Известный политолог высказал мнение что для понимания политического поведения граждан необходимо

Обновлено: 02.07.2024

КРИ­ТЕ­РИЙ СРАВ­НЕ­НИЯ … ИЗ­БИ­РА­ТЕЛЬ­НАЯ СИ­СТЕ­МА
Де­ле­ние стра­ны на из­би­ра­тель­ные окру­га Стра­на де­лит­ся на из­би­ра­тель­ные окру­га
За кого про­ис­хо­дит го­ло­со­ва­ние Из­би­ра­те­ли го­ло­су­ют за лич­ность
Как опре­де­ля­ет­ся по­бе­див­ший По­бе­див­шим счи­та­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший боль­шин­ство го­ло­сов

  1. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

ли­бе­ра­лизм со­ци­ал-де­мо­кра­тия на­ци­о­на­лизм
кон­сер­ва­тизм идео­ло­гия анар­хизм

1) де­мо­кра­ти­за­ция 2) ре­фор­ми­ро­ва­ние 3) бю­ро­кра­ти­за­ция 4) пе­ре­рас­пре­де­ле­ние пол­но­мо­чий
5) сми 6) цен­тра­ли­за­ция 7) го­су­дар­ство 8) мо­дер­ни­за­ция

  1. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке формы тер­ри­то­ри­аль­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уни­тар­ное го­су­дар­ство 2) мо­нар­хия 3) кон­фе­де­ра­ция
4) рес­пуб­ли­ка 5) фе­де­ра­ция

  1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми или долж­ност­ным лицом в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­рые их ис­пол­ня­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

  1. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, ха­рак­тер­ные для де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) выс­ший орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти из­би­ра­ет­ся не­по­сред­ствен­но на­ро­дом

2) власть под­чи­не­на кон­тро­лю об­ще­ства

3) огра­ни­че­ние оп­по­зи­ции

4) стро­гая цен­тра­ли­за­ция го­су­дар­ствен­ной вла­сти

5) кон­сти­ту­ци­он­но за­креп­ле­но все­об­щее и рав­ное из­би­ра­тель­ное право

  1. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

(А) В ми­нув­шие вы­ход­ные в стра­не со­сто­я­лись му­ни­ци­паль­ные вы­бо­ры.

(Б) Они про­шли, по дан­ным на­блю­да­те­лей, в усло­ви­ях вы­со­кой ак­тив­но­сти из­би­ра­те­лей.

(В) По­ла­га­ем, что по­доб­ное яв­ле­ние свя­за­но с воз­рас­та­ни­ем роли и зна­чи­мо­сти ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в жизни со­ци­у­ма.

(Г) Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния пред­став­ля­ют собой си­сте­му ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти граж­дан, обес­пе­чи­ва­ю­щую са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов мест­но­го зна­че­ния, управ­ле­ние му­ни­ци­паль­ной соб­ствен­но­стью, ис­хо­дя из ин­те­ре­сов всех жи­те­лей дан­ной тер­ри­то­рии.

(Д) Ре­зуль­та­ты­ вы­бо­ров об­суж­да­ют­ся по­ли­то­ло­га­ми и бло­го­сфе­рой.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер;

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний;

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

  1. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов (сло­во­со­че­та­ний). Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова (сло­во­со­че­та­ния), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

Слова (сло­во­со­че­та­ния) в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния21-24.

21.Как автор опре­де­ля­ет го­су­дар­ство? Что, по его мне­нию, в дей­стви­тель­но­сти обу­слав­ли­ва­ет под­чи­не­ние ав­то­ри­те­ту?

Го­су­дар­ство, равно как и по­ли­ти­че­ские союзы, ис­то­ри­че­ски ему пред­ше­ству­ю­щие, есть от­но­ше­ние гос­под­ства людей над лю­дь­ми, опи­ра­ю­ще­е­ся на ле­ги­тим­ное (то есть счи­та­ю­ще­е­ся ле­ги­тим­ным) на­си­лие как сред­ство. Таким об­ра­зом, чтобы оно су­ще­ство­ва­ло, люди, на­хо­дя­щи­е­ся под гос­под­ством, долж­ны под­чи­нять­ся ав­то­ри­те­ту, на ко­то­рый пре­тен­ду­ют те, кто те­перь гос­под­ству­ет. Когда и по­че­му они так по­сту­па­ют? Какие внут­рен­ние ос­но­ва­ния для оправ­да­ния гос­под­ства и какие внеш­ние сред­ства слу­жат ему опо­рой

Ди­на­ми­ка оце­нок ре­спон­ден­та­ми сте­пе­ни важ­но­сти ряда де­мо­кра­ти­че­ских ин­сти­ту­тов (в %)

Де­мо­кра­ти­че­ские ин­сти­ту­ты 2010 г.
Мно­го­пар­тий­ность
Важно 41
Не важно 39
За­труд­ня­юсь от­ве­тить 20
На­ли­чие пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов вла­сти
(Со­ве­та Фе­де­ра­ции, Го­су­дар­ствен­ной Думы, др.)
Важно 47
Не важно 29
За­труд­ня­юсь от­ве­тить 24
Сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ства
Важно 65
Не важно 15
За­труд­ня­юсь от­ве­тить 20
Сво­бо­да слова и СМИ
Важно 75
Не важно 11
За­труд­ня­юсь от­ве­тить 14
Сво­бо­да вы­ез­да за гра­ни­цу
Важно 61
Не важно 23
За­труд­ня­юсь от­ве­тить 16
Вы­бор­ность ор­га­нов вла­сти
Важно 75
Не важно 10
За­труд­ня­юсь от­ве­тить 15

Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

  1. Вы­бе­ри­теодно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

Монтескье различает законы гражданские и государственные, политические. Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу: отношения собственности, добровольных объединений граждан и др. Государственные законы регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан.

Джон Локк, родоначальник классического либерализма, считает собственность основой общества, в том числе и гражданского общества. Принципиально новыми положениями обогащает понимание гражданского общества Гегель – гражданское общество выступает как система индивидов, которые с помощью труда удовлетворяет собственные потребности и потребности других. Фундамент гражданского общества Гегель видит в следующем:

  1. Частная собственность;
  2. Общность интересов;
  3. Всеобщее равенство граждан;
  4. Защищенность человека от случайностей.

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Конечно юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создало условия для проявления талантов, способности и инициативе личности. Свобода человека органически связана с его материальным благополучием, наличием собственности, свободой частного предпринимательства. А частная собственность является не только экономической основой гражданского общества, но и фактором политического , нравственного и культурного прогресса. Значение института частной собственности в формировании гражданского самосознания человека, - в становлении гражданского общества раскрыл русский философ И.А. Ильин (1882-1954). Он полагал, что частная собственность соответствует индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Кроме этого, она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу; дает собственнику чувство уверенности; научает человека творчески относиться к труду и любить Родину; закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура; единит семью, вовлекая ее в отношения собственности; питает государственный инстинкт человека; пробуждает и воспитывает в человеке правосознание; взращивает в нем чувство гражданской самостоятельности; развивает правильный подход к политической свободе.

5. Как Вы относитесь к точке зрения, согласно которой время великих лидеров прошло? Обоснуйте свое мнение.

Я согласен с этой точкой зрения, но только отчасти. В каждый отдельный момент времени нужен свой лидер (например, для советских людей это был Ленин) . Масштаб лидера зависит от масштаба самой нации в данный конкретный момент ее существования. Русский народ за годы реформ и беспредела как-то измельчал. Для большинства людей лидером сейчас может быть какой-нибудь странный герой из сериала, и как бы это странно не казалось, к сожалению, это так.

6. Какова роль и назначение политической идеологии в жизни общества и личности?

И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.

7. Какой тип политической культуры господствовал в советское время и почему?

Политическую культуру советского периода можно охарактеризовать как искусственно гомогенную. При этом она сохранила многие черты русской культуры: общинный характер трансформировался в советский коллективизм; ориентация на господствующий характер власти - в этатизм и патернализм; пассивность - в апатию, отсутствие ориентации на “вход” в политическую систему; патриархальность - в персонифицированное восприятие политики; вера в “истинность” общественных ценностей в нетерпимость к инакомыслию; религиозность в наделение харизматическими чертами вождей; мифологизированность сознания в веру в построение “светлого будущего”; вера в мессианское призвание России в ориентацию на лидерство в мировой революции, а позже на статус сверхдержавы. Индустриализация, глубокие изменения в социальной структуре, рост уровня образования населения предопределили сдвиги в ценностных ориентациях советского общества. Начиная с середины 60-х гг. формируется и развивается диссидентская субкультура, в рамках которой проповедовались такие ценности, как автономия личности, свобода выбора, права человека и т.п. В 70-е гг. значительная часть общества, вопреки официальным идеологическим нормам, начинает ориентироваться на ценности личной жизни: семью, работу, досуг, материальное благополучие. Такая переориентация с общественного на индивидуальное клеймилась пропагандой как “мещанство” и “обывательство”. В то же самое время политика большей открытости и развития контактов с западными странами способствовала проникновению новых стандартов жизни и потребления в общество. Поскольку политическая система плохо реагировала на растущие запросы, усиливалась апатия и отчуждение масс от политики, подрывающие легитимность власти.

Баланс сил в международных отношениях – распределение мирового влияния между отдельными центрами силы – полюсами. Мировое устройство может быть трех типов: однополярное, двуполярное и многополярное. Главная цель баланса сил – предотвращение доминирования в международной системе одного или группы государств.

Баланс – система показателей, которые характеризуют соотношение или равновесие в каком-либо постоянно меняющемся явлении.

Баланс сил выражает динамику непрерывных отклонений от равновесного состояния в ту или иную сторону, в результате система сохраняет подвижное равновесие. Сегодняшняя внешняя политика США, основанная на гигантском военном потенциале, находит все меньшую поддержку среди союзников и полное неприятие государств, которые таковыми не являются. Так, ряд стран Западной Европы выразил сомнения в отношении идеи Вашингтона о размещении инфраструктуры ПРО в Польше и Чехии. По мнению президента Франции Жака Ширака, американская инициатива угрожает вернуть Европу к напряженности времен холодной войны.

Таким образом, баланс сил – необходимое и закономерное следствие взаимодействия государств, и в нем выражается органическое свойство всякой социальной системы, состоящей из некоторого множества независимых единиц, сохранять относительную устойчивость. Состояние динамического равновесия есть непременное условие нормального, то есть бескризисного, относительно стабильного функционирования всякой, в том числе и международной системы. В этом смысле оно и является основой безопасности государств.

Из курса Новейшей истории назовите политических лидеров, чья культура поведения (в период избирательной кампании, в процессе урегулирования конфликтов, во взаимодействии с другими политическими деятелями, партиями) вам запомнилась.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

От Индии до Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен. Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой.

Как вы можете охарактеризовать современную российскую политическую культуру? Какие её характерные черты вы можете назвать?

Политическая культура Древней Руси приобрела вечевую форму. Такая форма препятствовала принятию нововведений и во многом ограничивала возможность формирования централизованного государства. Вечевой образ жизни оказал большое влияние на образование государственности.

Важным фактором в развитии политической культуры являлось геополитическое пространство, на котором уживались народы с разными типами культур. По утверждению Баранова, в таких условиях формировалась этатистская ориентация политической культуры.

Почему политический плюрализм является неотъемлемой чертой политической культуры демократии? Каково значение перечисленных черт политической культуры для развития демократии?

Вопросы и задания.

1.Какое из приведённых ниже определений политической культуры представляется вам наиболее подходящим и содержательным?

Наиболее полным и содержательным представляется определение е), данное Э. Баталовым, так как политическая культура – явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отражают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления политической культуры конкретной страны, наличие разнообразных субъектов (элит, электората, жителей отдельных стран и регионов), но главное – различный характер и удельный вес различных ценностей.

2.Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой — то стране Х большинство граждан убеждены, что чиновники, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны?

Коррупция, это самое большое зло. Политическая культура данной страны прогнила и коррумпирована.

3.Каковы отличительные черты патриархальной политической культуры, подданнической политической культуры и культуры участия?

1. патриархальный тип – для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности – общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

2. подданнический тип – ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как — то повлиять на власть отсутствует;

3. активистский тип – предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.

4.По некоторым данным, в современной России доля политически активного населения составляет чуть более 50 %. От 10 до 30 % принимают участие в выборах в местные органы власти. Около 37 % не проявляют интереса к политике. Попытайтесь на основе этих данных определить профиль российской политической культуры.

Интерес к политике – ключевая характеристика политического сознания, закладывающая основу для формирования политической компетентности, осознанного выбора определенных политических предпочтений и ориентаций, а также для политического участия в самых разнообразных формах – от выборов федерального и регионального уровней до акций протеста. Уровень неорганизованности политики.

5.Вспомните, в каких формах выражается политическая активность граждан в демократических государствах. Какие из этих форм, по — вашему, наиболее эффективны? Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для повышения политической активности населения?

Каковы возможные формы политической активности граждан.

Для начала надо понять, что такое политическая активность и тогда выясним в какой форме рядовой гражданин может эту активность воплощать. Значит от того, к какому классу вы относитесь и будет зависеть какую именно управленческую политическую активность вы можете вести.

Если вы капиталист, то имеет смысл продвигать свои интересы через властные структуры – спонсировать предвыборную компанию своему кандидату или даже своей партии, спонсировать лоббирование своих законопроектов и поправок, организовать свое СМИ, которое правильно будет вести пропаганду и агитацию. Если Вы пролетарий, то нужно организовать настоящий профсоюз или совет на своем производстве, изучить законы, организовать реальную защиту своих экономических прав и вести работу на объединение всех пролетариев для защиты своих интересов.

Попутно можно организовывать забастовки, выдвигать экономические требования для защиты прав трудящихся, организовывать стачки. Создавать образовательные кружки, привлекать на свою сторону трудящихся, образовывать их.

6.Как вы считаете, укоренена ли демократия в политической культуре российского общества? Какие демократические традиции России вам известны из истории?

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Московском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980 — х и начале 1990 — х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.

7.Проанализируйте набор качеств личности, отражающих идеальную политическую культуру гражданина, предложенный американскими исследователями Г. Алмондом и С. Вербой.

Согласны ли вы с их итоговым выводом?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Носителем гуманитарного знания является текст, который может быть запёчатлён как в устном слове, так и на бумаге. Научить понимать смысл текстов, различных по характеру, - одна из задач гуманитарного образования.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 1. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Текст 1. Человек — существо политическое

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ

Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то очевидно, все общения стремятся. к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.

. Начать следует прежде всего с установления того принципа, который служит точкой отправления при настоящем рассуждении, а именно: неизбежно, чтобы все граждане принимали участие либо во всем, касающемся жизни государства, либо ни в чем, либо в одних делах принимали участие, а в других нет. Чтобы граждане не принимали участие ни в чем, это, очевидно, невозможно, так как государство представляет собой некое общение. Но в каком объеме можно допустить для граждан приобщение к государственной жизни? И что лучше для стремящегося к наилучшему устройству государства: чтобы граждане имели сообща по возможности все или одно имели сообща, а другое — нет?

Аристотель. Политика // Сочинения. — М., 1984. — Т. 4. — С. 376, 378—379, 403.

Текст 2. Политика главы государства

Н. Макиавелли (1469—1527) — философ и политолог эпохи Возрождения

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.

Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя.

Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется.

. Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия.

Макиавелли Н. Государь. — М., 1990. — С. 52—53.

Текст 3. Политика и власть

М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, юрист

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. — М., 1990. — С. 646.

Текст 4. Политика в нашей жизни

Э. А. Поздняков — современный российский политолог, культуролог, философ

Несмотря на такую всеохватность политики, глубину ее проникновения в нашу жизнь, в научном сознании, не говоря уже о сознании обыденном, о ней, по большей части, существуют весьма искаженные и превратные представления. Главная тому причина та, что политика слишком близка к самым глубоким, самым сокровенным интересам человека, социальных групп, государств; она затрагивает наиболее чувствительные струны человеческих отношений, их страстей, устремлений, надежд и помыслов. Политика, как говаривал Макс Вебер, — это сплав божественного и дьявольского начал, и последнее слишком часто держит в ней верх.

Поздняков Э. А. Философия политики. — Ч. 1. — М., 1994. — С. 5.

Вопросы и задания: 1. В чем заключается всеохватность политики? 2. Почему в наше время человек — неотъемлемая частица политики? Как вы понимаете слова о том, что человек сегодня в полном плену у политики? 3. Как вы понимаете высказывание М. Вебера о том, что политика — сплав божественного и дьявольского? Найдите подтверждение этого в текстах Аристотеля и Макиавелли. 4. Чем объяснить широкое распространение искаженных и превратных представлений о политике? 5. Какой вывод из данного фрагмента вы делаете лично для себя?

Тема 2. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО

Текст 1. Происхождение государства

Т. Гоббс (1588—1679) — английский философ и политический мыслитель

При установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося. необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.

. Общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю. воле и суждению носителя общего лица.

Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим.

Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством.

Гоббс Т. Левиафан // Антология мировой политической мысли. — М., 1997. — Т. 1. — С. 319, 321.

Вопросы и задания: 1. Является ли государство, с точки зрения Гоббса, продуктом человеческой деятельности, или оно имеет божественное происхождение? Свой ответ поясните. 2. Почему, по мнению автора, люди в догосударственном (естественном) состоянии враждовали между собой? В чем опасность этой вражды? 3. Найдите положения, подтверждающие, что государство явилось результатом общественного договора (соглашения). 4. Какие права люди добровольно передали государству (верховному правителю или группе лиц)? Какие обязанности возложили на себя? 5. Охарактеризуйте теорию общественного договора, используя ответы на вопросы и задания № 1—3. 6. Какие еще теории происхождения государства вам известны? (В случае затруднений обратитесь к тексту учебника.)

Текст 2. Признаки государства

Г. Еллинек (1851—1911) — немецкий исследователь государства

Самым могущественным социальным фактором силы является государство. Народ государства совпадает с территорией властвования государства.

Суверенная государственная власть означает. власть, не знающую над собой никакой высшей власти; она является поэтому в то же время независимой и верховной властью. Первый признак проявляется преимущественно вовне, в сношениях суверенного государства с другими державами, второй — во внутренних отношениях. Оба признака неразрывно связаны друг с другом.

Все попытки констатировать определенное содержание суверенитета основаны на смешении государственной власти с суверенитетом вопреки реальному положению дела. Функции властвования, отправляемые государством в силу данных исторических условий, конструируются как необходимые последствия суверенитета.

Государственная власть осуществляла функцию законодательства, юрисдикцию, право помилования, назначения должностных лиц, монетную регалию и т. д.

Еллинек Г. Общее учение о государстве // Антология мировой политической мысли. — М., 1997. — Т. 1. — С. 818—819, 822—823.

Текст 3. Тоталитаризм

И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ

Что такое тоталитарный режим?

Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление — всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948—1954 гг. — М., 1992. — Т. 1. — С. 94.

Текст 4. Демократия

Парижская Хартия для Новой Европы (1990 г.)

Мы, главы государств и правительств государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 9 , собрались в Париже в период глубоких перемен и исторических ожиданий. Эра конфронтации и раскола Европы закончилась. Мы заявляем, что отныне наши отношения будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве.

Европа освобождается от наследия прошлого.

Наше время — это время осуществления тех надежд и ожиданий, которые жили в сердцах наших народов на протяжении десятилетий: твердая приверженность демократии.

Мы обязуемся строить, консолидировать и укреплять демократию как единственную систему правления в наших странах.

Демократическое правление основывается на воле народа, выражаемой регулярно в ходе свободных и справедливых выборов. В основе демократии лежит уважение человеческой личности и верховенство закона. Демократия является наилучшей гарантией свободы выражения своего мнения, терпимости по отношению ко всем группам в обществе и равенства возможностей для каждого человека.

Демократия, имеющая представительный. характер, влечет за собой подотчетность избирателям, обязательство государственных властей соблюдать законы и беспристрастное отправление правосудия. Никто не должен стоять над законом.

Международные акты о правах человека: Сборник документов. — М., 2000. — С. 664—665.

Вопросы и задания: 1. Какова цель подписания Парижской Хартии? 2. На основе анализа фрагмента международного документа выявите черты демократического политического режима и поясните их. 3. В чем принципиальное отличие демократии от тоталитаризма? 4. Известно, что Россия — правопреемница СССР — подписала Парижскую Хартию, взяв на себя тем самым обязательства по утверждению в стране демократии. Опираясь на текст учебника и ранее полученные знания по курсу, подумайте, какие шаги были предприняты Российской Федерацией в этом направлении. 5. Какой общий заголовок вы предложили бы к текстам 3 и 4? Свой ответ поясните.

Текст 5. Гражданство

С. А. Авакьян — современный российский ученый-юрист

Итак, что же такое гражданство и каковы его основные характеристики. Нашло отражение в преамбуле 10 Закона о гражданстве следующее его понимание: гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. — М., 1994. — С. 5.

Вопросы и задания: 1. Опираясь на текст, выявите основные черты гражданства. 2. Как вы понимаете положение о том, что гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством? 3. Охарактеризуйте взаимные права и обязанности гражданина и государства. Используйте в ответе материал учебника. 4. В чем отличия гражданства от подданства? 5. Почему в законодательстве РФ используется понятие гражданства, а не подданства? 6. Известно, что в Великобритании существует монархия. Тем не менее граждане этой страны свободны, сами решают свои дела и управляют собой. Опираясь на данный текст и знания о формах правления, объясните это противоречие.

Читайте также: