Ип по коап как юр лицо или как должностное административных правонарушениях

Обновлено: 30.06.2024

Новый кодекс, в отличие от действующего, не использует понятие вины юридического лица. В то же время прописано, что организация будет отвечать, если она не приняла все меры по соблюдению установленных норм и правил . По действующему КоАП это обстоятельство является элементом вины юридического лица. Так, сейчас организация считается виновной в правонарушении, если она нарушила установленные нормы или правила и не предприняла все меры по их соблюдению . Хотя на практике установление вины организации сводится к доказательству факта правонарушения без выяснения второго элемента вины.

Ответственность юрлица будет дополнительной по отношению к ответственности работника

Такой принцип прямо закреплен в новом Кодексе. Юридическое лицо будет отвечать, когда ответственности виновного работника недостаточно ввиду значительности причиненного вреда. В этих целях КоАП установил основания и условия административной ответственности юридического лица. Это значит, что только при их наличии организацию привлекут к ответственности наряду с работником .

Для ответственности юрлица потребуется специальное условие

Это определенные обстоятельства, которые свидетельствуют о причинении значительного вреда охраняемым интересам. При этом сами эти обстоятельства останутся прежними. Это:

— вред или угроза вреда жизни и здоровью;

— имущественный вред или стоимость предмета правонарушения больше 40 базовых величин;

— сумма сделки (операции, выручки или дохода) больше 40 базовых величин — если штраф отсчитывается кратно к этим показателям или предусмотрена конфискация дохода;

— предусмотрена обязательная конфискация .

Когда специальное условие не соблюдается и нет ни одного из обстоятельств, возможна ответственность только виновного работника организации.

Из правила, как и сейчас, будут отдельные исключения, когда для ответственности организации в перечисленных сферах не потребуется специальное условие .

Станет меньше составов правонарушений с ответственностью юрлица

Юридическое лицо несет административную ответственность, только если оно прямо указано в санкции. Это предусматривает как действующий, так и новый КоАП .

По новому Кодексу юридическое лицо больше не будет отвечать, например, за:

— невыплату заработной платы в срок ;

— неуплату обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование ;

— нарушение порядка открытия счета плательщику .

В этих случаях отвечать будет только виновный работник.

Срок наложения взысканий на юрлицо составит три года

Юридическое лицо смогут привлечь к ответственности в течение трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения правонарушения. Это будет единый срок для юрлиц . Тогда как действующий КоАП дифференцирует сроки по отдельным правонарушениям. Например, за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве срок наложения взыскания составляет 2 месяца со дня совершения .

Трехлетний срок будет действовать и для нарушивших свои обязанности должностных лиц .

Для иных физических лиц срок привлечения к ответственности будет 2 месяца со дня совершения или обнаружения (прекращения) длящегося правонарушения, а за налоговые и таможенные нарушения — один год .

К юрлицу будут применять предупреждение

Предупреждение больше не будет считаться административным взысканием. Его будут применять как профилактическую меру в том числе к организациям.

Так, за первый проступок организацию будут письменно предупреждать. Проступком будет считаться нарушение, за которое грозит штраф не больше 50 базовых величин. Причем организация должна признать проступок и не совершать ранее в течение года такого же нарушения .

За значительное правонарушение организацию тоже могут предупредить с учетом конкретных обстоятельств и если она в течение года до этого не совершила такое же нарушение. Значительным будет правонарушение, за которое грозит конфискация, штраф свыше 50 базовых величин либо штраф в процентах от стоимости предмета правонарушения, дохода и т.п. или кратный этим величинам .

В примечании к главе 16 нового КоАП также установлены дополнительные случаи и условия, когда может применяться предупреждение за нарушения в сфере экологии.

Минимальный штраф на юрлицо составит 5 базовых величин и даже меньше

Новый кодекс снизит минимальный размер штрафа для юридических лиц с 10 до 5 базовых величин. При этом за нарушение порядка налогообложения штраф может быть еще меньше – он снижен с 0,5 до 0,1 базовой величины .

Взыскание будет погашаться сразу после уплаты штрафа за проступок

Новый Кодекс вводит разные сроки, по истечении которых организацию будут считать не подвергавшейся административному взысканию. Сроки в зависимости от тяжести нарушения будут истекать после исполнения взыскания (например, погашения штрафа):

— за проступок – сразу после исполнения;

— за значительное правонарушение – через шесть месяцев;

— за грубое правонарушение – через год. При этом грубым считается нарушение, за которое для юрлица будет предусмотрена ответственность в виде лишения права заниматься определенной деятельностью .

Это значит, что при совершении такого же нарушения по истечении указанных сроков не будет признака повторности. А он может повлечь повышенную ответственность .

Сейчас повторным является нарушение, которое совершено до истечения года с момента исполнения взыскания за такое же нарушение. Это не зависит от тяжести нарушения .

Действительно, такой вопрос возникает иногда у руководителей организаций, если инспектор ГИТ приходит с проверкой и находит нарушения. Штраф, предусмотренный для должностного лица, значительно меньше. Однако руководителям компаний следует знать, что занимать какую-то должность не означает быть должностным лицом. Давайте разбираться.

Действительно, такой вопрос возникает иногда у руководителей организаций, если инспектор ГИТ приходит с проверкой и находит нарушения. Штраф, предусмотренный для должностного лица, значительно меньше. Однако руководителям компаний следует знать, что занимать какую-то должность не означает быть должностным лицом. Давайте разбираться.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, что по общему правилу за нарушение нормативных правовых актов в сфере трудового законодательства должностное лицо организации или индивидуального предпринимателя могут привлечь к ответственности в виде административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб., а организацию – от 30 000 до 50 000 руб.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ может повлечь административный штраф для должностного лица до 40 000 руб., а для компании – до 200 000 руб.

Если обратить внимание на иные основания привлечения к ответственности, практически в каждой статье Кодекса обнаружится наказание для должностного лица. Кто же является таковым? Тот, кто занимает определенную должность?


Меры ответственности в КоАП РФ дифференцированы в зависимости от вида нарушения и совершившего нарушения лица. В частности, согласно ст. 2.4 Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Чтобы пояснить, кто же является должностным лицом, к статье сделано примечание.


В нем написано, что таковым считается лицо:

– постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
– выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Однако руководители и другие работники иных организаций, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица, если совершили административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Как видим, руководители и другие работники (в том числе специалисты по кадрам, по охране труда) могут признаваться должностными лицами, только если они выполняют указанные функции.


ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ И
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Согласно п. 5 Постановления № 19 как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, контролю движения материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Теперь задайте себе вопрос: осуществляет ли специалист отдела кадров или специалист по охране труда что-то из названного выше? Нет, конечно же, нет.



Минтруд в Письме от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 разъяснял, что специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции и не может рассматриваться как должностное лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


Суды при рассмотрении исков об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности единодушны во мнении – штраф может быть наложен либо на руководителя организации, либо на саму организацию.

Суд, рассмотрев дело, решил, что инспектор правильно выбрал лицо, привлекаемое к ответственности.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. По правилам абз. 1 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, определенном Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. Исходя из названных норм во всех организациях любой организационно-правовой формы за счет работодателя должно проводиться обучение по охране труда, а ответственность за обеспечение и своевременность этого обучения и проверку знаний требований охраны труда работников организации несет работодатель.

Сославшись на невыполнение должностных обязанностей начальником кадров, хотел освободить организацию от ответственности и директор одного ООО. Но суд указал, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. А несоблюдение начальником отдела кадров должностных инструкций не является основанием для освобождения от ответственности организации (Решение ВС Республики Карелия от 16.07.2015 № 21-253/2015).

Итак, трудовая инспекция не может применить меры административной ответственности к специалисту отдела кадров или специалисту по охране труда, поскольку они не выполняют организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.

Тем не менее. руководитель компании по итогам проверочных мероприятий ГИТ с учетом выявленных нарушений может применить к работникам, допустившим их, меры дисциплинарной ответственности, например объявить выговор. Помните, что при применении дисциплинарного взыскания нужно соблюдать правила ст. 192, 193 ТК РФ.


Данный материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс .

Ключевая особенность состоит в том, что конкурсный управляющий привлекается к административной ответственности как должностное лицо. Как правило, его привлекают к ответственности за нарушения, допущенные в процессе конкурсного производства, в том числе за нарушения, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, за невыплату зарплаты работникам).
Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении конкурсного управляющего проводится по общим правилам.

Во-вторых, он может быть привлечен к ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о банкротстве. В этом случае он также подлежит ответственности как должностное лицо.
Как правило, за невыполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, конкурсного управляющего привлекают к административной ответственности на основании ч. 3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ. При первом таком нарушении его оштрафуют на сумму от 25 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ). За повторное нарушение его дисквалифицируют на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ).
Также его могут привлекать к административной ответственности за иные нарушения законодательства о банкротстве, в частности:
за нарушения при передаче дел новому конкурсному управляющему, когда в ходе конкурсного производства произошла смена конкурсного управляющего, если действия (бездействие) виновного не содержат уголовно наказуемых деяний. Ответственность за данное нарушение несут только должностные лица. Виновного оштрафуют на сумму от 40 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалифицируют его на срок от 6 месяцев до 1 года (ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2021 N Ф02-2429/2021);
за неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника, признанного банкротом, в случаях, установленных ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ. Конкурсного управляющего, допустившего такое нарушение, могут дисквалифицировать на срок от 6 месяцев до 3 лет (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2018 N А60-19723/2018).

2. Как возбуждается и рассматривается дело об административном правонарушении в отношении конкурсного управляющего
Конкурсного управляющего привлекут к административной ответственности, если установлена его вина в совершении правонарушения (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Привлечь его к ответственности можно при условии, что не истек срок давности привлечения к административной ответственности. Этот срок зависит от вида административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Если срок давности не истек, конкурсного управляющего могут привлечь к ответственности даже после того, как он утратил статус арбитражного управляющего (п. 10 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017).

Производство по делу об административном правонарушении в отношении конкурсного управляющего проводится по общим правилам. Отдельные особенности возбуждения и рассмотрения дела могут зависеть от того, за какое именно правонарушение его привлекают к ответственности.

2.1. Особенности возбуждения дела о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности
Дела, связанные с неправомерными действиями при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ), как и по некоторым другим правонарушениям, указанным в ч. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ, возбуждают, если есть достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, которые (п. п. 1 — 3 ч. 1, ч. 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ):
выявлены непосредственно должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях;
поступили из правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений;
сообщены физическими и юридическими лицами, СМИ;
поступили в виде заявлений лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юрлица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
В остальных случаях, когда конкурсного управляющего привлекают к ответственности, поводом к возбуждению дела будут обстоятельства, указанные в ст. 28.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составят уполномоченные должностные лица. В зависимости от конкретного вида правонарушения это будут должностные лица разных органов (ст. 28.3 КоАП РФ). В частности, протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.13 КоАП РФ, если они совершены арбитражным (конкурсным) управляющим, составят должностные лица Росреестра (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).

2.2. Особенности рассмотрения дела о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности
Дела об административных правонарушениях конкурсного управляющего рассматривают судьи, органы и должностные лица в соответствии со своей компетенцией, установленной гл. 23 КоАП РФ.
Например, дела об административных правонарушениях, связанных с неправомерными действиями при банкротстве, предусмотренные, в частности, ч. 3, 3.1, 4, 8 ст. 14.13 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов (ч. 1, 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
По итогам рассмотрения дела будет вынесено одно из постановлений (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ):
о назначении административного наказания;
о прекращении производства по делу.

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?


Для чего люди придумали юридические лица? Не вдаваясь в полемику учёных-юристов, очевидными кажутся две задачи: организация бизнеса несколькими партнёрами и ограничение персональной ответственности предпринимателя. Формально общество с ограниченной ответственностью как раз решает обе и является оптимальной организационно-правовой формой для нескольких партнеров.

А если собственник один?

Гражданская (имущественная) ответственность

Формально положение у индивидуального предпринимателя потяжелее, по крайней мере так утверждает Гражданский кодекс. Поскольку ИП — это всё таки статус физического лица, то и риски он несёт как физическое лицо, а значит, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (абз. 1 статьи 24 ГК РФ). Участник ООО по обязательствам юридического лица не отвечает и несёт риск убытков в пределах своей доли (часть 1 статьи 87 ГК РФ).

Однако, если рассматривать вопрос в разрезе процедуры банкротства, то ситуация кардинально меняется.

На практике это означает, что после окончания процедуры банкротства физического лица кредитор по долгам, образовавшимся в связи с привлечением такого лица к субсидиарной ответственности, получит исполнительный лист для взыскания этих долгов, который будет следовать за гражданином всю жизнь.

В ситуации с ИП: гражданина, имеющего такой статус, нельзя привлечь к субсидиарной ответственности по своим собственным долгам, потому что ИП — это не отдельное лицо, это статус конкретного человека. ИП и гражданин — это один и тот же субъект. Иными словам, нельзя отвечать за себя субсидиарно.

В соответствии со статьёй 399 Гражданского кодекса РФ субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность лица за другое лицо, являющееся основным должником. До предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить его основному. Следовательно, за бизнес-неудачи своей организации собственник бизнеса может отвечать всю жизнь. А если он вел коммерческую деятельность в качестве ИП, то в ходе личного банкротства есть шанс от бизнес-долгов освободиться.

Административная ответственность

По общему правилу, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

При этом КоАП предусматривает достаточно большое количество исключений из общего правила, которые условно делятся на два вида:

  • кодекс содержит специальную санкцию для ИП;
  • кодекс уравнивает ИП и юридическое лицо.

Уголовная ответственность

Юридическое лицо привлечь к уголовной ответственности нельзя. В любом случае за компанию будет отвечать конкретный человек — руководитель, участники, главный бухгалтер. У индивидуального предпринимателя та же история — отвечать он будет самостоятельно. Причем нести ответственность он будет именно как физическое лицо, в чем есть некая несправедливость, ведь ИП может иметь многомиллиардный бизнес, а значит потенциальный размер налоговых правонарушений ничуть не меньше, чем для организаций.

Тем не менее, исходим из того что есть. Для примера возьмем уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов: именно по данной категории уголовных дел законодатель провел разделение — ИП отвечают как физические лица по статье 198 УК РФ, руководители организаций — по статье 199.

В целом, элементы состава данных преступлений одинаковы, за тем лишь исключением, что ИП привлекают к уголовной ответственности начиная с 2 млн. 700 тысяч рублей суммы неуплаченных в пределах трех лет налогов и страховых взносов, юридическому лицу необходимо уклониться от уплаты минимум 15 миллионов рублей. На самом деле УК РФ отталкивается не только от суммы неуплаченных налогов, но и от периода, в течение которого налогоплательщик уклонялся от уплаты (подробнее в примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ).

При этом максимальное наказание для ИП — 3 года лишения свободы, а для руководителя организации — 6 лет. Однако, сам по себе грозящий срок не столь важен. Важно то, что максимальная санкция влияет на определение категории преступления, в связи с чем уклонение на сумму, допустим, 45 млн.руб. для ИП будет являться преступлением небольшой тяжести, а для руководителя организации — тяжким.

И здесь важно отметить, что Следственный комитет РФ уже предложил уголовную ответственность за неуплату налогов ИП и юридического лица уравнять, как раз ссылаясь на указанную возможность для ИП избежать этой ответственности через 2 года.

  • во-первых, ИП смертен, у него есть супруги и наследники. Полагаем, что внезапная кончина или развод предпринимателя с огромным количеством сотрудников и хозяйственных операций может существенно усложнить существование самого бизнеса;
  • во-вторых, партнёрские отношения данным статусом не урегулировать, что делает его неприменимым для бизнес-моделей с несколькими собственниками;
  • в третьих, законодатель накладывает ограничения на виды деятельности, которыми может заниматься ИП (например ИП нельзя продавать алкогольную продукцию).

Соответственно, такое решение должно быть взвешенным и учитывать все нюансы статуса предпринимателя, о которых мы рассказали.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: