Информация как объект правоотношений представляет собой совокупность сведений нематериальный объект

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрение информации как объекта правоотношений различных сфер деятельности личности, общества и государства, в том числе сферы информационной безопасности, неразрывно связано с рассмотрением и уточнением понятия и сущности правовой информации. Рассмотренные выше, и используемые специалистами и учеными дефиниции и содержание информации [89, 100-102, 109], позволяют утверждать следующее:

1) правовая информация является разновидностью информации, ее видовым понятием;

2) в силу первого утверждения, все признаки (свойства) информации присущи и понятию правовой информации;

3) правовая информация имеет специфические особенности, определяющие ее содержание и выделяющие ее в самостоятельное понятие, которое до 70-х годов в юридической литературе не использовалось, а все информационные проблемы права решались в рамках понятий "источник права", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и т.п.;

4) сферы деятельности личности, общества и государства, предопределяют многообразие содержания правовой информации, отражающей многофункциональный объект, которая создается и потребляется во всех сферах деятельности, обеспечивает решение многочисленных задач, стоящих перед различными субъектами, в том числе органами государственной власти, местного самоуправления и др.;

5) разнообразие направлений и сфер деятельности личности, общества и государства, использующих информацию и кибернетические методы в исследование правовых проблем, обусловили необходимость обобщения и формирования единого понятийного аппарата в информационной сфере, в том числе понятия правовой информации;

6) в силу того, что информация является сложным объектом, определяемым большим разнообразием ее форм и видов, то регулирование информационных отношений в рамках одного правового института затруднено, что и определило содержание имеющихся понятий правовой информации [89, 142, 144], несмотря на их адекватное содержание;

7) последнее положение подтверждает актуальность применения комплексного подхода к формированию понятия и содержания правовой информации, с одновременным и взаимосвязанным учетом и применением различных правовых институтов.

Формирование понятия правовой информации, осуществляется с учетом рассмотрения информационно-смыслового содержания правовых норм, которые содержат действующие виды нормативных правовых актов, классы законов, документы судебной, арбитражной, нотариальной практики и др.) [142,150,202]. Это позволяет не только уточнить ее содержание, но и отличить ее от других видов, в том числе политической, научной и др., а также выделить ее особенности, свойства как объекта права, определяющие место и роль информации в правовой системе, механизм обеспечения общественных отношений в информационной сфере и сфере информационной безопасности. Особенности и свойства правовой информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина [142, 144].

Свойство физической неотчуждаемости информации от ее производителя или передающего субъекта, отражает то, что при передаче информации другому лицу процесс отчуждения информации должен заменяться передачей прав на ее использование и, информация уже передается вместе с этими правами.

Свойство обособляемости информации характеризует то, что информация существует в виде знаков, волн, вследствие чего она обособляется от своего производителя и существует независимо и отдельно от него.

Свойство информационной вещи характеризует то, что информация всегда отображается на материальном объекте и состоит из самой информации и ее носителя. В этой связи появляется сложное понятие – информационной вещи (информационного объекта).

Свойство распространения информации характеризуется ее способностью распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания.

Свойство организационной формы отражает то, что информация всегда представляется в определенных формах – документах, массивах, библиотеках, фондах и т.п.

Однако эти свойства правой информации не в полной степени отражают ее содержание, которое также определяется также характером общественных отношений, методами их регулирования. При этом качество регулирования отношений в информационной сфере определяется эффективностью правовых норм, зависящих от свойств правовой информации. Смысловое содержание правовой информации формирует ее прагматическую ценность, которая состоит в обязательности выполнения правовых норм для личности, общества и государства.

В настоящее время в рамках существующего понятийного аппарата правовой информации как объекта права, рассматривается ее классификация по следующим основаниям:

1) видам источников информации (люди, документы, публикации, технические носители, продукция, технические средства обеспечения производственной деятельности);

2) роли информации в правовой системе (правовая и неправовая, нормативная правовая и ненормативная правовая);

3) степени доступа к информации (открытая, ограниченного доступа, конфиденциальная);

4) степени официальности (официальная и неофициальная);

5) объектам оборота (информация как объект самостоятельного оборота, информация, сопровождающая деятельность субъектов);

6) видам информации (массовая, о гражданах, конфиденциальная, статистическая, архивная);

7) организационным формам представления (документальная, архивный документ, информационные ресурсы, информационные продукты);

8) виду носителя (бумажная, магнитная, электронная и др.);

9) источнику возникновения (первичная, вторичная);по видам нормативных правовых актов (законная, подзаконная).

Этот далеко не окончательный вариант классификации дает представление об информации как об объекте сложных, многоплановых общественных отношений в информационной сфере и сфере обеспечения ИБ. Здесь любая информация, в том числе и правовая, рассматривается с позиции принятия эффективного управленческого решения, что требует определенного качества информация. Получение такой информации предполагает организацию надлежащего информационного процесса, который рассматривается как механизм реализации информационных прав, свобод и обязанностей. В свою очередь, реализация информационного процесса должна осуществляться с учетом требований к качеству правовой информации.

К правовой информации предъявляются требования [166]: истинности (объективности), достоверности; полноты; точности; своевременности, однозначности, релевантности, пертинентности, актуальности, ценности, стоимости, безопасности и др.[133, 202].

Основные виды информационных процессов, понятия и содержание которых рассматривается в действующих нормативных правовых актах [9, 18] могут быть представлены относительно полным множеством сложившихся в информационной сфере видов информационных процессов: производства (создания), передачи, распространения, сбора, накопления, хранения, поиска, получения, потребления информации (в общем, широком смысле – обработки информации), создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. В действующем законодательстве информационные процессы закреплены как процессы формирования и оборота информации или как этапы жизненного цикла информации, находящейся в обороте личности, общества и государства.

Информационных процессы характеризуются следующим:

– содержание информационной сферы, связанной с обработкой информации (в широком смысле), информационным процессом и отображает декларируемый Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами оборот информации;

– содержание информационной сферы отражает законодательно определенные информационные процессы, возникающие при их реализации информационные отношения;

– формирование относительно полного множества информационных отношений можно осуществить путем декомпозиции содержания рассмотренной информационной сферы на ряд предметных областей [142], представляющих объекты информационной деятельности, информационной сферы, видов деятельности в них (научно-исследовательская, правовая, производственная, проектная, эксплуатационная и другие) [166], определив для них соответствующие категории права (ограничение права, обязанность, ответственность), рис.1.2.


Рис.1.2. Содержание метода формирования

К особенностям информационных отношений [150] применительно к сфере информационной безопасности можно отнести:

– отношения, определяемые объектом изучаемой сферы, то есть информацией, информационными ресурсами, информационными системами, представленными характерными признаками, свойствами, особенностями;

– информационные отношения, проявляемые в действиях (поведении) субъектов при осуществлении ими информационных процессов;

– информационные отношения, отражающие специфику, проявляющуюся и в значительной степени обусловленную особенностями, свойствами субъектов, представляющих угрозу объекту.

В рассматриваемых информационном процессе и информационных отношениях существенное влияние на свойства информации оказывают характеристики правонарушений, которые представляют большое разнообразие угроз информации и информационным ресурсам.

В качестве объекта правоотношений, в том числе и гражданских (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации), информация должна обладать следующими признаками:

– существующие сведения неизвестны третьим лицам, сторонам;

– к сведениям нет доступа на незаконном основании;

– собственник информации принимает меры для обеспечения их конфиденциальности. Рассмотрение информации как объекта правоотношений предполагает и необходимость ее юридической защиты, как объекта права собственности [14…17], наряду с обеспечением доступа и других другими процедурами обращения с ней. Такой подход к информации объясняется тем, что историческим и традиционным объектом права собственности является материальный объект (известное вещное право).

С другой стороны, информация, не являясь материальным объектом окружающего мира. Представляемая как отражение действительности, в сознании человека, она все же неразрывно связана с материальным носителем. Такими носителям являются, прежде всего, мозг человека или отчужденные от человека материальные носители (книга, дискета, электронная система памяти предметы, и в целом системы, средства искусственного происхождения). С учетом этого, существует обоснованный подход [17], предусматривающий рассмотрение информации и информационных отношений с позиций вещного права, а также с позиций комплексного использования отечественного законодательства, в том числе и его норм, не относящихся к вещному праву. Такой подход к объекту информационных отношений может быть объяснен следующее положениями.

Рассматривая информацию как отражение действительности объектом окружающего мира, можно говорить об информации как об абстрактной субстанции, существующей самой по себе. Однако ее хранение, передача невозможны без материального носителя. Известно, что информация, как объект права собственности копируема (тиражируема) за счет материального носителя.

С другой стороны, информация – как объект права собственности легко перемещается от одного к другому субъекту права собственности без очевидного (заметного) нарушения права собственности на информацию. Но перемещение материального объекта к другому субъекту права собственности неизбежно и, как правило, влечет за собой утрату этого объекта первоначальным субъектом права собственности. При этом очевидно нарушение права собственности, которое имеет место лишь в случае неправомерного перемещения того или иного материального объекта. Опасность копирования и перемещения информации усугубляется тем, что она, как правило, отчуждаема от собственника (хранится и обрабатывается в сфере доступности большого числа субъектов, не являющихся субъектами права собственности на эту информацию). Это особенно характерно для автоматизированных систем обработки информации, информационно-вычислительных и других информационных систем.

Рассмотрев особенности информации как объекта права собственности, можно сделать вывод, что в остальном информация ничем не отличается от традиционных объектов права собственности и предполагает три правомочия собственника, составляющие содержание (элементы) права собственности [18]: право владения, право распоряжения, право пользования.

Субъект права собственности на информацию может передать часть своих прав (распоряжение), не теряя их сам, другим субъектам, например "хранителю", то есть, владельцу материального носителя информации (это владение или пользование) или пользователю (это пользование и может быть владение).

Известно [14, 19] содержанием рассмотренных прав.

Право распоряжения информацией подразумевает исключительное право (никто другой, кроме собственника) определять, кому эта информация может быть предоставлена (во владение и пользование).

Право владения подразумевает владение этой информацией в неизменном виде.

Право пользования - право использовать эту информацию в своих интересах.

Реализация этих прав имеет ряд особенностей

Во-первых, к информации кроме субъекта права собственности на нее могут иметь доступ другие субъекты права собственности как законно, санкционировано (это – субъекты права на элементы права собственности), так и незаконно, несанкционированно.

Во-вторых, в связи с первым положением, возникает сложная система взаимоотношений между субъектами права собственности, обуславливающая способы их реализации, и, следовательно, направления формирования системы правовой защиты, обеспечивающие предотвращение нарушений прав собственности на информацию.

В третьих, в действующем законодательстве [20…39], результатах исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов по вопросам правового регулирования процесса защиты информации [40…42] рассматриваются положения, касающиеся рассматриваемых прав владения, пользования, распоряжения.

В четвертых, несмотря на ряд особенностей, информация, наряду с традиционными материальными объектами, она может и должна рассматриваться законом как объект права собственности. Регулирование возникающих здесь общественных отношений будет зависеть от специфики объектов права собственности.

Учитывая рассмотренные особенности информации как объекта права собственности (копируемость, перемещаемость, отчуждаемость), закон должен регулировать отношения субъектов и объектов права собственности на информацию в целях защиты прав собственника, законных владельцев, пользователей информации. Это обеспечит защиту информационной собственности от различных угроз, в том числе разглашения, утечки, несанкционированного ознакомления, обработки, копирования, модификации или уничтожения, в целом от несанкционированного доступа (НСД), и нарушения ее целостности, а также позволит выработать определить меры ответственности за нарушение права собственности на информацию, а также других противоправных действий, обусловливающих снижение качества информации и ее уничтожение, изменение ее статута, нарушения качества информационных процессов и функционирования информационных систем.

Информация как объект собственности конкретного собственника может фиксироваться в зависимости от вида информации в государственных (или частных) регистрах, кадастрах. Таких как, например Комитет по делам изобретений, Патентный фонд, Государственный фонд алгоритмов и программ и т. д.

Действующие нормативные правовые акты по защите информационной собственности [27, 28, 35, 39] в определенной мере обеспечивают регулирование информационных отношений, возникающих в связи с широким использование новых информационных технологий, и прежде всего, микропроцессорных систем, ЭВМ и на их основе организационных, технических и программных способов и средства защиты информации. Такое состояние требует более детального рассмотрения содержания и особенностей компьютерной информации и ее защиты. Эти вопросы целесообразно рассмотреть в соответствующих разделах по информационной безопасности и правовой защиты компьютерной информации.

Не менее сложной и важной является защита интеллектуальной собственности, охватывающая авторское, изобретательское и другие права, относящиеся в целом к интеллектуальной деятельности человека и регулирующая отношения по созданию и использованию изобретений, открытий науки, произведений литературы, искусства и т.д. Здесь в качестве объекта права собственности следует рассматривать продукт интеллектуальной собственности, представляющий информацию. Это позволяет относить защиту интеллектуальной собственности к проблемам защиты информации как объекта права собственности или проблемам защиты информационной собственности.

Рассматривая содержание информации, как объект права, можно выделить некоторые ее основные виды, подлежащие правовой защите, в том числе: сведения отнесенные к государственной тайне; конфиденциальную документированную информацию, определяемую собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании действующего законодательства; персональные данные и др.

Таким образом, правовое регулирование отношений в информационной сфере и сфере информационной безопасности:

– представляет собой форму государственного регулирования взаимоотношений граждан, общества и государства, представляющую информационные отношения участников в информатизации, которые осуществляются в соответствии с требованиями действующих правовых норм;

– предполагает осознание субъектами права своих прав и обязанностей в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований, то есть обязанностей и дозволения.

Механизм правового регулирования в области информационных отношений, в том относящихся и к процессу обеспечения информационной безопасности представляет собой единую систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в сфере информатизации.

Рассмотрение информации как объекта правоотношений различных сфер деятельности личности, общества и государства, в том числе сферы информационной безопасности, неразрывно связано с рассмотрением и уточнением понятия и сущности правовой информации. Рассмотренные выше, и используемые специалистами и учеными дефиниции и содержание информации [89, 100-102, 109], позволяют утверждать следующее:

1) правовая информация является разновидностью информации, ее видовым понятием;

2) в силу первого утверждения, все признаки (свойства) информации присущи и понятию правовой информации;

3) правовая информация имеет специфические особенности, определяющие ее содержание и выделяющие ее в самостоятельное понятие, которое до 70-х годов в юридической литературе не использовалось, а все информационные проблемы права решались в рамках понятий "источник права", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и т.п.;

4) сферы деятельности личности, общества и государства, предопределяют многообразие содержания правовой информации, отражающей многофункциональный объект, которая создается и потребляется во всех сферах деятельности, обеспечивает решение многочисленных задач, стоящих перед различными субъектами, в том числе органами государственной власти, местного самоуправления и др.;

5) разнообразие направлений и сфер деятельности личности, общества и государства, использующих информацию и кибернетические методы в исследование правовых проблем, обусловили необходимость обобщения и формирования единого понятийного аппарата в информационной сфере, в том числе понятия правовой информации;

6) в силу того, что информация является сложным объектом, определяемым большим разнообразием ее форм и видов, то регулирование информационных отношений в рамках одного правового института затруднено, что и определило содержание имеющихся понятий правовой информации [89, 142, 144], несмотря на их адекватное содержание;

7) последнее положение подтверждает актуальность применения комплексного подхода к формированию понятия и содержания правовой информации, с одновременным и взаимосвязанным учетом и применением различных правовых институтов.

Формирование понятия правовой информации, осуществляется с учетом рассмотрения информационно-смыслового содержания правовых норм, которые содержат действующие виды нормативных правовых актов, классы законов, документы судебной, арбитражной, нотариальной практики и др.) [142,150,202]. Это позволяет не только уточнить ее содержание, но и отличить ее от других видов, в том числе политической, научной и др., а также выделить ее особенности, свойства как объекта права, определяющие место и роль информации в правовой системе, механизм обеспечения общественных отношений в информационной сфере и сфере информационной безопасности. Особенности и свойства правовой информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина [142, 144].

Свойство физической неотчуждаемости информации от ее производителя или передающего субъекта, отражает то, что при передаче информации другому лицу процесс отчуждения информации должен заменяться передачей прав на ее использование и, информация уже передается вместе с этими правами.

Свойство обособляемости информации характеризует то, что информация существует в виде знаков, волн, вследствие чего она обособляется от своего производителя и существует независимо и отдельно от него.

Свойство информационной вещи характеризует то, что информация всегда отображается на материальном объекте и состоит из самой информации и ее носителя. В этой связи появляется сложное понятие – информационной вещи (информационного объекта).

Свойство распространения информации характеризуется ее способностью распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания.

Свойство организационной формы отражает то, что информация всегда представляется в определенных формах – документах, массивах, библиотеках, фондах и т.п.

Однако эти свойства правой информации не в полной степени отражают ее содержание, которое также определяется также характером общественных отношений, методами их регулирования. При этом качество регулирования отношений в информационной сфере определяется эффективностью правовых норм, зависящих от свойств правовой информации. Смысловое содержание правовой информации формирует ее прагматическую ценность, которая состоит в обязательности выполнения правовых норм для личности, общества и государства.

В настоящее время в рамках существующего понятийного аппарата правовой информации как объекта права, рассматривается ее классификация по следующим основаниям:

1) видам источников информации (люди, документы, публикации, технические носители, продукция, технические средства обеспечения производственной деятельности);

2) роли информации в правовой системе (правовая и неправовая, нормативная правовая и ненормативная правовая);

3) степени доступа к информации (открытая, ограниченного доступа, конфиденциальная);

4) степени официальности (официальная и неофициальная);

5) объектам оборота (информация как объект самостоятельного оборота, информация, сопровождающая деятельность субъектов);

6) видам информации (массовая, о гражданах, конфиденциальная, статистическая, архивная);

7) организационным формам представления (документальная, архивный документ, информационные ресурсы, информационные продукты);

8) виду носителя (бумажная, магнитная, электронная и др.);

9) источнику возникновения (первичная, вторичная);по видам нормативных правовых актов (законная, подзаконная).

Этот далеко не окончательный вариант классификации дает представление об информации как об объекте сложных, многоплановых общественных отношений в информационной сфере и сфере обеспечения ИБ. Здесь любая информация, в том числе и правовая, рассматривается с позиции принятия эффективного управленческого решения, что требует определенного качества информация. Получение такой информации предполагает организацию надлежащего информационного процесса, который рассматривается как механизм реализации информационных прав, свобод и обязанностей. В свою очередь, реализация информационного процесса должна осуществляться с учетом требований к качеству правовой информации.

К правовой информации предъявляются требования [166]: истинности (объективности), достоверности; полноты; точности; своевременности, однозначности, релевантности, пертинентности, актуальности, ценности, стоимости, безопасности и др.[133, 202].

Основные виды информационных процессов, понятия и содержание которых рассматривается в действующих нормативных правовых актах [9, 18] могут быть представлены относительно полным множеством сложившихся в информационной сфере видов информационных процессов: производства (создания), передачи, распространения, сбора, накопления, хранения, поиска, получения, потребления информации (в общем, широком смысле – обработки информации), создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. В действующем законодательстве информационные процессы закреплены как процессы формирования и оборота информации или как этапы жизненного цикла информации, находящейся в обороте личности, общества и государства.

Информационных процессы характеризуются следующим:

– содержание информационной сферы, связанной с обработкой информации (в широком смысле), информационным процессом и отображает декларируемый Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами оборот информации;

– содержание информационной сферы отражает законодательно определенные информационные процессы, возникающие при их реализации информационные отношения;

– формирование относительно полного множества информационных отношений можно осуществить путем декомпозиции содержания рассмотренной информационной сферы на ряд предметных областей [142], представляющих объекты информационной деятельности, информационной сферы, видов деятельности в них (научно-исследовательская, правовая, производственная, проектная, эксплуатационная и другие) [166], определив для них соответствующие категории права (ограничение права, обязанность, ответственность), рис.1.2.


Рис.1.2. Содержание метода формирования

К особенностям информационных отношений [150] применительно к сфере информационной безопасности можно отнести:

– отношения, определяемые объектом изучаемой сферы, то есть информацией, информационными ресурсами, информационными системами, представленными характерными признаками, свойствами, особенностями;

– информационные отношения, проявляемые в действиях (поведении) субъектов при осуществлении ими информационных процессов;

– информационные отношения, отражающие специфику, проявляющуюся и в значительной степени обусловленную особенностями, свойствами субъектов, представляющих угрозу объекту.

В рассматриваемых информационном процессе и информационных отношениях существенное влияние на свойства информации оказывают характеристики правонарушений, которые представляют большое разнообразие угроз информации и информационным ресурсам.

В качестве объекта правоотношений, в том числе и гражданских (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации), информация должна обладать следующими признаками:

– существующие сведения неизвестны третьим лицам, сторонам;

– к сведениям нет доступа на незаконном основании;

– собственник информации принимает меры для обеспечения их конфиденциальности. Рассмотрение информации как объекта правоотношений предполагает и необходимость ее юридической защиты, как объекта права собственности [14…17], наряду с обеспечением доступа и других другими процедурами обращения с ней. Такой подход к информации объясняется тем, что историческим и традиционным объектом права собственности является материальный объект (известное вещное право).

С другой стороны, информация, не являясь материальным объектом окружающего мира. Представляемая как отражение действительности, в сознании человека, она все же неразрывно связана с материальным носителем. Такими носителям являются, прежде всего, мозг человека или отчужденные от человека материальные носители (книга, дискета, электронная система памяти предметы, и в целом системы, средства искусственного происхождения). С учетом этого, существует обоснованный подход [17], предусматривающий рассмотрение информации и информационных отношений с позиций вещного права, а также с позиций комплексного использования отечественного законодательства, в том числе и его норм, не относящихся к вещному праву. Такой подход к объекту информационных отношений может быть объяснен следующее положениями.

Рассматривая информацию как отражение действительности объектом окружающего мира, можно говорить об информации как об абстрактной субстанции, существующей самой по себе. Однако ее хранение, передача невозможны без материального носителя. Известно, что информация, как объект права собственности копируема (тиражируема) за счет материального носителя.

С другой стороны, информация – как объект права собственности легко перемещается от одного к другому субъекту права собственности без очевидного (заметного) нарушения права собственности на информацию. Но перемещение материального объекта к другому субъекту права собственности неизбежно и, как правило, влечет за собой утрату этого объекта первоначальным субъектом права собственности. При этом очевидно нарушение права собственности, которое имеет место лишь в случае неправомерного перемещения того или иного материального объекта. Опасность копирования и перемещения информации усугубляется тем, что она, как правило, отчуждаема от собственника (хранится и обрабатывается в сфере доступности большого числа субъектов, не являющихся субъектами права собственности на эту информацию). Это особенно характерно для автоматизированных систем обработки информации, информационно-вычислительных и других информационных систем.

Рассмотрев особенности информации как объекта права собственности, можно сделать вывод, что в остальном информация ничем не отличается от традиционных объектов права собственности и предполагает три правомочия собственника, составляющие содержание (элементы) права собственности [18]: право владения, право распоряжения, право пользования.

Субъект права собственности на информацию может передать часть своих прав (распоряжение), не теряя их сам, другим субъектам, например "хранителю", то есть, владельцу материального носителя информации (это владение или пользование) или пользователю (это пользование и может быть владение).

Известно [14, 19] содержанием рассмотренных прав.

Право распоряжения информацией подразумевает исключительное право (никто другой, кроме собственника) определять, кому эта информация может быть предоставлена (во владение и пользование).

Право владения подразумевает владение этой информацией в неизменном виде.

Право пользования - право использовать эту информацию в своих интересах.

Реализация этих прав имеет ряд особенностей

Во-первых, к информации кроме субъекта права собственности на нее могут иметь доступ другие субъекты права собственности как законно, санкционировано (это – субъекты права на элементы права собственности), так и незаконно, несанкционированно.

Во-вторых, в связи с первым положением, возникает сложная система взаимоотношений между субъектами права собственности, обуславливающая способы их реализации, и, следовательно, направления формирования системы правовой защиты, обеспечивающие предотвращение нарушений прав собственности на информацию.

В третьих, в действующем законодательстве [20…39], результатах исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов по вопросам правового регулирования процесса защиты информации [40…42] рассматриваются положения, касающиеся рассматриваемых прав владения, пользования, распоряжения.

В четвертых, несмотря на ряд особенностей, информация, наряду с традиционными материальными объектами, она может и должна рассматриваться законом как объект права собственности. Регулирование возникающих здесь общественных отношений будет зависеть от специфики объектов права собственности.

Учитывая рассмотренные особенности информации как объекта права собственности (копируемость, перемещаемость, отчуждаемость), закон должен регулировать отношения субъектов и объектов права собственности на информацию в целях защиты прав собственника, законных владельцев, пользователей информации. Это обеспечит защиту информационной собственности от различных угроз, в том числе разглашения, утечки, несанкционированного ознакомления, обработки, копирования, модификации или уничтожения, в целом от несанкционированного доступа (НСД), и нарушения ее целостности, а также позволит выработать определить меры ответственности за нарушение права собственности на информацию, а также других противоправных действий, обусловливающих снижение качества информации и ее уничтожение, изменение ее статута, нарушения качества информационных процессов и функционирования информационных систем.

Информация как объект собственности конкретного собственника может фиксироваться в зависимости от вида информации в государственных (или частных) регистрах, кадастрах. Таких как, например Комитет по делам изобретений, Патентный фонд, Государственный фонд алгоритмов и программ и т. д.

Действующие нормативные правовые акты по защите информационной собственности [27, 28, 35, 39] в определенной мере обеспечивают регулирование информационных отношений, возникающих в связи с широким использование новых информационных технологий, и прежде всего, микропроцессорных систем, ЭВМ и на их основе организационных, технических и программных способов и средства защиты информации. Такое состояние требует более детального рассмотрения содержания и особенностей компьютерной информации и ее защиты. Эти вопросы целесообразно рассмотреть в соответствующих разделах по информационной безопасности и правовой защиты компьютерной информации.

Не менее сложной и важной является защита интеллектуальной собственности, охватывающая авторское, изобретательское и другие права, относящиеся в целом к интеллектуальной деятельности человека и регулирующая отношения по созданию и использованию изобретений, открытий науки, произведений литературы, искусства и т.д. Здесь в качестве объекта права собственности следует рассматривать продукт интеллектуальной собственности, представляющий информацию. Это позволяет относить защиту интеллектуальной собственности к проблемам защиты информации как объекта права собственности или проблемам защиты информационной собственности.

Рассматривая содержание информации, как объект права, можно выделить некоторые ее основные виды, подлежащие правовой защите, в том числе: сведения отнесенные к государственной тайне; конфиденциальную документированную информацию, определяемую собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании действующего законодательства; персональные данные и др.

Таким образом, правовое регулирование отношений в информационной сфере и сфере информационной безопасности:

– представляет собой форму государственного регулирования взаимоотношений граждан, общества и государства, представляющую информационные отношения участников в информатизации, которые осуществляются в соответствии с требованиями действующих правовых норм;

– предполагает осознание субъектами права своих прав и обязанностей в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований, то есть обязанностей и дозволения.

Механизм правового регулирования в области информационных отношений, в том относящихся и к процессу обеспечения информационной безопасности представляет собой единую систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в сфере информатизации.

Ключевые слова: информация, виды, признаки информации, законодательство, объект гражданского права, гражданские правоотношения, субъект гражданских правоотношений, правовое регулирование.

В наше время развитие технологий все больше набирает оборот. Ручной труд уже уходит в прошлое, потому что гораздо проще и экономичнее заменить его на работу техники и оставить людям время для саморазвития, получения новых знаний, умений и навыков.

С помощью технологий становится более доступным весь опыт человечества, облегчается изучение самых разнообразных наук и приобретение новых навыков, ускоряется коммуникация между людьми независимо от их местонахождения. Люди получают равные возможности для творчества и образования, а удовлетворение духовных потребностей становится более легким – достаточно нескольких щелчков компьютерной мышкой, чтобы виртуально посетить музей, послушать концерт или почитать литературное произведение. Все эти элементы в совокупности образуют огромный круг разнообразных сведений об окружающем мире, называемый информацией. Сейчас именно она является тем ресурсом, который дает огромные преимущества в любой сфере общественной жизни.

А может ли информация быть объектом гражданского права?

Чтобы ответить на данный вопрос, рассмотрим следующее понятие. Объект гражданского права - это определенное благо, по поводу которого и возникают гражданские правоотношения между субъектами. В статье 128 Гражданского кодекса РФ дан перечень объектов. Сюда относят: вещи, имущественные права, работы, услуги, любая интеллектуальная деятельность (собственность) и нематериальные блага. И как мы видим, информации там нет [3]. Поэтому, говорить об информации как об объекте гражданских прав затруднительно. Помимо этого, её мы получаем с помощью органов чувств (зрение, слух) и, фактически, устанавливать правовое регулирование на это нет необходимости.

Выше мы определили, что можно отнести к объектам гражданского права. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что объект – это определенное благо.

Основываясь на трудах некоторых ученых, можно выделить несколько признаков объекта гражданского права [4].

Во-первых, дискретность, то есть сама информация не имеет границ, как другие вещи, она имеет внешнюю форму. Также, она обособлена, отделена от других похожих объектов.

Следующий признак объекта гражданского права – принадлежность субъектам. Иначе говоря, это юридически закрепленные право собственности, обязательственные права и иные права, демонстрирующие связь субъекта и объекта гражданского права. Если рассматривать информацию в этом смысле, то она соответствует этому пункту.

Информация в большей своей части является результатом умственной деятельности человека, представленной в различных формах (будь это книга, музыка, статья), поэтому и регулируется гражданским законодательством. В рамках российского законодательства для этого существуют такие способы закрепления прав, как патенты, авторские права и т.п.

Таким образом, информация является тем объектом, который способен удовлетворить потребность человека в знаниях и умениях.

Четвертый признак – системность. Это означает, что все объекты гражданского права так или иначе взаимосвязаны и взаимодействуют.

Помимо этих особенностей, можно выделить ряд второстепенных признаков. А именно, объективность, то есть, информация существует вне зависимости от чьего-то мнения; понятность – выражена в понятной для получателя форме; полезность, актуальность, достоверность.

Таким образом, информация связана с перечисленными в ст. 128 и ст. 150 ГК объектами гражданского права – результатами интеллектуальной деятельности, работ и услуг, личной и семейной тайной, авторством и пр.

Говоря об информации в общем, стоит отметить, что вся информация делится на несколько групп [5]. Рассмотрим каждый из них.

Первый вид - это закрытая информация. Сюда относится государственная, банковская, личная информация и иные. Такие сведения являются объектом прав, но в обороте практически не участвуют и находятся под защитой различных законов. Например, сведения о военной оснащенности России являются закрытой информацией, распространение которых может привести к уголовной ответственности.

Следующий вид информации – открытая, общедоступная информация. Сюда относят информацию любого типа, которую мы получаем постоянно. Она несет в себе определенную ценность, полезность, а значит, может быть объектом гражданского права.

Еще один вид - информация в виде результата интеллектуальной деятельности. Из перечня статей Гражданского Кодекса РФ мы знаем, что любая интеллектуальная деятельность, ее результат являются объектами гражданских прав. Автор книги, например, имеет исключительные права на нее, а другие люди нет. Они не могут использовать в своих целях, изменять, копировать текст книги без согласия автора. А значит, данный вид информации можно отнести к объектам.

На сегодняшний день существует относительно новый вид информации - цифровой. К такому типу относятся звуки, тексты, изображения, видео и т.п. То есть, такая информация хранится, передается с помощью технических средств (компьютеров, смартфонов). С технической точки зрения, как уже указывалось выше, цифровая форма информации предусматривает ее передачу от источника к приемнику посредством определенного канала связи.

С позиций гражданского права передача информации от одного лица к другому недопустима – возможен лишь переход (передача) имущественных прав на неё. Раскрыть это утверждение можно на примере интеллектуальной собственности.

Рассмотрим для этого статью 128 ГК: к имуществу как вещи (различные предметы материального мира, которые можно увидеть, прикоснуться к ним), так и нематериальные объекты, прямо упоминая результаты интеллектуальной деятельности и, так называемые, средства индивидуализации. Упомянутые нематериальные объекты – полноценные объекты гражданских прав, но не гражданского оборота. В оборот в соответствии с пунктом 4 статьи 129 ГК выпускаются не сами результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, а только имущественные права на них, что обусловлено как раз нематериальной природой этих объектов. Иными словами, предметом гражданско-правовых сделок могут быть лишь исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, но не сами названные объекты прав, не обладающие свойством оборотоспособности.

Аналогичным образом и информация, имеющая экономическую ценность, являясь сама по себе нематериальным объектом, не может становиться предметом гражданско-правовых отношений и переходить от одного лица к другому. Однако имущественные права на такую информацию вполне могут отчуждаться или переходить к другому лицу.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что: во - первых, информация все же является благом, имеющим определенный носитель. Во - вторых, она способна участвовать в гражданском обороте и быть объектом гражданских правоотношений. И в – третьих, она имеет защиту от незаконного получения, распространения, хранения.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что информация является объектом гражданского права.

Список литературы

2. Винер Н. Мое отношение к кибернетике, ее прошлое и будущее. М.: Советское радио, 1969. С. 23.

4. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2017. – Т. 3 (69). № 4. – С. 163–167. УДК 347.122 Информация как объект гражданского права Лебедева Д. С., Яценко А. О.

6. Рожкова М.А. Информация как объект гражданских прав, или что надо менять в гражданском праве [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2018. 6 ноября.

7. Столяров Ю.Н. Сущность информации. - М.: ГПНТБ, 2000. 120 с.


Вопрос об объекте правоотношения является одним из ключевых и в то же время одним из наиболее спорных в юридической науке. На сегодняшний день сложились три группы основных точек зрения на объект правоотношения.

В основу первой из них положена монистическая концепция объекта, полагающая в качестве такового действие или поведение субъекта, направленные на определенные материальные блага, поскольку только действие субъекта может быть подвергнуто правовому воздействию.

В основе второй группы лежит плюралистическая концепция объекта, предполагающая множественность объектов, их разнообразие, которое отражает всю палитру регулируемых общественных отношений. В рамках данной концепции в качестве объекта правоотношений рассматриваются материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества и т. п.

Представители третьей концепции обосновывают свои взгляды на объект правоотношения, исходя из понимания его как правового режима.

Что касается собственно информационного правоотношения, то вопрос о его объекте, отличаясь новизной постановки, находит в юридической литературе самые неожиданные интерпретации.

Под объектами информационных правоотношений мы понимаем блага, существующие в формах информации, документированной информации и информационных систем, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы – благами материальными.

Требуются некоторые пояснения относительно причин, по которым мы включили в состав объектов информационных правоотношений саму информацию как благо sui generis. Некоторые исследователи, в частности М. М. Рассолов и В. А. Копылов, не относят информацию к объектам информационных отношений. Мы полагаем, что информация всегда находится в связи с конкретным материальным носителем, в том числе с физическим полем, и может существовать вне его только в абстракции. Указанное обстоятельство исключает информацию из числа объектов регулятивных информационных правоотношений, но не препятствует ее выступлению в качестве объекта охранительных информационных правоотношений.

Не останавливаясь на особенностях информации и ее документированной разновидности, которые показаны нами в других главах настоящего пособия, дадим краткую характеристику информационных систем[48] 48
См. главы I и VI настоящего пособия.

Под информационной системой законодатель понимает организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

– другие информационные системы.

[Закрыть] это архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователя.

Исходя из признания многообразия информационных систем в литературе, предлагается их классификация[51] 51
Бачило И. П., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник. С. 168–169.

[Закрыть] . Различают следующие виды информационных систем:

– открытие (для общего пользования) или закрытие (для ограниченного круга);

– государственные или негосударственные (корпоративные);

– национальные или международные;

– малые, средние и крупные информационные системы.

§ 4. Содержание информационных правоотношений

Важнейший характеристикой любого правоотношения является взаимодействие его участников, которое проявляется в реализации их взаимных прав и обязанностей. Права и обязанности участников информационных правоотношений составляют юридическое содержание последних.

Права субъектов информационных правоотношений (субъективные информационные права) имеют общую внутреннюю структуру, которая проявляется в наличии следующих трех основных элементов:

– правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий;

– правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;

– правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей.

– назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

– устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

– определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Под обязанностью участника информационного правоотношения понимается установленная законом мера должного или требуемого поведения, которой, как правило, корреспондирует субъективное право другого лица. Как и субъективное информационное право, юридическая обязанность обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих элементов:

– необходимостью совершить определенные действия или воздержаться от них;

– необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;

– необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.

Ответственность за нарушение субъективных прав другого участника информационного правоотношения предусмотрена, в частности ст. 19.7 КоАП, согласно которой непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Не подвергая анализу все разнообразие субъективных информационных прав и субъективных информационных обязанностей, очертим круг наиболее значимых из них.

С конституционными информационными правами тесно связаны права на создание произведений науки, литературы, искусства и произведений технического творчества, право на создание средств массовой информации, информационных систем, сетей и средств их обеспечения, право на защиту личности от воздействия недостоверной и ложной информации.

Среди обязанностей в информационном правоотношении выделим обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по созданию информационных ресурсов и предоставлению документированной информации ее потребителям, по достоверному, оперативному и полному информированию населения, по обеспечению гарантий свободы слова, обязанности по подготовке и представлению обязательных экземпляров документов.

Глава IV
Информационное законодательство

Дополнительная литература

Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М. 2002. С. 141–150; Бачило И. П., Лопатин В. И., Федотов М. А. Информационное право: Учебник/ Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб., 2001. С. 109–132; Тайна. Коммерческая. Служебная. Государственная. Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации// А. В. Коломиец, М., 2001; Федеральное и региональное законодательство России: Объем, структура, тенденции развития. Аналитический обзор. М., 2001.

§ 1. Понятие информационного законодательства и его система

Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет или прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно – правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно-значимых отношений.

Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников права и является основной их разновидностью.

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативноправовые акты, посвященные регулированию отношений, объектом которых являются информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность.

Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное или длительное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяют сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.

Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.

В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей.

Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание или дано конкретное поручение.

Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.

На уровне субъектов Федерации применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является ч. 4 ст. 76 Конституции РФ.

Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативно-правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например, порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны на предприятии и т. п.

В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.

§ 2. Структура и общая характеристика информационного законодательства

Несмотря на то, что информационное законодательство находится на этапе своего становления, уже сегодня можно говорить о наличии некой его упорядоченности. В основу этой упорядоченности положен принцип иерархии, выражающийся в соподчиненности актов различного уровня, который присущ всем отраслевым структурам законодательства. Информационное законодательство в данном отношении не является исключением. Существует несколько уровней нормативно-правовых актов, регулирующих информационные отношения.

Первый уровень, который можно условно назвать конституционным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информационно-правовом нормотворчестве. Он представлен рядом конституционных норм, к которым мы обращались выше.

Второй уровень нормативно-правовых актов составляют акты информационного законодательства Российской Федерации. Специфика данного уровня состоит в том, что федеральные законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные, принятые в соответствии с ними нормативные акты, подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить.

[Закрыть] , которым регулируется комплекс отношений, возникающих при:

– формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

– создания и использования информационных технологий и средств их обеспечения;

– защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Рассматриваемый Закон не идеален в юридико-техническом аспекте, не свободен от ошибок и пробелов, на которые мы укажем ниже, но его заслуга в том, что он положил начало формированию информационного права в России как самостоятельной комплексной отрасли.

В четвертой, заключительной главе определяется порядок введения Закона в действие.

[Закрыть] , представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования средств массовой информации. Он состоит из 8 глав, объединяющих более 60 статей. В основных разделах Закона нашли правовое опосредование вопросы организации деятельности средств массовой информации, распространения массовой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанностей журналиста, межгосударственного сотрудничества в области массовой информации, ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

[Закрыть] устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области связи.

[Закрыть] определяет основные направления деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, их систему, устанавливает права и обязанности названных органов, очерчивает круг их сил и средств, а также регламентирует вопросы контроля и надзора за деятельностью органов связи и информации.

[Закрыть] . Его целью является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах. К важнейшим положениям Закона относятся нормы об условиях признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи (ст. 4), об использовании средств электронной цифровой подписи (ст. 5), о статусе и деятельности удостоверяющих центров (ст. 8, 9), об особенностях использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления (ст. 16) и в корпоративной информационной системах (ст. 17).

[Закрыть] , Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах[64] 64
ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1311.

Часть норм информационного характера содержится и в ГК РФ. Так, ст. 128 ГК относит информацию к объектам гражданских прав, ст. 139 ГК посвящается служебной и коммерческой тайне, ст. 150 ГК относит личную и семейную тайну к нематериальным благам, ст. 726 ГК устанавливает обязанность подрядчика передать информацию заказчику, ст. 857 ГК посвящается банковской тайне, ст. 946 – тайне страхования.

Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативно-правовые акты, в числе которых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: