Из приговора поместного московского собора о какой реформе идет речь когда она началась

Обновлено: 02.07.2024

1. Прочтите отрывок из грамоты Д. Пожарского от 31 декабря 1612 г. и ответьте, для чего созывались выборные в Москву:

1) создание Уложенной комиссии;

2) выбор новой правящей династии;

3) принятие нового Судебника;

4) решение о войне с Турцией.

2. Прочтите отрывок из произведения известного русского историка В. О. Ключевского. Используя представленную информацию и знания по истории, назовите не менее трех причин Смутного времени:

«…Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием…

Самозванство, 2. Пресечение династии, 3. Деятельность боярства, 4. Тяжёлый налоговый гнёт

3. Прочтите отрывок из документа XVII в. и укажите, о завершении какого процесса идет речь:

1) уничтожения общины;

2) закрепощения крестьян;

3) перевода крестьян в бобыли;

4) ликвидации белых слобод.

4. После внезапной смерти Бориса Годунова в апреле 1605 г. московские воеводы стали переходить на сторону Лжедмитрия. 20 июня 1605 г. он торжественно въехал в Москву и стал царем России. Однако Лжедмитрий не процарствовал и года. В результате боярского заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г. он был убит.

Проанализируйте историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

1) Почему народ поддержал Лжедмитрия?

2) Что послужило основной причиной восстания москвичей?

5. Что из названного произошло в XVII в.:

1) крестьянская война под руководством Е. Пугачева;

2) Медный бунт;

3) Семилетняя война;

4) Северная война.

6. Известными землепроходцами в XVII в. были:

1) И. Болотников, К. Булавин;

2) С. Ушаков, Ф. Конь;

3) М. Шеин, А. Ордин-Нащокин;

4) В. Поярков, С. Дежнев.

7. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) Смуты. Найдите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду:

3) опричнина;

4) июль 1610 г.

1) Россия получала выход к Балтийскому морю;

2) Киев был признан за Россией;

3) за Россией закреплялись Украина, Белоруссия, Запорожье;

4) Россия получила: Смоленщину, Левобережную Украину, Киевщину, Запорожье.

10. Назовите основные цели принятия Новоторгового устава 1667 г.:

1) дать возможность церкви приобретать новые земли;

2) защитить национальное хозяйство от иностранной конкуренции;

3) разрешить дворянам самостоятельно вести внешнюю торговлю;

4) запрет на торговлю в России иностранцам.

11. Что из названного относится к реформам системы государственного управления Федора Алексеевича (возможно несколько вариантов ответа):

2) Подготовка проекта устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по 34 степеням;

3) учреждение Приказа Тайных дел;

4) создание Ближней думы.

1) прекращено деление на владельческих, черносошных и удельных;

2) все холопы стали бобылями;

3) произошло окончательное закрепощение крестьян;

4) произошла консолидация крестьянского сословия.

13. Ранее всего мануфактуры в России появились в (вычеркните лишнее):

1) производстве бумаги;

2) в канатном производстве;

3) в металлургии;

4) в солеварении;

5) в суконном производстве.

14. Основные положения Соборного уложения 1649 г. (вычеркните лишнее):

1) запрет на расширение церковного землевладения;

2) отмена урочных лет;

3) ликвидация местничества;

4) ликвидация белых слобод;

5) запрет крестьянам торговать в Москве.

15. Перед вами сведения о трёх правителях России (XVI-XVII вв.). Соотнесите их имена и номера сведений о них: (имена см. ниже)

1) Он стал монахом, но это произошло против его воли и желания; В.Ш.

2) Его уход из жизни означал, что пресеклась целая ветвь династии правителей России; Ф.И.,

3) Человек хитрый и угодливый, не раз коренным образом менявший свои взгляды; В.Ш.

4) Государственными делами в большей степени, чем он, занимался его отец; М.Ф.

5) Он занимал московский престол, но не правил; Ф. И.

6) Немало времени отдавал церковной службе, но старался избегать придворных церемоний и треволнений; Ф.И.

8) Много тратил казны на выписку из-за границы редких растений для его сада, который развивался много лет; М.Ф.

9) Претендентов на престол было много, но именно он в наибольшей степени удовлетворял враждующие стороны, уже уставшие от усобиц. М.Ф.

а) Федор Иоанович;

б) Михаил Федорович Романов;

в) Василий Шуйский.

16. Что из названного относится к причинам Смуты начала XVII в.:

1) введение Юрьева дня;

2) введение рекрутских наборов;

3) пресечение династии Рюриковичей;

4) отмена урочных лет.

17. Одно из положений церковной реформы патриарха Никона:

1) возможность унии с католиками;

2) открытие Славяно-греко-латинской академии;

3) замена двоеперстного крестного знамения троеперстным;

4) учреждение Святейшего Правительствующего Синода.

18. Боярыня Морозова, царевна Софья, Василий Голицын были современниками:

1) Ивана Грозного;

3) Бориса Годунова;

Алексея Михайловича.

19. Какая из дат связана с введением бессрочного сыска беглых крестьян:

Г.

20. Денежная реформа в России, суть которой заключалась в замене серебряных денег медными, проводилась в:

2) 1654-1667 гг.;

21. Укажите соответствие:

22. Укажите соответствие:

1) Скопин-Шуйский М.В.; 2) Морозов Б.И.; 3) Голицын В.В.; 4) Ляпунов П.П. 1 - б, 2 – в, 3 – а, 4 - д а) командовал русским войском во время Крымских походов; б) освободил Москву от осады войск Лжедмитрия II; в) при Алексее Михайловиче фактически глава правительства, оправлен в ссылку после восстания 1648 г.; г) автор Новоторгового устава 1667 г.; д) перешел на сторону В.И. Шуйского во время осады Москвы И.И. Болотниковым.

23. Соотнесите социальные выступления XVII в. и их участников, выступавших как на стороне восставших, так и на стороне государства:

24. Соотнесите социальные выступления XVII в. и их участников, выступавших как на стороне восставших, так и на стороне государства:

25. Какие территории вошли в состав России в XVII в.? (возможно несколько вариантов ответа):

1) левобережная Украина и Киев;

3) Камчатка;

26. Какие факты из приведенных ниже свидетельствуют о секуляризации русской культуры в XVII в. (возможно несколько вариантов ответа):

1) открытие придворного театра (1672 г.);

2) основание Славяно-греко-латинской академии (1687 г.);

3) проведение церковной реформы (1653-1655 гг.);

5) создание царского летнего деревянного дворца в с. Коломенском (1667-1668).

27. Первая печатная книга по истории, появившаяся в России в 1670-е гг., называлась:

28. Прочтите отрывок из сочинения историка Д. Иловайского:

О каком историческом деятеле идет речь в данном документе?

29. Определите, о ком писал В.О. Ключевский. Правильный вариант ответа выберете из предложенного списка:

(Ф.М.Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, В.В.Голицын).

30. Определите, о ком писал В.О. Ключевский. Правильный вариант ответа выберете из предложенного списка:

(Ф.М.Ртищев, Б.И. Морозов, А.С. Матвеев).

31. Определите, о ком писал В.О. Ключевский. Правильный вариант ответа выберете из предложенного списка:

(А.С. Матвеев, А.Л. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын).

32. Какое восстание XVII в. было связано с введением нового налога:

1) Стрелецкий бунт;

3) Соляной бунт;

33. В 1601 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырех тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошел на трон.

Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть (приведите три объяснения).

34. Какие события относятся ко времени правления Михаила Федоровича (а), а какие – Алексея Михайловича (б)? Выберете по три нужных позиции:

1) Учреждение Немецкой слободы на реке Яузе в Москве; (б)

2) присоединение Левобережной Украины к России; (б)

3) захват донскими казаками Азова; (а)

4) восстания в Пскове и Новгороде; (б)

5) возвращение из плена патриарха Филарета; (а)

6) выдача Виниусу разрешения на открытие мануфактуры. (а)

35. Выберете правильное соответствие:

а) дружина и народное ополчение; б) полки иноземного (нового) строя; в) стрелецкое войско; г) феодальное ополчение. А - 2, б - 1, в - 5, г - 4 1) XVII в.; 2) XII в.; 3) XVIII в.; 4) XIV в.; 5) XVI в.

36. Что характеризует экономическое развитие России в XVII в. Выберете три нужных позиции:

1) запрет на содержание соляных варниц;

2) рост ярмарочной торговли;

3) начало формирования всероссийского рынка;

4) появление мануфактур;

5) появление частных банков;

6) отмена серебряных денег.

37. Какие события произошли во второй половине XVII в.? Отметьте нужные факты:

1) Медный бунт;

3) Астраханское восстание;

4) осада Смоленска;

5) Крымские походы;

6) Соловецкое восстание.

38. Расставьте в хронологической последовательности:

1) создание Лжедмитрием II тушинского лагеря;

2) осада войск И.И. Болотникова в Туле;

3) избрание Михаила Романова;

4) смерть Бориса Годунова.

4, 2, 1, 3

39. Какие события относятся к Смутному времени? Отметьте три из перечисленных фактов, явлений:

Боева:

– У нас в студии гость – Олег Викторович Стеняев, протоиерей, клирик Храма Рождества Иоанна предтечи в Сокольниках, писатель, Богослов, публицист, миссионер, проповедник. Здравствуйте.

Стеняев:

Боева:

Рожаева:

– Хочется вспомнить, что русская православная церковь и сейчас находится, можно сказать, в глубоком расколе. Достаточно вспомнить украинскую православную церковь, которая требует суверенитета, и в том числе против некоторых проводимых реформ русской православной церкви. В связи с этим хочу вспомнить цитату Александра Солженицына: если бы не было раскола XVII века, не было бы революции 17-го года. Неужели все так серьезно, отец Олег?

Стеняев:

Рожаева:

– В чем суть была реформа Никона, и почему простой народ встал в пику этим реформам?

Стеняев:

– Реформа патриарха Никона была очень поспешна. По-настоящему раскольниками были патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. А в расколе оказалась та часть русского народа, которая называется старообрядческой. Потому что они потеряли епископат. Что это была за реформа? Патриарх пользовался тем, что царь очень молодой. А он наталкивал на всякие амбициозные проекты. Был проект – начать русско-турецкую войну, захватить Царьград, освободить Софию, и сделать русского царя всего православного востока. А Никон, конечно, станет вселенским патриархом. А для этого Никону показалось совершенно необходимым идентифицировать обряд, сделать его одинаковым.

Рожаева:

– Похожим на греческий?

Стеняев:

Боева:

– Вопрос нашим радиослушателям: как вы считаете, нужна ли реформа сейчас православной церкви, учитывая, что последняя реформа была более 300 лет назад.

Рожаева:

– В 1652 году началась. В 1667 закончилась.

Стеняев:

– Проблема еще заключается в то, что были очень жестокие гонения против старообрядцев. Например, в 1672 году в Муроме по царскому указу сожгли старообрядческого старца Трофима, в 1675 году 14 человек – 7 мужчин и 7 женщин – по царскому указу были сожжены в Хлынове, Вятка. О взятии Соловецкого монастыря мы знаем. Воеводой Мещериновым в 1676 году. Весь монастырь вырезали. Мещеринов и люди, которые были с ним, привезли новые книги. И сказали: молитесь по этим книгам. Старцы соловецкие говорят: у нас есть книжки, которые святыми ручками Зосимы и Савватием написаны, святых угодников. И когда они сравнили книги-то, халтуру, которые делала новая команда с тем, что Зосима и Совватий бережно переписывали, сохраняя глагольные формы древнего славянского языка, они сказали: это не то. Новодел. И они сожгли эти книги. И была осада монастыря 7-8 лет. Нашелся какой-то предатель, выдал подходы к монастырю. Когда ворвались боярин воевода Мещеринов с людьми, вырезали монахов, скальпировали, вешали за ребра. Конечно, это лежит тяжким грузом. Со стороны кажется, что церковь дала благословение: режьте, жгите. В основном считают, что Аввакума сожгли. На самом деле гонения носили страшный характер. Это было по всей стране. 29 января 1684 года была сожжена Мавра Григорьева. За что ее сожгли?

Боева:

- Может, поэтому были люди напуганы, что было связано с изменениями устоявшихся вещей, особенно связанных с церковью и верой? Может, поэтому так долго не было никаких изменений, реформ?

Звонок Андрея:

– Здравствуйте. Спасибо за тему. Они меня очень волнует. Около церковная реформа идет. Она стала удобнее. Раньше к церкви подойдешь, не знаешь, во сколько служба, куда зайти.

Было приятное удивление, кода появились стенды. Идет наезд на церковь, начинаются дискуссии: вести ли службы на современном языке.

Боева:

– Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить?

Андрей:

– Если люди заходят в церковь, остаться до конца службы. Сейчас с кафедры каждый священник говорит на современном языке, идет толкование, типа лекции. Оставайтесь до конца службы и послушайте, что сегодня позвучало на современном языке. Эти пустые дискуссии ведут к расколу. Все в церкви хорошо. Спасибо большое.

Звонок Андрея:

– Добрый день. Вы говорили, что была поспешная реформа. Но она происходила после присоединения Малороссии, Украины, и чтобы был один обряд, пришлось делать изменения в Московском государстве. Это была необходимость. Не мог быть один народ с разными обрядами.

Стеняев:

Недавно митрополит Илларион посещал старообрядческие общины на Рогожской заставе в Москве. Он очень четко сказал, что во время реформ XVII века была нарушена культурная и духовная идентичность нашей нации, когда было подвергнуто сомнению все прошлое.

Доходило до того, что, например, Анна Кашинская, она лежит мощами. У нее два перста сложены. Ее хотели деканонизировать в свое время, даже выбросили ее из святцев только за то, что она последний раз перекрестилась двуперстием, и так рука застыла. Таких моментов было очень много.

Рожаева:

– Святым иконам даже выкалывали глаза только потому, что они были написаны старообрядцами.

Стеняев:

– Расправа была не только с древними иконами. Уничтожались древние книги, сжигались. Они изымались из монастырских библиотек. Это был культурный переворот. Потом в XVIII веке мы получили внешнюю церковь, которую трудно было узнать. Были пики, как костелы, нацеленные в небо, без куполов храмы.

Рожаева:

– В стиле католицизма?

Стеняев:

– Скорее, протестантизма. Изменилась церковная музыка. Вместо прекраснейшего одноголосого пения многоголосица появилась, оратории, полифония. Вообще невозможно понять, о чем поют.

Звонок Игоря:

– Здравствуйте. Я хочу спросить Олега Стеняева, по каким книгам он служит? Он сейчас так хает Московскую патриархию. Такое впечатление, что преподает сейчас историю со стороны старообрядцев.

Стеняев:

Рожаева:

– По сути, это была инквизиция того времени.

Стеняев:

– Да. Если бы победили старообрядцы, было бы то же самое. Аввакум в своих письмах писал: дай мне топор, я сам буду отрубать головы.

Звонок Александра:

– Здравствуйте. Мое твердое убеждение: мне кажется, Бог один. А все течения – борьба определенных кругов за электорат. Но очень сильно напоминает политические партии и грызню между собой. Определенные потоки денежные, и определенная власть, как и в большой политике. А Бог один. Нет разницы для меня лично.

Боева:

– А нужна ли церкви реформа?

Александр:

– Это борьба за власть.

Боева:

– А если отойти от истории и от времен императоров, на данный момент. Ведь люди поделились на два лагеря: одни считают, что все хорошо. Есть воцерковленные люди, есть, кто заходит время от времени в церковь, есть те, кто вообще не ходит, но верит. Все хорошо и нужно оставить все, как есть. Есть люди, которые считают, что реформа нужна. Потому что слишком уж стала наша православная церковь присматриваться к западным течениям христианским, перенимать у них. А нам это не следовало бы делать.

Стеняев:

– Приведу вам пример из современности. В советское время многие храмы были разорены, фрески были замазаны. Когда стали их восстанавливать, восстанавливали по образцам 15-18 веков. То есть, поняли, что произошел культурный разрыв. И в монастырях пение многоголосое не услышишь. В монастырях поют так, как пели в старину. И икона вернулась, и храмостроительство вернулось. Мы заполняем пустоту реформ, которые осуществлял Никон. И церковь осознает, что был культурный разрыв. Сейчас все восстанавливается по образцам дореформенным. Это свидетельство о том, что есть своя правда у людей, которые держались за старину.

Звонок Константина:

– Добрый день. У меня два вопроса к представителю церкви. Библия является основой христианства. Она состоит из двух частей: Новый завет и Ветхий завет. Новый написал апостол Павел. В евангелие от Матфея сказано, что Иисус был послан для погибших овец дома израилева. Мы здесь причем?

Второй вопрос. После реформы Никона правоверная христианская церковь греческого толка стала называть русской православной церковью.

Стеняев:

Константин:

– Каким образом эта церковь стала называться православной? Ведь православие – система мироустройства славян, она к христианству отношения не имеет. Вы как трактуете?

Стеняев:

– Я понял, к какому течению принадлежит Константин – новоязычник. Мы в церкви сохранили древне-славянский церковно-славянский язык. У меня был диспут с представителями язычества, два волхва со мной беседовали на теле-шоу. Я с ними заговорил на церковно-славянском, перешел на древнеславянский. Они не понимают языка. Если вы не говорите на этом сакральном языке, вы не можете говорить о том, что вы представляете древность. Мы в церкви сохранили этот язык, эту традицию. Мы донесли ее через литературу, через нашу славянскую Библию. А у вас то, что происходит, имитация древнего язычества. Но как вы можете иметь представление того, что было? Новый завет написал не апостол Павел. Апостол Павел нависал только 14 посланий. Ветхий завет рассказывает о том, что Бог хочет от нас. И это не только пятикнижье Моисея. Это пророческие тексты. А Новый завет рассказывает о том, что Бог сделал для нас. Конечно, это несоизмеримые вещи. То, что мы можем сделать для Бога и то, что Бог может сделать для нас. Поэтому мы, православные христиане, спасаемся не законом Моисеевым. Мы спасаемся тем, что сын Божий пришел на землю и совершил искупление наших грехов. И в этом наша вера. А язычество то, что делит народ. И делило. Почему Владимир отказался от язычества, потому что поляне, древляне, кривичи, вятичи исповедовали разных Богов наряду с общими Богами. И не было единства. А православие создало это единство. Психотип, который мы называем русским, белорусским, украинским, возник из разрозненных славянских племен древности под влиянием той культурной среды, которая называется православием. Духовная среда и создала наш этнос. И мы хотим держаться за идентичность этого этноса. А его основа – православная культура. То, что мы взяли от византийского востока.

Рожаева:

– Я хочу вернуться к реформам и вспомнить греческую церковь, где тоже была реформа. Флорентийская уния, когда все греки пришли в католицизм. Как они вышли из этой ситуации?

Стеняев:

– Они очень интересно вышли. Когда турки захватили весь греческий мир, они потребовали, чтобы греки отказались от Папы римского. Потому что Папа римский считался у мусульман главный враг, потому что он собирал крестовые походы против них. Турецкими ятаганами греков загнали назад в православие.

Рожаева:

– Турки загнали греков в православие?

Стеняев:

– Да. Бог использовал армаду исламскую, как наказание неверным грекам, которые ушли в флорентийскую унию, и через это наказание они обратились опять в православие. Это парадокс, но такое бывает. У нас сейчас есть много либерально настроенных священнослужителей. Они не любят нашу старину. Но Господь им показывает, что либерализм еще хуже относится к ним самим. И они сейчас убегают от либерализма. Они начинают говорить, что либерализм – это плохо. И вынуждены обратиться к народу, который им кажется маргинальным в свой простоте, в своей привязанности к доморощенной старине. Но старина – это святая Русь, откуда родом все наши святые на нашей земле. То, за что они держались. За что умирали наши мученики в домонгольский, послемонгольский период, в ближайшее к нам время.

Звонок Евгения:

– Добрый день. Я вырос возле старообрядческой церкви. Я за то, чтобы перед ними хотя бы извиниться. Но, в общем, наверное, нужно обратить взор на сегодняшний день. Те ростки, которые поднимаются, целое поколение, которое мы вырастили на шансоне, полагаю, что церкви нужно в этом смысле сегодня работать. Я спортсмен. Мне 63 года. Залы пустеют на глазах. Не помогает и Олимпиада. Все это словоблудие. Превращение христианства в социальную идеологию чаще всего приводило к уродливым явлениям, отравляющим церковную жизнь. Гораздо лучше, когда язычник любой формации исповедует себя таковым, чем когда он в угоду обществу называет себя христианином. Как вы к этому относитесь?

Стеняев:

Рожаева:

– Вряд ли. Мне кажется, что у людей, которые живут в 2012 году, какие могут быть обиды, связанные с реформой, которая происходила более 300 лет назад? Я человек крещеный, иногда захожу в церковь. Есть мнение, что православие невозможно видоизменить или реформировать, потому что оно не поддается ни видоизменениям, ни реформированиям. И это достаточно глупая затея. Потому что там, где хотя бы два-три человека собрались во имя Бога¸ там и Бог. Без всяких реформ и без всяких изменений. Сейчас 2012 год. Вы говорили об иконах, пении, которое было больше свойственно католикам. Мы говорим о чем-то глобальном – о возвращении – или о нюансах. А если мы говорим о глобальных изменениях, то в чем они должны выражаться, и как они отразятся на людях?

Боева:

– Должна ли идти церковь в ногу со временем?

Стеняев:

– В православии форма не отделяется от содержания. Содержание не отделяется о формы. Поэтом если мы повредим форму, будем иконы писать кому как придет в голову, пенье церковное заменим на что-то более бодрое, нарушится многое. Первое серьезное нарушение было в XVII веке. И это осознала наша церковь. Сейчас мы должны показать людям, не церковь, которая хочет подстроиться под мир, а церковь в ее истинной красоте.

Когда мир увидит церковь в ее истиной красоте. Иконы Рублева. Это неподражаемый взгляд религиозности древней Руси на нас. Когда я слышал настоящее древнее церковное пение, тут Баху делать нечего.

Рожаева:

– Может, предоставить людям право выбора?

Стеняев:

– Право выбора всегда сохраняется. У нас церковь отделена от государства. Но новодел это всегда безвкусица. А когда люди придерживаются классических форм, как католики, которые пережили свою реформацию, когда у них был второй ватиканский Собор, но они напуганные ею, сейчас возвращаются назад. Потому что отказаться от Леонардо да Винчи, Рафаэля и делать роспись авангардную в костелах – это безумие. Когда они перевели на национальные языки, люди перестали ходить в храм. Многие ксензы в Польше мне рассказывали. Потому что люди не хотят разговаривать с Богом на языке, на котором они на кухне ругаются друг с другом, и газету на этом языке читают. Должна быть сакральность. Святая Русь – это то, что было сакрально, дорого для нас и должно оставаться дорогим.

Звонок Виталия:

– Здравствуйте. Я православный христианин с 91 года. Я согласен с отцом Олегом по вопросу старообрядчества. Был страшнейший удар этих двух людей по нашей церкви, нашему русскому народу. Нашей церкви реформа в понятии либеральном ни в коем случае не нужна, и смертельно опасна. Язык надо сохранять, очищать. Надо священноначалию услышать народ с приходов напрямую. Именно церковных людей. Не около церковных, не неверующих. Услышать народ именно с приходов, который болеет и переживает. Или Собор должен быть поместный или Собрание. Не эту либеральную прослойку, которая своим ором всем осточертела. А имело людей от сердца к сердцу.

Стеняев:

Боева:

– Вы согласны с Виталием, что не нужно ориентироваться на либеральную прослойку? Нужно ориентироваться на паству.

Стеняев:

Боева

– Церковь же заинтересована в том, чтобы привлекать людей ближе. Но если не ориентироваться на людей, которые не входят в паству, а только на тех, кто уже там.

Стеняев:

Боева:

Возрастная категория сайта 18 +


Раско́л Ру́сской це́ркви — церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве. Связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими [1] [2] [3] .

Реформа осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах. Противники реформы, с 1788 года официально называемые старообрядцами [4] , были объявлены еретиками и преданы анафеме [5] на Московском соборе 1656 года (только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов [1] [2] [6] . В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия [3] .

Содержание

Предыстория: греческие и русские богослужебные обычаи [ | ]


Эволюция форм общественного христианского богослужения в раннюю эпоху, в особенности тех его элементов, которые определяются не книжной традицией, а устным церковным преданием (а к ним относятся такие существенные обычаи, как, например, крестное знамение), известна на основании сведений в трудах Отцов Церкви и ранних историков Церкви. Однако святоотеческие или канонические документы (а также и богослужебные памятники) не содержат ясного указания о том, каким количеством перстов должно совершаться крестное знамение: несомненно, что наиболее древней из известных форм перстосложения было единоперстие, сосуществовавшее с многоперстием, свидетельства о которых сохранились от IV века; появление же троеперстия и двоеперстия, согласно мнению ряда исследователей, вероятно, было вызвано тринитарными и христологическими спорами эпохи первых Вселенских соборов, причём появление троеперстия соответственно предшествовало появлению двоеперстия, восходящего к середине V века (эпохе борьбы с монофизитством) [7] . К IX веку и ко времени Крещения Руси (988), в Константинополе было принято двоеперстие; позднее, примерно с середины XIII века, греки стали переходить на троеперстие [8] . Что касается количества просфор на проскомидии, сугубой или трегубой аллилуйи, направления движения крестного хода, то здесь не было единообразия. У русских получила господствующее положение совокупность одних обычаев (двоеперстие, сугубая аллилуйя, посолонь и т. д.), которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков утвердилась совокупность иных обычаев, которые впоследствии на Руси назовут новым обрядом [9] .


Лингвист и историк русского и церковнославянского языков Борис Успенский так охарактеризовал разницу между дониконовской и послениконовской традициями:

Культурно-исторический и геополитический контекст реформы [ | ]

Влияние Византии в православном мире основывалось именно на том, что она была для всех православных народов востока культурным центром, откуда исходили к ним наука, образование, высшие и совершеннейшие формы церковной и общественной жизни и пр. Ничего похожего на старую Византию не представляла в этом отношении Москва. Она не знала, что такое наука и научное образование, она даже совсем не имела у себя школы и лиц, получивших правильное научное образование; весь её образовательный капитал заключался в том, с научной точки зрения, не особенно богатом и разнообразном наследстве, которое в разное время русские посредственно или непосредственно получали от греков, не прибавив к нему с своей стороны почти ровно ничего. Естественно поэтому, что первенство и главенство Москвы в православном мире могло быть только чисто внешнее и очень условное [15] .

В конце 1640-х Арсений (Суханов) из подворья афонского Зографского монастыря в Молдавии доносил царю и Московскому патриарху о имевшем место на Афоне сожжении книг московской печати (и некоторых иных славянских книг) как еретических. Более того, патриарх Иерусалимский Паисий, произведя дознание по случаю инцидента и не одобрив поступка афонцев, тем не менее высказался в том смысле, что именно московские книги погрешают в своих чинах и обрядах.

Другим существенным геополитическим фактором, толкавшим Московское правительство к проведению реформ, было присоединение Малороссии, тогда находившейся в церковной юрисдикции Константинопольского престола, к Русскому государству:

Малороссия отделилась от Польши, признала своим царём Алексея Михайловича и вошла в состав Московского государства как его нераздельная часть. Но в Москве православие малороссов, как и православие тогдашних греков, возбуждало сильное сомнение потому единственно, что церковно-обрядовая практика южноруссов сходилась с тогдашнею греческою и разнилась от московской [17] .

Основные черты реформы [ | ]


Если в первой половине XVII века правка книг в Москве велась с помощью уже существовавших славянских переводов, то в конце 1640-х годов правку было решено производить с помощью греческих книг. Для этой цели при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева были приглашены киевские монахи, во главе с Епифанием Славинецким — знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

Реакция на реформу и соборные решения [ | ]


Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885 год)

В июле 1653 года Никон созвал в своей крестовой палате Собор, на котором произошло первое публичное столкновение патриарха Никона с приглашённым на Собор протопопом Иваном Нероновым, который, заступившись за муромского протопопа Логгина, начал оскорблять и обвинять Никона; Неронов был поддержан группой других клириков [21] .

В феврале 1656 года, в неделю православия (первое воскресение Великого поста), патриархом Антиохийским Макарием и иными иноземными иерархами, пребывавшими в то время в Москве, в Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто совершает крестное знамение двумя перстами. В апреле того же года патриарх Никон созвал собор русских епископов, на котором все крестящиеся двумя перстами были отлучены и прокляты.

Большой Московский собор 1667 года, осудив и низложив Никона за самовольное оставление кафедры в 1658 году и подтвердив решение собора 1656 года о том, что все крестящиеся двумя перстами — еретики, и анафематствовал всех не принявших реформу. В дальнейшем в силу государственной поддержки церковной реформы имя Русской церкви было закреплено исключительно за принявшими решения Соборов 1666 и 1667 годов, а приверженцев дореформенной богослужебной традиции (старообрядцев) стали называть раскольниками и преследовать.

Оценка реформы [ | ]

Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа.

Кутузов считает, что большая заинтересованность в реформе была у Ватикана, который хотел, используя Россию как орудие против Турции, усилить влияние католичества на Востоке.

Хронология [ | ]

Взгляды старообрядцев на реформу [ | ]


Во времена богослужебной реформы в среде старообрядчества появились специальные термины: никониа́нство, никониа́нский раскол, никонианская ересь, новообрядчество — термины с отрицательной оценочной коннотацией, полемически используемые приверженцами старообрядчества в отношении сторонников богослужебной реформы в Русской Православной Церкви XVII века. Наименование происходит от имени Патриарха Никона.

Эволюция отношения Русской православной церкви к старообрядцам [ | ]

С 1800 года Святейший синод в той или иной мере стал допускать употребление старых обрядов (единоверие), единоверцам было дозволено молиться по-старому при подчинении новообрядному священноначалию.

Именной высочайший указ Николая II, данный Сенату, об укреплении начал веротерпимости от 17 ( 30 ) апреля 1905 года, в частности, гласил:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые объемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам;

Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий [39] [40] .

  1. Утвердить постановление патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
  2. Утвердить постановление патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
  3. Утвердить постановление патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный собор Русской православной церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей святой церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный Поместный собор Русской православной церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения [41] .

В 1974 году аналогичное решение приняла и Русская православная церковь за рубежом [42] . Такая отмена клятв, однако, не привела к возобновлению молитвенного общения между какой-либо крупной церковной юрисдикцией новообрядцев и старообрядцев.

Патриарх Никон

Патриарх Никон — неоцененный церковный деятель, непризнанный святой — так считают одни. Другие клянут за богослужебную реформу, впервые в истории расколовшую единую Русскую Церковь – и эта рана не затянулась до наших дней.

С какими событиями связано имя Патриарха Никона

Чаще всего, говоря об этом Предстоятеле, вспоминают:

  • открытый конфликт государственной и церковной властей, завершившийся поражением Патриарха;
  • церковный раскол, который повлекла его реформа.

Лишь интересующиеся вспомнят уникальный Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой. И задумаются – чем же была (или могла стать) деятельность этого, видимо, самого неоднозначного из русских Патриархов?

Годы жизни

Патр. Никон родился в 1605 г., а завершил земной путь – в 1681, прожив 76 лет.

Современники

Жизнь его пришлась на переломное время истории страны:

Биография

Кажется, Никита (мирское имя Никона), крестьянский сын, поначалу был очень далек от политических перипетий времени.

Юность

Когда отец отдал мальчика учиться грамоте в одну из обителей, ему так понравился строй монашеской жизни, что он, будучи еще очень юным, решил стать иноком. Есть данные, что он буквально сбежал из дома в Макариев Желтоводский монастырь, ходил на все службы, даже ночевал на колокольне – дабы не опоздать к утреннему богослужению.

Священник

Родители, найдя сына-ослушника, вернули его домой, понудили жениться. Впрочем, Никита, надо полагать, уговорил их согласиться по крайней мере с тем, что он, не мысливший жизни без Церкви, станет мирским иереем. Около 1626 г. о. Никита с семьей переехал в Москву, начал служить при одном из храмов. Когда в 1635 г. один за другим умерли дети, он уговорил супругу принять постриг. А сам удалился далеко на север, в Соловецкий монастырь.

Так тогда называли место, где монах принимал постриг. Для отца Никиты им стал Анзерский скит прп. Елеазара. Здесь от стал монахом Никоном, постриженный духовным отцом, самим св. Елеазаром. Поначалу он ревностно взялся за подвижнический труд, подражая братии: за сутки от прочитывал всю Псалтирь, клал до 1000 поклонов.

Конфликт

Прп. Елеазар воспринял это спокойно, но о. Никон не успокоился, начал убеждать старца настоять на возведении храма. Заботясь о церковном благолепии, или… нарушая послушание? Св. Елеазар начал смирять духовного сына. После чего Никон покинул Соловки, уйдя в Кожеозерский монастырь.

Позже, когда иеромонах станет архиереем, они примирятся с прп. Елеазаром. Но в его духовном сыне до ревности горячая вера всю жизнь будет сочетаться с желанием настоять на своем.

Патриарх Никон

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа. А. Д. Литовченко, 1886

Уже через 4 года жизни в Кожеозерской обители энергичного иеромонаха избрали игуменом. Именно тогда он знакомится с царем: новопоставленные настоятели по обычаю ездили к Москве, представляться государю. Алексей Михайлович оценил образованность о. Никона, и скоро он стал местной обители – Новоспасской, причем с возведением во архимандриты.

  • активно печатались богослужебные книги, святоотеческие творения;
  • впервые в истории Русской Церкви за богослужением появились проповеди; земляк о. Никона, протопоп Аввакум и священник Иоанн Неронов, служившие при Казанской церкви на Красной площади, собирали толпы народа, желавшего послушать простые, назидательные слова с амвона.

Избрание Патриархом

Все начинания духовных друзей разделял о. Никон. К нему благоволил царь, при дворе открыто говорили – именно Никон может стать Патриархом после престарелого Иосифа. С 1649 г. его возводят на Новгородскую митрополию.

Официальное предложение стать Предстоятелем Владыка Никон получил в 1652 г.

Годы правления

4 августа 1652 г. Никон был торжественно возведен на Патриарший престол. А в 1666 г. был лишен его –совсем не празднично.

Суть церковной реформы

От пастырей потребовали:

Недоумение вызвало уже то, что Предстоятель не посоветовался с Собором, а принял решение единолично. Объяснений не последовало.

Сторонники и противники реформы Патриарха Никона

На Предстоятеля восстали прежние друзья – боголюбцы. За что тут же были высланы из столицы. На одном из Соборов подняли голос архиереи – епископы Павел Коломенский, Александр Вятский. Первый был отправлен в заточение, где умер. Ну а подпись Владыки Александра позже появилась под решением Собора 1666 г., утвердившего все богослужебные изменения.

Литургисты, пытаясь понять причины жесткости Патриарха, возмущения духовенства, к настоящему времени установили:

Протопоп Аввакум и Патриарх Никон

Нижегородский священник, некогда друг Никона, считается лидером сопротивления реформе. Его полемические сочинения, написанные в заключении, распространялись в списках.

Богословская полемика

Можно ли осенять себя крестом, вспоминая о Распятии? Конечно. Можно ли делать то же, думая о том, что мы спасены Богом Троицей? Тоже да.

Церковный раскол: дата начала

Обычно ею считают 1666 г. Здесь есть о чем поспорить. Опубликованные церковным историком Н.Н.Субботиным (1878 г.) материалы Поместного Собора этого года ясно говорят: формально никакого церковного разделения здесь не произошло.

Что настораживает – большинство не впервые:

  • неоднократно уходил из Церкви, потом возвращался о. Иоанн Неронов;
  • диакон Благовещенского собора Кремля Феодор приходил с покаянием сам, принимал епитимию, и… всякий раз через несколько недель бежал;
  • не раз каялись соловецкий старец Герасим Фирсов, старцы Евфрем Потемкин, Сергий Салтыков, другие.

Патриарх Никон

Причины и следствия реформ

Один из немногих на сегодняшний день исследователей литургических изменений, спровоцировавших раскол, протоиерей Георгий Крылов, пишет:

Что же тогда? Может быть, свет на происходящее проливает находящийся под Москвой Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Центр его соборного храма – точная копия Кувуклии, часовни Гроба Господня, а в алтаре – Горнее место для пяти православных Патриархов, из которых русский – первый. Возможно, речь шла не просто о преодолении обмирщения, охватившего православную Россию после Смуты – а о превращении страны в лидера христианского мира.

Впрочем, оригинальным образом: через… адаптацию русской богослужебной традиции к этому самому миру. Ничего, что Константинополь уже называют Стамбулом, греческие Служебники издают католические типографии Венеции, а лидер вроде бы должен задавать тон, а не адаптироваться… Как когда-то на Соловках, Святейший делал то, что велели ему ревность о Церкви, а еще… собственное разумение.

Последствия случившегося хорошо известны:

  • невосполнимые человеческие потери Церкви – от нее отошли, по современным подсчетам, до 30% верующих;
  • колоссальное падение авторитета Церкви.

Ссора с царем

Патриарх Никон

Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)

Опала и смерть

Последовала ссылка в Ферапонтов монастырь, затем – Кирилло-Белозерский. Вернуться в Новый Иерусалим ему, уже тяжело болевшему, разрешил новый царь, Феодор Иоаннович. Смерть застигла его на пути, 27 августа 1681 г.

Лично любивший Никона царь Феодор Алексеевич настоял, чтобы его отпевали, как Предстоятеля. Он сам читал над гробом Апостол, 118 Псалом.

5 мая 1682 г. Константинопольский Патриарх Иаков, также по прошению русского царя, прислал разрешительную грамоту:

«Преподобныя памяти, возлюбленный брат наш, господин Никон, бывший патриарх Московский и всея Руссии, вместо воздаяния и мздовоздаяния, показания ради долгаго преподобничества и терпения, имеет прощение и разрешение от приключившагося ему соборного извержения, и да будет прощен в нынешнем веце и в будущем от Отца и Сына и Св. Духа, Святыя и Живоначальныя Троицы;

восприяв же духовный хитон архиерейства, да приимет, яко патриарх, всегда церковное поминовение, поминаем с прочими патриархами Московскими во священных диптихах, и по всяким именованным временам священных церковных проследованиях безсумненно да сочетается въяве в сочисление прочих патриархов Московских, патриархом же; являемо и именуемо и поминаемое ни един да несопротивится, подлинно тако да будет!

Почитание

После закрытия Ново-Иерусалимского монастыря гробница Патриарха была разграблена, останки утрачены.

К настоящему времени существует несколько монументов Святейшему:

Несмотря на то, что вопрос о его канонизации периодически поднимается публицистами, речи об этом не идет.

Взаимодействие со старообрядчеством налаживается не слишком хорошо, а вот службы старым чином совершает, например, прот. Георгий Крылов, много лет изучающий богослужебную реформу Никона – побывать на них можно в храме Новомучеников и Исповедников Российских московского района Строгино. На эти богослужения священник имеет благословение Патриарха Кирилла.

Что же сказать о самом неоднозначном из русских Предстоятелей, ревновавшем о благе пасомых, но получившем церковный раскол? Мы ли – лучше его, разумнее? По силам ли тем, кто осуждает Никона, выдержать искушение властью? Устроить Церковь к ее благу? Нет? Тогда остаются лишь слова грамоты его собрата, патр. Иакова:

Читайте также: