Как должен быть одет водитель скорой помощи при отсутствии изолированной кабины

Обновлено: 28.06.2024

Рассмотрим особенности регулирования труда медицинских работников с точки зрения действующего законодательства:

  • время отдыха сотрудников скорой помощи между вызовами,
  • возможность привлечения врачей к дополнительным дежурствам без их согласия,
  • предоставление дополнительных отпусков сотрудникам медучреждений.
  • выходные дни сотрудника еженедельно;
  • отдыха между сменами;
  • дни отдыха во время государственных праздников;
  • ежегодные отпуска;
  • перерывы в течение смены или рабочего дня.

В данном случае нас интересует именно отдых работника в течение дня – это обеденный перерыв или время отдыха во время смены. Очевидно, что работник имеет право отдыхать в течение рабочего дня, что особенно актуально для сотрудников скорой помощи, график работы которых является достаточно напряжённым и насыщенным.
ТК РФ устанавливает длительность такого отдыха. Она составляет ежедневно не менее получаса не более двух часов. При этом перерыв не включается в рабочее время.
Какая именно продолжительность перерыва закреплена в отделении скорой помощи, отражено в правилах внутреннего трудового распорядка. Также она может устанавливаться по соглашению с сотрудниками.
Если в силу особенностей работы невозможно предоставить работникам необходимые условия для приема пищи, то работник должен иметь возможность питаться и отдыхать в рабочее время.
В ПВТР отделения скорой помощи стоит указать перечни таких должностей, а также конкретные места, в которых допускается прием пищи и отдых в течение смены.
| Дополнительное дежурство без согласия врача
Особенности регулирования труда медицинских работников также следует учитывать и при формировании графика дежурств специалистов. В каких ситуациях допустимо поставить врачу дополнительное дежурство без его согласия и на каких условиях?
Стационарные подразделения медучреждений отнесены к организациям с круглосуточным и непрерывным режимом работы. Это следует из Минздрава СССР № 01-14/5-24 от 04.05.1990 года.
Согласно документу, врачу в обязанности вменяются дежурства, которые он выполняет в пределах установленной месячной нормы рабочего времени. В зависимости от загруженности отделения и обеспеченностью отделения необходимыми кадрами, врачу могут быть установлены дежурства сверх месячной нормы, но он должен дать на это согласие.
Оплата ночных и вечерних дежурств, назначенных сверх нормы рабочего времени, производится в обычном размере. Если дополнительные дежурства совпали с официальными праздниками или выходным днем врача – они оплачиваются в двойном размере от обычной оплаты.
Кроме того, в соответствии с положениями программы госгарантий бесплатного оказания пациентам медицинской помощи в неотложной и экстренной форме, а также на основании ст. 350 ТК РФ, врача медицинских стационаров может устанавливаться дежурство на дому, также с согласия специалиста.
Таким образом, закон позволяет устанавливать врачу дополнительные дежурства, однако, без его согласия это можно сделать только в том случае, если это дежурство не выходит за рамки месячной отработки.
Если же дежурство назначается сверх установленного на месяц времени работы, то без согласия врача это сделать нельзя. Сотрудник имеет право отказаться от дополнительных дежурств. Если же он выражает согласие, то препятствий для подработки нет.

Может ли медучреждение предоставить медработникам
дополнительные дни отпуска?

Дополнительные отпуска, которые предоставляются сотрудникам на основании проведения специальной оценки условий труда минимально должны составлять 7 дней, о чем сказано в ст. 117 ТК РФ.
Минимальные 7 дней дополнительного отпуска может быть увеличены работодателями, что отражается в коллективном договоре и межотраслевом соглашении и закрепляется в трудовом договоре медработника.
При установлении сотрудникам дополнительных компенсаций и гарантий за работу во вредных условиях труда работодатель должен учитывать свое собственное экономическое положение и отражает их в локальных актах медучреждения и в коллективном договоре.
Таким образом, никто не запрещает медучреждению или его учредителю, если речь идет о бюджетным организациях, устанавливать своим сотрудникам дополнительные отпуска свыше 7 дней. Этому предшествует анализ финансово-экономических возможностей медучреждения.
Если соответствующие возможности имеются, происходит разработка локального акта - приказа главного врача, подготавливается дополнение в текст коллективного договора с сотрудниками.
Нарушением действующего законодательства является предоставление дополнительного отпуска сотрудникам, находящихся во вредных условиях труда, менее 7 дней, что ущемляет их права. Однако, увеличение продолжительности отпуска напротив, создает более благоприятные условия труда чем те, которые предоставлены медработникам законодателем.
Учитывая, что особенности регулирования труда медицинских работников касаются и работы в опасных, вредных условиях, в которых трудится большая часть сотрудников медучреждений, дополнительные гарантии работодателя представляют им возможность более длительного отдыха в ежегодном отпуске.

Особенности трудового договора
медицинского работника
11 февраля
Трудовой договор медицинского работника должен быть составлен по общим правилам, которые предлагает нам трудовое законодательство.
Такие обязательные условия и информация представлена в ст. 57 ТК РФ.
Кроме того, для оформления трудового договора с медучреждением, медработник должен предоставить ему пакет необходимых документов.
Трудовой договор медицинского работника: заключение
Оформление трудовых отношений в медучреждении начинается с того, что соискатель должен предоставить в отдел кадров следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • военный билет для военнообязанных;
  • документы о медицинском или ином образовании.

На этом этапе требования к медработникам практически ничем не отличаются от общих требований ТК РФ.
Трудовой медицинского работника отличается своим содержанием. В состав любого такого документы входят определённые обязательные и дополнительные условия.
Договор, заключаемый между медучреждением и медработником должен содержать такое важное условие, как место работы. Здесь необходимо указать не только наименование и адрес самого медучреждения, но и конкретное отделение, в котором сотрудник будет работать.
Также нужно указать профиль этого отделения и конкретное рабочее место. Это связано с тем, что для разных групп медработников место работы даже в конкретном отделении отличается.
Например, при приеме на работу врача-специалиста в поликлинику, нужно указать наименование кабинета, в котором он будет работать (кабинет врача-невропатолога), в стационаре – неврологическое отделение.
Для сотрудников скорой помощи в качестве места работы указывается отделение скорой помощи.
Такие нюансы важны в тех случаях, когда медработника необходимо перевести с одного места работы на другое.
Кроме того, указать конкретное отделение или подразделение нужно потому, что занятие определенной должности в конкретном месте у медиков часто с предоставлением дополнительного отпуска или сокращенного рабочего дня.
Еще один важный аспект, которым характеризуется трудовой договор медицинского работника – правильное указание названия его должности. Так, существуют номенклатурные классификаторы и справочниками, соответствующие квалификационные требования.
Все это не позволяет с юридической точки зрения работодателю называть должности своих сотрудников произвольно.
Так, при приеме на работу заведующего отделением хирургического отделения нужно указать и его медицинскую специальность, например, врач-хирург.
Указав в трудовом договоре должность сотрудника вы тем самым определяется основной круг его обязанностей.
Также одним из обязательных условий трудового договора является требование о прохождении периодических медосмотров.
Как изменить трудовой договор медицинского работника и оформить перевод
Трудовое законодательство содержит правила оформления переводов сотрудников на другое место работы. В отношении медработников стоит придерживаться этих правил и то, что все перемещения не могут быть мотивированы односторонним желанием медучреждения – необходимо письменное согласие медработника.
Сложности могут возникнуть с определением вида перемещений. Рассмотрим их.

    с работы по одной специальности на другую специальность.

Если мы обратимся к ст. 72 ТК РФ, то мы увидим, что смена отделения фактически оформляется как перевод на другую работу, если изначально отделение фигурировало в трудовом договоре с сотрудником.
Смена профиля отделения также требует согласия медработника и оформляется переводом, если о нем изначально говорилось в трудовом договоре, если нет – оформляется дополнительное соглашение к действующему договору.

  • Перевод оформляется в том случае, если специалист работал, например, на 0,5 ставки, но в связи с наличием вакантной должности переводится на полный рабочий день.
  • Переводом оформляется и перемещение медработника в другое медучреждение. Такие переводы часто оформляются, когда происходят ЧС и массовые аварии, когда в одном медучреждении не хватает собственного штата для оказания пациентам медицинской помощи.

Поэтому в данном случае сотрудники переводятся из других медучреждений, в пределах имеющихся у них специальностей. Исключение составляет необходимость борьбы с инфекционными болезнями, когда, например, врач-физиотерапевт работает как врач участковый.
Тогда медучреждение может временно внести изменения в свое штатное расписание и временно оформлять переводы на другие должности


Методические рекомендации "Общие принципы приема обращений от населения, поступающих на станции (отделения) скорой медицинской помощи, и определения повода для вызова скорой медицинской помощи"

- обеспечение круглосуточного централизованного приема вызовов скорой медицинской помощи;
- сортировка обоснованности вызовов скорой медицинской помощи по поводам вызова, срочности и профильности направления выездных бригад скорой медицинской помощи;
- незамедлительная передача вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, все обращения (вызовы), поступающие на станции (отделения) скорой медицинской помощи, должны пройти сортировку, по результатам которой будет выявлено наличие или отсутствие в поступившем обращении повода для вызова скорой медицинской помощи.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
а) нарушения сознания;
б) нарушения дыхания;
в) нарушения системы кровообращения;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
д) болевой синдром;
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги;
з) кровотечения любой этиологии;
и) роды, угроза прерывания беременности.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:
а) внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, без явных признаков угрозы жизни;
б) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Каждый из перечисленных поводов для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме включает группу заболеваний (состояний), при которых требуется оказание скорой медицинской помощи. В этой связи поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме могут быть детализированы с учетом предполагаемых заболеваний (состояний), при которых требуется оказание скорой медицинской помощи, а также с учетом факта происшествия (например, теракт, ДТП, пожар, и т.п.), предполагающего наличие пострадавших, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи, на месте происшествия. Детализированные поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме могут быть утверждены нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или локальными нормативными актами медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.
С целью определения повода для вызова скорой медицинской помощи при поступлении обращения на станцию (отделение) скорой медицинской помощи сначала целесообразно определить первичный повод обращения, исходя из которого можно сразу выявить наличие повода для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме или начать проведение дополнительного опроса вызывающего абонента для уточнения нуждаемости пациента в оказании скорой медицинской помощи.
В таблице 1 в качестве примера приведен перечень первичных поводов обращения, используемый в работе одной из станций скорой медицинской помощи Российской Федерации.

Первичный повод Открытые вопросы (не информативные) Закрытые или альтернативные вопросы
Боль в ноге Что у вас с ногой? Нога не стала бледной или посиневшей?
Кашель Какой у ребенка кашель? Лающего кашля, осиплости голоса нет?
Рвота Чем рвота? Рвота кровью или пищей?

При необходимости диспетчер может передать обращение (переключить разговор с вызывающим абонентом) соответствующему специалисту станции (отделения) скорой медицинской помощи в целях предоставления следующих рекомендаций:
- выполнение мероприятий по оказанию первой помощи до прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи;
- организация встречи выездной бригады скорой медицинской помощи и обеспечение работникам выездной бригады скорой медицинской помощи беспрепятственный доступ к пациенту, а также содействие созданию безопасных условий для оказания пациенту скорой медицинской помощи, включая принятие мер к изоляции домашних животных;
- обращение пациента в соответствующую медицинскую организацию с предоставлением её адреса и телефона (при отсутствии повода к вызову скорой медицинской помощи или повода для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме), если пациент изъявляет желание самостоятельно обратиться в данную медицинскую организацию.
Диспетчер при наличии возможности может самостоятельно предоставить вызывающему абоненту перечисленные рекомендации.

Дополнительные рекомендации диспетчеру при разговоре с вызывающим
абонентом:

Рекомендуемые требования к информационной системе станции
(отделения) скорой медицинской помощи, осуществляющей в электронном
виде прием и сортировку поступающих обращений

В июне 2013 г. года Минздрав России утвердил новый порядок оказания медицинских услуг этой службой (приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи") (далее — новый Порядок). Новые правила вступили в силу с 1 января 2014 года.

Что принципиально нового?

Многие положения действующего в настоящее время Порядка оказания скорой медицинской помощи (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. № 179, далее - Порядок) остались неизменными, но были конкретизированы и дополнены. К основным новшествам можно отнести следующие.1. Уточнены критерии оказания экстренной и неотложной скорой медицинской помощи.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются следующие состояния, представляющие угрозу для жизни:

  • нарушения сознания;
  • нарушения дыхания;
  • нарушения системы кровообращения;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • внезапный болевой синдром;
  • внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов;
  • травмы любой этиологии;
  • термические и химические ожоги;
  • внезапные кровотечения;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • роды, угроза прерывания беременности;
  • дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

(п. 11 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (утв. приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н))

"Скорая" и сейчас работает в таких форматах, однако новый Порядок внес ясность в критерии их определения. Неотложная.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

  • внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

(п. 13 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (утв. приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н))

Неотложная или экстренная форма оказания скорой помощи имеет значение для определения очередности вызовов. Так, новый Порядок расставил приоритеты, уточнив, что в случае поступления вызова "скорой" в неотложной форме на него реагирует ближайшая свободная общепрофильная бригада при отсутствии вызовов в экстренной форме (п. 12 нового Порядка). Определяет, в какой форме должна быть оказана медицинская помощь, принимающий вызов медицинский сотрудник.

Уточнены состав и профиль бригад скорой медицинской помощи. Действующий Порядок предусматривает работу как общепрофильных, так и специализированных бригад скорой помощи, однако состав и порядок их деятельности определены только схематично (п. 20, п. 25 Порядка).

П. 5 Приложения № 2 к новому Порядку закрепляет виды специализированных бригад (бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические) и определяет, что специализированную бригаду должна вызвать общепрофильная бригада в случаях, когда состояние пациента требует использования специальных методов и сложных медицинских технологий, выполняя на месте до ее прибытия максимально возможный объем медицинской помощи собственными силами и средствами (п. 17 Приложения № 2). Конечно, специализированная бригада может быть направлена больному и сразу после поступления вызова, решение об этом принимает фельдшер или медсестра по приему вызовов (п.7, п. 8 Нового порядка).

Детально прописаны правила эвакуации пациента.

В частности, определено:

  • кто принимает решение об эвакуации (медицинский работник выездной бригады "скорой" либо руководитель, его заместитель по лечебной работе или дежурный врач в случае, если в медицинской организации отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи);
  • по каким критериям определяется медицинская организация, куда доставят больного (исходя из тяжести его состояния, минимальной транспортной доступности до местоположения медицинской организации и ее профиля);
  • какие действия должны выполнять сотрудники выездной бригады во время эвакуации больного (мониторинг состояния функций организма пациента и оказание необходимой медицинской помощи);
  • в каких случаях необходима авиаперевозка пациента (противопоказания к эвакуации наземным транспортом, удаленность места происшествия от медицинской организации, масштабы происшествия и т. д.).

Утверждены новые стандарты оборудования машин и станций скорой медицинской помощи.Теперь оснащение машин "скорой" учитывает появление новых видов медицинской техники и позволяет применять современные медицинские технологии. Так, в распоряжении бригад скорой помощи должны будут появиться устройства контроля качества проведения непрямого массажа сердца с голосовыми подсказками, аппараты искусственной вентиляции легких для детей и новорожденных, спинальные щиты с устройством для фиксации головы и т. д. (Приложение № 5 к новому Порядку).

Кроме того, на машины скорой помощи должны быть установлены видеорегистраторы и навигаторы с возможностью использования спутниковой системы ГЛОНАСС.

Финансирование скорой медицинской помощи

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который вызвал живейший интерес еще на стадии создания соответствующего законопроекта и внесения в Госдуму (интрига заключалась и в том, что разрабатывался документ Правительством РФ, а нижней палате парламента был представлен группой депутатов). Были закреплены правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, а пациенты приобрели право свободно выбрать не только страховую компанию, но и медицинскую организацию, а также конкретного врача.

С 2013 года в систему ОМС была включена и служба скорой медицинской помощи. Это означает, что теперь расходы на оказание медицинских услуг бригадами скорой помощи возмещаются за счет средств ФОМС (так называемая "одноканальная" система финансирования), а не напрямую из соответствующих бюджетов, как это было раньше. Сделано это было для того, чтобы эффективнее расходовать государственные средства, увязав их с объемом оказанных медицинских услуг, а также оценить качество работы бригады "скорой".

Сразу возникает вопрос о том, как это отразится на пациентах, особенно не имеющих полиса ОМС. Государственные гарантии оказания медицинской помощи предусматривают, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно (постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). А в конце декабря 2012 года Минздрав России пояснил, что финансовое обеспечение скорой медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования гражданам обеспечивается за счет бюджетных средств региона (письмо Минздрава РФ от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

Это означает, что даже если у гражданина нет медицинского полиса, бригада скорой помощи приедет и окажет ему помощь бесплатно, и, что немаловажно, впоследствии никто не будет требовать от такого гражданина возмещения расходов государства.

Кстати, для пациентов, недовольных качеством оказанной бригадой скорой помощи услуги или ответом диспетчера, это нововведение расширило круг инстанций для обжалования. Теперь в случае оказания услуг скорой медицинской помощи ненадлежащего качества или отказа в их оказании застрахованное лицо вправе обратиться к страховой компании, выдавшей ему полис ОМС, с требованием о проведении экспертизы качества медицинских услуг (ранее существовала возможность обжалования качества оказанных услуг только внутри медицинской системы или в судебном порядке). В случае установления факта нарушения прав пациента медицинская организация будет обязана возместить ущерб (приказ ФФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию").

К платным медицинским услугам, оказываемой скорой, относятся транспортировка больных, не нуждающихся в экстренной или неотложной медицинской помощи, обслуживание общественных и спортивно-массовых мероприятий, транспортировка крови в лабораторию и т.д. Параллельно с государственной службой скорой мед.помощи существуют и платные. Вызвать платную государственную "скорую" может и гражданин, имеющий полис ДМС, при условии наличия договора между соответствующей страховой компанией и станцией скорой помощи. В этом случае он не будет платить, а оплатит страховая компания.

Как будет развиваться служба скорой медицинской помощи в дальнейшем

Основные направления совершенствования оказания скорой медпомощи закреплены в государственной программе "Развитие здравоохранения" (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р). К ним относятся, в частности, следующие:

Совершенствование системы управления вызовами.Сегодня оказание скорой медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Это не всегда дает хорошие результаты работы бригад скорой помощи и позволяет оперативно оказать медицинские услуги больным.

Для устранения этого недостатка планируется повсеместно внедрить автоматизированные системы управления приема и обработки вызовов. На Станции скорой медицинской помощи г.Белгорода она функционирует с 2005 г. Система позволяет оперативно зарегистрировать поступивший вызов, исключить направление по одному и тому же вызову двух бригад скорой помощи, определить местоположение машины и зафиксировать затраченное на вызов время, быстро сгенерировать статистическую информацию по деятельности станции скорой медпомощи и т. д.

Еще одним решением этой проблемы должна стать единая диспетчерская служба, которая к 2020 году должна появиться во всех регионах. Она позволяет наладить слаженную работу региональных и местных служб скорой помощи и ввести единый для них номер телефона — 112.

Устранение функций, не свойственных скорой помощи.Не секрет, что сейчас "скорая" выполняет навязанные ей задачи, за выполнение которых должны отвечать другие службы — обычная транспортировка больных (прежде всего — на аппаратное очищение крови при почечной недостаточности), доставка специалистов и препаратов крови и т.д. С этой проблемой тесно увязана и другая — часто пациенты не понимают, в каких случаях необходим вызов скорой помощи, а когда она не может или не имеет права помочь (например, острая зубная боль или необходимость получения больничного листа) и следует обратиться в поликлинику. За заведомо ложный вызов "скорой" налагается административный штраф в размере от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб. (ст. 19.12 КоАП РФ).

Переоснащение карет скорой помощи и обновление автопарка.Планируется, что к 2020 году вообще не должно остаться машин скорой помощи старше пяти лет.


Методические рекомендации "Общие принципы приема обращений от населения, поступающих на станции (отделения) скорой медицинской помощи, и определения повода для вызова скорой медицинской помощи"

- обеспечение круглосуточного централизованного приема вызовов скорой медицинской помощи;
- сортировка обоснованности вызовов скорой медицинской помощи по поводам вызова, срочности и профильности направления выездных бригад скорой медицинской помощи;
- незамедлительная передача вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, все обращения (вызовы), поступающие на станции (отделения) скорой медицинской помощи, должны пройти сортировку, по результатам которой будет выявлено наличие или отсутствие в поступившем обращении повода для вызова скорой медицинской помощи.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
а) нарушения сознания;
б) нарушения дыхания;
в) нарушения системы кровообращения;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
д) болевой синдром;
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги;
з) кровотечения любой этиологии;
и) роды, угроза прерывания беременности.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:
а) внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, без явных признаков угрозы жизни;
б) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Каждый из перечисленных поводов для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме включает группу заболеваний (состояний), при которых требуется оказание скорой медицинской помощи. В этой связи поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме могут быть детализированы с учетом предполагаемых заболеваний (состояний), при которых требуется оказание скорой медицинской помощи, а также с учетом факта происшествия (например, теракт, ДТП, пожар, и т.п.), предполагающего наличие пострадавших, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи, на месте происшествия. Детализированные поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме могут быть утверждены нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или локальными нормативными актами медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.
С целью определения повода для вызова скорой медицинской помощи при поступлении обращения на станцию (отделение) скорой медицинской помощи сначала целесообразно определить первичный повод обращения, исходя из которого можно сразу выявить наличие повода для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме или начать проведение дополнительного опроса вызывающего абонента для уточнения нуждаемости пациента в оказании скорой медицинской помощи.
В таблице 1 в качестве примера приведен перечень первичных поводов обращения, используемый в работе одной из станций скорой медицинской помощи Российской Федерации.

Первичный повод Открытые вопросы (не информативные) Закрытые или альтернативные вопросы
Боль в ноге Что у вас с ногой? Нога не стала бледной или посиневшей?
Кашель Какой у ребенка кашель? Лающего кашля, осиплости голоса нет?
Рвота Чем рвота? Рвота кровью или пищей?

При необходимости диспетчер может передать обращение (переключить разговор с вызывающим абонентом) соответствующему специалисту станции (отделения) скорой медицинской помощи в целях предоставления следующих рекомендаций:
- выполнение мероприятий по оказанию первой помощи до прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи;
- организация встречи выездной бригады скорой медицинской помощи и обеспечение работникам выездной бригады скорой медицинской помощи беспрепятственный доступ к пациенту, а также содействие созданию безопасных условий для оказания пациенту скорой медицинской помощи, включая принятие мер к изоляции домашних животных;
- обращение пациента в соответствующую медицинскую организацию с предоставлением её адреса и телефона (при отсутствии повода к вызову скорой медицинской помощи или повода для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме), если пациент изъявляет желание самостоятельно обратиться в данную медицинскую организацию.
Диспетчер при наличии возможности может самостоятельно предоставить вызывающему абоненту перечисленные рекомендации.

Дополнительные рекомендации диспетчеру при разговоре с вызывающим
абонентом:

Рекомендуемые требования к информационной системе станции
(отделения) скорой медицинской помощи, осуществляющей в электронном
виде прием и сортировку поступающих обращений

Читайте также: