобы получать регулярную помощь от коуча, консультирующего руководителей высшего звена. Он поможет вам понять, что вам мешает, а также определить, какой более ценный вклад вы можете предложить организации. Он может помочь увидеть разницу между реакцией на проблемы и проактивными действиями.

Реальный пример: топ-менеджер Джон и его команда выполняли план 20 кварталов подряд, но после того, как вместо него трижды повысили других людей, он обратился к коучу, пытаясь разобраться, почему его карьера застопорилась. Начальник Джона сказал коучу, что предпочел бы, чтобы Джон больше рисковал и совершал ошибки, а не осторожничал все время. Работа с коучем помогла Джону понять, что, хотя он и обеспечивал результаты, ему нужно было усовершенствовать навык принятия решений по стратегическим вопросам. Его компания искала лидеров, которые могли бы предлагать новые идеи для устойчивого роста в условиях усиления конкуренции на рынке, а не только выполнять квартальный план. Когда Джон понял, что задача лидера шире, чем управление командой, он смог применить свои навыки и возглавить изменения в дистрибуции.

Если вы находитесь в середине профессиональной карьеры, честно взгляните на то, чем вы занимаетесь на работе. Ответьте на пять вопросов.

Вы каждый день смотрите в календарь и список дел, не задаваясь вопросом, влияет ли на что-то ваша работа?

Вы критически относитесь к изменениям, не рассматривая вероятные последствия сохранения существующего положения дел или потенциальные преимущества перемен?

Вы избегаете принятия решений либо откладываете их, если считаете, что они создают вам дополнительную нагрузку или потребуют риска, которого хотелось бы избежать?

Вы обращаетесь за помощью, чтобы понять, чем лидер отличается от просто управленца?

Вы формулировали для себя, какой вы лидер и каким лидером хотели бы стать?

Об авторах: Лоуренс Мински – доцент Колумбийского колледжа в Чикаго; Джулия Тан Питерс – консультант по вопросам лидерства руководителей высшего звена

Зачастую карьерный путь все рассматривают лишь как дорогу наверх, но на практике, оказывается, что это извилистая тропа как со взлетами, так и падениями. Интересно, что такие падения происходят не только в силу определенных обстоятельств, но и по инициативе самого сотрудника. Каковы же могут быть причины такого необычного желания? Об этом мы поговорим сегодня, в нашем видео.

Согласно данным ФНС, в России в 2019 году свою деятельность прекратили 74,4 тыс. коммерческих организаций. В тоже время открылись 283,9 тыс. новых компаний. Но эта цифра на 11,3 % ниже, чем в 2018 году. Многие из тех, кто потерял свой бизнес, идут в наем. Новое место работы ищут и наемные сотрудники руководящего звена. Но не всегда могут найти должность, аналогичную предыдущей. Обычно соискатели соглашаются на работу с понижением в должности по двум причинам:

1.Невозможность устроиться на похожую должность из-за кризиса или других обстоятельств

Когда нет возможности устроиться на аналогичную должность, а жить на что-то надо, приходится соглашаться на должность рангом пониже. Так происходило во время Всемирного кризиса в 2008 году и весной 2020 из-за пандемии. К примеру, этой весной, в первую очередь, пострадали непродуктовые магазины, которые были закрыты. Многие консультанты, работающие непосредственно в точках продаж остались без работы. Они ушли работать в те сферы, которые в период карантина были наиболее востребованы — call-центры, сборка и доставка заказов. Приоритетом для них стал фактор стабильности. Вполне возможно, что по мере оживания бизнеса эти люди найдут себя в другой работе.

Согласно данным из проверенных источников, чем выше гибкость кандидатов и готовность адаптироваться под условия сегодняшнего рынка труда, тем больше у них шансов на трудоустройство. Именно гибкость в качестве самого важного фактора отметило 89 % опрошенных.

2.Желание кардинально поменять сферу деятельности

Собственноручно пойти на понижение — не так уж и просто, но те люди, которые решаются на этот шаг знают, для чего они это делают. Обычно для того, чтобы набраться опыта, который непременно понадобится для продвижения по карьерной лестнице. Такие сотрудники точно знают, чего хотят, они мотивированны и имеют представление о том, с какой скоростью они будут развиваться в новой отрасли.

Говоря о переходе кандидатов на более низкую должность, нельзя забывать о таком явлении, как downshifting. Это сознательный переход с высокой должности и зарплаты на меньшую ради увеличения свободного времени. Обычно это уставшие от погони за карьерой офисные сотрудники, которым надоели стрессы и большая ответственность. Они согласны понизить свой социальный статус взамен на стремление жить только ради себя, своей семьи и собственных увлечений. Наслаждение жизнью для них теперь — превыше всего.

В отдельную категорию можно выделить молодых мам, которые ради воспитания детей отказываются от карьерных амбиций. Особняком стоят также сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста.

Движение вниз: мнение работодателя

Работодатели зачастую к соискателям, претендующим на более низкую должность, относятся настороженно. И это вполне объяснимо. Если потенциальный сотрудник высококвалифицирован, то он быстро потеряет интерес к более низкой должности. Ему станет скучно, его мотивация начнет стремительно падать. Как гласит теория эмоционального интеллекта, скука через некоторое время перейдет в отвращение, а это явно никому не пойдет на пользу: ни работнику, ни работодателю, ни бизнесу.

В том случае, если работник пришел на рядовую должность с руководящей, то здесь могут возникнуть проблемы с субординацией. Переключиться с управленческого типа мышления на исполнительское очень непросто.

Порой бывшему управленцу тяжело объяснить, что в компании есть определенные правила и корпоративная этика, которым надо следовать. Но не все так однозначно, поэтому не торопитесь с выводами. В такой ситуации бывают и плюсы. Человек с опытом и со свежим взглядом сможет заметить слабые места в бизнес-процессах. Кроме того, он может стать отличным наставником для менее опытных сотрудников и может внести свой вклад в развитие компании.

Нанимать или не нанимать: вот в чем вопрос

Если кандидат открыто говорит, что его привлекает заработная плата — это приемлемый ответ. Примерами хорошей мотивации могут быть стремления получить нужный опыт и желание работать в новой сфере. Отметим, что такие черты, как склонность к токсичному поведению и нарушению субординации не всегда получается увидеть на собеседовании. Узнать о них можно будет уже в процессе работы. Поэтому рекомендуем вам держать руку на пульсе и держать кандидата в поле зрения.

Если кандидат, переходящий на низшую должность — это вы

Если вам нужна должность по уровню ниже вашей квалификации, то советуем обратить внимание, прежде всего, на средний бизнес. Как показывает практика, сверхквалифицированным сотрудникам сложнее устроиться в крупную компанию. Не очень их жалуют и в малом бизнесе.

Сделайте резюме кратким. Не стоит вдаваться во все подробности вашей предыдущей деятельности и ваших заслуг. Потенциальный работодатель может посчитать вас чересчур амбициозным и даже заносчивым. На руку вам это не сыграет.

То же самое касается и собеседования. Дорогие часы с костюмом могут послужить сигналом к завышенным финансовым ожиданиям, которых эта должность не предполагает. Командный тон и агрессивная манера ведения диалога также не впечатлят работодателя. Не забывайте главное правило: в данной ситуации — не вы принимаете на работу, а вас. И раз вы пришли на собеседование — значит, вы к этому готовы и вам это нужно.

Помните, что работодателю важно увидеть в вас не только надежного и умного человека, а также исполнительного, гибкого и ответственного.

Если же все этапы позади и вас можно уже поздравить с новой работой, рекомендуем не расслабляться. Даже сверхквалифицированных работников ожидают подводные камни. Будьте готовы к психологическим трудностям. Например, к тому, что новый руководитель — менее опытен и компетентен. Если вы это не примете — то спокойно работать не сможете. Постарайтесь понять работодателя — зная о ваших прошлых достижениях и успехах, он может подозрительно к вам относиться. Вдруг вы здесь ненадолго и убежите при первом удобном случае? Нужно будет постараться, чтобы убедить его в обратном.

Помните, что спускаться по карьерной лестнице — сложнее, чем подниматься. Тщательно продумывайте стратегию своего спуска и не забывайте, ради какой цели вы это делаете. Будьте честны с самим собой и с потенциальным работодателем, и все получится.



По статистике, у работающего человека за всю жизнь может сложиться до семи карьер, то есть в течение жизни он может добиться успеха в 7 сферах или на 7 предприятиях в зависимости от ситуации.

Тем не менее к статистическим данным следует относиться с осторожностью, поскольку в нашем конкретном случае нет реальных исследований, которые подтвердили бы эту цифру. Учитывая нынешнюю обстановку на рынке труда и экономическую ситуацию в мире, указанные статистические сведения становятся все менее актуальными и, другими словами, применимыми.


Если вы все еще не готовы сменить сферу деятельности или просто место работы, ознакомьтесь с причинами, которые заставят вас сделать это прямо сейчас.

Вы не торопитесь – и это становится проблемой!


Когда люди находят утешение в чем-либо, будь то работа, отношения или научное сообщество, обычно наступает период, когда люди позволяют себе выдохнуть и успокоиться.

Эвери Рот, тренер по смене карьеры, видел, как многие работающие специалисты находят свою зону комфорта и остаются в ней. По ее словам, чем дольше профессионалы занимаются одним единственным делом, тем больше они теряют.

Работа в комфортных условиях, по мнению Эвери Рот, тратит время на реализацию мелких задач и одновременно уводит специалиста от реализации своего потенциала. Первое время такие условия труда могут быть весьма привлекательными, однако со временем специалист заметит, как попросту теряет время, а вместе с ним и интерес к работе. Такие тепличные условия вырабатывают только скуку.

Ее совет прост: действуйте сейчас, сменив карьеру, чтобы избежать боли позже.

Вы на самом деле теряете деньги, оставаясь на старом месте


По словам Саманты Спик, менеджера по коммуникациям интернет-сайта Fairygodboss, пребывание в компании более двух лет наносит ущерб вашей зарплате и вашей ценности. Вы начинаете с базового оклада, и ваш ежегодный рост основывается на процентах от этой суммы. Существует предел того, насколько высоко ваше руководство может увеличить вашу зарплату.

По мнению Саманты, сменив работу, вы можете попросить более высокую стартовую зарплату. Биркель же считает, что на новой работе должны предложить значительно больше, чем вы получаете на текущем месте.

Преимущество тех, кто находится в процессе смены места работы, состоит в том, что они могут вести переговоры, находясь на старом месте. Если специалисту не предложат более высокую зарплату или его предложение о более высокой зарплате отклонят, он имеет право отказаться от должности и продолжить поиски, не теряя текущего места работы.

Сейчас лучшее время для смены работы


Если вы ищете горшок с золотом в конце радуги, он уже здесь, в 2019 году. Марк Ценделла, генеральный директор сайта по построению карьеры Ladders, заявил, что 2019 год принес самую сильную экономику найма в истории.

Компании нуждаются в специалистах и талантах. Они готовы рассматривать людей, которые находятся за пределами рамок. Поэтому сегодня будут иметь спрос те кандидаты, которых ранее даже не рассматривали в принципе.

Не чувствуете срочной необходимости перемен? Ищите новую работу в любом случае


Кристиан Эйлерс, специалист по карьерному росту, считает, что лучшее время для смены места работы – не тогда, когда вы чувствуете острую необходимость в переменах. По словам Эйлерса, когда люди испытывают давление с целью найти новую работу, они с большей вероятностью примут посредственные предложения и снизят свои требования, чтобы уйти с существующей должности.

Многие достойные кандидаты в этот момент, по мнению Кристиана, спят. Они перестают двигаться к своей цели. В конце концов, они неожиданно оказываются в месте, где им срочно нужна новая работа.


Вместо того чтобы согласиться на более низкооплачиваемую должность (возможно, в соответствии с вашими ожиданиями, а не по сравнению с предыдущим местом работы), Эйлерс призывает специалистов заняться тем, что бросает им вызов. Люди, которые быстро осваивают новые навыки и приобретают опыт в разных местах и ситуациях, легче адаптируются к профессиям будущего. Простые задачи заставляют прекращать обучение и не стремиться к большему.

Вы можете тайно пристыдить себя ради цели


Вместо того чтобы стыдиться благодарности, Льюис советует понять, какая из четырех категорий основных потребностей на рабочем месте не удовлетворяется. Это включает в себя вопросы:

  • Применяю ли я свои сильные стороны на этой должности?
  • Соответствует ли это моим интересам?
  • Соответствует ли культура этой компании моей личности?
  • Подходит ли эта должность к желаемому образу жизни?

Когда одна из четырех категорий не удовлетворяется, это является отличным поводом, чтобы сменить свою должность или место работы. Ваша интуиция подскажет вам, когда следует поддаться жажде больших испытаний и перемен. Не игнорируйте это чувство.

Это ваш шанс стать лидером


Вы никогда не приблизитесь к цели, если будете долгое время оставаться на одном месте.

По мнению Алисы Карпентер, владелицы компании, которая занимается развитием карьеры и лидерства, для специалиста важно найти профессионала, чьими мыслями он бы восхищался. Кроме того, для карьерного и личностного роста было бы полезно встречаться с такими специалистами в жизни, чтобы перенять опыт или просто вдохновиться их работой.

Не так давно для качественного перехода из одной профессии в другую требовалось в среднем лет пять. Сейчас благодаря доступному обучению и переквалификации такой переход можно осуществить гораздо быстрее. Плюс вы можете переходить на разные должности в рамках одной компании. В общем, сегодня не осталось профессий, которым можно было бы однажды обучиться и работать по ним всю жизнь. Это обусловлено постоянным развитием как технологий, так и людей и компаний.

Сейчас для того, чтобы сделать карьерный разворот и стать востребованным джуниором в новой профессии, не нужно тратить много времени. Я успел поработать экспертом-криминалистом, психологом и интернет-маркетологом: пять лет назад полностью сменил карьерный трек, уволился из органов и вступил на путь начинающего маркетолога.


В этом посте я затрону сразу несколько тем. Поговорим о карьерном кризисе после 30: что делать, если вы чувствуете, что застряли на месте. Обсудим правильную постановку целей для саморазвития, без которого никак. Оценим роль наставников для тех, кому это необходимо. Также под катом — о правильном позиционировании себя на работе и о разделении внимания.

Личный опыт

В 2016 году я специально взял командировку на три месяца, чтобы хоть как-то перезагрузиться и проветрить голову, а также начал активно заниматься марафонским бегом. Хотел дотянуть до конца года, уйти в долгий отпуск и с новыми силами приступить к выполнению своих обязанностей, но в какой-то момент понял, что упёрся в стену, что ломаю себя, что каждый день встаю через силу и буквально заставляю себя идти на работу. В таких ситуациях или ты ломаешь стену (если есть смысл), или стена оказывается крепче тебя (что чаще).

Если вы ловили себя на таком состоянии, то смена деятельности или места работы может стать правильным шагом. Человек часто загоняет себя до последнего, ждёт, что изменения вот-вот произойдут, просто надо ещё немного потерпеть (а потом ещё потерпеть), но они не происходят, он откладывает своё решение, и так по кругу.

Если внутри себя вы приняли какое-то решение, надо ему следовать. Поэтому важно потратить внутренние ресурсы на его формирование.

Когда стоит менять работу, а когда — ещё нет

Понять, стоит уходить с работы или не стоит, просто. Самое главное, чтобы смена деятельности и профессии не была похожа на бегство от себя. Бегство — желание уйти куда-то здесь и сейчас, вот прямо всё бросить и поменять. Переход же — это осознанный выбор, с планами и целями. Да и субъективная реакция на происходящее будет разной. Бегство — спонтанная реакция, почти бессознательная, переход — ощущение того, что ты стал на ступень выше, что хочешь осознанно развиваться.

Потому что если вы сейчас сбегаете от ситуации, то она обязательно повторится, возможно, на другом уровне. Нужно решить все экзистенциальные вопросы здесь и сейчас, а уже затем спокойно менять что-то в жизни.

Можно сколько угодно читать посты про то, что основной смысл работы — это участие в челленджах, проекты федерального масштаба и прочее. Но если вам прежде всего просто некомфортно, неудобно, а общение с коллегами и начальством — это безостановочный стресс и отсутствие конструктива, челленджем тут будет уже просто выжить и не свихнуться.

Самый эффективный способ в таком случае — немного подзабить на работу и переключить внимание на себя. Да, да, на себя, вы = приоритет, это нормально. Потому что выгорание — это состояние, когда мы забываем про себя, свои желания, интересы, увлечения. Стоит чуть снизить вовлечённость в рабочие процессы и переключить их на обычные человеческие удовольствия. Всё-таки это ваша жизнь, а работа и деньги — способ прожить её качественно.

Не стоит менять работу, если у вас внутри нет ощущения, что вы взяли от неё всё, что есть ещё недоделанные дела, проекты, что вам в целом комфортно в этой атмосфере и обстановке, что есть зоны для роста и развития.

В общем, уходить надо, когда все возможности работать с удовольствием на текущем месте работы исчерпаны. Если вы чётко понимаете, что не справляетесь с задачами или они не приносят вам совсем ничего, кроме траты времени, если общение с коллегами — это натянутые улыбки и постоянное перебрасывание ответственности, если попытки обсуждать ситуацию с руководством не принесли плодов, знайте: вот этот момент, тянуть не стоит.

Ответьте для себя на ещё один важный вопрос: вы хотите сменить именно работу или же поменять сам вид деятельности и собственную специализацию? Человека может устраивать список рабочих обязанностей, он может получать удовольствие от их выполнения, продолжая прокачивать собственные навыки, но его может сильно демотивировать сама компания: условия, зарплата, коллектив. Или, наоборот, вас может полностью устраивать компания, но при этом вам не нравятся обязанности — значит, хорошо бы просто перейти на другую должность в рамках этой компании.

Нередки случаи, когда люди думают, что полностью выгорели в профессиональном плане, после чего решают сменить профессию вообще. А оказывается, что их просто достала конкретная компания, и в другой им было бы отлично, занимайся они тем же самым.

Понять, куда хочется переходить

Есть одно достаточно простое, но эффективное упражнение. Составьте краткое описание вашего взгляда на работу, используйте около 250 слов — это меньше печатной страницы.

Вот мой пример: я люблю общаться с людьми и получаю искреннее удовольствие от новых знакомств. Также мне нравится помогать людям становиться лучше, познавать самих себя и получать новый опыт. Поэтому я выбрал для себя путь пиарщика и маркетолога, ведь в основе этой работы лежит общение. Ещё мне нравятся помогающие профессии, и я хочу быть полезным для людей, помогать им решать проблемы и преодолевать трудности. Поэтому ещё я занимаюсь наставничеством и психологическим консультированием.

Сделайте по аналогии такое же описание, только уже ваших взглядов на жизнь. Опишите свою работу мечты, например стать большим директором в IT, а также свою идеальную жизнь: скажем, жить там, где комфортно, и работать без суеты.

Например, вы написали, что хотите помогать людям, но при этом работаете продавцом, или наоборот, вам нравится постоянное общение с людьми, но трудитесь бухгалтером. Такой базовый подход позволяет понять вектор и выбрать направление движения.

Не надо бояться что-то менять. Отчасти выбор работы — это удача, но она приходит тогда, когда совершаются какие-то действия. Я четыре раза ходил на собеседование в одну компанию, очень хотел туда попасть, заходил с разных сторон и на разные позиции, но в итоге меня не взяли в неё, зато взяли в компанию-конкурента на совершенно другие, более выгодные условия. Оставьте место для позитивных свершений.

Ставим цель


Я помню, как лежал калачиком на кровати, и мне не хотелось ничего, но я понимал, что надо просто сделать один маленький шаг, затем ещё один. В голове была чёткая картина моей жизни через пять лет, которую я себе представлял. И могу сказать, что этот подход работает. Моя картинка 2016 года на 95% совпадает с той, которая у меня сейчас реализовалась в жизни.

При составлении длительного плана нужно фиксировать важные промежуточные отсечки, например, составить резюме, пройти собеседование, получить необходимый опыт в должности. По сути, это ваш компас, по которому вы всегда сможете сравнить, в верном ли направлении двигаетесь.

Вас будет подкидывать, как на волнах, потому что какие-то вещи будут удаваться легко и выбрасывать наверх, прогресс может быть очень быстрым, а в какой-то момент будет ощущение, что вы стоите на месте.

Научитесь формировать личный бренд


Надо понимать, что при смене профессии вы выходите на рынок, где уже есть много специалистов с опытом больше вашего. Это нормально. Просто придётся потрудиться, чтобы сделать себе имя в новой сфере. Самые важные ваши конкурентные преимущества — это то, что вы пришли из другой отрасли, и ваш жизненный опыт. Последний играет ключевую роль. Умение свой прошлый опыт адаптировать к новой реальности даёт кратный рост, особенно если вы приходите в молодую сферу, где вам за 30 лет, а средний возраст специалистов — 25.

В своей работе я практикую подход 80 на 20. Но это не про результативность, это про фокус внимания. Большую часть я посвящаю рабочим задачам, а вторую — наработке опыта, которого мне не хватает. Я ищу ниши, в которых могу развиваться.

Ещё одно конкурентное преимущество — умение позиционировать себя на работе и показывать результаты своей деятельности. Не отсиживайтесь в окопах: сделали небольшой проект — расскажите коллегам, выступите на собрании, просто бросьте в рабочий чат небольшой кейс на несколько предложений, обсудите с ребятами из смежного подразделения, спросите совета — возможно, что-то можно улучшить или усилить эффект.

Таким образом вы сможете наработать рабочие знакомства и при этом зарекомендуете себя с положительной для работодателя стороны. Просто помните, что если вы не поделились результатами своей работы, то её никто не увидел, и кроме вас никто не знает, что она вообще была сделана.

Получите необходимые знания и навыки


Пять лет назад, когда я менял сферу деятельности, комплексных курсов и программ, которые позволили бы получить новую профессию онлайн, практически не было. Тогда ещё не было полноценного института поддержки людей, которые хотят что-то изменить в своей деятельности. Сейчас ситуация совершенно иная: есть множество книг, онлайн-курсов, видеоуроков, включая как платные, так и выложенные в открытом доступе. Главное — определиться, чего именно вы хотите, и выделить на достижение цели нужное количество времени.


Что думает работодатель

При взгляде на ваше резюме у работодателей могут возникнуть такие мысли:

  • Кандидат ставит на первое место финансовую составляющую, и при первом удобном случае перейдёт туда, где больше платят.
  • Кандидат конфликтный, не умеет находить подход к разным людям, не гибкий.
  • Кандидат не знает, чего хочет.
  • Кандидату всё быстро надоедает — рабочая обстановка, задачи, коллектив.
  • Кандидат чрезмерно амбициозен.

Как оформить резюме и подготовиться к собеседованию

Сначала к работодателю попадает ваше резюме. Вам предложат личную встречу, только если оно подойдет. Вот что я рекомендую сделать, чтобы интервью состоялось:

  • Укажите информацию о работе за последние 5 лет (актуально для кандидатов с большим профессиональным опытом).
  • Не указывайте места работы, не записанные в трудовой книжке. Впрочем, если за счет их отсутствия в резюме будут большие перерывы, то нужно дать дополнительный комментарий об этом на личной встрече.
  • Продумайте, как вы объясните работодателю частую смену мест работы. Если на то были важные объективные причины, не стесняйтесь их озвучить. Это может быть окончание проекта, переезд офиса, нестабильное положение компании и так далее.

Как вести себя на собеседовании и как вывернуть ситуацию в свою пользу

Чтобы избежать лишних подозрений со стороны потенциального работодателя, соискателям нужно тщательно продумать ответы на наиболее вероятные вопросы.

Вас точно спросят о причинах ухода из предыдущей компании. Ещё хороший HR-специалист непременно поинтересуется вашими отношениями с бывшим коллективом. Каждый работодатель хочет выяснить, насколько вы уживчивый и неконфликтный человек. Избегайте негативных высказываний о прежних местах работы, руководителях и коллегах.

Важно также, каких показателей достиг соискатель. У меня был кандидат, который на личной встрече сказал, что ушёл из компании, так как достиг потолка и ему стало скучно. При этом он проработал в организации ровно год, что уже выглядит подозрительно. Я стала уточнять, какие задачи и цели у него были. Оказалось, что человек не выполнил поставленный план даже наполовину. При этом он сваливал всю вину на неадекватного руководителя с завышенными требованиями. При сборе рекомендаций выяснилось, что с этим сотрудником решили расстаться из-за его низкой продуктивности.

Может прозвучать вопрос про режим работы на предыдущих местах. В этом случае работодатель хочет выяснить, готов ли кандидат к переработкам и не послужило ли это причиной ухода из компании.

Вас могут спросить и о том, что нравилось и что не нравилось на последних местах работы, чтобы узнать о ваших предпочтениях. Необходимо аргументированно рассказать, чем именно вас заинтересовала данная позиция и компания. Важно знать, что опытные рекрутеры обращают внимание не только на то, что вы говорите, но и на мимику, жесты, которые зачастую говорят гораздо больше, чем слова.

Рекомендую на собеседовании не врать: практически всю информацию легко проверить при запросе трудовой книжки или при сборе рекомендаций. Опытные рекрутеры обычно знают, в каких компаниях низкие заработные платы, идёт процесс реструктуризации или вышел новый руководитель со своей командой. Видя несовпадения с вашей версией событий, такой без труда выведет вас на чистую воду.

Важно, чтобы интервьюер сделал правильные выводы из ваших объяснений. Расскажите о том, какие плюсы были на прошлом месте работы, какой опыт вы получили. Покажите, что, несмотря на непродолжительное время сотрудничества с компанией, ваш вклад в дело был ощутим. Апеллируйте к цифрам, выполненным задачам и проектам.

Отметьте, что частая смена мест работы расширила ваш кругозор, помогла понять специфику работы в разных сферах. И теперь вы, обладая этим багажом знаний и пониманием того, что вам действительно нужно, готовы к стабильному и долгосрочному сотрудничеству.

Приведу положительный пример. Недавно мы искали менеджера по оценке персонала в производственную компанию. На такую должность наш клиент был готов рассматривать кандидатов с проектным опытом (6–12 месяцев). Один из кандидатов за последние 2,5 года трудился в трёх компаниях подряд. В первом случае причиной ухода было окончание временного проекта. Во втором — упразднение его ставки из-за кризиса. Третьим местом работы соискателя был российский холдинг со сложной корпоративной культурой. При этом опыт кандидата был очень интересным, презентационные навыки — отличными, человек свободно владел английским. Я попросила работодателя дать ему шанс. В итоге кандидат прошел многочисленные этапы отбора и уже почти три года работает в этой компании — насколько мне известно, ко всеобщему удовольствию.

Читайте также: