К каким последствиям приводит законодательное установление минимальной заработной платы

Обновлено: 07.07.2024

Настоящий Закон определяет правовую основу установления и порядка повышения минимальной заработной платы.

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

  • минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора;
  • месячная минимальная заработная плата – установленный законодательством низший размер оплаты труда работников за календарный месяц;
  • часовая минимальная заработная плата – рассчитанный из установленной законодательством месячной минимальной заработной платы низший размер оплаты труда работников за один час рабочего времени.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

Статья 3. Законодательство об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы

Законодательство об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Трудового кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Месячная минимальная заработная плата

Месячная минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов).

Размер месячной минимальной заработной платы определяется с учетом:

  • экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей;
  • потребностей работников в материальных благах и услугах;
  • уровня занятости и производительности труда;
  • прогнозного значения роста потребительских цен;
  • уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике в целом.

Совет Министров Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет соотношение размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, обеспечивая ежегодное сближение их размеров.

Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января с учетом части второй настоящей статьи и соотношения размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, определенного в соответствии с частью третьей настоящей статьи.

Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.

Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с настоящим Законом.

Статья 5. Часовая минимальная заработная плата

Часовая минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов).

Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года.

Часовая минимальная заработная плата изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.

Статья 6. Применение минимальной заработной платы

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников.

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, с учетом отработанного рабочего времени.

Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с настоящим Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. Перечень указанных выплат устанавливается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области оплаты труда.

Статья 7. Источники финансирования расходов на выплату минимальной заработной платы

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) выплачивается бюджетными организациями и иными организациями, получающими субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за счет средств соответствующих бюджетов, иными организациями – за счет средств, предназначенных на оплату труда.

Статья 8. Ответственность за нарушение законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы

Нарушение законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 9. Рассмотрение споров по вопросам применения законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы

Споры по вопросам применения законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом.

Первые обязательные минимумы оплаты труда появились более ста лет назад, вызвав суды и споры, но и сегодня дебаты о повышении минимальных зарплат кипят не меньше. О чем все это время спорят экономисты и кто в действительности платит за МРОТ – в обзоре Econs.online.

Первые обязательные минимумы оплаты труда появились более ста лет назад, вызвав суды и споры, но и сегодня дебаты о повышении минимальных зарплат кипят не меньше. О чем все это время спорят экономисты и кто в действительности платит за МРОТ – в обзоре Econs.online.

В 2006 г. более 650 экономистов, включая пятерых лауреатов Нобелевской премии – Кеннета Эрроу, Клайва Грейнджера, Лоуренса Кляйна, Роберта Солоу и Джозефа Стиглица, подписали открытое письмо с призывом поднять федеральный уровень минимальной зарплаты в США, который в то время составлял $5,15 в час и не менялся уже восемь лет: ученые выражали уверенность, что повышение минимальной оплаты улучшит благосостояние наименее оплачиваемых работников. В результате федеральный размер минимальной оплаты увеличили в несколько этапов в течение трех лет сразу на 40% – до $7,25, а ряд американских штатов повысил собственный уровень минимальной зарплаты выше федерального. Сейчас новая администрация США намеревается снова повысить не менявшийся с тех пор уровень минимальной зарплаты более чем вдвое, до $15 в час, – это было одним из предвыборных обещаний нового президента Джо Байдена. Однако как способ поддержки именно тех, кого повышение минимальных зарплат должно поддержать, этот инструмент оказывается неэффективен, показывают современные исследования.

Идея из Южного полушария

С самого начала минимальный уровень заработной платы рассматривался как инструмент защиты наиболее уязвимых работников: например, в США введенная в 1909 г. минимальная почасовая оплата труда распространялась только на женщин и детей. Первой страной, которая ввела эту меру на национальном уровне, в 1894 г. стала Новая Зеландия: тогда парламент принял закон, признавший профсоюзы и перенесший их переговоры с работодателями об уровне заработной платы в арбитражный суд – тот, в свою очередь, устанавливал или минимальную зарплату для сектора, или набор ставок, зависящих от профессии и характера работы. Сейчас в стране три вида ставок минимальной зарплаты: для взрослых работников (старше 16 лет), для начинающих (16–19 лет) и для проходящих обучение работников старше 20 лет.

За Новой Зеландией в 1896 г. последовал австралийский штат Виктория: там специальными комиссиями были установлены минимальные ставки для некоторых отраслей, а также общий минимум, который должен был решить проблему отказа работодателей платить молодым подмастерьям. Позже эту систему распространили фактически на все отрасли и другие штаты страны. В 1909 г. систему минимальной почасовой оплаты ввели в нескольких отраслях Великобритании, к 1945 г. этой системой был охвачен каждый четвертый работник – за соблюдением их интересов следили сначала торговые, а затем зарплатные советы, просуществовавшие вплоть до 1993 г., когда в стране был установлен общенациональный уровень минимальной зарплаты.

После Второй мировой войны страны стали массово вводить системы социальной защиты и законодательно установленный минимум оплаты труда. По оценке Международной организации труда, к 2015 г. минимальная зарплата существовала в 171 стране из 186, входящих в организацию. Ряд государств фиксирует минимум для ежемесячных выплат, а некоторые, как Великобритания и США, – для почасовых.




Влияние на занятость

Первые же примеры внедрения системы минимальной оплаты труда породили научные споры, продолжающиеся до сих пор. Так, в 1911–1912 гг. американский экономист и вице-председатель Промышленной комиссии штата Огайо Мэтью Хаммонд, проведя полгода в Австралии в изучении опыта штата Виктория, пришел к выводу , что установление минимального размера оплаты труда привело к росту зарплат рабочих, улучшению условий их работы и производственных отношений в целом. А британская исследовательница Мэри Ранкин, также изучив опыт Австралии и Новой Зеландии, в эссе от 1916 г. писала , что в обувном производстве от введения минимальных ставок оплаты труда выиграли более квалифицированные рабочие, а менее компетентные перестали рассматриваться работодателями. В производстве одежды, утверждала Ранкин, установление минимума почасовой оплаты спровоцировало безработицу.

Согласно современной стандартной модели конкурентных рынков, более высокий минимальный уровень оплаты труда приведет к тому, что рабочая сила подорожает, компаниям станет невыгодно нанимать столько же сотрудников, как раньше, и будет выгоднее заменять их другим ресурсом (например, капиталом), а рост затрат приведет к росту цен, еще больше снизив спрос на труд, – в итоге увеличится безработица. Но это в теории.

Александр Муравьев и Алексей Ощепков из НИУ ВШЭ на основе данных об изменении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России 2007 г. (его тогда увеличили с 1100 руб. до 2300 руб. и одновременно дали регионам возможность устанавливать собственные минимумы не ниже федерального) показали некоторое отрицательное влияние на занятость, также преимущественно среди молодых работников, и переход занятости в неформальный сектор – причем результат во многом был обусловлен именно регионами, которые ввели МРОТ выше федерального.

МРОТ в России

В России минимальный размер оплаты труда ввели в 2000 г. На его основе рассчитываются также пособия по безработице. С 2021 г. изменилась методика расчета МРОТ: теперь он привязан не к прожиточному минимуму, как раньше, а к медианной заработной плате и составляет 42% от нее (в 2021 г. – 12792 руб.). Собственные минимумы (не ниже федерального МРОТ) установлены в 43 регионах России, или практически в каждом втором.

Исследование на данных США за 2011–2016 гг. выяснило, что после повышения уровня минимальной оплаты компании переключают свои предпочтения на более опытных сотрудников с более высоким уровнем образования – в результате с падением занятости сталкиваются в основном молодые сотрудники и работники низкоквалифицированных позиций. Данные по Франции подтвердили существенное негативное влияние повышения минимальной заработной платы на занятость молодых и низкоквалифицированных работников.

Потенциальные выгоды повышения минимальной оплаты заключаются в росте зарплаты наименее обеспеченных работников, потенциальным же недостатком является то, что это повышение может отбить у фирм желание нанимать низкооплачиваемых работников и они будут заменять их более квалифицированными, заработки которых повышение уровня минимальной оплаты не затрагивает, объясняет Дэвид Ноймарк из Калифорнийского университета в Ирвайне. В этом проблема многих исследований, анализирующих влияние повышения минимальной оплаты на занятость, отмечает он: общее снижение занятости может оказаться незначительным, даже если эффект безработицы среди наименее квалифицированных окажется большим.

Тонкая настройка

Авторы не выявили влияния повышения минимальной оплаты на занятость в ресторанах, правда, признают они, полученные данные не позволяют делать выводы о подстройке бизнеса в долгосрочном периоде – то есть отрицательного влияния на занятость на таком горизонте исключить нельзя, свидетельства такой реакции экономики тоже существуют . Но самым мощным каналом компенсации издержек для компаний стали цены: две трети всех издержек владельцы бизнеса переложили на потребителей, повысив цены, обнаружили исследователи.

За повышение минимальной оплаты труда приходится платить потребителям, обнаружило еще одно, недавнее исследование Орли Ашенфельтера (Принстонский университет) и Штепана Юрайды (CERGE-EI). Авторы изучили данные по зарплатам в американских ресторанах McDonald’s до и после повышения минимального уровня оплаты труда на местном уровне или на уровне штата за 2016–2020 гг. Всего в их выборке оказалось 16000 наблюдений. Расчеты показали, что при повышении минимального размера оплаты труда на 10% средняя почасовая ставка в ресторанах сети быстрого питания растет на 7%. Повышение зарплат, в свою очередь, ведет к удорожанию продукции для потребителей: так, каждые 10% увеличения минимальной почасовой оплаты ведут к росту цены на бургер на 1,4%.

Стимул автоматизации

Исследование Дэвида Ноймарка и Грейс Лордан (Лондонская школа экономики), опубликованное в 2017 г., подтвердило , что рост минимального уровня оплаты труда значительно ускоряет автоматизацию. Экономисты изучили данные по США за 1980–2015 гг. и обнаружили, что увеличение минимальной зарплаты на 10% ведет к снижению доли рабочих мест, которые могут быть автоматизированы и где заняты низкоквалифицированные работники, на 0,31 п.п. В сфере производства этот эффект сильнее более чем вдвое: там доля аналогичных рабочих мест снизится на 0,73 п.п.

Не для бедных

Дэвид Ноймарк также отмечает , что при правильном использовании налоговые субсидии создают стимулы для бедных активнее выходить на рынок труда. Например, показатели бедности очень высоки для одиноких женщин с детьми, и для них введение этих льгот повышает и занятость, и доходы. При этом он обращает внимание, что само по себе повышение минимальной оплаты, например, не приводит к снижению показателей участия в программах государственной помощи, таких как Medicaid.

Проблема еще в том, что эта политика нацелена на низкооплачиваемых работников, а не на семьи с низким доходом – а эти группы необязательно совпадают, пишет Ноймарк: исследования по США не находят доказательств, что минимальная зарплата помогает бедным, – ее повышение может фактически увеличить количество бедных и малообеспеченных семей. Это означает, что такая политика не достигает цели и минимальная зарплата как способ помочь бедным и малообеспеченным семьям неэффективна, заключает он.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

. положений ст. 129, 133 и 133.1 ТК РФ является общеобязательным, что исключает . положений ст. 129, 133 и 133.1 ТК РФявляется общеобязательным, что исключает любое . ниже МРОТ. В силу ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным . . 1 – 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ не противоречат Конституции РФ .

. изменения в ст. 133 и 133.1 ТК РФ путем дополнения их фразами . плату в субъекте РФ (ст. 133.1 ТК РФ). Выплата выходного пособия по .

. . 1 – 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ. Суд признал, что названные . . 1 – 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ. Суд признал, что названные . ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ не предпола гают включения .


Суды посчитали, что при начислении зарплаты нет нарушений со стороны работодателя

Женщина обратилась в суд с иском к работодателю о взыскании недоначисленной и невыплаченной зарплаты. В обоснование исковых требований она указала, что работодатель должен выплачивать работнику, отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, зарплату не ниже МРОТ без включения в нее компенсационных и стимулирующих выплат. Соответственно, оклад работника не может быть ниже вышеуказанного показателя, а все иные выплаты должны начисляться на оклад. По словам истца, в ее случае работодатель осуществляет начисление зарплаты следующим образом: на оклад начисляется надбавка за работу в сельской местности, затем надбавка за стаж работы и премия, после чего производится доплата до минимального размера оплаты труда, а полученная сумма увеличивается на районный коэффициент.

Три инстанции отказали в удовлетворении иска, признав правильными действия ответчика по начислению зарплаты, при этом они осуществляли сравнение зарплаты заявительницы с МРОТ пропорционально выплачиваемой ей доле ставки. Верховный Суд также отказался рассматривать кассационную жалобу заявительницы

В жалобе в Конституционный Суд Нина Конради указала, что оспариваемое ею законоположение неконституционно, поскольку в контексте правоприменительной практики позволяет работодателю устанавливать работнику зарплату, размер которой с учетом включения в ее состав всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда (кроме районного коэффициента), не превышает МРОТ. В то же время, подчеркнула она, вознаграждение за труд не может быть ниже данного показателя.

КС не увидел нарушения Конституции, но заметил, что проблема должна решаться на законодательном уровне

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд напомнил, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего законодательства является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на установленном законом уровне. Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, поэтому определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.

С 1 января 2021 г., как отметил КС, размер МРОТ составляет 12 792 руб. в месяц. С этой даты критерием для определения данного показателя является не только величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, но и величина медианной зарплаты, это направлено на обеспечение роста размера минимальной оплаты труда в соотношении с зарплатой большинства россиян, работающих по трудовому договору.

В связи с этим КС счел, что оспариваемая заявительницей норма не может расцениваться как нарушающая ее права. Суд добавил, что женщина фактически ставит перед ним вопрос об установлении тарифной ставки (оклада) в размере не ниже МРОТ. Между тем разрешение этого вопроса относится к компетенции законодателя, который правомочен при совершенствовании трудового законодательства учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада, должностного оклада) не ниже величины МРОТ, установленного федеральным законом.

Екатерина Казакова добавила, что такой позиции придерживался и Верховный Суд РФ до 2016 г., после чего она была радикально изменена: в определениях от 8 августа 2016 г. № 72-КГ16-4 и от 19 сентября 2016 г. № 51-КГ16-10 ВС указал, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда не может считаться нарушенным в тех случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки составляет не менее минимального размера оплаты труда.

Адвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов

Читайте также: