Исполнитель и ответственный исполнитель в чем разница

Обновлено: 05.07.2024


ГОСТ Р ИСО 10007-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФИГУРАЦИЕЙ

Organization management.
Guidelines for configuration management

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД") и Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка рисков" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10007:2003 "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по управлению конфигурацией" (ISO 10007:2003 "Quality management systems - Guidelines for configuration management").

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении В

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Целью настоящего стандарта является улучшение понимания процесса управления конфигурацией.

Управление конфигурацией - деятельность, направленная на применение технического и административного управления процессом жизненного цикла продукции, элементами конфигурации продукции и данными, связанными с конфигурацией продукции.

Конфигурация продукции должна быть документально оформлена, что обеспечивает идентификацию и прослеживаемость статуса выполнения физических и функциональных требований к продукции и доступ к точным данным на всех стадиях жизненного цикла.

Управление конфигурацией зависит от размера организации, а также от характера и сложности продукции.

Управление конфигурацией может использоваться для выполнения требований идентификации и прослеживаемости продукции, указанных в ИСО 9001:2000 "Системы менеджмента качества. Требования".

1 Область применения

Настоящий стандарт является руководством по применению управления конфигурацией. Стандарт предназначен для использования на всех стадиях жизненного цикла продукции от концепции до утилизации.

До описания процессов управления конфигурацией, которые включают в себя планирование управления конфигурацией, идентификацию конфигурации, управление изменениями, учет статуса конфигурации и аудит конфигурации, должны быть распределены ответственность и полномочия.

Стандарт не предназначен для целей сертификации и использования в контрактах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 управление изменениями (change control): Действия по управлению продукцией после формального одобрения данных о конфигурации продукции (см. 3.9).

3.2 разрешение на отклонение (concession): Разрешение на использование или выпуск продукции, которая не соответствует установленным требованиям.

1 Разрешение на отклонение обычно распространяется на поставку продукции с несоответствующими характеристиками и с установленными согласованными ограничениями по времени или количеству данной продукции

[см. определение 3.6.11 ИСО 9000:2005].

2 Разрешение на отклонение не затрагивает базовой конфигурации (см. 3.4) и включает в себя разрешение на производство продукции, не соответствующей установленным требованиям.

3 Некоторые организации используют термины "отказ от требований" или "отклонения" вместо "разрешение на отклонение".

3.3 конфигурация (configuration): Взаимосвязанные функциональные и физические характеристики продукции, установленные в данных о конфигурации продукции (см. 3.9).

3.4 базовая конфигурация (baseline configuration): Утвержденные данные о конфигурации продукции (3.9), в которых установлены взаимосвязанные функциональные и физические характеристики продукции, относящиеся к указанному моменту времени, и используемые в качестве эталона на всех стадиях жизненного цикла продукции.

3.5 элемент конфигурации (configuration item): Объект конфигурации (см. 3.3), выполняющий законченную функцию.

3.6 управление конфигурацией (configuration management): Скоординированные действия, направленные на формирование и контроль конфигурации.

Примечание - Управление конфигурацией обычно включает в себя поддержку технической и административной деятельности, связанной с управлением продукцией и требованиями к ее конфигурации на всех стадиях жизненного цикла продукции.

3.7 отчетность о статусе конфигурации (configuration status accounting): Записи и отчеты в установленной форме данных о конфигурации продукции (см. 3.9), о статусе предложенных изменений и состоянии выполнения одобренных изменений.

3.8 ответственный исполнитель (dispositioning authority): Лицо или группа лиц, обладающих необходимыми полномочиями, на которых возложена ответственность о принятии решения о конфигурации (см. 3.3).

1 Ответственных исполнителей также называют "комиссией по управлению конфигурацией".

2 Соответствующие заинтересованные стороны внутри и вне организации должны быть представлены в качестве ответственных исполнителей.

3.9 данные о конфигурации продукции* (product configuration information): Требования к проектированию, производству, верификации, эксплуатации и обслуживанию продукции.

* Данные приводят в документации о конфигурации продукции.

4 Ответственность по управлению конфигурацией

4.1 Ответственность и полномочия

Организация должна идентифицировать и описать ответственность и полномочия, связанные с выполнением и верификацией процесса управления конфигурацией. Необходимо учитывать следующее:

- сложность и характер продукции;

- требования к продукции на различных стадиях жизненного цикла;

- границы между различными видами деятельности, непосредственно включенными в процесс управления конфигурацией;

- другие заинтересованные стороны внутри и вне организации;

- идентификацию ответственных исполнителей по верификации действий по внедрению процесса управления конфигурацией;

- идентификацию ответственных исполнителей.

4.2 Ответственный исполнитель

До одобрения изменений ответственный исполнитель в рамках своих полномочий должен верифицировать следующее:

- необходимость предложенного изменения и приемлемость его последствий;

- выполнение должным образом документирования и классификации изменения;

- достаточность запланированных действий по введению изменения в документы, аппаратные средства и/или программное обеспечение.

5 Процесс управления конфигурацией

5.1 Общие положения

Для увеличения эффективности процесса важно, чтобы действия по управлению конфигурацией были скоординированы.

Процесс управления конфигурацией должен быть ориентирован на требования потребителя к продукции и должен учитывать конкретные условия производства. Процесс управления конфигурацией должен быть детально указан в плане управления конфигурацией. В плане управления конфигурацией следует указывать все процедуры, определенные в проекте, и степень их применения на всех стадиях жизненного цикла продукции.

5.2 Планирование управления конфигурацией

Планирование управления конфигурацией является основой процесса управления конфигурацией. Эффективное планирование позволяет координировать деятельность по управлению конфигурацией в конкретных ситуациях на всех стадиях жизненного цикла продукции. Выходом процесса планирования управления конфигурацией продукции является план управления конфигурацией.

План управления конфигурацией для конкретной продукции должен:

- быть документально оформленным и утвержденным;

- идентифицировать используемые процедуры управления конфигурацией;

- включать в себя ссылки на соответствующие применяемые процессы в организации (при необходимости);

- содержать актуализированное описание ответственности и полномочий ответственных лиц для поддержания в рабочем состоянии процесса управления конфигурацией на всех стадиях жизненного цикла продукции.

План управления конфигурацией может быть отдельным документом или частью другого документа, или состоять из нескольких документов.

В некоторых ситуациях организации необходимо, чтобы поставщик предоставил свой план управления конфигурацией. Организация может сохранять такие планы как отдельные документы или включать их в собственный план управления конфигурацией.

В приложении А представлены примеры структуры и содержания плана управления конфигурацией.

5.3 Идентификация конфигурации

5.3.1 Структура продукции и выбор элементов конфигурации

Выбранные элементы конфигурации и их взаимосвязи должны описывать структуру продукции.

Элементы конфигурации должны быть идентифицированы с использованием установленных критериев. Элементы конфигурации должны быть выбраны таким образом, чтобы функциональными и физическими характеристиками можно было управлять автономно для достижения полного выполнения конечной функции элемента.

При выборе критерия необходимо учитывать:

- установленные законодательные и обязательные требования;

- критичность элементов конфигурации по отношению к риску и безопасности;

- применение новых или модифицированных технологий, проектирования или разработки;

Елена Желенкова

Может ли на корабле быть два капитана? Это вряд ли, а вот два руководителя в организации — вполне возможно. Обычно это — генеральный и исполнительный директор. Каждый из них участвует в управлении компанией в рамках своих полномочий. Рассмотрим, как определяются обязанности и ответственность исполнительного директора.

Зачем компании нужно несколько директоров

Возможность разделения полномочий руководителя компании между несколькими лицами появилась у российских бизнесменов в 2014 году. Это позволяют сделать изменения, внесенные в п. 1 ст. 53 ГК РФ.

Важно отметить, что речь идет не о коллегиальном органе (например, правлении) или наличии у генерального директора заместителей. В данном случае имеется в виду, что компанией управляют два независимых руководителя, а иногда — и больше. Все эти директора равноправны и подчиняются только собственникам бизнеса.

Необходимость разделения управленческой функции может быть вызвана несколькими причинами:

Как разделяются полномочия между директорами

Конкретный регламент взаимодействия директоров в ГК РФ подробно не прописан. Упомянуто только о том, что они могут действовать совместно или по отдельности.

Здесь возможны следующие варианты:

Но при любом из перечисленных вариантов каждый из руководителей в отдельности несет ответственность за свои нарушения, как должностное лицо, имеющее полномочия выступать от имени компании. Чем конкретно занимается и за что отвечает исполнительный директор — рассмотрим далее.

Что входит в обязанности исполнительного директора

Порядок разделения полномочий между руководителями должен быть прописан в уставе общества и должностных обязанностях директоров. Важно подробно отразить все нюансы во внутренних документах общества, чтобы свести к минимуму возможные разногласия.

Каждая организация распределяет обязанности индивидуально, но обычно к полномочиям исполнительного директора относят:

  • оперативное планирование работы компании;
  • текущее управление деятельностью;
  • организацию документооборота;
  • контроль за финансовыми потоками (совместно с финансовым директором или главным бухгалтером);
  • оперативный анализ деятельности компании и контроль исполнения текущих планов;
  • контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • подбор персонала. Если речь идет о ведущих позициях — то совместно с генеральным директором.

Ответственность перед организацией

Исполнительный директор, как и любой другой руководитель, является сотрудником компании. Поэтому он отвечает перед организацией по ТК РФ.

Эта ответственность делится на две категории:

Важно!

К директору могут быть предъявлены материальные претензии и после увольнения. Трудовое законодательство в этом случае на него уже не распространяется, поэтому организация здесь руководствуется требованиями ст. 53.1 ГК РФ.

В рамках гражданско-правовых отношений, в отличие от трудовых, с руководителя может быть взыскан не только прямой ущерб, но и упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ)

Ответственность перед кредиторами

В ряде случаев исполнительный директор несет ответственность перед кредиторами компании.

Важно!

Если будет доказано, что его недобросовестными действиями интересам кредиторов нанесен ущерб, то директору придется гасить долги организации за счет личных средств.

Имущество руководителя может оказаться под угрозой в следующих случаях:

Ответственность перед государством

Если в обязанности исполнительного директора входит подписание первичных, документов, договоров и отчетности, то он несет ответственность по КоАП РФ и УК РФ, как исполнительный орган общества.

  • налогообложение;
  • банкротство;
  • правила торговли;
  • антимонопольное законодательство;
  • трудовое право;
  • противодействие коррупции.

Сами санкции могут изменяться от незначительного штрафа в несколько сотен рублей по КоАП РФ до многомиллионных взысканий и лишения свободы на срок до 10 лет при уголовном преследовании.

Как избежать нарушений в организации документооборота

Одним из важных составляющих системы управления является документооборот. Он обычно относится к компетенции исполнительного директора.

От работы с документами во многом зависят результаты всего бизнеса. Из-за утери важной информации, ошибок или просрочек можно не только потерять возможность заключения крупного контракта, но и подвергнуться штрафным санкциям.

Часто ошибки в документообороте связаны с влиянием человеческого фактора. Во многих компаниях работа с документами строится без определенного плана. Новые формы и порядок их применения создаются в рабочем порядке, т.е. по мере необходимости, часто — без учета уже существующих регламентов.

Вывод

Действующее законодательство разделяет управление в организации между несколькими равноправными лицами.

Наиболее целесообразно в данном случае выделить каждому руководителю свою сферу ответственности, отразив это в учредительных документах компании.

Исполнительный директор обычно отвечает, в том числе, и за документооборот. Но до этой важной области у руководителя нередко не доходят руки.

Чтобы настроить работу с документами, учитывая текущую ситуацию и особенности конкретного бизнеса, имеет смысл обратиться в аутсорсинговую компанию.

Читайте также: