К политическим факторам выступающим детерминантами коррупции в нашей стране можно отнести

Обновлено: 19.05.2024

Природу развития современной коррупции исследователи объясняют по-разному. Одни видят причину в несовершенстве законов, усугубляющих деградацию личности. Другие главной причиной считают разрастающуюся армию чиновничества, бюрократизацию общественной жизни, неоправданное расширение роли государства, третьи выдвигают на первый план причины, лежащие в экономической сфере. Указывают и на эволюцию рынка. Сходятся только в одном – коррупция, ее масштабы, специфика и динамика отражают общие политические, социальные и экономические проблемы страны.

1. Социально-экономические факторы.

Переход от плановой экономики к экономике рыночной, который определяет сущность современного этапа развития российского общества, сопровождается целым рядом негативных последствий. Среди них особенно следует отметить следующие:

В целом приходится констатировать, что значимые факторы, порождающие коррупцию, находятся в области функционирования государственного и хозяйственно-экономического механизмов.

2. Политические факторы.

Криминологами давно опровергается довольно распространенное мнение, согласно которому проблема противодействия преступности является исключительной прерогативой правоохранительных органов. Без участия всей государственной системы, всего общества задача минимизации уровня преступности нерешаема. В этой связи особое значение приобретает наличие политической воли руководства государства реально (т. е. не декларативно), целеустремленно и последовательно противодействовать коррупционной преступности.

Многими исследователями отмечается, что зачастую решение о привлечении к уголовной ответственности высокопоставленных должностных лиц принимается, исходя не из наличия или отсутствия юридических оснований, а исходя из политической целесообразности, узкопартийных интересов, степени близости этого лица к вышестоящему руководству. Случаи привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных государственных служащих в России крайне редки, и, как правило, возбуждение уголовного дела против коррумпированных чиновников, занимавших высокие должности, связано с конфликтом интересов различных политических и финансовых групп. К сожалению, лозунг борьбы с коррупцией часто используется для борьбы с политическими противниками.

Так, по данным Верховного суда Российской Федерации, большинство выявленных в 2008–2010 годах коррупционеров – это милиционеры, врачи и преподаватели, при этом в данных ситуациях речь идет о так называемой низовой коррупции, эти люди не крадут заводы, шахты, пароходы. В основном люди попадали на скамью подсудимых за взятку размером в две-три тысячи рублей, иногда и меньше. Более чем в ста случаях сумма взятки не превышала пятисот рублей[106].

В подобной ситуации наличие политической воли является решающим фактором противодействия коррупционной преступности. Под политической волей обычно понимается то, что при наличии законных оснований закон применяется к какому-либо лицу независимо от занимаемой должности, политических пристрастий, родства, близости к политическому руководству и других подобных обстоятельств. При отсутствии политической воли самое совершенное антикоррупционное законодательство обречено на декларативное существование, а деятельность правоохранительных органов – на имитацию борьбы с коррупцией.

Следует отметить, что недостаточно последовательная и целеустремленная уголовная политика российского государства в сфере противодействия коррупционной преступности (например, отмена конфискации имущества лиц, виновных в совершении этих преступлений) также является одной из детерминант подобных преступлений.

3. Социально-психологические факторы.

Рассматривая коррупцию как социальное явление, нельзя не отметить, что она представляет собой отражение, социальную проекцию психологических законов, феноменов, представлений, и потому среди детерминирующих ее факторов видное место занимают факторы социально-психологические. Факторы этой категории весьма разнообразны и включают в себя как личностные детерминанты, так и господствующие в обществе моральные, социокультурные и иные императивы социальной активности людей.

Не менее значимым является и другой фактор – средства массовой информации, насаждающие поведенческую модель, которая фактически представляет собой пропаганду коррупции, создавая и поддерживая представления о коррупции как о всемогущей и непобедимой системе.

В подобных условиях даже порядочные, не коррумпированные государственные служащие, будучи связаны куначеско-патронажными обязательствами, порой не могут позволить себе проявить принципиальность. Таким образом, «коррупция становится составной частью национальной культуры, поэтому лица, использующие такие методы, могут быть удивлены, если им сказать, что то, что они делают, является бесчестным и неэтичным[109].

Интересно, что подобные социально негативные традиции более распространены, по свидетельству многих исследователей, в России – в южных регионах, а в Европе – в южных странах. Возможно, отсутствие в культуре северных народов таких обычаев является одним из факторов самого низкого в мире уровня коррупции в скандинавских странах.

Все это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к формированию антикоррупционного общественного и индивидуального сознания.

4. Правовые факторы.

Значимым фактором, повышающим интенсивность коррупционных проявлений, является несовершенство действующей правовой системы. Здесь можно отметить несколько аспектов:

3) значимую роль играет несогласованность и непоследовательность и проводимых в Российской Федерации реформ. Так, например, в некоторых случаях реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, тогда как анализу и контролю их практической реализации государством должного внимания не уделяется. В результате создание необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной правоприменительной практикой в реформируемых сферах, связанной в том числе с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями.

5. Организационные факторы.

Недостаточно эффективная организация контроля деятельности государственных служащих, чрезмерная закрытость и иногда необоснованная корпоративная солидарность большинства государственных органов, недостаток гласности и прозрачности в их деятельности, слабость внутреннего, ведомственного контроля создают благоприятную почву для коррупционной преступности. Следует отметить, что подобные условия имеют как объективную природу, вызванную определенным несовершенством механизма государственного управления, так и субъективную – значительное число государственных служащих подобное положение вполне устраивает. Отсутствие четкого и общедоступного регламента исполнения функций позволяет многим чиновникам интерпретировать порядок осуществления своей деятельности, исходя из своих интересов. Обилие проверяющих (лицензирующих) предпринимательскую деятельность органов и, как следствие, многочисленные инструкции и нормативные акты, регламентирующие их деятельность, также создают почву для коррупции. Необходимо гармонично сочетать целесообразный контроль бизнеса со стороны государства с ограничением избыточного вмешательства государственных органов в экономическую сферу.

В другую группу организационных факторов коррупционной преступности входят: плохое взаимодействие правоохранительных органов, противоречия в компетенции органов, осуществляющих борьбу с преступностью, несоответствие системы мер борьбы с преступностью целям такой борьбы, перегрузка системы уголовной юстиции, низкий уровень профессионализма в системе правоохранительных органов, недостаточное материально-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Такая разрозненность и разобщенность правоохранительных органов способствует распространению коррупционной преступности, направленной на достижение выгоды любым путем.

Также одним из факторов, препятствующих эффективной борьбе с коррупционной преступностью, является крайне сложная процедура привлечения к уголовной ответственности совершивших преступления должностных лиц, наделенных правовым иммунитетом.

6. Кадровые факторы.

Недостатки в подборе и профессиональной подготовке кадров государственных служащих и, как следствие, их низкий профессионализм и некомпетентность способствуют распространению коррупционной преступности.

Существенно и то, что граждане Российской Федерации, поступающие на службу в полицию, должны проходить психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в установленном порядке.

На поступающего на службу в полицию гражданина Российской Федерации оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее 3-х лет, о том, что он поручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции Законом о полиции и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется Министерством внутренних дел РФ. Кстати, если рекомендованный полицейский совершит проступок или иное правонарушение – служебное расследование коснется и его поручителя.

В целях проверки уровня подготовки гражданина, поступающего на определенную должность, и соответствия его этой должности такому претенденту устанавливается испытательный срок от 3 до 6 месяцев. На период испытания указанный гражданин назначается на соответствующую должность стажером, на которого в период стажировки распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации. При этом срок испытания засчитывается в стаж работы в полиции.

Одна из причин существования коррупции – это несовершенство законодательства. Ежедневно разрабатываются и принимаются новые нормативные правовые акты, которые требуют изучения на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. Многие уже применяемые на практике нормативные правовые акты также требуют анализа и обобщения. Вопрос эффективности нормативных правовых актов и поиска оптимальных инструментов оценки законодательства с целью выявления и устранения нормотворческих ошибок был и остается актуальным. Одним из таких инструментов выступает антикоррупционная экспертиза. Ее задачей выступает установление правовой корректности проектируемых и действующих нормативных правовых актов, препятствие и снижение коррупционных рисков, которые могут быть заложены в нормах права.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Выявленные в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) коррупциогенные факторы отражаются:

  1. в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в установленном процессуальным законодательством порядке. При этом в требовании должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (его проекте) коррупциогенные факторы, а также предложены способы их устранения;
  2. в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области юстиции либо органами, организациями, их должностными лицами (в отношении принятых этими органами, организациями, их должностными лицами нормативных правовых актов (проектов таких актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения).

Если Вы столкнулись с наличием коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах органов местного самоуправления Вы можете сообщать об этом в прокуратуру по месту расположения органа, принявшего данный нормативный правовой акт.

о противодействии коррупции прокуратуры края

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

19 февраля 2021, 09:00

Коррупциогенные факторы в нормативно - правовых актах.

Одна из причин существования коррупции – это несовершенство законодательства. Ежедневно разрабатываются и принимаются новые нормативные правовые акты, которые требуют изучения на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. Многие уже применяемые на практике нормативные правовые акты также требуют анализа и обобщения. Вопрос эффективности нормативных правовых актов и поиска оптимальных инструментов оценки законодательства с целью выявления и устранения нормотворческих ошибок был и остается актуальным. Одним из таких инструментов выступает антикоррупционная экспертиза. Ее задачей выступает установление правовой корректности проектируемых и действующих нормативных правовых актов, препятствие и снижение коррупционных рисков, которые могут быть заложены в нормах права.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Выявленные в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) коррупциогенные факторы отражаются:

  1. в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в установленном процессуальным законодательством порядке. При этом в требовании должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (его проекте) коррупциогенные факторы, а также предложены способы их устранения;
  2. в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области юстиции либо органами, организациями, их должностными лицами (в отношении принятых этими органами, организациями, их должностными лицами нормативных правовых актов (проектов таких актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения).

Если Вы столкнулись с наличием коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах органов местного самоуправления Вы можете сообщать об этом в прокуратуру по месту расположения органа, принявшего данный нормативный правовой акт.

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности[2]. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов[3] — более 2% от мирового ВВП[4]. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке — обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1. Понятие коррупции

Первый критерий — вид деятельности коррупционера (схема 1 — кто).

Схема 1. Типология коррупционных отношений по виду деятельности коррупционера


Второй критерий — формы коррупционных отношений (как и зачем):

Третий критерий — насколько часто возникают коррупционные явления (схема 2 — как часто)

Схема 2. Типология коррупционных отношений по степени распространенности


Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Таблица 1. Различные подходы к интерпретации понятия коррупции

Рациональный подход (экономика преступности)

Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально реша­ет идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.

Теория рентоориентированного поведения

Экономическая рента — плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение — усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения

Институциональный подход

Коррупция — контрактное взаимодей­ствие между экономическими агентами с целью злоупотребления пози­цией ради частных выгод.

Модель «принципал-агент

Коррупция существует благодаря ассиметричности информации и вы­соким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника

Теория оппортунистического поведения

Коррупция — частный случай оппортунистического поведения

Классический либерализм

Источник: Бондаренко И. А., Коррупция: экономический анализ на региональном уровне.

Санкт-Петербург, “Петрополис”, 2001 г, с.23-45

Итак, мы убедились, что коррупция — это действительно сложное политическое, экономическое, социальное и этическое явление. Разобравшись с тем, что такое коррупция, можно исследовать причины ее возникновения — чему и посвящен следующий раздел.

2.Причины возникновения коррупции

Автор позволит себе не согласиться с мнением главы государства. Неуважение к закону — лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество — и мы попробуем рассмотреть как основные, так и второстепенные. Итак, в чем же корни коррупции?

К = М + П — О,

где К — коррупция, М — власть монополий, П — произвольность решений, О — ответственность.

Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной

власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.

Другая, не менее интересная модель коррупции [9]выглядит так:


где I — страна, t — год.

По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.

Абстрагируясь от приведенной выше модели, можно условно поделить все причины коррупции на шесть больших групп (таблица 2):

Таблица 2. Факторы коррупции

Группа факторов

Фундаментальные

Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы,

Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов

Организационно-экономические

Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда слу­жащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации

Информационные

Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции

Культурно-исторические

Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести

Негативные эффекты, которые оказывает коррупция на различные сферы жизни общества, сгруппированы в таблице 3.

Таблица 3. Последствия коррупции

Политическая сфера

Экономическая сфера

Социальная сфера

Невозможность осуществления демократических принципов

Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов

Рост социального неравенства, бедность

Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок

Высокие временные и материальные издержки при ведении бизнеса;

Рост финансовых и коммерческих рисков

Нарушение принципа верховенства закона

Поиск ренты в ущерб материальному производству

Усиление организованной преступности

Неэффективность политических и судебных институтов

Искажение (повышение) цен

Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества

Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию

Становление мафиозных группировок

Падение престижа страны

Рост теневой экономики, налоговые потери

Дискредитация права в глазах общественности

Исчезновение реальной политической конкуренции

Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций

Морально-нравственные нормы теряют значение

Снижение эффективности экономики страны в целом

Рост социальной напряженности

Источники: см. список литературы

Проиллюстрируем эти утверждения примерами[13]. Допустим, иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации, причем не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику.

Тем не менее, стоит отметить, что негативные последствия коррупции гораздо серьезнее и масштабнее положительных: по мнению Д. Хьюстона, в государствах с наиболее стабильной ситуацией негативные последствия коррупции превышают позитивные в 50–100 раз. Возникает закономерный вопрос — как же в таком случае бороться с этим явлением?

4. Методы борьбы с коррупцией

Если мы ликвидируем государство,
мы ликвидируем коррупцию.

Гэри Стэнли Беккер, экономист,
лауреат Нобелевской премии
по экономике 1992 года

I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:

  • Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
  • Создано автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:
    i. получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
    ii. расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
    iii. проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
  • Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
  • Дерегулирование экономики
  • Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира — 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International.

Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля[14].

II. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

  • Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам
  • Независимая и эффективная система правосудия
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
  • Высокие зарплаты госслужащим

Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15[15] раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно — восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Список использованной литературы

2. Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999

3. Douglas A. Houston, “Can corruption ever improve an economy?”, The Cato Journal, 2007

4. Global Corruption Report 2008, Cambridge University Press

5. Ian Senior, “Corruption—the World’s Big C: Cases, Causes, Consequences, Cures”, Institute of Economic Affairs, 2006

6. Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4

7. Pranab Bardhan, “Corruption and Development: A Review of Issues”,Journal of Economic Literature Vol. XXXV (September 1997), pp. 1320–1346

8. Rajeev K. Goel and Michael A. Nelson, “Causes of corruption: History, geography and government”, BOFIT Discussion Papers, Helsinki, 2008

9. Shang-Jin Wei, “Corruption in Economic Development:Beneficial Grease, Minor Annoyance, or Major Obstacle?”, Harvard University and National Bureau of Economic Research

10. U Myint, “Corruption: Causes, Consequences, and Cures”, Asia-Pacific Development Journal Vol. 7, No. 2, December 2000

11. “United Nations Convention Against Corruption”

12. Wayne Sandholtz, William Koetzle, “Accounting for Corruption: Economic Structure, Democracy, and Trade”, 2000, International Studies Quarterly, 44, pp. 31-50

Приложение 1. Измерение коррупции

Измерение коррупции — важная составляющая антикоррупционных стратегий. Оценка коррупции в стране позволяет выполнять следующее задачи:

До недавнего времени доминировало представление о неизмеримости коррупции. Действительно, исследователи сталкивались со многими серьезными проблемами, такими как:

  • Новизна тематики исследований;
  • Скрытая природа коррупции;
  • Отсутствие объективной статистики;
  • Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.

Однако в 1995 году был впервые опубликован CPI — индекс восприятия коррупции, разработанный Transparency International. Этот сводный индекс на сегодняшний день считается наиболее авторитетным. Использованный в данной работе CPI 2008 составлен из 13 источников (таблица 4), каждый из которых имеет собственную систему ранговых и балльных оценок. Задача экспертов Transparency International — проводить стандартизацию рангов и преобразования оценок для приведения к единой форме, которой и является CPI. В подготовке исходных индексов участвуют экспертные группы (часто — предприниматели из исследуемых стран), респонденты социологических опросов, представители различных международных организаций


Как известно, преступность не может возникнуть сама по себе, есть всегда что-то, что порождает и обуславливает ее появление. Ученые криминологи считают, что возникновение преступности связано не только с целым рядом причин, но и условиями, способствующими этому.

В.Д Малков считает, что детерминанты — конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обусловливают его существование.

В. Н. Кудрявцев рассматривает детерминанты как конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обусловливают его. Взгляды этих криминологов указывают на конкретные факторы (обстоятельства), порождающие явление и обуславливающие его.

Исходя из выше сказанного, детерминантами преступности будут являться причины и условия, определяющие преступность и способствующие ее возникновению.

Под причинами преступности понимаются те социально-психологические факторы, от которых непосредственно зависит совершение преступлений, которые воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие.

Причины лишь оказывают определяющее воздействие на принятие решения о совершении деяния, формирование мотива и цели, выбор преступных средств, способов и методов для ее достижения.

Как было сказано выше, важно учитывать не только причины, но и условия при рассмотрении детерминант преступности.

Условиями являются такие общественные явления, которые оказывают влияние на формирование и действие причины. Условие не порождает преступность или преступление, а влияет на процессы порождения.

От условий, зависит выбор способа реализации преступного намерения, объекта преступного посягательства, размеры и характер причинённого вреда, место и время совершения преступления.

В каждой конкретной ситуации обстоятельство может выступать, как в качестве причины преступности, так и в качестве её условия.

Множество причин и условий затрагивают самые различные сферы жизнедеятельности, от идеологии и воспитания, до психологии и экономики. Итак, приступим к рассмотрению некоторых причин и условий, определяющих преступность коррупционной направленности.

Нельзя исключать тот факт, что те лица, которые наделены хоть какой-то малейшей властью или осуществляющие управленческие функции, могут использовать свои полномочия в интересах физических или юридических лиц с целью получения выгоды.

Расцвет преступности коррупционной направленности многие связывают с образовавшимся системным кризисом при переходе к рыночной экономике. Этому способствовали следующие экономические причины и условия:

а) экономическая нестабильность, инфляция, низкий уровень денежного содержания государственных служащих, что порождает интерес к поиску других источников доходов, в том числе и незаконных;

б) расслоение общества и появление более обеспеченных людей, которые имеют очень высокие доходы, а соответственно и свободные не малые деньги, используемые для подкупа должностных лиц;

г) недостаточность заботы государства о своих служащих, их материальном благополучии и социальных гарантиях, как следствие снижение престижности и авторитета госслужбы.

Наряду с экономическими необходимо учитывать политические и организационные причины и условия преступности коррупционной направленности. К ним относятся:

а) недоверие населения к власти, связанное с ее безнаказанностью;

б) не эффективный контроль за состоянием коррумпированности должностных лиц государства;

в) не эффективный контроль за деятельностью должностных лиц и государственных органов;

г) организованная преступность в органах государственной власти;

д) отсутствие эффективной системы быстрого лишения полномочий госслужащих уличенных в коррупционных действиях;

е) незначительный опыт в наработке практики применения норм права по борьбе с преступностью коррупционной направленности;

ж) низкий уровень подготовки специалистов в сфере борьбы с преступностью коррупционной направленности;

з) низкий уровень эффективности системы взаимодействия правоохранительных органов связанного с вопросами борьбы с преступностью коррупционной направленности.

Психологические причины и условия коррупционной преступности включают:

а) исторически сложившиеся традиции взяточничества и поборов со стороны госслужащих;

б) солидарность населения с нормами об ответственности за подкуп находится на традиционно низком уровне;

в) отсутствие знаний в области права взрослого населения, ставят его в зависимость от чиновников различного ранга;

г) готовность значительной части населения на психологическом уровне подкупать государственных служащих для реализации своих, как законных, так и незаконных интересов;

д) укоренившееся понимание крайне незначительного риска привлечения к ответственности за совершение коррупционных действий;

е) обоюдная вина подкупаемого и подкупающего.

Правовыми причинами и условиями преступности коррупционной направленности являются:

а) несовершенство законодательства в области преступлений коррупционной направленности;

б) безразличное отношение власти к проявлению коррупции в целом и разработке мер по ее предупреждению;

в) отсутствие закрепленного в законодательстве определения преступности коррупционной направленности;

г) многочисленные пробелы в законодательстве по налогообложению государственных служащих.

Социально-нравственные причины и условия преступности коррупционной направленности:

– взаимосвязь между дающими и получающими взятки представляет собой круговую поруку;

– бездействие населения в ответ на коррупционные деяния и нежелание граждан отстаивать свои права, способствует разрастанию преступности коррупционной направленности;

– отсутствие проведения работ по антикоррупционному воспитанию подрастающего поколения в образовательной системе;

– недостаточно проведена работа по антикоррупционному воспитанию населения с привлечением средств массовой информации. За частую средства массовой информации касаются коррупционной тематики лишь выполняя чей-либо заказ для достижения определенных целей, где факты коррупционного поведения искажаются, а сведения носят дезинформационный характер, что в последствии приводит к негативному отношению и появлению чувства недоверчивости населения к средствам массовой информации.

Рассмотрев причины и условия можно сделать вывод о том, что детерминанты преступности коррупционной направленности играют важную роль в определении мер борьбы и предупреждения этого вида преступности. Именно углубленный анализ причин и условий, определяющих преступность коррупционной направленности будет способствовать разработке наиболее эффективных мер противодействия и предупреждения. Но на практике мы наблюдаем совсем другую картину, противодействие коррупции может принести положительные результаты лишь тогда, когда в этом будет заинтересованы высшие эшелоны власти.

1. Алимпиев С. А. Детерминанты преступности коррупционной направленности// Вестник Южно-Уральского государственного университета — 2009 — № 19 — с. 10–13.

2. Аверинская С. А. Детерминанты преступности коррупционной направленности//Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России — 2010 — № 4 — с. 3–10.

3. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Психологические факторы коррупции в современной России // Психологический журнал — 2012 — № 3- Т. 33.

4. Криминология: Учебник для вузов / под общ. ред. д. ю. н., проф. А. И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупционная направленность, детерминант преступности, преступность, причина, массовая информация, условие преступности, вид преступности, эффективный контроль.

Похожие статьи

Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

Перечень причин и условий коррупционной преступности в России, исследованный нами, является лишь основным, так как детерминанты этого вида коррупционной преступности коренятся во всех сферах жизнедеятельности общества и требуют дальнейшего исследования.

Современные криминологические особенности и проблемы.

Детерминанты преступности коррупционной направленности. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности. Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые.

Причины должностной преступности в правоохранительной среде

Ключевые слова: должностная преступность, коррупция, основные детерминанты.

2) Преступления коррупционной направленности, противоправные деяния, направленные на достижение корыстных целей и получение личной выгоды.

О коррупции и криминологической характеристике.

К причинам коррупционной преступности в России принято относить [11]: нестабильность в экономике, зависящая от политических и внешних факторов; инфляционные и кризисные процессы.

Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

Полезная информация. Спецвыпуски.

Детерминанты преступности коррупционной направленности.

Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности.

Проблема определения понятия преступности коррупционной.

Полезная информация. Спецвыпуски.

Детерминанты преступности коррупционной направленности. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности.

Криминологическое прогнозирование предупреждения.

Обеспечить эффективную борьбу с преступностью, выявить происходящие в ней изменения, установить и реализовать необходимые

Криминологическое прогнозирование должно учитывать общие причины преступности, определяющие отдельные категории преступлений.

Криминологическая характеристика профессиональной.

Профессиональная преступность — это вид преступной деятельности, являющейся для

Но официально этого явления не существовало, поэтому причины и условия профессиональной преступности не изучались и никакой статистики и учета по этому явлению не велось.

Общесоциальные детерминанты женской преступности

Некоторые выделяют причины и условия преступности, другие признают существование полной причины преступности, состоящей из собственно причины преступности и ее условия

Похожие статьи. Детерминанты преступности коррупционной направленности.

Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

Перечень причин и условий коррупционной преступности в России, исследованный нами, является лишь основным, так как детерминанты этого вида коррупционной преступности коренятся во всех сферах жизнедеятельности общества и требуют дальнейшего исследования.

Современные криминологические особенности и проблемы.

Детерминанты преступности коррупционной направленности. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности. Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые.

Причины должностной преступности в правоохранительной среде

Ключевые слова: должностная преступность, коррупция, основные детерминанты.

2) Преступления коррупционной направленности, противоправные деяния, направленные на достижение корыстных целей и получение личной выгоды.

О коррупции и криминологической характеристике.

К причинам коррупционной преступности в России принято относить [11]: нестабильность в экономике, зависящая от политических и внешних факторов; инфляционные и кризисные процессы.

Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

Полезная информация. Спецвыпуски.

Детерминанты преступности коррупционной направленности.

Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности.

Проблема определения понятия преступности коррупционной.

Полезная информация. Спецвыпуски.

Детерминанты преступности коррупционной направленности. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности.

Криминологическое прогнозирование предупреждения.

Обеспечить эффективную борьбу с преступностью, выявить происходящие в ней изменения, установить и реализовать необходимые

Криминологическое прогнозирование должно учитывать общие причины преступности, определяющие отдельные категории преступлений.

Криминологическая характеристика профессиональной.

Профессиональная преступность — это вид преступной деятельности, являющейся для

Но официально этого явления не существовало, поэтому причины и условия профессиональной преступности не изучались и никакой статистики и учета по этому явлению не велось.

Общесоциальные детерминанты женской преступности

Некоторые выделяют причины и условия преступности, другие признают существование полной причины преступности, состоящей из собственно причины преступности и ее условия

Похожие статьи. Детерминанты преступности коррупционной направленности.

Похожие статьи

Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

Перечень причин и условий коррупционной преступности в России, исследованный нами, является лишь основным, так как детерминанты этого вида коррупционной преступности коренятся во всех сферах жизнедеятельности общества и требуют дальнейшего исследования.

Современные криминологические особенности и проблемы.

Детерминанты преступности коррупционной направленности. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности. Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые.

Причины должностной преступности в правоохранительной среде

Ключевые слова: должностная преступность, коррупция, основные детерминанты.

2) Преступления коррупционной направленности, противоправные деяния, направленные на достижение корыстных целей и получение личной выгоды.

О коррупции и криминологической характеристике.

К причинам коррупционной преступности в России принято относить [11]: нестабильность в экономике, зависящая от политических и внешних факторов; инфляционные и кризисные процессы.

Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

Полезная информация. Спецвыпуски.

Детерминанты преступности коррупционной направленности.

Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности.

Проблема определения понятия преступности коррупционной.

Полезная информация. Спецвыпуски.

Детерминанты преступности коррупционной направленности. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности.

Криминологическое прогнозирование предупреждения.

Обеспечить эффективную борьбу с преступностью, выявить происходящие в ней изменения, установить и реализовать необходимые

Криминологическое прогнозирование должно учитывать общие причины преступности, определяющие отдельные категории преступлений.

Криминологическая характеристика профессиональной.

Профессиональная преступность — это вид преступной деятельности, являющейся для

Но официально этого явления не существовало, поэтому причины и условия профессиональной преступности не изучались и никакой статистики и учета по этому явлению не велось.

Общесоциальные детерминанты женской преступности

Некоторые выделяют причины и условия преступности, другие признают существование полной причины преступности, состоящей из собственно причины преступности и ее условия

Похожие статьи. Детерминанты преступности коррупционной направленности.

Причины и условия совершения коррупционных преступлений.

Перечень причин и условий коррупционной преступности в России, исследованный нами, является лишь основным, так как детерминанты этого вида коррупционной преступности коренятся во всех сферах жизнедеятельности общества и требуют дальнейшего исследования.

Современные криминологические особенности и проблемы.

Детерминанты преступности коррупционной направленности. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности. Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков: криминологические и уголовно-правовые.

Причины должностной преступности в правоохранительной среде

Ключевые слова: должностная преступность, коррупция, основные детерминанты.

2) Преступления коррупционной направленности, противоправные деяния, направленные на достижение корыстных целей и получение личной выгоды.

О коррупции и криминологической характеристике.

К причинам коррупционной преступности в России принято относить [11]: нестабильность в экономике, зависящая от политических и внешних факторов; инфляционные и кризисные процессы.

Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

Полезная информация. Спецвыпуски.

Детерминанты преступности коррупционной направленности.

Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности.

Проблема определения понятия преступности коррупционной.

Полезная информация. Спецвыпуски.

Детерминанты преступности коррупционной направленности. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности.

Криминологическое прогнозирование предупреждения.

Обеспечить эффективную борьбу с преступностью, выявить происходящие в ней изменения, установить и реализовать необходимые

Криминологическое прогнозирование должно учитывать общие причины преступности, определяющие отдельные категории преступлений.

Криминологическая характеристика профессиональной.

Профессиональная преступность — это вид преступной деятельности, являющейся для

Но официально этого явления не существовало, поэтому причины и условия профессиональной преступности не изучались и никакой статистики и учета по этому явлению не велось.

Общесоциальные детерминанты женской преступности

Некоторые выделяют причины и условия преступности, другие признают существование полной причины преступности, состоящей из собственно причины преступности и ее условия

Похожие статьи. Детерминанты преступности коррупционной направленности.

Читайте также: