К официальной правовой информации можно отнести

Обновлено: 28.06.2024

Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью.

Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер.

Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

К правовой информации предъявляются определенные требования:

  • она должна быть достоверной, т.е. соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов;
  • она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования;
  • она должна быть актуальной, так как полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной.

Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.

Иная правовая информация называется ненормативной.

Нормативный правовой акт - это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Юридическая сила нормативного правового акта - свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов.

Под официальным опубликованием правового акта следует понимать помещение полного текста этого документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Правовая культура - чрезвычайно емкое явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, так как, являясь составной частью общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. При этом правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества.

В состав правовой культуры включаются:

  • правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права;
  • политическая оценка права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку;
  • уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов);
  • государственно-правовую идеологию;
  • права и свободы граждан.

Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.

Документы включаются в информационную базу после юридической обработки. Именно юридическая обработка документа, осуществляемая квалифицированным специалистом, превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему.

Юридическая обработка на 3/4 - это выявление взаимосвязей между документами и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание новых редакций документов при изменении.

Юридическая обработка включает следующие этапы:

  • классификацию (рубрикацию) документа, ввод ключевых слов,
  • выявление взаимосвязей документов,
  • формирование перекрестных ссылок между документами,
  • составление примечаний, справочных сведений к документу,
  • подготовку новой редакции документа при издании официальных изменений.

Взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые можно разделить на два основных вида: смысловые и формальные. Оба вида ссылок являются гипертекстовыми. Это означает, что в тексте документа они выделены цветом и при необходимости можно перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа.

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

- ненормативные акты общего характера;

- акты официального разъяснения;

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

27.​ Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение. Неофициальная правовая информация.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

- жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

- носят индивидуально - правовой характер,

- направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

4.4. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

- материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

- материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

- материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

- образцы деловых бумаг;

- научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

28.​ Условия вступления в силу федеральных нормативных правовых актов.

Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов:

1.​ официальное опубликование;

2.​ государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ;

3.​ специальные условия.

1.Официальное опубликование – это помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

3. Специальные условия.

В ряде случаев законодателем определены специальные условия вступления в силу НПА. При этом даже если в тексте документа указана точная дата вступления в силу, это еще не является гарантией того, что документ начнет действовать с указанной даты. Необходимо, чтобы до наступления этой даты были выполнены все специальные условия, установленные для данного вида НПА. В противном случае документ вступит в силу в более поздний срок.

29.​ Определение компьютерной сети, классификация по типу среды передач, по необходимости поддержания постоянного соединения. Сеть ARPANET. Фидонет.

Компьютерная сеть (вычислительная сеть, сеть передачи данных) — система связи компьютеров и/или компьютерного оборудования (серверы, маршрутизаторы и другое оборудование). Для передачи информации могут быть использованы различные физические явления, как правило — различные виды электрических, световых сигналов или электромагнитного излучения.

Для классификации компьютерных сетей используются разные признаки, выбор которых заключается в том, чтобы выделить из существующего многообразия такие, которые позволили бы обеспечить данной классификационной схеме такие обязательные качества:

-​ возможность классификации всех, как существующих, так и перспективных, компьютерных сетей;

-​ дифференциацию существенно разных сетей;

-​ однозначность классификации любой компьютерной сети;

-​ наглядность, простоту и практическую целесообразность классификационной схемы.

Определенное несоответствие этих требований делает задание по выбору рациональной схемы классификации компьютерной сети достаточно сложной, такой, которая не нашла до этого времени однозначного решения. В основном компьютерные сети классифицируют по признакам структурной и функциональной организации. Рассмотрим основные признаки классификации.

IV.​ По типу среды передач:

1)​ проводные (телефонный провод, коаксиальный кабель, витая пара, волоконно-оптический кабель);

2)​ беспроводные (передачей информации по радиоволнам в определенном частотном диапазоне).

VIII.​ По необходимости поддержания постоянного соединения:

2)​ онлайновая сеть, например Интернет (англ. Internet) — всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (WWW, World Wide Web) и множества других систем (протоколов) передачи данных, также к онлайновым сетям относится и GSM;

3)​ стеки протоколов.

Первые компьютерные сети появились в 60-е годы. Университетами США для министерства обороны была создана сеть АРПА, трансформировавшаяся впоследствии в международную глобальную сеть Интернет.

ARPANET (от англ. Advanced Research Projects Agency Network) — компьютерная сеть, созданная в 1969 году в США Агентством Министерства обороны США по перспективным исследованиям (ARPA) и явившаяся прообразом сети Интернет. Это была первая в мире сеть, перешедшая на маршрутизацию пакетов данных (1 января 1983 года). ARPANET прекратила своё существование в июне 1990 года.

В 1969 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство передовых исследовательских проектов (ARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету Юты и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре.

Компьютерная сеть была названа ARPANET, в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения, все работы финансировались за счёт Министерства обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки. В 1973 году к сети были подключены первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной. Стоимость пересылки электронного письма по сети ARPANET составляла 50 центов. В 1979 г. ее участниками были США, СССР, Канада, Япония, а также 17 стран Европы. В 1984 году у сети ARPANET появился серьёзный соперник, Национальный фонд науки США (NSF) основал обширную межуниверситетскую сеть NSFNet, которая имела гораздо большую пропускную способность (56 кбит/с), нежели ARPANET. В 1990 году сеть ARPANET прекратила своё существование, полностью проиграв конкуренцию NSFNet.

Цели проекта ARPANET:

-​ проведение экспериментов в области компьютерных коммуникаций;

-​ объединение научного потенциала исследовательских учреждений;

-​ изучение способов поддержания устойчивой связи в условиях ядерного нападения;

-​ разработка концепции распределённого управления военными и гражданскими структурами в период ведения войны.

Была популярна в начале 1990-х годовбывшем СССР — до конца 1990-х), после чего началось сокращение числа узлов сети. Сеть продолжает функционировать, в мае 2009 года в ней состояло более 5500 узлов.

30.​ Классификация компьютерных сетей: по территориальной распространенности; по типу сетевой топологии.

I.​ По территориальной распространенности выделяют:

1)​ PAN (Personal Area Network) — персональная сеть, предназначенная для взаимодействия различных устройств, принадлежащих одному владельцу;

3)​ CAN (Campus Area Network) — кампусная сеть, объединяет локальные сети близко расположенных зданий;

4)​ MAN (Metropolitan Area Network) — городские сети между учреждениями в пределах одного или нескольких городов, связывающие много локальных вычислительных сетей;

III.​ По типу сетевой топологии:

1)​ базовых топологии: шина, кольцо, звезда;

31.​ Сетевая топология: определение, физическая, логическая, информационная, управления обменом. Основные и дополнительные (производные) топологии.

Сетевая топология (от греч. τόπος, - место) — способ описания конфигурации сети, схема расположения и соединения сетевых устройств.

Сетевая топология может быть:

1)​ физической — описывает реальное расположение и связи между узлами сети;

2)​ логической — описывает хождение сигнала в рамках физической топологии;

3)​ информационной — описывает направление потоков информации, передаваемых по сети;

4)​ управления обменом — это принцип передачи права на пользование сетью.

III.​ По типу сетевой топологии:

1)​ основные (базовые) топологии: шина, кольцо, звезда;

32.​ Кольцевая, звездообразная, шинная топологии: определение, схема, достоинства, недостатки.

Кольцо — это топология, в которой каждый компьютер соединен линиями связи только с двумя другими: от одного он только получает информацию, а другому только передает (рис. 6.4). На каждой линии связи, как и в случае звезды, работает только один передатчик и один приемник. Это позволяет отказаться от применения внешних терминаторов.


Рис. 6.4. Кольцевая топология.

В кольце, в отличие от других топологий (звезда, шина), не используется конкурентный метод посылки данных, компьютер в сети получает данные от стоящего предыдущим в списке адресатов и перенаправляет их далее, если они адресованы не ему. Список адресатов генерируется компьютером, являющимся генератором маркера. Сетевой модуль генерирует маркерный сигнал (обычно порядка 2-10 байт во избежание затухания) и передает его следующей системе (иногда по возрастанию MAC-адреса). Следующая система, приняв сигнал, не анализирует его, а просто передает дальше. Это так называемый нулевой цикл.

Последующий алгоритм работы таков — пакет данных GRE, передаваемый отправителем адресату начинает следовать по пути, проложенному маркером. Пакет передаётся до тех пор, пока не доберётся до получателя.

Достоинства: простота установки; практически полное отсутствие дополнительного оборудования; возможность устойчивой работы без существенного падения скорости передачи данных при интенсивной загрузке сети, поскольку использование маркера исключает возможность возникновения коллизий.

Недостатки: выход из строя одной рабочей станции, и другие неполадки (обрыв кабеля), отражаются на работоспособности всей сети; сложность конфигурирования и настройки; сложность поиска неисправностей; необходимость иметь две сетевые платы, на каждой рабочей станции.

Наиболее широкое применение получила в волоконно-оптических сетях. Используется в стандартах FDDI, Token ring.


Рис. 6.5. Звездообразная топология.

Рабочая станция, с которой необходимо передать данные, отсылает их на концентратор. В определённый момент времени только одна машина в сети может пересылать данные, если на концентратор одновременно приходят два пакета, обе посылки оказываются не принятыми и отправителям нужно будет подождать случайный промежуток времени, чтобы возобновить передачу данных. Этот недостаток отсутствует на сетевом устройстве более высокого уровня — коммутаторе, который, в отличие от концентратора, подающего пакет на все порты, подает лишь на определенный порт — получателю. Одновременно может быть передано несколько пакетов. Сколько — зависит от коммутатора.

Активная звезда – это когда в центре сети содержится компьютер, который выступает в роли сервера.

Пассивная звезда – в центре сети с данной топологией содержится не компьютер, а концентратор, или коммутатор, что выполняет ту же функцию, что и повторитель. Он возобновляет сигналы, которые поступают, и пересылает их в другие линии связи.

Достоинства: выход из строя одной рабочей станции не отражается на работе всей сети в целом; хорошая масштабируемость сети; лёгкий поиск неисправностей и обрывов в сети; высокая производительность сети (при условии правильного проектирования); гибкие возможности администрирования.

Недостатки: выход из строя центрального концентратора обернётся неработоспособностью сети (или сегмента сети) в целом; для прокладки сети зачастую требуется больше кабеля, чем для большинства других топологий; конечное число рабочих станций в сети (или сегменте сети) ограничено количеством портов в центральном концентраторе.

Одна из наиболее распространённых топологий, поскольку проста в обслуживании. В основном используется в сетях, где носителем выступает кабель витая пара UTP категории 3 или 5.

Топология типа общая шина (рис. 6.2), представляет собой общий кабель (называемый шина или магистраль), к которому подсоединены все рабочие станции. На концах кабеля находятся терминаторы, для предотвращения отражения сигнала.


Рис. 6.2. Шинная топология.

Шине не страшны отказы отдельных компьютеров, потому что все другие компьютеры сети могут нормально продолжать обмен. Кроме того, так как используется только один кабель, в случае обрыва нарушается работа всей сети. Может показаться, что шине не страшен и обрыв кабеля, поскольку в этом случае остаются две полностью работоспособных шины. Однако из-за особенности распространения электрических сигналов по длинным линиям связи необходимо предусматривать включение на концах шины специальных устройств — Терминаторов.

Без включения терминаторов сигнал отражается от конца линии и искажается так, что связь по сети становится невозможной. Таким образом, при разрыве или повреждении кабеля нарушается согласование линии связи, и прекращается обмен даже между теми компьютерами, которые остались соединенными между собой. Короткое замыкание в любой точке кабеля шины выводит из строя всю сеть. Надежность здесь выше, так как выход из строя отдельных компьютеров не нарушит работоспособность сети в целом. Поиск неисправности в сети затруднен. Любой отказ сетевого оборудования в шине очень трудно локализовать, потому что все адаптеры включены параллельно, и понять, который из них вышел из строя, не так-то просто.

При построении больших сетей возникает проблема ограничения на длину связи между узлами, в таком случае сеть разбивают на сегменты. Сегменты соединяются различными устройствами — повторителями, концентраторами или хабами. Например, технология Ethernet позволяет использовать кабель длиной не более 185 метров (рис. 6.3).


Рис. 6.3. Технология Ethernet с шинной топологией.

Достоинства шинной топологии: небольшое время установки сети; дешевизна (требуется меньше кабеля и сетевых устройств); простота настройки; выход из строя рабочей станции не отражается на работе сети.

Недостатки: неполадки в сети, такие как обрыв кабеля и выход из строя терминатора, полностью блокируют работу всей сети; сложная локализация неисправностей; с добавлением новых рабочих станций падает производительность сети.

Разница между законом и указом. Как устроены нормативные правовые документы в России, как они принимаются и вступают в силу?

Постановление, закон, федеральный закон, указ и многое другое. Большинство не понимают разницы в данных нормативных документах, не говоря уже о том, какой из документов главнее (например, указ или закон), или на какой документ нужно ориентироваться при наличии спорного мнения. Чтобы понять это, сперва стоит разобраться в определениях нормативных правовых документов. А еще обратить внимание на даты их принятия и вступления в силу.

Что такое нормативные правовые документы

Нормативные правовые документы являются одной из трех частей всей правовой информации. Вообще к правовой информации относятся законы, указы, постановления, нормативно-технические регламенты, разъясняющие письма и другие научные материалы, которые охватывают все сферы правовой деятельности.

blank

К официальной правовой информации относятся все исходящие документы государственных органов, которые имеют юридическую силу и регулируют общественные отношения. Или, как по-другому называют официальную правовую информацию, это нормативные правовые акты. К ним относятся федеральные законы, законы, указы Президента и постановления.

Информацию индивидуально-правового характера составляют различные организации, которые не имеют государственных полномочий. Такие документы направлены на создание или прекращение конкретных правоотношений. К ним относятся договоры, допсоглашения, иски и другие документы, которые регулируют определенные правоотношения

Другие разъясняющие документы – это различная статистическая и другая информация, которая отображает эффективную реализацию правовых норм. К ним относятся образцы разных видов заявлений и деловых бумаг, комментарии законодательства, научные статьи, материалы по подготовке и обсуждении законопроектов и другие.

Что такое официальная правовая информация

Официальная правовая информация – это нормативные правовые акты, регулирующие отношения как внутри России, так и отношения с другими странами. НПА обладают полной юридической силой и обязательны для выполнения или применения в отношении всех граждан, юридических лиц и государственных органов. За нарушение правовых норм, указанных в НПА, последует ответственность, определяемая судебной системой.

НПА могут быть как постоянными, так и временными. Например, федеральный закон – это постоянная официальная информация, а указ Президента может иметь правовую силу только в определенный период.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Порядок принятия и вступления в силу НПА

У каждого нормативного правового акта свой порядок принятия и вступления в силу. Всего их 4 вида:

  1. порядок принятия законов;
  2. после официального опубликования;
  3. с определенной даты;
  4. ратификация.

Для принятия и вступления в силу закону необходимо пройти 3 этапа. На первом этапе проект закона поступает в Государственную думу на рассмотрение. Причем, перед рассмотрением законопроект должен пройти регистрацию в системе автоматизированного делопроизводства и документооборота и предварительное рассмотрение в Госдуме РФ. После этого профильный комитет и Совет Федерации должны одобрить данный проект на дальнейшее рассмотрение.

Каждый законопроект проходит три чтения, которые могут затянуться на несколько месяцев или лет. Принятие решения формируется большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы.

Если Государственная дума одобряет проект, то он в течение 5 дней передается на рассмотрение в Совет Федерации, по решению которого будущий НПА или принимается, или отклоняется. При положительном решении законопроект в течение 5 дней направляется на подпись Президенту РФ. Окончательное решение принимается именно на стадии подписания документа главой государства в течение 14 дней. Президент имеет право отклонить законопроект на свое усмотрение. Если же проект будет подписан, то на его опубликование дается 7 дней. После этого законопроект считается принятым.

Вступление в силу закона может быть назначено на определенную дату или период. Например, изменения по налоговому законодательству вступают в силу только со следующего расчетного периода, а нововведения в КоАП РФ – с нового месяца.

Другие нормативные правовые документы, кроме законов, вступают в силу без регистрации и рассмотрения в Государственной думе.

Чаще всего после официального опубликования до вступления в законную силу должно пройти от 7 до 10 дней в зависимости от вида НПА. Но бывают и исключения. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 вступил в силу со дня его официального опубликования. Такую информацию можно прочесть в тексте самого НПА или в справочно-правовых системах в справке к документу.

blank

Скриншот документа с интернет-портала правовой информации

blank

Скриншот экрана СПС КонсультантПлюс

blank

Скриншот экрана СПС Гарант

НПА международного характера вступают в силу после ратификации, то есть дата утверждается отдельным документом.

На что стоит обратить внимание при изучении актов и законов

При изучении любого нормативного правового акта надо обращать внимание на его стадию принятия или вступления в силу. На сайтах правовой информации всегда есть раздел, в котором показаны стадии рассмотрения законопроекта.

blank

blank

Если же закон уже действует, то следует рассматривать дату начала и окончания (при наличии) действия НПА. Но данную информацию проще всего уточнять через справочно-правовые системы.

blank

blank

Главное, что нельзя делать – это верить всему, что говорят на телевидении или просто знакомые. Все же некоторые люди могут не знать, как принимаются законы, а телеведущие, например, часто путаются в своих же словах.

Очень часто можно услышать от друзей или родственников, что закон уже принят. Хотя при изучении более точной информации становится понятно, что это всего лишь законопроект, который только прошел первое чтение, или даже не был внесен в парламент.

Поэтому в отношении любого нормативного правового акта, если он значим для вас, лучше всего самостоятельно проверить его актуальность, а не верить тому, что говорят.

Правовым регулированием отношений, связанных с информацией и ее обращением, занимается специальная отрасль права – информационное право. В нашем курсе мы будем рассматривать только ту часть информационной сферы, которая касается одного вида информации – правовой информации.

Право — система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.

Правовая информация зарождается, прежде всего, в процессе правотворчества. Процесс создания правовой информации продолжается в правоприменительной деятельности, в результате этой деятельности создаются процессуальные документы (решение, приговор, определение), несущие информацию о принятом решении.

· имеет официальный статус;

· должна быть достоверной;

· изменяется во времени;

· невозможна без материального носителя;

Правовая информация делится по режиму доступа:

· ограниченного доступа: государственная тайна, конфиденциальная информация, персональные сведения.

Режим доступа к информации регламентируется законодательством.

Правовая информация может быть разделена на две большие группы — нормативная и ненормативная правовая информация [3] .

Нормативную правовую информацию отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Ненормативная правовая информация– это информация о правоприменительной и правоохранительной деятельности, отправления правосудия по уголовным и гражданским делам, обоснованного разрешения арбитражных дел. Используется для систематического информирования граждан, всех общественных структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах в правовой сфере.

К ненормативной правовой информации относится:

· информация о состоянии законности и правопорядка;

· информация о правовой жизни общества, содержащаяся в средствах массовой информации (СМИ);

· информация, связанная с расследованием: криминалистическая, оперативно-розыскная и т.д.;

· информация о состоянии преступности (административных правонарушений), ее динамики и мерах предупреждения;

· информация о гражданско-правовых отношениях (договоры, соглашения и т.п.).

Документированная информация (документ) – это зафиксированная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи или изображения с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документирование информации – обязательное условие включения в информационные ресурсы.

Каждый юридический документ имеет определенные реквизиты: номер, название, дату регистрации, автора или орган, создавший документ. Для придания документу юридической силы (а в правовой сфере используются только такие документы) необходимо подписание его в порядке, установленном законодательством. Однако, для документов, хранящихся в электронном виде, уникальность подписи теряется – копия факсимильной подписи не подтверждает ни авторство документа, ни его подлинность. Документы, хранимые и обрабатываемые с помощью АИС, могут подтверждаться электронной цифровой подписью.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – последовательность символов, полученная в результате преобразования исходного документа с помощью специальной программы – закрытого ключа ЭЦП.

Другими словами, документ с ЭЦП шифруется. Прочесть зашифрованный документ может только владелец открытого ключа ЭЦП, и только в том случае, если в зашифрованном документе ничего не изменилось. Шифр ЭЦП строится так, чтобы владелец открытого ключа никаким образом не мог вычислить закрытый ключ, т.е. подделать подпись.

Норма права (правовая норма) — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

· неоднократность применения, то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой;

· неперсонифицированность, то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.).

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Юридическая сила нормативно-правового акта (НПА) — это свойство акта порождать определенные правовые последствия.

Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой НПА подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

· Законов РФ о поправках к Конституции РФ;

· Федеральных конституционных законов;

· Федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и Федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Среди законов важное место занимают кодексы.

Кодекс — это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений.

В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Водный кодекс и другие.

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

К подзаконным актам относятся акты Президента РФ, акты Правительства РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты).

Международные договоры — нормативные правовые акты, регулирующие отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

Внутригосударственные договоры — нормативные правовые акты, регулирующие отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: