Имеют ли право республики рф устанавливать свои государственные языки

Обновлено: 18.05.2024

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Комментарий к Ст. 68 КРФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи закрепляется наличие в Российской Федерации государственного языка.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Данный статус русского языка, как установил ФЗ от 1 июня 2005 г. "О государственном языке Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 23. ст. 2199), предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим ФЗ, другими федеральными законами, Законом РФ от 25 октября 1991 г. "О языках народов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3804) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 1).

Развивая приведенное положение, ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" закрепил:

- сферы обязательного использования государственного языка Российской Федерации, отнеся к ним деятельность органов публичной власти, наименование этих органов и организаций всех форм собственности, судопроизводство, официальное опубликование международных договоров РФ, законов и иных нормативных правовых актов, написание наименований географических объектов, нанесение надписей на дорожных знаках, оформление документов, удостоверяющих личность, и др. (ст. 3);

- способы защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации, предусмотрев, в частности, что федеральные органы государственной власти разрабатывают и принимают специальные законы и целевые программы, принимают меры по совершенствованию системы образования и подготовки специалистов в области русского языка, содействуют его изучению за пределами Российской Федерации, способствуют изданию словарей и грамматик русского языка и т.д. (ст. 4);

- основные направления обеспечения права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации, в числе которых названы такие, как получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; получение информации на русском языке в органах публичной власти, а также через общероссийские, региональные и муниципальные СМИ; право лиц, не владеющих государственным языком Российской Федерации, на пользование в установленных случаях услугами переводчика (ст. 5);

- ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации (ст. 6).

Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N 714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" (РГ. 2006. 29 ноября) установлено, что Министерство образования и науки РФ:

- утверждает на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации;

- определяет порядок проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.

При этом под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

2. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет республикам право устанавливать свои государственные языки. Это подтверждается Законом РФ "О языках народов Российской Федерации" (ч. 2 ст. 3). Согласно названному Закону, высшие органы государственной власти Российской Федерации призваны содействовать развитию государственных языков республик (ст. 6); он может употребляться в работе органов государственной власти республик и местного самоуправления наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); на нем в республиках могут публиковаться федеральные и республиканские правовые акты (ст. 12, 13); возможно его использование наряду с государственным языком России при подготовке и проведении выборов и референдумов (ст. 14), в деятельности предприятий, организаций и учреждений (ст. 15), в судопроизводстве (ст. 18) и т.д. Постановлением Правительства от 5 января 2001 г. N 7 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828" (СЗ РФ. 2001. N 3. ст. 242) закрепляется, что к бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготовляться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина.

Конституции республик, по общему правилу, государственными языками своего образования признают русский язык и наравне с ним язык титульной нации: в Бурятии - бурятский, Татарстане - татарский, Северной Осетии - осетинский, Адыгее - адыгейский и т.д. В Кабардино-Балкарии статус государственного помимо русского имеют кабардинский и балкарский языки, а в Дагестане - все языки его народов. В Карелии государственным языком является русский, но резервируется возможность устанавливать другие государственные языки на основе прямого волеизъявления населения республики (референдума).

Введение собственных государственных языков означает, что республики берут на себя обязанность обеспечить их равноправие с общефедеральным государственным языком, несут бремя расходов, связанных с применением и изучением государственных языков республик, устанавливают порядок их использования (например, Закон Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. "О языках народов Республики Бурятия". Бурятия. 1992. 23 июня).

Конституционный Суд, интерпретируя ч. 2 ст. 68 Конституции в связи с проверкой законов о выборах Президента Республики Башкортостан (Постановление от 27 апреля 1998 г. N 12-П//СЗ РФ. 1998. N 18. ст. 2063), констатировал, что из приведенных конституционных положений не вытекает ни обязанность республик устанавливать государственные языки, ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах главы государства. Более того, когда надлежащим образом не определен правовой статус данного государственного языка и, как следствие, возможны его произвольная трактовка, чрезмерность языковых требований и трудности оценки их правомерности, то в таких условиях должна обеспечиваться реализация избирательных прав граждан вне зависимости от требований к знанию языка.

Конституционный Суд сформулировал также правовую позицию относительно правомочий по определению статуса государственных языков республик. В частности, в Постановлении от 16 ноября 2004 г. N 16-П (СЗ РФ. 2004. N 47. ст. 4691) отмечается, что: данный вопрос не может быть предметом исключительного ведения субъектов Федерации; федеральный законодатель вправе урегулировать принципиальные вопросы статуса государственных языков республик, затрагивающие интересы всей Российской Федерации и конституционные права и свободы граждан, а также определять общие принципы правового регулирования этих языков, к которым должны предъявляться особые требования по сравнению с иными языками, не имеющими статус государственных. Исходя из этого, Суд признал конституционным положение п. 6 ст. 3 Закона РФ "О языках народов Российской Федерации" о том, что в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации строятся на графической основе кириллицы; иные графические основы государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами. Такое законодательное решение, подчеркивается в Постановлении, в настоящее время обеспечивает - в интересах сохранения государственного единства - гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик, направлено на достижение их оптимального взаимодействия в рамках общего языкового пространства и не препятствует реализации гражданами Российской Федерации прав и свобод в языковой сфере, в том числе права на пользование родным языком.

3. Положения ч. 3 ст. 68 свидетельствуют о том, что установление государственных языков не означает забвения иных языков народов, населяющих Российскую Федерацию. Всем им гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Такой подход согласуется с международно-правовыми нормами. "В тех странах, - сказано в Международном пакте о гражданских и политических правах (Ведомости СССР. 1976. N 17. ст. 291), - где существуют. языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы. пользоваться родным языком" (ст. 27). Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ратифицирована ФЗ от 18 июня 1998 г.//СЗ РФ. 1999. N 11. ст. 1256) предусматривает, что ее участники будут обеспечивать развитие языков национальных меньшинств, защищать их представителей от дискриминации по языкового признаку, создавать условия для использования данных языков в частной и публичной жизни, способствовать изучению языков национальных меньшинств и получать на них образование. Более развернутые меры в указанном отношении содержит Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств (от 5 ноября 1992 г.), которая, согласно Распоряжению Президента РФ от 22 февраля 2001 г. N 90-рп (СЗ РФ. 2001. N 9. ст. 849), должна быть подписана МИД РФ и подготовлена к ратификации.

Сообразуясь с международно-правовыми стандартами, Закон РФ "О языках народов Российской Федерации" объявляет языки народов России национальным достоянием России; гарантируются равные их права и средства защиты языков (социальные, экономические, юридические); предусматривается финансирование соответствующих государственных программ, возможность создавать письменность на родном языке, проводить исследования всех языков народов России, организовывать воспитание и обучение на родном языке независимо от численности представителей этнических групп и в соответствии с их потребностями; признается допустимым в местах компактного проживания иноязычного населения использование наряду с государственными языками в официальных сферах общения (делопроизводстве органов государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, топонимике) языка данного населения. ФЗ от 13 января 1996 г. "Об образовании" (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 150) устанавливает, что язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) уставом образовательного учреждения; государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности (ч. 3, 7 ст. 6). Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. (Ведомости РФ, 1992. N 46. ст. 2615) закрепляют права национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка (ст. 21). Меры государственной защиты национальных (родных) языков (во многом схожие с теми, которые отражены в названных федеральных законах) приводятся также в ФЗ от 17 июня 1996 г. "О национально-культурной автономии" (СЗ РФ. 1996. N 25. ст. 2965).

Право народов на родной язык, закрепленное в рассматриваемой части статьи, по сути есть коллективное право. По смыслу Конституции и законодательства, данное право включает четыре вида взаимосвязанных коллективных прав:

- право на сохранение своего языка, что предполагает возможность его возрождения и свободное устное и письменное использование этническим сообществом, недопустимость установления каких-либо ограничений и запретов со стороны государства в данном отношении, а также принятие административных мер, которые бы приводили к расчленению или "размыванию" языкового сообщества вопреки его воле;

- право при содействии государства создавать письменность на родном языке, графическая основа которого, в отличие от государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, не регламентируется и может иметь, кроме кириллицы, иную основу; во всяком случае, государство это не запрещает;

- право на изучение родного языка, что обуславливает для народов возможность учреждать свои системы образования и учебные заведения на родном языке, получать от государства помощь в его преподавании и научном исследовании;

- право на развитие родного языка, что должно быть связано с поощрением соответствующей активности народов и их представителей (например, по изданию книг, созданию средств массовой информации на своих языках), оказанием им необходимой финансовой и иной помощи, обеспечением права проживать в родной языковой среде или, говоря иначе, в условиях, в которых можно было бы шире использовать родной язык в повседневных ситуациях как в частной, так и в публичной сфере.

Из сказанного следует, что право народов на родной язык, его сохранение, изучение и развитие - это вопрос, который находится в зоне ответственности как самих этнических сообществ, так и государства, которое берет на себя обязательства по мере необходимости и возможности содействовать им в решении данного вопроса.

Проектом закона РФ о поправке в Конституции РФ предлагается:

3) статью 68 изложить в следующей редакции:

"Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.";

Предложенная редакция статьи 68 делает упор (акцент) на государственную значимость русского языка, не упоминая о нём как о культурной ценности и историческом феномене, как о естественном языке межнационального общения на территории Российской Федерации, как достоянии многонационального народа Российской Федерации, славяно-русской цивилизации. В условиях, когда во всём мире ведётся необъявленная конкуренция идеологий, идеологических и политических систем, парадигм и схем глобального управления государствами и народами, значение национальных и межнациональных языков сильно возрастает. Пример тому, политика и отношение к русскому языку на Украине, в Прибалтике, на Западе в целом. Например, практически все современные эстрадные исполнители песен стремятся петь на английском, вернее, на американо-английском языке, чтобы прорваться со своим музыкально-песенным бизнесом на Запад, к западной публике, к владельцам сильных мировых валют, а значит, к высоким гонорарам и доходам, к прибыли. Есть и примеры, когда на государственном уровне наряду с русским и национальным языком вводится ещё один государственный язык – английский.

Кроме этого, живой русский язык, несомненно, закономерно подвержен законам развития и деградации языков, смешения языков, преобразования языка путём внедрения в него иноязычных слов и оборотов, насильственного или по глупости коверкания языка, а вместе с этим – утраты традиционного классического литературного языка. Поэтому убеждён, что русский язык на современном этапе развития России и современной истории нуждается в конституционной защите и конституционных гарантиях, так же, как все иные, другие национальные языки народов многонационального народа Российской Федерации.

На основании изложенного предлагаю другую формулировку статьи 68 поправки к Конституции РФ в следующей редакции:

3) статью 68 изложить в следующей редакции:

"Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, как язык исторически государствообразующего русского народа, единственный естественный и официальный язык межнационального общения многонационального народа Российской Федерации. Русский язык является важнейшим общим государственным и всенародным достоянием Российской Федерации, славяно-русской цивилизации, высшей культурной ценностью Российской Федерации.
2. Республики в составе Российской Федерации, присоединившиеся к России государства и самопровозглашённые государственные образования, союзное государство России с другими государствами вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик, присоединившихся к России государств и самопровозглашённых государственных образований, в союзном государстве России с другими государствами они используются и применяются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. В Российской Федерации всеми средствами и силами государства и гражданского общества гарантируется равное право на защиту, сохранение и развитие всех национальных и родных языков народов, народностей и национальных меньшинств многонационального народа Российской Федерации, в том числе государственного русского языка, создание равных и равноправных условий для их изучения, обучения и применения.
4. Культура многонационального народа Российской Федерации, равно как культуры, исторические и национальные традиции и обычаи народов, народностей и национальных меньшинств многонационального народа Российской Федерации, является уникальным цивилизационным наследием, высшей культурной ценностью, государственным и всенародным достоянием Российской Федерации. В Российской Федерации также гарантируется равное право на защиту, сохранение и развитие всех национальных культур, традиций и обычаев народов, народностей и национальных меньшинств многонационального народа Российской Федерации, в том числе русской национальной культуры, традиций и обычаев.

С уважением и надеждой на разумное и ответственное отношение к данному предложению, Александр Сергеевич Суворов.
Калуга, 07.03.2020 23:01

Государственным языком России на всей её территории в соответствии со статьей 68 Конституции является русский язык. Республики в составе России вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. [1]

Несмотря на отсутствие прямого закрепления в Конституции права автономных округов и автономной области устанавливать собственные государственные языки, указанные субъекты Российской Федерации устанавливают официальный статус этих языков собственными уставами и законами.

Содержание

Государственные языки в республиках Российской Федерации

    (Карачаево-Черкесия) (Адыгея) (Республика Алтай) (Башкортостан) (Бурятия) (Ингушетия) (Кабардино-Балкария (в конституции республики назван кабардинским языком), Карачаево-Черкесия (в конституции республики назван черкесским языком)) (Калмыкия) (Кабардино-Балкария (в конституции республики назван балкарским языком), Карачаево-Черкесия (в конституции республики назван карачаевским языком)) (Республика Коми) (Марий Эл) (Мордовия) (Карачаево-Черкесия) (Северная Осетия) (Татарстан) (Тува) (Удмуртия) (Хакасия) (Чечня) (Чувашия) (Мордовия) (Якутия)
  • языки Дагестана. По Конституции Республики Дагестан государственными на территории республики являются русский язык и все языки народов Дагестана [2] . К письменным языкам Дагестана относятся аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки.

Языки с официальным статусом

    (Агинский Бурятский округЗабайкальского края). Бурятский язык может использоваться наряду с русским согласно уставу края [3] (Карелия). Может использоваться органами местного самоуправления [4] (Якутия). Признаётся местным официальным языком в местах проживания этого народа и используется наравне с государственными [5] . (Республика Алтай). Используется в официальных сферах общения в местах компактного проживания его носителей [6] . (Карелия). Может использоваться органами местного самоуправления [4] (Коми-Пермяцкий округПермского края). Может использоваться в официальных сферах общения [7] . (Ханты-Мансийский АО). Обеспечивается право на использование языков коренных малочисленных народов в официальном делопроизводстве [8] .
      . Признаётся официальным в местах проживания ненцев (с января 2013 года) [9] .
    • Ханты-Мансийский АО. Обеспечивается право на использование языков коренных малочисленных народов в официальном делопроизводстве [8] . . Может использоваться в официальном делопроизводстве в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера [10] .
    • Ханты-Мансийский АО. Обеспечивается право на использование языков коренных малочисленных народов в официальном делопроизводстве [8] .
    • Ямало-Ненецкий АО. Может использоваться в официальном делопроизводстве в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера [10] .

    Официальный статус языков нацменьшиств (без перечисления оных) в местах их компактного проживания установлен также законодательством республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, а также Чукотского АО.

    Примечания

    См. также

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Государственные и официальные языки в субъектах Российской Федерации" в других словарях:

    Демография Российской Федерации — Численность населения России в 1991 2008 гг На 1 января 2009 года численность населения России, по данным Росстата, составила 141 903 979 человек. [1] Год Население 1600 11 300 000 1700 13 000 000 1800 27 000 000 1890 … Википедия

    Население Российской Федерации — Численность населения России в 1991 2008 гг На 1 января 2009 года численность населения России, по данным Росстата, составила 141 903 979 человек. [1] Год Население 1600 11 300 000 1700 13 000 000 1800 27 000 000 1890 … Википедия

    Рождаемость в Российской Федерации в 2007 году — Численность населения России в 1991 2008 гг На 1 января 2009 года численность населения России, по данным Росстата, составила 141 903 979 человек. [1] Год Население 1600 11 300 000 1700 13 000 000 1800 27 000 000 1890 … Википедия

    Юкагирские языки — Юкагирская Таксон: семья Ареал: северо восточная Сибирь Число носителей: 370[1] … Википедия

    Даргинские языки — Даргинская Таксон: ветвь Ареал: Центральный Дагестан Число носителей: 485 705[1] … Википедия

    Список официально многоязычных стран и регионов — В данный список как официально многоязычные страны и регионы включены административно территориальные единицы, в которых: более одного языка имеет определённый статус (государственный, национальный, официальный, региональный язык, язык… … Википедия

    Русский язык — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский язык (значения). Русский язык Произношение: ˈruskʲɪj jɪˈzɨk … Википедия

    Чувашский язык — Самоназвание: Чӑваш чӗлхи Страны: Россия … Википедия

    Башкирский язык — Самоназвание: Башҡорт теле Страны … Википедия

    1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

    2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

    3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

    Комментарии к статье


    Судебная практика по статье


    Другие статьи раздела


    Быстрый переход к статье

    Договор-Юрист
    — это юристы, кодексы и бланки

    Статья 68.Конституция РФ всегда поддерживается в актуальном состоянии, и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию закона

    Обновления кодексов
    Обновления кодексов

    Ответы юристов
    Ответы юристов

    • 24.12.2021 Баранов Александр Михайлович Анна Юрьевна, здравствуйте! Вопрос - если нет трудов.
    • 23.12.2021 Баранов Александр Михайлович Алексей, здравствуйте! К сожалению, предусмотренных .
    • 23.12.2021 Баранов Александр Михайлович Рустам, здравствуйте! Статья 354 УПК утратила силу с.
    • 23.12.2021 Баранов Александр Михайлович Владимир, здравствуйте! Вам скорее всего необходимо .
    • 22.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович Добрый день! В пункте седьмом договора указаны основ.
    • 16.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович В таком случае суд вправе признать юридическое лицо .
    • 12.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович Здравствуйте, Дмитрий! В моей судебной практике по з.
    • 01.12.2021 Пилипенко Игорь Александрович Немного сумбурное описание ситуации. Дело было предм.
    • 19.11.2021 Пилипенко Игорь Александрович Здравствуйте, Юрий! Вы можете обжаловать сам протоко.
    • 12.11.2021 Пахомов Александр Валерьевич В рамках гражданского дела ребенок вправе выражать с.

    Кодексы РФ
    Кодексы РФ


    Юристы Барнаула

    Чтобы попасть в список юристов Барнаула, пройдите бесплатную регистрацию и укажите в анкете свой город.

    Фото юриста

    Фото юриста

    Фото юриста

    Фото юриста


    Навигация по закону

    Кодексы РФ
    Кодексы РФ

    Активные юристы
    Активные юристы

    Лучшие юристы
    Лучшие юристы

    Фото юриста

    Фото юриста

    Фото юриста

    Фото юриста

    Типовые договоры
    Типовые договоры

    Информация

    Документы

    Допустимо ли установление законами субъектов Российской Федерации дополнительных условий регистрации кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа республики в составе Российской Федерации в виде требования о владении государственным языком соответствующей республики?

    Ответы на вопрос:

    Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N 53-ФЗ - одно из оснований.

    Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - второе.

    В Конституции РФ есть норма, которая порождает сомнения -

    "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

    1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

    2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

    Есть и акты КС РФ по теме.

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 апреля 1998 г. N 12-П

    ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 92 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ЧАСТИ ПЕРВОЙ

    СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" (В РЕДАКЦИИ ОТ 28 АВГУСТА 1997 ГОДА) И СТАТЕЙ 1 И 7 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 16-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан.

    На территории РФ государственным языком считается русский язык.

    Вместе с тем, например в Ингушетии и Чечне (РФ) признаны 2 языка:

    - русский и ингушский;

    - русский и чеченский.

    Вне зависимости от того, один язык действует на территории соответствующей республики, находящейся в составе РФ, или два, республики НЕ ИМЕЮТ ПРАВА вводить дополнительное условие при регистрации кандидатов в депутаты, такие как знание государственного (второго) языка.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О государственном языке Российской Федерации",

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

    Таким образом, если кандидат в депутаты владеет только русским языком, то ему не могут отказать при регистрации, если он не владеет вторым языком республики.

    Согласно ст. 76 Конституции РФ,

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

    В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

    Требования из вашего вопроса не правомерны.

    Так как еще 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ. - государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

    Правовое основание - Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 N 53-ФЗ (последняя редакция),

    Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", КонсультантПлюс: примечание. Ст. 33 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020. Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

    Кроме того, указанное в вашем вопросе требование противоречит Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

    Таким образом требование из вашего вопроса не согласуется с нормативными правовыми актами, определяющими порядок выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской:

    Федеральный закон № 67-ФЗ, определяющий общие вопросы выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, порядок приема и проверки документов, представленных для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

    Федеральный закон № 95-ФЗ, определяющий порядок участия политических партий в выборах и референдумах;

    Субъекты выдвижения определены законами и их нормами, а также порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и ограничений по владению дополнительным языком из вашего вопроса не установлено:

    Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.

    Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

    Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

    Читайте также: