Имеют ли право в садике брать кровь

Обновлено: 30.06.2024

1. Чем ВИЧ отличается от СПИДа?

СПИД – это заболевание, которое развивается из-за ВИЧ-инфекции. Попав в организм, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) начинает разрушать иммунную систему. Если вовремя не начать специальное лечение, то со временем это приведет к синдрому приобретенного иммунодефицита (СПИДу).

2. Что сделать, чтобы ВИЧ не перешел в СПИД?

Если у человека выявлена ВИЧ-инфекция, то ему требуется как можно раньше начать антиретровирусную терапию (АРТ), которая подавит размножение вируса. Стоящим на учете в территориальном Центре по профилактике и борьбе со СПИДом лекарство выдается бесплатно. Подобрать схему лечения и помочь встать на учет должен врач. Человек, принимающий лекарство, никогда не заболеет СПИДом и сможет жить обычной жизнью, сообщает Центр по контролю и профилактике заболеваний в США (CDC) в памятке про ВИЧ (About HIV). Однако полностью очистить организм от инфекции препарат не сможет, поэтому принимать его придется до конца жизни.

– Цель терапии – добиться неопределяемой вирусной нагрузки. Это значит, что вирус подавлен полностью, но его неактивные формы живут в клетках, – рассказывает врач-инфекционист университетской клиники H-Clinic Николай Лунченков.

3. Может ли ВИЧ протекать бессимптомно?

По данным ВОЗ, примерно 21% ВИЧ-инфицированных не знают, что заражены, и продолжают заражать окружающих. Если исходить из официальной статистики ВОЗ по количеству зараженных – на 2019 год это 38 миллионов человек, – то получается, что неосознанно носят вирус иммунодефицита около 7–8 миллионов человек по всему миру.

Первые симптомы проявляются в течение 2–4 недель после заражения и похожи на грипп или простуду: увеличиваются лимфоузлы, болит горло, ломит в мышцах, поднимается температура, изредка появляются язвочки во рту. Однако у некоторых людей может вообще не быть никаких симптомов. Затем иммунитет начинает активно вырабатывать антитела и запускать другие защитные механизмы, которые замедляют бурное размножение вируса, и описанное выше состояние проходит. Человек начинает чувствовать себя лучше и несколько лет живет обычной жизнью, ни о чем не подозревая. Этот период может длиться 10 лет и дольше, однако под натиском вируса иммунитет рано или поздно сдается и начинается СПИД.

4. Как провериться на ВИЧ?

– Существует несколько видов тестирования, но самый простой – это экспресс-тест. Он за несколько минут определяет наличие антител к ВИЧ-инфекции по слюне, – поясняет Николай Лунченков. – В слюне находится огромное количество антител, и к ВИЧ (если он есть в организме) тоже. Антитела – это белки, выделяемые иммунными клетками для нейтрализации патогенов и вирусов.

Одна полоска означает отрицательный результат, то есть отсутствие антител (и, следовательно, ВИЧ). Однако нужно иметь в виду, что в первый месяц после заражения результат может быть ложноотрицательным из-за того, что антитела еще не успели выработаться. Наличие двух полосок не гарантирует, что антитела к ВИЧ точно есть, но это весомый повод перепровериться в специализированном центре, сдав анализ крови. Существует две разновидности анализа: путем определения антител либо через ПЦР (позволяет обнаружить РНК вируса).

5. Правда, что презерватив защищает не полностью?

Пока что надежнее презерватива в вопросах профилактики ИППП только отсутствие каких-либо сексуальных контактов. ВОЗ называет мужские презервативы эффективными примерно на 80–85%. Главным образом пробелы в эффективности связаны с неправильным хранением и использованием изделий № 2.

– Стоит понимать, что 80% – это усредненные данные со всей планеты. Главным образом статистику ухудшают страны третьего мира, где использованные презервативы стирают, высушивают и используют повторно, – рассказывает Николай Лунченков.

Периодически можно услышать, что латекс и другие материалы пропускают вирусы, но инфекционист называет это мифом и призывает в него не верить. В Информационном бюллетене для работников общественного здравоохранения (Fact Sheet for Public Health Personnel) от Центра по контролю и профилактике заболеваний в США (CDC) говорится, что латексные презервативы обеспечивают непроницаемый барьер для частиц размером с возбудителей ИППП.

В конце концов, большинство кондомов покрыты смазкой, которая способна заполнить гипотетические микропоры.

Ранее Роскачество исследовало качество презервативов. Результаты смотрите ЗДЕСЬ.

6. Как правильно хранить и использовать презервативы?

Существует множество нюансов, о которых пишет Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS).

Презервативы необходимо хранить в не слишком теплом и не слишком холодном месте. То есть держать их в машине, которая ночами стоит на морозе, так же нежелательно, как и носить в кармане брюк. Оптимальная – комнатная температура. Разумеется, изделия нужно держать подальше от острых предметов, которые могут проколоть упаковку. Бросить пакетик свободно болтаться в рюкзаке или сумке – плохая идея, ведь он может незаметно повредиться от столкновения со связкой ключей и другими вещами.

Перед использованием важно аккуратно открыть упаковку, не зубами. Надевая презерватив, надавите на накопитель, чтобы выдавить из него воздух. Аккуратно раскатайте изделие до основания полового члена.

Нельзя использовать один и тот же презерватив более одного раза – как бы очевидно это ни звучало. Выше упоминалось, что в некоторых странах повторное использование считается нормальным, из-за этого распространение ВИЧ в таких регионах сдерживать особенно сложно.

Не нужно надевать один на другой: вопреки ожиданиям, защита будет менее надежной – презервативы с большой вероятностью могут порваться.

С презервативами из латекса и полиизопрена нельзя использовать смазки на масляной основе, так как изделия могут порваться. То же самое можно сказать про любое масло и вазелин. Если женщина использует вагинальные свечи (например, для лечения), то это также повышает риск разрыва. В таком случае лучше использовать презервативы из полиуретана, они неуязвимы перед жиром.

7. Что защищает от передачи ВИЧ, помимо презервативов?

Существует так называемая доконтактная и постконтактная профилактика ВИЧ. В первом случае лекарство нужно регулярно принимать тем, у кого повышен риск заразиться: например, практикующим незащищенный секс с непроверенным партнером (партнерами). Во втором же случае лекарства нужны тем, у кого уже был незащищенный сексуальный контакт, особенно если он был с человеком из группы риска. Или если в открытую ранку попала кровь такого человека.

Действующие вещества препаратов блокируют один из ферментов вируса, способствующий его размножению. ВОЗ пишет, что если начать прием лекарства как можно скорее после контакта с больным (в идеале в течение первых 72 часов), то риск заражения ВИЧ снижается более чем на 80%.

– Лекарства можно купить в некоторых аптеках практически в любом городе. Стоимость оригинального препарата варьирует в диапазоне 9–15 тысяч рублей, но существуют и бюджетные аналоги, – говорит Николай Лунченков. – В любом случае схему приема таблеток сначала придется обсудить с врачом, а к нему важно обратиться как можно раньше. Если оперативно попасть к специалисту не получается, попробуйте связаться с представителями различных благотворительных фондов, а в особенности – организаций по борьбе со СПИДом. Возможно, там помогут найти нужного доктора, а где-то и поделятся лекарствами на первый день.

8. Насколько опасно контактировать с человеком, зараженным ВИЧ?

– Если человек с ВИЧ-инфекцией принимает антиретровирусную терапию, то заразиться от него невозможно, – рассказывает Николай Лунченков.

В остальных случаях пути передачи ВИЧ хорошо известны. Вирус передается через кровь, половым путем (через сперму и вагинальный секрет), а также через грудное молоко, говорится на сайте Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД (UNAIDS). Николай Лунченков уточняет, что ВИЧ есть во всех биологических жидкостях, в том числе и в слюне, но в ничтожно малом количестве, недостаточном для инфицирования. Поэтому от прикосновения или даже поцелуя заразиться нельзя (если, конечно, не соприкоснуться кровоточащими ранками).

Врач также рассказывает, что, в отличие от COVID-19, ВИЧ практически сразу погибает на воздухе (например, как только высыхает кровь). В свете этого старые мифы о том, что можно заразиться, сев на окровавленную иглу в общественном транспорте, теряют смысл.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Не хотите, чтобы вашему ребенку сделали прививку или провели диагностику на туберкулез? Вы вправе отказаться. Но тогда ему могут запретить посещать образовательное учреждение. Возможно и разобщение с остальной группой детей на время. В каких случаях закон это допускает и что делать, чтобы право ребенка на получение образования не было нарушено?

В детский сад и школу – без прививок?

Можно ли отказаться от прививок?

А от диагностики на туберкулез отказаться можно?

При профилактических осмотрах детей осуществляется иммунодиагностика (туберкулинодиагностика) с применением туберкулезного аллергена. Она проводится посредством постановки внутрикожной аллергической пробы (проба Манту). Для детей 15–17 лет в качестве метода обследования может проводиться рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки.

Иммунодиагностические тесты на туберкулезную инфекцию не являются профилактическими прививками, поскольку лишь проверяют наличие или отсутствие у ребенка иммунитета к туберкулезу, поэтому отказаться от них, сославшись на ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней, не получится. Однако необходимым условием для проведения таких обследований является дача родителем или ребенком, если ему исполнилось 15 лет, информированного добровольного согласия (ст. 7 Закона о предупреждении распространения туберкулеза), а отказ от обследования возможен на основании ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Если родители против прививок, ребенку могут запретить посещать сад или школу?

Для тех, кто не прошел вакцинацию, установлены ограничения (ч. 2 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней). Так, отсутствие профилактических прививок у несовершеннолетних влечет временный отказ в их приеме в образовательные и оздоровительные учреждения. Однако такой отказ допускается лишь в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе эпидемий.

Критерий массовости инфекционного заболевания определяют территориальные органы Роспотребнадзора. Эпидемия регистрируется на основании данных о заболеваемости населения инфекционной болезнью, если степень ее распространенности значительно превышает обычно регистрируемую на данной территории за аналогичный период. Кроме того, информация о распространении инфекционного заболевания и введении карантина доводится до сведения граждан, организаций, органов власти и управления Правительством или администрацией субъекта РФ на основании предписания территориального управления Роспотребнадзора.

А без пробы Манту в сад и школу детей пустят?

Данное положение соответствует позиции Верховного Суда РФ: соблюдение санитарных правил является обязательным. Требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в детскую организацию лишь при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания направлено на предупреждение распространения туберкулеза и соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. 1

Таким образом, в случае отказа от проведения пробы Манту и отсутствия заключения врача-фтизиатра ребенка могут не допустить в образовательное учреждение.

Запрет посещать сад или школу будет считаться нарушением права ребенка на получение образования?

Отказ в допуске ребенка в образовательное учреждение или его разобщение с обследованными детьми не свидетельствуют о нарушении его права на получение образования. Поясним.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с этим на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Законом предусмотрены различные формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование (ст. 17 Закона об образовании). Если ребенок не прошел обследование на туберкулезную инфекцию, он может быть зачислен в образовательную организацию с последующим выбором форм и методов образовательного процесса, исключающих посещение здорового детского коллектива. И это не будет противоречить действующему законодательству: как указал Верховный Суд РФ, таким образом будет обеспечено право на общее образование детей, не прошедших иммунодиагностику, при соблюдении права каждого обучающегося на охрану здоровья. 2

Аналогичный вывод подтверждается и судебной практикой. Так, в 2017 г. Архангельский областной суд пришел к выводу о правомерности действий руководства дошкольного образовательного учреждения по отстранению непривитого ребенка от посещения группы раннего развития в связи с проведением плановой иммунизации воспитанников против полиомиелита. Суд указал, что такое ограничение прав ребенка не является дискриминирующим, поскольку оно направлено на обеспечение права на охрану здоровья и осуществляется способами, установленными законом, в том числе путем разобщения привитых детей и не участвующих в иммунизации. 3

Что делать, если непривитому ребенку не разрешают ходить в сад или школу без законных на то оснований?

Укажите руководителю образовательного учреждения на добровольность проведения иммунопрофилактических и диагностических мероприятий и недопустимость отказа в допуске ребенка в сад или школу при отсутствии обстоятельств, предусмотренных законом. В целях защиты нарушенных прав возможно обращение в органы прокуратуры, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, к уполномоченному по правам ребенка и в суд.

Судебная практика по вопросу отказа непривитым детям в допуске в образовательные учреждения является крайне противоречивой. Некоторые суды указывают, что установление зависимости посещения детского сада от проведения иммунопрофилактики противоречит положениям законодательства, поскольку решение о проведении профилактических мероприятий является добровольным, а принудительных мер к применению прививок, кроме случаев угрозы возникновения массовых инфекционных заболеваний и эпидемий, законом не предусмотрено. 4

Вместе с тем встречаются и прямо противоположные судебные решения. В них признается обоснованным временное отстранение ребенка от посещения детского сада ввиду отсутствия профилактических прививок.

В случаях отказа от проведения туберкулинодиагностики и отсутствия данных о дообследовании ребенка, заключения врача-фтизиатра суды обычно указывают, что недопуск ребенка в дошкольное образовательное учреждение является законным и необходим для предупреждения распространения туберкулеза, а также соблюдения прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. 5

Однако встречаются и противоположные позиции. Так, Бутырский районный суд г. Москвы признал незаконным и отменил приказ руководителя дошкольного образовательного учреждения о недопуске ребенка в сад из-за отсутствия справки от врача-фтизиатра. Суд посчитал, что было нарушено право ребенка на образование. 6

Ярославский областной суд также признал незаконным недопуск ребенка в детский сад ввиду отказа от проведения туберкулинодиагностики и отсутствия справки от врача-фтизиатра. Суд отметил, что справка не является обязательным документом для приема ребенка в сад. 7

1 Решение ВС РФ от 17 февраля 2015 г. № АКПИ14-1454.

2 Решение ВС РФ от 18 апреля 2019 г. № АКПИ19-115, Апелляционное определение ВС РФ от 25 июля 2019 г. №АПЛ19-248.

3 Апелляционное определение Архангельского областного суда от 27 июля 2017 г. № 33-4082/2017.

4 Решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 7 февраля 2018 г. № 2А-2-35/2018.

5 Решение Пожарского районного суда Приморского края от 28 марта 2016 г. № 2-219/2016, Решение Сапожковского районного суда Рязанской области от 9 октября 2017 г. № 2-109/2017.

6 Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 3 июня 2016 г. № 2-2459/15.

7 Апелляционное определение Ярославского областного суда от 31 марта 2016 г. № 33-1459/2016.

Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.

Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?


Обязательно ознакомьтесь с этими документами:

340 часов (3 мес.)

Подходит для действующих специалистов

За что несет ответственность воспитатель?

За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.

36 часов (1 неделя)

Разбираем типичные ситуации

Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?

Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.

Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.

Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?

От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:

  • для беременных женщин и молодых матерей срок испытания переносится: они проходят аттестацию через 2 года после окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • работники со стажем менее 2 лет и сотрудники с высшей категорией не проходят аттестацию;
  • для воспитателей, которые провели на непрерывном больничном более 4 месяцев, срок аттестации переносится: они проходят испытание через год после выздоровления.

Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.

Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?

Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.

Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.

Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?

Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.

Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?

Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.

Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.

Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?

Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.

Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?

Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.

Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?

По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Куда обращаться при нарушении прав воспитателя детского сада ?

Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.

Если ваши права нарушают родители , попросите помощи у руководства детского сада. Если дело доходит до клеветы, составьте встречную жалобу и предупредите, что готовы обратиться в полицию и суд — вы можете привлечь человека к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ. Обязательно соберите как можно больше доказательств в свою пользу — свидетельских показаний, записей с камер видеонаблюдения и пр., требуйте проведения служебной проверки. В полицию и суд также следует обратиться, если поступают угрозы, либо родители пытаются шантажировать вас.

ВИЧ передается: при незащищенном (то есть, без презерватива, или если он порвался, сполз) сексуальном контакте; при совместном использовании зараженных игл, шприцев или других загрязненных инфицированной кровью острых инструментов; при переливании зараженной крови и от матери ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания. Распространение ВИЧ-инфекции от больных детей связано прежде всего с инфицированием через кровь или другие биологические жидкости, загрязненные кровью. С целью предупреждения заражения персонала, а также при совместном пребывании ВИЧ-инфицированных и не инфицированных ВИЧ детей следует выполнять обычные требования к работе с биологическими жидкостями.

ВИЧ не передается: воздушно-капельным путем, через слюну или через грязные руки (как, например, кишечные инфекции). Полностью реабилитированы и комары – заразиться ВИЧ через укусы насекомых невозможно.

Во всем мире дети с ВИЧ ходят в садики и школы, потому что это не опасно для окружающих. Более того, посещение детского сада более опасно для самого ребенка с ВИЧ, т.к. он сталкивается с большим количеством различных микробов, а это может создать серьезную нагрузку на его иммунитет. Поэтому практически все дети с ВИЧ, посещающие детские учреждения, принимают специальную терапию, которая подавляет ВИЧ и способствует сохранению иммунитета. Риски заразиться от ребенка, успешно получающего терапию, при каких-то травмах и случайных ранениях ничтожно малы.

Тем не менее, давайте разберем ситуации, которые больше всего беспокоят родителей.

Не опасно. Слюна – агрессивная для вируса иммунодефицита среда, в ней он быстро погибает. ВИЧ через слюну не передается.

Риска нет. Через слюну ВИЧ не передается. А крови, чтобы ребенку заразиться, в данном случае нужен очень большой объем. При укусе столько не будет.

Это не так. Один вирус, как говорится, в поле не воин – нужно чтоб их было много.

В таком случае нужно промыть ранки водой, обработать антисептиком. Вирус в кровоток не попадает.

Среди детей неустановленного пути заражения нет. Сегодня в России проживает свыше 7500 детей с ВИЧ, и мы знаем путь инфицирования каждого из них. Маленькие дети заразились от матерей, а подростки в основном теми же путями, что и взрослые – незащищенные половые контакты и наркотики.

Понятно желание родителей оградить ребенка даже от гипотетических рисков, бед, болезней. Но сегодня мы живем в такой реальности, когда уже почти 1% населения нашей страны инфицированы ВИЧ. Поэтому, на мой взгляд, перспективней учить своих подрастающих детей правильно и всегда пользоваться презервативом (вопреки расхожим мифам, он защищает), говорить с ними о вреде наркотиков, то есть, учить, как не заразиться ВИЧ в ситуациях, когда это действительно возможно.

Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в раннем, дошкольном и школьном возрасте.

При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения. Ни одно официальное лицо (включая директора образовательного учреждения, руководителя районного или городского отдела образования, воспитателей и педагогов и т.д.) не имеет права требовать от родителей справки о наличии или отсутствии у ребенка ВИЧ-инфекции или принуждать родителей к объявлению диагноза ребенка.

Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут дисциплинарную, административную, а в некоторых случаях – и уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.

Если работнику образовательного учреждения стало известно о наличии у конкретного ученика ВИЧ-инфекции или о том, что в школе есть ВИЧ-положительный ученик, ему не следует сообщать об этом остальным воспитателям, учителям или родителям – разглашение таких сведений преследуется по закону.
Если о наличии ВИЧ-инфекции у ребенка или у его родителей никому в школе или детском саду не известно и сам ребенок об этом не знает, то проблем, связанных с этой стороной его жизни, в учебном заведении, как правило, и не возникает.

Однако рано или поздно родители расскажут ребенку о том, что у него или у них самих ВИЧ-инфекция. Может случиться и так, что ребенок сам догадается или узнает от других о своем заболевании – ведь его регулярно приводят в СПИД-центр или к врачу-инфекционисту на обследование, он смотрит телевизор, слышит разговоры взрослых. Когда ребенок уже знает о том, что у него или у его родителей ВИЧ-инфекция, как правило, родители просят его хранить это в тайне, но очень беспокоятся, сможет ли он это сделать.

Необходимость сохранения тайны и постоянный страх, что она будет раскрыта, могут отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка. Он может замкнуться в себе, перестать дружить с детьми, стать нервозным, капризным. Тем не менее страх общественного осуждения, требования забрать ребенка из детского сада или школы вынуждают большинство ВИЧ-положительных родителей тщательно скрывать свой диагноз и диагноз ребенка.
Задача заведующей детским садом или завуча начальной школы – определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впоследствии родителям будет легче установить доверительные отношения.

Сотрудник образовательного учреждения, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, должен помогать родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с диагнозом, с необходимостью принимать лекарства и хранить в тайне от всех остальных диагноз или с плохим самочувствием.

Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может и должен стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.
Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать свое заболевание или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекарства, что больна его мама или отец.

В этом случае ребенка надо заверить в том, что взрослый, которому он доверился (воспитатель или учитель), ему друг, готов ему помогать и поддерживать его и никому не расскажет о том, что стало ему известно. Педагог должен предложить ребенку обязательно рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и попросить ребенка пригласить родителей для беседы.

В ходе этой беседы педагогу вместе с родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза ребенка в тайне или, если есть необходимость, – процедуру раскрытия диагноза, выяснить, какую помощь он может оказать для поддержания в хорошей форме физиче-ского и психоэмоционального здоровья ребенка. Очень полезной в данном случае может оказаться помощь школьного психолога – при условии, что родители ВИЧ-положительного ребенка согласятся принять ее, а психолог владеет достаточной и достоверной информацией по проблеме.
Если известно, что, возможно, кто-то из детей, посещающих образовательное учреждение, инфицирован ВИЧ

Подобные расспросы не только незаконны, но могут поставить родителей ВИЧ-положительного ребенка в неловкое положение, спровоцировать нежелательное раскрытие диагноза, что может привести к негативным последствиям как для самого ребенка и его родителей, так и для излишне любопытного работника образования.

В этой ситуации, чтобы развеять мифы, устранить искаженные представления и предрассудки, рекомендуется провести информационно-просветительскую работу по вопросам профилактики передачи ВИЧ и вирусных гепатитов как среди учеников, так и среди учителей, а также организовать уроки толерантности.

Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители детей, посещающих данное образовательное учреждение. Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присутствие ребенка с ВИЧ-инфекцией в классе или группе, или же сразу потребовать, часто в категоричной, ультимативной форме, чтобы ВИЧ-положительного ребенка исключили из образовательного учреждения.

Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том, и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше.

Государственная стратегия противодействия распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденная правительством РФ 20 октября 2016 года направлена на повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека.

Экспресс-тестирование на антиген SARS-CoV-2

Сегодня родительская общественность широко обсуждает Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента образования и науки г. Москвы от 13.10.2021 № 997/567. Итог: в школах был запущен пилотный проект экспресс-тестирования учащихся.


Несмотря на пристальное внимание к этой теме, многие до сих пор не знают, что в соответствии с Приказом они сами выбирают способ тестирования:

экспресс-тестирование ИХА силами образовательной организации — школа выделяет помещение и предоставляет либо своего служащего, прошедшего специальное обучение, либо медицинского работника;

проводят тестирование у своего ребенка самостоятельно в здании учебного заведения или предоставленном школой помещении (15-летние обучающиеся сами проводят экспресс-тестирование);

предъявляют отрицательный результат ПЦР-теста один раз в две недели (за исключением каникул).

Подобные документы подписываются на государственном уровне, прежде всего, для разрыва цепочки заболевших. Ограничение личных контактов поможет снизить уровень заболеваемости, а также не допустить дистанционного обучения. В прошлом году большинство детей учились удаленно, и не все оказались готовы к такому формату. А родители на себе ощутили всю тяжесть образовательного процесса: им пришлось совмещать родительские обязанности с учительскими.

Новый Приказ ассоциируется в основном с цифровизацией, некоторые считают ее бесполезной. Судя по тем темам, которые чаще всего поднимаются в соцсетях, родителей возмущают две вещи:

Кто-то будет лезть к их ребенку.

Если родитель/законный представитель откажется от выбора способа тестирования, ребенка не допустят к обучению, что, с их точки зрения, нарушает его право на образование.


Права детей

Права учеников влекут за собой и обязанности:

добросовестно осваивать образовательную программу;

выполнять индивидуальный учебный план;

посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом уроки;

осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;

выполнять задания, которые даны педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Однако закон позволяет сделать образовательный процесс непрерывным для ученика:

в пределах осваиваемой программы;

в порядке, установленном локальными нормативными актами.

2. Заочное обучение. Перевод здесь также определяется локальным актом образовательной организации.

3. Семейное образование.

Класс уходит на карантин


Допустим, тест показал, что у одного из ребят в классе ковид. В таком случае на карантин уходят, как правило, только контактные ученики. К ним относятся те, кто:

  • имел контакт (менее 1,5 м) с заболевшим одноклассником;
  • от 30 минут находился с ним в закрытом помещении за 2 дня до теста или появления первых симптомов.

Переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев в эту группу не входят!

Если по каким-то причинам школьник отсутствовал на занятиях, а когда вернулся, класс уже был закрыт на карантин, он на него не распространяется. В прошлом году родители возмущались, что их не уведомляли о карантине или переводе на удаленку.


Даже при дистанционном обучении ответственность за освоение учебной программы лежит не только на родителях, но и на школе. Она отвечает за материалы, предоставленные учащимся, саму программу и проведение контрольных мероприятий. Обеспечение рабочего места и соблюдение расписания дистанционных уроков ложится уже на плечи родителей.

Допустим, учитель физкультуры на дистанционке сказал выполнить упражнения (домашнее задание). Если ребенок причинил себе вред, несмотря на то, что урок к тому времени уже закончился, опекуны вправе потребовать с него возмещения морального ущерба. Ведь это задание дал педагог. Правда, есть нюанс: родители-истцы могут разделить ответственность за ЧП с ответчиком-учителем.

По соглашению сторон родитель вправе:

Взять отпуск за свой счет.

Ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика.

Перейти на удаленную работу.

Потребовать установить неполное рабочее время, если на иждивении находится ребенок в возрасте до 14 лет (ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет). Учтите, оплата труда будет рассчитана согласно фактически отработанному времени.

Взять больничный для ухода за ребенком в возрасте до семи лет.

Организация питания

В школах детям из льготных категорий предоставляется бесплатное горячее питание. Казалось бы, при переходе на дистанционку учебное заведение должно компенсировать его либо деньгами, либо продуктовыми наборами. На самом деле это не так.


В Москве, например, ежемесячные компенсационные выплаты за питание касаются льготников, которые:

не питаются в государственном общеобразовательном учреждении по состоянию здоровья (необходимо медицинское заключение);

обучаются на дому (дети-инвалиды) — когда учителя приходят к ребенку домой, включая проведение внеклассных занятий. Такое образование не имеет к дистанту никакого отношения. Из-за личных контактов с педагогами обязательное прохождение экспресс-теста их также касается;

получают семейное образования.

Отказ от электронных ресурсов

Встречаются случаи, когда целый класс отправлен на карантин, а родители вдруг понимают: у них нет учетной записи в МЭШ (Московская электронная школа). Все субъекты, где внедряется цифровая модель образования, должны предоставить школьникам все необходимые ресурсы для обучения на платформе ЭШ, а также возможность ведения электронного дневника.


Учебные заведения сейчас активно разрабатывают такие локальные нормативные акты. Так, классный руководитель раз в месяц будет информировать родителей о посещаемости и успеваемости их ребенка, а охрану и педагогов уведомят о выдаче конкретному ученику пропуска на бумаге.

Читайте также: