Из каких источников финансируется страховое обеспечение

Обновлено: 25.06.2024

Механизмы финансирования социального обеспечения в России

Россия является социальным государством, которое в рамках своего законодательства гарантирует право каждого гражданина на социальное обеспечение. Оно назначается исключительно в тех случаях, которые установлены в пределах законодательства, и которые в обязательном порядке подтверждаются со стороны гражданина (адресная помощь в рамках социального обеспечения, страхования).

Конституция не содержит единого четкого механизма финансирования тех или иных видов социального обеспечения, при этом существуют определенные формы и принципы, которым придерживаются специалисты в рамках данной сферы.

Из действующего в России законодательства следует то, что социальное обеспечение имеет дифференцированные источники финансирования. Это значит, что сегодня отсутствует единый источник денежных средств, которые направлены на функционирование социальной и обеспечительной системы.

К источникам данной системы следует отнести:

  1. Средства, выделяемые со стороны системы обязательного социального страхования граждан. Консолидируются они преимущественно в фондах разнообразных видов страхования граждан, которые перераспределяются в соответствии нужд граждан;
  2. Средства, выделяемые из бюджетов различных уровней бюджетной системы государства. Сюда относятся такие бюджеты, как федеральный, бюджет субъектом Российской Федерации и, конечно же, местные бюджеты;
  3. Средства, выделяемые и определяемые организациями, а также индивидуальными предпринимателями и работодателями. Например, это средства, которые работодатели выделяют на своих работников в соответствии с трудовой сферой, в которой те заняты;
  4. Средства добровольного социального страхования граждан, которые также определяются и регулируются различными бюджетными уровнями, и перераспределяются среди граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и не могут самостоятельно реализовать свои потребности и интересы из-за отсутствия материальной базы.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовая основа финансирования социальной сферы и, в частности, социального страхования, была сформирована в 1991 году. Именно тогда были созданы некоторые внебюджетные социальные фонды, которые до сих действуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в социально-экономической сфере государства, а также в сфере социального обеспечения:

  • Пенсионный Фонд России,
  • Фонд Социального Страхования Российской Федерации,
  • Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (иными словами, фонды ОМС).

Необходимо также отметить государственный фонд занятости россиян, и некоторые правовые акты, которые регламентируют деятельность данных фондов.

Группы социальных рисков

Финансирование различных фондов, которые были указаны в предыдущей части статьи, отвечает за обеспечение страховых случаев, которые объединены в группы социальных страховых рисков. Группы отличаются друг от друга возрастным составом, социальным положением и состоянием здоровья, которым отличаются граждане. При этом, помощь и уровни финансирования также разняться между собой, поэтому нельзя сказать, что одни и те же меры применимы к различным категориям граждан.

Во-первых, следует выделить такую группу, как граждане по старости, граждане с ограниченными возможностями здоровья, а также семьи по потере кормильца. За финансирование данной группы отвечает Пенсионный Фонд России. За оказание медицинских услуг и медицинской помощи отвечают фонды Обязательного Медицинского Страхования. Фонд Социального Страхования Российской Федерации отвечает за тех, кто является временно нетрудоспособным. Сюда же относится сфера материнства и детства, а также необходимость ухода за малолетними детьми по достижению ими совершеннолетия. ГФЗ Российской Федерации отвечает за помощь безработным лицам, которые не имеют возможности осуществлять свою деятельность.

Социальные фонды обеспечения являются автономными и не имеют никакой зависимости от региональных и федеральных бюджетов, а также никак не ориентированы на местные бюджеты. Они осуществляют сбор обязательных страховых взносом, что определяет ответственность фондов за финансовую стабильность и финансовое состояние отраслей, которые относятся к социальному обеспечению и социальному страхованию граждан. Механизм финансового обеспечения постоянно реформируется, страхование постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, а также на региональном и локальном уровнях.

Говоря об источниках социального страхования и финансирования, также необходимо отметить:

  1. Взносы и налоги, которые относятся к страховой сфере хозяйства и, соответственно, к социальной сфере государственной деятельности и обеспечения;
  2. Дотации и иные средства, выделяемые из федерального бюджета. К этой же категории относятся средства, выделяемые из иных бюджетов в случаях, которые непосредственно прописаны в законодательной системе Российской Федерации;
  3. Пени и штрафные санкции, которыми облагаются граждане, которые не соблюдают порядок и правила начисление и выплат, и в связи с этим оказываются в ситуации, где необходимо оплачивать просроченные выплаты или время;
  4. Денежные средства, которые возмещаются страховым лицам в том случае, когда образуются регрессивные требования к ответственными за вред, который был причинен застрахованным лицам. Таким образом, гражданин получает определенные финансы, если оказывается в ситуации, от которой он застраховал себя, свою жизнь или имущество;
  5. Доходы, которые образуются в связи с размещением временно свободных денежных средств обязательного социального страхования граждан.

Таким образом, существует несколько основных источников финансирования социальной сферы жизни, преимущественно они ориентированы на организацию и осуществление социального страхования посредством различных социальных, пенсионных, медицинских и страховых фондов.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти является основным субъектом социальной защиты населения.

Единую систему исполнительных органов в данной области деятельности образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения.

Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.

Самостоятельными государственными учреждениями, созданными с целью формирования источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и оказания им адресной помощи, являются фонды социальной поддержки населения: республиканский (федеральный) и территориальные.

Их средства расходуются на дополнительное финансирование в целях предоставления нуждающимся натуральной помощи, организации бесплатного питания, оказания социальных услуг, в т.ч. на дому, обеспечения ночного пребывания бездомных в специальных учреждениях и т.д.

С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы ( т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования;

- Государственный фонд занятости;

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

Согласно ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- штрафные санкции и пени;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

- иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст.17 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду.

Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники. В частности, для индивидуальных предпринимателей это может быть доход или стоимость патента; для других граждан - вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам.




Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Ежегодно в Российской Федерации принимались федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица (работодатели), так и физические лица (наемные работники; лица, работающие по гражданско-правовым договорам; индивидуальные предприниматели).

На 2017 год установлены следующие размеры страховых тарифов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы – 22%,

- свыше предельной величины базы – 10%;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы – 2,9%;

- в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования – 1,8%;

- на обязательное медицинское страхование – 5,1% (ст. 425, 426 НК РФ).

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ.

Так, ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию (ст. 24 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

Другой государственной гарантией устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования является то, что вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только по обязательствам Правительства РФ, обеспечивающим их доходность.

Профсоюзные организации имеют право на осуществление контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Фонды социального страхования дают возможность малоимущим гражданам, а также некоторым категориям людей, утратившим работоспособность, стабилизировать свое финансовое положение на время решения создавшихся проблем.

Для обеспечения этой функции предполагается методика финансирования социального страхования из разных источников.

Цель финансирования ФСС

Средства, аккумулирующиеся на счетах таких фондов, распределяются между разными категориями лиц, нуждающимися в экономической поддержке. К этим категориям причисляются сотрудники предприятий, утратившие работоспособность вследствие профессиональных заболеваний. Также к претендентам на выплаты из объединений соцстрахования относятся женщины, готовящиеся к материнству или лишенные возможности работать, находясь в отпуске по уходу за детьми.

Часть денежных средств направляется на обеспечение людей, получивших инвалидность, или утративших здоровье вследствие работы на предприятиях с вредными условиями труда.

Отдельной категорией граждан, претендующих на выплаты ФСС, являются дети, нуждающиеся в санитарно-оздоровительных мероприятиях.

Из данного видео Вы узнаете о расходах и доходах ФСС:

Методы финансирования

Чтобы обеспечивать пособия всем этим категориям граждан, средства организаций соцстрахования должны постоянно пополняться. В их практике финансирования существует классификация, включающая несколько методов:

  • Обязательные отчисления;
  • Средства налоговых платежей;
  • Добровольные платежи;
  • Пожертвования.

Эти методы могут реализоваться за счет физических и юридических лиц, а также за счет ассигнований из государственной казны.

Собственный капитал фонда

Основой финансирования таких фондовых объединений может служить капитал учредителей фонда, а также средства добровольных пожертвований или государственные инвестиции. Кроме того, объем резерва фонда может увеличиваться и за счет его инвестиционной деятельности. Свободные средства, полученные как разница между суммой поступлений и реальными расходами ФСС, могут быть реализованы в:

  • Инвестиционные проекты;
  • Ценные фондовые бумаги;
  • Государственные долговые обязательства.

В случае инвестирования денежных ресурсов таких объединений этим процессом руководит компетентная управляющая компания. В ее обязанности входит поиск перспективных активов и стабильных инвестиционных проектов для реализации капиталовложений.

Средства госбюджета

Средства госбюджета

Доля государственных инвестиций может занимать большой объем финансирования фондов соцстрахования. Традиционно деньги для этой цели поступают из таких источников:

  • Дотационные средства из федерального бюджета;
  • Штрафные отчисления, пени;
  • Деньги, поступившие в виде страховых взносов;
  • Денежные средства из муниципальных бюджетов.

Кроме этого, государство может финансировать вектор социального страхования в рамках федеральных целевых программ, ориентированных на поддержание здоровья нации, а также при реализации реабилитационных мероприятий.

О том, относится ли фонд социального страхования к сфере финансов читайте здесь.

Капитал юридических лиц

Каждое коммерческое, производственное или научно-исследовательское предприятие также может являться источником инвестирования в деятельность фондов соцстрахования.

Прежде всего, доля финансовых потоков от юридических лиц формируется за счет отчислений из их собственного фонда заработных плат. Кроме того, из зарплаты каждого сотрудника отчисляются средства для социального страхования.

Также в ФСС могут поступать деньги от юридических лиц в форме социального налога. Одновременно с этим каждое юридическое лицо вправе делать добровольные пожертвования на счет объединений социального страхования.

Платежи физических лиц

Платежи физических лиц

В эту категорию средств финансирования, прежде всего, включаются обязательные сборы социального страхования с индивидуальных предпринимателей. Кроме того, любой гражданин может по собственному желанию стать вкладчиком фонда, уплачивая регулярные платежи от своего имени и минуя посреднические звенья (например, — работодателя). Таким образом, каждый человек имеет возможность собственными силами обеспечить свою социальную защиту. Также любое физическое лицо может осуществлять добровольные денежные пожертвования.


В статье проводится сравнение существующей страховой модели финансирования отечественного здравоохранения с ее предшественницей — бюджетной моделью. Дана оценка готовности действующей системы здравоохранения к экстремальному режиму работы, сформированы предложения по совершенствованию обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Мы приводим только основные тезисы из материала, если хотите прочитать статью полностью можете скачать ее здесь .

Две модели финансирования

В прошлом в нашей стране действовала бюджетная модель финансирования системы здравоохранения. При такой системе главенствующую роль играет государство, а источниками финансирования медицинской помощи населению являются нецелевые доходы бюджета — прежде всего налоги.

Сейчас в России работает модель страхового финансирования : фактически это сочетание рынка медицинских услуг с системой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Работодатели уплачивают за сотрудников страховые взносы, частью которых являются взносы в ФОМС, аналогичные взносы уплачивают самостоятельно индивидуальные предприниматели. Организация бесплатной медицинской помощи осуществляется через территориальные программы государственных гарантий, частью которых является базовая программа ОМС .

Проблемы современной системы здравоохранения

Можно выделить 4 ключевых проблемы действующей в России системы:

  1. Бюджетное финансирование занимает значительную долю в общей структуре финансирования . В 2020 году в крупных российских городах (миллионниках) распределение финансирования выглядело так: порядка 75-79% финансирование за счет ОМС, 21-25% за счет бюджета субъекта РФ.
  2. Базовая программа страхования охватывает не все медицинские услуги . Лечение многих социально-значимых заболеваний финансируется путем субсидирования медицинских учреждений.
  3. Инвестиции в здравоохранение и его развитие производит государство в рамках целевого финансирования. При этом существуют ограничения по осуществлению расходов. К примеру, в тариф ОМС заложены расходы на приобретение основных средств стоимостью не более 100 000 руб. за единицу.
  4. Основную часть медицинских услуг в системе ОМС оказывают государственные учреждения здравоохранения . Это означает, что оказание медицинской помощи ложится в основном на бюджетный сектор экономики.

Внезапное появление и масштабное распространение коронавирусной инфекции повлияло на весь мир. Даже такие страны как Германия, Италия, Франция и США, которые считаются обладателями эффективных национальных систем здравоохранения, не смогли остановить развитие коронавируса. Аномальная нагрузка на систему здравоохранения сразу выявила ее слабые места:

  • неоперативное реагирование системы здравоохранения на ЧС;
  • отсутствие единых подходов к обеспечению эпидемнадзора;
  • затрудненный обмен медицинским опытом;
  • отсутствие достаточных кадровых резервов;
  • неготовность фармотрасли к увеличению производственной нагрузки.

При этом медицинские учреждения столкнулись с тем, что пришлось экстренно пересматривать и перестраивать процессы оказания медпомощи, что повлияло в конечном итоге и на финансирование:

  • сократились обращения в поликлиники в плановых и профилактических целях;
  • стационарная помощь была экстренно переориентирована в первую очередь на лечение инфекционных заболеваний, анестезиологию и реанимацию;
  • отдельным медучреждениям пришлось прекратить работу в связи с карантином;
  • больницы вынуждены перепрофилировать коечный фонд под лечение больных коронавирусом.

Экстремальные условия, вызванные пандемией, негативно отразились на финансовой стабильности медицинских учреждений. При этом механизмы компенсации финансовых потерь при экономической нестабильности не предусмотрены.

Справедливости ради — с подобными проблемами столкнулась не только Россия, а большинство государств. Это показало, что пора начать относится к здравоохранению, как к стратегически значимой отрасли, а не как к сфере услуг.

Возврат к прежней системе финансирования

По результатам исследований в пользу действующей финансовой модели ОМС приводятся несколько весомых доводов:

Однако, в современной России далеко не каждый из этих элементов реально работает. Например, может ли идти речь о добросовестной конкуренции? Автор приводит в таблице сравнение двух подходов к финансированию здравоохранения с отражением основных критериев:


  • Повышение прозрачности тарифной политики : определение тарифов ОМС следует производить на основе обоснованных нормативных затрат на единицу медицинской услуги и размещать открыто в сети Интернет в едином информационном ресурсе;
  • Разделение финансовых рисков : сверхнормативные затраты на медицинскую помощь должны покрываться в полном объеме за счет перечисляемой из территориальных фондов ОМС (ТФОМС) субсидии. Финансирование дефицита ТФОМС необходимо включить в расходные обязательства РФ или Фонда национального благосостояния и региональных бюджетов в пропорции 50/50.
  • Автоматизация операционных процессов в отрасли : необходимы единые классификаторы медицинских услуг с указанием платности, бесплатности или частичной платности. Это позволит не только исключить конфликтные ситуации и споры по предоставлению услуг на платной основе, но и даст возможность застрахованным гражданам ознакомиться с доступной информацией по ОМС, чего сейчас, к сожалению не наблюдается.

Требуется повсеместное внедрение программ электронного документооборота , автоматизация отрасли в целом.

Порядка 70% медицинской документации, которая ведется сейчас в бумажном виде, можно перевести в электронный. В том числе карты пациентов, направления на диагностику, рецепты и т.д.

Позитивным примером может служить проект единой медицинской информационной системы города Москвы (ЕМИАС). Эффективность ее внедрения говорит о том, что у веб-технологий в медицине и здравоохранении большое будущее.

Как раз в сфере автоматизация операционных процессов при управлении медицинской отраслью и связана работа автора в плане развития ЭС РАМЗЭС 2.0 , что позитивным образом сказывается на работе региональных министерств и департаментов здравоохранения , проекты которых ведет Юрий Алтынов.

К примеру, один из последних — внедрение ОИР (отраслевого информационного ресурса) в Департаменте здравоохранения ЯНАО.

Также у нас есть многолетние проекты с Министерством здравоохранения Московской области и Минздравом Сахалина, по которым мы активно продолжаем работать.

Читайте также: