К какой из этих категорий лиц могут относиться только граждане российской федерации

Обновлено: 25.06.2024

Тест по обществознанию Гражданин Российской Федерации для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Форма приобретения гражданства в связи с изменением Государственной границы называется

1) натурализацией
2) оптацией
3) экстерриториальностью
4) промульгацией

2. К правам человека не относится

1) право на личную неприкосновенность
2) право на частную жизнь
3) право на свободу
4) право на участие в управлении делами государства

3. Обязанность — это

1) нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования
2) целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей
3) объективно необходимое, должное поведение человека
4) совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях

4. К конституционным обязанностям гражданина РФ не относится

1) участвовать в избирательных кампаниях
2) сохранять природу и окружающую среду
3) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
4) заботиться о детях и нетрудоспособных родителях

5. Верны ли следующие суждения о гражданине РФ?

А. Гражданин РФ может быть лишён гражданства Российской Федерации.
Б. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о категории граждан РФ, не подлежащих призыву на военную службу?

А. К категории граждан РФ, не подлежащих призыву на военную службу, относятся лица, имеющие высшее образование.
Б. К категории граждан РФ, не подлежащих призыву на военную службу, относятся лица, чьи отец, мать, родной брат, родная сестра погибли при исполнении ими обязанностей военной службы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о праве налогоплательщика?

А. Налогоплательщик имеет право получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
Б. Налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Семидесятилетний господин В., приехавший из страны Г. и проживающий на территории России последние пять лет непрерывно, подал заявление о приеме в гражданство РФ. Однако в этом ему было отказано. Что могло послужить Причиной отказа?

1) господин В. не имеет законного источника средств к существованию
2) господин В. не имеет родственников на территории РФ
3) господин В. является пенсионером
4) господин В. не имеет высшего образования

9. Двадцатичетырехлетний гражданин Б., не имеющий противопоказаний по здоровью, был освобожден от призыва на военную службу. Что явилось основанием такого решения?

1) гражданин Б. имеет родителей-пенсионеров
2) гражданин Б. имеет жену
3) гражданин Б. имеет учёную степень кандидата наук
4) гражданин Б. является членом Либерально-демократической партии России

10. Иностранный гражданин Л., достигший возраста 18 лет и обладающий дееспособностью, обратился с заявлением о приеме в российское гражданство. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о приёме Л. в гражданство РФ в упрощенном порядке?

1) Л. обязуется соблюдать законодательство РФ
2) Л. имеет нетрудоспособную мать, имеющую российское гражданство
3) Л. владеет русским языком
4) Л. имеет законный источник средств к существованию

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Схема Основания приобретения российского гражданства

Государство, вердикт, обязанность, взаимные обязательства, натурализация.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между характерными чертами прав и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характерные черты прав

A) не зависят от государственного признания
Б) имеют неотчуждаемый неотъемлемый характер
B) всегда являются юридическими категориями
Г) принадлежат всем людям от рождения
Д) закреплены в нормативных правовых актах конкретной страны

1) права человека
2) права гражданина

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

В целом, законы нашей страны почти никого не ограничивают в получении статуса российского гражданина. Разница только в сроках и сложности процедуры его оформления. В этой статье мы рассмотрим основания приобретения гражданства РФ для разных категорий иностранцев и апатридов.

Общий перечень оснований приобретения гражданства РФ


Главные моменты, связанные с вопросами гражданства России, прописаны в федеральном законе № 62. В этом ФЗ, в статье 11, перечислены главные основания приобретения гражданства РФ, в числе которых:

  • гражданство по праву рождения;
  • прием в российское гражданство;
  • восстановление в гражданстве;
  • иные основания, которые предусматривает ФЗ № 62 и международные договора РФ.

Попробуем подробно разобраться с каждым из этих пунктов.

По праву рождения

Гражданство рожденным в РФ детям

Если ребенок родился в РФ и его родитель-россиянин, то гражданство присваивается автоматически

Приобрести гражданство по рождению могут дети граждан РФ (даже рожденные за рубежом). То есть, если мама или пара, либо оба родителя – россияне, то гражданство РФ ребенку гарантированно.

Может ли ребенок стать россиянином, если оба родителя иностранцы? Это возможно только в одном случае – если ребенок иностранных родителей или лиц без гражданства, появившиеся на свет в пределах России, но при этом лишен возможности стать гражданином страны родителей. Например, по какой-то причине государство, к которому относятся мать и отец, не дает гражданства новорожденному. Подробнее о получении гражданства для несовершеннолетних.

Прием в российское гражданство

Здесь речь идет о так называемой натурализации — процессе приобретения статуса гражданина на основе добровольного желания иностранного гражданина и апатрида. Это как раз те случаи, когда иностранцы приезжают в РФ и проходят здесь процесс оформления гражданства, то есть получают РВП, ВНЖ и затем уже делают российский паспорт.

Фото паспортов РФ

Как происходит получение гражданства РФ

Натурализация может осуществляться двумя путями: в общем, и упрощенном порядке эти два момента мы рассмотрим чуть позже.

Помимо натурализации, этот пункт может означать процедуру дарования статуса гражданина РФ за особые заслуги перед Федерацией. Каждая такая ситуация рассматривается индивидуально, а решение принимается непосредственно главой государства.

Восстановление в гражданстве РФ

Восстановление гражданства РФ

Насколько легко восстановить российское гражданство

Этим пунктом может воспользоваться иностранный гражданин или апатрид, ранее состоявший в гражданстве России и даже оформивший выход из него.

Причина прекращения гражданства, при этом, не имеет никакого значения. Правда это не означает, что все будет просто, ведь этот способ все равно предусматривает получение вида на жительство.

Восстановление в гражданстве РФ вообще мало отличается от приобретения гражданства, которое проходят иностранные граждане. Каких-то серьезных послаблений для бывших россиян закон не делает.

Иные основания

Или, к примеру, недавний указ № 187 от 29.04.2019 — он обеспечивает облегченное приобретение статуса гражданина РФ жителям отдельных регионов Украины и Крыма, а также гражданам Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, некогда имевшим паспорта Советского Союза. Случаи с иными государствами нужно рассматривать отдельно.

Основания приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке

Основание для получения гражданства РФ в общем порядке является пятилетний срок проживания в России по виду на жительство. То есть человек получает ВНЖ и пять лет живет в России — это и будет основанием, чтобы подать документы на гражданство через общую схему.

Для некоторых срок сокращается до одного года. Бывшим россиянам, которые хотят восстановить гражданство в общем порядке, достаточно подождать после получения ВНЖ три года, после чего можно нести бумаги на гражданство.

Основания приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке

Гражданство РФ в упрощенном порядке

Оснований для упрощенного оформления достаточно много

Как было упомянуто выше, российский паспорт может приобретаться как по общей схеме, так и в более простом порядке. Последний вариант, конечно, доступен не для всех представителей иных стран. В представленном ниже списке приведены условия, которые позволяют приобрести желаемый статус, сохранив время:

  • оба или один изродителей являются гражданами Российской Федерации;
  • бракс российским гражданином/гражданкой в течение 3 лет; (в этом случае на гражданство можно подавать без РВП);
  • ранее имелось гражданство Советского союза, а местом рождения является РСФСР;
  • имеется несовершеннолетний или совершеннолетний, но недееспособный ребенок гражданин РФ, при условии, что другой родитель по тем или иным причинам не может выполнять родительские обязанности;
  • иностранные родители, совершеннолетние дети которых имеют статус российского гражданина;
  • ветераны ВОВ;
  • специалисты, получившие образование в одном из российских ВУЗов позднее 1 июля 2002 года, и свыше года работающие по специальности в пределах России;
  • граждане, более года проработавшие в России по профессии из перечня;
  • лица без гражданства, которые ранее были гражданами СССР; также дает право на упрощенный порядок оформления;
  • нетрудоспособные граждане иных государств и апатриды, которые прибыли из республик бывшего Союза и зарегистрировались на постоянной основе в одном из населенных пунктов Федерации на момент 01.07.2002 г;
  • крупные инвесторы;
  • индивидуальные предприниматели, которые на протяжении 3-х лет работают в России, и получают ежегодную выручку в размере свыше 10 миллионов рублей;

Как видите, список оснований для приобретения гражданства РФ по упрощенной схеме не так уж мал.

Проще всего приходится жителям бывших союзных республик и иностранцам, имеющим родственников в России. Хорошие шансы приобрести российские корочки есть у студентов, обучающихся в РФ на очной форме.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны. Причем эти обязанности являются важными и всеобщими, потому их должны соблюдать все. Существует несколько основных обязанностей, которые ложатся на плечи каждого гражданина. Например, уважать закон страны, учитывать интересы других лиц, что предусмотрены для них законом. Это помогает соблюдать общественный порядок в стране.


Обязанности гражданина РФ: какие они есть

Чтобы выяснить, какие обязанности лежат на каждом гражданине, необходимо ознакомиться с Конституцией. Там имеется несколько статьей, что максимально описывают каждый нюанс. Конституционные обязанности граждан перечислены и описаны во второй главе Конституции. Одним из главных постулатов является равенство каждого гражданина между собой и государством. Помимо этого можно выделить ещё несколько важных обязанностей людей, которые хотят оставаться законопослушными:

  • Во второй части пятнадцатой статьи говориться об обязательстве, связанном с соблюдением Конституции и законов страны.
  • В третьей и второй части тридцать восьмой статьи указано, что граждане должны оказывать заботу своим несовершеннолетним детям и родителям, которые стали нетрудоспособными в силу возраста или болезни.
  • В третьей части семнадцатой статьи говориться, что люди должны уважать права и свободы остальных людей.
  • В четвертой части сорок третьей статьи идет речь об обязательном получении основного общего образования.
  • Пятьдесят седьмая статья посвящена обязанности уплачивать налоги и сборы.
  • Пятьдесят восьмая статья посвящена обязанности охранять природу и окружающую среду.
  • В пятьдесят десятой статье речь о защите отечества.
  • В третьей части сорок четвертой статьи указано, что граждане должны заботиться о культурных и исторических памятниках своей родины.

Каждый пункт очень важен, потому требует более детального рассмотрения.

Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России

Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.

Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.

Обязанности человека и гражданина в уважении прав и свобод других людей

Под этим пунктом можно понять тот факт, что права и свободы одного человека заканчиваются в том месте, где они начинаются для другого человека. Таким образом, обязанности человека и гражданиназаключаются в том, чтобы не мешать другому человеку, получать свою долю прав и свобод.

Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными

Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.

Конституционные обязанности граждан в получении общего основного образования

Некоторые обязанности гражданина лежат в плоскости его образованности. Каждый гражданин должен иметь хотя бы минимальное обязательное образование. Получение образования детей является обязанностью родителей или людей, которые их официально заменяют.

Обязанности российских граждан связанные с заботой об исторических и культурных памятниках

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся тот факт, что каждый из нас должен не только чтить культурные и исторические памятники, но и защищать их от повреждений, чтобы сохранить для последующих поколений.

Конституционные обязанности граждан в уплате обязательных сборов и налогов

Обязанности человека и гражданина также заключаются во внесении налогов и сборов. Но только в том размере, что предусмотрен законом. При этом в конституции говориться, что у законов, устанавливающих новые налоги, нет обратной силы. Если же налог был посчитан неправильно, его можно оспорить или обжаловать.

Обязанности гражданина РФ в охране окружающей среды и природных ресурсов

Также обязанности гражданина предусматривают сохранение окружающей природы в хорошем состоянии. В первую очередь это касается её не загрязнения. Россия имеет много природных богатств, и было бы кощунством их потерять. Потому этот момент внесли в Конституцию.

Обязанности человека и гражданина защищать отечество

Отсрочку или освобождение могут получить такие граждане:

  • Некоторые представители талантливой молодежи. Им предлагается возможность отсрочить призыв. Но только не больше 500 человек в год.
  • Лица, которым их убеждения или религия не позволяет нести военную службу. Они могут использовать право пройти альтернативную гражданскую службу.

Защищать отечество не обязано должны отдельные лица и военные формирования, которые занимаются миротворческими миссиями в других странах.

Получить юридическую помощь по вопросам обязанностей гражданина РФ можно на нашем сайте.

Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

Совсем недавно вступили в силу несколько нормативных документов в отношении лиц, не имеющих гражданства РФ либо имеющих гражданство и Российской Федерации, и другого государства, занимающих должности государственной и муниципальной службы или должности в государственных органах. О том, что изменилось для таких служащих и какие новшества введены для работников государственных органов, расскажем в статье.

Изменения, касающиеся запрета
на замещение должностей госслужбы
лицами без гражданства РФ.

К сведению

Статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79‑ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

– вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

– имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

– прекращение гражданства РФ;

– наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79‑ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

С 01.07.2021 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Обратите внимание

Право лиц с двойным гражданством
работать на госслужбе.

По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116‑ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

– гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

– должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Обратите внимание

Лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

Правила замещения должностей
государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

Указом Президента РФ от 25.08.2021 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок), и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

Порядком установлены следующие правила:

1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

К сведению

Госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

Порядок признания невозможности
прекращения гражданства.

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

– письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

– документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

– оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

– проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

– изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание

Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

Запрет на работу в госорганах лиц без гражданства
или с двойным гражданством.

К сведению

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

К сведению

Если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

В соответствии со ст. 2 Закона № 109‑ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2021 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Читайте также: