Изменится ли решение данной задачи при условии что расследование будет проведено в форме дознания

Обновлено: 25.06.2024

А.Предварительное расследование рассматривается в трех аспектах:

-как вид правоохранительной деятельности

- как самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой строго регламентированную уголовно – процессуальным законом совокупность следственных действий по собиранию, закреплению и оценке доказательств, преследующая цель воссоздания истинной картины преступления, установления виновных лиц и обеспечение условий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.

-как досудебная уголовно-процессуальная стадия расследования преступлений.

Б.Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на раскрытие и пресечение преступлений путем установления состава преступления, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к его совершению.

В. Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.

2. Ответьте на вопросы:

1. В каких правовых формах расследуются преступления?

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

1. В каких органах созданы следственные подразделения?

Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности.

В каждом административно-территориальном органе внутренних дел, органе федеральной службы безопасности, прокуратуры имеется следственное отделение (отдел, управление, группа следователей) или хотя бы один следователь. В нижестоящих учреждениях (для органов внутренних дел, к примеру, в районных и городских органах внутренних дел) все следователи занимаются расследованием преступлений. Если штат следственного подразделения позволяет, они специализируются на конкретных уголовных делах (раскрытых и нераскрытых преступлениях, уголовных делах о преступлениях несовершеннолетних, хозяйственных преступлениях). Подобная специализация имеет место и в следственной части следственного подразделения органа внутренних дел субъекта РФ. Однако на этом уровне помимо следственных частей создаются контрольно-методические отделы (отделения, управления), которые занимаются контролем за соблюдением законности уголовно-процессуальной деятельности нижестоящих следственных подразделений. Аналогична структура Следственного комитета МВД РФ и территориальных следственных подразделений ФСБ РФ, прокуратуры.

3. Какими правам обладает следователь?

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим УПК РФ;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим УПК РФ.

4. Какие органы относятся к органам дознания?

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или 5) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

- дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью 1 статьи 322 и частью 1 статьи 323 Уголовного кодекса РФ

- дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.2, частью 1 статьи 230, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 232, статьей 233 и частями 1 и 4 статьи 234 Уголовного кодекса РФ.

5. По каким двум видам дел проводится дознание?

Дознание – один из видов предварительного расследования, осуществляемый органами дознания.

Существует два вида дознания:

1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. По данной категории уголовных дел орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору для дальнейшей передачи его по подследственности.После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).

2) по уголовным делам, по которымпредварительное следствие не обязательно(возбуждаются только в отношении конкретных лиц). По этой категории уголовных дел органы дознания производят предварительное расследование в форме дознания в полном объеме, начиная с принятия дознавателем уголовного дела к своему производству и до направления этого дела прокурору с обвинительным актом.

6. Какие органы могут возбуждать уголовное дело и осуществлять производство неотложных следственных действий?

В соответствии со ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия производятся органами дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.

Часть 3 ст. 40 УПК РФ закрепляет основания, при наличии которых производство дознания в виде неотложных следственных действий возлагается на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений вне зависимости обязательно ли по совершенному преступлению производство предварительного следствия или нет.

Следователи, дознаватели в случаях, не терпящих отлагательства, производят неотложные следственные действий при передаче дела по подследственности (ст. 152 УПК РФ).

Задание по курсу.


Рисунок 2. Структура Министерства юстиции РФ

2. Проанализируйте статистические данные о деятельности министерства за 6 месяцев текущего и предшествующего годов. К каким выводам Вы пришли?

Ответ

Задачи

Задача 1.

Оцените действия Хворостова с позиции законодательства РФ о нотариате.

Решение

Задача 2.

Воробьева обратилась к начальнику областного управления юстиции с жалобой на решение районного суда. Начальник управления юстиции, затребовав из суда гражданское дело Воробьевой и ознакомившись с ним, пришел к заключению, что решение суда не соответствует требованиям закона. В связи с чем им было направлено в судебную коллегию по гражданским делам областного суда представление с просьбой об отмене данного решения.

Оцените действия начальника отдела юстиции.

Решение

Начальник областного управления юстиции не имеет права осуществлять контроль за районным судом.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, основными задачами которого являются:

обеспечение в пределах своих полномочий реализации Министерством государственной политикив установленной сфере деятельности;

обеспечение единства правового пространства Российской Федерации;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты и свобод человека и гражданина;

осуществление деятельности в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью;

осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
осуществление контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечение в установленном порядкереализации Министерством функции координации и контроля подведомственных Минюсту России федеральных служб.

Подача жалобы в порядке подчиненности называют административным порядком обжалования, подача жалобы в суд – судебным порядком обжалования.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Задача 3.

В ходе прокурорской проверки деятельности одной из общественных организаций было установлено, что здесь созданы реальные условия, способствующие совершению преступлений. Одновременно стали известны точные данные, свидетельствующие, что в отношении некоторых членов организации со стороны ее руководства осуществляются действия, имеющие характер преступления.

Определите, какие акты прокурорского реагирования должны быть применимы в данном случае.

Решение

В соответствии со ст.25.1 в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

А, так же в соответствии с п.2 ст. 27 при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Задача 4.

Помощник районного прокурора во время внеслужебного посещения одного из отделений милиции заподозрил, что некоторые лица здесь подвергнуты задержанию без законных на то оснований. Он потребовал от начальства отделения предоставить ему для ознакомления документы, на основании которых эти лица были задержаны.

Дайте заключение, в какой мере помощник районного прокурора уполномочен на такие действия.

Решение

Список использованной литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12. 2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 10.12.2014).// Парламентская газета, № 241-242, 22.12.2001.

2. Викут М.А. О процессуальных формах участия прокурора в судопроизводстве.// Вестник СГАП, № 1, 2010.

3. Винокуров А.Ю. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве.// Законодательство и экономика, № 1, 2011.

4. Гадиятова М. Защита прокурором частных интересов в уголовном судопроизводстве.// Законность, № 11, 2012.

5. Гадиятова М.В. Участие прокурора в рассмотрении дел судами: Дис. . канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2011.

6. Гришин А.В. Защита прокурором в уголовном судопроизводстве прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. – М.: Академия, 2010.

7. Грось Л.А. Анализируем практику участия прокурора в суде общей юрисдикции.// Арбитражный и гражданский процесс, № 4, 2012.

8. Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры.// Российский юридический журнал, № 1, 2011.

9. Казарина А.Х. Защита прокурором публичного интереса в суде. // Функции прокуратуры вне рамок уголовного преследования: вопросы теории и практики. (Сборник материалов III Международного семинара с участием экспертов Совета Европы, 22–23 сентября 2011 г.) / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: НИИ укрепления законности и правопорядка, 2012.

10. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности). М.: Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ, 2010.

9.1. Общие условия предварительного расследования. Сроки дознания и предварительного следствия

Задача 1. Бабушкин был задержан по подозрению в совершении убийства.

В ходе производства дальнейших следственных действий по данному уголовному делу были собраны доказательства, свидетельствующие о совершении им еще нескольких преступлений, а именно: двух разбойных нападений и незаконном хранении наркотического средства.

В какой форме должно проводиться расследование по данному уголовному делу?

Какова ведомственная подследственность данного уголовного дела?

Каким образом определяется подследственность уголовного дела в том случае, если в одном производстве расследуется сразу несколько эпизодов преступной деятельности, относящихся к ведению разных органов дознания или предварительного следствия?

Предварительное расследование обстоятельств уголовного дела осуществляется с учетом всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств как обосновывающих виновность обвиняемого, так и оправдывающих его, а также смягчающих и отягчающих его ответственность.

Ведомственная подследственность закреплена в ст.151 УПК РФ в которой определяется что предварительное следствие по уголовному делу, предусмотренному ст.105 УК РФ "Убийство" производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, по ст.162 УК РФ "Разбой" предварительное следствие производится следователями ОВД РФ, по ст.228 ч.1 предварительное следствие производится дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Формы предварительного расследования определены в ст.150 УПК РФ. В соответствии с данной статьей уголовные дела, предусмотренные ст.105, и 162 УК РФ будут производиться в форме предварительного следствия, а уголовное дело, предусмотренное ст.228 УК РФ в форме дознания.

Подследственность уголовного дела в том случае, если в одном производстве расследуется сразу несколько эпизодов преступной деятельности, относящихся к ведению разных органов дознания или предварительного следствия, определяется в соответствии со ст.153 УПК РФ. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях подследственных разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности ч.3 ст.153.

Задача 2. Восемнадцатилетние Беседин и Горелов совершили хулиганство, а именно, находясь в нетрезвом состоянии, угрожая ножом выходцу с Северного Кавказа, написали у него на лбу оскорбительные слова националистического содержания.

При задержании Беседин сообщил сотрудникам полиции, что он успешно сдал вступительные экзамены в высшее учебное заведение Министерства обороны РФ. В настоящее время отпущен домой и ждет приказа о зачислении, поэтому требует передачи его дела в военно-следственные органы Следственного комитета РФ.

Определите ведомственную подследственность данного уголовного дела.

На какие категории лиц распространяются правила о персональной подследственности уголовного дела?

Каким образом определяется подследственность уголовного дела в том случае, если уголовное преследование осуществляется в отношении нескольких лиц, отнесенных по персональному признаку к компетенции различных органов предварительного следствия?

В чистом виде часть 1 ст. 213 УК подследственная дознанию, а часть 2 ст. 213 - следователям милиции. Если эта статья идет в совокупности с другими преступлениями или субъектом является военнослужащий, работник милиции и т. п., то подследственность соответственно может измениться. Скажем, в отношении работника милиции, депутата, адвоката дело по этой статье будет расследоваться следователем СК РФ.

Задача 3. При осмотре места происшествия следователь, не желая заниматься данным уголовным делом, незаметно для окружающих кинул возле входной двери солдатскую пилотку. Затем он сымитировал ее обнаружение и зафиксировал данный факт в протоколе. Докладывая о результатах начального этапа расследования своему начальнику, он отметил, что преступление скорее всего совершено солдатами-срочниками, поэтому все материалы необходимо передать по подследственности для дальнейшего производства в военно-следственные органы Следственного комитета РФ. Руководитель следственного органа согласился с доводами следователя.

Позднее подозреваемые были установлены, следователь изобличен в совершении содеянного и привлечен к ответственности, а уголовное дело возвращено военно-следственными органами обратно в следственный отдел при районном ОВД.

Должны ли быть в данном случае признаны незаконными результаты тех следственных действий, которые проводились по уголовному делу военно-следственными органами Следственного комитета РФ?

В компетенции какого должностного лица находится решение о передаче уголовного дела по подследственности из следственного отдела при ОВД в военно-следственные органы и наоборот?

Какой прокурор — территориальный или военный — должен в данном случае разрешать споры о подследственности?

Когда следователем нарушены требования закона о подследственности.

Четкое урегулирование вопросов о подследственности уголовных дел способствует укреплению законности при расследовании преступлении.

Типичным нарушением требования закона о подследственности является получение доказательства каким-либо следователем по делу, не относящемуся к подследственности органа, сотрудником которого он является

В ходе расследования уголовного дела, такие критерии подследственности уголовного дела, как предметная и территориальная, могут измениться, в том числе, в связи с изменением обвинения, выделения уголовного дела, соединения уголовных дел и пр. В этих случаях, руководитель следственного органа, прокурор принимают решение о передаче уголовного дела по подследственности, руководствуясь положениями ст.ст.151-155 УПК РФ.

Если подследственность уголовного дела изменяется, но, остаётся в компетенции органов расследования одного ведомства (например, МВД РФ), то, соответствующий руководитель следственного органа данного ведомства вправе оставить уголовное дело в производстве того же следователя, передать другому следователю или поручить производство по уголовному делу вышестоящему следственному органу.

Если же с изменением подследственности изменяется компетенция следственного органа, который должен расследовать такие уголовные дела, то, решение о передаче уголовного дела в следственный орган другой ведомственной компетенции принимает прокурор (п.12, ч.2, ст.37 и ч.ч.7,8, ст.151 УПК РФ).

Определите процессуальный статус начальника отдела дознания и оцените законность его действий.

Ответ

В соответствии с ч. 1 ст. 40.1. УПК РФ начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 40.1. УПК РФ начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

Действия начальника отдела дознания законны.

Задание 2. Решите задачу.

Что Вы посещаете?

Супруга находящегося под стражей подозреваемого Петрова заявила дознавателю ходатайство об изменении ее мужу меры пресечения на подписку о невыезде и надлежащем поведении. Дознаватель отказался рассматривать данное ходатайство.

Допустил ли дознаватель нарушение норм УПК РФ?

Дознаватель не нарушил нормы УПК РФ, т.к. в ч.1 ст.119 УПК РФ содержится перечень лиц, имеющих право заявить ходатайство:

Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, представитель администрации организации и иное лицо, права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства, вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, либо представляемых им лица или организации.

Задание 3.Деятельность органов дознания по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие.

Предварительное расследование производится не только в форме предварительного следствия, но и в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК).

Дознание – это уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами с целью установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Действующий закон дознанием именует только форму предварительного расследования, осуществляемую дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК), и где дознанием исчерпывается все расследование по уголовному делу.

Вместе с тем действующее законодательство сохранило и тот вид деятельности органов дознания, при которой они при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия (ст. 157 УПК). По временному признаку этот вид деятельности является началом производства предварительного расследования и по сути первоначальным этапом расследования преступлений, на котором органы дознания проводят оперативно-розыскные и неотложные следственные действия [1].

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания по согласованию с прокурором возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК) [1]. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК) [1].

При установлении признаков преступления, по которому обязательно проведение предварительного следствия, орган дознания после возбуждения уголовного дела должен произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Неотложными следственными действиями закон называет "действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования" (п. 19 ст. 5 УПК) [1].

Неотложными являются такие следственные действия, промедление с производством которых может привести к утрате, порче следов преступления, или затруднит их обнаружение и закрепление, или даст возможность лицу, подозреваемому в совершении преступления, уклониться от следствия и суда. Следовательно, неотложные действия - это те следственные действия, которые проводятся органами дознания незамедлительно, так как промедление в их производстве может привести к отрицательным последствиям, а иногда и исключить возможность раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего. К ним можно отнести: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей и другие действия, незамедлительность проведения которых диктуется обстоятельствами совершенного преступления.

По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания обязан передать дело прокурору. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В случае передачи прокурору уголовного дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК) [1].

При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела дознаватель выносит мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования, установленный ст. 124 и 125 УПК.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд. При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело. Судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя [3].

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, прокурор также вправе отстранять дознавателя от производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства, изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю являются обязательными, обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Что Вы посещаете?

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков [5].

  1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.
  2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.
  3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства. Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.
  4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.
  5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216–218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.

  1. Дознание отличается от предварительного следствия по степени процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. Закон предоставляет следователю больше процессуальной самостоятельности, нежели дознавателю. Следователь вправе возбуждать уголовные дела, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора (п. 2, 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Дознаватель не обладает правом самостоятельного решения вопросов о возбуждении уголовного дела, его приостановлении, возобновлении и прекращении; это право в целом по всем видам дознания принадлежит начальнику органа дознания и прокурору.

В случае несогласия следователя с указаниями или решениями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; объеме обвинения; о направлении дела в суд или его прекращении; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе, приостановив выполнение указаний прокурора, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по данному делу другому следователю (ч. 3 и 4 ст. 38 УПК), который, в свою очередь, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам. Для дознавателя предусмотрено иное положение, согласно которому все указания прокурора и начальника органа дознания, в том числе и по вопросам, перечисленным выше, являются обязательными, а их обжалование не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д. Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.

А.Предварительное расследование рассматривается в трех аспектах:

-как вид правоохранительной деятельности

- как самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой строго регламентированную уголовно – процессуальным законом совокупность следственных действий по собиранию, закреплению и оценке доказательств, преследующая цель воссоздания истинной картины преступления, установления виновных лиц и обеспечение условий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.

-как досудебная уголовно-процессуальная стадия расследования преступлений.

Б.Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на раскрытие и пресечение преступлений путем установления состава преступления, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к его совершению.

В. Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.

2. Ответьте на вопросы:

1. В каких правовых формах расследуются преступления?

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

1. В каких органах созданы следственные подразделения?

Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности.

В каждом административно-территориальном органе внутренних дел, органе федеральной службы безопасности, прокуратуры имеется следственное отделение (отдел, управление, группа следователей) или хотя бы один следователь. В нижестоящих учреждениях (для органов внутренних дел, к примеру, в районных и городских органах внутренних дел) все следователи занимаются расследованием преступлений. Если штат следственного подразделения позволяет, они специализируются на конкретных уголовных делах (раскрытых и нераскрытых преступлениях, уголовных делах о преступлениях несовершеннолетних, хозяйственных преступлениях). Подобная специализация имеет место и в следственной части следственного подразделения органа внутренних дел субъекта РФ. Однако на этом уровне помимо следственных частей создаются контрольно-методические отделы (отделения, управления), которые занимаются контролем за соблюдением законности уголовно-процессуальной деятельности нижестоящих следственных подразделений. Аналогична структура Следственного комитета МВД РФ и территориальных следственных подразделений ФСБ РФ, прокуратуры.

3. Какими правам обладает следователь?

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим УПК РФ;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим УПК РФ.

4. Какие органы относятся к органам дознания?

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или 5) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

- дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью 1 статьи 322 и частью 1 статьи 323 Уголовного кодекса РФ

- дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.2, частью 1 статьи 230, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 232, статьей 233 и частями 1 и 4 статьи 234 Уголовного кодекса РФ.

5. По каким двум видам дел проводится дознание?

Дознание – один из видов предварительного расследования, осуществляемый органами дознания.

Существует два вида дознания:

1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. По данной категории уголовных дел орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору для дальнейшей передачи его по подследственности.После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).

2) по уголовным делам, по которымпредварительное следствие не обязательно(возбуждаются только в отношении конкретных лиц). По этой категории уголовных дел органы дознания производят предварительное расследование в форме дознания в полном объеме, начиная с принятия дознавателем уголовного дела к своему производству и до направления этого дела прокурору с обвинительным актом.

6. Какие органы могут возбуждать уголовное дело и осуществлять производство неотложных следственных действий?

В соответствии со ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия производятся органами дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.

Часть 3 ст. 40 УПК РФ закрепляет основания, при наличии которых производство дознания в виде неотложных следственных действий возлагается на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений вне зависимости обязательно ли по совершенному преступлению производство предварительного следствия или нет.

Следователи, дознаватели в случаях, не терпящих отлагательства, производят неотложные следственные действий при передаче дела по подследственности (ст. 152 УПК РФ).

Задание по курсу.


Рисунок 2. Структура Министерства юстиции РФ

2. Проанализируйте статистические данные о деятельности министерства за 6 месяцев текущего и предшествующего годов. К каким выводам Вы пришли?

Ответ

Задачи

Задача 1.

Оцените действия Хворостова с позиции законодательства РФ о нотариате.

Решение

Задача 2.

Воробьева обратилась к начальнику областного управления юстиции с жалобой на решение районного суда. Начальник управления юстиции, затребовав из суда гражданское дело Воробьевой и ознакомившись с ним, пришел к заключению, что решение суда не соответствует требованиям закона. В связи с чем им было направлено в судебную коллегию по гражданским делам областного суда представление с просьбой об отмене данного решения.

Оцените действия начальника отдела юстиции.

Решение

Начальник областного управления юстиции не имеет права осуществлять контроль за районным судом.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, основными задачами которого являются:

обеспечение в пределах своих полномочий реализации Министерством государственной политикив установленной сфере деятельности;

обеспечение единства правового пространства Российской Федерации;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты и свобод человека и гражданина;

осуществление деятельности в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью;

осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
осуществление контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечение в установленном порядкереализации Министерством функции координации и контроля подведомственных Минюсту России федеральных служб.

Подача жалобы в порядке подчиненности называют административным порядком обжалования, подача жалобы в суд – судебным порядком обжалования.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Задача 3.

В ходе прокурорской проверки деятельности одной из общественных организаций было установлено, что здесь созданы реальные условия, способствующие совершению преступлений. Одновременно стали известны точные данные, свидетельствующие, что в отношении некоторых членов организации со стороны ее руководства осуществляются действия, имеющие характер преступления.

Определите, какие акты прокурорского реагирования должны быть применимы в данном случае.

Решение

В соответствии со ст.25.1 в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

А, так же в соответствии с п.2 ст. 27 при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Задача 4.

Помощник районного прокурора во время внеслужебного посещения одного из отделений милиции заподозрил, что некоторые лица здесь подвергнуты задержанию без законных на то оснований. Он потребовал от начальства отделения предоставить ему для ознакомления документы, на основании которых эти лица были задержаны.

Дайте заключение, в какой мере помощник районного прокурора уполномочен на такие действия.

Решение

Список использованной литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12. 2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 10.12.2014).// Парламентская газета, № 241-242, 22.12.2001.

2. Викут М.А. О процессуальных формах участия прокурора в судопроизводстве.// Вестник СГАП, № 1, 2010.

3. Винокуров А.Ю. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве.// Законодательство и экономика, № 1, 2011.

4. Гадиятова М. Защита прокурором частных интересов в уголовном судопроизводстве.// Законность, № 11, 2012.

5. Гадиятова М.В. Участие прокурора в рассмотрении дел судами: Дис. . канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2011.

6. Гришин А.В. Защита прокурором в уголовном судопроизводстве прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. – М.: Академия, 2010.

7. Грось Л.А. Анализируем практику участия прокурора в суде общей юрисдикции.// Арбитражный и гражданский процесс, № 4, 2012.

8. Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры.// Российский юридический журнал, № 1, 2011.

9. Казарина А.Х. Защита прокурором публичного интереса в суде. // Функции прокуратуры вне рамок уголовного преследования: вопросы теории и практики. (Сборник материалов III Международного семинара с участием экспертов Совета Европы, 22–23 сентября 2011 г.) / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: НИИ укрепления законности и правопорядка, 2012.

10. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности). М.: Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ, 2010.

Читайте также: