Как быть ответственным с деньгами

Обновлено: 07.07.2024

Достаточно часто родственники и близкие просят перезанять денег до зарплаты или же на совершение какой-то покупки. Стоит ли давать деньги родственникам и друзьям в долг? Как правильно давать деньги в долг? В данной статье мы рассмотрим особенности выдачи средств в долг, и как сохранить нормальные отношения, когда речь заходит о деньгах.

Типы займов

Подарить деньги

Дать и взять деньги в долг в качестве подарка можно, когда человек серьезно заболел. В таком случае деньги выступают благотворительным взносом, не стоит рассчитывать что человек их вернет. Бывает, что деньги близкие возвращают. Но когда сумма не возвращена, прощается долг и конфликт отсутствует.

Представим, что есть заработная плата, но в начале месяца деньги прогулял, но вспомнил, что нужно заплатить за аренду, кредит или же купить продуктов. В таком случае друг приходит на помощь. Такой займ не самый надежный, если у человека возникла такая ситуация, это говорит о финансовой безграмотности, а значит, отсутствует финансовая подушка. Заемщик не умеет вести бюджет и в целом не ведет учет прибыли/расходов. Давая в займ такому человек, вы потакаете финансовой безграмотности. Возможно, требуется помочь, сделать толчок, чтобы он пересмотрел свой подход к деньгам.

Одолжить на бизнес

Друг приходит с идеей на миллион – инфа 100%. Хочу открыть шаурму у метро, проходимость отличная, дай 300 тыс. на полгода верну с прибылью, оба заработаем. Вариантов море. Идея может и хорошая, но это не займ – это инвестиция. Если вы грамотный человек финансово от вложений нужно ожидать прибыли. Поэтому необходимо проанализировать:

  • что это за человек;
  • какой у него бэкграунд;
  • какие навыки и образование;
  • какая команда будет работать с ним;
  • присутствует ли бизнес-план;
  • способен ли он работать в этой отрасли;
  • если ли финансовые модели, отражающие данную бизнес-модели.

Если ли у вас возможность и навыки проведения анализа данного стартапа? Когда отсутствует эта возможность, но вы готовы подарить средства, тогда возвращаемся к варианту номер №1 – благотворительность. Когда средства значимы, деньги лучше не давать в долг под такую идею.

Еще одна ситуация – друг обращается за деньгами в долг, но у него уже есть бизнес. Работает в данной отрасли давно, вы знаете, что у него есть опыт, самодисциплина, но он столкнулся с кассовым разрывом и недостатком кассовых средств. Нам известно, что малому бизнесу кредитов практически не дают, поэтому в такой ситуации помощь можно отыскать только у родных и друзей. Риски в такой ситуации ниже, но они присутствуют, так как мы живем в РФ.

Если вы намерены предоставить средства, запросите финансовую отчетность, присутствуют ли в данном проекте деньги, с которых вы получите долг назад.

Деньги в долг под расписку

Если вы даете деньги в долг, и это не благотворительность, тогда возьмите расписку. При отсутствии расписки можно считать, что деньги вы подарили. И через суд доказать ничего не получится. Даже если деньги давали в долг в присутствии 20 человек-свидетелей, их слова ничего не значат.

Учтите, что расписку нужно писать от руки полностью. Если предстоит обратиться в суд, заемщик может отрицать, что он подписывал данную расписку, скажет что подпись не его. Когда документ полностью написан от руки, проводится экспертиза почерка.

В расписке обязательно нужно указать все ключевые данные двух сторон сделки. Если проговариваются какие-то нюансы, их также нужно прописать в документе.

  1. ФИО и паспортные данные заемщика/заимодателя. Обязательно полные данные паспорта.
  2. Сумма займа прописью не только числом.
  3. Факт получения денег заемщиком.
  4. Дату возврата средств.
  5. Условия возврата, если оговорены проценты или их отсутствие.
  6. Санкции, которые предусматриваются в случае не возврата средств.
  7. Дата составления документа.
  8. Подпись заемщика.

Договор займа у нотариуса

Если сумма превышает 150 тыс. рублей, юристы рекомендуют не ограничиваться распиской. Деньги в долг под договор у нотариуса – это дополнительная защита. Это полноценный договор займа, по факту это расписка, но специалист точно пропишет все необходимые нюансы и подробности.

Один недостаток метода – стоимость услуги нотариуса. Чаще всего это процент от суммы выдаваемой в долг. Часто процент взимается с человека, занимающего средства.

Плюс – подпись поставленную на договоре заемщиком практически невозможно оспорить в отличие от расписки. В такой ситуации в суде, отсутствует необходимость, морочится с судебными экспертизами и проверками.

Чтобы дополнительно гарантировать возврат средств, в договор или расписку нужно вписать:

  • поручительство третьего лица;
  • залог имущества (авто, квартира);
  • условия штрафа в случае неполучения возврата долга.

Важный момент, некоторые стесняются просить расписку. Подумайте, сами если человек нацелен вернуть деньги, и понимает, с каких денег он будет это делать, расписка смущать не должна. Если человек отклоняется от этого, ссылается на отсутствие доверия и длительность дружбы – это повод задуматься, возможно, человек нацелен не вернуть средства.

Можно сказать, что расписка/договор нужны в большей степени заемщику, потому что это поможет с возвратом долга. Наличие документа дисциплинирует и напоминает вернуть долг. Это не договор на словах, перед вами юридическое соглашение, в случае невыполнения условия, могут последовать санкции.

Деньги в долг под процент

Как частное лицо, каждый может дать деньги под процент, особенно данная схема применима к предоставлению средств №3. Здесь важно понимать, что выставить процент можно любой, но важно прописать порядок расчета в документах. Выставив высокий процент в 2 раза выше, нежели типичный процент по таким займам, суд может уменьшить процент, даже несмотря на расписку/договор.

Помимо этого с июня 2018 года в Гражданском кодексе по расчету процентов появились изменения. Если в договоре нет процента, вы можете его получить. Данное правило действует если сумма больше 100 тыс. рублей, если меньше, процента не будет если он не прописан. Если больше, на сумму долга начисляется ключевая ставка банка, которая действовала весь период, пока должник не отдавал деньги.

Присутствует нюанс – если человек брал деньги на год, но вернул за полгода, процент автоматически будет начисляться на период возврата средств.

Можно предусмотреть штраф за просрочку:

  • фиксированный;
  • условие, что в случае просрочки с первого дня сумма процента возрастает в 2 раза или с определенной даты должен будет выплачивать 1 % в день.

Когда заемщик не согласен с данным условием, здесь работает простой аргумент – юрист порекомендовал такое условие, ведь нет разницы, ты же вернешь долг в срок. В жизни бывают разные ситуации, поэтому необходимо себя подстраховать.

Что такое семейный бюджет

Это не обязательно общий котёл, куда идут все финансы. Бюджет бывает разным, но в целом — это учёт заработанных членами семьи денег и планирование расходов.

  • рассчитывать средства на месяц, полгода, год;
  • быть готовыми к непредвиденным трудностям (сломался холодильник или затопили соседи);
  • планировать крупные покупки;
  • не ругаться с домашними из‑за денег.

Из чего он состоит

Доходы

Это зарплата всех работающих членов семьи. Сюда же относятся проценты от вкладов, случайные подработки и фриланс, подарки на праздники, пенсия, социальные пособия и любые другие дополнительные вливания.

Расходы

Траты всех членов семьи. Эта часть бюджета состоит из нескольких категорий.

  1. Общие расходы. Питание, счета за квартиру, услуги связи, проезд на общественном транспорте, обслуживание автомобиля (если им пользуются все), семейный отдых, кредиты.
  2. Непредвиденные расходы. Поломка сантехники или гаджетов, получение медицинской помощи или другие траты, которые не спланировать заранее.
  3. Личные расходы. Прописываются для каждого отдельно. Сюда входят покупка одежды и обуви, развлечения с друзьями, плановые походы к врачу, получение образования, покупка подарков, оплата секций и кружков для ребёнка, траты на домашних питомцев.

Перед началом месяца пропишите примерные лимиты в каждой из категорий, чтобы случайно не потратить больше, чем получили.

Накопления

Средства, которые остаются после распределения денег на расходы. В накопления могут входить:

  1. Подушка безопасности. Она нужна всем! Это средства, которые спасут в любых финансовых трудностях: помогут покрыть дорогое лечение, пережить увольнение, отремонтировать заглохшую машину. Размер подушки безопасности должен быть не меньше трёх окладов: чтобы безболезненно накопить её, можно откладывать по 10% от доходов ежемесячно.
  2. Деньги на крупные покупки. Например, отпуск, машину или новое жильё.
  3. Активы и ценное имущество. Инвестиции, автомобиль, недвижимость — любые варианты ценностей. У таких накоплений есть бонусы — например, инвестиции могут расти за счёт процентов и становиться источниками пассивного дохода.

Собственное жильё даёт ощущение стабильности и сокращает ежемесячные расходы — платить арендодателю не нужно. Выгодно приобрести квартиру в новостройке в любом регионе России до 1 июля 2022 года можно с льготной программой ипотечного кредитования. Ставка на весь срок будет равна 7% или даже меньше. Программа позволяет выбрать квартиру и в строящемся, и в уже готовом жилье. Единственное условие — это должен быть первичный рынок недвижимости. Максимальная сумма кредита — 3 миллиона рублей, а сумма первоначального взноса — 15%.

Каким бывает семейный бюджет

Раздельный

Каждый распоряжается своей зарплатой как хочет, а общие расходы оплачиваются по очереди. Такой вид бюджета даёт финансовую независимость и ограждает от ненужных согласований. Но не всегда.

Важно учитывать уровень доходов. Если оба партнёра имеют хорошую зарплату — раздельный семейный бюджет им прекрасно подойдёт. Если же доход неравноценный, особенно когда у одного партнёра он ниже уровня финансовой стабильности, — такой вид бюджета может привести к конфликтам.

Также во избежание ссор при раздельном бюджете важно заранее оговаривать очерёдность оплаты общих расходов, чтобы не оказаться в ситуации, когда оба партнёра потратили всё на себя или детей, а счета остались неоплаченными.

Совместный

Все заработанные деньги кладутся в общий бюджет. В совместном управлении финансами две роли — добытчик и распределитель. Партнёры могут совмещать их или разделить между собой. Есть и третий вариант — все финансовые вопросы берёт на себя один человек. Это тоже нормально, если такая ситуация всех устраивает.

У совместного семейного бюджета есть два плюса:

  1. Он максимально прозрачный — все понимают, сколько средств в семье и на что они уходят.
  2. С ним проще копить на крупные покупки: машину, квартиру, загородный дом.

Но есть и минус — трудности со справедливым распределением средств на личные расходы. Особенно сложно прийти к общему решению будет, если у супругов существенно разный заработок или один из партнёров не зарабатывает вообще.

Смешанный

Сочетание раздельного и совместного бюджетов. Часть зарплаты остаётся у члена семьи, заработавшего деньги, часть идёт в общий котёл. Первая покрывает личные расходы, вторая — общие.

Единственная возможная проблема в этом случае — споры по размеру взносов в общий котёл. Они должны быть соразмерны доходам и достаточны для оплаты всех необходимых статей расходов.

Как вести семейный бюджет

Первым делом нужно объективно оценить материальное положение. Для этого в течение месяца записывайте в электронную таблицу или блокнот доходы и каждый потраченный рубль: отмечайте точную сумму и на что она пошла.

Затем сложите расходы и сравните их с доходами. Так вы сможете проанализировать, насколько рационально тратится бюджет, отметить статьи, превышающие желаемые показатели, и увидите, на чём можно экономить.

Вот несколько полезных правил, которые облегчат контроль за бюджетом.

  1. Назначьте главного. Даже если бюджет раздельный, строка общих расходов остаётся. Чтобы холодильник не пустовал и счета были оплачены вовремя, лучше, чтобы за этим следил самый ответственный член семьи.
  2. Заведите счёт для общих расходов. Так средства, необходимые для оплаты коммунальных услуг, не уйдут незаметно на поездки на такси, кино или что‑нибудь ещё.
  3. Составляйте бюджет на долгое время вперёд. На квартал, полгода или год. Это важно для крупных покупок: вы будете представлять, сколько денег нужно отложить, чтобы успеть накопить на запланированное.

Как экономить

Чтобы деньги не улетали в никуда и не тратились за месяц до последней копейки, можно пользоваться разными хитростями.

  1. Платить наличкой или картой с кешбэком. В первом случае удобнее контролировать остаток и сложнее незаметно потратить лишнее. Во втором — вернётся часть стоимости покупки (в рублях или бонусах).
  2. Отказаться от одноразовых пакетов. Заменить их шопером — он стоит дороже, но прослужит несколько лет. И в пересчёте окажется дешевле, чем 50 или 100 одноразовых пакетов.
  3. Вести список покупок. Составляйте его перед каждым походом в магазин, чтобы не соблазниться на ненужное.
  4. Готовить обед дома. Это выгоднее, чем постоянно ходить в кафе или заказывать доставку. Чтобы не стоять у плиты каждый день, можно сделать заготовки, заморозить их и доставать по необходимости.
  5. Искать скидки и акции. В том числе проверять журналы со спецпредложениями в супермаркетах, заранее покупать билеты для путешествий и следить за сезонными распродажами.

Чтобы приобрести квартиру в новостройке в ипотеку с льготными условиями, нужно лишь выбрать жильё и обратиться в один из банков, участвующих в программе льготной ипотеки. А их более 60. Заёмщик вправе выбрать любой удобный и подходящий по условиям. Купить недвижимость так может любой совершеннолетний житель России: требований к семейному положению и достатку в программе нет. Наличие другой квартиры в собственности также не имеет значения. Важно: дополнительные требования могут быть установлены кредиторами.

На чём экономить не стоит

Задача семейного бюджета — оптимизировать доходы и расходы, а не сохранить как можно больше денег нетронутыми. Поэтому не стоит отказывать себе во всём, в частности делать что‑то из этого списка:

Деньги – важная часть нашей жизни, но немногие родители способны открыто обсуждать эту тему со своими детьми. Мы учим ребенка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться – но почему-то надеемся, что с финансовыми вопросами он разберется как-нибудь сам.

Заниматься финансовым просвещением все же нужно. Однако часто мы сами не можем до конца понять, как относиться к финансам – и не можем правильно рассказать о них детям. Разбираемся в самых популярных родительских заблуждениях на тему денег.

То, чему нас научили в детстве, во взрослой жизни мы повторяем автоматически – и здорово, если это будет не только умение завязывать шнурки, но и грамотно обращаться с финансами. Вот почему карманные деньги – большая польза и для детей, и для родителей.

Распоряжение собственным бюджетом учит детей покупать то, что действительно нужно, откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять. Мечта каждого родителя – поход в магазин без навязчивых просьб становится реальностью. Формируется понимание ценности денег: к ним относятся бережнее. Плюс так ребенок оттачивает навыки счета.


Начнем с того, что это неправда. Ребенок своими глазами видит, как вы достаете кошелек, рассчитываетесь за покупки — и деньги в нем есть. Результатом станет детская истерика прямо на кассе – или просто непонимание, обида и чувство, что его интересами пренебрегли.

Чтобы грамотно выйти из этой ситуации, вспомните стратегическую цель – научить осознанно относиться к тратам. Для этого необходимо объяснить ребенку, что существуют разные категории покупок: то, что необходимо купить прямо сейчас и то, что хочется, но может подождать.

Придумайте специальные задания вне обычного круга обязанностей ребенка и оплатите их. Задачи должны быть посильными и соответствовать возрасту: в 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.

Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор — и нарушать его нельзя.

Будьте последовательны и не подрывайте детское доверие. Помните и о долгосрочных последствиях: вряд ли вы хотите, чтобы выросший ребенок считал, что если начальник ругается, то можно поработать спустя рукава.

Не стоит оплачивать обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой), ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребенку будет несправедливым.

Каждому родителю нелегко смотреть, как честно заработанное утекает на однодневные игрушки и прочую ерунду. Помните, главная цель – научить ребенка грамотно и самостоятельно вести свой бюджет. Если речь не касается безопасности, стоит дать ребенку максимальную свободу в покупках, а свой голос оставить совещательным.

Дать свободу – не значит полностью самоустраниться. Регулярно просите ребенка поделиться тем, как он распорядился бюджетом. Обязательно отмечайте удачные решения, не требуйте строго отчета и не критикуйте. Помните, каждый ребенок (а особенно подросток) проходит через бессмысленные траты. Если вы будете правильно на них реагировать (не громко ругаться, а спокойно разбирать и советовать), то каждая ошибка станет ступенькой в практическом обучении.

Удобный способ отслеживать расходы – открыть ребенку специальную банковскую карточку (многие банки позволяют сделать это уже в 6-7 лет). Детская карта привязана к вашему счету, вы можете установить лимит трат на день, неделю или месяц и получать о них уведомления.

Финансовые вопросы не должны лежать в сфере эмоций. Помните, что карманные деньги – это не подарок от родителей, а инструмент обучения. Благодаря им ребенок учится брать на себя ответственность и грамотно распоряжаться своим бюджетом.

Если ребенок ведет себя неподобающе, стоит обсудить с ним это, собрать семейный совет или даже отложить запланированный подарок. Но не шантажируйте ребенка карманными деньгами! Это не только подрывает доверие, но и противоречит выбранной стратегии финансового воспитания.

Помните, что самый важный пример для ребенка, — это вы. Поэтому специальный обучающий курс по финансам пригодится и вам. Начинайте учить ребенка грамотному отношению к деньгам с ранних лет. Чем раньше ребенок поймет ценность денег и научится ими грамотно распоряжаться, тем проще ему будет в будущем.


Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.

Банковские ячейки используют, чтобы сохранить ценности или передать деньги при договоре купли-продажи недвижимости. Какие преимущества и риски существуют при использовании сейфа в банке, расскажем в статье.

Банковская ячейка – надежный вариант для передачи наличных при приобретении недвижимости. За металлическим корпусом хранилища расположены десятки отсеков, где граждане могут сберечь деньги, драгоценности, ценные бумаги и проч.

Что представляет собой банковская ячейка

Это ящики из металла разного размера и высоты. Банковские сейфы защищены охраной банка, посторонним лицам вход к ним запрещен.

В высоту они бывают от 3-4 см. Ячейки такого размера выбирают для хранения ценных бумаг, мелких предметов. Также есть отсеки 70-80 см. В них могут поместиться более массивные предметы: картины, антиквариат, дорогой и редкий мех и т.д.

В каждом банке ячейки могут быть разного размера. Обычно в них хранят деньги, слитки драгметаллов, документы и антиквариат. Кредитная организация не позволяет размещать в хранилище взрывчатые вещества и продукты питания.

Если из-за ваших предметов сейф деформируется или внутри появится неприятный запах, то банк потребует компенсировать убытки.

Назначение хранилища в банке

Металлическая коробка с личным ключом и номером – это персональный сейф. Банковскую ячейку открывают, чтобы сберечь ценности, либо для совершения денежных сделок.

Сбережение ценностей

Банковский сейф – безопасное место для ценностей. Их не достанут грабители, пожары и наводнения. Если вдруг вас затопят соседи, а деньги будут храниться в районе пола, например, в нижнем ящике комода, то они могут разбухнуть и потерять внешний вид.

Ячейку удобно арендовать на время отпуска или длительной командировки.

Станиславу предстояла длительная зарубежная командировка. Два года он должен был учиться и работать в Европе. На это время он планировал сдавать квартиру, а семейные ценности поместить в банковскую ячейку. Конечно, аренда отсека в финансовой организации выходила недешево, но это было намного безопаснее, чем брать антиквариат с собой за границу либо оставлять в сдаваемой квартире незнакомым людям.

Заключение сделки

Покупатели жилья часто обращаются к использованию ячейки в банке, чтобы передать наличные. Хранилище финансовой организации выступает гарантом законности соглашения.

Покупка и продажа жилья с помощью банковского сейфа

Финансовая организация, продавец и приобретатель жилья подписывают трехсторонний контракт съема ячейки в банке. Покупатель пересчитывает деньги в присутствии владельца недвижимости, после этого отдает их на хранение в банковский сейф.

После оформления соглашения о купле-продаже новый владелец недвижимости входит в права собственности, продавец получает от специалиста банка ключ от сейфа. При такой схеме обе стороны могут быть уверены друг в друге и безопасности операции.

Кто платит за ячейку

Место в хранилище банка арендуется на месяц. Квартиру можно зарегистрировать и за неделю, но чтобы подстраховаться на случай форс-мажора, покупатель берет место на длительный срок. Продавец может договориться с покупателем снимать ячейку пополам.

Документы для съема ячейки

Кроме трехстороннего соглашения, участники сделки подписывают дополнительный договор. В нем уточняются обстоятельства получения денег продавцом после окончания процедуры покупки жилья. В случае переноса срока сделки покупатель имеет право открыть сейф и унести с собой наличные.

За ним остается право составления в дополнительном договоре списка документов, после предъявления которых продавец имеет право забрать деньги. Кроме справки из ЕГРН, договора из Росреестра, можно попросить показать документ приема-передачи жилья или документ, доказывающий, что в квартире никто не прописан.

Есть ли гарантия сохранности ценностей в ячейке

На это влияет соглашение, которое клиент подписал с финансовой организацией.

Договор съема с предоставлением ячейки

В этом варианте вы получаете место для сбережения ценностей. Работники банка не осведомлены о том, что находится в сейфе, поэтому не несут за это ответственность. Однако они обязуются отказывать другим людям открывать сейф без вашего согласия.

Если деньги или драгметаллы пропадут, то финансовую организацию не обяжут их возместить. Поэтому будет сложно убедить компанию о содержании в ячейке ценностей.

Договор съема с использованием хранилища

Покупатель информирует финансовую организацию, что именно будет хранить в сейфе. В свою очередь банк заверяет арендатора, что не допустит к ячейке иных лиц без согласия покупателя.

В случае грабежа финансовая организация также не несет ответственность за содержимое ячейки. Однако шанс вернуть свои средства есть.

При краже клиент должен составить претензию финансовой организации и зафиксировать преступление в полиции. Отсутствие ответной реакции от кредитной организации позволяет составить судебный иск. Документ должен содержать информацию о необходимости вернуть наличные и компенсировать моральный ущерб.

Владелец должен доказать, что во время кражи были похищены наличные средства. Для этого необходимо иметь свидетелей либо видеозапись.

Съем банковской ячейки в месяц стоит около трех тысяч рублей.

Договор использования ячейки с услугой ответственного хранения

За такое соглашение придется заплатить больше, чем за съем с использованием или предоставлением. Финансовая организация фиксирует, что находится в сейфе, проверяет подлинность денег, их количество, составляет опись.

Открывать и забирать имущество из ячейки можно только в присутствии работника банка, поскольку теперь кредитная организация обладает ответственностью за составные части хранилища. При пропаже имущества организация обязана оплатить вред.

Чтобы обезопасить содержимое сейфа, можно его застраховать. Обычно банки предоставляют такую услугу.

Могут ли родные получить доступ к ячейке

Самый простой способ – оформление доверенности на родственника. Тогда ему будет открыт путь к хранилищу. Доверенность может действовать только при некоторых ограничениях, например, при смерти владельца банковской ячейки.

Доступ к сейфу без доверенности

Близкие имеют право открыть сейф с помощью нотариуса. Они могут заявить о своем праве в течение шести месяцев с даты гибели родного человека. В этот срок они вступают в наследование его ячейки.

Выяснить наличие счетов, вкладов и ячеек можно у нотариуса. Он составляет запрос и рассылает во все банки округа, если неизвестно, какими услугами пользовался погибший родственник.

При подписании договора ответственного хранения финансовая организация сразу сообщает, что содержится в сейфе банка. Соглашение аренды позволяет открыть ячейку, составить опись содержимого и прислать этот список нотариусу.

После смерти брата нотариус передал Вадиму документ о вступлении в наследство. Парень обнаружил существование сейфа в банке и решил узнать, что в нем находится. Там была картина Айвазовского. Это удивило Вадима, однако он продолжил настаивать на возврате содержимого сейфа.

Кредитная организация попросила доказать, что картина является собственностью арендатора ячейки. Теоретически он мог хранить в банке чужие вещи, которые, например, приобрел на торгах его друг и попросил сберечь в своем хранилище.

Финансовая компания не хотела рисковать, опасаясь обращения реального собственника картины с квитанцией и документом о приобретении предмета искусства. Если это произойдет, то у кредитной организации возникнут неприятности.

В итоге Вадим обратился в суд. Судья постановил вернуть картину владельцу.

Кредитные организации опасаются ситуаций, когда наследники не способны доказать собственность предметов хранения. Тогда банк оставляет предметы из ячейки в своем бессрочном владении.

Преимущества ячейки в банке

Финансовая организация обладает многоэтапной системой защиты. Металлическая бронированная дверь, сигнализация, видеокамеры, сотрудники ЧОП охраняют ячейки от проникновения третьих лиц.

Содержимое ячейки принадлежит клиенту. Ее не откроют и в случае потери банком лицензии. Ценности вернут владельцу. Их также не учитывают при определении возмещения от Агентства по страхованию вкладов, если владелец ячейки открывал счет в этой кредитной организации.

Банк обязан соблюдать тайну того, что находится в хранилище. Также третьи лица не узнают, есть ли у какого-либо клиента ячейка. Нарушить конфиденциальность банк может только по заявлению суда, ФСБ и МВД.

Минусы банковского сейфа

Финансовая организация доверяет законности сделки по приобретению квартиры. Банк не станет проверять надежность официальных соглашений бывшего собственника. Это не исключает вероятность получения обманным способом доступа к сейфу, например, используя фальшивые документы. Конечно, риск есть, даже когда банк проверяет переход прав собственности через Росреестр.

Повреждение ячейки, потеря ключа, а также срыв периода эксплуатации грозит штрафом. Внесенный залог банк не вернет.

Также штраф будет назначен, если клиент в срок, регламентируемый договором, не освободит сейф и не пролонгирует контракт на его использование. Финансовая организация может потребовать двойную оплату за хранение содержимого больше срока.

Если предметы из сейфа вовремя не забрали, а финансовая организация, например, при перемещении разбила одну из статуэток, то банк должен возместить стоимость имущества.

Такое случается редко, но в таком случае банк будет обязан вернуть стоимость ценностей при заключении документов об ответственном хранении.

Финансовая организация открывает хранилище в случае пожара, наводнения и любого другого стихийного бедствия. Чаще всего ее вскрывают, когда собственник содержимого не продлевает аренду.

Читайте также: