Имеют ли право родители выбрать иностранный язык в школе

Обновлено: 28.06.2024

Из-за распространения английского языка и убеждённости многих родителей в том, что этот язык нужен их чадам как никакой другой, порой возникают разногласия между администрацией школы и родителями. Школы тоже можно понять, французский язык и так уже почти нигде не изучают, а учителя немецкого того и гляди останутся без работы. К тому же по нормам класс должен делиться на абсолютно равные группы.

- Распределение школьников по группам для изучения иностранных языков находится в компетенции образовательного учреждения, - говорит заместитель начальника Управления образования города Пскова Ирина Аксёнова. - Всё зависит от возможностей образовательного учреждения, наличия учителей и желания родителей. Для преодоления разногласий школы нашли возможность введения второго иностранного языка, который изучается с пятого класса. Конечно, все хотят изучать английский. Любые разногласия решаются в индивидуальном порядке, мы стараемся удовлетворять желания родителей.

В Управлении образования нам рассказали, что в этом году родители ещё не выражали недовольства. И если вы хотите, чтобы ваш ребёнок изучал какой-то конкретный язык, то лучше заявлять об этом на родительских собраниях, начиная с первого класса. А если вас не устроит итоговое распределение, то группу всегда можно поменять. Вопрос решается в индивидуальном порядке с администрацией учебного заведения.

А потянем?

Полиязычие - это, конечно, хорошо, но, по словам кандидата педагогических наук Инны Балюковой, нужно исходить из интересов детей, которые сегодня в школе и без того загружены сверх меры. Введение второго иностранного языка – не выход.

- Это большая нагрузка на детей, которые и без того сильно устают, - считает она. У нас и так сейчас здоровых детей почти нет, у большинства наблюдаются нарушения психики.

Зачастую родители стремятся нанять ребёнку репетитора, едва только малыш начнёт говорить.

- Главное, чтобы первый язык был родным. До того, как ребёнок хорошо освоит родную речь, лучше его не перенапрягать, - утверждает доктор психологических наук Светлана Иванова. – Можно сорвать психику ребёнка и в дальнейшем получить серьёзные проблемы с речью. Но раз вводят второй иностранный язык, значит, усвоение в большинстве случаев идёт нормально, а в тех случаях, где возникают трудности, требуется индивидуальный подход, впрочем, как и во всём.

Также Светлана Павловна рассказала нам, что девочки лучше усваивают иностранные языки, чем мальчики, так как основные нервные центры у прекрасной половины человечества рассредоточены по всему мозгу, в отличие от мужской половины, которая сильна только одним каким-нибудь полушарием.

Эксклюзивное языкознание

При приёме на работу работодатель непременно спросит о владении иностранными языками. И английским сейчас никого не удивишь. А вот тот же немецкий, французский или же другие европейские языки очень даже в цене.

- Каждая страна пытается сохранить свою идентичность и предпочитает разговаривать с иностранцами на своём языке, - говорит кандидат педагогических наук, декан факультета иностранных языков ПГПУ Галина Маслова. – И, несмотря на то, что идёт процесс глобализации, знать английский язык недостаточно, его даже вовсе не обязательно знать. И если человек стремится к налаживанию межкультурных связей с теми же Германией или Францией, то лучше учить именно их языки. Сейчас наиболее удачные образовательные обмены осуществляются не с англоговорящими странами, а с Францией и Германией. США далеко, а Великобритания блюдёт свои традиции и не бросается ни к кому с распростёртыми объятиями.

В Пскове сильны связи с Германией. У нас есть город-побратим Нойс, с которым мы регулярно обмениваемся школьниками. Кроме того, уже двенадцать лет в городе работает Русско-немецкий центр встреч, где осуществляется серьёзная языковая подготовка, отмечаются немецкие праздники, проводятся тренинги и семинары. На базе центра работают немецкий хор, детский музыкальный театр, молодёжный немецкий театр. Летом организовываются загородные лингвистические лагеря – всего не перечесть.

Так что хорошенько подумайте! Может быть, вы лишаете своего ребёнка в будущем очень многого, настаивая на том, чтобы он изучал именно английский язык.

Можно ли хорошо выучить два иностранных языка в школе?

С некоторых пор проблема владения иностранными языками стала актуальна практически для всех граждан. Деловые отношения не ограничиваются границами одного государства, поэтому знать всего один иностранный язык бывает не достаточно. Поскольку дети усваивают информацию быстрее и качественнее взрослых, то изучением иностранных языков логичнее заниматься в школе.

Так решили в Минпросвещения России и ввели второй иностранный язык в школах, лицеях и гимназиях РФ еще в начале 2015-2016 учебного года. Правда, тогда такое решение носило рекомендательный характер, поэтому каждое учебное заведение получило возможность принять решение о введении еще одного языка в качестве обязательного на собственное усмотрение. И это стало причиной недовольства многих родителей. Тем более, что с этого года изучение второго языка в пятых классах стало обязательным для всех.

Догоним и перегоним ФГОС

Нужен ли второй иностранный язык школьникам?

Речь о том, что в школе обязательно должен преподаваться второй иностранный язык ведется еще с 2010 года, но сроки введения этого постоянно отодвигались до 2019 года. Реализация идеи столкнулась с рядом серьезных проблем, в числе которых:

  • отсутствие свободных часов в расписании профильных классов;
  • нехватка педагогических кадров;
  • неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым требованиям.

Именно поэтому еще в 2017-2018 году второй иностранный был рекомендован к изучению, но еще не был обязательным. Второй иностранный являлся обязательным только для классов с филологическим уклоном. Но теперь он стал обязательным для всех пятиклассников страны. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.

При введении второго языка допускается дифференцированный подход. Это значит, что каждый регион может сам решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет. Для центральных регионов, где русский является родным, нововведение не является проблемой, тогда как для некоторых региональных школ, где детям необходимо сначала освоить в нужном объеме не только русский и английский, но и родной язык, введение еще одного нового предмета филологического профиля может стать проблемой.

При изучении первого иностранного языка,дети всегда обращаются за помощью к родителям или родители сами пытаются помогать в этом сложном вопросе. И хорошо, если в семье родители учили разные языки и имели по ним хорошие оценки. То есть они не просто когда-то листали учебники, что-то выполняли, но понимали и запоминали. А если нет, то помогать в изучении языка, даже первого, кроме репетитора ребенку некому.

Еще одним важным вопросом является практика. Школьникам предлагаются детские лагеря на территории иностранных государств или языковые лагеря внутри страны. Подразумевается, что именно в таких лагерях дети станут шлифовать свои знания иностранных языков. Выгода таких лагерей очевидна. Однако не у всех детей и их родителей есть возможность поехать в такой лагерь в виду отсутствия достаточных средств. При этом, наличие компьютерных программ, прослушивание записей, отработка правил, зубрёжка слов не являются достаточным условием изучения языка. Нужна практика. А практика может осуществляться только а контакте с живыми людьми. Вот и получается, что некоторые дети, даже имея желание изучать второй язык, потеряют интерес к нему после монотонных уроков и отсутствия практики. К тому же, вопрос о наличии квалифицированных кадров в школах остаётся острым. По этой причине рутина изучения может стать непреодолимым препятствием.

Министр просвещения против?

В 2017 году во время интервью для телеканала RT тогда еще министр образования РФ Ольга Васильева заявила, что является противницей второго иностранного языка в непрофильных школах. По ее словам:

Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо.

Опубликованы приказы министерства просвещения, утверждающие новые федеральные государственные стандарты образования для начальной и основной школы (ФГОС). Скажем сразу - для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного образования России на многие годы. Их ждали давно: по сути, приказы должны были выйти еще год назад и вступили бы в силу уже в этом сентябре, но грянула пандемия - и работа встала.

В новых стандартах упор сделан на то, как ребенок сможет применять школьные знания на практике. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В новых стандартах упор сделан на то, как ребенок сможет применять школьные знания на практике. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Теперь по новым стандартам начнут учить с 1 сентября 2022 года. Год - на то, чтобы досконально изучить все изменения и новшества.

Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? В тех стандартах, что действуют сейчас - а принимались они в 2010 году, - прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.

Что нового? Например, есть изменения в требованиях к преподаванию иностранных языков. "Российская газета" уже писала о том, что родители недовольны тем, как преподается в школах второй иностранный язык ("Кто тянет за язык", "РГ" N 84 от 20.04.2021). А он, к слову, по действующим пока стандартам в 5-9-х классах - обязательная часть программы. Школа сама определяет объем часов. Обычно это два урока в неделю. Но большинство выпускников школ так и остаются на уровне "читаю-перевожу со словарем".

По данным опроса на сайте "РГ", качеством изучения второго иностранного языка в российских школах недовольны 65,4% родителей. И практически все они считают, что для большинства учеников второй иностранный и вовсе не нужен.

Похоже, родительский "стон" услышан: в новых образовательных стандартах для основной школы написано: "Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей. и при наличии в организации необходимых условий", - эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года.

В 2021 году проблема второго иностранного языка ложится на плечи родителей. По их заявлению администрация школы должна убрать его из расписания

Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иняз?

- Прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Но изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся, - пояснили "РГ" в министерстве просвещения.

Так что делать пятиклашкам в 2021 году? Проблема в этом году полностью ложится на плечи родителей. Получается, именно они должны заявить директору школы: "уберите из расписания второй иностранный язык". И директор обязан будет это сделать.

В целом в обоих документах отмечается: ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями.

О том, почему потребовалось менять образовательные стандарты, "РГ" рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

- Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, - говорит Реморенко. - Изменения начали вносить еще в 2015 году - старались описать результаты образования более конкретно.


Родительские претензии к изучению второго иностранного языка, о которых писала "РГ" 20 апреля 2021 года, услышаны: он станет необязательным.

Что это значит? До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали "владеть основами математических знаний". И никакой конкретики.

- В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например: нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач, - отмечает ректор МГПУ.

По словам Реморенко, тогда, в 2015 году, изменения собирались вносить только для русского языка и математики, но стало ясно: конкретизировать нужно требования для всех предметов.

Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.

- Кстати, в декабре 2019 года была попытка утвердить еще более жесткие стандарты, где все требования к образовательным результатам расписывались не только по предметам, но и по годам обучения, - вспоминает Игорь Реморенко. - Это вызвало шквал недовольных отзывов в профессиональном сообществе.

Почему? Все просто: при использовании разных методик обучения, учебников возможны разные решения: какие темы изучать в начале, а какие - в конце курса, в каком году давать простые дроби, в каком десятичные и так далее.

И эти претензии были услышаны: в новых документах разделения по годам обучения нет. Только требования к результатам обучения за начальную школу (1-4-й классы) и основную (5-9-й классы) в разрезе всех изучаемых предметов.

Но есть все же кое-что, что не устраивает специалистов и профессионалов.

- Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого "знаниевого" свойства: многое нужно просто заучить наизусть, - поясняет Игорь Реморенко. - Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов было еще больше. Так, ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений.

Теперь это вполне "подъемная" цифра - 3-4 стихотворения. Вместе с тем если мы, например, откроем требования по химии, то прочтем: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию электролитической диссоциации. Согласитесь, мало кто из нас после школы вспомнит, что это и как применять.

Подобных требований достаточно много. Чуть меньше в математике - там упор сделан на решение задач, больше - в истории: например, нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года.

Тема стара как мир: первоклашек делят на две группы: английский и французский язык (начнется со 2 класса). Конечно, подавляющее большинство хочет английский. И конечно, в школе говорят: просто поделим список детей пополам по алфавиту и все, кто недоволен - меняйте школу. Мирно договориться пока не получается. В законе "Об образовании" ни право родителей на выбор языка, ни право школы по навязыванию конкретного языка не прописано. Есть древнее письмо Минобразования (2000 г.), где сказано, что у родителей право на выбор все-таки имеется. Собственно, вопрос: есть ли у кого-то опыт жалоб в департамент образования по этому вопросу?

А чем вам французский не угодил?
Второй язык международного общения.
Официальными язык ООН.
Сейчас все по два иностранных учат, попозже английский освоите.
Второй легче и быстрее учится

На что хотите жаловаться в Департамент? Школа обязана предоставить вам возможность изучения иностранного языка. Школа вам такую возможность предоставляет. Как вы сами правильно отметили, нигде не прописано право родителей требовать конкретный язык.

а у нас такое с немецким.Слава богу.Что хоть учитывают серьезные причины и выбирают по успеваемости ребенка( в англ. в основном успевающих и без логопедич. проблем)

У меня был такой опыт в школе. Нас поделили по списку, причем я сама настояла на замену французского на английский просто с мальчиком, которого в тот день не было в школе и преподаватель согласилась, и потом тысячу раз пожелела. Группа английского была огромная преподаватели средней поршивости, часто вообще не было, а во французской группе все было прекрасно и на выходе, французская группа прекрасно говорилана и на французском и на английском (кто самостоятельно потом его учил с репетиторами и проч. курсах коих миллион, причем гораздо более качественных чем в школе). Вывод делайте сами. Я бы своему ребенку сознательно взяла бы французский.

Меня так же в школе без спросу засунули в группу немецкого. Мама ходила скандалила, перевели в английскую. Благодарна ей без меры.

Девочки, спасибо, конечно, за ваши мнения. Но меня не надо убеждать, что французский не хуже. Нам важно учить именно английский в школе, просто потому, что мы его уже учим с репетитором, и довольно интенсивно. Я, как человек здравомыслящий, прекрасно понимаю, что в неязыковой школе за два часа в неделю язык не выучишь. Поэтому мне от школьного языка нужно одно: чтобы он просто не мешал учить язык нормально вне школы. Именно поэтому французский нам категорически не нужен.
Я прошу поделиться опытом тех, кому удалось или, наоборот, не удалось разрулить подобную ситуацию через ДО. Хочу знать, насколько это в принципе реально.

прописано - в письме Минобразования. Конечно, это слабый аргумент, но хоть что-то. Кстати, и право школы навязывать конкретный язык при фактической возможность определить ребенка в группу изучения того языка, который нас интересует, тоже нигде не прописано!

Реально, конечно. Напишите директору заявление. Если он нормальный человек- отправит вашего ребенка в английскую группу. Не нормальный- напишете в окружное управление. Только через голову директора не делайте. Сперва- с ним.

у нас в этом году такая же ситуация. только у нас наоборот успевающих принимают в немецкий. мы как раз из них. нам раздали анкеты, где мы отвечали какие языки изучали родители, изучает ли сейчас ребёнок язык и с какого времени. Я ответила на эту анкету и приложила справку от педагога английского, куда мы уже ходим два года. надеюсь, что мы попадём в английскую группу)

вот хоть убей не пойму: если вы англ. уже учите нафига он еще и в школе? Почему бы не взять второй язык?

я просто знаю своего ребёнка и ему будет трудно, уже в этом году было трудновато, очень много задают на дополнительных занятиях. на следующий год будет ещё и школьный язык. поэтому я решила, чтобы он учил пока русский и английский, а в пятом выбирал уже второй, а в седьмом если захочет третий.

Вот у вас грамотно к вопросу подошли. Если, конечно, анкеты не просто так раздали, а будут учитывать все факторы, которые в ней перечислены. А у нас выбор языка зависит только от буквы, на которую начинается фамилия: первая половина списка детей - англ., вторая - франц. Бред полный!

Второй язык рекомендуется начинать учить, только когда заложена уже хорошая твердая база первого иностранного языка. А когда и первый пока на элементарном уровне - это приведет только к полной каше в голове. Не говоря уже о том, что произношения нормального ни там, ни там не будет.

но вообще-то это не правильно, на сколько знаю в английский всегда отбирают детей без дефектов в речи и смотрят в основном на это

почему и в других языках у детей с дефектами речи проблемы возникают, но в каждой школе свои порядки. В нашей сказали, что будут разбивать детей на группы языковые, также смотря и на заключения логопеда. И на английский пойдут те, у кого нет проблем или они минимальные.

У нас сегодня будет распределение по языкам, правда у нас уже второй язык. Говорят, что практика такая, лучшим ученикам предоставляется право выбора, остальные - куда попадут.

Автор - я и есть И я не писала, что мы учим два года. Только с сентября (получается учебный год всего-навсего) по три часа в неделю. Просто произношение уже есть, навыки чтения начали закладывать, минимальный словарный запас. Жалко это все терять.

Так тем более идите на французский сразу будете два языка учить. Мы учим с репетитором английский, а в школе хотим начать учить финский.

У меня ребенок в школе, где англ с первого класса, а немецкий или французский с пятого. Это основное мое расстройство. Я так хотела иметь первый французский, а второй английский, а вышло наоборот. Теперь ясно, что французский он знать не будет, ну если я только польку-бабочку не спляшу.

Да ушш. Может, они решили, что вы английский и так уже в совершенстве знаете и на школьных уроках ребенку будет скучно?
Кстати, можно спросить вас? Получается, вы с трех лет английский учили. И каковы реальные успехи к 7 годам были? мне просто интересно, насколько эффективно начинать так рано.

Знаменитости в тренде

Мама второклассника пожаловалась, что без ее согласия администрация школы выбрала, какой иностранный язык будет изучать ее ребенок. rebenok.by разбирается, имеют ли родители право голоса, если в школе изучается два иностранных языка.

— На сайте школы указано, что в школе изучаются два иностранных языка на выбор — английский и немецкий. Но по факту класс разделили на две группы, и родители детей, которые оказались в группе по изучению немецкого языка, крайне недовольны! Внятного ответа администрация школы не дает. Хотелось бы понять, чем же все-таки официально регламентируется разделение? Как нам отстоять свои права? Я хочу, чтобы ребенок изучал английский язык, а нас этого права лишают.

Действительно на сайте школы указано, что изучаются два иностранных языка по выбору.


Мы уточнили у директора школы Натальи Фоминой, могут ли родители выбирать, какой иностранный язык учить их детям.

— На сайте нашей школы размещена информация о том, что в школе изучается английский и немецкий язык. В Положении об учреждении общего среднего образования есть раздел, где говорится о том, что администрация осуществляет раздел групп по изучению иностранного языка. В Кодексе об образовании и во всех остальных документах нет такого пункта о том, что нужно согласовывать это решение с родителями. Это, во-первых. А, во-вторых, каждый родитель был в моем кабинете, и мы с каждым беседовали. На сегодняшний день неутвержденных списков у нас нет.

Что говорит закон?

В Положении об учреждении общего среднего образования говорится только о количестве учеников в группах, на которые делится класс для изучения иностранного языка. Но в документе есть отсылка к Кодексу об образовании, где указано, что при выборе языка мнение родителей учитывается:

Статья 90. Язык обучения и воспитания. Изучение языков в учреждениях образования

2. Право граждан на выбор обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений образования (классов, групп, потоков) с белорусским и русским языками обучения и воспитания, изданием литературы, учебников и учебных пособий на белорусском и русском языках.

Однако про изучение иностранного языка говорится следующее:

4. Обязательный для изучения иностранный язык определяется учредителем учреждения образования с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования.

И в то же время при обучении детей на иностранном языке к мнению родителей снова готовы прислушаться.

6. В соответствии с пожеланиями воспитанников, учащихся и их законных представителей по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы в учреждениях дошкольного образования, классы, группы в учреждениях общего среднего образования или учреждения дошкольного, общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

Кто все-таки решает, какой язык изучать ребенку в школе?

Мы позвонили в Управление по образованию администрации Ленинского района г. Минска. Наталья Кучинская, начальник управления, порекомендовала родителям записаться к ней на прием и решить этот вопрос в индивидуальном порядке.

Но что делать остальным родителям? Мы попытались разобраться.

Светлана Дыбаль, начальник отдела дошкольного, общего среднего и специального образования, говорит, что родители имеют право выбора.

— Родители могут выбирать, какой иностранный язык будет учить их ребенок. Об этом говорится в Кодексе об образовании в статье 90. Если у родителей возникают какие-то вопросы, в первую очередь, конечно, нужно решать их на уровне школы с заместителем директора либо директором. Если в школе не находят взаимопонимание и вопрос не решается, тогда родители могут обратиться к нам. Мы на все вопросы ответим, и, я думаю, что этот вопрос мы тоже решим.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

Читайте также: