К каким правовым последствиям приводит сакрализация вещи в римском праве

Обновлено: 02.07.2024

Понятие вещей в классический период в римском праве использовалось в широком смысле.

К вещам относились:

1. вещи Божественного права (священные, святые и религиозные):

  • храмы;
  • земля, на которой они находились;
  • гробницы;
  • скульптуры богов;

2. вещи человеческого права:

  • публичные, принадлежащие политической совокупности граждан (театры, стадионы, реки, пользование берегами рек);
  • частные, принадлежавшие отдельным лицам.

Частные вещи в свою очередь также делились на группы.

Классификация вещей

В римском праве существовало широкое деление вещей на категории:

  1. изъятые и не изъятые из оборота;
  2. манципируемые и неманципируемые;
  3. простые и сложные;
  4. потребляемые и непотребляемые;
  5. делимые и неделимые;
  6. главные и побочные;
  7. определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные;
  8. движимые и недвижимые;
  9. телесные и бестелесные.

Изъятые и не изъятые из оборота вещи

Изъятые из оборота вещи (res extra commercium) — это те вещи, которые удовлетворяли потребности всего народа, а потому не могли быть предметом частных правоотношений. К ним относились предметы религиозного содержания (храмы, публичные дороги, предметы религиозного культа, места погребения и др.), а также предметы общего пользования (воздух, непересыхающие реки, берега моря и др.).

Не изъятые из оборота вещи (res in commercio) — это те вещи, которые удовлетворяли интересы отдельных лиц и являлись предметом купли-продажи, обмена и т. п. К ним относилось большинство вещей, не входящих в группу изъятых из оборота.

Манципируемые и неманципируемые вещи

Манципируемые вещи (res mancipi) — это италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот и земельные сервитуты. Италийские земли передавались исключительно через манципацию. Вся земля принадлежала государству. Манципация проходила в сложной форме и при участии пяти свидетелей. Ошибка хотя бы в одном слове в процессе манципации автоматически приводила к недействительности сделки.

Неманципиуемые вещи (rex пес mancipi) — все остальные вещи.

Различие между двумя группами вещей состояло в способе отчуждения. Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи — traditio, в то время как для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации — mancipatio). И это не случайно, так как к группе манципируемых относились основные средства производства. Поскольку они принадлежали общине (коллективу), последняя была заинтересована в сохранении права на них. Отсюда понятно введение обряда манципации с целью не допустить потери права на основные средства производства.

Деление вещей на манципируемые и неманципируемые сохранялось вплоть до начала империи.

Простые и сложные вещи

Простые вещи, по выражению Помпония, составляли одно целое, физически однородное единство, как, например, раб, бревно, камень.

Сложные вещи делились на два вида:

  1. составные, включавшие несколько связанных между собой тел (шкаф, корабль, дом);
  2. состоящие из не связанных между собой вещей, но объединенных общим наименованием (народ, легион, стадо).

Вещи движимые и недвижимые

Движимые вещи (res mobiles) — вещи, которые могут изменять свое положение в пространстве. Движимые вещи могли двигаться сами (животные, рабы) или могли приводиться в движение другими (мебель, домашняя утварь).

Недвижимые веши (res immobiles) — вещи, которые не могут изменять свое положение в пространстве без сохранения целостности. Это дома, строения, земельные участки, недра земли.

Движимые и недвижимые вещи подчинялись почти одинаковым юридическим нормам, и поэтому такое деление не имело особого значения.

Недвижимые вещи считались категорией более сложной, и поэтому римляне осторожно относились к изменению правового статуса недвижимости. Например, уже по Законам XII таблиц различались сроки вступления во владение движимым и недвижимым имуществом по давности владения: для движимых вещей этот срок составлял один год, для недвижимых — два года.
В эпоху принципата нормы, регулирующие права на недвижимое имущество, отделились и стали специфическими именно для этой категории вещей. В это же время в отношении недвижимости сложились особые права: суперфиций, эмфитевзис.

Вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками

Индивидуально-определенные вещи (res species) противопоставляются родовым. Это вещь, уникальная по своей природе, ее нельзя заменить. Индивидуально-определенная вещь могла быть выделена из ряда подобных (конкретная ваза). При гибели индивидуально-определенных вещей договор прекращался, так как должник уже не мог предоставить эту вещь.

Родовые и индивидуально-определенные вещи также иногда называют заменимыми и незаменимыми. Это разделение вещей имеет большое значение для обязательственного права.

Вещи потребляемые и непотребляемые

Потребляемые вещи материально уничтожались при первом их использовании по прямому назначению. В эту категорию входят продукты и деньги (расплачиваясь ими, собственник их лишается).

Непотребляемые вещи не изнашивались от употребления или же уничтожались постепенно, не теряя способности выполнять свое назначение (драгоценный камень).

Вещи главные и побочные

Главные вещи — это вещи, имеющие в зависимости и в юридическом подчинении другие вещи.
Побочными (придаточными) признавались самостоятельные вещи, но зависимые от главной и подчиненные юридическому положению последней. Виды побочных вещей: части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи, не отделенные от целого, не имели самостоятельного существования, поэтому не могли быть объектом права. Однако если часть отделить от целого, то эта часть является объектом права (например, кровельный материал). В связи с изложенным римляне рассматривали два по следствия присоединения части вещи к целому. Во-первых, если присоединение вело к изменению сущности присоединенной вещи или нераздельности новой вещи, то право собственности на присоединенную вещь для собственника прекращалось (разведенное вино). Во-вторых, если присоединенная и главная вещи не меняли своей сущности, а совокупная вещь оставалась раздельной, то вещь, присоединенная к главной, могла быть выделена и восстановлена в прежнем юридическом качестве.

Принадлежность — побочная вещь, связанная с главной экономически. Принадлежность могла существовать самостоятельно и быть объектом самостоятельного права (ключ и замок, рама и картина). Вместе с тем лишь при совместном использовании принадлежности и главной вещи достигался конечный результат. Как правило, юридические отношения, устанавливаемые в отношении главной вещи, распространялись и на принадлежность.

Плоды — это, во-первых, вещи, получаемые от плодоносящих вещей (шерсть, молоко, фрукты и т. д.), названных естественными плодами. Во-вторых, к плодам относился доход, приносимый плодоносящей вещью: деньги от продажи фруктов, проценты с капитала, наемная плата и др.

Виды прав на вещи

Вещное право по своему содержанию и объему полномочий, которое оно предоставляло управомоченному лицу, делилось на:

Раб донес на своих хозяев, в результате чего заговор был успешно раскрыт, кого надо – наказали, кого надо – казнили.

Попытка понять, как внешне выглядела виндикта (фестука), привела к достаточно скромным результатам.

Что удалось найти:

Утверждают, что виндикта (фестука) была одним из атрибутов богини Либертас.

Эта самая виндикта (фестука) применялась в Древнем Риме для освобождения рабов (Gai, 1.17, 1.35), для эманисипации (Gai, 1.132), для виндикации вещи (Gai, 4.16). Во время всех этих действий виндиктой (фестукой) обязательно прикасались к человеку или к вещи. Не знаю, как часто в Древнем Риме эманисипировали и виндицировали, а вот освобождать рабов должны были более-менее регулярно и достаточно активно.

И все это в совокупности поднимает ряд интересных вопросов:

Что я имею ввиду. Насколько я понимаю, с т.з. ГК РФ, и освященная икона, и доска, на которой нарисован такой же рисунок, являются обычными (профанными) движимыми вещами. Собственники могут эти вещи продавать, покупать, обременять, обращаться с ними, как угодно, и даже уничтожить. ГК РФ в упор не видит какой-либо сакральности в освященной иконе. Однако для верующего человека освященная икона – это священная, сакральная вещь, которую нельзя купить или продать, а уж тем более уничтожить.

Или, например, действующая освященная церковь. Для ГК РФ это также обычный (профанный) объект недвижимости. Однако РПЦ не может вот так просто взять и продать эту действующую церковь, поскольку это сакральная вещь. Кстати, для УК РФ/КоАП действующая церковь – это сакральная вещь, ибо за фото в непотребном виде на ее фоне можно огрести различные неприятности.

Исходя из этих примеров, у меня получается, что виндикта (фестука) являлась для древнеримского гражданина сакральной вещью. И появление сакральной вещи в таких, казалось бы, обычных житейских операциях, как освобождение раба, эмансипация или виндикация вещи, которые регулировались римским правом, само по себе любопытно.

  1. Признание вещи сакральной влечет за собой очень много последствий, в т.ч:

1) место, где находится такая вещь, само становится сакральным;

2) не каждый человек может просто знать о существовании этой вещи;

3) не каждый человек имеет право увидеть эту вещь;

4) не каждый человек может прикоснуться к этой вещи;

5) не каждый человек может использовать эту вещь;

6) любое действие с этой вещью требует соблюдения строго определенных обрядов (ритуалов);

Всего этого любое современное российское, европейское и американское гражданское право в упор не видит и не учитывает. Насчет римского права – не уверен. Есть рабочая гипотеза, что оно эту сакральность еще как видит и еще как учитывает. Только мы, в свою очередь, не видим, что римское право эту сакральность видит.

  1. Если виндикта (фестука) действительно является сакральной вещью, она может оказаться с т.з. римского права вещью божественного права (Gai, 2.2, 2.3, 2.4., 2.5), которая не принадлежит никому (Gai, 2.9).
  1. Что происходило с человеком, который брал виндикту (фестуку), чтобы освободить раба? Он оставался тем же самым обычным человеком или от того, что он взял в руки божественную сакральную вещь, этот человек и сам получал определенную божественную силу?

Насколько я понимаю, прикосновение, а тем более, использование/применение, чего-то божественного не может не изменить человека, не придать ему частичку божественной силы.

Обращает на себя внимание то, что хозяин раба мог сколько угодно объективно с любой точки зрения проявлять вовне свою волю на освобождение раба, мог говорить какие угодно слова хоть у себя дома, хоть перед магистратом, что он хочет освободить этого раба. И магистрат тоже мог вслух говорить, что он согласен отпустить раба на валю. Однако рабу все эти человеческие слова свободы не давали. Т.е. простой человеческой воли для этого было недостаточно. А вот стоило только магистрату произнести строго определенные слова (молитва? заклинание?) и прикоснуться волшебной палочкой, т.е. виндиктой, к рабу, как начинала действовать божественная сила, и раб тут же становился свободным.

Получается, что, взяв в руки божественную саркальную вещь – виндикту, магистрат сам становился богиней Либертас, становился сопричастным богине Либертас, получал от богини Либертас часть ее божественной силы, каковая божественная сила и позволяла магистрату дать рабу свободу. Т.е. в определенных случаях, обычные житейские отношения между людьми не могут быть решены самими людьми без привлечения божественной силы.

И вся эта достаточно странная с современной точки зрения операция манумиссии вдруг превращается в торжественный религиозный обряд полный всяких смыслов и символов.

Строительно-инвестиционная деятельность

Бизнес-медиация

Комментарии (7)

Если продолжать аналогию. сегодня кто угодно мог бы говорить какие угодно слова хоть у себя дома, хоть перед магистратом, что он хочет продать/купить/предоставить и т.д. но правового эффекта не будет, пока не будут соблюдены какие-никакие формальности. А будет это слиток меди, прутья, сургучная печать, кс-2 или распознавание лица турникетом зависит от места и времени.

Владислав Горобинский Москва Начальник отдела правового обеспечения международных проектов, ООО "НОВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ГРУППА"

Формальность формальности – рознь.

Если я правильно понимаю, речь идет о том, печать служила символом суверена. Раз на документе стоит печать, суверен одобрил этот документ. Или, по-другому: у кого печать – у того есть возможность выпускать документы от имени короля, вместо короля. А это не шутки.

>Всего этого любое современное российское, европейское и американское гражданское право в упор не видит и не учитывает.
А что, должно?

Владислав Горобинский Москва Начальник отдела правового обеспечения международных проектов, ООО "НОВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ГРУППА"

Нет, и не должно. Поскольку мы - другие, принципиально другие, абсолютно другие, чем те люди, которые жили во времена Средневековья или Античности.

Со временем еще хуже: если верить А. Сморчкову, время у древних римлян было мифическое и историческое, сакральное и профанное, благоприятное и неблагоприятное, линейное и циклическое.

У меня нет доказательств того, что древнеримский магистр, взяв в руки виндикту, считал, что он стал богиней Либертас или что у него появилась божественная власть. Только теперь я больше, чем уверен, что как для этого магистрата, так и для самого Гая, такая точка зрения должна быть совершенно обычной и естественной.

А вот для древнего римлянина, уверенного в том, что весь окружающий его мир наполнен духами, с наличием личного духа-покровителя (гения), с верой в Ларвов и Манов, который знает, что со временем он сам станет Маном и ему будут поклоняться, как богу, адепта культа мертвых (ага, очень похоже, что римляне были адептами культа мертвых), видящего сакральное пространство и ощущающего сакральное время, знающего, что есть вещи божественного права (Gai, 2.3), верящего в божественность недавно умершего императора, что может быть естественнее наличия в руке жезла, дающего божественную власть?

2. Виды вещей: телесные и бестелесные; res mancipi и res nес mancipi; потребляемые и непотребляемые; индивидуально-определённые и родовые, движимые и недвижимые; главная вещь и её принадлежность; делимые и неделимые вещи; сложные и простые вещи; оборотоспособные вещи и вещи вне оборота (res in commercio и res extra commercium).

3. Плоды, продукция и доходы.

4. Юридическое значение каждой классификации.

Решите следующие казусы:

1. Авл Агерий продал Нумерию Негидию дом и сад, однако выезжая из поместья, он вывез на рынок и продал все плоды, собранные в саду, забрал все вино из погреба вместе с сосудами, врытыми в землю, забрал весь садовый инвентарь, снял со стен картины, а также забрал двери из красного дерева и замки. Раздосадованный Нумерий Негидий подал в суд иск. Что из перечисленного он может получить назад по суду?

2. Публий купил статую Венеры, однако когда он пришел забирать ее у торговца, последний предложил ему статую без пьедестала, на том основании, что при заключении договора купли-продажи этот факт не был оговорен. Имеет ли покупатель право требовать статую выдачи статуи вместе с пьедесталом.

Самостоятельная работа, домашние задания

Составьте сравнительную таблицу вещных и обязательственных прав по следующим критериям: объект; срок (право срочное или бессрочное); право исключительное или неисключительное (дать пояснения); право абсолютное или относительное (дать пояснения); какое право обладает юридическим преимуществом (дать пояснения); виды вещных и обязательственных прав (в том числе указать, перечень каких прав является исчерпывающим); особенности защиты права.

Вопросы для контроля:

К какому юридическому виду вещей относятся следующие предметы: корова; дом римского гражданина; луна (как небесное тело); право требования долга, перешедшее по наследству; мешок картофеля.

В чём отличия неделимых и сложных вещей?

Юридическое различие между манципируемой и неманципируемой вещью?

В чем различие между сакральными и религиозными вещами? К каким правовым последствиям приводит сакрализация вещи?

Какие условия должны выполняться, чтобы вещь была признана бесхозной и могла быть присвоена любым желающим?

Приведите примеры (1) бестелесной неделимой вещи; (3) собирательной вещи; (3) принадлежности вещи.

Право собственности в древнем Риме. Права на чужие вещи

1. Права вещные и обязательственные: понятие и соотношение.

2. Понятие и значение института владения в римском частном праве. Объект владения. Объективный и субъективный элемент владения.

3. Виды владения: законное и незаконное; добросовестное и недобросовестное; первоначальное и производное.

4. Основания и способы приобретения и прекращения владения.

5. Понятие собственности и права собственности. Правомочия собственника.

6. Виды собственности: квиритская, бонитарная, провинциальная, собственность перегринов; публичная и общественная собственность.

7. Способы права собственности: манципация, in cessio, традиция.

8. Основания приобретения права собственности: первоначальные (оккупация, спецификация, приобретение плодов, по давности владения и т.п.) и производные.

9. Защита права владения (поссессорная): сущность, объект, способы, виды преторских интердиктов,

10. Защита права собственности (петиторная): сущность, объект, способы. Понятие виндикационного, негаторного иска. Публицианов иск. Ответственность добросовестного и недобросовестного владельца перед собственником.

11. Право общей собственности: понятие, правомочия собственника.

12. Понятие и виды сервитута. Эмфитевзис и суперфиций.

Решите следующие казусы:

1. Охотясь в своей роще, Луций ранил оленя, однако раненое животное вырвалось и скрылось из виду. Преследуя оленя, Луций оказался в лесу, принадлежащему Гаю Семпронию. Там он нашел оленя уже добитого арендатором участка Авлом Агерием. Возник спор о принадлежности добычи. Не придя к соглашению, спорщики обратились к хозяину участка, Семпронию, который немедленно заявил, что раз олень на его земле, то значит и принадлежит он ему. Обескураженные спорщики отправились в суд. Каково будет решение суда?

Решая казус, ответьте также на следующие вопросы: Какой применяется критерий при определении того, является ли животное диким или не диким. Имеет ли значение, захватит ли охотник дикое животное на своей земле или на чужой? Имеет ли собственник земли преимущественное право на диких животных, и если да, то в чем состоит это право?

2. Рассмотрим такую ситуацию. Поместье Нумерия Негидия располагалось на одном берегу реки, а поместье Авла Агерия -- на противоположном. Со временем река сменила русло, а старица пересохла. Теперь река не разделяла два поместья, но проходила через владения Негидия. Решив, что освободившаяся земля принадлежит ему, Агерий оккупировал русло старицы. Однако Негидий не согласился и обратился в суд. Каково будет решение суда? Чем оно должно быть обосновано?

3. Предположим, что Тиций посадил дерево на земле Мевия. Кому принадлежит это дерево?

4. Предположим, что некий художник нарисовал на чужой доске картину. Кому будет принадлежать эта картина? Какой критерий применялся для определения того, какая вещь является придаточной, а какая - главной?

5. Меченая овца, принадлежащая Публию, потерялась в лесу и прибилась к стаду его соседа Тиция, где и была найдена хозяином по прошествии значительного времени. Тиций не скрывал того факта, что эта овца не принадлежит ему, однако отказался выдавать ее назад до тех пор, пока Публий не возместит ему расходы по содержанию овцы. Вправе ли он был так поступить? Предположим также, что эта овца за время пребывания у Тиция принесла приплод. Имеет ли право Публий требовать выдачи также и ягнят, рассматривая их как плоды принадлежащей ему вещи?

6. Два лица, спорившие о праве собственности на драгоценную вещь, передали ее на время судебного разбирательства третьему лицу (секвестору). Один из спорящих, утратив надежду на законное решение спора в свою пользу, попытался изъять сданную на хранение вещь силой. Вправе ли секвестор требовать интердиктной защиты своего владения?

7. Добросовестный приобретатель купил, не зная того, краденую вещь. Сможет ли он приобрести ее в собственность по истечении установленного срока приобретательской давности?

8. Тиций приобрел вещь у владельца-несобственника, догадываясь по некоторым признакам, что так оно и есть, однако надеясь, что он сделается собственником по давности владения ранее, нежели нечестность продавца будет открыта. Основательно? Может ли Тиций приобрести купленную вещь по давности?

9. Действуя по поручению своего отца, сын приобрел у несобственника соседний участок, присоединив его к своему пекулию. В скором времени отец умер, завещав все свое имущество сыну. С какого срока будет исчисляться срок владения участком земли, необходимый для приобретения ее в полную (квиритскую) собственность - с момента приобретения земли отцом, или со времени смерти отца и вступления сына в права наследника?

10. Тиций присоединил к своему участку (оккупировал) пустующую землю по соседству, огородил участок и начал обрабатывать его. Не прошло и года, как объявился собственник участка Мевий, долгое время отсутствовавший. Мевий не пожелал виндицировать принадлежащую ему собственность, и предложил Тицию купить у него участок. Последний согласился, потребовав тем не менее чтобы покупная цена была уменьшена пропорционально стоимости произведенных им улучшений. Мевий не согласился на это предложение, тем более что в это же время нашелся другой покупатель, готовый заплатить за участок назначенную цену. Законны ли притязания Мевия? Законно ли требование Тиция об уменьшении цены? Имеет ли Тиций какие-либо преимущественные права на этот участок?

12. Марк заказал скульптору свой портрет, предоставив для этой цели мрамор. Тем временем скульптор, получив более выгодный и срочный заказ, чтобы не упустить свой шанс, выполнил его, использовав мрамор, предоставленный первым заказчиком. Пришедший на следующий день Марк увидел изготовленную скульптуру и, оценив ее по достоинству, решил забрать ее себе вместо своего портрета, тем более что она (как он утверждал) изготовлена из его мрамора. Не желая упустить своего, художник возражал, настаивая на том, что скульптура принадлежит заказчику или, в крайнем случае, ему самому как автору. Не придя к соглашению, Марк и скульптор обратились в суд. Как разрешить этот спор?

13. Луций оккупировал пустующую землю и провладел ею в течение значительного, однако недостаточного для приобретения по давности владения срока. Тем временем его сосед Марк также пожелал получить часть этой земли. Между двумя соседями возник спор и, получив отказ Луция, Марк обратился в суд. Прибегнув к Публицианову иску, Луций выиграл тяжбу. Изменился ли после этого статус Луция как собственника?

14. Покидая Рим, Туллий передал своему другу Марку ценный подарок, для того чтобы тот вручил его от его имени их общему другу Титу. Случилось, однако, так, что поручение это осталось неисполненным ввиду скоропостижной смерти Тита. Как следует поступить Марку? Сделается ли он собственником вещи по истечении срока приобретательской давности?

15. Посаженная у забора яблоня разрослась и пустила корни в соседнем саду. Станет ли сосед собственником дерева?

16. В результате ливневых дождей единственная дорога к имению Луция, которая пролегала через соседнее имение пришла в негодность. Луций имел право проезда по этой дороге (сервитут), поэтому он решил, что он вправе потребовать от соседа. Чтобы тот отремонтировал дорогу. Основательно ли?


3. Первоначальное приобретение. Захват бесхозяйственной вещи (occupatiorei nullius). В римском праве существовало правило, что вещь, не изъятая из оборота, но и не имеющая собственника, поступает в собственность того, кто первый ее захватит, prime occupanti (первому захватившему), с намерением присвоить себе. Путем такого захвата можно было приобрести право собственности на вещи, которые вообще еще не имели собственника (дикие животные, рыбы в реке и т.п.), а также на вещи, брошенные собственником (т.е. вещи, от которых собственник отказался).

Брошенные вещи не следует смешивать с вещами потерянными и спрятанными. В каком случае надо признать вещь брошенной, в каком — потерянной или спрятанной, решается на основании всей обстановки каждого случая. Если лицо находит какую-нибудь ветошь, старые тряпки и т.п., оно вправе считать найденные вещи выброшенными; если же оно замечает какую-то более или менее ценную вещь, нет основания пред-полагать.что вещь выброшена собственником, скорее можно считать, что вещь потеряна. Если лицо, нашедшее потерянную вещь, захватит ее себе, это приравнивалось по римскому праву к краже. Нашедший вещь обязан был принятьмеры к отысканию ее собственника. Все расходы, связанные с хранением вещи и отысканием собственника, нашедший вправе был переложить на последнего, но специального вознаграждения за находку римское право не предусматривало.

Спрятанные вещи вообще продолжали находиться в собственности того лица, которому они принадлежали до этого. Но если вещи спрятаны так давно, что установить и отыскать их собственника невозможно, они признавались кладом (thesaurus). В древнем римском праве клад рассматривался как составная часть вещи, в которой он спрятан (обычно земли), а потому принадлежал ее собственнику. Начиная со II в. н. э. для поощрения отыскания кладов (и следовательно, включения спрятанных имуществ в оборот) клад стал признаваться принадлежащим в половине собственнику земли, в которой клад открыт, и в другой половине — лицу, открывшему клад.

Из этих слов Гая видна сущность приобретения права собственности по давности владения. Лицо получает вещь в свое владение добросовестно. Оно имеет основание считать себя собственником. Объективно же положение иное; право собственности принадлежит другому лицу, и если это последнее лицо предъявляет иск об изъятии вещи и доказывает на суде свое право собственности, добросовестному владельцу приходится отдавать вещь. Однако если в течение определенного, предусмотренного в законе, срока иск об изъятии вещи не предъявлялся, то целесообразность требовала, чтобы положение добросовестного владельца получило окончательное закрепление, чтобы никакие дальнейшие потрясения в его хозяйстве на почве истребования вещи ее прежним собственником не могли иметь места. Провладев (при наличии известных предположений, о которых речь ниже) вещью в течение установленного (давностного) срока, владелец превращался в собственника. Его право не выводилось из права прежнего собственника, а возникало заново; поэтому приобретательная давность относится к первоначальным способам приобретения права собственности. Таким образом, приобретательную давность можно определить как такой способ приобретения права собственности, который сводится к признанию собственником лица, фактически провладевшего вещью в течение установленного законом срока и при наличии определенных условий.

В классическом праве институт приобретательной давности имел двойственный характер на почве различия ius civile и ius gentium. В ius civile приобретательная давность (usucapio) оизнавалась еще в эпоху XII таблиц 1. Сроки владения в ту пору были установлены очень короткие (для земельных участков- два года, для остальных вещей — один год); условия поиобретения были простые: кроме факта владения требовалось только, чтобы вещь не была краденой.

В провинциальном эдикте появился другой вид давности longi temporis praescriptio, назначение которой состояло в том, чтобы распространить действие давности по субъекту на перегринов, по объекту — на провинциальные земли. Сроки этой новой давности были более продолжительны: 10 лет, если приобретающий по давности и то лицо, которому в связи с давностным владением угрожает утрата права, живут в одной провинции (inter praesentes, между присутствующими), и 20 лет, если эти два лица живут в разных провинциях (inter absentes, между отсутствующими).

Юстиниан объединил оба эти вида давности (usucapio и longi temporis praescriptioV. Условия приобретения права собственности по давности в конечном итоге определялись следующим образом: а) необходимо владение вещью; б) притом — добросовестное; в) владение должно иметь законное основание (iustus titulus), которое могло бы само по себе привести к приобретению права собственности, если бы не помешало этому какое-то внешнее препятствие, например, владение имеет в качестве законного основания куплю-продажу и последующую передачу вещи, не сделавшие покупателя собственником потому, что продавец сам не имел права собственности на вещь; г) владение должно продолжаться в отношении движимых вещей три года, в отношении недвижимых —10 или 20 лет (как было при longi temporis praescriptio); д) наконец, необходима была способность вещи к приобретению по давности (res habilis); такой способностью не обладают вещи, изъятые из оборота, краденые (хотя бы данный владелец был добросовестным) и некоторые другие.

Читайте также: