Известно что правовая основа провозглашения независимости косово абхазии и южной осетии до сих пор

Обновлено: 30.06.2024

Комментирует эксперт Высшей школы экономики Андрей Суздальцев.

Дмитрий Медведев подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. Россия призывает другие государства последовать ее примеру.

Об этом сообщил сегодня президент России Дмитрий Медведев в обращении к гражданам страны.

Мы неоднократно призывали вернуться за стол переговоров и не отошли от своей позиции даже после одностороннего провозглашения независимости Косово. Но наши настойчивые предложения грузинской стороне заключить с Абхазией и Южной Осетией договоренности о неприменении силы остались без ответа. К сожалению, их проигнорировали и в НАТО, и даже в ООН. Сейчас понятно — мирное разрешение конфликта в планы Тбилиси не входило. Грузинское руководство методично готовилось к войне. А политическая и материальная поддержка внешних покровителей только укрепляла ощущение собственной безнаказанности. В ночь на 8 августа 2008 года в Тбилиси сделали выбор. Саакашвили избрал геноцид для решения своих политических задач. Этим он собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве. Народы Южной Осетии и Абхазии неоднократно высказывались на референдумах в поддержку независимости своих республик. Мы понимаем, после того, что произошло в Цхинвали и планировалось в Абхазии, они имеют право решить свою судьбу сами. Президенты Южной Осетии и Абхазии, основываясь на результатах референдумов и решениях республиканских парламентов, обратились к России с просьбой о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Совет Федерации и Государственная Дума проголосовали в поддержку этих обращений. Исходя из сложившейся ситуации, необходимо принять решение. Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года "О принципах международного права, касающейся дружественных отношений между государствами", Хельсинским заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор! Но это единственная возможность сохранить жизни людей!".

Мнение экспертов

Дмитрий Абзалов, ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры России:

— Принятое решение достаточно рискованное, и с политической и с экономической точки зрения, но в современной ситуации оно, скорее всего, было неизбежно. Свою позицию в этом вопросе некоторые страны Запада уже заявили. Со стороны Вашингтона стоит ждать значительного возмущения, что опять-таки пойдет "на руку" рейтингам господина Маккейна. Полагаю, что волна конфликта и противостояния будет использована для пересмотра некоторых договоров в отношениях с РФ. Из других стран, возможно, какие-то действия будет предпринимать Франция, например, по отношению к договору о сотрудничестве ЕС с РФ. Думаю, что в долгосрочной перспективе все договоренности все же будут достигнуты. Что касается рынка, то он, с большой долей вероятности, будет реагировать достаточно негативно. Возможен значительный отток иностранных инвестиций, но уже в среднесрочной перспективе рынок стабилизируется. Скорее, больше всего эта новость будет стоить нефтяным компаниям, особенно на фоне падающей нефти, но думаю, что уже к концу 2008 года — началу 2009 года имеет смысл ожидать значительную коррекцию.

Евгений Надоршин, главный экономист ИБ "Траст":

— Решение, безусловно, серьезное, указ подписан. Но более серьезной реакции, чем уже была, ждать не стоит. Ни от кого. Мы до конца отстаивали свою позицию, и признание независимости вполне логично, а после Косово и тем более. Я убежден, что значительное обострение международных отношений в этом конфликте были вызвано позицией США и ЕС в отношении Косово. Мы отказались признавать независимость Косово, говорили, что это опасно, плохо, заблокировали решение в ООН. Такие же меры будут применяться и к нам, то есть это не экономические меры, а лишь заявления. Грузия едва ли довольна таким решением, недовольны ЕС и США, это будет дополнительным негативным фактором для наших политических отношений. Но на экономике сегодняшнее решение хуже, чем наша предыдущая миротворческая операция, не скажется, тем более, что оно носит лишь формальный характер.

Дмитрий Сизарев, трейдер по акциям АКБ "Еврофинанс Моснарбанк":

— Новость о признании независимости Абхазии и Осетии была в довольно значительной степени отыграна рынком: это мы видели вчера, когда рынок падал на 4%, и сегодня, когда он потерял 6%. Инвесторы этого ожидали. Это подтверждает и тот факт, что после выступления Медведева на рынке начался небольшой отскок, закрытие коротких позиций. Если смотреть дальше, то многое предопределят конкретные действия Евросоюза, где единодушия до некоторого времени не наблюдалось. В частности, они заседают 1 сентября. Если не будут предприняты конкретные санкции в отношении России, то уже через несколько недель ситуация на рынке стабилизируется. Если они пойдут дальше слов, то у нас произойдет новая волна оттока денег, помимо той, что мы уже видели. Вопрос остается открытым. Все зависит от конкретных действий Запада, а не от риторики. Если они ничего не предпримут, российский рынок стабилизируется, потому как, даже по самым консервативным оценкам, он стоит очень низко.

Андрей Суздальцев, эксперт Высшей школы экономики:

Юлия Цепляева, главный экономист банка Merrill Lynch по России и СНГ:

— Да, рынки отреагировали отрицательно, но я не думаю, что это конец истории. В отличие от России, где превалирует мнение, что это справедливая мера, направленная на защиту Южной Осетии от грузинской агрессии, на Западе отношение сложилось далеко не в пользу России. Очень мало стран поддержали нашу страну в этом вооруженном конфликте. И, соответственно, прецедент признания независимости двух регионов может привести к некоторой дестабилизации в других спорных территориях. Инвесторы все это принимают во внимание и довольно активно покидают российский рынок. Что касается влияния на экономику, я его пока не вижу. Даже серьезные расходы на восстановление Южной Осетии, финансовые инъекции в новую независимую республику для России не так важны, учитывая большой профицит и пр. А вот на финансовых рынках сейчас реакция гораздо жестче. Они, конечно, реагируют по-разному. Вот, например, падение рубля относительно корзины валют я бы все же рассмотрела как более временное, поскольку здесь действуют фундаментальные факторы, допустим, высокие цены на нефть, которые поддерживают рубль. Если же говорить о рынке акций, то его реакция гораздо больше зависит от настроения иностранных инвесторов и от инвестиционного климата, и здесь у нас в краткосрочной перспективе больше пессимизма. Fitch уже отреагировал, что никакой угрозы для рейтинга не видит, но при этом могут быть некие трудности у корпоративных заемщиков. Другие агентства пока не отреагировали, но, думаю, что реакция будет схожей. Новость для страны рассматривается скорее как негативная, с точки зрения политического контекста, с точки зрения экономического — она не так важна.

Эрик ДеПой, стратег Альфа-банка:

Анатолий Аксаков, член комитета по финансовому рынку Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России:

— Бизнес пуглив и циничен. И первая реакция всегда эмоциональная. Зажмутся, притихнут, будут осматриваться, потом возьмет верх желание получать доход и прибыль. И соответственно будут вкладывать в российские активы, потому что наша экономика растет. Самые умные сейчас наоборот будут приобретать ценные бумаги, чтобы потом прилично заработать на их росте. Обратная траектория обязательно будет на фондовом рынке, поскольку фундаментальные причины, определяющие ситуацию на фондовом и финансовом рынках, все позитивны и говорят в пользу роста. Я думаю, что недели две, и все восстановится. Это решение было вполне ожидаемо для рынка, все больше ориентировались на заявления западных политиков. Россия — это выгодная экономика, выгодная, с точки зрения бизнеса, страна, с которой надо сотрудничать, развивать всевозможные отношения и совместные проекты. Такая твердая позиция нашей страны в стратегическом отношении будет даже работать на повышение рейтингов России, потому что здесь власть, которая знает, что делает и твердо ведет корабль. В такую страну всегда можно уверенно вкладывать, потому что политическими процессами управляет твердая рука. Тем более что никто не отказываться от рыночных принципов. Я лично знаю, что Медведев — либерал в отношении экономики.

Михаил Александров, доктор политологии, заведующий отделом стран Кавказа Института стран СНГ, размышляет о косовском прецеденте и о том, какое влияние может оказать признание независимости этого края на судьбу непризнанных республик бывшего СССР.

– Как отзовется провозглашение независимости Косово на Кавказе, где существует аналогичная проблема. Последует ли вслед за признанием Косово парад суверенитетов и в Европе, где есть те же проблемы, что и на Кавказе?

– Я думаю, для Кавказа, откуда пошел парад суверенитетов и где существуют три непризнанные республики, Косово - безусловно, важный прецедент. Как он может повлиять на ситуацию на Кавказе?


Михаил Александров, доктор политологии, заведующий отделом стран Кавказа Института стран СНГ, размышляет о косовском прецеденте и о том, какое влияние может оказать признание независимости этого края на судьбу непризнанных республик бывшего СССР.

– Как отзовется провозглашение независимости Косово на Кавказе, где существует аналогичная проблема. Последует ли вслед за признанием Косово парад суверенитетов и в Европе, где есть те же проблемы, что и на Кавказе?

– Я думаю, для Кавказа, откуда пошел парад суверенитетов и где существуют три непризнанные республики, Косово - безусловно, важный прецедент. Как он может повлиять на ситуацию на Кавказе? Например, сейчас России гораздо легче было бы принимать решение о признании независимости этих закавказских государств. Раньше она, конечно, опасалась, что ее будут обвинять в нарушении международного права, в проведении имперской политики и тому подобных проступках.

Но после того, как Косово было признано крупнейшими мировыми державами, в том числе США, Францией, Англией, Германией, вряд ли у этих стран найдутся возражения, если Россия признает независимость, допустим, Абхазии и Южной Осетии.

И как мы сейчас и видим, Россия сделала первый шаг - сняла санкции, введенные в рамках СНГ против Абхазии. Как видите, на Западе никто ничего и возразить-то не смог. Вот поэтому, безусловно, сейчас у России позиция сильнее, она позволяет реально повышать уровень отношений с непризнанными республиками Закавказья.

Речь, конечно, прежде всего, идет об Абхазии и Южной Осетии. По Нагорному Карабаху пока никаких подвижек нет. Но после прошедших в Государственной Думе слушаний были приняты рекомендации депутатам включить вопрос о расширении отношений с Нагорным Карабахом.

– Почему, на Ваш взгляд, Нагорный Карабах остается за скобками, если доходит дело до решения проблем непризнанных республик? Вы считаете, есть отличия в ситуации в Нагорном Карабахе и, скажем, в той же Абхазии и Южной Осетии?

– В принципе, ситуация идентична, просто, как всегда говорится, своя рубашка ближе к телу. России ближе Южная Осетия и Абхазия. Армении ближе Нагорный Карабах. В общем-то мы считаем, что инициатива должна исходить от Армении, она должна сама решать, признавать ли Нагорный Карабах.

Абхазия и Южная Осетия граничат с Россией, с ними мы взаимодействуем очень тесно, мы признаем проблему осетин как разделенного народа, проживающего сейчас в двух государствах по воле советской коммунистической партии.

Наш институт всегда рассматривал Нагорный Карабах в общем контексте непризнанных государств. Но эта точка зрения не преобладает в российской политической жизни. Видимо, это связано с тем, что власти не хотят сейчас ссориться с Азербайджаном, поскольку в Закавказье идет серьезная геополитическая игра. Грузия стремится в НАТО, Запад пытается создать коридор к Каспийскому морю, для этого ему надо втянуть в свою орбиту и Грузию, и Азербайджан.

Поэтому если мы сейчас признаем независимость Нагорного Карабаха, то, абстрактно рассуждая, у Азербайджана уже не будет стимулов считаться с нашей позицией, и он с неприкрытым энтузиазмом вступит в НАТО. Пока же Россия не признает Нагорный Карабах, у Азербайджана остается надежда, что мы в будущем сможем способствовать решению этой проблемы в интересах Баку.

– Пример Косово заразителен: Абхазия, Южная Осетия утверждают, что у них право на отделение и на государственность больше, чем у Косово. Как Вы считаете, признает ли их Россия, которая все эти годы поддерживала самопровозглашенные режимы?

– Думаю, пока не признает. По крайней мере, до тех пор, пока Грузия является членом СНГ. Все-таки нарушать солидарность внутри СНГ Россия не хотела бы. Это был бы неверный сигнал другим государствам Содружества, тому же Казахстану, Украине, что мы можем, в принципе, претендовать и на их территории. Но если Грузия выходит из СНГ и присоединяется к НАТО, все эти соображения о солидарности внутри Содружества немедленно теряют свой смысл. Тогда у России уже совершенно будут развязаны руки для того, чтобы официально признать независимость Абхазии и Южной Осетии, и я думаю, это будет сделано.

– Михаил Владимирович, могут ли российские шаги, в частности отмена санкций против Абхазии, спровоцировать Грузию на силовое решение проблемы?

– Сама по себе отмена санкций не может спровоцировать силовое решение, а вот признание независимости в нынешних условиях - может. Это действительно беспокоящий момент. Для этого России, конечно, надо сейчас укрепить свои военно-политические позиции в Абхазии и Южной Осетии. Снятие санкций, например, позволяет поставлять оружие в Абхазию, направлять туда инструкторов и даже добровольцев. Должны быть разработаны совместные планы и на случай военного нападения Грузии. Но я думаю, в Тбилиси знают, что, если Россия поддержит Абхазию и Южную Осетию, у Грузии нет никаких шансов в случае нападения. Саакашвили человек, конечно, авантюрный, но и он понимает, что в итоге этой войны Грузия просто перестанет существовать как единое государство, распавшись на несколько территориальных образований.

– Не секрет, что признание независимости Косово обострило отношения двух ядерных держав – России и Штатов. Еще прошлой весной говорили об опасности новой большой войны на Кавказе. Как ситуация повернется, если Россия все-таки признает самопровозглашенные республики Кавказа?

– У американцев реальных рычагов воздействия сейчас нет: в военном отношении мы соблюдаем стратегический паритет, экономически США находятся в глубоком кризисе. Я думаю, что не надо ничего бояться. Но признание независимости Абхазии и Южной Осетии, как я уже объяснял, возможно лишь в случае вступления Грузии в НАТО. Пока же нужно реализовывать так называемый тайваньский вариант: полноценные экономические, политические и военные связи, но без официального признания независимости.

– Такое развитие событий возможно, но это уже проблема европейцев.

– А Россия, со своей стороны, готова взять на полное содержание еще два региона, экономически глубоко депрессивных?


– Южная Осетия – это республика с населением 80 тысяч человек, в Москве даже микрорайоны больше. Смешная цифра и смешные расходы для нынешней России. А Абхазию я бы не считал депрессивным регионом, ее нынешнее положение - это скорее результат действия санкций. Абхазия - потенциально богатый регион, жемчужина Черноморского побережья. Она не будет обузой России, абсолютно. В отличие, например, от Чечни, куда уходит огромное количество денег, но отношение к России, к русским продолжает оставаться плохим.

– Михаил Владимирович, сегодняшний отказ России признавать самопровозглашенные республики – это тактическое или стратегическое решение? Пока Россия как бы говорит: нет, нет, мы будем последовательны, мы не будем голосовать за независимость. Но меня не оставляет ощущение, что это игра. Вот и президент Абхазии Багапш говорит, что есть страны, которые готовы признать независимость республики и создать прецедент, а там и Россия присоединится.

– Поскольку Грузия является членом Содружества Независимых Государств, у России есть определенные обязательства перед нею. Однако заметьте, территориальная целостность Грузии не признается никакими двусторонними соглашениями с Россией. Нет таких соглашений! Единственное, что есть – это сам факт присоединения Грузии к СНГ в 1993-м. Хотя присоединялась Грузия уже без Абхазии и Южной Осетии.

– Учитывая то, что большинство местных жителей получили российские паспорта, готова ли Россия использовать этот аргумент, решая вопрос о признании?

– Да, это веский аргумент, но когда выдавались паспорта, действовала несколько иная логика. Люди в Абхазии и Южной Осетии оказались вне правового поля: они не могли, допустим, никуда ездить, не могли заниматься бизнесом за пределами своих собственных территорий.

– Но они граждане Грузии.

– Да, но они отказывались получать грузинские паспорта. Грузии было предложено – Россией, кстати – решить этот вопрос в ООН, выдать какие-то документы ООН для международных поездок этих граждан. Грузия от этого отказалась. Только после этого Россия приняла решение выдавать свои паспорта, чтобы включить людей в правовое поле. Абхазы, например, торгуют у нас очень активно, поэтому с удовольствием получали эти документы, иначе они просто не могли никуда выехать. То есть первой в этой истории конфронтационную позицию заняла Грузия.

– Михаил Владимирович, обратимся еще к одной стороне дела: Запад, признавая суверенитет Косово, фактически отказывает в признании другим самопровозглашенным республикам. Насколько весомее правовые основания для провозглашения независимости у Косово, чем, скажем, у Карабаха?

– У Нагорного Карабаха гораздо больше оснований для независимости, чем у Косово.

Косово – это традиционная исконная сербская территория, а Нагорный Карабах –
армянская. В процессе распада Советского Союза был закон, разрешающий автономным
республикам выходить из состава союзных республик в случаях отделения от СССР и
провозглашения ими независимости. Азербайджан провозгласил независимость после
августовского путча 1991 года, после чего уже в Нагорном Карабахе совершенно легально прошел референдум о выходе, т.е. с юридической точки зрения - совершенно безупречная позиция, даже более сильная, чем у Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья. Никаких юридических оснований не признавать независимость Нагорного Карабаха нет. Есть только политические основания, вот они и являются основными.

Любая война - катализатор политических процессов. Война в Южной Осетии не стала исключением. Президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Аргументы в пользу такого решения четко изложены. Аргумент первый: признание независимости Абхазии и Южной Осетии - необходимое условие безопасности проживающих там народов. Аргумент второй: обе республики уже обладают всеми необходимыми атрибутами самостоятельных государств, включая демократически сформированные органы государственной власти, законодательство, армию. Аргумент третий: после отказа Грузии проводить в марте 1991 года референдум о сохранении Союза ее суверенитет на территории Южной Осетии и Абхазии юридически и фактически не распространялся; грузинский парламент волевым решением лишил эти республики статуса автономий, спровоцировав гражданское сопротивление. Аргумент четвертый: требуя признать их независимыми государствами, Абхазия и Южная Осетия действуют в соответствии с международными нормами, реализуя право наций на самоопределение.

К чему дело идет, стало ясно еще в ходе всем памятной пресс-конференции Дмитрия Медведева и Николя Саркози. Российский президент сказал тогда, что Абхазия и Южная Осетия сами дадут "недвусмысленный ответ" на вопрос, хотят ли они оставаться в составе Грузии. Столь же знаковой в этом смысле стала и формулировка последнего из шести принципов урегулирования конфликта. Фразу о начале международного обсуждения вопросов статуса Южной Осетии и Абхазии грузинское руководство сочло неприемлемой. Тогда записали: "Начать международное обсуждение путей прочного, устойчивого обеспечения безопасности Южной Осетии и Абхазии". Что это значит, разъяснил Сергей Лавров: "Конечно же, она (эта фраза. - В.В.) означает, что эти вопросы решать вне контекста статуса невозможно. Они должны рассматриваться именно в статусном ключе".

Официальные обращения с просьбой о признании были быстро подготовлены и переданы в Москву. Вообще с тех пор, как эти квазигосударства, провозгласив себя суверенными, всячески пестуют свою независимость, в Москву было направлено более двух десятков документов с просьбой о признании. Причем устремления Абхазии простирались еще шире. Она просила принять ее в состав Российской Федерации в качестве ассоциированного члена. Это означало бы таможенный и оборонный союз, единую валюту, единое гражданство, но одновременно - самостоятельность во внутренней и внешней политике.

Признанием Абхазии и Южной Осетии Москва решает не одну задачу. Главная из них очевидна: появляется возможность на принципиально ином уровне обосновать российское военное присутствие там. Дело в том, что Тбилиси в одностороннем порядке прекратил действие российского миротворческого мандата, а международным миротворцам население Абхазии и Южной Осетии не доверяет. Признав эти республики, Россия может напрямую, минуя Грузию, заключить межгосударственные соглашения о размещении там своих военных баз.

Как на решение о признании Южной Осетии и Абхазии отреагирует Запад? Оно укрепит российские позиции или ослабит? Первый ответ на эти вопросы даст внеочередной саммит Евросоюза по Грузии, назначенный на 1 сентября. Но и так уже ясно, что широкого признания Южной Осетии и Абхазии ждать не приходится. В аналогичной ситуации Северный Кипр был признан только Турцией.

Вероятно, вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии Москва поставит в Совбезе ООН (даже при том, что эта организация уже не является структурой, в той или иной степени символизирующей общемировую систему принятия политических решений; ООН дискредитировала себя, ее вес крайне незначителен). Результат предсказуем. Конечно, в мире стало возможным провозглашать независимость стран, игнорируя решения Совбеза ООН. Но после признания Косово Россия по крайней мере получила возможность выстраивать глобальную коалицию из тех стран, которые чувствуют себя незащищенными в таком мире. А вот одностороннее признание Абхазии и Южной Осетии грозит России изоляцией. Против нее начнут выстраивать коалицию страны, для которых нормы международного права незыблемы (для кого-то, впрочем, эти нормы имеют двойной стандарт: самый яркий тому пример - признание Косово целым рядом государств). А кто вступит в коалицию с Россией?

Решение, принятое Москвой, конечно же, не идеально. Идеальных решений в таких ситуациях не бывает. Страстная апелляция к международным нормам (а они, как известно, иезуитски двояки: с одной стороны, принцип незыблемости государственных границ, с другой - право наций на самоопределение) тут уже не имеет значения.

На широкую поддержку своей инициативы Россия не рассчитывает. Просто делает то, от чего воздержаться уже не считает возможным. Официальное признание ею Абхазии и Южной Осетии - это выполнение моральных и политических обязательств перед ними. Не больше и не меньше.

Тринадцать лет назад, 26 августа, российское телевидение, а затем и все мировые СМИ передали важную новость — руководство РФ признало государственную независимость республик Южная Осетия и Абхазия. В Южной Осетии не верили, что когда-нибудь обстоятельства сложатся так, что Россия признает суверенитет нашей страны.


Это после нашлись люди, которые на голубом глазу заверяли, что они всегда это знали и даже где-то в кулуарах всегда говорили об этом. Но не это важно. Главное — мечта южной части осетинского народа сбылась. Мы не только получили независимость от Грузии, но и смогли воссоздать свою государственность, утраченную в XIV веке.

Дорогу осилит идущий

26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев, учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями устава ООН, Декларацией 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским заключительным актом ОБСЕ 1975 г., другими основополагающими международными документами, подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.

Выступление Медведева длилось всего несколько минут, но стало кульминацией борьбы южных осетин за свой государственный суверенитет. Борьбы, которая растянулась на века.

Каждый раз, когда на юге Осетии пытались реализовать свое право на свободу и независимость, грузинские власти, вне зависимости от того, какую общественно-политическую формацию они представляли, организовывали карательные экспедиции и политические репрессии. В этом были едины и картлийские цари, и грузинские князья, и большевистские бонзы, и псевдодемократы-националисты.

В феврале 1921 года было свергнуто так называемое меньшевистское правительство Грузии и в регионе была установлена советская власть. В Цхинвале полагали, что теперь будет реализован ленинский принцип равенства всех народов. Но не получилось. 21 мая 1921 года состоялось заседание Закавказского революционного комитета, на котором, в частности, рассматривалось новое национально-территориальное устройство края. На заседании была одобрена Декларация о независимости Абхазской ССР, а Южной Осетии была предложена… автономия в форме автономной области с правами республики. При этом национальные территории были существенно сокращены.

Новая возможность для политического самоопределения возникла лишь спустя семьдесят лет, когда распалась Советская империя. При этом путь к национальному суверенитету был постепенным и определен несколькими этапами.

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику в составе СССР. Была принята Декларация о суверенитете. Чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.

19 января 1992 года прошел референдум по двум вопросам: Согласны ли вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? Согласны ли вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 20 сентября 1991 года о воссоединении с Россией? Более 98% участников плебисцита ответили положительно на оба вопроса.

На основании результатов голосования 29 мая 1992 года Верховный совет Республики Южная Осетия принял Акт о Государственной независимости Республики Южная Осетия — воля народа была исполнена.

В марте 2006 года от Южной Осетии в Конституционный суд РФ поступило заявление с просьбой о присоединении к Российской Федерации. 15 августа 2006 года Республика начинает выдавать собственные паспорта.

12 ноября 2006 года одновременно с выборами президента проходит референдум, на котором 99% проголосовавших жителей Южной Осетии высказались за независимость страны (явка избирателей составила 95,2%).

6 декабря Госдума РФ заявила, что намерена поддержать стремление к независимости Абхазии и Южной Осетии. Поводом для этого стали: референдум о независимости 12 ноября 2006 года и обращение парламентов РЮО и Абхазии к президенту России и Федеральному собранию РФ о признании независимости и установлении ассоциированных отношений с Россией.

Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что Косово не может быть прецедентом для Южной Осетии и Абхазии.

Поддержка России

4 марта 2008 года парламент Южной Осетии обратился к генеральному секретарю ООН, президенту, Совету Федерации и Госдуме России, а также к главам государств и парламентов СНГ и стран Евросоюза с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия.

Государственная дума России была намерена рекомендовать исполнительной власти РФ рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на территории непризнанных республик Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. В случае вступления Грузии в НАТО, Совет Федерации России ратовал за признание независимости Абхазии и Южной Осетии.

17 марта комитет Госдумы по делам СНГ предложил правительству РФ определить процедуру признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Депутаты Госдумы 21 марта приняли заявление, где предложили президенту и правительству рассмотреть вопрос о целесообразности признания Абхазии и Южной Осетии. Проект заявления, в котором предлагалось предпринять указанные шаги, был распространен перед началом пленарного заседания по проблеме статуса непризнанных государств. Депутаты приняли такое решение, изучив обращение руководства двух непризнанных республик.

16 апреля 2008 года президент России Владимир Путин дал поручения правительству оказать предметную поддержку проживающим в Абхазии и Южной Осетии российским гражданам.

В августе 2008 г. после завершения военной фазы грузино-осетинского конфликта Южная Осетия и Абхазия обратились к России с просьбой признать их независимость от Грузии. Обе палаты Федерального собрания РФ 25 августа 2008 г. приняли обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву с предложением признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

26 августа 2008 года Дмитрий Медведев объявил о признании Российской Федерацией государственности РЮО. 9 сентября между нашими странами были установлены дипломатические отношения.

Торжество справедливости

Будем откровенны, несмотря на общий дружественный к Цхинвалу настрой в Кремле, Россия не планировала признание независимости РЮО и Абхазии. Как вспоминает глава МИД РФ Сергей Лавров, до начала агрессии Грузии против Южной Осетии Россия не ставила перед собой цели признания независимости молодых государств.

Однако, напомнил он, после того как президент Грузии Михаил Саакашвили отказался соблюдать условия договора Медведева — Саркози, предписывающего сторонам соблюдать перемирие и, главное, начать международные дискуссии по определению статуса Южной Осетии и Абхазии, у России не оставалось иного пути обеспечить безопасность населения республик, кроме признания их независимости.

Решение 26 августа 2008 года далось российскому руководству непросто. Накануне десятой годовщины агрессии Грузии против Южной Осетии глава правительства России Дмитрий Медведев, занимавший в 2008 году пост президента РФ, рассказал о том, как принималось решение о признании независимости двух молодых республик.

По его словам, руководство России, принимая это решение, прежде всего, исходило из интересов обеспечения мира и стабильности в регионе.

Владимир Путин обратил внимание и на тот факт, что международная правосубъектность Абхазии и Южной Осетии наступает с момента их признания хотя бы одним из субъектов международных отношений. Он также пояснил, что признание со стороны России нужно было только для того, чтобы легализовать усилия по поддержанию мира в регионе.

Действительно, в условиях, когда даже после поражения в войне грузинское руководство не оставляло попыток реванша, признание югоосетинской и абхазской государственности стало единственно возможным средством обезопасить абхазский и осетинский народы от угрозы смертельной опасности.

Решение руководства России о признании государственности Южной Осетии и Абхазии — это следствие не эмоций, а результат прагматичного и системного анализа всех обстоятельств, в том числе и долгосрочного стратегического характера.

Читайте также: