К каким учетным группам доходов относят гранты и целевые субсидии

Обновлено: 25.06.2024

Субсидия – это разновидность финансовых выплат или поддержки, представляющийся из бюджета государства и региона или предназначенных для этого фондов. Проще говоря, это финансовая помощь лицам, органам местного самоуправления. Рассмотрим, в каких случаях можно получить субсидии и каких видов они бывают.

Что такое субсидия?

Единого и конкретного определения субсидии в законодательстве нет. Бюджетный кодекс РФ выделяет два типа выплат и дает им определения по отдельности:

  • Субсидия – трансферт между бюджетами, который предоставляется для помощи в расходах бюджетов муниципалитетов и субъектов;
  • Субсидия – денежные средства, поставляющиеся бюджетных денег или внебюджетного фонда для юридических лиц и физических лиц.

Деньги или иная помощь предоставляются лицу на определенных целевых основаниях, их выполнение является главным условием получения выплаты.

Виды субсидий

Финансовая поддержка лиц и органов осуществляется различными способами. Выделяют следующие виды:

  • Софинансирование оплаты услуг ЖКХ.

Физические лица могут получить выплату в случае, когда уплата коммунальных платежей требует затрат большей части заработка. Сумма зависит от дохода семьи и регионального законодательства.

Помощь для получения жилья может быть предоставлена для живущих в ветхом или аварийном строении, воспитанникам детских домов, военным, многодетным малоимущим семьям, молодым семьям, участникам ВОВ, бюджетным работникам и жителям Крайнего Севера. Сумма зависит от региона (в некоторых субъектах РФ субсидии выделяются не по всем категориям граждан) и группы, к которой относится физическое лицо.

Так как рождаемость в России находится не на самом высоком уровне, власти принимают все меры для стимулирования рождения детей. Для этого назначаются различные выплаты: материнский капитал (466 617 рублей на первого ребенка, 616 617 рублей на второго и третьего), жилищные для семей, малоимущим семьям с детьми (прожиточный минимум в субъекте).

  • Субсидии на открытие и развитие бизнеса.

Получить выплату могут только официально безработный гражданин. Сумма платежа составляет 59000 рублей. Для получения необходимо создать и защитить бизнес-план в центре занятости. Главное условие: перспективность проекта и действие бизнеса на протяжении одного года. При нарушении правил средства придется вернуть. Если предприниматель проработал более года, то может быть назначена субсидия размером в 300000 рублей.

Размер выплат для лиц с ограниченными возможностями зависит от группы инвалидности (их всего три). В 2020 году сумма для первой степени составляет 3626 рублей, также важно учитывать доход инвалида. Если он составляет ниже установленного прожиточного минимума, то ему будет начисляться и социальная доплата из федерального бюджета.

Государство гарантирует выплаты в 10% от стоимости автомобиля для первоначального взноса по кредиту. На дальнем Востоке сумма увеличена и составляет 25%

  • Субсидии при техногенных и природных катастрофах.

Эти выплаты касаются лиц, которые пострадали от наводнений, пожаров, взрывов на промышленности, катаклизмов. Субсидия составляет 10000 рублей из бюджета региона и столько же из федерального. При этом общая сумма не должна превышать 50 тысяч на семью. Лицам, попавшим в заложники, сумма составляет 100000 рублей.

Военным положена жилищная выплата для покупки жилья или строительства. Сумма зависит от звания, выслуги лет и количества членов семьи.

Для получения более подробной информации нужно изучить законодательство субъектов и особенности положения лица.

Как рассчитывается субсидия

Каждая из разновидностей имеет свои особенности расчета субсидий. Рассмотрим подробнее:

Норма ЖКУ по региону * количество человек в семье – процент по региону за услуги в семейном бюджете/100* доход семьи. В расчет включен оплата воды, света и содержания дома.

  • Жилищные субсидии рассчитываются с учетом количества льготных лиц (дети, пенсионеры, матери), размера доходов, минимального прожиточного минимума и региона проживания. Для этого можно использовать калькулятор или обратиться в органы, так как нужно учесть слишком много факторов.
  • Субсидии на детей могут выражаться в материнском капитале и для малоимущих семей. В первом случае суммы фиксированы. Во втором случае вычисляются доходы на год, после чего сумма делится на 12. Так получается среднемесячный доход, который делится на количество членов семьи. Если полученное число меньше прожиточного уровня, то семья может претендовать на выплаты.

Остальные субсидии имеют либо фиксированный размер, либо процентное отношение от суммы. Поэтому рассчитать будет не сложно.

Свойства субсидий

  • Субсидия выплачивается на безвозмездной основе - от получателя не требуется возвращать деньги.

Такая ситуация возникает чаще всего при предоставлении их нижестоящему бюджету.

  • Кроме того, субсидия является софинасированием. То есть она не покрывает все расходы, а лишь уменьшает бремя. Часть средств получатель должен вложить самостоятельно.
  • Еще одним свойством является целевой характер, то есть потратить средства можно только на строго определенную цель.
  • Такой тип выплат имеет существенные отличия от других типов финансовой поддержки. Так, она может быть предоставлена не только из государственного, но и из регионального бюджета.

Цели субсидии

Бюджетный кодекс РФ регламентирует предоставление субсидий в соответствии с определенными целями.

Субсидии для развития бизнеса

  • Государство и региона чаще всего осуществляют поддержку среднего и малого бизнеса. Бюджет берет на себя некоторую часть расходов, снижая нагрузку на предпринимателя. Бизнесмен может использовать средства для расширения дела. При этом налоговые платежи возрастают с ростом доходов.
  • Также бюджетными средства поддерживаются бизнесмены, осуществляющие социально значимый бизнес, которые практически нерентабелен.

Пример. Предприниматель работает в сельской местности и развивает сельское хозяйство, оказывая при этом социальную помощь гражданам. Но бизнес себя не окупает и стоит на грани разорения. В этом случае власти региона могут предоставить субсидии для поддержки бизнеса.

  • Еще одной целью является помощь начинающим бизнесменам для запуска деятельности. В этом случае имеет место конкурс среди желающих.

Субсидии физическим лицам

Этот вид выплат назначается малоимущим и социально незащищенным гражданам. Целью субсидирования является облегчение бремени обеспечения денежными средствами для неотложных нужд.

Субсидии бюджетам регионов и муниципалитетов

Система бюджета в России построена по вертикали: часть средств уходит в федеральную казну, а вторая в местную или региональную. Субсидии выделяются для софинансирования нижестоящих бюджетов.

Кто может получить субсидию

В соответствии с действующим законодательством на помощь могут претендовать как физические, так и юридические лица.

Физические лица

Получателями могут быть лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, безработные, пострадавшие от техногенных и природных катастроф, а также лица, которые нуждаются в улучшении условий проживания.

Юридические лица

Среди юридических могут получить финансовую поддержку следующие категории:

  • государственные и муниципальные учреждения или предприятия;
  • коммерческие организации, занимающиеся каким-либо определенным видом деятельности;
  • некоммерческие организации, реализующие социальную деятельность.

Часто государство финансирует организации для поддержки какой-либо определенной деятельности или для стимулирования помощи населению от этих самых организаций.

Как оформить субсидию

Каждый вид поддержки имеет свои особенности оформления. Рассмотрим, как оформить субсидию подробнее.

Софинансирование оплаты услуг ЖКХ

Оформить финансовую поддержку можно в Городском центре коммунальных субсидий, в МФЦ или через сайт Госуслуг. Заявление подается лично, онлайн или при помощи почты. При этом оформление может осуществляться только собственником или нанимателем. На основании Постановления Правительства №761 можно составить доверенность на члена семьи.

Потребуются следующие документы:

  • паспорт или свидетельства о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или договор аренды;
  • счета по оплате ЖКУ;
  • документы о наличии доходов или их отсутствии на всех членов семьи;
  • реквизиты для перечисления сумм поддержки;
  • заявление на получение субсидии.

Могут понадобится и другие документы, поэтому лучше обратиться в МФЦ, где точно скажут об условиях получения выплат. Компетентные органы принимают решение в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

Жилищные субсидии

Для получения субсидии нужно лично обратиться в компетентные органы с предварительно подготовленными документами, куда входят:

  • заявление в установленной форме;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или другое подтверждение права на собственность;
  • справка о составе семьи;
  • сведения о доходах и лицевом счете;
  • счета или чеки об оплате ЖКУ.

Если нет возможности обратиться лично, то можно подать заявление онлайн на сайте госуслуг, при помощи почты или по доверенности через представителя. Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Субсидии на детей

Для получения субсидии необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения (по адресу официальной регистрации), в Многофункциональный Центр, в Пенсионный Фонд России, в отдел субсидирования или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Выплаты зависят от положения семьи и возраста ребенка. Для детей до 3 лет, которые являются первенцем можно получить пособие до 7600 рублей, на ребенка до 16 лет (если умер один из родителей) при показателе заработка ниже МРОТ и для детей до 18 лет на тех же условиях.

Важно! При поступлении ребенка на очную форму обучения в ВУЗ, то выплаты продолжают начисляться до получения диплома.

Для получения субсидии необходимо подготовить следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • справка о составе семьи; с места работы (если есть); ; ;
  • среднедушевой доход.

Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Субсидии на открытие и развитие бизнеса

Для получения выплаты по данному основанию необходимо пройти следующие этапы:

Обратиться за помощью можно как в центр занятости, так в администрацию города, Торгово-промышленную палату, Гарантийные фонды и другие организации. Список документов различен и зависит от выбранного органа.

Субсидии инвалидам

Инвалиды в большей степени могут рассчитывать на получение различной финансовой поддержки от бюджета. За финансирование данной категории граждан отвечает Региональное управление социальной защиты. Оформить можно как по между проживания, так и по месту регистрации.

Наиболее часто инвалиды получают субсидии на жилье. Рассмотрим подробнее этом вид социальной поддержки населения.

Инвалиды могут претендовать на получение выплаты на жилую площадь при соблюдении следующих условий:

  • размер жилой площади меньше установленного минимального уровня;
  • имущество не соответствует требованиям санитарии и техническим показателям;
  • в квартире или доме проживают сразу несколько семей с различными заболеваниями, которые создают опасность для здоровья и жизни инвалида;
  • отсутствие жилья.

Сумма рассчитывается так: средняя стоимость квадрата в регионе умножается на норматив жилой площади в 18 квадратных метров.

Обратите внимание! Цена и минимальный уровень жилой площади может меняться в различных регионах, поэтому информацию нужно получать в соответствующем органе.

Для получения субсидии потребуются следующие документы:

  • официальное обращение о регистрации на получение собственности;
  • документы, которые подтверждают необходимость улучшения условий проживания;
  • справка медицинской экспертизы, которая подтверждает присвоение группы;
  • лицевой счет в банке;
  • сведения из домовой книги.

Этот перечень не является строгим и может меняться в зависимости от законодательства регионов.

Субсидии по автокредитованию

Получить субсидию можно в банке, который есть в перечне Министерства промышленности и торговли. Выплата является кредитом на льготных условиях, при которых государство оплачивает некоторое процентное отношение от суммы.

Этапы оформление кредита на льготных условиях:

  1. Выбор авто, которое подпадает под государственную программу.
  2. Расчет автокредита в банке, который содержится в перечне Министерства.
  3. Сбор документов.
  4. Проверка документации.
  5. Вынесение решения по вопросу выдачи кредита.
  6. Оформление КАСКО.
  7. Внесение первого взноса.
  8. Подписание договора.
  9. Получение автомобиля в распоряжение.

Денежные средства поступают на счет на следующий день, после одобрения финансирования. Сама субсидия перечисляется на второй день. Для оформления будущему владельцу машины потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение; ;
  • трудовая книжка или трудовой договор;
  • документы супруга, если он выступает поручителем.

Оформить заявку можно как в МФЦ, так и на сайте Госуслуг.

Субсидии при техногенных и природных катастрофах

Для получения и можно обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства, в МФЦ, в ПФР, в организацию по субсидированию или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Военные субсидии

Офицеры могут воспользоваться помощью государства, после того, как они встали на учет в качестве лица, которому требуется выплата субсидии. Оформить такой статус можно в исполнительном органе.

Потребуется следующий перечень документов:

  • заявление;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о заключении или расторжении брака;
  • домовая книга;
  • лицевые счета на последние пять лет;
  • справка о воинском стаже, данные о послужном списке и личное дело.

Для получения субсидии необходимо обратиться в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны. Исполнительный орган может запросить и другие документы, поэтому предварительно нужно проконсультироваться с должностными лицами.

Основания прекращения выплат субсидии

Субсидии могут перестать выплачивать в соответствии со следующими основаниями:

  • доход семьи увеличился и стал превышать минимальный допустимый уровень, то есть заявитель может обеспечить себя самостоятельно;
  • заявитель изменил место проживания и официальной регистрации: изменилась привязанность к региону, в котором установлена выплата;
  • заявитель при оформлении финансовой помощи предоставил ложные сведения;
  • при слишком большой задолженности (ЖКУ, кредит или другие уплаты);
  • изменение состава семьи: один из детей вырос и перестал быть иждивенцем. Это приводит к тому, что средний доход на одного члена семьи увеличивается и основания для предоставления субсидии исчезают;
  • банкротство юридического лица или ИП, а также выявление мошенничества в их деятельности.

Органы, предоставившие разрешение на получение субсидии, контролируют ситуацию заявителя и своевременно принимают меры по прекращению выплат.

Ответственность и обязанности получателей субсидии

Получить финансовую помощь это только полдела. Нужно понимать, что получатель несет ответственность и обязанности при оформлении субсидии.

Так как субсидирование имеет целевой характер, то к его использованию предъявляются особые требования:

  • Заявитель несет ответственность за предоставление достоверной информации и документации. При недостоверных данных претендент получил отказ.

Обратите внимание! Предоставление заведомо ложных сведений и подделка государственных документов влечет за собой более серьезные последствия, чем обычный отказ в предоставлении субсидии. Вплоть до уголовной ответственности.

  • Если у получателя сложилась ситуация таким образом, что увеличился доход или любым другим образом улучшилась ситуация, то выплаты могут уменьшиться или полностью прекратиться. Гражданин обязан в течение одного месяца предоставить такую информацию в орган, назначивший субсидию.

Интересен момент и о целевом использовании средств. Получатель не имеет права потратить субсидию на нецелевое назначение. Также финансовая помощь оказывается только на определенные траты с конкретной максимальной суммой.

Например, нельзя получить средства на покупку дорогой машины, земельного участка, дорогостоящей недвижимости или каких-либо предметов роскоши.

Как продлить субсидию

Продлить субсидию можно в МФЦ, через Госуслуг или при помощи почты. Также можно назначить доверенное лицо. Для продления понадобятся все те же документы, которые были нужно при первом оформлении, но только за последний период времени.

Заявитель должен подготовить документы и подать их в МФЦ (или другой орган в зависимости от вида субсидии). Должностные лица проверят достоверность информации и назначат продление выплаты. Стандартно вопрос рассматривается в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. При положительном решении субсидия будет пересчитана и продлена.

В 2020 году были некоторые изменения из-за ситуации с коронавирусом, поэтому часть субсидий продлевается автоматически для уменьшения скопления людей.

Пример. Выплаты на ЖКУ, истекающие с 1 апреля по 1 октября продлеваются на полгода автоматически в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года №420.

Телефон горячей линии по вопросам субсидий

Получить точную информацию о размере, назначении и требования можно по номеру телефона организации, предоставляющей субсидии.

Москва и МО

Россия

В списке представлены горячие линии и номера главных отделов организаций. Заявитель будет перенаправлен в свой региональный отдел для получения более точной информации по своему вопросу.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

operatcii-s-subsidiyami-poluchennymi-ot-uchreditelya

Еще с прошлого, 2019 года принципиально изменился Порядок отражения операций с субсидиями, получаемыми от учредителя. Вызвано это было, в первую очередь, вступлением в силу Стандарта "Доходы"*(1). 2019 год учреждения прожили в некотором смятении — не всегда было понятно, как именно отражать операции с субсидиями. Многие вопросы оставались неурегулированы. В частности, когда и на основании какого документа доходы будущих периодов признавать доходами текущего года. А с 2020 года еще и поменялся порядок применения КБК. В настоящее время издано системное Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939, которое должно разрешить и пояснить спорные моменты.

В новой статье последовательно разберем, как и на основании каких документов бюджетным (автономным) учреждениям необходимо отражать операции с субсидиями, поступающими от учредителя.

Общие правила

По Соглашению с учредителем бюджетное (автономное) учреждение может получать следующие виды субсидий:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на выполнение госзадания);
  • субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее — субсидии на осуществление капитальных вложений);
  • субсидии на иные цели, в том числе гранты в виде субсидий (далее — субсидии на иную цель).

В соответствии с п. 54 Стандарта "Доходы" субсидии на выполнение госзадания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, т. е. на дату заключения Соглашения. Аналогичное правило распространяется и на иные виды субсидий из представленных выше, если они предоставлены на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий Соглашений (неиспользованием средств субсидий) (п. 40 Стандарта "Доходы").

Вариант, когда субсидия предоставляется без такого условия, - это предоставление субсидии на иную цель автономному учреждению, которому счета открыты в коммерческом банке. По условиям изначально в такой ситуации автономное учреждение должно потратить собственные средства на расходы, которые будет предусмотрены Соглашением, предоставить отчет учредителю. Потом учредитель выделяет субсидию на иную цель на возмещение произведенных автономным учреждением расходов.

Иных ситуаций, когда на основании Соглашения можно признавать доходы в виде субсидии доходами текущего года сразу, пока не установлено. Поэтому по общему правилу, установленному Стандартом "Доходы", на основании заключенного с учредителем Соглашения учреждению следует отразить в учете доходы будущих периодов.

Доходы будущих периодов могут быть признаны доходами текущего года на основании следующих документов:

  1. по субсидии на выполнение госзадания — на основании Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
  2. по иным видам субсидий — на основании Отчета о выполнении условий предоставления субсидии;
  3. и (или) информации о результатах использования субсидий — Извещения (ф. 0504805), формируемого в целях отражения в учете финрезультата по методу начисления в случае отсутствия на дату формирования отчетности Отчетов, указанных в пункте "1";
  4. и (или) иного документа, предусмотренного Соглашением.

Формирование Извещения (ф. 0504805) производится бюджетным (автономным) учреждением, два экземпляра направляются учредителю. Если учредитель согласен с суммой, указанной в Извещении (ф. 0504805), то он подтверждает это направлением второго экземпляра заполненного Извещения (ф. 0504805) учреждению. Для оперативности отражения информации допустим обмен скан-копиями документов.

Обмен Извещениями (ф. 0504805) не освобождает учреждение от представления отчетов, указанных выше в пункте "1". По итогам составления таких отчетов суммы, указанные ранее в Извещении (ф. 0504805), могут уточняться. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению — получателю субсидии Извещения (ф. 0504805) с указанием корректирующих записей. Соответствующие бухгалтерские записи не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году, в котором принято решение о корректировке расчетов.

После представления бухгалтерской отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате части субсидии, в том числе в результате рассмотрения Отчетов по субсидиям, выявления нецелевого использования (невыполнения условий предоставления субсидии). Соответствующие требования отражаются в очередном году как новые расчеты, без исправления ошибок прошлых лет.

Ошибку прошлых лет предстоит исправлять только в том случае, если доходы в виде субсидии признавались доходами текущего года неправильно. К примеру, начисление осуществлялось по кассовому методу, а не по факту выполнения условий предоставления субсидии.

Операции с целевыми субсидиями текущего характера

Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями следующим образом*(2):

1. Дебет КДБ1 5 205 52 561 Кредит КДБ1 5 401 40 152 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 152) Кредит КДБ1 5 205 52 661 — отражено получение субсидии текущего характера.
3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 401 10 152 — признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением).
4. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное):
5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий текущего характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет.
5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось.
5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах).
При подтверждении потребности отражается запись:
Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 152.
5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии "закрыты" полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства.
5.5. Если за счет целевой субсидии был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 52 000 и Кт 5 401 40 152 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция.
6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии текущего характера прошлых лет.

Операции с целевыми субсидиями капитального характера

Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):

1. Дебет КДБ1 5 205 62 561 Кредит КДБ1 5 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям капитального характера в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 5 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера.
3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 401 10 162 — признание доходов в виде целевой субсидии капитального характера доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением).
4. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии капитального характера на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии капитального характера на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное):
5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий капитального характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет.
5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось.
5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах).
При подтверждении потребности отражается запись:
Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 162
5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии "закрыты" полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства.
5.5. Если за счет целевой субсидии капитального характера был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 62 000 и Кт 5 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция.
6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии капитального характера прошлых лет.

Еще по теме: Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168, 0503768): что проверить в учете (Видеоматериалы к годовой отчетности 2019 - тема 7)

Операции с субсидиями на осуществление капитальных вложений

Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):

1. Дебет КДБ1 6 205 62 561 Кредит КДБ1 6 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по предоставлению субсидии на осуществление капитальных вложений в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 6 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 6 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера.
3. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 401 10 162 — признание доходов в виде субсидии на осуществление капитальных вложений доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением).
4. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по субсидии на осуществление капитальных вложений на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии на осуществление капитальных вложений на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное):
5.1. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КБК3 6 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков субсидии на осуществление капитальных вложений, подлежащих возврату в очередном году в бюджет.
5.2. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ1 6 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось.
5.3. Дебет КДБ1 6 401 40 162 Кредит КДБ4 6 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах).
При подтверждении потребности отражается запись:
Дебет КДБ4 6 303 05 831 Кредит КДБ1 6 401 40 162.
5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии "закрыты" полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства.
5.5. Если за счет субсидии на осуществление капитальных вложений был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 6 205 62 000 и Кт 6 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция.
6. Дебет КБК3 6 303 05 831 Кредит КБК2 6 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка субсидии на осуществление капитальных вложений прошлых лет.

Операции с субсидиями на выполнение госзадания

Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями следующим образом*(2):

1. Дебет КДБ5 4 205 31 561 Кредит КДБ5 4 401 40 131 — начисление доходов будущих периодов на выполнение госзадания в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 4 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 130, КОСГУ 131) Кредит КДБ5 4 205 31 661 — отражено получение субсидии.
3. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КДБ5 4 205 31 661 — уменьшение доходов будущих периодов по субсидии на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
4. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КДБ5 4 401 10 131 — признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета о выполнении госзадания).
5. Дебет КДБ5 4 401 40 131 Кредит КБК3 4 303 05 731 — закрытие по завершении года расчетов в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет в связи с невыполнением госзадания на основании Извещения, Отчета о выполнении госзадания, иного документа-основания.
6. Дебет КБК3 4 303 05 831 Кредит КБК2 4 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат средств субсидии прошлого года в связи с невыполнением задания.

*(1) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" утвержден приказом Минфина России от 27.02.2018 N 32н

*(2) В статье не приведены операции на счетах санкционирования, операции приведены для периода с 2020 года. В статье применяются следующие обозначения 1-17 разрядов номеров счетов:

Представители пострадавших от коронавируса 2020 отраслей и сфер деятельности уже получили средства господдержки, положенные на зарплату работников. Как правильно отразить полученные деньги в бухучете? Придется ли в конечном счете заплатить с них налоги? Из этой статьи узнаете про бухгалтерский и налоговый учёт субсидий 2020 от государства в связи с коронавирусом.

Получение субсидии из-за коронавируса в бухгалтерском учете

Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?

Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения. Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.

Доводы в пользу применения данного счета такие: согласно Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н), по кредиту 98 счета должны быть отражены суммы бюджетных средств, направленные коммерческой компании на финансирование расходов. Обратим внимание, что в той же Инструкции есть и рекомендация о том, что счет 98 по кредиту корреспондирует со счетом 86.

Таким образом, идеальным с формальной точки зрения будет следующий блок проводок при получении субсидии:

  • Дт 86 Кт 98 – отражено право на получение субсидии (начисление);
  • Дт 51 Кт 86 – субсидия зачислена на банковский счет (получение).

Остается вопрос о необходимости лишней прогонки по счетам одной и той же суммы. Ведь, для упрощения записей счет 98 можно просто исключить. Тогда субсидия отражают так:

Дт 51 – Кт 86

Далее произведенные компенсируемые расходы можно списывать через дебет 86 счета.

Расходование средств субсидии в бухучете

При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.

Разберем ситуацию на примерах:

Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.

При составлении бухгалтерских записей нужно учитывать:


  • Дт 44 Кт 70 300 000;
  • Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
  • Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
  • Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.

Компания направляет субсидию на погашение части расходов по аренде. Сумма аренды за оплачиваемый месяц – 120 000 руб. ( в т. ч. НДС – 20 000 руб.). Сумма субсидии, полученной на 5 работников – 60 650 руб.

При расходовании субсидии на что-то отличное от зарплаты тоже необходимо соблюдать некоторые условия:


  • Дт 26 Кт 60 – 100 000 – начислена аренда;
  • Дт 19 Кт 60 – 20 000 – входной НДС по аренде;
  • Дт 60 Кт 51 – 60 650 – часть арендной платы оплачена за счет субсидии;
  • Дт 60 Кт 51 – 39 350 – остаток арендной платы выплачен за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 26 – 60 650 – отражено использование субсидии;
  • Дт 68 Кт 19 – 20 000 – входной НДС принят к вычету.

Нюансы налогового учета субсидии

Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.

В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.

В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.

И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.

Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:

  • у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).

Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.

Подводим итоги

Получение субсидии отражают через специализированные счета, предназначенные в том числе для учета бюджетных финансовых дотаций.

Расходование субсидии следует отражать с учетом двух особенностей – отделением части расхода, погашенного за счет субсидии, от оплаченного из собственных средств и с учетом требования исключить оплаченные за счет бюджетных средств расходы из налоговой базы по прибыли или УСН.

Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

В отдельных случаях организации могут получать целевые средства на покупку объектов основных средств или нематериальных активов. Как учитывать эти объекты, можно ли амортизировать их в бухгалтерском и налоговом учете? Рассказываем.

Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

Таким образом, сумма со счета 98 будет переноситься на счет 91 постепенно – по мере начисления амортизации на протяжении всего срока полезного использования.

На практике иногда бывает, что к моменту поступления целевых средств внеоборотный актив уже принят к учету и начал амортизироваться. В этом случае применяется порядок, установленный п. 10 ПБУ 13/2000. В соответствии с данным порядком бюджетные средства, предоставленные на финансирование понесенных в предыдущие отчетные периоды капитальных затрат, отражаются:

  • в размере начисленной амортизации - как увеличение финансового результата организации;
  • в оставшейся части - как доходы будущих периодов.

Таким образом, сумма, учтенная на счете 86, в этом случае будет списываться двумя проводками:

Дебет 86 Кредит 91-1

- на сумму начисленной амортизации;

Дебет 86 Кредит 98

- на оставшуюся сумму (она соответствует остаточной стоимости актива).

Налоговый учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Поэтому для начала нужно определить, как отражать целевые средства в налоговом учете. И вот здесь нет четкого правила, что любые целевые поступления относятся/не относятся в состав доходов. Каждый случай необходимо разбирать отдельно.

Так, перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. В этом перечне фигурирует имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Да, мы видим, что согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы. Но в этом же подпункте приводится четко ограниченный перечень ситуаций, при которых полученные целевые средства считаются средствами целевого финансирования в целях налога на прибыль (а точнее в целях не обложения данным налогом). А значит, те суммы, которые к перечисленным ситуациям отнести нельзя, придется включать в налогооблагаемый доход.

Также не облагаются налогом целевые средства в виде субсидий, но не всех, а только тех, что выделены на возмещение расходов, изначально не уменьшающих налоговую базу в силу положений ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ, т. е. за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств).

При этом если амортизируемое имущество к моменту получения субсидий начало амортизироваться, то часть субсидии в части, соответствующей отнесенной на расходы начисленной амортизации, необходимо будет единовременно включить во внереализационный доход (опять же – как и в бухгалтерском учете). Оставшуюся часть субсидии компания будет включать в доходы в момент начисления амортизации. Такой порядок следует из абз. 5 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

Данный вывод следует из взаимосвязи положений подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 4.1. ст. 271, п. 1 и подп. 3, 7 п. 2 ст. 256 НК РФ и дополнительно подтвержден чиновниками (письма Минфина России от 12.08.2019 № 03-03-06/1/60538, от 11.03.2019 № 03-03-06/3/15264, от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24671).

Частичное финансирование за счет целевых средств

Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.

Есть только порядок, установленный для другой ситуации – когда имущество приобретается частично за счет бюджетных средств целевого финансирования. Он прописан в абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ и выглядит следующим образом: первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования. Фактически это значит, что амортизироваться будет только та часть стоимости имущества, которая оплачена за счет собственных средств.

Таким образом, в случае судебного разбирательства у компании есть шансы на выигрыш.

Пример

Читайте также: