К какому времени относится первое письменное свидетельство об исследовании арктики

Обновлено: 02.07.2024

Как осваивалась русская Арктика?

История освоения русского Севера и Арктики достаточно продолжительна, однако в силу неразвитости техники, в целом сложной местности и особенностей климата лишь в советское время был достигнут пик в работе на этих направлениях. Советский Союз смог стать признанным лидером в арктическом регионе, в наследство от него современная Россия получила огромный задел, который и в наши дни активно развивается. Сегодня мы попробуем подробнее рассмотреть историю освоения наших северных территорий и Арктики.

Первые попытки

Позднее, в XII-XIII веках, поморы освоили территорию острова Вайгач и Новой земли. Поморы – небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России. В 1499 году был основан первый русский заполярный город – Пустозерск, сейчас он уже не существует, но находился недалеко от современного Нарьян-Мара. Помимо строительства городов создавались и монастыри. В те времена монастыри зачастую исполняли роль крепостей, многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, чтобы принять усложнить врагу задачу, то есть первый удар принимали на себя именно монастырские стены. Так, в 1533 году был основан заполярный Трифонов Печенгский монастырь, а чуть ранее, в 1429 году заложили знаменитый Соловецкий монастырь. При этом главным русским городом и портом Севера с 1584 года и вплоть до XX века продолжал оставаться Архангельск.

Следующий виток освоения Севера и Арктики пришелся уже на XVI-XVII века, когда русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Тогда же началась кустарная добыча нефти в прибрежных ямах и на поверхности воды. Осваивалась территория современного Ямала. Пожалуй, одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнев. Именно после его похода в 1648 году появилось осмысленное представление о том, как выглядит побережье Арктики. Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. Это было поистине фантастическое открытие для тех лет. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.

Век прорыва, век открытий

XVIII век стал веком больших перемен в нашей стране. Россия по воле монарха реформатора Петра Великого стала империей. Многое переделывалось на иной лад, затронули перемены и процесс освоения Арктики и Севера. Прежде всего следует отметить, что в России появился новый флот, вооруженный мощными кораблями. Это обновление стало важным не только в военной области, новые корабли значительно расширили возможности плавания по северным морям.

Известный мореплаватель Витус Беринг по приказу императора Петра I совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой и подтвердил данные Дежнева. Теперь этот пролив носит имя Беринга. А с 1733 по 1743 годы, то есть почти за десять лет, была проведена экспедиция, получившая наименование Великая Северная экспедиция: несколько отрядов под руководством Беринга, братьев Лаптевых и Семена Челюскина составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Более того, Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, составил подробную карту восточных владений Российской империи. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.

Первые соперники

XIX век принес не только технические новинки, но и первых соперников. Другие державы, имевшие выход к северным морям, тоже стали стремиться их освоить. Несмотря на то, что первыми в новом веке в 20-е годы стали наши соотечественники Федор Матюшкин (кстати, лицейский друг А. С. Пушкина) и Фердинанд Врангель, чьим именем сейчас назван остров, появились конкуренты.

Так, в 1873 году австрийские полярники Ю. Пайер и К. Вейпрехт открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа, названный так в честь австро-венгерского монарха. К слову, остров перешел к России в ходе Первой мировой войны. А уже в 1878 году в Арктику отправляется следующая экспедиция шведского полярника Н. Норденшельда. Шведу удалось впервые проделать путь, который сейчас называется Северным морским, то есть без остановок пройти Северный Ледовитый океан и выйти в воды Тихого океана.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет. Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция. К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

Современное состояние

С начала 2000-х годов Россия уверенно возвращает себе позиции лидера в Арктическом регионе. Растет и укрепляется ледокольный флот, его силами навигация на Северном морском пути стала непрерывной, а тоннаж перевозимых грузов год от года растет, и в ближайшее время может превысить максимальные показатели советского времени. Военные моряки осваивают новые виды техники и вооружения, а с суши их поддерживают две арктические бригады, отлично вооруженные и надежно размещенные для защиты интересов страны в Арктике.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ АРКТИКА


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В феврале 2016 года в нашей школе состоялся Всероссийский урок "Арктика - фасад России" в рамках IX российской молодежной экспедиции "На лыжах - к Северному полюсу". Основной целью урока является повышение осведомлённости школьников о природе, истории исследования и освоения, а также задачах современного освоения Арктики.

Я принимала участие в проведение этого урока , а также была участницей онлайн - викторины: “Знаешь ли ты Арктику?”

Я хотела побольше узнать об Арктике и поэтому решила написать эту работу. Я стала больше собирать материал об данной территории, её отличие, многообразие и в тоже время суровостью климата. Интересным растительным и животным миром, а также чудесным явление как Северное сияние.

Актуальность: В 8 классе мы уже стали более подробно знакомится с различными уголками России на уроках географии. Поэтому данная тема, заинтересует моих одноклассников, в изучении данного вопроса, благодаря моему материалу рассказ будет более интересен и доступен для понимания.

Цель: Подобратьдоступный и научный материал по данной теме.

Задача: 1. Работа с теоретическими материалами и картами.

Подготовка выступления для НОУ.

Обработка данных интернет - онлайн олимиады.

Объект исследования: Арктика .

Гипотеза: Всё ли мы знаем об уголках нашей родины? И в чем же уникальность Арктики?

Методы исследований: сбор теоретического материала,

анализ изученного и написание работы.

Арктика – единый физико-географический район Земли, включающий Северный Ледовитый океан и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, и окраины материков Евразии и Северной Америки

Арктика

Арктика – загадочный уголок нашей планеты, где природа сохранилась практически в своем первозданном виде. Без серьезных изменений. Арктика – не просто снежная шапка Северного полюса. Это огромный район, примыкающий к ней. Он включает в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и почти весь Северный Ледовитый океан с островами. Кроме того, южная граница Арктики совпадает с границей тундры. Отсюда – наличие различных климатических условий, разнообразной растительности и животных, абсолютно не ассоциирующихся с обывательским понятием об Арктическом регионе. Общая площадь этого района – около 27 млн км 2 . Для сравнения: площадь Российской Федерации – 17,1 млн км 2 . Арктика – загадочный уголок нашей планеты, где природа сохранилась практически в первозданном виде. Белые медведи и северные олени, огромные ледники и подводные вулканы, климатические загадки и почти неисчерпаемые природные ресурсы…

Этот единый географический регион таит в себе немало неизведанного и непознанного. Однако в настоящий момент она становится все популярней и популярней среди исследователей, туристов и просто любителей острых ощущений. Такой ажиотаж можно объяснить тем, что это одно из немногих мест на Земле, богатых территориями, куда действительно не ступала нога человека, и поэтому каждый может почувствовать себя здесь настоящим первооткрывателем. Арктика – это необычайная красота: снежная пустыня, льды, дикие животные. Да и само ощущение пребывания на центральной точке планеты – Северном полюсе – оставит неизгладимое впечатление на любого человека, побывавшего в этом регионе.

Исследование

Благодаря существованию дрейфующих станций российские ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год. Несмотря на низкую температуру, здесь есть жизнь. Леса и ледовые пустыни населены белыми медведями, северными оленями, песцами, зайцами, леммингами. Животные приспособились к суровым условиям за счет толстого слоя подкожного жира и густого меха. Характерные для этих мест птицы – куропатки, белые совы, кайры, гагарки, чайки и даже вороны. В арктических водах и прибрежных районах легко встретить моржей, тюленей, нарвалов и белух. Благодаря взаимодействию этих видов сложилась интересная цепь питания: рачки – рыбы – птицы – тюлени – белые медведи.

Впервые такой относительно дешевый и эффективный способ исследования Арктики предложил в далеком 1929 г. Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте.

В начале 1980-х годов на острове Врангеля и полуострове Таймыр появились новые жители. Это длинношерстные мохнатые мускусные быки, которых еще называют овцебыками – они одновременно похожи и на быка, и на овцу. В минувшие времена они жили по всей Арктике, но в большинстве ее районов вымерли и сохранились только на островах Гренландия и Шпицберген. Доставленные за тысячи километров на самолете, они прижились в новых местах.

Политическая география этого региона также весьма интересна: дело в том, что на эту обширную территорию предъявляют права сразу 5 государств. В их числе, разумеется, и Россия. К сожалению, интерес к Северному полюсу и прилегающим к нему территориям вызван вовсе не огромной ценностью для научных исследований, а наличием арктического шельфа, в котором, как предполагают ученые, залегает свыше 100 млрд тонн нефти и газа, не говоря уже о минеральных ископаемых. В Арктике очень холодное лето. Это результат таяния льдов, поглощающих почти всю энергию солнца, которой оказывается недостаточно для нагревания воздуха. Средняя температура зимой составляет –36 °С, а в летние месяцы – 0 °С. Вопреки общественному мнению, температура здесь редко опускается ниже –40 °С. Происходит это из-за притока тепла от воды океана. Минимальные температуры в Арктике достигаются только над плотными слоями льда и бывают ниже –50 °С. Следует заметить, что, по свидетельствам ученых, 55 млн лет назад в ныне холодном регионе было тепло, как в тропиках, а температура воды в Северном Ледовитом океане составляла около +18 °С!

Интересные факты об Арктике

Самое удивительное – полярное сияние! Иногда загораются в небе длинные полоски, иногда пятна, иногда формы столбов и лучей самых ярких красок и оттенков. По сути, это люминесценция верхних слоев атмосферы планеты вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра на высоте 100 км, в области магнитосферы.

Белый медведь весит от 600 до 900 кг, под водой может находиться до 2 минут, плавает со скоростью до 7 км/ч.

Запах тюленя чувствует за 6 – 7 км.

Длина тела моржа достигает 3 м, вес до 1,5 т. Клыки могут вырастать до 80 см. С их помощью морж раскапывает грунт и выбирает из него моллюсков. Отдыхать и спать морж может в воде, наполнив воздухом внутренние мешки.

Главная особенность 6-метрового нарвала – его потрясающий воображение бивень, по сути, являющийся одним из его зубов, расположенных слева. Этот замечательный бивень может сгибаться, не ломаясь, на 30 см в сторону.

Тупик хорошо ныряет, порой на глубину 60 м, под водой может находиться до 3 минут.

Поморник живет разбоем, разоряет гнезда, таскает птенцов, отнимает добычу у чаек.

Морской слон – самый крупный вид ластоногих в мире: масса самца может достигать 3500 кг. Его легко отличить от самки по вздутию на голове, похожему на короткий хобот, из-за которого он и получил свое название.

Пустыни – это не только барханы или камни под палящим солнцем. Пустыни бывают и снежные, называемые арктическими. Например, арктическая пустыня встречается в горах Бырранга на Таймыре или острове Врангеля. Большинство территории арктических пустынь покрыто ледниками и камнями, изредка мхом.

Рельеф

По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн. Область шельфа занята окраинными морями — Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским. Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый. Центральная часть — Арктический бассейн, область глубоководных котловин (до 5527 м) и подводных хребтов.

Особенности

Особенности природы: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемёрзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Средние температуры самого холодного зимнего месяца — января — колеблются от −2…−4 °C в южной части Арктического района до −25 °C на севере Баренцева моря, западе Гренландского моря, в морях Баффина и Чукотском и от −32…−36 °C; в Сибирском районе, на севере Канадского и в прилегающей к нему части Арктического бассейна до −45…−50 °C в центральной части Гренландии. Минимальные температуры в этих районах иногда снижаются до −55…−60 °C, только в Арктическом бассейне они не опускаются ниже −45…−50 °C. При прорывах глубоких циклонов температура иногда повышается до −2…−10 °C. Средние температуры июля в Арктическом бассейне — 0…−1 °C. Ледовитость морских акваторий — около 11 млн км² зимой и около 8 млн км² летом.

Растительный мир

В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в тёплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку. Арктическая пустыня — самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.

Животный мир

Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц — арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. Для холодных регионов эндемичны многие виды птиц и морских обитателей. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. Полярным летом в тундре гнездятся миллионы перелётных птиц. В морях Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты, нарвалы, косатки и белухи. Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезновением. В наибольшей опасности находятся белые медведи, так как при сокращении площади морского льда животные вынуждены переходить на побережье, где их кормовая база меньше.

Человек и Арктика

Изменение климата Арктики

В целом по данным исследований, температура в Арктике повышается в два раза быстрее, чем в остальном мире. Это может привести к вымиранию многих видов растений и животных в регионе. Потепление ставит под угрозу существование коренных народов Арктики — их пропитание и уклад жизни напрямую зависят от растительного и животного мира.

Арктические льды

Льды Арктики имеют огромное значение для климатической системы Земли. Ледяная шапка отражает солнечные лучи и таким образом не даёт планете перегреться. Кроме того, арктические льды играют большую роль в системах циркуляции воды в океанах.

Природные ресурсы

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. По оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрд баррелей. Таким образом, при существующем спросе на нефть, запасов Арктики хватит на 3 года. При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов). Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично.

Заключение

Таким образом, собрав и изучив материал об Арктике, я убедилась, что в изучение и исследование данной территории было очень трудно из-за суровости климата и недостаточности технической оснащённости тех экспедиций, которые отправлялись на изучение поставленной задачи. И не смотря, на все трудности русские люди с большой любовью к своей Родине выполняли поставленные задачи и шли под единым лозунгом: “ Бороться и искать, найти и не сдаваться!” Важно, чтобы моё выступление заинтересовало ребят и они захотели побольше узнать о ней сами, познакомится с теми великими людьми, которые не щадя своей жизни, шли на великие открытия и полюбили географию, как полюбила её я.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Атлас океанов. Термины, понятия, справочные таблицы. — М.: ГУНК МО СССР, 1980.

Визе В. Ю. Русские полярные мореходы XVII - XIXвв. — М.—Л., 1948.

Электронная версия книги

Географический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986.

4. Гаккель Я. Я. Наука и освоение Арктики. — Л., 1957.

Гордиенко П. А. Северный Ледовитый. — Л., 1973.

6. История географических открытий. Северный Ледовитый океан

7. Сенкевич Ю., Ревенко М.В. “Малышам о географических открытиях” М: Книга по требованию, 2012.

Первые шведские арктические экспедиции

Полярные исследования середины XVI века, осуществляемые Англией и Голландией, ставили своей целью найти морские пути на Дальний Восток через северные побережья Азии и Северной Америки, чтобы избежать угроз со стороны Испании и Португалии, господствовавших в то время в водах, омывающих южные окраины Африки и Южной Америки. Тогда цели не были достигнуты. Однако участникам экспедиций удалось собрать ценные данные об арктических регионах. Эти ранние попытки освоить северные полярные территории привели к интенсивному развитию китобойной промышленности у берегов Шпицбергена и Гренландии.

Поиски Северо-Восточного и Северо-Западного проходов являлись одной из главных задач полярных экспедиций на протяжении более трёхсот лет. Ведущей страной в этих исследованиях была Англия. Но и Голландия продолжала составлять ей конкуренцию. Остальные страны подключились к исследованиям позже. Присутствие шведских полярников в Арктике принято отсчитывать от экспедиции Адольфа Норденшёльда в 1878 году. Однако Швеция начала активно проявлять себя ещё в середине XVIII века. Китобойный промысел у берегов Шпицбергена шведскими мореплавателями осуществлялся в довольно скромных масштабах. Корабли отправлялись на север, как правило, из Гётеборга и Стокгольма, в то время как китобойный промысел в этих водах шёл на убыль.

Освоение Швецией северных полярных территорий осуществлялось не только посредством китобойного промысла, но и благодаря отважным исследователям, ставившим перед собой цель приоткрыть завесу тайны над этими малоизученными территориями.

В 1732 году шведский учёный Карл Линней обратился к Упсальскому научному обществу с проектом путешествия в Лапландию. Предполагалось преодолеть маршрут протяжённостью более 2000 километров и попутно изучить животных, растения и минералы, равно как и коренных жителей – лопарей, их быт, питание и лечебные средства.

Карл Линней.jpg

Карл Линней

Проект получил одобрение во многом благодаря тому, что отвечал интересам научного сообщества. Ещё в 1695 году другой шведский учёный Улоф Рудбек осуществил путешествие в Лапландию, которое можно было назвать первой научной экспедицией Швеции. Однако полученные во время путешествия коллекции и отчётные материалы почти полностью были уничтожены в городском пожаре в 1702 году. С тех пор умы шведских учёных не покидала мысль о новом путешествии на Север.

Улоф Рудбек.jpg

Улоф Рудбек

Возможное путешествие Линнея в Лапландию воспринималось в научном мире с некоторой долей тревоги, так как Лапландия в то время казалась совершенно неизвестной дикой страной, путешествие по которой, вероятно, должно было сопровождаться чередой трудностей и опасностей.

Путешествие, продлившееся четыре месяца, потребовало от Линнея терпения и упорства в преодолении трудностей пути по бездорожью среди горных лесов и равнинных тундр, по топким болотам и быстрым рекам, при почти полном безлюдье страны.

В дневнике путешественник описывал как посещённые места, так и население с его уникальным бытом. Значение путешествия Линнея для Швеции не уступало, вероятно, тому, какое имели экспедиции Академии наук в России. Существовало мнение, что с точки зрения результатов путешествие Карла Линнея было важнейшим из всех, которые были предприняты в стране ранее.

Как результат был подготовлен отчёт, состоящий из двухсот шести наблюдений и замечаний, касающихся животного, растительного и минерального царств, а также практических хозяйственных вопросов (так, например, было описано, как саамы готовили оленье молоко восемнадцатью различными способами).

Антон Роландссон Мартин родился в 1729 году в Эстонии. В 1743 году он стал студентом академии Або, а в 1756 году приехал в Упсальский университет, в котором одним из преподавателей был великий шведский натуралист Карл Линней.

Спустя два года Линней предложил Мартину принять участие в путешествии на Шпицберген на борту судна шведского китобойного общества Гренландской компании. Эта компания была основана в середине XVIII века, а в 1755 году в Арктику был отправлен первый корабль. Именно один из членов компании Петер Багге этой экспедицией положил начало ранним шведским полярным исследованиям, а Антон Мартин, благодаря Линнею, стал первым шведским полярным учёным.

Антон Роландссон Мартин.jpg

Антон Ролландсон Мартин

Мартин получил грант от Шведской королевской академии наук, а компания предоставила бесплатное питание и проживание на корабле. Среди одолженных инструментов при нём были термометр, азимутальный компас и квадрант.

17 апреля 1758 года китобойное судно отправилось из Гётеборга в своё первое арктическое путешествие. В тот же день Мартин начал метеорологические наблюдения, которые проводились три раза в день. Он фиксировал температуру воздуха, направление ветра, а также погоду, которая преобладала или была наиболее характерной в течение дня. Во время своих наблюдений Мартин закономерно задавался вопросом, пытался ли кто-то до него проводить климатические измерения так далеко на севере с помощью таких точных инструментов, какие были у него.

Отчёты о путешествии характеризуют Мартина как внимательного наблюдателя за жизнью на море и за окружающей природой. Он описывал жизнь на борту, а также процесс охоты на китов. Но главную ценность представляли его наблюдения в области зоологии и ботаники. В отчётах содержалась информация, помимо прочего, об истории Шпицбергена и о китобойном промысле на этом острове. За четыре месяца в путешествии на Шпицбергене команда провела лишь несколько часов.

Была проведена большая работа по изучению китов: у Мартина было много возможностей наблюдать за жизнью животных в открытом море, посещать иностранные китобойные суда и регистрировать состояние льдов. Также Мартин первым описал птицу глупыша.

Перед тем как экспедиция покинула воды Шпицбергена, на 76ᐤ северной широты Мартин определил температуру воды на глубине 14 метров и обнаружил, что она составляет +3ᐤС. Кроме того, он взял пробу воды для определения её солености на глубине 32 метра. В первом случае показания получались путём опускания на глубину ведра, наполненного песком, и помещённого в него термометра. Образец воды был получен также опусканием в воду закупоренной пустой банки и её откупориванием на глубине.

Команда вернулась в Гётеборг 29 июля. После путешествия Мартин написал отчёт об экспедиции и передал все собранные материалы в Шведскую королевскую академию наук.

Прошло семьдесят лет, прежде чем шведскими учёными была организована следующая экспедиция в Арктику. В 1837 году молодой зоолог Свен Людвиг Ловен самостоятельно спланировал и осуществил путешествие на Шпицберген, при том что у него не было ни опыта полярных экспедиций, ни каких-либо связей с людьми, занимавшимися исследованиями подобного рода.

В июне 1836 года Ловен взошёл на борт корабля и отправился к устью реки Везера. Целью был город Хаммерфест на севере Норвегии в провинции Финнмарк. В этом районе учёный пробыл год, исследуя и собирая образцы морской фауны. Ловен исследовал не только зоологический мир арктических территорий, но также познакомился с коренным населением и его образом жизни.

Преодолевая расстояния на лодке и на санях, запряжённых оленями, Ловен исследовал практически неизученные территории от Вардо и Вадсё на северо-востоке до Лофотенов и шведского Каресуандо на юге.

В конце весны 1837 года Свен Ловен начал подготовку к путешествию по Шпицбергену, оплатив все расходы из собственного кармана. Он приобрёл небольшую шхуну и набрал команду из шести человек.

Экспедиция покинула Хаммерфест 19 июня 1837 года. 7 июля с борта корабля команда разглядела побережье Земли Принца Карла. На Шпицбергене команда провела около месяца. В это время Ловен чередовал научную деятельность с охотой на моржей и оленей. Также за время исследований на острове были обнаружены могилы голландских китобоев, несколько русских крестов и хижина, принадлежавшая охотнику из Хаммерфеста. Были проведены геологические и географические наблюдения, получены новые знания об Арктике и северной морской фауне. Ловен первым обнаружил на Шпицбергене окаменелости животных каменноугольного и юрского периодов, что в дальнейшем способствовало изучению климата тех эпох.

Свен Ловен.jpg

8 ноября 1837 года команда вернулась в Швецию. Коллекции, привезённые из экспедиции Ловеном, представляли большую ценность для шведских музеев. Экспедиция 1837 года стала первым и последним путешествием Ловена в Арктику. Однако в будущем он продолжал интересоваться шведскими полярными исследованиями, вдохновляя и поощряя к ним молодых учёных.

Первые шведские вклады в исследование Арктики состояли из частных инициатив, за которыми новые экспедиции, направленные на систематическое изучение Арктики, последовали не сразу. Полномасштабные исследования начались только во второй половине 1850-х годов. И начало им положил Отто Мартин Торелль.

Интерес Отто Торелля к морской фауне проявился довольно рано. В шестнадцать лет он поступил в Лундский университет. Решающим фактором стало его знакомство со Свеном Ловеном в 1848 году, который позднее и стал руководить исследовательской работой Торреля.

Одной из тем исследований Торелля было изучение ледников и внутриводных льдов, а также их образования в различных географических регионах. Исследования он начал со Швейцарии, переключившись затем на Скандинавию, Исландию, Шпицберген и Гренландию.

В период с 1856 по 1859 год Торелль организовал несколько небольших экспедиций, направленных как на изучение ледников и морской зоологии, так и на подготовку к будущему большому полярному путешествию.

В 1858 году состоялась экспедиция на Шпицберген. В состав команды вошли будущий известный полярный исследователь Адольф Норденшёльд, молодой зоолог Август Кеннерштедт и помощник Торелля Андерс Якобсон. Тогда было обследовано западное побережье Шпицбергена. В результате были собраны коллекции растений и животных с суши и моря.

Норденшёльду Шпицберген казался идеальной землей с многочисленными слоями из разных геологических периодов. А найденные окаменелости могли быть использованы для датировки слоёв и для определения растительной и животной жизни, а также климатических условий в более раннее время. Все это было ещё неизвестно науке. Норденшёльд стремился вернуться на остров.

Для Торелля же экспедиция была лишь частью исследований ледников и ледникового периода. Такие мелкие экспедиции рассматривались учёным лишь как подготовка к новому, более масштабному арктическому исследованию.

Судно Эол из экспедиции Торелля (из книги A history of Swedish polar travels and research).jpg

Судно "Эол" из экспедиции Торелля (из книги A history of Swedish polar travels and research).

использование лодок в экспедиции Торелля (из книги A history of Swedish polar travels and research).jpg

Использование лодок в экспедиции Торелля (из книги A history of Swedish polar travels and research).

С 10 по 23 июля проводились географо-геологические исследования, во время которых были обнаружены китовые кости и раковины довольно высоко над уровнем моря, что указывало на то, что за последнее время земля поднималась.

Экспедиция Торелля оказалась весьма успешной. Особо ценными были коллекции фауны с глубин до 2500 м, почти неизвестной науке в те времена. Карта северного Шпицбергена теперь стала более подробной и точной. Коллекции минералов давали представление о геологическом строении северного Шпицбергена.

Это была первая междисциплинарная полярная экспедиция, проведённая профессиональными учёными. Не будет преувеличением сказать, что это предприятие положило начало научным полярным исследованиям, а Торреля можно справедливо считать не только отцом шведских полярных исследований, но и основателем научных полярных исследований в целом.

Отто Торрель.jpg

Отто Торрель

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Орешко Ольга Александровна,

Города Джанкоя, Республики Крым

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК

Цель урока: повысить осведомленность обучающихся путем изучения природы, истории исследования и освоения территории Арктики нашими соотечественниками; узнать основные направления использования и развития территории шельфовой зоны арктического континента;

воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа, а также чувства бережного отношения к окружающей нас природной среде.

Форма проведения: урок-исследование

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация об Арктике, карта России.

Организация класса

Подготовка к изучению. Актуализация опорных знаний.

- Что такое Арктика?

3.Вступительное слово учителя:

Арктика – это самая холодная и отдаленная область нашей планеты, которая включает огромные пространства Северного-Ледовитого океана, окраины материков Евразии и Северной Америки ( шельфовую зону). Это территория наименее изученная, вследствие особых климатических условий и ее труднодоступности.

Изучение особенностей территории проводилось многими учеными мира . Климат территории настолько суров, что территория Арктического континента до сих пор является самой не заселенной частью нашей огромной планеты. Только отважные исследователи решаются проникнуть вглубь материка, чтобы изучить его тайны, флору и фауну, узнать содержимое недр.

Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты!

Арктика – земля холодных льдин!

Арктика – бесценные богатства.

Нефть и газ, металлы разных руд-

в недрах шельфа прячутся от нас всех.

Чудо-звери: овцебык и лемминг,

белые медведи и тюлени,

торосы огромных белых льдин –

Чудо-край, фасад моей страны!

Арктика – фасад России,

Нет тебя прекрасней в мире,

Север – край большой Земли,

Мы - беречь его должны!

Снега вековые покрыли просторы,

И льдами построены реки и горы

Там холод и ветер

Живет в чистом поле,

Там день утопает в заснеженном море,
Полгода в полярной ночи меркнет свет,

Суровей земли, на планете ведь нет!

Но есть в Антарктиде огромный секрет,

Богатства ее не разведанных недр!

Их люди стремятся найти и открыть

И Арктики недра себе покорить.

Отважные люди на подвиг идут,

Герои России - людей тех зовут!

Их подвиг, отвагу мы помнить должны!

Огромный поклон им от целой страны!

- Сегодня на уроке, мы с вами, познакомимся с этим удивительным северным пространством нашей планеты.

III . Основная часть

/ Используется компьютерная презентация и физическая карта России/

Обучающиеся рассказывают об особенностях Арктики:

Слайд 4: 2) По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн. Область шельфа занята окраинными морями — Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским. Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый. Центральная часть — Арктический бассейн, область глубоководных котловин до 5527 м и подводных хребтов.

3) Природные условия Арктики очень суровые: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемерзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Морские акватории покрыты льдом - около 11 млн. кв. км зимой и около 8 млн. кв. км летом.

4) Средние температуры самого холодного зимнего месяца — января — колеблются от —2, —4 °C; в южной части Арктического района до —25 °C. В центральной части Гренландии минимальные температуры иногда снижаются до —55, —60 °C, Средние температуры июня +2, +3 °C

Слайд 16-17 ) В Арктике живут удивительные животные. Одним из них является современник мамонта, доживший до наших дней – это овцебык. В Арктике можно встреть белого медведя, гренландского оленя, огромное количество птиц, устраивающих птичьи базары, тюлени.

Слайд11-12: 6) В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. Для России арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.

7)«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России. Среди крупных российских месторождений — газовые — Штокмановское, Русановское и Ленинградское в западной Арктике.

Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;

Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В анкете есть три обязательных вопроса:

Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?

Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?

IV. Обобщение

Что такое вечная мерзлота?

На каком из северных островов есть арктическая пустыня?

Как изменились льды Арктики за последние годы?

Что такое полярное сияние?

Что входит в состав Арктики? (острова, материки, части океанов)

Есть ли в Арктике вулканы?

В каком полушарии расположена территория Арктики?

Какие моря входят в состав Арктики?

Что такое Северный морской путь?

Какие острова разделяют моря Арктики?

Сколько морей входит в состав Арктики?

Какое море не замерзает и почему?

Почему северные олени пасутся ближе к морю?

Чем питаются северные олени?

Сколько видов мхов в Арктике?

Назовите полярного грызуна, который питается мхом, зимой живет под снегом?

На каком арктическом острове живут длинношерстные мохнатые мускусные быки?

Кто дал первое письменное свидетельство об исследовании Арктики?

Какая страна использует для изучения арктической зоны дрейфующие станции?

Назовите дрейфующие станции, которые за четверть века прошли расстояние равное экватору Земли?

Почему белые медведи не употребляют пингвинов в пищу?

Название первого советского ледокола достигшего берегов Арктики?

Памятник, какому животному, обитающему в белом море, установлен в Архангельске?

Какие растения встречаются в Арктике?

Какие полезные ископаемые добывают на шельфе Северно-Ледовитого океана?

Какие страны мира владеют прибрежными пространствами Арктики?

Нарисуем эмблему АРКТИКИ.

hello_html_m181a1b14.jpg

/Работа выполняется в группах /

Читайте также: