К какому разделу программы относится задача обучения детей выполнению элементов декоративной росписи

Обновлено: 18.05.2024

Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:

- развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

- развивать чувство цвета;

- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.

Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

- развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;

- развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;

- развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;

- развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

Детей необходимо научить:

- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;

- использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;

- находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;

- умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розетка и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:

- развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;

- развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;

- учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;

- совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).

Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).

Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.

В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.

В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.

В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Декоративное рисование в разных возрастных группах. Задачи. Основные подходы к проблеме обучения.

Декоративное рисование в разных возрастных группах. Задачи. Основные подходы к проблеме обучения.

Декоративное рисование в разных возрастных группах. Задачи. Основные подходы к проблеме обучения.


На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства (ДПИ) составляет творческий ручной труд. Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.

Цель современного образования - воспитание и развитие личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что развитие детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Эффективным средством формирования личности является народное декоративно-прикладное искусство. Особая роль отводится занятиям декоративным рисованием, на которых школьники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа – источнику неиссякаемой мудрости. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста.

Любая роспись, как вид художественной деятельности, всегда подчиняется общим законам декоративно – прикладного искусства, но имеет свои, специфические особенности, свойства, требующие дополнительного изучения. Данная программа направлена на достижение начальных навыков кистевой росписи, знакомство с традиционными народными росписями.

На занятиях во время работы с материалами и инструментами формируются профессиональные навыки: усидчивость, точность, аккуратность, внимательность. В процессе работы над изделием развиваются навыки и умения умственной деятельности: наблюдение, сравнение, усвоение материала. Роспись по дереву способствует развитию творческого воображения и фантазии, прививает бережливость, учит терпению, тренирует способность к тонкой работе. Все это является важным фактором в развитии и воспитании детей.

Содержание программы дает обучающимся представление о традиционных росписях по дереву (Городецкая, Хохломская, Великоустюгская, Глубоковская), формирует умения и навыки по техническому исполнению росписи, а также воспитывает творческое отношение к работе. Развитие ребёнка на занятиях идет через овладение конкретными приёмами практической деятельности, в результате создаются необходимые предпосылки для его творческого саморазвития.

комплексный подход к содержанию, объединение нескольких росписей по дереву: Городецкая, Хохломская, Северная роспись (Великоустюгская, Глубоковская);

включение в содержание элементов национально-регионального компонента.

В основу программы положены:

1. Тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством формирования художественно-творческой активности у детей.

2. Система межпредметных связей (музыка, труд, история и т.д.) позволяет почувствовать практическую направленность занятий объединения, их связь с жизнью.

В программе соблюдается принцип преемственности – от простого к сложному.

Основной принцип обучения – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога обучающиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции (разрабатывают проект). В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение.

Адресат программы: программа адресована детям младшего школьного возраста 9-12 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства , периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов (восприятие, память, воображение и др.). Именно в этом возрасте ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Младший школьный возраст – это самоценный период. Ребенок, в это время, осознает отношения между собой и окружающими, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В период младшего школьного возраста происходит естественный всплеск его творческой активности. О собенно сильна у ребенка подражательность, которая часто и есть форма творчества – перевоплощение чужих мыслей и чувств. Данная программа способствует укреплению и углублению проснувшихся общественных инстинктов ребенка, раскрытию перед ним того, что труд лежит в основе человеческого общежития, а повышенная подражательность способствует более легкому приобретению разнообразных навыков.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов по программе – 288, на каждый год обучения -144 часа.

Форма обучения : очная, очно-заочная.

Особенности организации образовательного процесса : о бучение осуществляется в группах. Набор в группы свободный. Количественный состав групп, по годам обучения, следующий: первый год обучения – 10 человек, второй год – 8. Наполняемость обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. Занятия могут посещать одновременно дети разного возраста. Это расширяет поле их общения, учит взаимодействовать, развивает коммуникабельность. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания. При выборе изделия следует учитывать возрастные особенности, способности учащихся и их интересы.

Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между ними 10-минутный перерыв (в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14).

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством приобщения их к художественной росписи по дереву.

п ознакомить обучающихся с традиционными росписями по дереву (Городецкая, Хохломская, Глубоковская, Великоустюгская);

научить техническим приёмам кистевой росписи;

научить использовать и применять полученные умения и навыки на практике;

научить подготавливать деревянное изделие для росписи (обработка наждачной бумагой, грунтовка клеем ПВА);

обучить основам цветоведения и композиционного решения;

расширить представление о символическом значении цвета;

познакомить с особенностями Городецкой, Хохломской, Глубоковской, Великоустюгской росписи (цветовое решение, композиционное построение, использование геометрического, растительного орнаментов);

формировать навыки кистевой росписи;

познакомить с проектной деятельностью, научить планировать творческий процесс труда.

Метапредметные:

способствовать развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;

способствовать развитию творческих способностей;

способствовать развитию интереса к творческому познанию и самовыражению;

развивать коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации;

способствовать формированию индивидуального почерка при выполнении росписи по дереву, творческого подхода к работе;

развивать глазомер (деление окружности на глаз на четное и нечетное количество частей).

формировать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

способствовать формированию культуры труда;

воспитать уважение к культурному наследию своего народа;

содействовать развитию личности, совершенствовать духовно-нравственные качества;

формировать трудолюбие, бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами;

Какая из задач направлена на обучение детей технике рисования объектов и явлений окружающей действительности:

учить детей передавать в рисунке несложные движе­ния человека и животных, различные сюжеты

учить детей составлению узоров по мотивам городецкой, хохломской, жостовской росписей

+учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом только в одном направлении (сверху вниз или слева направо)

Какая из задач направлена на обучение детей передачи связного содержания в рисовании объектов и явлений окружающей действительности

учить детей передавать форму, относительную величину частей, строение предмета, окраску

+учить детей передавать в рисунке несложные движения человека и животных, сюжеты

учить детей пользоваться приемом примакивания кистью

все ответы верны

Какая из задач направлена на обучение детей формообразующим движениям в декоративном рисовании

учить детей пользоваться приемом примакивания кистью

учить детей со­ставлению узоров по мотивам городецкой, хохломской, жостовской росписей

+учить детей выполнению элементов декоративной росписи (круги, точки, волнистые линии, завиток, травка, цветы, ягоды, листья

Какая из задач направлена на обучение детей техническим навыкам и приемам в лепке объектов предметов и объектов окружающей действительности:

учить детей передавать характерные движения человека и животного

+учить детей раскатывать комок глины прямыми и круглыми движениями, расплющивать шар, защипывать края формы

учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой и разной формы

все ответы верны

Какой показатель характеризует качество результатов изобразительной деятельности:

Оригинальность создаваемых детьми образов

+Потребность заниматься изобразительной деятельностью регулярно и относительно дол­гое время

Относительная легкость решения изобразительных задач

все ответы верны

Направленность интересов в изобразитель­ной деятельности у детей 1-1,5 лет:

на содержание рисунка

+на материал и действия с ним

на качество рисунка

все ответы верны

Какое качество характеризует детские работы в изобразительном периоде:

высокий уровень грамотности

глубина мысли, широта обобщения

все ответы верны

Какой показатель характеризует развитие художественно- образного восприятия окружающего мира и произведений искусства у детей:

динамичность художественного образа

умение правильно строить композицию предметов на листе

+эмоционально – эстетическое отношение к окружающей действительности

все ответы верны

Задача обучения детей умению закрашивать рисунки кистью, ка­рандашом только в одном направлении, не выходя за пределы контура, решается

во второй младшей группе

+в средней группе

в старшей группе

Задача обучения детей умению рисовать с натуры овощи, фрукты, игруш­ки, передавая их форму, пропорции предметов, расположение частей, окраску решается

во второй младшей группе

в средней группе

+в старшей группе

все ответы верны

Слушание музыкальных произведений, рас­сматривание картин, скульптур, беседы относятся к

+методам формирования эмоциональной отзывчивости и эстети­ческого сознания

методам приобщения к эстетической деятельности

методам развития способностей

все ответы верны

Игра и игрушка, произведения музыкального и изобрази­тельного искусства, фольклор, декоративно-прикладное искусство, эстетика быта, при­рода, труд, самостоятельная художественная деятельность, празд­ники, художественная литература об искусстве являются

+средствами эстетического воспитания

методами эстетического воспитания

формами эстетического воспитания

Задача обучения детей проводить мазки, прямые, вертикальные и горизонтальные линии стоит

+в 1 младшей группе

во 2 младшей группе

в средней группе

в старшей группе

Задача обучения детей размещению кирпичиков из строительного набора по горизонтали, накладыванию их один на другой стоит:

+в 1 младшей группе

во 2 младшей группе

в средней группе

в старшей группе

Выразительные средства изобразительного искусства – это

акварель, гуашь, темпера, сангина, глина

+линия, цвет, композиция, форма, перспектива

портрет, пейзаж, натюрморт,батальная живопись

все ответы верны

Задача обучения детей умению оттягивать из глины части от основной формы (клюв у птицы, уши у зайца), присоединять части, прижимая и примазывая их, стоит

в подготовительной к школе группе

во 2 младшей группе

в средней группе

+в старшей группе

Задача обучения детей умению правильно держать ножницы и действовать с ними, вырезать круг из квадрата стоит

в подготовительной к школе группе

во 2 младшей группе

+в средней группе

в старшей группе

Занятия по аппликации в дошкольном образовательном учреждении начинают проводить

с 1 младшей группы

+со 2 младшей группы

со средней группы

со старшей группы

В аппликации использовать прием симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой, начинают:

в подготовительной к школе группе

во 2 младшей группе

в средней группе

+в старшей группе

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: