Известно что паспортный возраст и возраст актуального развития

Обновлено: 28.06.2024

В рамках учебника следует определить периоды, которые пред­ставляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах. Мы будем ориентироваться на следующую воз­растную периодизацию:

Младенчество (от 0 до 12-14 мес).

Ранний возраст (1 до 3 лет).

Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет).

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).

II. Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет).

Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.

Прежде чем мы перейдем к описанию возрастных особенностей психического развития, следует обсудить все составляющие, опреде­ляющие это развитие: условия и предпосылки психического развития, а также значение внутренней позиции самого развивающегося челове­ка. В этом же разделе следует специально рассмотреть двойную при­роду человека как социальной единицы и уникальной личности, а также механизмы, определяющие развитие психики и собственно лич­ности человека.

§ 1. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Исторически обусловленные реальности существования человека.

Условием развития человека помимо реальности самой Природы яв­ляется созданная им реальность культуры. Для понимания законо­мерностей психического развития человека следует определить про­странство человеческой культуры.

Под культурой обычно понимают совокупность достижений обще­ства в его материальном и духовном развитии, используемых общест­вом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исто­рический момент. Культура - явление коллективное, исторически обу­словленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме.

Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее ма­териальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.

Возрастная психология как наука, анализирующая условия разви­тия человека на разных этапах онтогенеза, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии.

Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следую­щим образом: 1) реальность предметного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального пространства; 4) при­родная реальность. Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию лю­дей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.

В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в про­странство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной сто­роны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой -выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни.

Обратимся к более подробному обсуждению исторически обусловлен­ных реальностей существования человека и деятельностей, определяю­щих характер вхождения человека в эти реальности, его развитие и бытие.

7. Реальность предметного мира. Предмет или вещь 7 в сознании че­ловека есть единица, часть сущего, все то, что обладает совокупно­стью свойств, занимает объем в пространстве и находится в отноше­нии с другими единицами сущего. Мы будем рассматривать матери­альный предметный мир, обладающий относительной независимо­стью и устойчивостью существования. В реальность предметного ми­ра входят предметы природы и рукотворные предметы, которые чело­век создал в процессе своего исторического развития. Но человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (ору­дия труда и предметы для иного назначения), он сформировал систему отношений к предмету. Эти отношения к предмету отражены в языке, мифологии, философии и в поведении человека.

В обыденном сознании людей предметы, вещи существуют априо­ри - как данность, как явления природы и как составная часть культуры.

Весь природный и рукотворный мир в процессе развития человече­ства обретал антропоморфические черты благодаря развитию в ре­альности социального пространства необходимого механизма, опре­деляющего бытие человека среди других людей, - идентификации.

Антропоморфизм реализуется в мифах о происхождении солнца (солярные мифы), месяца, луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), вселенной (космогонические мифы) и человека (антрополо­гические мифы). Существуют мифы о перевоплощениях одного суще­ства в другое: о происхождении животных от людей или людей от животных. Представления о закономерных предках были широко распространены в мире. У народностей Севера, например, эти пред­ставления присутствуют в их самосознании и сегодня. Мифы о пре­вращении людей в животных, в растения и предметы известны много­численным народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве. Не менее из­вестен библейский миф о превращении женщины в соляной столб.

В категорию предметов, с которыми идентифицируется человек, подпадают природные и рукотворные предметы, им придается значе­ние тотема - предмета, находящегося в сверхъестественном родстве с группой людей (родом или семьей) 11 . Сюда могут быть отнесены рас­тения, животные, а также неодушевленные предметы (черепа тотем­ных животных - медведя, моржа, а также ворона, камни, части засох­ших растений).

За последние 30–40 лет у новорожденных детей средняя длина тела увеличилась на 0,5–1 см и масса тела – на 100–150 г. В возрасте 1 года дети стали в среднем длиннее на 5 см и тяжелее на 1,5–2 кг, чем 50–75 лет назад.

Весьма объемное исследование, охватившее детей в возрасте 5–7 лет, было выполнено в различных странах (Северной Америке, Англии, Швеции, Польше) за длительный период времени – с 1800 до 1950 г. Оказалось, что дети этого возраста За каждое десятилетие в среднем увеличивались на 1,5 см в длину и на 0,5 кг массы тела.

Рис. 49. Эпохальная акселерация.

Рис. 49. Эпохальная акселерация.

Рост юношей 19 лет – швейцарцев и японцев в 1910 и 1962 гг. (по: Т. Ishiko, 1973)

Подростки и юноши 14–17 лет Москвы, Ленинграда и Киева в 1960-1970-х годах по сравнению с 1923–1925 годами оказались выше на 10–13 см, тяжелее на 9-11 кг, окружность их груди больше на 4,7 см.

Ускорилось половое созревание, раньше формируются вторичные половые признаки, на 1,5–2 года раньше появляются первые менструации у девочек, отмечаются случаи раннего деторождения (с 8–9 лет).

В настоящее время максимального роста девушки и юноши достигают в 16–19 лет, а 50 лет назад они достигали его к 20–26 годам. У 19-летних юношей в Швейцарии средние значения роста в 1888–1890 годах были 164 см, в 1962 г. – 173 см; в Японии эти показатели в 1910 г. составили 162 см, в 1962 г. – 167 см.

Соответственно раньше формируются и физические качества у подростков, особенно у юных спортсменов. Так, мальчики 14–14,5 лет, специально не занимающиеся спортом, прыгали в длину с места в 1927 г. на 178 см, в 1967 г. – на 191 см; результаты бега на 60 м в этом возрасте составили в 1938 г. 9,19 с, в 1962 г. -8,86 с.

Американские школьники 14-17-летнего возраста в 1963–1964 годах превосходили по силе сверстников, учившихся в той же школе в 1899 г., на 4–5 кг.

По вопросу о причинах эпохальной акселерации нет единого мнения. Считают, что это явление может быть обусловлено усиленным ультрафиолетовым облучением (гелиогенная теория), влиянием на эндокринные железы магнитных волн, возросшей космической радиацией, увеличением потребления белков (алиментарная теория), повышенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей (нутригенная теория), ростом количества получаемой информации, особенно в условиях городской жизни. Предполагают, что природные факторы могут вызывать периодические изменения в генетике человека, обусловливая эпохальные вспышки акселерации.

В результате акселерации изменяются стандарты мебели, одежды, обуви, пересматриваются сроки начала обучения в школе и начала спортивной специализации, режимы труда и отдыха детей. Обучение в школе начинается в настоящее время с 6–7 лет, а не с 8 лет, как в начальные десятилетия XX века. Значительно раньше во многих случаях начинаются занятия физической культурой и спортом: плаванием с первых дней жизни; фигурным катанием, гимнастикой – с 3–4 лет; теннисом – с 5–6 лет; баскетболом – с 6–7 лет.

Однако увлекаться этим нельзя, так как на общем фоне эпохальной акселерации существуют огромные индивидуальные различия в темпах созревания организма. В связи с этим, наряду с понятием эпохальной акселерации как общебиологического явления, существует и понятие об индивидуальной или внутригрупповой акселерации, т. е. явлении ускорения развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Реальный уровень развития организма человека не всегда соответствует его хронологическому или паспортному возрасту, т. е. количеству прожитых лет. Возникло понятие – биологический возраст, отражающее реальное состояние развития органов и систем организма в онтогенезе.

Биологический возраст определяют по общим размерам тела, темпам прорезывания молочных зубов и их замены на постоянные (зубной возраст), по степени зрелости костной системы (костный возраст) и по показателям развития вторичных половых признаков, выраженность которых оценивается в баллах.

При определении баллов полового развития для мальчиков отмечают степень оволосения лобка (Pubis), оволосения подмышечных впадин (Axillaris), оволосения лица (Facies), увеличение щитовидного хряща гортани – кадыка (Larinx) и изменение тембра голоса (Vox). Для девочек отмечают степень оволосения лобка, развитие волос в подмышечной впадине (Axillaris), развитие молочной железы (Mamma) и становление менструальной функции (Menses). Косвенным показателем биологического возраста является так называемый филиппинский тест. Он становится положительным в среднем около 5–6 лет, когда пальцами правой руки, положенной на голову при вертикальном ее поддержании, дети перекрывают левую ушную раковину.

По степени соотношения биологического и паспортного возраста различают акселератов (или акселерантов) – детей и подростков с ускоренным развитием, когда биологический возраст опережает паспортный; медиантов – соответствующих паспортному возрасту, и ретардантов – отстающих в развитии от паспортного возраста. В среднем около 13–20 % от общего количества детей, относящихся к данному возрасту, представляют собой акселератов. Столько же примерно детей относится к ретардантам. Основную же массу составляют медианты.

Для акселератов характерны более высокий рост, большая мышечная сила и объем сердца, более высокие значения жизненной емкости легких, более длительная задержка дыхания, более раннее половое созревание и ускоренное психическое развитие. У детей и подростков, опережающих по росту и развитию своих сверстников, отмечаются ускоренные темпы формирования физических качеств. Они имеют преимущество при занятиях баскетболом, волейболом, теннисом, греблей, плаванием.

Для ретардантов характерно отставание в половом созревании и уменьшение доли жирового компонента тела. Замедленный рост длины и массы тела у детей-ретардантов создают им преимущество в развитии относительной силы и прыгучести. Благодаря меньшему весу и большей гибкости девочки-ретардантки предпочтительны в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании.

В настоящее время считают, что очень часто рост и развитие у акселератов заканчиваются раньше, а у ретардантов продолжаются значительно дольше. В результате конечная длина тела во взрослом состоянии у ретардантов может оказаться больше, чем у акселератов.

Более медленное созревание мозга также приводит к лучшему его развитию и более высоким умственным способностям. Показано, что у спортсменов сердце растет медленнее и достигает большего объема и большей мощности сердечной мышцы, чем у нетренированных сверстников.

В рамках учебника следует определить периоды, которые пред­ставляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах. Мы будем ориентироваться на следующую воз­растную периодизацию:

Младенчество (от 0 до 12-14 мес).

Ранний возраст (1 до 3 лет).

Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет).

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).

II. Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет).

Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.

Прежде чем мы перейдем к описанию возрастных особенностей психического развития, следует обсудить все составляющие, опреде­ляющие это развитие: условия и предпосылки психического развития, а также значение внутренней позиции самого развивающегося челове­ка. В этом же разделе следует специально рассмотреть двойную при­роду человека как социальной единицы и уникальной личности, а также механизмы, определяющие развитие психики и собственно лич­ности человека.

§ 1. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Исторически обусловленные реальности существования человека.

Условием развития человека помимо реальности самой Природы яв­ляется созданная им реальность культуры. Для понимания законо­мерностей психического развития человека следует определить про­странство человеческой культуры.

Под культурой обычно понимают совокупность достижений обще­ства в его материальном и духовном развитии, используемых общест­вом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исто­рический момент. Культура - явление коллективное, исторически обу­словленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме.

Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее ма­териальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.

Возрастная психология как наука, анализирующая условия разви­тия человека на разных этапах онтогенеза, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии.

Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следую­щим образом: 1) реальность предметного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального пространства; 4) при­родная реальность. Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию лю­дей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.

В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в про­странство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной сто­роны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой -выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни.

Обратимся к более подробному обсуждению исторически обусловлен­ных реальностей существования человека и деятельностей, определяю­щих характер вхождения человека в эти реальности, его развитие и бытие.

7. Реальность предметного мира. Предмет или вещь 7 в сознании че­ловека есть единица, часть сущего, все то, что обладает совокупно­стью свойств, занимает объем в пространстве и находится в отноше­нии с другими единицами сущего. Мы будем рассматривать матери­альный предметный мир, обладающий относительной независимо­стью и устойчивостью существования. В реальность предметного ми­ра входят предметы природы и рукотворные предметы, которые чело­век создал в процессе своего исторического развития. Но человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (ору­дия труда и предметы для иного назначения), он сформировал систему отношений к предмету. Эти отношения к предмету отражены в языке, мифологии, философии и в поведении человека.

В обыденном сознании людей предметы, вещи существуют априо­ри - как данность, как явления природы и как составная часть культуры.

Весь природный и рукотворный мир в процессе развития человече­ства обретал антропоморфические черты благодаря развитию в ре­альности социального пространства необходимого механизма, опре­деляющего бытие человека среди других людей, - идентификации.

Антропоморфизм реализуется в мифах о происхождении солнца (солярные мифы), месяца, луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), вселенной (космогонические мифы) и человека (антрополо­гические мифы). Существуют мифы о перевоплощениях одного суще­ства в другое: о происхождении животных от людей или людей от животных. Представления о закономерных предках были широко распространены в мире. У народностей Севера, например, эти пред­ставления присутствуют в их самосознании и сегодня. Мифы о пре­вращении людей в животных, в растения и предметы известны много­численным народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве. Не менее из­вестен библейский миф о превращении женщины в соляной столб.

В категорию предметов, с которыми идентифицируется человек, подпадают природные и рукотворные предметы, им придается значе­ние тотема - предмета, находящегося в сверхъестественном родстве с группой людей (родом или семьей) 11 . Сюда могут быть отнесены рас­тения, животные, а также неодушевленные предметы (черепа тотем­ных животных - медведя, моржа, а также ворона, камни, части засох­ших растений).

Психология развития и возрастная психология.Тест

Психология развития и возрастная психология.Тест Синергия 2021г
Сдано на 80 баллов в 2021г. Верно 24 из 30 вопросов. Скриншот с отметкой прилагается к работе. Ответы выделены цветом в Worde.

После покупки Вы получите файл с ответами на вопросы которые указаны ниже:

Ведущий вид деятельности – это …
деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности потребность самого ребенка,внешние стимулы деятельности и общения
деятельность, определяющая наибольшие успехи в развитии познавательных процессов ребенка
сложный процесс, протекающий в определенных условиях среды и имеющий ступени и свои закономерности

Сенситивным периодом развития речи является возраст …
1 года
5 лет
3 лет
6–7 лет

Кризисные и стабильные периоды, по Л.С. Выготскому, …
чередуются
не чередуются
некоторые чередуются, а некоторые нет

Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются зоной … развития
актуального
ближайшего
перспективного

К разрушительным явлениям в пожилом и старческом возрасте следует отнести …
профессиональную и интеллектуальную активность
физическую нагрузку
уход от активной трудовой деятельности, уход человека в себя
отсутствие четкого жизненного ритма, сужение сферы общения

Наибольшие изменения в интеллектуальных функциях взрослого человека происходят в …
18–25 лет
26–29 лет
30–33 года
40–45 лет

Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является …
похвала родителей
желание получить хорошую оценку
притязание на признание среди подростков

… – это простейшая первичная форма самосознания
Узнавание себя в зеркале
Самооценка
Автономная речь

Учебная деятельность – это …
вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом
сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирования умений и навыков, мыслительных способностей
деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов

К биологическим факторам развития ребенка следует отнести …
деятельность ребенка с предметом
человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств; физические признаки, общие для всех людей (прямолинейная походка, рука как орган познания и воздействия на окружающий мир, речедвигательный аппарат, биологические потребности в пище, тепле и т.д.)
общение ребенка со взрослыми
социальную ситуацию развития в виде аффективного отношения ребенка к среде
потребности, мотивации, т.е. активность самого ребенка
анатомические и физиологические особенности нервной системы, органов чувств головного мозга, на основе которых формируются и том числе интеллектуальные, интеллектуальная активность и развиваются человеческие свойства и способности, в саморегуляция (задатки)
условия жизни и деятельности

Возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности – это характерно для кризиса …
пубертатного (подросткового) возраста
7 лет
3 лет

Дополнительная информация

. - это метод который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств ЛИЧНОСТИ ОТ внешних и внутренних условий
Наблюдение
Опрос
Тестирование
Эксперимент

В младшем школьном возрасте происходит переход от … вида мышления к абстрактно-логическому
теоретического
наглядно-образного
наглядно-действенного

Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как …
умение брать на себя ответственность, принимать решения
формирование системы социальных ролей
стремление к власти и организаторские способности
сформированный индивидуальный жизненный стиль

В результате кризиса … возникает такое новообразование, как появление автономной речи
3 лет
2 лет
7 лет
1 года

Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают …
безусловные рефлексы
слуховые анализаторы
условные рефлексы

Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их, называется …
сюжетно-ролевой игрой
учебной деятельностью
конструированием трудом

К социальным факторам развития ребенка относят …
деятельность ребенка с предметом
потребности и мотивации, т.е. активность самого ребенка
условия жизни и деятельности
внешние стимулы деятельности и общения
Кризис возраста зрелости связан с …
отсутствием четкого жизненного ритма, сужением сферы общения, уходом от активной трудовой деятельности
очень серьезными половозрастные изменениями, во многом предопределяющими стрессовые состояния
кризисом идентичности, уходом из родительской семьи детей
нарастанием противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека

… позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития
Возрастная психология
Возрастная периодизация
Детская психология

Первым в процессе развития человека появляется… мышление
наглядно-образное
теоретическое
наглядно-действенное
словесно-логическое

… – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Игровая деятельность
Учебная деятельность
Общение

Новообразованием в младшем школьном возрасте является …
возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания
развитие произвольности психических процессов и поведения, а также компетентность
сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи

Психологические исследования, проводимые на основе изучения жизненного пути человека, его родителей и родственников, изучения значимых для них личностных ценностей с целью прогнозирования возможностей будущего развития, – это …
генетический метод
метод проб и ошибок
биографический метод
интроспекция

… – это основная характеристика личности в период взрослости (25 – 30 – 40 – 45 лет)
Негативизм
Генеративность
Потребность в интимно-личностном общении
Результативный момент деятельности

Изучение проблемы психологической готовности детей к школе с позиции рассмотрения возрастного психологического новообразования кризиса семи лет показало, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляются новые формы общения с окружающими, к основным чертам которых можно отнести …
детерминированность на контексте ситуации общения
детерминированность на самой ситуации общения
потребность в общении со сверстниками
произвольность

Сленг в подростковом возрасте придает эффект усиления чувства … тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы
доверия
дружбы
сплоченности

Читайте также: