Интернет активность как форма участия граждан в политической жизни россии

Обновлено: 17.05.2024

Бондар А., Динес В. Российские политические традиции и российская государственность // Власть. – 2008. - № 4.

Глебова Г.Г. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы // Полис. – 2006.- № 1.

Глинчикова А.Г. Демократическая модернизация и национальная культура // Полис. – 2010. - № 6.

Зевина О.Г. , Макаренко Б.И. Об особенностях политической культуры современной России // Полис. – 2010. - № 3.

Ермоленко Т.Ф. Патернализм в политической культуре России – В кн.: Российская историческая политология. Ростов-на-Дону, 1998, лекция 9.

Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб. - 2008. – Гл.17.

Карпова Н.В. Особенности формирования политической культуры в условиях российских трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2007. - № 4.

Козлов Н.Д. Региональные политические культуры или региональные вариации российской политической культуры? // Полис. – 2008. - № 6.

Михайленок О.М. Региональные особенности российской политической культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 2.

Паин Э. Особый путь России: инерция без традиций // Знамя. – 2008. - № 8.

Патрушев С.В. Российская политическая культура как система диспозиционных ориентаций: что нового? // Политическая наука. – 2006. - № 3.

Римский В.Л. Мифы о Сталине и культе личности в сознании российских граждан и элиты // Общественные науки и современность. 2011. - № 1.

Седов Л.А. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении // Общественные науки и современность. – 2006. – № 3.

Соловьев А.И. Цивилизация versus политика. Российские иллюстрации // Власть. – 2007.- № 8.

Тихонова Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа). Статья 1 // Общественные науки и современность. – 2008. - № 2.

Чаблин А. Политическая мифология постсоветской России // Власть. – 2009. - № 8.

Конкретными проявлениями политического участия являются: предвыборная агитация, участие в выборах органов власти, лоббистская деятельность, организационная работа в политической партии, участие в демонстрации, в митинге, поддержка партии или какого-либо кандидата денежными средствами, обращение в органы власти1, публикация статей в газете с целью повлиять на политическую ситуацию и др.

В России, как и в любой другой стране, формы политического участия различаются по ряду параметров.

1. По своей масштабности: это может быть как участие в решении глобальных вопросов общенационального масштаба, так и вмешательство в решение частых вопросов местного характера. К общенациональным, широкомасштабным формам политического участия в России можно отнести выборы федеральных органов власти, общенациональные референдумы, акции поддержки власти или протеста охватывающие большинство регионов страны. Примером последних были протесты пенсионеров против монетизации льгот. Регулярно профсоюзы проводят митинги с требованиями повышения заработной платы, эти митинги также часто принимают общенациональный масштаб. Многие проявления политического участия носят региональный масштаб. Есть проявления участия и узко локального масштаба. Например, сход граждан улицы, где вырабатывается обращение к органам власти об асфальтировании дороги;




2. По степени интенсивности. В качестве крайних полюсов здесь выступают отчуждение от политики, полная аполитичность и деятельность профессиональных политиков. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависит от конкретной ситуации, политической системы и самого человека. На уровне политического участия сказываются такие личностные факторы, как образование, социально-экономическое положение, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации и др. Было бы нереалистично требовать от всех граждан равного политического участия. Но следует отметить, что длительная отчужденность от политики приводит к потере индивидом навыков ведения дискуссий, поиска компромисса, что создает в свою очередь предрасположенность к экстремизму. Причинами политической апатии могут быть низкий уровень развития личности, разочарование индивида в собственных возможностях повлиять на ход политического процесса, отсутствие интереса к политике и т.д.

Невысока в России и доля тех, кто в той или иной мере проявляет интерес к политике. В среднем по стране – это 63% (из них внимательно следят за политикой только 17%)3. Но примерно такие же данные показывают опросы и в других странах (в среднем по ЕС – 67%). При этом 70% россиян считают, что люди в большей степени должны быть вовлечены в политику (в Норвегии – 93%, в Венгрии – 53%). Лишь 20% россиян заявляют о своей информированности в сфере политики, при этом лишь 11% знают, как сделать свой голос услышанным при принятии важных решений (в Финляндии – 58%, в Германии – 36%, в Польше – 17%)4. Может быть, поэтому 69% россиян признают, что их влияние на политику незначительно (в Польше – 89%, в Дании – 60%)5. О своем неучастии в деятельности добровольных объединений заявили около 90% россиян (в странах Евросоюза – 64 %).

В настоящее время мобилизованные формы политического участия также довольно распространены. Так в различного рода массовых политических акциях люди принимает участие под давлением администрации учреждений Но более свободными и ненаказуемым стали автономные формы политического участия, если они не приводят к нарушению закона.

Особым значением для политической системы обладает такая, обычно автономная форма, как политический протест. Политический протест представляет собой негативную реакцию индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия органов власти. Акции протеста – это довольно частое явление в современной России. Хотя в них принимает участие незначительная, по сравнению с числом недовольных, часть населения страны.

4. По отношению к действующим в государстве законам различают конвенциональные, т.е. легальные, соответствующие законам и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. В настоящее время впечатляющих результатов достигают акции прямого действия, носящие неконвенциональный, радикальный характер: захват зданий, перекрытие улиц. Это в определенной мере может представить угрозу для демократии. Но в целом население России против радикализации общественной жизни. Если 25% считают вполне допустимыми насанкционированные митинги, демонстрации, политические голодовки, 14% - перекрытие дорог, то лишь 9% считают возможным (15% возможным в крайних случаях) создание боевых отрядов при политических организациях, 5% захват и удержание административных зданий (15% допускает это лишь в крайних случаях), 4% - драки избиение своих политических противников (9% допускает это в крайних случаях)7. Но история нашей страны знает примеры, когда именно меньшинство навязывало стране свое видение решения значимых общественных проблем.

По данным социологических исследований для населения России характерны следующие проявления политического участия:

· участие в выборах в органы власти различного уровня – 44%;

· участие в проведении избирательной кампании – 5%;

· участие в митингах, демонстрациях, пикетах – 3%;

· участие в деятельности профсоюзных организаций –3%;

· подписание обращений, петиций по поводу событий в жизни страны, региона – 3%;

· участие в деятельности общественных организаций –2%;

  • участие в деятельности политических партий – 2%8.

В настоящее время большую угрозу представляет такая форма неконвенционального участия как терроризм.

- \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0432 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430\u0445, \u0442\u0430\u043a\u0438\u0445, \u043a\u0430\u043a \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u044b \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0430;\u00a0

- \u043c\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0430\u043a\u0446\u0438\u0438, \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435, \u043a\u0430\u043a \u043c\u0438\u0442\u0438\u043d\u0433\u0438, \u0434\u0435\u043c\u043e\u043d\u0441\u0442\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438, \u0437\u0430\u0431\u0430\u0441\u0442\u043e\u0432\u043a\u0438, \u043f\u0440\u0438 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u043a\u043e\u043e\u0440\u0434\u0438\u043d\u0438\u0440\u0443\u044e\u0442\u0441\u044f \u043c\u0430\u0441\u0441\u044b, \u043d\u0435\u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0430\u043a\u0438\u043c-\u043b\u0438\u0431\u043e \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430;\u00a0

- \u043e\u0434\u0438\u043d\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435 \u0430\u043a\u0446\u0438\u0438, \u043e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e \u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0437\u0430\u043c\u0435\u0442\u043d\u044b\u0435, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0438\u043c\u0435\u0442\u044c \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u0435\u0441;\u00a0

- \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u0430\u0440\u0442\u0438\u044f\u0445 \u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f\u0445, \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0432 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043e\u0439, \u0432 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u0438 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432;\u00a0

- \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d \u0432 \u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0430\u0445;\u00a0

- \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0436\u0430\u043b\u043e\u0431\u044b \u0432 \u0432\u044b\u0448\u0435\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0438\u0435 \u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0438\u043b\u0438 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d;\u00a0

- \u0441\u0435\u0442\u0435\u0432\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 - \u0431\u043b\u043e\u0433\u0438, \u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0433\u0430\u0437\u0435\u0442\u044b, \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0441\u0443\u0440\u0441\u044b \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442\u0430.\u00a0

\u041f\u0430\u0441\u0441\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0444\u043e\u0440\u043c\u044b \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u044f:\u00a0

- \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0430\u043f\u0430\u0442\u0438\u044f \u043a\u0430\u043a \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u044f \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d \u043a \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0443 \u0438, \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e, \u0432\u0441\u044f\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0432 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u0430\u0445;\u00a0

- \u0438\u0433\u043d\u043e\u0440\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043c\u0435\u0440\u043e\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u0439, \u0432\u0440\u043e\u0434\u0435 \u0441\u0443\u0431\u0431\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u043c\u0438\u0442\u0438\u043d\u0433\u043e\u0432 \u0438 \u0434\u0435\u043c\u043e\u043d\u0441\u0442\u0440\u0430\u0446\u0438\u0439, \u043f\u0440\u0438 \u043f\u0440\u0438\u0433\u043b\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0435\u043a\u043e\u043c\u0435\u043d\u0434\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u0440\u0438\u0439\u0442\u0438 \u043d\u0430 \u043e\u043d\u044b\u0435;\u00a0

- \u043d\u0435\u0434\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0447\u0435\u0433\u043e-\u043b\u0438\u0431\u043e, \u0432\u044b\u0437\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u043d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c\u0438 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430. \u041a \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u0443, \u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u0430\u044f \u0432\u044b\u043f\u043b\u0430\u0442\u0430, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0438\u043d\u0434\u0438\u0432\u0438\u0434\u0443, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043e\u043d \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u0431\u044f \u043e\u0441\u043a\u043e\u0440\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0435 \u0438\u0434\u0435\u0442 \u0435\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442\u044c, \u043c\u043e\u043b, \u0441\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e, \u043d\u0435 \u043d\u0430\u0434\u043e. ">]" data-test="answer-box-list">

1. Формы участия граждан в политической жизни.

1.
• Участие в собраниях,
митингах.
2.
• Агитация за ту или иную
политическую партию.
3.
• Обращения в парламент, в местные
законодательные органы с
предложениями, проектами.
4.
• Голосование, выборы,
референдум.

2. Голосование, выборы, референдумы

3. Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны.

4. Избирательные системы

Избирательная система представляет собой основной
демократический механизм формирования власти, который
создавался в течение длительного времени
Периодическая выборность
основных органов
государства
Признак
демократического режима
Избирательная система - особый политический институт,
связанный с организацией выборов политических деятелей,
способом проведения голосования и определения его результатов,
а также с распределением мандатов между партиями.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Конституция РФ, статья 32, п. 2.
Активное избирательное право
Право гражданина лично
участвовать в выборах в
качестве избирателя
Все граждане РФ,
достигшие 18 лет
(за исключением
недееспособных и
находящихся в местах
лишения свободы по
приговору суда).
Пассивное избирательное право
Право гражданина быть
избранным в органы
государственной власти
Условия:
1. Гражданство РФ;
2. Возраст;
3. Срок проживания;
4. Срок занятия должности.
(Президент РФ – с 35 лет)

6. Типы избирательных систем

Избирательные системы
Мажоритарная
избирательная
система
Пропорциональная
избирательная
система
Смешанная
избирательная
система

Мажоритарная (от фр. majoritaire —большинство) система –
система определения результатов выборов, согласно которой
избранным считается кандидат, набравший установленное
законом большинство голосов
Относительного большинства
Абсолютного большинства
Победившим считается
кандидат, набравший простое
большинство голосов.
Для победы на таких выборах
число набранных голосов
может быть менее 50%
Применяется в Индии, США
Избранным считается
кандидат, который набрал
абсолютное большинство
голосов, т. е. 50% + 1 голос.
Применяется при выборах
Президента в России
и во Франции
Для мажоритарной избирательной системы характерны
выборы по одномандатным округам
(территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты)

Мажоритарная избирательная система
Достоинства
1. Устанавливается прямая
ответственность избранного
депутата перед своими
избирателями и населением округа
2. Обеспечивает партиипобедителю значительное
большинство в парламенте,
позволяющее при парламентарных
и смешанных формах правления
формировать устойчивое
Правительство
3. Позволяет попасть в парламент
мелким партиям и
самовыдвиженцам, популярным
в том или ином месте.
Недостатки
1. Получившие незначительное
меньшинство могут быть вообще
не представлены во властных
структурах
2. Частая не результативность
выборов, которая приводит
либо к повторному, либо к
альтернативному голосованию
3. Практически исключает
возможность победы на выборах
маленькой партии
4. Чревато такими нарушениями,
как подкуп избирателей

Пропорциональная система - система представительства партий
и движений, основанная на том, что каждая партия получает в
представительном органе власти (парламенте) число мандатов
пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов
на выборах.
Применяется при
выборах депутатов
Государственной
Думы РФ, а также при
выборах в Израиле,
Италии и др.
Избирательный порог (барьер) –
наименьшее количество голосов
избирателей, необходимое для избрания
одного депутата при пропорциональной
системе голосования
Выборы в Государственную Думу РФ
избирательный барьер – 7%
Для пропорциональной избирательной системы характерны
выборы по партийным спискам (списки кандидатов, выдвигаемые
партиями политическими и избирательными объединениями
(блоками) на выборах)

Пропорциональная избирательная система
Достоинства
1. Представляет широкий спектр
политических партий, тем самым
отражая волю меньшинства;
2. Является гарантом
представительства в парламенте
мелких и средних партий.
Недостатки
1. Избранные по партийным
спискам депутаты не столько
ответственны перед избирателем,
сколько перед самой партией;
2. Избиратель выбирает не
отдельных персон, а список
кандидатов, которые в
большинстве своем ему не
известны;
3. Появление в парламенте
множества мелких фракций,
которые могут препятствовать
принятию нужных решений.

Смешанная система – система, при которой часть мест
распределяется в соответствии с мажоритарной
системой, а другая часть в соответствии с
пропорциональной избирательной
системой
Формируется
действительно
представительный
парламент
В большей степени благоприятна для
столичных партий, чем для местных
политических объединений и независимых
кандидатов

12. 3. Принципы демократического избирательного права

1. Принцип равенства - кандидаты имеют в процессе
выборов равные права, голоса избирателей равны (1 человек
– 1 голос).
2. Принцип всеобщности - любой дееспособный гражданин
имеет право быть как избирающим, так и избираемым.
Ограничения, накладываемые на действие данного принципа,
называют цензами. В РФ действуют два основных ценза возрастной ценз и ценз гражданства.
3. Принцип тайного голосования - все выборы
проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о
сделанном им выборе.
4. Принцип непосредственности - избиратель голосует
непосредственно за депутата, а не за выборщика, который
впоследствии будет голосовать за кандидата.

5. Принцип состязательности - выборы проводятся на
альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь
возможность выбора.
6. Принцип гласности - общественность может
осуществлять контроль за проведением выборов
7. Принцип свободы выборов - любой гражданин
участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право
оказывать на него давление.
8. Принцип ограничения срока выборов - выборы
нельзя откладывать или переносить, если для этого нет
веских причин, предусмотренных законодательством

14. 4. Голосование, выборы, референдум, плебисцит

Выборы - демократическая процедура, с помощью которой
определяются исполнители на некоторые ключевые позиции
в различных общественных структурах (государства, организации)
Рефере́ндум - форма непосредственного волеизъявления граждан,
выражающаяся в голосовании по наиболее значимым
вопросам общегосударственного, регионального или местного
масштаба.
Плебисци́т - опрос граждан, как правило, с целью определения
судьбы соответствующей территории или других вопросов
локального характера

Стадии избирательного процесса
Избирательный процесс – это содержащаяся в избирательном
законодательстве совокупность правил, регулирующих важнейшие
вопросы организации и проведения выборов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы участия граждан в политической жизни страны: выборы, референдум, государственная служба, обращения в органы власти, митинги, собрания, демонстрации. Значение свободы слова. опасность политического экстремизма

Актуализация темы

Участие граждан в политической жизни

Учитель истории и обществознания МБОУ Школы № 77 г.о.Самара Пугачева Наталья Владимировна

 План урока 1.Формы участия граждан в политической жизни . 2.Значение свободы слова 3.Опасность политического экстремизм а

1.Формы участия граждан в политической жизни .

2.Значение свободы слова

3.Опасность политического экстремизм а

Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей .

Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей .

Формы участия граждан в политической жизни страны 1. Выборы Работая в парах с текстом параграфа 6 (стр. 46 -47) , выполните задания: Что такое выборы? (работа со словарем); Объясните основные принципы избирательного права?

Формы участия граждан в политической жизни страны

Работая в парах с текстом параграфа 6 (стр. 46 -47) , выполните задания:

Формы участия граждан в политической жизни страны

Проверим себя:

Выборы – процедура избрания кого-либо путем голосования.

Избирательное право Избирательное право является всеобщим : принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет независимо от их социального положения, пола, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащие в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные судом недееспособными.

Избирательное право

Избирательное право является всеобщим :

принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет независимо от их социального положения, пола, вероисповедания, образования, места жительства.

Исключение составляют лица, содержащие в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные судом недееспособными.

Избирательное право Избирательное право является равным : каждый избиратель имеет лишь один голос.

Избирательное право

Избирательное право является равным :

каждый избиратель имеет лишь один голос.

Избирательное право Выборы в РФ являются прямыми : Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно.

Избирательное право

Выборы в РФ являются прямыми :

Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно.

Избирательное право Президент РФ избирается сроком на 6 лет. Депутаты Государственной Думы – сроком на 5 лет.

Избирательное право

Президент РФ избирается сроком на 6 лет.

Депутаты Государственной Думы – сроком на 5 лет.

Избирательное право Выборы в РФ проводятся путем тайного голосования : волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Избирательное право

Выборы в РФ проводятся путем тайного голосования :

волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Избирательное право Конституция РФ, статья 32. Граждане РФ имеют право избирать быть избранными Для избрания депутатом Государственной Думы – 21 год Для избрания Президентом РФ – 35 лет и проживание в РФ не менее 10 лет

Избирательное право

Конституция РФ, статья 32.

Граждане РФ имеют право

быть избранными

Для избрания депутатом Государственной Думы – 21 год

Для избрания Президентом РФ – 35 лет и проживание в РФ не менее 10 лет

Формы участия граждан в политической жизни страны 2. Референдум Работая в парах с текстом параграфа 6 (стр. 47 -48) , выполните задания: Что такое референдум? (работа со словарем); Сравните выборы и референдум, определите общее и различное.

Формы участия граждан в политической жизни страны

2. Референдум

Работая в парах с текстом параграфа 6 (стр. 47 -48) , выполните задания:

Формы участия граждан в политической жизни страны

Проверим себя:

2.Референдум

Референдум - решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателем.

Формы участия граждан в политической жизни страны Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) тайное голосование граждан 2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона 3) голосование за кандидатов на государственные должности 4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане Черты сходства Черты различия Ответ: 1423

Формы участия граждан в политической жизни страны

Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) тайное голосование граждан

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

3) голосование за кандидатов на государственные должности

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

Черты сходства

Черты различия

Формы участия граждан в политической жизни страны 3. Государственная служба Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Что это означает? (стр. 48).

Формы участия граждан в политической жизни страны

3. Государственная

Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Что это означает? (стр. 48).

Формы участия граждан в политической жизни страны 3. Государственная служба Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке; определенный порядок назначения на государственные должности.

Формы участия граждан в политической жизни страны

3. Государственная

Существует система конкурсов:

  • требования к профессиональной подготовке;
  • определенный порядок назначения на государственные должности.

Формы участия граждан в политической жизни страны

4. Обращение в органы государственной власти

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Формы участия граждан в политической жизни страны 5. Митинги, собрания, демонстрации Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. (Конституция РФ, ст.31). Существует определенный порядок организации собраний и митингов (работа с текстом параграфа 6, стр.50).

Формы участия граждан в политической жизни страны

5. Митинги, собрания, демонстрации

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. (Конституция РФ, ст.31).

Существует определенный порядок организации собраний и митингов

(работа с текстом параграфа 6, стр.50).

Формы участия граждан в политической жизни страны 5. Митинги, собрания, демонстрации Митинг - массовое собрание по поводу жизненно важных, в основном политических вопросов.

Формы участия граждан в политической жизни страны

5. Митинги, собрания, демонстрации

Митинг - массовое собрание по поводу жизненно важных, в основном политических вопросов.

Формы участия граждан в политической жизни страны 5. Митинги, собрания, демонстрации Демонстрация - массовое шествие с целью выражения общественно-политических настроений.

Формы участия граждан в политической жизни страны

5. Митинги, собрания, демонстрации

Демонстрация - массовое шествие с целью выражения общественно-политических настроений.

Значение свободы слова

Конституция РФ, статья 29.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

(работа с текстом параграфа 6, стр. 51).

Опасность политического экстремизма Экстремизм – это действия, которые создают угрозу для общества, государства, граждан. Какие действия являются проявлением политического экстремизма? (работа с текстом параграфа 6, стр.52).

Опасность политического экстремизма

Экстремизм – это действия, которые создают угрозу для общества, государства, граждан.

Какие действия являются проявлением политического экстремизма? (работа с текстом параграфа 6, стр.52).

Рефлексия: Закончите предложения: Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился…

Закончите предложения:

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Задание Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни? А . Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов. Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3

Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А . Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание В стране Z прошло всеобщее голосование по вопросу изменения системы пенсионного обеспечения. Такое участие граждан в политической жизни страны называется 1) референдумом 2) выборами 3) избирательным правом 4) абсентеизмом Ответ: 1

В стране Z прошло всеобщее голосование по вопросу изменения системы пенсионного обеспечения. Такое участие граждан в политической жизни страны называется

3) избирательным правом

Задание Верны ли суждения об участии граждан в политике? А. Референдум — один из способов участия граждан в принятии решений по важнейшим вопросам общественного устройства. Б. Митинги и демонстрации являются формой влияния граждан на власть. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3

Верны ли суждения об участии граждан в политике?

А. Референдум — один из способов участия граждан в принятии решений по важнейшим вопросам общественного устройства.

Степень эффективности развития политической системы, сущность общества в значительной мере зависит от уровня политической активности граждан, от того, насколько глубоко они осознают собственные интересы, а также от их желания реализовать возможности, обеспечиваемые различными вариантами политического участия.

Политическое участие

Степень потенциального участия может быть определена существующими политическими правами, реализация которых способствует разделению граждан на две группы:

  1. Политическая элита — та часть общества, которая сделала политику своим основным занятием, профессией;
  2. Рядовые граждане — часть общества, которая добровольно включается в политическую жизнь, проявив при этом активность, стремясь оказать влияние на государственную власть.

Учёные расходятся во мнениях, считать политическое участие деятельностью обеих упомянутых групп или только одной (рядовых граждан).

Среди основных функций политического участия следует выделить включение личности в систему властных отношений. Кроме того, посредством политического участия реализуется стремление индивида стать частью разнообразных форм, которые могут обеспечить жизнедеятельность и повлиять на индивидуальное развитие.

Политическое участие может быть непосредственным (или прямым) и опосредованным (или представительным). Основные формы проявления прямого участия:

  • голосование на выборах и референдумах;
  • встречи с политиками;
  • работа в политических партиях.

Реализация опосредованного участия осуществляется с помощью выбранных представителей (от партий либо от любых заинтересованных групп), которые получают определённые полномочия для принятия конкретных решений.

Упомянутым видам (формам) политического участия во многом соответствуют и некоторые политические роли: члена партии, избирателя и т. д. Как правило, политическое участие подразумевает конкретное действие. Причём участие должно основываться исключительно на добровольных началах и не может превращаться в обязанность (как, например, служба в армии или плата налогов). Не менее важным является действительность участия — наличие реальной альтернативы, выбора.

Существует несколько типов политического участия граждан. Участие граждан, которое является добровольным и свободным и преследует собственные личные или же групповые интересы, называется автономным. Участие, имеющее принудительный характер, называется мобилизованным. Мобилизованное участие не исключает возможности использования морального или финансового стимулирования. Основными формами подобного стимулирования можно считать премии или же предоставление отгулов. Мобилизованное участие характерно для тоталитарных и авторитарных политических режимов, в то время как автономное — для демократических режимов.

Кардинально противоположным политическому участию действием можно назвать безразличие и полное отсутствие интереса к политике, даже демонстративное неучастие — абсентеизм.

Какие же причины провоцируют подобное явление? В первую очередь — полнейшая апатия к проявлениям политической жизни. Зачастую основным мотивом является нежелание отвлекаться от собственных дел в пользу государства. Это характерно для развитых демократических стран, поскольку их граждане полностью уверены в своём будущем за счёт сохранения определённой стабильности.

Не менее важной причиной выступает разочарование граждан вследствие потери доверия к претендующим на власть политическим организациям и кандидатам. Подобная ситуация происходит при понижении уровня жизни, в ситуациях, когда проводимые реформы не обеспечивают быстрых результатов. Существенным элементом, обеспечивающим потерю доверия, следует назвать коррупцию во власти, чрезмерные злоупотребления чиновников. Проводимые в стране выборы приводят лишь к смене персоналий во властных структурах и не дают качественных изменений.

Ещё одной существенной причиной абсентеизма является неспособность граждан сделать качественный выбор. Это порождает неуверенность и желание избежать политического участия. Для преодоления абсентеизма такого рода необходимо обладание конкретными знаниями и умениями, которые связаны с избирательным процессом.

Читайте также: