К обеспечению информационной безопасности в школе относится что

Обновлено: 28.03.2024

от 2 декабря 2015 года N 2471-р

2. Минкомсвязи России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ в сфере информационной безопасности детей учитывать положения Концепции.

4. Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 2015 года N 2471-р

Концепция информационной безопасности детей

I. Общие положения

Стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков (далее - дети) столкнуться с принципиально новыми вызовами. Взросление, обучение и социализация детей проходят в условиях гиперинформационного общества.

Процесс социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы. Главным образом это происходит в тех случаях, когда родители (законные представители) в семье отстраняются от своих обязанностей по воспитанию и развитию детей и перекладывают их на внешних игроков.

При разумном и эффективном сотрудничестве общественных и государственных институтов информационные и коммуникационные технологии могут быть ключевыми элементами политики, способствующими сохранению культуры России, укреплению нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитию системы культурного и гуманитарного просвещения.

II. Основные принципы обеспечения информационной безопасности детей

Исходя из понимания информационной безопасности детей как защиты ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:

признание детей равноправными участниками процесса формирования информационного общества в Российской Федерации;

ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;

необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;

воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;

развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения законных интересов детей в информационной среде;

повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;

обучение детей медиаграмотности;

поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;

создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;

взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся обеспечения информационной безопасности детей;

обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России через использование современных средств массовых коммуникаций;

открытость и взаимодействие с другой информационной культурой и традициями, формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.

III. Приоритетные задачи государственной политики в области информационной безопасности детей

Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества в России.

Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи.

В связи с этим важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного медиарынка - производителями и распространителями контента, психолого-педагогическими экспертными сообществами и экспертными сообществами в области художественного образования. Только тесное сотрудничество всех участников медиаиндустрии позволит построить эффективную систему регулирования потребления информационной продукции, максимально безопасную для психического и физического развития и здоровья подрастающего поколения.

Семья, государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи:

формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

повышение уровня медиаграмотности детей;

формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке;

ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;

воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;

усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;

развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;

удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;

развитие творческих способностей детей;

воспитание у детей толерантности;

развитие у детей идентичности (гражданской, этнической и гендерной);

формирование здоровых представлений о сексуальной жизни человека;

эмоционально-личностное развитие детей;

формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве;

воспитание детей как независимых, ответственных и самостоятельно мыслящих личностей с целью изживания социального иждивенчества.

Кроме того, совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие недопустимые формы поведения, как:

агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным;

совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид;

употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе;

иные виды противоправного поведения и (или) преступлений.

IV. Механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности детей

Анализ международного опыта показывает, что в мировой практике присутствуют три возможных варианта регулирования информационного потребления с целью обеспечения безопасности детей: государственное регулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа и государства. В каждой стране сделан выбор в пользу одного из трех вариантов. Третий вариант имеет значительные преимущества перед первыми двумя вариантами, представляется наиболее эффективным и позволяет добиться желаемого успеха, если учитывает психолого-педагогические и художественно-культурные характеристики информационной продукции.

Учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей участников глобального информационного процесса.

Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей, который лег в основу Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", показал свою достаточно высокую эффективность.

Вместе с тем при возрастной маркировке информационной продукции необходимо учитывать, что ее основной задачей является не развернутая характеристика информационного продукта, а сигнализирование родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка. Кроме того, нецелесообразно расширенное толкование правоприменителями таких терминов, как "насилие и жестокость", которое может привести к тому, что дети будут ограничены в доступе к информационной продукции военно-исторической направленности, являющейся в условиях современного общества важнейшим элементом формирования патриотических убеждений у молодого поколения.

Однако для обеспечения информационной безопасности детей наряду с запретом информационной продукции, которая может причинить вред развитию и здоровью ребенка, государству и обществу необходимо содействовать созданию условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное мировосприятие.

Кроме того, необходимо продолжение активной деятельности контролирующих и правоохранительных органов по пресечению фактов незаконного распространения на территории страны печатной и аудиовизуальной продукции, запрещенной к обороту законодательством Российской Федерации, в том числе пропагандирующей культ насилия и жестокости, порнографию, экстремистскую деятельность, потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также информационной продукции, запрещенной или ограниченной для реализации несовершеннолетним. Важным элементом этого процесса может быть привлечение журналистских сообществ, организаций саморегулирования и общественных организаций.

Необходимо продолжать работу по совершенствованию механизма блокировки сайтов в сети "Интернет", содержащих запрещенную информацию. В настоящий момент доказала свою высокую эффективность существующая система включения (по решению уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти) пяти видов особо социально опасной информации, доступ к которой безусловно должен быть запрещен, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. К таким видам информации относится детская порнография, информация о продаже и изготовлении наркотиков, призывы к осуществлению самоубийств, информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), информация, нарушающая требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи.

Процесс перехода Российской Федерации к постиндустриальному обществу сопровождается последовательной компьютеризацией общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, иных учреждений для несовершеннолетних, включая детские и юношеские библиотеки. В связи с этим целесообразно предусмотреть внедрение эффективных современных технических и программных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, обеспечение соблюдения установленных правил гигиены и безопасности при пользовании компьютерной техникой. Для этого необходимо формирование механизма эффективного использования средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на компьютеризацию школ и детских библиотек. Вместе с этим необходимо обеспечить в детских и юношеских библиотеках (с сохранением осуществляемых ими в настоящее время функций) медиабезопасность детей, создавая для этого соответствующие технические и организационные условия, а также правовые механизмы.

Кроме того, государству следует поддерживать создание и осуществление деятельности организаций саморегулирования средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также общественных движений и объединений, ассоциаций и движений родительской общественности, ассоциаций потребителей продукции средств массовой информации, образовательных и телекоммуникационных услуг, осуществляющих функции наблюдения (мониторинга) и общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и о рекламе. Перспективными являются также разработка и внедрение специальных образовательных и просветительских программ, содержащих информацию об информационных угрозах, о правилах безопасного пользования детьми сетью "Интернет", средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенных для родителей, работников системы образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга.

Следует также продолжать широкомасштабные государственные и общественные эмпирические исследования с целью оценки эффективности политики по защите детей от негативной информации.

Усилия семьи, общества и государства должны быть направлены на то, чтобы ребенок с детства привыкал свободно ориентироваться в медиапространстве, умел взаимодействовать с различными источниками информации, не поддавался манипуляциям извне и мог делать самостоятельные выводы о качестве информационных продуктов.

V. Ожидаемые результаты

Реализация Концепции обеспечит в 2020 году формирование в Российской Федерации поколения молодых граждан, которые смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве. Будет создана новая медиасреда, соответствующая следующим характеристикам:

наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных на социализацию молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала;

свободный доступ детей к историко-культурному наследию предшествующих поколений;

качественный рост уровня медиаграмотности детей;

увеличение числа детей, разделяющих ценности патриотизма;

гармонизация меж- и внутрипоколенческих отношений;

популяризация здорового образа жизни среди молодого поколения;

формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественных информационных продуктов;

снижение уровня противоправного и преступного поведения среди детей;

формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву, сознательный отказ от использования "пиратского" контента.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"

Образовательные организации обязаны обеспечить информационную безопасность детей. Для этого назначьте ответственного, примите локальные акты и проведите мероприятия.

Кого назначить ответственным

Ответственным за информационную безопасность назначьте работника, который обладает властными полномочиями и имеет доступ к информационным структурам образовательной организации. Например, заместителя руководителя. Включите в его должностную инструкцию формулировки, которые рекомендует Экспертный совет по информатизации.



Пример должностных обязанностей ответственного за информационную безопасность

Работник, ответственный за информационную безопасность:

Члены совета могут проводить регулярный мониторинг качества системы контентной фильтрации и принимать участие в мероприятиях по информационной безопасности

Какие документы оформить

Минкомсвязи рекомендует разработать семь локальных актов, которые регулируют вопросы информационной безопасности в образовательной организации (Методические рекомендации Минкомсвязи от 16.05.2019). Подробности смотрите в таблице.

Перечень документов по информационной безопасности

Название документа

Что включить

Где разместить

Опишите правила использования интернета в образовательной организации и основные аспекты работы системы контентной фильтрации (СКФ)

Определите работника, который будет отвечать за обеспечение безопасного доступа в интернет.

Укажите полномочия ответственного

Храните по правилам делопроизводства

Опишите, кто и как проверяет работу СКФ в образовательной организации.

Приложите образец акта проверки СКФ

Отразите в журнале сведения: дату проверки, Ф. И. О. и должность проверяющего, номер компьютера, результаты проверки, принятые меры

Составьте план на учебный год, включите совместные мероприятия с органами власти и общественными организациями

Определите, как вы будете ограничивать доступ в интернет с персональных устройств детей.

Возьмите с родителей согласие о том, что руководитель образовательной организации не несет ответственность за негативное воздействие на ребенка от интернета, доступ к которому он получил со своего устройства. В противном случае родители могут предоставить право образовательной организации забирать устройство на время учебного процесса

Инструкции для обучающихся по информационной безопасности при использовании интернета

В учебных кабинетах, в которых есть доступ в интернет

Разработайте локальные акты, которые требует пункт 3.1 Требований, утвержденных приказом Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161. Отразите в документах:

  • условия и порядок размещения знака информационной продукции на материалах образовательной организации, например порядок классификации и маркировки документов библиотечного фонда, маркировки видеоматериалов;
  • условия допуска детей на зрелищные мероприятия;
  • меры по методической поддержке работников образовательной организации, в том числе направление их на повышение квалификации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
  • меры по предотвращению, выявлению и устранению нарушений законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Рассмотрите локальные акты на заседании управляющего совета, утвердите их и ознакомьте с ними работников и учащихся (п. 3.2 Требований, утв. приказом Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161). Разместите локальные акты на информационном стенде в местах, где дети могут почитать. Опубликуйте документы на сайте образовательной организации, например в специальном разделе об информационной безопасности.


Какие мероприятия провести

Чтобы обеспечить информационную безопасность детей, установите СКФ, проверяйте библиотечный фонд, проводите просветительскую работу среди детей и родителей, отправляйте педагогов на повышение квалификации и проводите мониторинг.

Как установить СКФ

СКФ можно организовать разными способами:

  • установить систему фильтрации на персональных компьютерах, сервере для локальной сети и устройстве для создания Wi-Fi;
  • использовать внешний фильтрующий сервер, в том числе DNS-сервер или прокси-сервер;
  • получить услугу фильтрации через оператора связи или специализированную организацию, которая предоставляет доступ в интернет образовательной организации.

Региональные и местные органы управления образованием могут устанавливать единые технические решения для всех подведомственных образовательных организаций. При этом школа и детский сад вправе отказаться от единого решения и разработать собственную схему СКФ (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Когда заключаете договор на услуги контентной фильтрации, укажите, что СКФ должна соответствовать требованиям, которые изложены в Методических рекомендациях Минкомсвязи от 16.05.2019.


Внимание: в договоре с организацией, которая предоставляет услуги СКФ, укажите, что она несет ответственность за ненадлежащее оказание услуг и должна возместить причиненный ущерб

Поручите ответственному за информационную безопасность вести журнал работы СКФ. В него вносят сведения о том, когда включали и отключали СКФ.

Предупредите педагогов, что они не имеют права самостоятельно отключать СКФ. Если хотят отключить фильтрацию на своих персональных компьютерах, то могут это сделать, только когда нет детей на территории образовательной организации. Для этого педагог должен написать докладную записку ответственному за информационную безопасность или руководителю образовательной организации и указать причину, сроки отключения СКФ. Отключить фильтрацию можно с письменного согласия ответственного или руководителя образовательной организации.

Проверьте, есть ли на компьютерах образовательной организации антивирусные программы. Они помогут исключить доступ детей к негативной информации.

Как проверить библиотечный фонд

Поручите заведующему библиотекой провести инвентаризацию библиотечного фонда и проверить, на всей ли продукции стоит знак возрастного ограничения. Он должен стоять на документах, которые изготовили с 1 сентября 2012 года. Маркировка должна быть на печатных изданиях, кино-, видео- и фотопродукции, компьютерных программах и базах данных. Исключение составляют:

  • учебники и учебные пособия, которые Минобрнауки рекомендовало или допустило к использованию в образовательном процессе (п. 1 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ);
  • издания, которые содержат научную, научно-техническую, статистическую информацию (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ);
  • периодические печатные издания, которые специализируются на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера (п. 5 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ);
  • издания, которые содержат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ);
  • издания, которые содержат информацию о состоянии окружающей среды (п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ);
  • издания, которые содержат информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).


Как проводить просветительскую работу

Кого отправлять на повышение квалификации

Отправляйте на повышение квалификации: ответственного за информационную безопасность, учителей-предметников, которые обучают с помощью интернета, классных руководителей, воспитателей.

Как проводить мониторинг

Попросите ответственного готовить ежегодно до 30 августа три отчета – о качестве работы СКФ и соблюдении мер по защите детей от негативной информации, а также о сайтах, которые организация использовала в обучении и воспитании (Методические рекомендации Минкомсвязи от 16.05.2019).

Кто проконтролирует

То, как школа и детский сад соблюдают законодательство в сфере информационной безопасности детей, могут проверить: учредитель, региональные органы управления образованием, прокуратура, общественные объединения. Кроме того, Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества проводит ежегодный мониторинг качества работы СКФ и соблюдения мер по защите детей от негативной информации. Результаты мониторинга направляют в Минпросвещения и Минкомсвязи.

Эксперты Временной комиссии по развитию информационного общества рекомендуют проверять школы и сады по трем направлениям. Подробности смотрите в таблице.

Что проверят в сфере информационной безопасности детей

Направление проверки

Что проверят

Как подготовиться

Проконтролируют, есть ли СКФ и как она работает, все ли локальные акты приняли, назначен ли ответственный

Назначьте приказом ответственного за информационную безопасность детей.

Проверят, как образовательная организация соблюдает Требования, утвержденные приказом Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161

Проверяйте библиотечный фонд.

Проводите просветительскую работу среди детей и родителей.

Отправляйте педагогов на повышение квалификации и проводите мониторинг

Доступ к информации в интернете

Проверят, можно ли в образовательной организации через интернет получить доступ к негативной информации, в том числе запрещенной для детей, – в форме сайтов, графических изображений, аудиовизуальных произведений


Внимание: если не примете меры по защите детей от информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию, то организации и ее работникам грозит административная ответственность по части 2 статьи 13.21 и статье 6.17 КоАП

Мы живём в век информационных технологий. Сегодня почти у каждого ребёнка есть доступ у устройству —персональному компьютеру, смартфону или планшету — с возможностью выхода в Интернет.

Интернет, в свою очередь, может быть как другом, помощником в жизни и в учёбе, так и врагом: в онлайн-пространстве хранится немало информации, которая может навредить ребёнку, его развитию, психическому здоровью, подвергнуть его опасности, в том числе физической.

Как защитить детей от нежелательного контента, кибербуллинга и прочих неприятностей, с которыми они могут столкнуться в Интернете, можно узнать в данном разделе.

Что подразумевается под информационной безопасностью?

В ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (.pdf) информационная безопасность определяется как "состояние защищённости детей, при котором отсутсвует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию".

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся (.pdf) нашей Школы все обучающиеся имеют право на ". защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию…". Для реализации этого права все компьютеры с доступом в Интернет в ОУ были подключены к системе безопасности, обеспечивающей фильтрацию онлайн-контента (провайдер: "Ростелеком") .

Установленная система фильтрации контента запрещает доступ к веб-страницам с эротическим содержанием, ограничивает доступ к сайтам, посвященных алкоголю, курению, наркотикам, терроризму, экстремизму, а также к ресурсам, предлагающим нелегальную помощь школьникам и студентам в решении контрольных и экзаменационных задач. Новая система использует эвристический и контентный анализ интернет-трафика, обновление данных происходит динамично и в режиме реального времени.

Обеспечение информационной безопасности детей

Под информационной безопасностью детей понимают защиту ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия.

Процесс социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (далее — сеть "Интернет"), которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы.

К информации, запрещённой для распространения среди детей, при обороте которой должны применяться административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

За соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции установлен государственный надзор, представляющий собой деятельность по оценке вышеуказанных действий образовательной организации по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.

Соответствующий вид надзора входит, в частности, в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).

Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах, другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Обучающимся

Памятка: Как вести себя в Интернете?

1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы и проч.), а также отправлять свои фотографии, фотографии своей семьи и друзей);

5. Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни — посоветуйся по этому поводу со взрослым, которому доверяешь.

1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам;

5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

Другие полезные памятки для обучающихся

Как защититься от компьютерных вирусов

Как безопасно пользоваться сетью Wi-Fi

Как безопасно общаться в социальных сетях

Как безопасно расплачиваться электронными деньгами

Как безопасно пользоваться электронной почтой

Как защититься от кибербуллинга

Как безопасно пользоваться смартфоном, планшетом

Как безопасно играть онлайн

Как защититься от фишинга

Как защищать свою цифровую репутацию

Что такое авторское право

Полезные ссылки


Детям — Центр безопасного Интернета в России


Подросткам — Центр безопасного Интернета в России


ПерсональныеДанные.дети

Родителям (законным представителям)

Полезные ссылки


Детская безопасность — Google


Семейный поиск — Яндекс


Федеральный список экстремистских материалов


Центр безопасного Интернета в России


Фонд Развития Интернет


Дети России Онлайн


Горячая линия Рунета (сервис защиты и информационной поддержки пользователей)


АНО "Систематика" — безопасность в сети "Интернет"

Памятки

Как обеспечить информационную безопасность ребёнка

Как защитить от вредной информации ребёнка в возрасте 7–8 лет

Как защитить от вредной информации ребёнка в возрасте 9–12 лет

Как защитить от вредной информации ребёнка в возрасте 13–17 лет

Педагогическим работникам

30 октября 2018 года во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации прошёл Единый урок по безопасности в сети "Интернет" – цикл мероприятий для школьников, направленный на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на привлечение внимания общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Методические рекомендации по организации и проведению Единого урока всё ещё можно найти по ссылке:

Кроме того, в системе образования города Москвы открыт портал "Безопасность в интернете" – там собраны более 150 актуальных материалов по теме. С их помощью можно сконструировать собственные мероприятия в рамках уроков по информационной безопасности.

Также в библиотеке МЭШ размещены учебные пособия "Кибербезопасность. Базовый курс" и "Кибербезопасность. Углублённый курс".


Российским школьникам расскажут, что такое фишинг и кибербуллинг (заметка "Вестей образования" про всероссийскую акцию "Урок цифры" от 13.05.2019)

Полезные ссылки


Единый урок по безопасности в сети "Интернет"


Федеральный список экстремистских материалов

Чтобы обеспечить информационную безопасность обучающихся:

1. Изучите правила поведения в Интернете, а также все виды Интернет-угроз, чтобы уметь распознать их и предотвращать;

2. Выясните, какими функциями и возможностями обладают компьютеры, за которыми работают обучающиеся, а также какое программное обеспечение на них установлено;

3. Прежде чем позволить ребёнку работу за компьютером, расскажите ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях;

4. Не позволяйте детям самостоятельно исследовать Интернет-пространство – они могут столкнуться с нежелательным контентом;

6. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации контента, спама и антивирусы.

Нормативно-правовая база

Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности

Положение об обработке персональных данных учащихся и третьих лиц

Положение о защите персональных данных работников

Правила внутреннего распорядка обучающихся

Нормативное регулирование

Федеральный закон от 29.12.10 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Федеральный закон от 27.07.06 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Федеральный закон от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных"

Письмо Рособразования от 03.09.08 № 17-02-09/185 "О предоставлении уведомлений об обработке персональных данных"

Письмо Рособразования от 29.07.09 № 17-110 "Об обеспечении защиты персональных данных"

Постановление Правительства РФ от 01.11.12 № 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"

Приказ ФСТЭК РФ № 55, ФСБ РФ № 86, Мининформсвязи РФ № 20 от 13.02.08 "Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных"

Постановление от 6.06.08 № 512 "Об утверждении требований к материальным носителям персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных"

Постановление Правительства РФ от 15.09.08 № 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации" *



23 марта в Школе прошла встреча родителей со специалистом Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы на тему "Социальные сети. Интернет-безопасность".

Проблема информационной безопасности образовательного учреждения превращается в последнее время из гипотетической во вполне реальную. Количество угроз растет с каждым днем, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

Вот поэтому-то обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционирования компьютерных и информационных ресурсов, является весьма важной для его качества.

Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе
• Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)

• Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.

• Установлены соответствующие пароли на персональные ЭВМ.

• Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.

Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:

ПАМЯТКА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);

2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;

3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;

4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;

5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;

2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;

3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;

4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;

5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

1. Уважай других пользователей;

2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;

3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;

4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;

5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!

Родительский контроль

Родительский контроль - это ограничение доступа детей и подростков к нежелательным сайтам в Интернет, например, порносайтам, пропаганде насилия, сайтам знакомств, игровым сайтам, социальным сетям и т.д.

Родительский контроль может не только блокировать доступ к нежелательным для детей сайтам, но ограничивать использование Интернет по времени суток, дням недели илидлительности сеанса. Существует множество программ и фильтров, которые помогут вам контролировать открытие нежелательной информации и время, которое можно проводить в Интернете. Вы можете воспользоваться одной из ниже перечисленных:

Рекомендации

Рекомендации для родителей

Как уже отмечалось ранее, в большей степени от Вас, чем от кого-либо другого, будет зависеть, повлияют ли негативно или позитивно различные средства массовой информации, Интернет, видео и аудио на развитие вашего ребенка. Это было доказано проведенным исследованием, через научный анализ полученных результатов опроса.

Мы постараемся Вам помочь защитить вашего ребенка от негативного воздействия различных информационных технологий через ряд простых рекомендаций.

Общие рекомендации

2. По результатам исследования видно, что чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния негативной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники. Это внимание заключается:

- в разъяснении ребенку, какая информация полезна для его развития, а какая может нанести вред;

- в контроле того, что ребенок делает и что смотрит;

- в вовлечении ребенка в какие-то полезные для него занятия.

Контроль не должен быть агрессивным, Вы не должны всем своим видом показывать, что это КОНТРОЛЬ. Такой метод вызовет у ребенка негативную реакцию и может привести к обратным результатам. Контролировать необходимо:

- содержание того, что смотрит ребенок;

- время, которое ребенок проводит за компьютером или телевизором или др.

Постарайтесь вовлекать ребенка в какие-то совместные дела, но это не должна быть только уборка дома, стирка или другое полезное для дома мероприятие, вы можете вместе сходить в кино, смастерить что-либо, можете взять хороший фильм и его посмотреть, поиграть в какую-либо игру и т. д. В связи с тем, что у ребенка есть большой интерес к современным информационным носителям, то вы можете вместе поискать полезную информацию в интернете, заодно объясняя ребенку правила пользования этим средством.

3. По результатам различных исследований видно, что ребенок, имеющий какие-либо увлечения, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни и он меньше подвержен воздействию негативной информации. Поэтому постарайтесь организовать досуг ребенка. Первоначально понаблюдайте за ним, выявите его интересы, затем вовлеките ребенка в кружки или секции, которые соответствуют его интересам. Зачастую, прежде чем выбрать свое увлечение, ребенок меняет несколько кружков, но потом на чем-то останавливается.

4. В связи с тем, что в большей степени Интернет, чем другой какой-либо носитель информации притягивает внимание наших детей, и тем, что этот источник сложнее всего контролировать взрослым, то о том, как обеспечить безопасность вашего ребенка во Всемирной паутине поговорим отдельно и подробно.

5. Обезопасить ребенка от негативного влияния СМИ, Интернет, аудио - и видеопродукции очень сложно в одиночку, работа должна проходить комплексно, с участием различных сторон, окружающих ребенка. Поэтому в этом Вам может помочь в первую очередь школа. Не стесняйтесь обращаться за помощью к школьному психологу, к социальному педагогу, классному руководителю и другим. Школа, со своей стороны, будет проводить работу по обеспечению информационной безопасности детей, но ей будет легче, если родители сами будут проявлять инициативу.

При опросе детей в рамках данного исследования, у них выяснялись рекомендации по профилактике негативного воздействия современных информационных технологий на развитие ребенка. И вот какие рекомендации свои родителям они дали:

1) Регулируйте просмотр детьми телевидения.

2) Заблокируйте каналы, несущие негативную информацию.

3) Прячьте модемы, когда уходите по делам.

5) Не допускайте сквернословия.

6) Проверьте круг общения ребенка.

Советы по обеспечению безопасности ребенка в Интернет

Итак, следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Также следует помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Дело в том, что у детей еще не сформированы критерии различия, ребенку интересно все.

Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам информационной безопасности, а потом научить этому своих детей.

Итак, какие же угрозы содержит Интернет?

2. Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера.

3. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

1) Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет.

2) Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

4) Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т. д.

5) Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками.

6) Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни.

7) Скажите им, что не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

8) Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

9) Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

10) Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются.

11) Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает.

12) Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

13) Периодически, а лучше ежедневно проверяйте отчеты, на какие сайты заходил Ваш ребенок. Это можно сделать через Родительский контроль (см. далее) или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista).

14) Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

15) Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не только потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

16) Детям до 10 лет рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

Программы, ограничивающие время работы за компьютером и доступ на нежелательные сайты

Существует очень много программ, которые позволяют ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, то есть обезопасить вашего ребенка. Они называются программами Родительского контроля.

Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенком в четырех направлениях:

1) ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,

2) блокировать доступ к некоторым сайтам и другим интернет-сервисам,

3) запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащим нецензурную лексику.

Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет?

1) Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек.

2) Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет.

Как это объяснить ребенку?

1) Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи.

2) Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.

3) Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.

4) Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации.

5) Научите ребенка пользоваться поиском в Интернет. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска.

6) Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

Не забывайте, что Интернет - это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?

Установите правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце-концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы сами проводите в Интернет?

Рекомендации для специалистов организаций образования, работающих с детьми

1.Если раньше взрослые старались предостеречь детей от опасностей, которые подстерегают их на улице, то сегодня возникла проблема безопасности ребёнка в киберпространстве. Для того, чтобы обеспечить эту безопасность необходимо в первую очередь самим хорошо знать эту зону. В рамках данного исследования самими учителями не раз поднималась проблема того, что их уровень знаний информационного пространства значительно отстает от знаний детей. Поэтому в первую очередь необходимо повышать уровень информационной грамотности самих учителей.

2.Учителям в рамках своих уроков необходимо как можно больше применять современных информационных технологий и сразу предостерегать своих учеников о возможном их негативном влиянии.

3.В воспитательной работе уделять внимание воспитанию информационной культуры учащихся.

4.Проводить уроки медиаобразования, на которых давать самые необходимые знания по соблюдению безопасности в информационном пространстве.

5.Многие рекомендации, которые уже были даны в разделе Рекомендации для родителей, могут пригодиться и специалистам, работающим с детьми.

Рекомендации детям и подросткам по организации работы в информационном пространстве

1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан .

Читайте также: