Иностранные государства как субъекты природоресурсного права

Обновлено: 04.07.2024

Субъектами международного экологического права являются государства, а также международные организации (перед ними стоят две задачи: охрана ОС и рациональное использование природных ресурсов, которое будет соответствовать интересам человечества).

ООН (центр сосредоточения всех форм природоохранительного сотрудничества государств; располагает системой органов, занятых развитием международной природоохранительной деятельности государств):

1) при ГА имеется Научный комитет по действию атомной радиации, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях;

2) ЭКОСОС (предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам охраны ОС и дает рекомендации по этой проблеме ГА, членам ООН и специализированным учреждениям; при нем имеется Комитет по природным ресурсам);

3) региональные экономические комиссии;

4) специализированные учреждения ООН:

б) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (занимается изучением проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывает единые показатели загрязнения воздуха, анализирует законодательство отдельных стран по этому вопросу).

в) Международная морская организация (ИМО) (занимается вопросами охраны морской среды, разрабатывает конвенции по ее охране, созывает конференции по охране Мирового океана).

г) Продовольственная и с/х организация ООН (ФАО) (разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира и предлагает их государствам – членам для руководства, а также разрабатывает проекты конвенций по указанным вопросам).

д) Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (разрабатывает технико-юридические нормы и правила охраны ОС от авиационного шума).

6) Программа ООН по ОС (ЮНЕП) (основной орган ООН в области охраны ОС; должна выполнять роль ведущего природоохранительного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках ООН).

Направления природоохранительной деятельности ЮНЕП (охрана отдельных природных объектов; борьба с различными видами вредного воздействия; рациональное использование природных ресурсов; создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием ОС (мониторинг); изучение экономических особенностей развития населенных пунктов; разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности).

Функциональные программы ЮНЕП (информация по ОС, оценка ее состояния и раннее оповещение; разработка экологической политики и природоохранное законодательство; проведение природоохранной политики; технология, промышленность и экономика; региональное сотрудничество; сотрудничество с механизмами конвенций; фонд глобальной ОС).

Всемирный союз охраны природы (членами являются государства, правительственные учреждения и организации, международные и национальные неправительственные организации):

1) активно участвовал в разработке международных норм и правил по сохранению биоразнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов;

2) оказывает помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране ОС;

3) активно участвует в международном нормотворчестве (им подготовлены проекты многих действующих конвенций; разработан проект Международной хартии по ОС и развитию, Всемирной стратегии по охране природы 1980, Стратегии по поддержке жизненного уровня на должном уровне 1991).




Европейский союз (политика Сообщества в отношении ОС имеет цели сохранения, защиты и улучшения состояния ОС; защиты здоровья людей; достижения разумного и рационального использования природных ресурсов; содействия на международном уровне мерам, относящимся к региональным и международным проблемам ОС).

Принципы экологической деятельности ЕС (превентивных действий; предосторожности; возмещения ущерба ОС; ответственности загрязнителя).

Европейское агентство по ОС (основной орган ЕС в природоохранной деятельности; осуществляет деятельность по вопросам качества воздуха, воды, загрязнениям, состоянию почвы, фауны и флоры, землепользования и природных ресурсов, регулирования отходов, шумового загрязнения, химических веществ, наносящих вред ОС).

Работу по кодификации и прогрессивному развитию международного экологического права проводят (Всемирный фонд охраны дикой живой природы, Международный институт по ОС и развитию, Международный совет по природоохранительному праву).

Объекты природоресурсных отношений - это те блага, на получение которых направлены действия природопользователя. В природоресурсном праве объектами отношений может являться не только определённый природный ресурс как имущество, но и права пользования этим ресурсом.

Необходимо различать понятия природного блага, природного ресурса и природного объекта.

Природные блага - совокупность природных ресурсов и природных условий, которые используются или могут быть использованы человеком. Природные условия (климатические, географические, экологические и др.) определяются совокупностью различных характеристик окружающей среды, отражают её состояние. Поэтому они не могут быть извлечены, отделены от окружающей среды. Природные ресурсы представляют собой совокупность веществ или качеств природных объектов, полезные свойства которых используются или могут быть использованы человеком. Природный объект - ограниченный в пространстве комплекс взаимосвязанных материальных элементов природы естественного происхождения. Объектами природоресурсных отношений могут являться только объекты естественного происхождения, находящиеся в окружающей природной среде, а также природно-техногенные объекты.

Интересы природопользователя направлены на извлечение определённого природного ресурса и могут быть удовлетворены за счёт их добычи из самых разных природных объектов (месторождения, водоёма, лесного участка и т.п.). Поэтому можно говорить о том, что общим объектом природоресурсных отношений является определённый природный ресурс. Вместе с тем в пользование всегда предоставляется не абстрактный ресурс, а указанный в лицензии, решении, договоре, соглашении конкретный, индивидуализированный в определённых границах природный объект. Таким образом, непосредственным объектом природоресурсных отношений является локализованный в пространстве природный ресурс, заключённый в определённом природном объекте.

И непосредственный, и общий объект природоресурсных отношений являются, чаще всего, материальными объектами.

Но интересы ре- сурсопользователя могут удовлетворяться и путём использования нематериальных благ. К таким нематериальным объектам (благам) в природоресурсном праве следует отнести информацию о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, местах и условиях их расположения и залегания.

Право собственности на природные ресурсы, рассматриваемое как правовой институт и как совокупность правомочий собственника, занимает ключевое место в природоресурсном праве. Отношения собственности на природные ресурсы включаются в предмет природоресурсного права в той мере, в какой они не урегулированы гражданским правом. Статья 129 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Совокупность правых норм природоресурсного права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, образует право собственности на природные ресурсы в объективном смысле. Право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле - совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению недрами, водами, лесами, объектами животного мира и другими природными ресурсами.

Формы права собственности на природные ресурсы закреплены в ст. 9 Конституции РФ, установившей, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Несмотря на то, что среди всех форм собственности на природные ресурсы первой указана частная, большинство природных ресурсов находится в государственной собственности: федеральной собственности или собственности субъектов Федерации. Отдельные природные ресурсы могут находиться в собственности муниципальных образований, юридических и физических лиц.

Федеральная государственная форма собственности установлена природоресурсным законодательством на недра, водные объекты (за исключением принадлежащих на праве собственности субъектам Федерации, муниципальным образования, физическим и юридическим лицам), лесные участки в составе земель лесного фонда, животный мир.

Необходимость установления государственной собственности на природные ресурсы определяется тем, что природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов России.

Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Россия не производит разведку или не разрабатывает минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации.

Природные лечебные ресурсы могут находиться как в федеральной государственной собственности, так и в государственной собственности субъектов Федерации.

Частная и муниципальная формы собственности на природные ресурсы в настоящее время не находят широкого закрепления в природоресурсном законодательстве. В муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц могут находиться лишь пруды и обводнённые карьеры, расположенные на земельном участке, принадлежащем лицу на праве собственности. Формы собственности на лесные участки вне состава земель лесного фонда определяются в соответствии с земельным законодательством. Муниципальная и частная формы собственности на объекты животного мира, недра, природные лечебные ресурсы природоресурсным законодательством не предусмотрены.

Следует различать оборот природных ресурсов и оборот прав на природные ресурсы. Конкретный природный ресурс обладает свойствами индивидуально-определённой вещи, право пользования ресурсом является имущественным правом. Природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, исключены из гражданского оборота. Оборот прав на них (например, уступка, переход права ресурсопользования) осуществляется в пределах, установленных природоресурсным законодательством.

Государство в нашей стране может владеть всеми видами природных ресурсов - землёй, недрами, лесами, водами, животным миром, но по некоторым видам природных ресурсов их собственником может быть преимущественно (а порой и только) государство. Отсутствие права собственности у кого-либо на атмосферный воздух не исключает ведущей роли государства в регулировании его охраны, установлении квот вредных выбросов, взыскании им платежей за их превышение и за загрязнение атмосферного воздуха232. В научных исследованиях проводится мысль о необходимости объявления права собственности на воз- дух233, что осуществлено в Беларуси, КНР.

Однако идея объявления государственной собственности на воздух (воздушное пространство) представляется труднообъяснимой и едва ли имеющей практические последствия, поскольку этот природный ресурс неотчуждаем и лицам может только предоставляться право пользоваться им в тех или иных целях.

Отношения, возникающие в ходе получения такой информации, регулируются природоресурсным законодательством, после чего информация, полученная ресурсопользователем, может становиться объектом гражданско-правового оборота. В этом случае соответствующие отношения регулируются нормами гражданского права с особенностями, предусмотренными природоресурсным правом.

Нормы, устанавливающие обязанности природопользователей по предоставлению информации об использовании природных ресурсов, о состоянии соответствующих природных ресурсов и объектов, предусмотрены также Водным кодексом РФ (ст.

Объекты природоресурсных отношений целесообразно классифицировать по видам природных ресурсов. Общим объектом водных отношений являются воды, а в качестве непосредственных объектов выступают водные объекты.

Объекты лесных отношений указаны в Лесном кодексе РФ. Общим объектом лесных отношений являются леса, расположенные на землях лесного фонда и землях других категорий. При добыче лесных ресурсов непосредственными объектами будут выступать отдельные природные ресурсы, расположенные в пределах лесного участка: древесина, живица, недревесные лесные ресурсы, пищевые лесные ресурсы и лекарственные растения. В случае использования лесных участков в целях, не связанных с извлечением лесных ресурсов (ведение охотничьего или сельского хозяйства, научно-исследовательская деятельность и др.), непосредственным объектом выступает сам лесной участок, на котором осуществляется соответствующая деятельность.

Разновидностями природных ресурсов в их широком понимании являются такие энергетические ресурсы, как энергия морских приливов, геотермальных источников и др. Энергетика морских приливов не может являться объектом природоресурсных отношений, поскольку приливно-отливные гидроэлектростанции не потребляют вещественные (живые или неживые) ресурсы морских вод, а лишь преобразуют их кинетическую энергию в другой вид энергии - электрическую. Возникающие при строительстве и эксплуатации приливных электростанций отношения будут регулироваться природоресурсным правом в той мере, в какой строительство и эксплуатация таких электростанций как гидротехнических сооружений оказывает воздействие на водный объект (воды территориального моря, исключительной экономической зоны России). То же относится и к кинетической энергии воздушных потоков, солнечной энергии. Использование геотермальных ресурсов регулируется природоресурсным правом в случаях, когда термальные воды используются в качестве горячей, но всё же воды, либо если они используются как природные лечебные ресурсы, а также постольку, поскольку для извлечения термальных вод необходимы бурение и эксплуатация подземных скважин. В этих случаях применяются нормы водного и горного права.

Природоресурсное право наделяет участников общественных отношений способностью выступать в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей по использованию природных ресурсов. Тем самым они становятся субъектами природоресурсного права, получают потенциальную возможность приобретать права и исполнять обязанности, устанавливаемые нормами природоресурсного права, то есть приобретают природоресурсную правосубъектность.

Субъектами природопользования могут являться лица, отвечающие требованиям, которые устанавливаются природоресурсным законодательством. Право общего природопользования определяет общую природоресурсную правосубъектность лица - его способность иметь права и осуществлять их, нести обязанности по использованию природных ресурсов без специального разрешения. Обычно такое использование ресурса не связано с его добычей. Добыча природного ресурса при общем природопользовании (например, при заборе воды, сборе грибов, ягод и т.п.) допускается только в целях личного потребления.

Общей природоресурсной правосубъектностью наделены все физические лица, вне зависимости от их возраста. Специальная природоресурсная правосубъектность, то есть способность иметь права и обязанности природопользователя, обусловлена тем, что поиск, разведка, добыча природных ресурсов могут осуществляться лицом лишь при условии заключения договора на использование ресурса (наличии лицензии, решения) и возникает у гражданина с момента возникновения дееспособности в полном объеме, у юридического лица - с момента его государственной регистрации.

Участники природоресурсных отношений, выступающие на стороне ресурсодержателя, наделены государственно-властными полномочиями. От имени Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований в природоресурсных отношениях участвуют их органы в пределах своей компетенции. Поэтому в природоресурсной правосубъектности можно выделить активную и пассивную правосубъектность.

Активная правосубъектность - это правосубъектность, которой наделены органы, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере природопользования, органы государственной власти и управления. Объём такой правосубъектности определяется нормативными правовыми актами, устанавливающими компетенцию соответствующих государственных органов.

Законодатель выделяет две группы субъектов, участвующих в использовании природных ресурсов: участники природоресурсных отношений, в число которых входят Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица, и ресурсопользователи. Ресурсопользователи - это лица, которым права пользования природными ресурсами предоставлены в порядке, установленном природоресурсным законодательством, то есть на основании лицензии, решения, договора, соглашения.

Субъектов природоресурсного права можно разделить на две группы по их отношению к природным ресурсам. Ресурсодержателем может быть собственник природного ресурса, а также органы, уполномоченные государством, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществлять функции управления использованием природных ресурсов. Кроме физических и юридических лиц, как указывалось, пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут являться объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица.

Права пользования природными ресурсами могут быть предоставлены лицам в силу закона (право общего природопользования, право собственников и владельцев земельных участков на добычу в их границах общераспространённых полезных ископаемых). В других случаях право природопользования предоставляется на основании административного акта (лицензия, решение), договора, или сложного юридического состава (соглашение, лицензия и др.).

Природоресурсное законодательство выделяет два вида субъектов природоресурсных отношений. Однако существуют и иные участвующие в них лица, которых невозможно отнести ни к одной из перечисленных групп. Это, например, лица, привлекаемые природопользовате- лем для выполнения определённых работ по природопользованию на основе договоров подряда. Имея только финансовые средства, недропользователь может использовать предоставленный ему участок недр, заключив договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием. При этом ответственность за нарушение законодательства о недрах, условий пользования предоставленным участком недр возложена на недропользо-

Субъекты природоресурсного права для того, чтобы стать ресурсо- пользователями, вступают в отношения по получению лицензий, заключению договоров и др. Представительные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления территорий проживания коренных малочисленных народов, на которых предполагается проведение работ по использованию природных ресурсов, участвуют в заключении договоров и соглашений в целях защиты прав и интересов таких народов.

Таким образом, субъекты природоресурсного права - это: 1) собственники природных ресурсов и лица, осуществляющие предоставленные им права по управлению использованием природных ресурсов; 2)

природопользователи; 3) иные субъекты природоресурсного права, не являющиеся природопользователями, права и интересы которых могут быть затронуты природопользованием.

Коренные малочисленные народы, являясь субъектами природоресурсного права, могут выступать в двух качествах: как субъекты традиционного природопользования и как народы, права и интересы которых могут быть нарушены при осуществлении природопользования другими лицами.

Традиционные земли, природа в целом являются неотъемлемой частью культуры, быта, религии, жизни и главной опорой выживания, существования и развития коренных народов236. Как отмечает Ф.Р. Ана- нидзе, все коренные сообщества имеют и сохраняют полный свод правил различного рода, принятых в отношении владения и сохранения земли в качестве территориальной основы существования такого народа как такового237. Развитие техники, новых технологий неизбежно оказывает воздействие на методы хозяйствования и характер промыслов. Но и при этом представители коренных народов не утрачивают своих традиционных навыков, направленных на защиту среды их обитания. Так, оленеводы сопровождают оленьи стада и направляют их по путям, которые обеспечивают оленям необходимый корм, но не приводят к необратимой гибели растительности. Рыболовы стремятся защищать места нерестилищ рыбы от хищнического лова и тем самым сохраняют водные богатства в местах своего проживания для следующих поко-

Читайте также: