К какому периоду относится возникновение древнерусского государства и права

Обновлено: 04.05.2024

Древняя Русь (Киевская Русь, Древнерусское государство) – государство в Восточной Европе, сформировавшееся в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен под властью династии Рюриковичей и существовавшее в IX-XIII веках.

Предпосылки появления государства

Главной причиной образования Древнерусского государства считается потребность населения совместно защищать свои территории от набегов кочевых народов.

Возникновение государства у восточных славян

Все даты, относящиеся к истории Древней Руси, имеют приблизительный характер и часто оспариваются современными историками, так как данные в известных источниках часто противоречат друг другу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Непосредственно Древняя Русь сформировалась в 882 г. в результате успешного похода князя Олега на Киев. Киев был захвачен, и туда была перенесена столица государства. Это событие считается альтернативной точкой отсчета существования Древнерусского государства.

Происхождение князя Олега доподлинно неизвестно. Историки предполагают, что он мог быть шурином Рюрика или же просто его соплеменником. Олег выполнял функции регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Проблема возникновения государственности

Несмотря на большое количество проведенных археологических, источниковедческих, историографических и прочих исследований, историки до сих пор не пришли к общему мнению о причинах появления на территории проживания восточнославянских и финно-угорских племен государственности. Существуют три теории появления Древнерусского государства: норманская, антинорманская и центристская.

Норманская теория

Норманизм получил свое развитие в XIX веке – историк В.О. Ключевский считал, что первичным государственным образованием было киевское княжество Аскольда и Дира, вокруг которого и началось объединение восточнославянских племен.

Данную теорию подтверждают многие археологические находки:

  • могилы русов под Ладогой соответствуют способу захоронения в Швеции и на Аландских островах;
  • в Рюриковом городище обнаружено большое количество снаряжения, характерного для викингов, и предметов скандинавского типа;
  • предметы с изображением сокола, которое могло стать гербом Рюриковичей – трезубцем.

Антинорманская теория

Центристская теория

Содержание центристской, наиболее распространенной на сегодняшний день, теории сводится к компромиссу между крайностями норманской и антинорманской теорий и признании политизированности их противопоставления. Сторонники теории (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и другие) связывают происхождение Древнерусского государства с развитием общества при политикоформирующем влиянии варягов. Иными словами, государственность начала формироваться на территории Киевской Руси еще до прихода норманов, однако завершился этот процесс именно с их помощью. Более конкретно образование государства связывают с завоеванием Киева князем Олегом и объединением Киевской и Новгородской земель.

Аргументы в пользу:

  • приглашение славянами скандинавов на княжение свидетельствует о том, что первым уже была известна такая форма власти;
  • население тех территорий представляло собой разрозненные племена, находившиеся в состоянии конфликта друг с другом, поэтому за отсутствием значительной политической воли и харизматичного лидера они не могли завершить процесс создания государства самостоятельно;
  • Рюрик вполне мог быть не приглашенным правителем, а завоевателем, который пришел к власти (захватив Новгород) в той форме, в которой она существовала у ильменских словен;
  • существование Рюрика как реальной исторической личности ставится под сомнение некоторыми учеными;
  • внешнее происхождение правящей династии – обычный для Средневековья феномен, не подтверждающий неспособность народа к созданию института монархии.

Политика древнерусских князей

Хронология правления

* С 1132 г. начинается период феодальной раздробленности.

Рюрик (862-879 гг.)

Полулегендарная личность, как и его братья. В истории Древнерусского государства его роль заключалась лишь в том, что во время его правления начали формироваться первые институты власти.

Олег (879-912 гг.)

Продолжил объединение племен под властью Рюриковичей. В 882 г. ему удалось захватить Киев и перенести туда столицу молодого государства. Установил ежегодный размер дани для племен Новгородской земли (словен, кривичей и меря), распространил княжеское влияние на племена древлян, северян и радимичей. Также при Олеге началось строительство крепостей вблизи Киева.

В 907 г.и 911 г. были заключены договоры с Византией, регулирующие торговлю, решение правовых и военных вопросов.

Игорь Рюрикович (912-945 гг.)

Ухудшились отношения с древлянами, походы против Хазарского каганата и Византии оказались весьма неудачными. После похода на Константинополь в 944 г. Игорю удалось добиться заключения договора, подтверждавшего многие положения документов 907 г. и 911 г. Однако новое соглашение упраздняло пункт о беспошлинной торговле, что не может считаться успехом.

Ольга (945-960 гг.)

Княгиня показала себя мудрой и жесткой правительницей. Окончательно подчинила древлян, убивших ее мужа. Послы древлян были казнены, столица Искоростень сожжена, а племена обложены большой данью.

В Новгородской земле Ольга ввела новую систему налогообложения. Полюдье было заменено оброком: представители племен должны были самостоятельно привозить дань в указанные места (погосты) и передавать ее назначенным людям (тиунам).

Ольга считается первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского образца (предположительно 957 г.). Сделано это было для заключения выгодного договора.

В 968 г. во время отсутствия Святослава Ольге пришлось оборонять Киев от печенегов. Город спас вовремя подошедший отряд воеводы Претича.

Святослав Игоревич (960-972 гг.)

Прославился как успешный воин и полководец, полжизни проведший в походах. Именно с княжения Святослава можно серьезно говорить о международной политике Древнерусского государства, разрешением внутриполитических проблем больше занималась его мать Ольга.

К очевидным достижениям Святослава историки относят:

В 970-971 гг. князь предпринял безуспешный поход на Византию, после которого Святославу не удалось вернуться на Русь, так как на его пути встали печенеги. Историки предполагают, что они были посланы императором Византии из страха перед еще большим усилением Древнерусского государства. В 972 г. Святослав был убит при очередной попытке вернуться в Киев.

Ярополк Святославич (972-978 гг.)

Ярополк стал Киевским князем по завету своего отца Святослава. В этот период отмечается активное взаимодействие Киевской Руси и Германии, характеризовавшееся, в том числе, династическими браками. Ярополку приписывают начало чеканки собственных монет Древней Руси. Считается, что Ярополк поощрял распространение христианства на Руси и, по одной из версий, после смерти Святослава, не терпевшего христианство, крестился сам.

Владимир пришел к власти насильственным путем. В ходе междоусобиц он обманом выманил Ярополка на переговоры, до места которых киевский князь живым не добрался.

Владимир является значимой фигурой в истории Древнерусского государства. Во время его правления были покорены вятичи и радимичи, присоединены Карпатская Русь и некоторые районы Польши. Впоследствии с помощью династических браков между Русью и Польшей установились мирные отношения.

На южном фронте угрозой для Древней Руси стали печенеги. Эту проблему Владимир пытался решить путем строительства пограничных крепостей, в которые набирал лучший воинов из северных племен. Переселение представителей севера на юг ускорило размытие племенных границ, важность приобрела граница государственная.

Святополк Владимирович (1015-1019 гг.)

Ярослав Владимирович (1019-1054 гг.)

На время правления Ярослава Мудрого приходится расцвет Древнерусского государства. Постоянная резиденция князя в период борьбы с братом Мстиславом была перенесена в Новгород, который до 1036 г. стал политическим центром. В 1036 г. умирает Мстислав, а Киев захватывают печенеги, после победы над которыми Ярослав переносит столицу обратно в Киев. В память об этой победе был заложен собор Святой Софии.

Историки отмечают активную династическую политику Ярослава Мудрого. Его дети от второй жены разъехались по всей Европе и стали членами правящих династий во многих странах. Например, Изяслав женился на сестре польского короля Казимира I Гертруде, а Всеволод – на дочери византийского императора Константина IX Мономаха.

Триумвират Ярославичей (1054-1073 гг.)

Период характеризуется равноправным княжением трех старших сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава и Всеволода. До 1073 г. они избегали противоречий между собой и успешно боролись с побочными ветвями Рюриковичей. Закономерно, что с каждым годом их достаточно долгого правление росло недовольство их младших братьев и внуков.

В 1073 г. Святослав и Всеволод обвинили брата в сговоре против них и изгнали в Польшу. На этом триумвират распался, и Русь погрузился в длительный период междоусобных войн.

В это же время начались набеги половцев на Русь, первым от них пострадал Всеволод, владевший Переяславлем, однако в 1068 г. половцы добрались и до Киева. Их разорительные набеги продолжались в течение многих лет, но разрозненность русских князей не позволяла им собрать силы, достаточные для того, чтобы дать отпор кочевникам. В 1097 г. Владимир Всеволодович инициировал Любечский съезд князей, целью которого было достичь договоренности о прекращении распрей. Несмотря на формально достигнутый компромисс, условия соглашения не были соблюдены всеми участниками съезда.

Владимир Всеволодович (1113-1125 гг.)

Еще до вокняжения в Киеве Владимир Мономах приобрел определенное влияние на Руси. Его мирные инициативы предотвратили окончательный распад Древнерусского государства, а в 1111 г. под его руководством русские князья окончательно разбили половцев в битве на реке Салница.

Период правления Мономаха - один из самых политически стабильных в истории Киевской Руси. Владимир через своих детей единолично контролировал большую часть территорий государства, а в 1119 г. расширил его за счет присоединения Минского княжества. Для укрепления внутриполитической обстановки стали заключаться династические браки между Рюриковичами.

Владимир также провел последнюю в истории двух государств войну с Византией (1116-1123 гг.). Ничего значительного, кроме заключения очередного династического брака эта война Руси не принесла.

Мстислав Владимирович (1125-1132 гг.)

Мстислав занял киевский престол без особых проблем, братья признавали его старшинство. Относительно успешны были его походы против Полоцкого княжества и в Прибалтику. Однако значительных исторических событий во время его княжения не отмечается.

После смерти Мстислава Древнерусское государство погрузилось в долгий период феодальной раздробленности, которая совпала, помимо прочего, с вторжением татаро-монголов и установлением ига в 1240 г. Киев в это время оставался столицей лишь номинально, а само государство как единое целое практически перестало существовать.

Принятие христианства

Цивилизационное значение

Христианизация Древнерусского государства проложила путь для дальнейшего распространения религии на восток. Ранее отдаленная от остальных процессов Средневековья Восточная Европа была включена в единое пространство. В более позднее время защитой интересов православных христиан занималось, в первую очередь, российское государство, в том числе, и на Балканах, откуда религия и попала в Россию.

Политическое значение

После крещения значительно улучшились отношения между Византией и Киевской Русью. Пропала необходимость заключения дополнительных договоров, в том числе благодаря династическим бракам. На Русь в значительной степени распространилось византийское влияние, в особенности в церковной сфере. Византийский патриарх считался единым самодержцем всех православных народов, киевским князьям в ряде вопросов приходилось учитывать его мнение. При этом, с точки зрения Византии, киевская митрополия не представляла для Константинополя большой значимости.

Культурное значение

Проникновение богатой и развитой византийской культуры в Киевскую Русь дало импульс развитию собственной культуры Древнерусского государства. Так, почти сразу стали появляться первые памятники архитектуры, визуальной и письменной культуры.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датироватоь с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян- Древнерусское Киевское государствоБольшинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), все( более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам а северные- варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами" (Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской .Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того -обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, "исторически" обосновать самостийность Украины, ее "историческое превосходство" над Россией, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населения с современной Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви.

Читайте также: