Избирательное право как институт непосредственной демократии

Обновлено: 02.07.2024

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Основные институты прямой непосредственной демократии:

2. Выборы - это участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды при помощи голосования представителей для выполнения государственных органов или органов местного самоуправления функций по осуществлению власти.

3. Собрания и сходы граждан - совместное присутствие групп и граждан в определенном месте и определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо проблем и вопросов.

4. Народная правотворческая инициатива - когда население муниципального образования в соответствии с его уставом имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, где проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения.

5. Публичные массовые мероприятия( митинги, демонстрации, уличные шествия, пикетирования) - это организованные или стихийно возникшие собрания групп людей в целях публичного выражения отношения к решениям или действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, привлечения внимания власти к каким-либо проблемам или выражение своих вглядов, настроений и тд.
6.Индивидуальные и коллективные обращения - граждане имеют право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны дать ответ по существу обращения граждан.

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось :

" Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос ( референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик".

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос "Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" В референдуме приняло участие 75.44% граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4% участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день - 17 марта 1991 года - прошел первый Всероссийский референдум о введении поста президента РФ. В нем приняло участие 75,09% граждан России, из них 69,85% поддержало это предложение.

Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин.

Согласно ч.3 ст.3 Конституции высшим непосредственным выражением воли народа является референдум и свободные выборы.

Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов урегулированы ФКЗ от 28 июля 2004 года "О референдуме РФ".

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Институты выборов и референдумов носят во многом сходный характер:

1. Конституция РФ в равной мере защищает избирательные права граждан и право участвовать в референдуме. ( ч.2 ст.32)

2. Выборы и референдумы проводятся по одинаковой организационной основе.

3. У выборов и референдумов совпадают многие процедуры, такие как: образования избирательных участков, составление списков избирателей и тд.

4. Порядок голосования. Вне зависимости от того, насколько быстро и правильно была проведена агитация, подсчет голосов происходит в соответствии с ФКЗ.

Референдум как институт непосредственной демократии:

1. В зависимости от предмета референдума существует:

- конституционный( предметом является внесение изменения в Конституцию, либо принятие нового проекта Конституции)

- законодательный( предмет - принятие законопроекта, имеющего важное государственное значение, а также внесение изменений или отмена действующих законов)

- международно-правовой (проводится для решения вопросов, имеющих международно-правовое значение.Например, вступление в международные организации, ратификация, денонсация)

- административный (проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов).

2. После степени обязательности ( по характеру юридической силы):

- императивный( решения референдума обязательны)

- консультативный( проводится для выяснения мнения населения по тем или иным вопросам, и решения референдума не имеют обязательной силы)

Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.

3. В зависимости от условий, необходимых для их проведения:

- обязательный( проводится по вопросам, прямо предусмотренных в Конституциях и законах)

- факультативный( проводится только при наличии инициативы, определенной законом субъектов)

4. По территории проведения:

- общегосударственный( то есть референдум РФ)

- региональный(проводится в пределах территории субъекта Федерации)

- местный(проводится в пределах административно-территориальных и муниципальных единиц)

5. По времени проведения:

- дозаконодательный( когда на референдум выносится законопроект, который после его одобрения на референдуме, получает силу закона)

- послезаконодательный( проводится в отношении акта, имеющего юридическую силу)

Референдум РФ - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе прямого, равного и избирательного права. Референдум назначает Президент.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1. Не менее чем два миллионам граждан РФ, при этом место жительство не более 50 тысяч граждан должно находиться на территории РФ или за пределами территории РФ;

2. Конституционному Собранию - в случае предусмотренном ч.3 ст.135 Конституции РФ. (Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ);

3. Федеральным органам государственной власти.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Все институты непосредственной демократии можно разделить на имеющие окончательное, общеобязательное значение и имеющие консультативное значение. К первой группе институтов относятся выборы и референдумы.

Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом. Путем выборов формируются парламенты, органы местного самоуправления, избираются главы государств, региональных и местных исполнительных органов власти. Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной системой. Она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и процедуру отзыва депутатов.

Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами. Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

Всеобщее избирательное правоэто право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. В Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели формируют коллегию выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют за кандидата.

Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

Другими принципами, характеризующими избирательное право, являются: свобода выборов и добровольное участие в них, сочетание государственного и негосударственного финансирования, гласность и общественный контроль за проведением выборов, а также альтернативность последних (реальная возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов).

Избирательный процесс представляет собой порядок и основные стадии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

1) назначение выборов (как правило, главой государства);

2) организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;

3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6) предвыборная агитация;

7) процесс голосования по избирательным участкам;

8) подведение итогов голосования;

9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.




При обязательной системе регистрации регистратор обязан позаботиться о том, чтобы каждый имеющий право голоса был внесен в списки для голосования.

Распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи мажоритарной либо пропорциональной системы подсчета голосов.

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается ТОТ кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности . Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования. Однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.

Пропорциональная избирательная системазто способ определения результатов голосования основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата: для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список.

Пример. В выборах участвовало 5 партийных списков. Список партии А получил 126 тыс. голосов, партии Б — 94 тыс., партии В — 88 тыс., партии Г — 65 тыс. и партии Д — 27 тыс. Всего по округу подано 400 тыс. голосов. Округ представлен в парламенте 8 депутатами.

Определяем избирательную квоту. 400 тыс. голосов : 8 мест = 50 тыс. Проводим первое распределение. Список А — 126 тыс. голосов : 50 тыс. = 2 места (остаток 26 тыс. голосов). Список Б — 94 тыс. голосов : 50 тыс. = 1 место (остаток 44 тыс. голосов). Список В — 88 тыс. голосов : 50 тыс. = 1 место (остаток 38 тыс. голосов). Список Г — 65 тыс. голосов : 50 тыс. = 1 место (остаток 15 тыс. голосов). Список Д — 27 тыс. голосов : 50 тыс. = 0 мест (остаток 27 тыс. голосов). Таким образом, после первого распределения мандатов остались незамещенными 3 мандата. В соответствии с методом наибольшего остатка по одному дополнительному мандату получат списки с наибольшим остатком голосов — списки Б, В и Д.

Еще одним институтом прямой демократии является референдум — всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439 г. Референдумы разделяются:

а) по правовой силе результатов на консультативные (решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его — выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким‑либо органом);

б) по содержанию проектов, выносимых на голосование, на конституционные (принятие конституции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и плебисцит (определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);

в) по способу организации на обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным).

Все остальные институты прямой демократии (например, митинги, шествия, пикетирования и д‑р.) имеют консультативное значение.

Наш разговор о выборах будет здесь кратким, мы рассмотрим лишь характер и место данного института в системе непосредствен­ной демократии, поскольку выборам посвящен специальный разд.

Выборы как институт непосредственной демократии используют­ся как способ наделения полномочиями депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц государственной власти или местного са­моуправления — президентов (глав) государств, глав исполнительной власти субъектов федеративного государства, административно-тер­риториальных единиц унитарного государства, глав муниципальных образований.

Выборы являются императивным институтом непосредственной демократии по той причине, что воля избирателей, выраженная на го­лосовании, является обязательной и окончательной, она становится основой для получения мандата депутата или выборного должностно­го лица. Избирательные комиссии или иные органы, организующие выборы, правомочны лишь объявить результаты выборов или при­знать их не состоявшимися при низкой явке избирателей. Эти органы или суды могут признать выборы недействительными из-за серьезных нарушений, допущенных в ходе голосования.

Суть выборов состоит в том, что в выходной день, определенный компетентным органом, избиратели приходят на избирательные уча­стки, получают от избирательной комиссии избирательные бюллете­ни, в которых перечислены: на выборах представительных органов — фамилии кандидатов в депутаты или списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками; на выборах вы­борных должностных лиц — фамилии кандидатов на должность. Из­биратель заполняет в избирательной кабине бюллетени, т. е. ставит какой-либо знак в квадрате напротив фамилии кандидата или списка кандидатов, которым он отдает предпочтение.

Затем избиратель вы­ходит из избирательной кабины и опускает заполненные бюллетени в избирательный ящик, в чем и заключается акт его голосования.

Выборы в России — наиболее динамичные процедуры, они весьма часто подвергаются реформам. Детали будут рассмотрены в соответ­ствующем разделе данного учебного курса. Здесь же в порядке общей информации обратим внимание на следующие наиболее важные мо­менты в развитии избирательной системы в России:

— введение для Государственной Думы сначала сочетания выбо­ров по избирательным округам и спискам избирательных объедине­ний, далее переход к выборам только по спискам политических пар­тий, однако в перспективе снова возможно возвращение к сочетанию выборов по спискам и избирательным округам; переход на уровне за­конодательных органов субъектов РФ к избранию не менее 50% депу­татов по спискам политических партий, однако снижение новеллой от 2 ноября 2013 г. этой планки — не менее 25%; линия на партийное выдвижение кандидатов на муниципальных выборах;;

— отмена избирательного залога, т. е. денежной суммы, обозна­ченной в законе, которая вносится взамен сбора подписей избирате­лей в поддержку кандидата, списка кандидатов;

— введение 5%-ного барьера для прохождения партий в Государ­ственную Думу и затем повышение его до 7%; в соответствии с редак­цией от 20 октября 2011 г.

— установление вместе с тем требования, что представительный орган, палата не может состоять из депутатов только от одной партии, даже при большом числе полученных этой партией голосов избирате­лей должны быть даны депутатские мандаты депутатам хотя бы еще одной партии;

— расширение ограничений для пассивного избирательного пра­ва, т. е. права быть избранным;

— возможность на местах самим определять день голосования; в связи с этим не проходило и месяца, чтобы в каком-то субъекте РФ не проводились выборы, что создавало большие сложности; с 2005 г. вводятся так называемые единые дни голосования для всей страны — ими стали второе воскресенье марта и октября; в 2012 г. введен лишь один такой единый день голосования — второе воскресенье сентября (конечно, это не касается выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ).

В России на выборах Президента РФ в марте 2008 г. в порядке экс­перимента в некоторых участковых избирательных комиссиях начали применять электронную систему голосования, т. е. избирательные ящики оборудовали электронным считывающим устройством, изби­ратель определенным образом вставляет бюллетень в устройство, оно сразу фиксирует результат голосования, а бюллетень автоматически сохраняется в избирательном ящике.

Это, однако, не исключает по­следующего вскрытия избирательной комиссией избирательного ящика и ручного подсчета результата. Теперь такой порядок получил гораздо более широкое применение.

Начиная с выборов Президента РФ в 2012 г., в помещениях участ­ковых избирательных комиссий, где проводится голосование, стали устанавливать специальные электронные устройства, позволяющие фиксировать, как избиратель подходит к избирательному ящику и опускает в него свой избирательный бюллетень; эта система должна предотвратить так называемое вбрасывание бюллетеней, когда один человек опускает в избирательный ящик несколько бюллетеней или целую их пачку, тем самым фальсифицируя выборы.

В связи с широким развитием Интернета порой предлагается вве­сти голосование на выборах с помощью электронной почты. Отдель­ные эксперименты проводятся, но все-таки охват населения, особен­но старшего поколения, интернет-ресурсами пока не превышает 25%, да и компьютерная грамотность далека от совершенства.

В целом введение всеобщей электронной системы голосования — это пока еще большая проблема как по техническим возможностям и размерам территории страны, так и по доверию к этой системе, по­скольку любой технический (а тем более умышленно вызванный) сбой ставит под сомнение результаты голосования.

В Российской Федерации для всех уровней государственной вла­сти и для уровня местного самоуправления применяются прямые вы­боры с голосованием на избирательных участках.

Читайте также: