Как цыгане получают водительские права

Обновлено: 04.07.2024

Проблема мигрантов во многом объединяет Россию и Францию. И там, и там есть переселенцы, исповедующие не самую массовую религию для данных стран – ислам. И там, и там, живут кочевые народы – цыгане.

Лагеря кочевников во Франции периодически поджигают недовольные их нахождением на территории страны люди, и цыганам приходится уезжать из Франции. По данным Европейской ассоциации по защите прав человека, с начала года эту страну покинули 4 тысячи кочевников. За ликвидацию цыганских поселков правительство Франции не раз подвергалось критике. Так, летом 2010 года президент Николя Саркози принял решение о депортации цыган, которым даже выдали денег на авиабилет в один конец.

Первое заседание совета по межнациональным вопросам в Саранске стало знаковым для полувековой истории цыган. Президент Владимир Путин призывал собрание к инициативе. Историк Надежда Деметр откликнулась сразу. Ей удалось донести до президента все проблемы цыган-россиян. Не прошло и года с этой встречи, как приняли комплексный план мероприятий по развитию цыган.

В Челябинской области за нацменьшинства отвечает Министерство культуры. Министр Алексей Бетехтин, как и большинство россиян, знаком скорее с проблемами, возникающими из-за цыган.

Алексей Бетехтин ждет предложений от всех заинтересованных в программе ведомств: МВД, Минобразования, Минтруда и Минздрава. Однако он совсем не уверен, что сами цыгане готовы к такому вниманию властей. Ведь они привыкли жить иначе: Россия - сама по себе, табор - сам по себе.

Пока государственная машина обрабатывает план развития, сами цыгане узнают о нем по сарафанному радио. В челябинском поселке Шагол особенно оценили пункты, связанные с документами. Их теперь будут выдавать по упрощенной схеме. Для цыган это - вопрос жизни.

Цыгане изучают документ всем табором и не верят своим глазам. Выходит, совсем скоро они смогут пойти работать официально. Пока же им приходится зарабатывают сбором металлолома. Лечиться и рожать они будут в больнице, а не дома, как привыкли. И самое главное - наконец-то появился шанс легализовать жилье. Почти 20 лет после переезда из Казахстана, они не могут спать спокойно и боятся оказаться на улице. На месте, где стоят их дома, намечена стройка. Документов на землю у них тоже нет.

Такое уже случалось, правда, не с этим табором. Власти Калининградской области снесли целый цыганский поселок. Люди снова стали кочевниками.

В Тагиле цыгане ассоциируются совсем с другой проблемой. Егор Бычков, бывший наркоман и известный на всю страну борец с наркоторговцами, бывал в местном таборе не раз. Часто наблюдал, как цыганок с героином допрашивали полицейские, а дети, которым уже впору учиться в колледже, отлынивали от учебы и год за годом проходили обучение все в том же шестом классе средней школы.

Цыган Валерий Лебедев, хоть с новым постановлением и не знаком, но уже давно живет по нему сам. Пока правительство планировало меры профилактики наркоторговли в цыганской среде, он лично выгонял таких дельцов из родного Покрова. По его словам, табор живет в порядке, чтобы у местных правоохранительных органов не возникало к нему никаких вопросов.

Табор Лебедевых живет во Владимирской области с 1970-х годов. В семье 12 братьев и сестер, у каждого свой бизнес. С документами и образованием у детей и внуков все в полном порядке. От государства они как нацменьшинства никогда ничего не получали.

Хозяйка дома Наталья привычным способом узнает о судьбе госплана адаптации цыган. Карты, как известно, не врут. По ее словам, польза от государственной программы будет далеко не всем цыганам – обещанную помощь получат лишь единицы.

Супруг Натальи Александр на эту помощь все-таки очень рассчитывает. Его бизнесу давно стало тесно во дворе дома. Животных выгуливает по очереди. Одних только коней у Александра 13 голов, а ведь есть еще и коровы, и овцы

Валерий Лебедев не так давно сам расширил свой бизнес: к грузовым перевозкам прибавились пассажирские. У него свой план - познакомить всех покровчан с православными святынями. На сей раз запланировал паломничество в Москву к Матроне. С отцом Олегом обсуждают детали предстоящего путешествия. К прихожанам из табора здесь давно привыкли. С понимание относятся даже к гаданиям.

Народная артистка России Ирэн Морозова тому яркое подтверждения, всю жизнь она посвятила песне и не только цыганской. Считает себя хранительницей и русской культуры тоже. Потому и смущает артистку формулировка комплексного плана.

Несмотря на такое отношение к государственной программе, певица готова участвовать в ее культурной части. Сюда относится кино, кружки, творческие мастерские. Однако планы у Морозовой касаются не только цыган, но и русских. Проблемы у граждан России от национальности не зависят.

Мария Олейникова

1 Признаётся право на свободное использование своих способностей и имущества для традиционной (разрешенной цыганским законом) предпринимательской и иной экономической деятельности.

2 Признаётся право на пользование доверием со стороны партнёров в ведении предпринимательской и иной деятельности.

Подобно тому, как цыгане делят людей на своих (рус.-цыг. рома "цыгане") и не своих (рус.-цыг. гадже "нецыгане"), существующие занятия и профессии они также делят на те, которые могут выполнять цыгане, и работы, которые выполняют лишь нецыгане. Цыгане обычно не занимаются работами, которые выполняют гадже, считая, видимо, выше своего достоинства заниматься ими. По мнению цыганолога Л.Н. Черенкова существует круг работ и занятий, заниматься которыми действительно было запрещено цыганам по каким-то, только им понятным, видимо, этическим правилам, традиционно сохраняемым в народе уже многие века. Так, до сих пор лишь единицы цыган работают врачами; и на самом деле, почему бы им, к примеру, не освоить столь прибыльную профессию врача-стоматолога? Но цыгане, столь любящие вставлять себе золотые зубы, которые рассматриваются как признаки богатства, этой профессией не занимаются (известны лишь единицы цыган, работающих стоматологами). После изучения этой проблемы мы пришли к выводу: по всей видимости, для цыган прикасание к человеку-нецыгану, в том числе и другого пола, многие части которого традиционно рассматриваются как нечистые, запрещено цыганским "законом". У крымских цыган порицается предстание даже перед самыми близкими родственниками в семье в неопрятном в отношении костюма виде. Хождение в полуобнажённом виде считается во многих семьях неприличным.

Цыганский народ знает многие традиционные для него национальные цыганские ремёсла. К ним относятся кузнечное ремесло, ювелирное ремесло, ремесло изготовителей металлической посуды, решёт, корзин и кирпичей. Но особой славой и популярностью среди русских цыган и цыган-влахов пользовались как коновальство, коневодство, коногонство, умение лечить лошадей. В выходные и ярмарочные дни эти люди становились барышниками. В 1925 году молодой цыган Николай Крикунов (1905-1974 г.г.) на северном Кавказе организовал легендарную цыганскую колхоз-коммуну "Хутор Крикунова", в которую вошли свыше 30 семей кочевых цыган. Хозяйство занималось разведением коней-рысаков для кавалерии Красной Армии, и даже к концу 1937 года появились свои, улучшенные породы лошадей. За годы существования этого хозяйства в нём сложились новые для цыган социальные и трудовые отношения (эпоха социализма).

Традиционные ремёсла являются иногда единственными для того или иного цыганского народа: так кузнечное ремесло - для крымских цыган, а изготовление металлической посуды - для цыган-кэлдэрарей.

Для многих цыганских народов было характерно занятие музыкой, танцами, пением. Цыганский народ весьма одарен музыкально, многие цыгане имеют от природы поставленный голос, как нам представляется, наследуемый от своих предков, которые в древности принадлежали к касте танцоров, певцов и музыкантов. Творчество цыган чаще всего всегда было направлено на удовлетворение запросов нецыган, поэтому не у каждого цыганского народа существуют песни на его родном языке. Так многие крымские цыгане, обладая прекрасными вокальными данными, обычно пели песни местного населения: крымско-татарские на татарском языке и казацкие - на русском или украинском. Из всего песенного фольклора крымских цыган за многие годы исследований была записана лишь одна традиционная песня-колядка, по всей видимости, она возникла довольно рано, так как в ней встречаются слова и их формы, которые для современного языка крымских цыган выглядят архаично.

В историю России вошла многосторонняя и разнообразная деятельность русских цыганских хоров, связанная с именами основателя первого хора графом Алексеем Орловым (1737-1808 г.г.) и первого хоревода Ивана Соколова (1740-1807 г.г.). В течение длительного времени этот хор исполнял старинные русские песни на цыганский лад.

Мария Олейникова

Изделия своих ремёсел цыгане всегда продавали сами. Особенно распространённое коневодство, конеторговля и конокрадство среди русских цыган продолжали существовать и после 1938 года. После же 1956 года, когда вошёл в силу известное постановление, по которому цыгане должны были работать на социалистических предприятиях, они, не смотря ни на что, сумели добиться сохранения коней в своих домашних хозяйствах и получить разрешение на занятие частным извозом, который был уже многие годы невозможен для русского населения СССР.

Чистое попрошайничество, прошение милостыни, нищенствование не характерно и даже призираемо в среде многих цыганских народов. Например, русские цыгане собиранием милостыни никогда не занимались, хотя и могли заставить своих детей попросить приглянувшийся в огороде "лук" или "укроп" к своему обеденному столу. В языке кэлдэрарей русское словосочетание "Христа ради" превратилось в одно слово-существительное "христаради": во мангдя христарадаса ("он попросил [со словом] христаради"). Видимо, и этот цыганский народ не обходила нищета. Профессиональными просителями милостыни на территории современной России являются лишь цыгане-люли из Средней Азии, часто появляющиеся в настоящее время в России. Другими видами традиционной цыганской трудовой деятельности (торговля, гадание) в непривычном для себя русскоязычном окружении люли не занимаются, а как правило гадают среди узбеков и таджиков.

Для цыган южных районов России, например, Крыма и Кубани, было характерно собирание в южных лесах дикорастущих яблок, груш, терновника, кизила, облепихи, шиповника, каштанов. Собирание в северных лесах России ягод и грибов для цыган этих районов не отмечается. За многие годы мы ни разу не наблюдали русских цыган, собиравших грибы или ягоды в лесу.

Гаданием более или менее регулярно занимаются практически все цыгане. Это традиционное искусство цыганских женщин (мужчины гадают редко) не только зарабатывать, делая деньги буквально из ничего, но и определенное магическое действо, направленное на снятие сглаза и порчи с человека, привораживание, отвораживание и многое другое. Гаданием женщины занимались чаще всего тогда, когда цыгане-мужчины не могли по каким-то причинам длительное время добыть деньги своим мужским ремеслом.

Цыганами весьма ценится верность данному слову, обещанию или договорённости между собой. В письменном виде никаких документов между собой цыгане никогда не составляли, поэтому все сделки совершалось при свидетелях, и договаривающиеся стороны должны были в идеале неукоснительно следовать слову договора. Обычно цыгане требовали неукоснительного выполнения договора не только от цыган, но и от людей других национальностей. В случае нарушения данного слова цыгане обращались в цыганский суд. До суда российского дело обычно не доходило: традиционно считалось, что гадже ("нецыгане") не смогут разобраться в тонкостях цыганских делах и принять решение, которое было бы, на взгляд цыган, "единственно правильным", и полностью отвечало бы букве их "закона".

Очень неприятно бывает слышать от цыган тому человеку, которому они говорят: "тукэ верка нанай" или "тукэ пакяпэ нанай", что означает с крымско-цыганского: "тебе веры нет".

1 Признаётся право на частную собственность, на обладание имуществом, на его использование, владение и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами.

2 Никто из цыган не может быть лишён своего имущества иначе как по решению цыганского суда, сходки и воли вожака табора.

В цыганских семьях кроме личных вещей, принадлежащих тому или иному члену семьи, имеются вещи, которыми пользуются все. Дети, взрослея, получают многие вещи из собственности родителей в их личную собственность, но во многих случаях молодёжь, уже создавшая свои семьи, ещё ведет хозяйство сообща и пользуется многими предметами, например, инструментарием для кузнечного дела, сообща.

Читайте также: