К какой системе права относится российское право

Обновлено: 04.07.2024

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.

Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.

С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.

Содержание

Источники права РФ

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля.

Законы

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются Законы РФ о поправках к Конституции РФ.

Конституция

Данный документ закрепляет особенности Конституционного строя, т.е. те черты, , то что, гарантирует Конституция в качестве исполнения на практике. Наше государство является: 1. Демократическим, т.е. основным источником власти является народ. Это проявляется в наличии прямых, всенародных выборов, в которых обязан участвовать каждый гражданин нашей страны, т. е. каждый имеет доступ к управлению делами государства. Государственная власть наделяет граждан правами ( на жизнь, свободу, собственность и др.), свободами (слова, совести, вероисповедания и др.) , но и обязанностями ( платить налоги, получить среднее образование, для юношей воинская обязанность, охрана исторических и культурных памятников, охрана окружающей среды и др.). 2. Федеративным, т.к. территория состоит из 83 субъектов, каждый из которых находится в равном положении перед центральной властью. 3. Правовым. Над гражданами стоят не правители, а законы. Все перед законом равны и несут одинаковую ответственность за содеянные нарушения, не зависимо от положения. 4. Социальным. Проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, что бы эти сферы стали бесплатными и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др. 5. Гуманистическим. Высшей ценностью в государстве является человек, его права, свободы и благополучие. Если ранее, во главу угла ставилось построение светлого коммунистического будущего, то Конституция 1993г. в центре ставит человека, признание, соблюдение, защита его прав и свобод – обязанность государства. 6. Светским. В нашем государстве отсутствует государственная религия, т.к. оно многонационально и её установление привело бы к ущемлению религиозных прав других, малых народов, проживающих на территории нашей станы.

Федеральные конституционные законы

Это основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный Конституционный Закон РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Согласно Конституции РФ, принимаются по следующим вопросам: порядок принятия нового субъекта в состав РФ; изменение статуса субъекта РФ; установление Государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядок официального использования; порядок деятельности Правительства РФ; установление судебной системы РФ; полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; режим чрезвычайного и военного положения, порядок созыва Конституционного Собрания.

Федеральные законы

принимаются Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа её депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При этом закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации и несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Но в отношении федеральных законов Президент РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый федеральный закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные законы делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. Кодекс — это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права(например, Гражданский кодекс)

Законы субъектов РФ

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Подзаконные акты

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

1. Указы президента 2. Постановление и распоряжения Правительства РФ. 3. Местные подзаконные акты (например распоряжение губернатора) 4. Локальные подзаконные акты

Международные договоры и соглашения РФ

Это акты подразделяющиеся: 1.рекомендательные - носят рекомендательный характер 2.ратифицированные - носят обязательный характер

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Отрасли права

Конституционное право России

Конституционное право — совокупность норм права, регулирующих отношения в сфере основ государственного и общественного строя, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.

Гражданское право

Гражданское право в России — отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. [1]

Административное право

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Во многих странах именуется управленческим правом.

Уголовное право

Уголовное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Финансовое право

Фина́нсовое пра́во — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Налоговое право

Налоговое право — отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. [2]

Трудовое право

Трудовое право — отрасль российского права, предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудо-правовые отношения в России является Трудовой кодекс РФ [3] .

Правовая культура и правовая практика в России

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации. Гражданское общество - совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов государства.

Правовой нигилизм

Коррупция

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

См. также

Ссылки

Примечания

  • Россия после 1991 года
  • Право России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правовая система Российской Федерации" в других словарях:

Правовая система РФ — Правовая система России совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х первой половине 1990 х… … Википедия

Правовая система России — Правовая система России совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х первой половине 1990 х… … Википедия

Правовая система — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Уголовное право Российской Федерации — Основная статья: Уголовное право Уголовное право Российской Федерации (России) это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных … Википедия

Законодательство Российской Федерации — Основная статья: Правовая система Российской Федерации Законодательство Российской Федерации включает в себя: Уголовно процессуальное законодательство Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовно исполнительное законодательство Российской… … Википедия

Ювенальная юстиция в Российской Федерации — См. также статью: Ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно правовая система защиты прав несовершеннолетних[1]. Планировалось, что данная система должна быть… … Википедия

Справочно-правовая система — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

Список заместителей Генерального прокурора Российской Федерации — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Демографический кризис в Российской Федерации — Численность населения России в 1950 2011 годах … Википедия

Гражданин Российской Федерации — Паспорт гражданина Российской Федерации один из основных документов, удостоверяющих личность гражданина России Гражданство Российской Федерации устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в… … Википедия

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Правовая система России представляет совокупность норм внутрироссийской системы права, норм международного права, ратифицированных в Российской Федерации, а также учений, идеологии и правоприменительной практики. Ввиду того, что российская правовая система относится к романо-германской правовой семье, главенствующую роль в РФ играют нормативно-правовые акты (НПА) в отличие от англо-саксонской семьи, где самыми важными источниками права являются судебные прецеденты. Правовой системе России присуща жесткая иерархичность НПА, которые отличаются друг от друга, прежде всего, по их юридической силе.

какая правовая система в России

  • Какая правовая система в России
  • Какие существуют отрасли права
  • По каким вопросам принимаются федеральные конституционные законы

Так как Российская Федерация является федеративным государством, то особенностью его правовой системы является наличие двух уровней: федерального и уровня субъектов РФ. Причем федеральное законодательство априори выше по юридической силе, чем законодательство субъектов федерации.

Федеральный уровень законодательства составляют следующие НПА:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры и соглашения Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке;
3. Законы о поправках к Конституции России;
4. Федеральные конституционные законы (ФКЗ);
5. Федеральные законы (ФЗ);
6. Акты Президента Российской Федерации;
7. Акты Правительства Российской Федерации;
8. Ведомственные НПА.

Конституция Российской Федерации– это НПА, обладающий высшей юридической силой на территории РФ; основа правовой системы России. Помимо выполнения своей юридической функции как регулятора общественных отношений, Конституция Российской Федерации – политический документ, декларирующий цели государства в различных сферах жизни общества, например, в социальной, экономической, культурной и т.д.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры и соглашения России являются, согласно положениям ст.15 Конституции Российской Федерации, составной частью российской правовой системы. Причем Конституция Российской Федерации устанавливает примат норм международного права перед национальным правом, закрепляя это положение в ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Законы о поправках к Конституции Российской Федерации выделяются отдельным пунктом ввиду усложненного порядка их принятия, а именно: они требуют одобрения не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Кроме того, необходимо согласие 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день - не менее 54 субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, на которые прямо указывает Конституция Российской Федерации, например, порядок принятия нового субъекта в состав России; введение чрезвычайного и военного положения и т.д. Их отличительными особенностями являются обладание большей юридической силой в отличие от федеральных законов, а также усложненный порядок принятия (одобрение не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ). Президент Российской Федерации правом вето в отношении ФКЗ не обладает.

Федеральные законы – основной вид НПА, которыми регулируются общественные отношения. ФЗ принимаются по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Полный перечень данных вопросов закреплен в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. За принятие ФЗ должны проголосовать 50%+1 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и 50%+1 от общего числа членов Совета Федерации РФ.

Акты Президента Российской Федерации. К данным подзаконным актам относятся указы и распоряжения. Они принимаются только по вопросам ведения РФ и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

К актам Правительства Российской Федерации относятся постановления и распоряжения. Они принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, а также во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации. Если постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации будут противоречить НПА, обладающим большей юридической силой, они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

На уровне субъектов РФ действует следующая иерархия НПА:
1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации – становой хребет правовой системы субъекта РФ, определяющий его правовой статус и систему законодательства;
2. Законы субъекта Российской Федерации – издаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов и по вопросам исключительного ведения субъектов. Они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
3. Акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации – например, приказы и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ (губернатора); постановления Правительства субъекта РФ и т.д. Данные акты определяют порядок исполнения федеральных и региональных НПА.

Читайте также: