Индивидуальные предприниматели как субъекты финансового права

Обновлено: 02.07.2024

Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектамиправа на получение государственных финан­совых ресурсов и в ряде случаев — субъектами права контроля и предоставления информации.

К физическим лицам как субъектам налогового права относят­ся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к категории физических лиц как субъектов налогового права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11 НК РФ).

Финансовая правосубъектностъ физического лица определя­ется его правоспособностью и дееспособностью.Сущность фи­нансовой правоспособности физического лица состоит в государ­ственной воле, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит — вводит его в сферу отношений, регулируемых пра­вом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определен­ных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в оп­ределенных границах, которые определены государством.

Финансовая правоспособность физического лица характери­зуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объ­ясняется особенностями финансово-правового регулирования. Го­сударство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересо­вано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они ад­ресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-право­вого регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляются в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.

В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспо­собности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица — 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности, можно утверж­дать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.

Физические лица в соответствии с действующим законода­тельством являются плательщиками налога на доходы физичес­ких лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.

Физические лица являются субъектами налогового права, вы­ступая и в качестве налоговых агентов(ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму нало­га на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды — сумму единого социального налога.

Правосубъектность физического лица, выступающего в каче­стве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплатель­щика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплатель­щику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильнос­тью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвен­ций и субсидий(ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физи­ческие лица являются субъектами финансового правав отноше­нии прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов.Так, в частности, в соответствии с Прави­лами начисления, учета и расходования средств на осуществле­ние обязательного социального страхования от несчастных случа­ев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержден­ными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г., Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и еди­новременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных и др.

Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансо­вого права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату госпошлины при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла-тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъектами финансового права в отношении обязанности сообщать о нота­риальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физи­ческого лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущест­ва и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплатель­щика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским за­конодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособ­ностью другого лица.

Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распре­деляются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечи­телем.

Коллективные субъекты финансового права могут быть представлены двумя группами:

  • организациями, не связанными с властными полномочиями (коммерческими, некоммерческими организациями, бюджетными учреждениями);
  • органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими властными полномочиями.

Индивидуальные субъекты (граждане Российской Федерации, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды) и др.) образуют самостоятельный вид субъектов финансового права.

1. Организации. Как правило, организации являются юридическими лицами, которым присущи такие признаки, как: организационное единство, обладание обособленным имуществом, наличие самостоятельной ответственности и способности участия от своего имени, выступления в суде. Используя терминологию гражданского законодательства, можно провести градацию организаций на две большие группы: коммерческие организации и некоммерческие организации. Определяющей характеристикой, влияю- щей на такое их разделение, является наличие (либо отсутствие) цели систематически получать прибыль.

Развитие рыночных отношений способствовало появлению субъектов, о существовании которых ранее не знали в России. Это финансово-промышленные группы, предпринимательские союзы, ассоциации, холдинги, офшорные, трастовые компании, дочерние, зависимые общества, банки, биржи, консалтинговые центры, акционерные инвестиционные фонды и др. Коммерческие организации, являясь субъектами финансового права, вступают в налоговые, кредитные и другие отношения.

К этой же группе субъектов финансового права относятся банки и другие кредитные организации. Они обладают определенными контрольными полномочиями, так как, занимаясь непосредственно банковской деятельностью, осуществляют финансовый контроль в области валютных и кассовых операций.

В России банковская система, берущая начало в XVIII в., претерпела значительные изменения и к 1991—1992 гг. в ней стали выделять два уровня. Первый уровень представлен Банком России, второй — иными коммерческими банками и кредитными организациями, а также представительствами иностранных банков.

Выполняя роль особых субъектов — финансовых посредников, банки привлекают свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности одних субъектов, и предоставляют их на основе принципов кредитования во временное пользование другим.

Их важнейшей особенностью является функция образования платежных средств для наличного и безналичного денежных оборотов, снабжение ими хозяйственного оборота и изъятие таких средств из оборота. Помимо перечисленных полномочий банки могут осуществлять и валютные операции.

Кредитные организации — это юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности согласно специальному разрешению (лицензии) ЦБ РФ имеют право осуществлять банковские операции. К ним относятся кредитные организации для выполнения функций расчетных центров, клиринговые учреждения. Кредитной организации (банку) запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Филиалы банков и кредитных организаций создаются для осуществления деятельности своих банков в различных регионах. Помимо перечисленных субъектов могут образовываться и осуществлять банковскую деятельность небанковские кредитные организации. Они имеют право осуществлять некоторые банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. Более того, они могут объединяться в банковские группы и банковские холдинги.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредит- ной организации (кредитных организаций).

Банковский холдинг представляет собой не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Помимо участников банковской системы РФ, выполняющих основные ее функции, в нее можно включить союзы и ассоциации, которые создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения информационных и профессиональных интересов.

Некоммерческие организации образуются для выполнения разнообразных функций. Согласно действующему законодательству они могут создаваться для достижения благотворительных, культурных, образовательных, социальных, научных, управленческих и других целей. Их система представлена различными формами: иностранными некоммерческими неправительственными организациями, фондами, государственными корпорациями, некоммерческими партнерствами, автономными некоммерческими организациями, объединениями юридических лиц (ассоциациями, союзами), учреждениями, общественными и религиозными объединениями и др.

Некоммерческие организации при всей их отдаленности от решения задач по осуществлению публичной финансовой деятельности между тем могут выступать стороной в финансовых отношениях: налоговых, кредитных и т.п.

При этом государство очень часто по отношению к ним использует методы косвенного, экономического воздействия, в том числе через налогообложение, уровень ставки того или иного налога, установление финансовых льгот, а иногда и путем выделения бюджетных ассигнований.

Среди некоммерческих организаций, не связанных с властными полномочиями, большую группу образуют бюджетные учреждения, которые создаются для осуществления разнообразных функций: культурных, образовательных, социальных, научных, удовлетворения духовных потребностей граждан, развития спорта и др. Они относятся к непроизводственной сфере, не участвуют в создании материальных благ и, следовательно, национального дохода. Это школы, вузы, театры, библиотеки, поликлиники, больницы, детские сады и т.п.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления, обладающие властными полномочиями, занимают особое место среди субъектов финансового права. Это органы государственной власти федерального и регионального уровней и органы местного самоуправления (как представительные, так и исполнительные).

Как уже отмечалось ранее, все органы власти делят на две большие группы:

  • органы общей компетенции
  • 2) органы специальной компетенции.

К первой относятся органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие финансовую деятельность (финансовый контроль) наряду с выполнением своих функций и задач, для которых они созданы. Ко второй — органы, для которых финансовая деятельность, финансовый контроль являются основными.

Среди всех органов первой группы особым органом является высший представительный и законодательный орган Российской Федерации — Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации), состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Полномочия парламента в сфере финансов закрепляются не только Конституцией РФ, но и рядом других нормативных правовых актов. Так, БК РФ устанавливаются полномочия по организации и функционированию бюджетной системы РФ.

НК РФ, закрепляя основные начала в сфере налогообложения, оставляет приоритет за федеральным законодательством. Аналогичная картина наблюдается при анализе законодательной базы, регулирующей валютные отношения, отношения по государственному кредиту и др.

Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы и др. Оно подотчетно Государственной Думе, поэтому ежегодно представляет ей отчеты о результатах своей деятельности, которые подлежат обязательному официальному опубликованию.

Как орган исполнительной власти, обладающий определенными финансовыми полномочиями, обращает на себя внимание Администрация Президента РФ и созданные в ней структурные подразделения.

Министерство финансов РФ — это федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти и осуществляет общее руководство финансами в стране.

Единая централизованная система органов Федерального казначейства создана в целях усиления контроля за поступлением, целевым и экономным расходованием средств федерального бюджета, управлением доходами и рас- ходами этого бюджета на его счетах. Осуществляя контроль, она исходит из принципа единства кассы.

Современная казначейская система исполнения федерального бюджета означает прохождение всех финансовых потоков через систему органов казначейства, что позволяет осуществлять непрерывный финансовый контроль со стороны государства. Закрепление за органами Федерального казначейства ряда полномочий, помимо БК РФ, Положения о федеральном казначействе, осуществляется и законами о федеральном бюджете на текущий год и плановый период. К тому же контрольная деятельность рассматриваемого органа строится и на основании плана Минфина России.

Федеральная налоговая служба представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:

  • по надзору и контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
  • агента валютного контроля в пределах ее компетенции;
  • по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • по представлению государства в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам.

Федеральная таможенная служба является самостоятельным органом исполнительной власти федерального уровня с разветвленной системой территориальных органов. Их главная цель — непосредственное осуществление таможенного дела, в том числе обеспечение поступлений таможенных платежей.

Взимая таможенные пошлины, налоги и другие обязательные платежи в случаях, предусмотренных НК РФ, таможенные органы непосредственно участвуют в финансовом (налоговом) контроле, так как обладают полномочиями налоговых органов. К тому же в их компетенции можно выделить полномочия, связанные с осуществлением валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность на основании Положения. Она представляет собой федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий валютный контроль и контроль в финансово-бюджетной сфере.

Согласно действующему законодательству Росфиннадзор выполняет контрольные полномочия по двум направлениям:

  • за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства. В рамках своей компетенции осуществляет производство по делам о право- нарушениях и др.

К специальным финансово-кредитным органам относится Центральный банк РФ (Банк России). Согласно Конституции РФ (ст. 75) Банком России осуществляется денежная эмиссия, а также защита и обеспечение устойчивости рубля. Руководствуясь положениями БК РФ,

Законом о Банке России, Законом о банках и другими нормативными правовыми актами, он реализует свои финансовые и контрольные полномочия:

  • разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций и др.

Граждане составляют последнюю группу в видовом многообразии субъектов финансового права. В финансовые правоотношения могут вступать не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства и бипатриды. Среди них в особую группу ученые объединяют граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это могут быть главы крестьянских (фермерских) хозяйств, частные нотариусы, лица, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, и др. В настоящее время рассматриваемые субъекты стали активными участниками финансовых отношений.

О содержании финансовой правоспособности (правах и обязанностях) физических лиц можно судить по нормам большого количества финансово-правовых актов. Так, например, Законом о банках закреплены: право на открытие счета (ст. 5), на процентные ставки по вкладам (ст. 29) и др.; НК РФ — право на получение бесплатной информации о налогах и на использование налоговых льгот (ст. 21), на возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями налоговых органов (ст. 103); Законом о валютном регулировании — право осуществлять валютные операции без ограничения (если физическое лицо — резидент) с уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов (ст. 9) и др.

Законодатель на индивидуальных субъектов возлагает и обязанности. Так, например, в сфере кредитования гражданин обязан вернуть кредит (ст. 33 Закона о банках); в области налогообложения — платить законно установленные налоги, встать на учет в налоговом органе, выполнять за- конные требования контролирующих органов (ст. 23 НК РФ); уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счета (ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Финансовая правоспособность граждан наступает сразу в полном объеме. Ограничение ее не допускается. Из этого следует, что в содержание правоспособности, помимо указанных, могут быть включены права, связанные с получением физическими лицами льгот.
История развития финансового законодательства указывает на предо- ставление льгот по демографическим признакам (например, инвалидам, детям-сиротам), с учетом общественно полезной деятельности (депутатам, сотрудникам полиции), с возникновением неблагоприятных обстоятельств (пострадавшим от радиоактивного облучения) и др. В настоящее время их стало гораздо меньше.

На важную сторону финансовой правосубъектности индивидуальных субъектов указывает Н. И. Химичева. Она обращает внимание на то, что физические лица имеют право на участие в финансовой деятельности государства и муниципальных образований, основанное на положениях Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 32 граждане Российской Федерации вправе управлять делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Кроме того, они могут быть избраны в органы государственной власти и местного самоуправления.

Согласно действующему законодательству на объем правосубъектности влияют различные факторы: возраст, состояние здоровья и принадлежность к российскому гражданству. При этом объем правосубъектности несовершеннолетних граждан России ýже объема правоспособности совершеннолетних.

Финансовая дееспособность во многом зависит от возраста. Возраст указывает на степень умственной зрелости. Современное законодательство, в основном гражданское, устанавливает различные степени дееспособности, имея в виду уровень интеллектуальной и волевой зрелости чело- века, его способности понимать свои действия и руководить ими.

Отсюда, финансовая дееспособность физического лица не всегда может являться неотъемлемым качеством, присущим ему на протяжении всей жизни. Так, у гражданина, признанного в судебном порядке недееспособным, утрачивается юридическая возможность реализовывать установленный круг прав и обязанностей до тех пор, пока не будет вынесено судом решение о ее воз- вращении.

К обстоятельствам, не влияющим на содержание правоспособности, можно отнести принадлежность к полу, расе, национальность, язык, происхождение человека, отношение к религии и др. Более того, в соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения прав граждан по этим признакам.

Однако если обратиться к сравнительному исследованию, то можно констатировать, что в некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, еще существуют ограничения прав по вероисповедальному признаку.

По поводу расы и национальности можно заметить, что в некоторых странах по этим признакам было преодолено различие в правоспособности только к концу XX в. В качестве примера можно привести США, где была преодолена сегрегационная идеология.
Важным фактическим обстоятельством для возникновения некоторых правоотношений является родство. Родством называется связь между лицами, происходящими от общего родоначальника.

Происхождение одного лица от другого составляет прямую линию (Linea rekta), происхождение же только от общего родоначальника — боковую линию (Linea obligua). Юридическое значение родства проявляется главным образом в браке и в праве наследования, поэтому институт детально разработан наукой семейного и наследственного права.

По утверждению В. А. Рясенцева, родство занимает одно из главных мест среди юридических фактов. Рассматриваемая особенность может влиять на финансовую правосубъектность физических лиц, например, в налоговых правоотношениях, так как НК РФ (ст. 20) определяются взаимозависимые лица, к числу которых относятся индивидуальные субъекты, состоящие в брачных отношениях, отношениях родства и свойства.

Применительно к финансовым правоотношениям в настоящее время можно говорить лишь о том, что индивидуальный субъект, имея имущество на праве частной собственности, должен платить налог на имущество по установленной ставке. Сумма налога может меняться в зависимости от места проживания гражданина, так как органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, а также меняться налоговые ставки.

Определенный интерес для различных отраслевых наук, в том числе и для финансового права, представляют исторические факты, когда различные роды занятий, установленные звания на службе влияли на статус чело- века.

Выделялось официальное и фактическое бесчестие. Официальное наступало по определению суда или как последствие другого наказания за нарушение какого-либо закона, или как самостоятельное наказание. Значение фактического бесчестия определялось законодательством, но на- ступало без определения суда

Анализируя современную практику, можно констатировать, что отголоски этого института действуют и сейчас. Например, когда человек привлекается в качестве свидетеля в производстве по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах. Ведь не ко всем участникам испытывается доверие в одинаковой мере.

Прекращение финансовой правосубъекности (дееспособности) индивидуальных субъектов законодателем связывается со смертью гражданина, а также с наличием таких юридических оснований, как признание его в судебном порядке недееспособным, умершим, безвестно отсутствующим.


Финансовое право — отрасль достаточно молодая и активно развивающаяся. В связи с этим, многие вопросы финансовых отношений не урегулированы полностью и должным образом, например, нет единых критериев классификации субъектов финансового права.

Для начала рассмотрим признаки субъекта финансового права, позволяющие ему быть участником финансовых правоотношений. Во-первых, правоспособность — возможность иметь права и обязанности в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Во-вторых, дееспособность — способность приобретать и осуществлять свои права, создавать для себя и нести обязанности в процессе финансовых правоотношений. В-третьи, деликтоспособность — возможность нести ответственность.

Для юридических лиц все эти три критерия включает в себя их правоспособность, которая возникает с момента государственной регистрации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о их создании.

Используя терминологию гражданского законодательства, можно провести градацию организаций на две большие группы: коммерческие организации и некоммерческие организации. В свою очередь, коммерческие организации являются весьма неоднородными.

Развитие рыночных отношений способствовало появлению субъектов, о существовании которых ранее не знали в России. Это финансово-промышленные группы, предпринимательские союзы, ассоциации, холдинги офшорные, трастовые компании, дочерние, зависимые общества, банки, биржи, консалтинговые центры, акционерные инвестиционные фонды и др. Однако не все перечисленные субъекты можно отнести к числу юридических лиц, поскольку ряд из них представляют систему взаимосвязанных компаний (например, финансово-промышленная группа). [3, с. 75]

‒ юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

‒ компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью;

‒ иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Российская газета, № 238–239, 08.12.1994. Ст. 48.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018)// Российская газета, № 148–149, 06.08.1998.
  3. К вопросу о субъектах финансового права. Мошкова Д. М.: Актуальные проблемы российского права. 2016. № 11 (72) ноябрь. С.72–79.

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, юридическое лицо, государственная регистрация, РФ, гражданская правоспособность, законодательство РФ, Налоговый кодекс, образование, предпринимательская деятельность, признак субъекта.

Похожие статьи

Особенности государственной регистрации индивидуальных.

Индивидуальный Предприниматель, предпринимательская деятельность, физическое лицо, Гражданский Кодекс РФ, обязанность, личное имущество, гражданский оборот, государственная регистрация.

Особенности правового статуса индивидуального.

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

У физического лица с момента рождения возникает налоговая правоспособность, что многократно было отмечено в юридической литературе.

Государственная регистрация юридических лиц

Государственная регистрация юридических лиц. Автор: Тришина Ирина Станиславовна.

Согласно ст.333.33 НК РФ размер государственной пошлины составляет 4000 руб [2].

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от.

Правовые основы государственной регистрации.

Индивидуальный Предприниматель, предпринимательская деятельность, физическое лицо, Гражданский Кодекс РФ, обязанность, личное имущество, гражданский оборот, государственная регистрация.

Предпринимательство без образования юридического лица.

Ст. 23–25 ГК РФ регулирует правовой статус индивидуальных предпринимателей. Лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица согласно законодательству Российской Федерации.

Особенности учета деятельности субъектов малого.

Правовые основы государственной регистрации. государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, регистрирующий орган, физическое лицо, место жительства, жилое помещение.

К вопросу об особенностях правового статуса юридических лиц.

По его мнению, законодатель не охватывает всего объема правоспособности данного субъекта правоотношений.

1) налоговое право – подотрасль финансового права наряду с бюджетным, которая представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налоговых и неналоговых обязательных платежей с организаций и физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и во внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды;

2) налоговое право как часть науки финансового права, являющейся, в свою очередь, частью юридической науки.

Наука налогового права – система знаний в области налогообложения, налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения;

3) налоговое право – комплексная отрасль законодательства, включающая в себя нормы не только финансового права, но и административного, уголовного, гражданского и иных отраслей права, касающихся правовой регламентации вопросов налогообложения, налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения.

Налоговое право включает в себя институты и субинституты.

Методы налогового права:

1) метод властных предписаний, основывающиеся на отношениях власти и подчинения. Властные предписания исходят от налоговых органов и иных органов власти, взимающих налоги, сборы, пошлину, с которыми иные участники налоговых правоотношений не связаны административной зависимостью;

2) метод согласования. Согласно ч. 1 от. 68 НК РФ действие договоров о налоговом кредите и налоговом инвестиционном кредите может быть прекращено по согласованию сторон, их заключивших;

3) метод рекомендации, использующийся между представительными органами власти РФ, органами власти субъектов РФ, представительными органами власти местного самоуправления и проявляющийся в ежегодно принимаемых законах и решениях о бюджетах на очередной финансовый год.

Источники налогового права:

1) нормативные правовые акты РФ (Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ);

2) законы субъектов РФ, решения представительных органов власти и местного самоуправления об отдельных видах налогов;

3) правовые (судебные) прецеденты (постановления Конституционного Суда РФ);

4) международные договоры и соглашения (например, Договор между РФ и США "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.1992 г.);

5) правовые обычаи, применяемые в статьях самого Налогового кодекса;

6) акты Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета РФ, органов государственных внебюджетных фондов.

32. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения – общественные отношения, урегулированные финансово-правовыми нормами по установлению, введению и взиманию налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, в государственные и муниципальные внебюджетные целевые фонды.

Особенностями налоговых правоотношений являются следующие.

1. Возникают, изменяются и прекращаются на основе правовых норм.

2. Субъекты имеют соответствующие права и обязанности, им присущ волевой характер.

3. Возникают в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области налогообложения.

4. Связаны с денежными платежами в бюджеты и внебюджетные целевые фонды.

5. Одной из сторон налоговых правоотношений всегда выступает государство.

Содержание налогового правоотношения : обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов. Субъект налогового права – потенциальные участники налоговых правоотношений при наличии определенных обстоятельств . Субъект налогового правоотношения – реальный участник конкретного налогового правоотношения.

Выделяют три вида субъектов налоговых правоотношений:

1) индивидуальные налогоплательщики (физические лица, должностные лица соответствующих органов власти, представители налогоплательщиков, отдельно выделенные индивидуальные предприниматели, частные адвокаты, нотариусы, детективы);

2) коллективные налогоплательщики (организации, налоговые и иные уполномоченные органы, сборщики налогов и сборов, в отдельных случаях взаимозависимые лица, организации, налоговые агенты, уполномоченные представители организаций в виде юридических лиц);

3) территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, вступающие в конкретные налоговые правоотношения через соответствующие органы власти).

К участникам налоговых правоотношений Налоговый кодекс относит налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, представительные органы власти, министерства финансов РФ и ее субъектов и финансовые органы местного самоуправления, кредитные организации, органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей.

На банки возложена обязанность исполнения платежных поручений налогоплательщиков, инкассовых распоряжений налоговых органов о взыскании сумм неуплаченных налогов со счета налогоплательщика в кредитные организации в порядке очередности, установленной ГК РФ.

33. Юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

Страховые взносы – плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Страховая премия – плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, которые установлены договором. Страховой взнос является частью страховой премии.

Признаки страховой премии :

1) определенная денежная сумма;

2) вознаграждение за то, что страховщик принимает на себя риск убытков и обязанность их возмещения;

3) договор о страховании;

4) порядок и сроки уплаты.

Признаки страховых взносов:

1) имеют публичный характер. Страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды устанавливаются представительными органами федерального уровня и носят публичный характер;

2) плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации;

3) взносы являются регулярными платежами, носят постоянный характер;

4) контролируются налоговыми органами, Минфином РФ, органами Федерального казначейства (своевременность уплаты страховых взносов);

5) закрепленные элементы обложения: субъект страховых взносов, объект, ставка, льготы, сроки и порядок уплаты, ответственность плательщиков и банков, порядок защиты прав плательщиков взносов;

6) участие банковских кредитных организаций.

Принципы установления, введения, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

1) принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов;

2) принцип законности и публичности;

3) принцип единства и федерального характера;

4) принцип справедливости и равенства тарифов;

5) принцип возвратности страховых взносов.

Виды страховых взносов:

1) единый социальный налог;

2) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – индивидуальные возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;

3) страховой взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

34. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Налогоплательщики – физические лица или организации, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Соответственно определяется и понятие плательщика сборов. Обязанности налогоплательщиков основаны на положения хст. 57 Конституции РФ.

Выделяют общие (для всех налогоплательщиков) и дополнительные (для организаций и индивидуальных предпринимателей) обязанности.

Общие обязанности:

1) уплата своевременно и в полном объеме налогов и сборов;

2) постановка на учет в налоговых органах;

3) представление в налоговые органы сведений, необходимыхддя исчисления и уплаты налогов;

4) выполнение требований налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

5) представление в налоговые органы деклараций;

6) выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

Коллективные субъекты финансового права могут быть представлены двумя группами:

  • организациями, не связанными с властными полномочиями (коммерческими, некоммерческими организациями, бюджетными учреждениями);
  • органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими властными полномочиями.

Индивидуальные субъекты (граждане Российской Федерации, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды) и др.) образуют самостоятельный вид субъектов финансового права.

1. Организации. Как правило, организации являются юридическими лицами, которым присущи такие признаки, как: организационное единство, обладание обособленным имуществом, наличие самостоятельной ответственности и способности участия от своего имени, выступления в суде. Используя терминологию гражданского законодательства, можно провести градацию организаций на две большие группы: коммерческие организации и некоммерческие организации. Определяющей характеристикой, влияю- щей на такое их разделение, является наличие (либо отсутствие) цели систематически получать прибыль.

Развитие рыночных отношений способствовало появлению субъектов, о существовании которых ранее не знали в России. Это финансово-промышленные группы, предпринимательские союзы, ассоциации, холдинги, офшорные, трастовые компании, дочерние, зависимые общества, банки, биржи, консалтинговые центры, акционерные инвестиционные фонды и др. Коммерческие организации, являясь субъектами финансового права, вступают в налоговые, кредитные и другие отношения.

К этой же группе субъектов финансового права относятся банки и другие кредитные организации. Они обладают определенными контрольными полномочиями, так как, занимаясь непосредственно банковской деятельностью, осуществляют финансовый контроль в области валютных и кассовых операций.

В России банковская система, берущая начало в XVIII в., претерпела значительные изменения и к 1991—1992 гг. в ней стали выделять два уровня. Первый уровень представлен Банком России, второй — иными коммерческими банками и кредитными организациями, а также представительствами иностранных банков.

Выполняя роль особых субъектов — финансовых посредников, банки привлекают свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности одних субъектов, и предоставляют их на основе принципов кредитования во временное пользование другим.

Их важнейшей особенностью является функция образования платежных средств для наличного и безналичного денежных оборотов, снабжение ими хозяйственного оборота и изъятие таких средств из оборота. Помимо перечисленных полномочий банки могут осуществлять и валютные операции.

Кредитные организации — это юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности согласно специальному разрешению (лицензии) ЦБ РФ имеют право осуществлять банковские операции. К ним относятся кредитные организации для выполнения функций расчетных центров, клиринговые учреждения. Кредитной организации (банку) запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Филиалы банков и кредитных организаций создаются для осуществления деятельности своих банков в различных регионах. Помимо перечисленных субъектов могут образовываться и осуществлять банковскую деятельность небанковские кредитные организации. Они имеют право осуществлять некоторые банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. Более того, они могут объединяться в банковские группы и банковские холдинги.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредит- ной организации (кредитных организаций).

Банковский холдинг представляет собой не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Помимо участников банковской системы РФ, выполняющих основные ее функции, в нее можно включить союзы и ассоциации, которые создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения информационных и профессиональных интересов.

Некоммерческие организации образуются для выполнения разнообразных функций. Согласно действующему законодательству они могут создаваться для достижения благотворительных, культурных, образовательных, социальных, научных, управленческих и других целей. Их система представлена различными формами: иностранными некоммерческими неправительственными организациями, фондами, государственными корпорациями, некоммерческими партнерствами, автономными некоммерческими организациями, объединениями юридических лиц (ассоциациями, союзами), учреждениями, общественными и религиозными объединениями и др.

Некоммерческие организации при всей их отдаленности от решения задач по осуществлению публичной финансовой деятельности между тем могут выступать стороной в финансовых отношениях: налоговых, кредитных и т.п.

При этом государство очень часто по отношению к ним использует методы косвенного, экономического воздействия, в том числе через налогообложение, уровень ставки того или иного налога, установление финансовых льгот, а иногда и путем выделения бюджетных ассигнований.

Среди некоммерческих организаций, не связанных с властными полномочиями, большую группу образуют бюджетные учреждения, которые создаются для осуществления разнообразных функций: культурных, образовательных, социальных, научных, удовлетворения духовных потребностей граждан, развития спорта и др. Они относятся к непроизводственной сфере, не участвуют в создании материальных благ и, следовательно, национального дохода. Это школы, вузы, театры, библиотеки, поликлиники, больницы, детские сады и т.п.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления, обладающие властными полномочиями, занимают особое место среди субъектов финансового права. Это органы государственной власти федерального и регионального уровней и органы местного самоуправления (как представительные, так и исполнительные).

Как уже отмечалось ранее, все органы власти делят на две большие группы:

  • органы общей компетенции
  • 2) органы специальной компетенции.

К первой относятся органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие финансовую деятельность (финансовый контроль) наряду с выполнением своих функций и задач, для которых они созданы. Ко второй — органы, для которых финансовая деятельность, финансовый контроль являются основными.

Среди всех органов первой группы особым органом является высший представительный и законодательный орган Российской Федерации — Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации), состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Полномочия парламента в сфере финансов закрепляются не только Конституцией РФ, но и рядом других нормативных правовых актов. Так, БК РФ устанавливаются полномочия по организации и функционированию бюджетной системы РФ.

НК РФ, закрепляя основные начала в сфере налогообложения, оставляет приоритет за федеральным законодательством. Аналогичная картина наблюдается при анализе законодательной базы, регулирующей валютные отношения, отношения по государственному кредиту и др.

Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы и др. Оно подотчетно Государственной Думе, поэтому ежегодно представляет ей отчеты о результатах своей деятельности, которые подлежат обязательному официальному опубликованию.

Как орган исполнительной власти, обладающий определенными финансовыми полномочиями, обращает на себя внимание Администрация Президента РФ и созданные в ней структурные подразделения.

Министерство финансов РФ — это федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти и осуществляет общее руководство финансами в стране.

Единая централизованная система органов Федерального казначейства создана в целях усиления контроля за поступлением, целевым и экономным расходованием средств федерального бюджета, управлением доходами и рас- ходами этого бюджета на его счетах. Осуществляя контроль, она исходит из принципа единства кассы.

Современная казначейская система исполнения федерального бюджета означает прохождение всех финансовых потоков через систему органов казначейства, что позволяет осуществлять непрерывный финансовый контроль со стороны государства. Закрепление за органами Федерального казначейства ряда полномочий, помимо БК РФ, Положения о федеральном казначействе, осуществляется и законами о федеральном бюджете на текущий год и плановый период. К тому же контрольная деятельность рассматриваемого органа строится и на основании плана Минфина России.

Федеральная налоговая служба представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:

  • по надзору и контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
  • агента валютного контроля в пределах ее компетенции;
  • по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • по представлению государства в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам.

Федеральная таможенная служба является самостоятельным органом исполнительной власти федерального уровня с разветвленной системой территориальных органов. Их главная цель — непосредственное осуществление таможенного дела, в том числе обеспечение поступлений таможенных платежей.

Взимая таможенные пошлины, налоги и другие обязательные платежи в случаях, предусмотренных НК РФ, таможенные органы непосредственно участвуют в финансовом (налоговом) контроле, так как обладают полномочиями налоговых органов. К тому же в их компетенции можно выделить полномочия, связанные с осуществлением валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность на основании Положения. Она представляет собой федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий валютный контроль и контроль в финансово-бюджетной сфере.

Согласно действующему законодательству Росфиннадзор выполняет контрольные полномочия по двум направлениям:

  • за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства. В рамках своей компетенции осуществляет производство по делам о право- нарушениях и др.

К специальным финансово-кредитным органам относится Центральный банк РФ (Банк России). Согласно Конституции РФ (ст. 75) Банком России осуществляется денежная эмиссия, а также защита и обеспечение устойчивости рубля. Руководствуясь положениями БК РФ,

Законом о Банке России, Законом о банках и другими нормативными правовыми актами, он реализует свои финансовые и контрольные полномочия:

  • разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций и др.

Граждане составляют последнюю группу в видовом многообразии субъектов финансового права. В финансовые правоотношения могут вступать не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства и бипатриды. Среди них в особую группу ученые объединяют граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это могут быть главы крестьянских (фермерских) хозяйств, частные нотариусы, лица, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, и др. В настоящее время рассматриваемые субъекты стали активными участниками финансовых отношений.

О содержании финансовой правоспособности (правах и обязанностях) физических лиц можно судить по нормам большого количества финансово-правовых актов. Так, например, Законом о банках закреплены: право на открытие счета (ст. 5), на процентные ставки по вкладам (ст. 29) и др.; НК РФ — право на получение бесплатной информации о налогах и на использование налоговых льгот (ст. 21), на возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями налоговых органов (ст. 103); Законом о валютном регулировании — право осуществлять валютные операции без ограничения (если физическое лицо — резидент) с уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов (ст. 9) и др.

Законодатель на индивидуальных субъектов возлагает и обязанности. Так, например, в сфере кредитования гражданин обязан вернуть кредит (ст. 33 Закона о банках); в области налогообложения — платить законно установленные налоги, встать на учет в налоговом органе, выполнять за- конные требования контролирующих органов (ст. 23 НК РФ); уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счета (ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Финансовая правоспособность граждан наступает сразу в полном объеме. Ограничение ее не допускается. Из этого следует, что в содержание правоспособности, помимо указанных, могут быть включены права, связанные с получением физическими лицами льгот.
История развития финансового законодательства указывает на предо- ставление льгот по демографическим признакам (например, инвалидам, детям-сиротам), с учетом общественно полезной деятельности (депутатам, сотрудникам полиции), с возникновением неблагоприятных обстоятельств (пострадавшим от радиоактивного облучения) и др. В настоящее время их стало гораздо меньше.

На важную сторону финансовой правосубъектности индивидуальных субъектов указывает Н. И. Химичева. Она обращает внимание на то, что физические лица имеют право на участие в финансовой деятельности государства и муниципальных образований, основанное на положениях Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 32 граждане Российской Федерации вправе управлять делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Кроме того, они могут быть избраны в органы государственной власти и местного самоуправления.

Согласно действующему законодательству на объем правосубъектности влияют различные факторы: возраст, состояние здоровья и принадлежность к российскому гражданству. При этом объем правосубъектности несовершеннолетних граждан России ýже объема правоспособности совершеннолетних.

Финансовая дееспособность во многом зависит от возраста. Возраст указывает на степень умственной зрелости. Современное законодательство, в основном гражданское, устанавливает различные степени дееспособности, имея в виду уровень интеллектуальной и волевой зрелости чело- века, его способности понимать свои действия и руководить ими.

Отсюда, финансовая дееспособность физического лица не всегда может являться неотъемлемым качеством, присущим ему на протяжении всей жизни. Так, у гражданина, признанного в судебном порядке недееспособным, утрачивается юридическая возможность реализовывать установленный круг прав и обязанностей до тех пор, пока не будет вынесено судом решение о ее воз- вращении.

К обстоятельствам, не влияющим на содержание правоспособности, можно отнести принадлежность к полу, расе, национальность, язык, происхождение человека, отношение к религии и др. Более того, в соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения прав граждан по этим признакам.

Однако если обратиться к сравнительному исследованию, то можно констатировать, что в некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, еще существуют ограничения прав по вероисповедальному признаку.

По поводу расы и национальности можно заметить, что в некоторых странах по этим признакам было преодолено различие в правоспособности только к концу XX в. В качестве примера можно привести США, где была преодолена сегрегационная идеология.
Важным фактическим обстоятельством для возникновения некоторых правоотношений является родство. Родством называется связь между лицами, происходящими от общего родоначальника.

Происхождение одного лица от другого составляет прямую линию (Linea rekta), происхождение же только от общего родоначальника — боковую линию (Linea obligua). Юридическое значение родства проявляется главным образом в браке и в праве наследования, поэтому институт детально разработан наукой семейного и наследственного права.

По утверждению В. А. Рясенцева, родство занимает одно из главных мест среди юридических фактов. Рассматриваемая особенность может влиять на финансовую правосубъектность физических лиц, например, в налоговых правоотношениях, так как НК РФ (ст. 20) определяются взаимозависимые лица, к числу которых относятся индивидуальные субъекты, состоящие в брачных отношениях, отношениях родства и свойства.

Применительно к финансовым правоотношениям в настоящее время можно говорить лишь о том, что индивидуальный субъект, имея имущество на праве частной собственности, должен платить налог на имущество по установленной ставке. Сумма налога может меняться в зависимости от места проживания гражданина, так как органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, а также меняться налоговые ставки.

Определенный интерес для различных отраслевых наук, в том числе и для финансового права, представляют исторические факты, когда различные роды занятий, установленные звания на службе влияли на статус чело- века.

Выделялось официальное и фактическое бесчестие. Официальное наступало по определению суда или как последствие другого наказания за нарушение какого-либо закона, или как самостоятельное наказание. Значение фактического бесчестия определялось законодательством, но на- ступало без определения суда

Анализируя современную практику, можно констатировать, что отголоски этого института действуют и сейчас. Например, когда человек привлекается в качестве свидетеля в производстве по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах. Ведь не ко всем участникам испытывается доверие в одинаковой мере.

Прекращение финансовой правосубъекности (дееспособности) индивидуальных субъектов законодателем связывается со смертью гражданина, а также с наличием таких юридических оснований, как признание его в судебном порядке недееспособным, умершим, безвестно отсутствующим.

Читайте также: