Индивид и субъект права как соотносятся эти понятия

Обновлено: 02.07.2024

Человек является биологическим существом, принадлежащим к классу млекопитающих (Homo sapiens) и наделенным сознанием, то есть способностью распознавать сущность как внешнего мира, так и своей собственной природы и соответственно действовать и рассуждать. Человек является носителем сознания, которое само по себе является социальным продуктом. Кульминацией развития сознания человека является его самосознание.

Человек — это конкретный человек со всеми характеристиками, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и т.д.). Индивидуум проявляется в характеристиках, которые изменяются в процессе его развития. Индивидуум является наименьшей единицей в видовой системе Homo sapiens.

Личность — это сознательная личность, занимающая определенное положение в обществе и выполняющая определенную социальную роль. Позиция человека проявляется через систему его общественных отношений. Человек постоянно действует в определенной роли. Роль — это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Она характеризуется пятью потенциальными возможностями: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Индивидуальность — это личность по своей уникальности, которая отличает человека от других людей своей оригинальностью и неповторимостью. Индивидуальность описывается индивидуальной жизненной историей, опытом, всей суммой личностных качеств, важностью продуктов деятельности. Индивидуальность — это форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер — основные параметры индивидуальности.

Субъект — это активно действующая и познающая личность. Она характеризуется набором видов деятельности и их производительностью. Деятельность субъекта ? способность производить социально значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, выраженной в творчестве, волеизъявлении и общении.

Соотношение понятий индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность - Человек

Человек

Человек является биологическим существом, принадлежащим к классу млекопитающих (Homo sapiens) и наделенным сознанием, т.е. способностью познавать природу как внешнего мира, так и своего собственного существа, и соответственно действовать и рассуждать. Человек является носителем сознания, которое само по себе является социальным продуктом. Кульминацией развития сознания человека является его самосознание.

Давайте начнем с этого определения. Действительно, структура тела младенца имеет способность ходить вертикально, структура мозга имеет потенциал для развития интеллекта, структура руки имеет перспективу использования инструментов и т.д., и со всеми этими способностями, младенец отличает себя от животного младенца и утверждает свою принадлежность к человеческой расе. Как упоминалось выше, человек является биологическим существом и, как и все живые существа, имеет организм, тело, взаимодействует с внешним миром и подчиняется биологическим и физиологическим законам.

Человек — многослойное, многомерное, сложно организованное существо. Он наделен сознанием, языком, умением работать, создавать ценности и т.д. Эти качества не передаются человеку наследственностью, а формируются им в процессе его жизни, в процессе усвоения им культуры, созданной предыдущими поколениями. Человеческое развитие невозможно без активной передачи человеческой культуры новым поколениям. Без общества, без усвоения социально-исторического опыта человечества невозможно стать человеком, обрести особые человеческие качества, даже если человек имеет биологическую ценность. Есть свидетельства того, что дети, которые развиваются с раннего возраста вне общества, остаются на уровне развития животных, они не формируют язык, сознание, мысль и не имеют вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести его к самостоятельной сборке системы понятий. Через участие в работе и в различных формах общественной деятельности человек развивает в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформированы в человеке. С другой стороны, без биологических качеств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно достичь самых высоких человеческих качеств даже под влиянием общества, воспитания и образования.

Человек является носителем сознания, и поэтому он является сознательным, ибо сознание является результатом вовлечения сознания в события. Сознание как образ жизни, в свою очередь, это способность сопровождать сознанием привычку, его текущие состояния, его действия, его деятельность, ход его жизни.

И, наконец, самопознание. Самопознание — это изучение своих умственных и физических особенностей, осознание себя. Она начинается в младенчестве и продолжается на протяжении всей жизни. Постепенно он формируется, как человек размышляет о внешнем мире и познает себя.

Из этого можно сделать вывод, что ребенок, который приходит в мир, является человеком, потому что у него есть все внешние характеристики Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет большой потенциал для развития. В нем есть стремление к совершенству и самопознанию, которое развивается по мере того, как он растет.

Индивидуум

Человек — это конкретный человек со всеми характеристиками, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и т.д.). Он проявляется в характеристиках, которые меняются в процессе индивидуального развития. Индивидуум является наименьшей единицей в видовой системе Homo sapiens.

Личность

Личность — это сознательная личность, занимающая определенное положение в обществе и выполняющая определенную социальную роль. Позиция личности проявляется через систему ее социальных отношений. Человек постоянно играет какую-то роль. Роль — это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Она характеризуется пятью потенциальными возможностями: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

В переводе на простой язык можно сказать, что личность — это человек, который строит и контролирует свою собственную жизнь, человек как ответственный субъект воли. Личность — это тот, кто не равен своим естественным стремлениям, кто не должен быть их рабом, должен быть выше их. Нормальные дети, пережившие кризис трех лет, уже сейчас могут подчинить свои сиюминутные стремления социальным нормам: тому, что необходимо.

Формирование личности — это процесс социализации человека, который заключается в приобретении его общего, общественного характера. Это освоение всегда происходит в конкретных и исторических обстоятельствах человеческой жизни. Формирование личности связано с принятием индивидуальных социальных функций и ролей, сложившихся в обществе, социальных норм и правил поведения, формированием навыков построения отношений с другими людьми. Образованная личность является субъектом свободного, независимого и ответственного поведения в обществе.

Подводя итог. Из вышесказанного ясно, что человек — это тоже человек, но с точки зрения его социальной значимости и общественной активности. Личность — важнейшая характеристика человека, его важнейший социальный атрибут.

В личности, прежде всего, содержится ее социальная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы, человек не может стать личностью и сформировать человеческий характер, то есть именно природа создает человека, а общество формирует человека. В зависимости от выражения личностных качеств можно судить о его позитивных и негативных моральных и духовных качествах.

И главное, что человек не рождается, а становится человеком! Или кто-то не станет…

Индивидуальность — это человек в своей уникальности, которая отличает человека от других людей оригинальностью и неповторимостью личности. Индивидуальность описывается жизненной историей человека, его переживаниями, всей суммой личностных качеств, важностью продуктов деятельности. Индивидуальность — это форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер — основные параметры индивидуальности.

Индивидуальность, как и личность, буквально не проявляется в человеке с рождения. Новорожденный ребенок — это человек, не имеющий человеческой индивидуальности, потому что он не способен к самостоятельной индивидуальной деятельности. Только с возрастом человек обретает социальную личность и способность самостоятельно выбирать свой жизненный путь и индивидуально развиваться. Сущность индивидуальности заключается в автономии человека и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшая роль врожденных заданий и особенностей развития каждого человека опосредуется социальными факторами. В процессе динамического воздействия разнообразных качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Развитие индивидуальности само по себе является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связана со сменой общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества. Индивидуальность понимается как уникальность каждого человека, уникальность проявляется в совокупности черт личности, которые являются уникальными для конкретного человека.

Таким образом, индивидуальность — это набор отличительных черт и характеристик, отличающих одного человека от другого. И она, несомненно, не растет из-за биологических условий или в пустом месте.

Субьект

Субъект — активно действующая и познающая личность. Она характеризуется совокупностью видов деятельности и их производительностью. Деятельность субъекта ? способность человека производить социально значимые изменения в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, выраженной в творчестве, волеизъявлении, общении.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и социального процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником знания и трансформации объективной реальности. В этом случае сама деятельность действует как форма человеческой деятельности, позволяющая ему улучшить окружающий мир и себя самого.

Субъект может проявить инициативу и уверенность в себе, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, изменить и улучшить себя, а также определить перспективу своей многомерной жизненной деятельности. Субъект способен отчитываться за свои действия, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Он способен связать свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе жизнедеятельности в специфическом для него направлении. Существуют значительные индивидуальные различия между предметами.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Проблема субъектов права и правоотношения анализировалась как в работах по общей теории права, в которых эти категории рассматривались в

качестве предмета специального исследования 1 , так и в работах затрагивающих иные вопросы теории права [36] [37] .

Предложенная Р. фон Иерингом и воспринятая Н.М. Коркуновым теория интереса исходит из того, что раз правовые нормы определенным способом разграничивают интересы между людьми, то такие нормы применяются исключительно к людским отношениям, а не к отношениям человека и вещи, человека и животного.

Наличие в уголовном праве многих стран ответственности за жестокое обращение с животными означает не только намерение законодателя защитить животных от негуманного обращения. Объектами таких преступлений в первую очередь является общественная нравственность, на защите которой и основываются подобные нормы уголовного права. В то же время, проведение научных опытов над животными в случае отсутствия неоправданных

страданий, которые могут быть им причинены, не содержит состава преступления и является допустимым, поскольку отношение общества к таким экспериментам совсем иное.

Юристы порой ошибочно отмечают, что раз животных указывают в качестве наследников в завещании, то имеет смысл говорить о них как о самостоятельных субъектах. Так, в частности, нью-йоркский магнат и миллиардер Леона Хелмсли завещала весомую долю своего состояния мальтийской болонке по имени Трабл 1 . Однако и в этом конкретном случае все- таки не следует болонку признавать субъектом наследственных правоотношений и собственником имущества, поскольку указанная денежная сумма была вложена в трастовый фонд с условием о целевом расходовании на содержание болонки, которая, безусловно, субъектом правоотношений не является.

Понятие физического лица как субъекта права претерпело серьезные изменения вместе с развитием науки. К примеру, достижения медицины в XX веке, свидетельствующие о наличии реакции на внешние раздражители у эмбриона, привели к возникновению вопроса о праве на жизнь еще не

родившегося ребенка 1 . Критический анализ права позволяет также сделать вывод о том, что субъект права может продолжать существовать, а соответствующий ему человек может перестать осуществлять жизнедеятельность. В частности при объявлении лица безвестно отсутствующим предполагается тот факт, что он считается живым, при этом, лицо фактически могло погибнуть, но его права по-прежнему продолжают существовать [44] [45] .

Это явление носит безусловно негативный характер, поскольку такие юридические лица часто используются в схемах уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей.

сторонами правоотношений [58] .

Характерными для сторонников отождествления двух терминов являются рассуждения специалиста в области административного права Д.Н. Бахраха, который отмечает, что «субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые

Стоит отметить, что приверженцами идентичности упомянутых категорий, помимо названных ученых, является еще множество других правоведов [59] [60] .

Следует сделать оговорку насчет того, что до настоящего времени юридическая наука не пришла к единому мнению о позиционировании субъекта права и субъекта правоотношения в системе правовых категорий. Отсутствие у правоведов единообразного мнения насчет обозначенной проблемы в какой-то степени связано с тем, что в социологии и философии еще не в полной мере исследована проблема субъекта общественных отношений.

необходимых свойств юридических категорий — их приспособляемость к реалиям действительности, их гибкость [64] .

характер и происходит стирание качественных различий между юридической нормой и правоотношением 1 .

Принимая участие в правоотношении, субъект права приобретает новые свойства, обретает новый статус. Однако он не становится субъектом правоотношения при реализации своих прав и обязанностей вне его. Немало правоведов отстаивают позицию, исходя из которой носитель прав и обязанностей (субъект права) может и не являться субъектом реального

По мнению С.И. Архипова, отождествление двух исследуемых категорий способно привести к тому, что «в праве наравне с традиционными субъектами

Нельзя упускать из виду, что субъект права в большей степени определяется совокупностью правовых норм, а для субъекта правоотношения, помимо правовых норм, по общему правилу необходимо наличие действительного, реализуемого, но отнюдь не формального волевого элемента. С точки зрения юридического позитивизма сам факт существования субъекта

права связан с правовыми нормами, на основании которых такой субъект приобретает соответствующий статус. Для участия в правовом отношении субъект должен обладать помимо правоспособности еще и дееспособностью 1 . То есть в самом общем виде правоспособность наделяет лицо статусом субъекта права, а дееспособность характеризует его возможность участия в правоотношении. Субъект правоотношения должен быть и правоспособен и дееспособен, т.е. правосубъектен. Если лицо своей дееспособностью не обладает, то отсутствующую дееспособность должна заместить дееспособность другого лица. В ином случае участие в правоотношении не представляется возможным. Дееспособность государства проистекает из дееспособности его служащих.

Во всяком правовом отношении не может быть меньше двух субъектов. Таким образом, если абстрактное изучение субъекта права (то есть искусственно изолированного от других субъектов) представляется в определенной степени возможным, то исследование одного субъекта

правоотношения вне правовой связи с другими субъектами является недопустимым.

Включение в понятие права общественных отношений в целом и правоотношений в частности остро критиковалось О.С. Иоффе, И.Д. Шаргородским, И.Е. Фарбером и другими учеными. Такое понимание права они считали неприемлемым и, более того, ошибочным. Ведь признание правового отношения частью понятия права неизбежно повлечет по аналогии с нормами права общеобязательность всех фактических действий в правовом отношении [81] [82] . То есть возникает нелепая ситуация, при которой субъекты

правоотношения своими фактическими действиями в правовом отношении творят право. Это неприемлемо не только для организаций и физических лиц, но и для самого государства.

Ошибочно расценивать субъективное право только как возможность управомоченного субъекта требовать от обязанных лиц определенного варианта поведения. Ведь необходимость такого требования возникает исключительно в случае несоблюдения обязанной стороной установленной модели поведения. Указанный подход не отражает сути фактического поведения субъекта, обладающего субъективным правом, поскольку при нормальном развитии правового отношения, то есть без каких бы то ни было нарушений со стороны обязанных лиц, теряется необходимость требовать известного поведения от других. В чем же тогда проявляется содержание субъективного права? Представляется, что само правомерное поведение управомоченного и возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц и будет составлять субъективное право. То есть, в самом общем виде под субъективным правом следует понимать закрепленную в объективном праве и обеспеченную поведением обязанных лиц меру поведения управомоченного лица (субъекта правового отношения). Иными словами субъективным правом является признанная правовыми нормами обеспеченность и возможность реализации определенной модели поведения управомоченным субъектом. Нет необходимости в указании на возможность защиты в случае наличия нарушений субъективного права ввиду того, что такая защита следует из самой конструкции норм объективного права.

Отождествление субъекта права и субъекта правоотношения возможно только в единственном случае — при условии нахождения субъекта в состоянии устойчивого и перманентного участия в правовом отношении. Действительно, значительная часть теоретиков права допускает существование такого вида правовых отношений, которые называются абсолютными именно из-за того, что в них участник наделен абсолютным субъективным правом. Сторонником наличия абсолютных правоотношений можно назвать Ю.К. Толстого, который утверждал, что «все правоотношения по субъектному

некой абстракцией, так как никаких, даже подразумеваемых, правовых связей ни с одним субъектом не возникает.

Принадлежащие субъектам абсолютные права реализуются ими без вступления в конкретные правовые отношения только до того момента, пока эти права не начнут кем-либо нарушаться. В частности, личное неимущественное право на авторство произведения (будь то литературное, музыкальное или иное признаваемое в качестве объекта авторского права произведение) осуществляется автором без какого бы то ни было правового взаимодействия с окружающими. И только в том случае, когда появляется субъект, заявляющий о своем праве признаваться автором именно этого произведения или использующий его без указания авторства возникают правовые отношения.

Весьма интересным и удачным следует признать пример Я.М. Магазинера о том, что в сфере публичных правовых отношений абсолютным правом следует считать право государства на свою территорию [91] . Действительно, право на неприкосновенность территории возникает помимо воли других государств, но они все же обязаны ни при каких условиях его не нарушать, а в случае нарушения, пострадавшее государство вправе вернуть свою территорию из владения любого государства даже в случае добросовестного приобретения последним этой территории у субъекта, который не имел на нее надлежащего права.

Однако помимо абсолютных существуют еще и относительные права, при реализации которых управомоченному субъекту соответствует обязанность не любых, а вполне определенных лиц (классическим примером являются правовые отношения кредитора и должника). Каким же статусом будет обладать объединение индивидов либо сам индивид, если относительное правоотношение не возникло по различным причинам (например, в связи с отсутствием волеизъявления на заключение договора)? Представляется, что

относительные права в таком случае могут быть реализованы лишь стохастически и субъект отнюдь не обязательно примет участие в правовом отношении. Следовательно, называть его субъектом правоотношения изначально не правильно, если в относительном правовом отношении этот субъект не принимает ровным счетом никакого участия.

Следует учесть, что очень спорно сводить проблему субъекта правоотношения только к наличию у него дееспособности, равно как и ограничивать понятие субъекта права фактом присутствия у него правоспособности. Известно, что под правоспособностью понимается абстрактная способность к обладанию правами и обязанностями (в общем виде способность быть субъектом права), дееспособность же подразумевает реальную способность к действиям, которые изменяют права и обязанности, способность своими действиями приобретать права и осуществлять обязанности (фактически способность быть субъектом правового отношения).

Не в каждой правовой системе правоспособность и дееспособность различаются в терминологическом плане [93] , поэтому представляется неточным проведение параллелей между субъектами прав и субъектами правоотношений либо осуществление их дифференциации только на основе право- и дееспособности.

Субъект права, обладая правоспособностью не всегда может в полной мере реализовать установленную нормами объективного права модель поведения. В частности, дозволенные правом действия могут не реализовываться из-за отсутствия у субъектов реальной возможности.

Выводы о дифференциации субъекта права и субъекта правоотношения является для науки принципиальными, поскольку позволяют выстроить четкую и логичную категориальную систему, наличие которой необходимо не только для гносеологических целей, но и для правотворческой и правоприменительной деятельности.

Субъект – это человек, выступающий в качестве носителя предметно-практической деятельности, распоряжающийся самостоятельно своими физическими, психическими и духовными силами.

Индивид – это человек как целостный и неповторимый представитель рода, обладающий своими психофизическими свойствами, которые выступают как предпосылки личностного развития и индивидуальности.

Божович Л.И, выделил два основных критерия сформированной человеческой личности:

  • 1-ый критерий: человек может считаться личностью, если его мотивы иерархически выстроены, то есть он может преодолевать собственные непосредственные побуждения, ради чего-то другого. Это свидетельствует о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом, можно предположить, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, являются социально значимыми.
  • 2-ой критерий: человек считается полноценной личностью, когда он способен к сознательному руководству собственным поведением. Такое руководство осуществляется на основании осознанных мотивов – принципов и целей.

Первый критерий отличается от второго тем, что второй предполагает сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто будет поступать нравственно, так как это поведение заложено в нем общественными нормами, а будет поступать так осознанно. Именно самосознание является отличительной чертой человека как личности.

Также критериями, определяющими человека как полноценную личность, можно считать:

  • быть личностью – значит обладать активной жизненной позицией, когда иначе человек поступать просто не может;
  • быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий из-за внутренней потребности, оценивать последствия принятых решений и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь;
  • быть личностью – значит непрерывно самосовершенствоваться, овладевать всем средствами и приемами, посредством которых возможно овладение собственным поведением и подчинением его своей воле;
  • быть личностью – значит иметь свободу выбора и нести ее бремя, а значит брать на себя ответственность за собственные действия.

Готовые работы на аналогичную тему

Социализация личности

Социализация личности – это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в процессе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводя в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе или группе.

Выделены следующие стадии социализации:

  • первичная – адаптация;
  • индивидуализация – промежуточная социализация подросткового периода, так как нет устойчивости в мировоззрении и характере подростка. Юношескому возрасту характерна устойчиво концептуальная социализация, когда идет выработка устойчивых свойств личности;
  • интеграция – протекает благополучно, когда человеческие качества приняты группой и целым обществом. Если же они не принимаются, возможно несколько путей: сохранение свой индивидуальности и агрессивное взаимодействие с обществом; изменение себя под шаблон общества; конформизм, то есть внешняя адаптация к требованиям общества;
  • трудовая стадия – занимает всю зрелость человека, всю его трудовую деятельность, когда идет не просто усвоение социального опыта, а его воспроизведение посредством активного воздействия человека не среду сквозь собственную деятельность;
  • послетрудовая социализация – пожилой возраст вносит значительную лепту в воспроизведение социального опыта, при передачи его молодому поколению.

Социальная среда и личность

Социальная среда – это все то, что окружает человека в его социальной жизни, конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их становления.

Социальная среда напрямую зависит от типа общественных экономических формаций, принадлежности к тому или иному классу и национальности, различий социальных слоев, бытовых и профессиональных отличий.

Обязательными условиями усвоения ребенком общественно-исторического опыта, являются:

  • общение ребенка со взрослыми, в процессе чего ребенок учится адекватной деятельности, усваивая культуру своего общества;
  • осуществление адекватной деятельности относительно предметов, являющихся продуктами исторического развития, в которой будут воспроизведены существенные выработанные обществом способы человеческой деятельности.

Человеческая жизнь и деятельность обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, но ведущая роль принадлежит социальному фактору.

Личность не только является объектом общественных отношений, испытывая сильные социальные воздействия, но и преломляет их, преобразует, так как личность постепенно начинает становиться совокупностью внутренних установок, через которые преломляются внешние воздействия социума. Таким образом, личность не только выступает объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, сознания, общения и самосознания.

Так, Адлер считал, что успешность личности в жизни определяется уровнем социального интереса – способности человека сотрудничать. На пути формирования социального интереса возникает чувство неполноценности. Оно подталкивает человека к развитию и самосовершенствованию. Однако иногда в связи с какими-то причинами чувство неполноценности становится комплексом, который делает человека неспособным бороться трудностями жизни. У других людей этот комплекс из-за свой сверх компенсации превращается в комплекс превосходства, который заставляет в любых обстоятельствах стремиться доминировать. К причинам возникновения комплекса превосходства и неполноценности относят:

Слепнев А.В., аспирант кафедры теории и истории государства и права Российского государственного торгово-экономического университета.

В юриспруденции сложилось разделяемое многими теоретиками права суждение о том, что принципиальной разницы между субъектом права и субъектом правоотношения не существует. В частности, С.Ф. Кечекьян отождествлял понятия субъекта права и субъекта правоотношения, отмечая, что "достаточно одного термина "субъект права" для обозначения как лица, способного стать носителем прав и обязанностей, так и лица, уже участвующего в правоотношении" . Н.И. Матузов, хоть и с определенными оговорками, расценивает анализируемые понятия как равнозначные . "В современной юридической литературе, - отмечает М.Н. Марченко, - понятие "субъект права" чаще всего используется в качестве синонима терминов "субъект" или "участник правоотношений" .

Кечекьян С.Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958. С. 84.
См.: Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 517.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2006. С. 645.

Кроме того, большинство ученых отраслевых юридических наук отстаивают в научной и учебной литературе аналогичные позиции. Характеризуя финансовые правоотношения, О.Н. Горбунова использует наряду с термином "субъект финансового правоотношения" еще и термин "субъект финансового права" . М.А. Викут расценивает субъекта права как действительного обладателя субъективного права , которое, как известно, свойственно участнику правового отношения. Крупный специалист в области трудового права В.Н. Толкунова определяет субъекты трудового права как участников трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, а также отмечает, что субъекты трудового права являются сторонами правоотношений .

См.: Горбунова О.Н. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 47.
См.: Викут М.А. Стороны - основные лица искового производства. Саратов, 1968.
См.: Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М.: ООО "ТК Велби", 2002. С. 43.

Стоит отметить, что сторонниками идентичности упомянутых категорий помимо названных ученых являются и другие правоведы .

См., например: Лаптев В.В. Субъекты хозяйственного права // Советское государство и право. 1975. N 4. С. 80 - 88; Венедиктов А.В. О субъектах социалистических правоотношений // Советское государство и право. 1955. N 6. С. 17 - 28; Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. С. 139; Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 37; Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Вып. 1. Саратов, 1967. С. 56; и др.

Очевидно, что имеется необходимость в поиске истоков отождествления двух исследуемых категорий. Означают ли такие термины, как "субъект права" и "субъект правоотношения", два разных понятия либо они передают суть одной и той же категории? Почему в таком случае они воспринимаются многими учеными как одинаковые? Или зачем научной общественности допускать в понятийном аппарате юридической науки наличие двух равнозначных по содержанию категорий, но терминологически обозначаемых по-разному?

Отождествление субъекта права и субъекта правоотношения, свойственное ряду научных работ по правоведению, все-таки надлежит считать недопустимым. Несмотря на видимое сходство и безусловную органическую взаимосвязь между этими понятиями, все же их не следует признавать в качестве равнозначных.

"Субъект правоотношения" является динамической категорией, поскольку через правоотношение субъект права реализует свои субъективные права и юридические обязанности. Субъект правоотношения использует не все свои потенциальные права, а лишь те, которые необходимы ему для участия в конкретном правоотношении. Поэтому правомерно предположить, что понятие субъекта права является более емким по сравнению с субъектом правоотношения понятием. Субъект правоотношения - это тот же субъект права, но только ставший участником правоотношения, деятельно реализующий только часть из целого ряда своих прав и обязанностей, которыми он, будучи субъектом права, потенциально обладает. Вне конкретного правоотношения нет и не может быть субъекта этого правоотношения. В случае прекращения правоотношения участвовавший в нем субъект теряет некогда присущий ему динамизм и вновь переходит в статическое состояние, обладая лишь статусом субъекта права.

Во всяком правовом отношении не может быть меньше двух субъектов. Таким образом, если абстрактное изучение субъекта права (т.е. его изучение в условиях искусственной изолированности от других субъектов) представляется в определенной степени возможным, то исследование одного субъекта правоотношения вне правовой связи с другими субъектами является неточным. В объективном смысле субъекта права следует рассматривать как некого абстрактного субъекта, а субъекту правоотношения всегда отводится вполне конкретная роль, он персонифицирован. По мнению Л.С. Явича, специфика правоотношений как раз и состоит в том, что заключенный в норме права общий масштаб поведения в правовом отношении конкретизируется по лицам .

См.: Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Издательство Лен-го ун-та, 1976. С. 207.

Сам факт наличия в науке понятия "право" предполагает существование субъекта этого права. Более того, даже если согласиться с тем, что каждый индивид или каждое объединение индивидов находятся в перманентном состоянии участия в правоотношениях различного вида, то, несмотря на это, следует считать гносеологически обоснованным наличие в науке абстрактной категории "субъект права", главным и единственным признаком которой в таком случае будет являться лишь потенциальная возможность быть стороной в правоотношении, но не реальное участие в нем.

Если субъект права и субъект правоотношения считать идентичными понятиями, то из этого буквально следует, что они являются субъектами одного и того же. Фактически авторы, заявляющие о синонимичности этих понятий, одновременно ставят знак равенства между правом и правоотношением. Исходя из этого часто встречающуюся в научной литературе критику, обращенную к выводам С.Ф. Кечекьяна о тождественности терминов, следует расценивать как достаточно несправедливую. Ведь ученый отмечает, что "право представляет собой сложное явление. Оно состоит в одних случаях из норм права и обусловленных этой нормой правовых обязанностей, в других - из норм права и правоотношений, в третьих - из норм права, правовых обязанностей и правоотношений" . Это означает, что С.Ф. Кечекьян не является сторонником нормативного понимания права и зачастую включает правовые отношения в понятие права. В таком случае отходит на второй план сам смысл дифференциации рассматриваемых категорий, но и существование в науке двух равнозначных терминов следует признать неоправданным.

Кечекьян С.Ф. Указ. соч. С. 31 - 32.

Отождествление субъекта права и субъекта правоотношения возможно только в единственном случае - при условии нахождения субъекта в состоянии устойчивого и постоянного участия в правовом отношении. Действительно, значительная часть теоретиков права допускает существование такого вида правовых отношений, которые называются абсолютными именно из-за того, что в них участник наделен абсолютным субъективным правом. Сторонником наличия абсолютных правоотношений можно назвать Ю.К. Толстого, который утверждал, что "все правоотношения по субъектному составу подразделяются на абсолютные и относительные" . Стоит также отметить, что в науке высказывались мнения о допустимости наличия абсолютного права, и в то же время их авторы отрицали существование абсолютного правоотношения. Нельзя не согласиться со специалистом в области теории правового отношения Ю.И. Гревцовым, который обращает внимание на то, что "сам по себе справедливый вывод о возможности разграничения прав на абсолютные и относительные вовсе не дает достаточных оснований для такого деления правоотношений" .

Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959. С. 74.
Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Л.: Изд-во Лен-го ун-та, 1981. С. 59.

Помимо абсолютных существуют ведь еще и относительные права, при реализации которых управомоченному субъекту соответствует обязанность не любых, а вполне определенных лиц (классическим примером являются правовые отношения кредитора и должника). Каким же статусом будет обладать объединение индивидов либо сам индивид, если относительное правоотношение не возникло по различным причинам (например, в связи с отсутствием волеизъявления на заключение договора)? Представляется, что относительные права в таком случае могут быть реализованы лишь стохастически и субъект отнюдь не обязательно примет участие в правовом отношении. Следовательно, называть его субъектом правоотношения в корне не правильно, если в относительном правовом отношении этот субъект не принимает ровным счетом никакого участия.

Круг субъектов правоотношения по объему не совпадает с кругом субъектов права. Д.А. Липинский пишет: "Новорожденные, малолетние лица, психически больные являются субъектами права, но не выступают субъектами всех правоотношений" . В правовой литературе встречается мнение о том, что субъекты права, будучи недееспособными (например, граждане, признанные судом недееспособным вследствие психического расстройства), вообще не могут являться субъектами правовых отношений. Действительно, субъектами целого ряда правоотношений недееспособные быть не могут, однако следует иметь в виду, что за недееспособного участвовать в некоторых сделках могут его опекуны, попечители, законные представители, которые действуют от имени и в интересах недееспособного. Это означает, что продавцом в правовом отношении по купле-продаже дома, принадлежащего недееспособному, будут являться не опекуны, попечители или законные представители, а таким субъектом все-таки нужно считать самого недееспособного.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А.В. Малько. М., 2006. С. 229 - 230 (автор главы - Д.А. Липинский).

История знает курьезные факты, при которых круг субъектов права настолько расширялся, что в их число включались и домашние животные, и даже неодушевленные предметы (церковные колокола и т.п.). Известен случай возведения в сенаторы коня Калигулы (фактически было осуществлено юридическое признание животного субъектом права) - ". что тем Калигула и славен, что вздумал лошадь, говорят, послать присутствовать в сенат. " . Помимо этого в истории немало и других примеров. Так, нормы рабовладельческого права допускали способность быть стороной правоотношения только для свободных людей. Рабы объявлялись вещью и считались не субъектом права, а объектом, что подтверждало ничем не ограниченное господство рабовладельца над рабами, которые находились в его собственности. Правоотношений между рабовладельцем и рабом не возникало.

См.: отрывок из стихотворения "Конь Калигулы". Жемчужников А.М. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. М., Л.: Советский писатель, 1963.

Следует учесть, что очень спорно сводить проблему субъекта правоотношения только к наличию у него дееспособности, равно как и ограничивать понятие субъекта права фактом присутствия у него правоспособности. Известно, что под правоспособностью понимается абстрактная способность к обладанию правами и обязанностями (в общем виде способность быть субъектом права), дееспособность же подразумевает реальную способность к действиям, которые изменяют права и обязанности, способность своими действиями приобретать права и осуществлять обязанности (фактически способность быть субъектом правового отношения). Не в каждой правовой системе правоспособность и дееспособность различаются в терминологическом плане , поэтому представляется неточным проведение только с помощью указанных категорий параллелей между субъектами прав и субъектами правоотношений либо осуществление их дифференциации.

Так, в США и Великобритании и правоспособность, и дееспособность определяются одним термином - "legal capacity" (в пер. с англ. - "правовая способность"). В римском праве также используется только категория "caput" (правоспособность).

Учитывая факт разграничения В.С. Нерсесянцем понятий "субъект права" и "субъект правоотношения" , стоит заметить, что под правосубъектностью им понимается способность быть именно субъектом права. Указанный подход считается распространенным в юридической науке, однако с таким пониманием правосубъектности можно подискутировать. Раз уж правосубъектность включает в себя и абстрактную способность иметь права и обязанности, и реальную способность эти права и обязанности реализовывать своими правомерными действиями, и помимо прочего способность отвечать за совершенные деликты, то все же под правосубъектностью следует понимать способность индивидов и их образований быть субъектами правоотношений. Р.О. Халфина правосубъектность называет общей предпосылкой участия граждан и организаций в правоотношениях.

См.: Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 509 и сл.

В целом термин "субъект" в юридической литературе и законодательстве используется в самых разных аспектах: субъект права, субъект правоотношения, субъект правонарушения, субъект юридической ответственности. Хоть эти понятия и не равнозначны, они в определенной мере обусловлены взаимодополняющими кумулятивными характеристиками.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: