Имеют ли право отключить воду за неуплату если есть несовершеннолетние дети

Обновлено: 02.07.2024

Отключение горячей и холодной воды происходит по нескольким причинам, одна из которых – долги по оплате коммунальных услуг. Современная ситуация такова, что у граждан появляется всё больше оснований попасть в разряд неплатёжеспособных жильцов. Поэтому вопрос о полномочиях коммунальщиков и должников является актуальным.

Имеют ли право ТСЖ или УК на отключение водоснабжения в квартире за долги?

Жильцы квартир, обеспеченных коммунальными услугами, согласно ч. 1 статьи 153 ЖК РФ, обязаны оплачивать счета в установленный срок. Согласно ч. 1 статьи 155 ЖК РФ, услуги оплачиваются до 10 числа текущего месяца, если общим собранием не установлены иные сроки, которых следует придерживаться.

В случае грубых нарушений срока выплат, к должникам могут применяться меры воздействия в виде отключения коммунальных услуг. Они регулируются:

  • Ч. 14 статьи 155 ЖК РФ.
  • П. 114 Постановления Правительства (ПП) № 354 от 06.05.11 г.
  • Нормами СанПин 2.1.2.2645-10. .

К злостным неплательщикам жильцы начнут относиться в прошествии двухмесячного срока, который отсчитывается со дня погашения очередного платежа. С этого момента могут последовать не только штрафы, но и отключение некоторых коммуникаций.

Горячее

Такая мера воздействия на должников как прекращение подачи горячей воды в приоритете, так как она не является жизненно необходимым ресурсом. Действия по её перекрытию являются законными, если оплата за услугу не производилась полностью в течение двух месяцев. При условии, что должник не стремится добросовестно решить вопрос о реструктуризации долга и отсрочке его погашения.

Решение суда для прекращения горячего водоснабжения не требуется. Главное, чтобы надлежащим образом было проведено уведомление должника, с соблюдением сроков и процедурных норм.

Холодное

Холодное водоснабжение не может прекращаться даже после надлежащего уведомления должника, в том числе, если он попал в категорию злостных неплательщиков. Это обусловлено нормами СанПиН и положениями п. 119 ПП № 354, которые устанавливают запрет на отключение услуги в случаях:

  • опасности для процессов жизнеобеспечения и здоровья должника;
  • опасности нарушения санитарных условий;
  • дискомфорта для других жильцов.

Выключение холодной воды может стать причиной распространения грязи и неприятного запаха из квартиры должника, что повлияет на добросовестных плательщиков. Это правило распространяется только на отключение в многоквартирном доме (МКД), в частном секторе эти правила не действуют.

Пошаговая инструкция проведения процедуры

Прежде чем отключать коммуникации, к должникам применяется ряд мер, способных выступить предупреждением, и мотивировать его оплатить полученные квитанции. Первая допустимая мера, это начисление пени. Каждый день просрочки платежа допускает начисления пени:

  • в период с 31 по 90 день взимается 1/1300 ставки рефинансирования;
  • по истечении 90 дней, ставка увеличивается до 1/130.

Начисление пени создаёт прецедент накопления долговых обязательств. Следующим шагом будет уведомление должника, с последующим прекращением подачи горячей воды.

Алгоритм законных действий ЖКХ, которые требуется применить к должнику при отключении коммуникаций, указан в п. 119 ПП № 354. Он состоит из следующих обязательных действий:

  1. Поставщик составляет официальное уведомление о появлении долга, указывая его сумму.
  2. Здесь же уведомляет о необходимости его погашения в установленный срок и предупреждает о допустимости отключения воды в случае неуплаты.
  3. Если долг частично или полностью не погашен, то проводится ограничение поставки горячей воды, с последующим прекращением.
  4. Если технически невозможно ограничить её подачу, воду перекрывают без предварительного ограничения.

Ограничение подачи горячей воды действует в течение одного календарного месяца, далее её поставка прекращается.

Прекращение поставки горячей воды может проводиться несколькими способами:

  • путём установления заглушки в трубе водопровода;
  • путём заваривания трубы водоотвода, ведущего в квартиру должника;
  • установлением специальной заглушки из подвала МКД.

Все работы по прекращению поступления горячей воды проводятся за счёт должника. Их стоимость приобщается к сумме общего долга. Перекрытие воды должно сопровождаться опломбировкой источника водоснабжения, во избежание самовольного налаживания подачи воды. После отключения и опломбировки следует составить акт отключения услуги.

Так как целью поставщика является взыскание денежных средств, то прекращение поставок услуг выступает лишь промежуточной мерой. В дальнейшем, если деньги на счёт компании не поступят, она вправе обратиться в суд за взысканием полной суммы долга по счетам, с учётом начисления пени и расходов на технические работы по прекращению услуги. Получение решения суда позволяет взыскать полную сумму долговых обязательств через Службу судебных приставов.

Уведомление должника

К уведомлению задолжавшего потребителя нужно подойти крайне серьёзно, так как малейшее процедурное нарушение может привести к тому, что отключение будет признано незаконным. Процедура уведомления имеет обязательные критерии, которых следует придерживаться:

  • своевременность;
  • письменная форма;
  • наличие подписи уполномоченного лица и печати компании;
  • подтверждаемость факта уведомления.

Должник должен уведомляться специальным документом, полученным им под роспись, не позднее, чем за 30 календарных дней до даты приостановки или прекращения подачи воды. Кроме этого, он должен быть уведомлён за 3 дня до отключения услуги.

В тексте документа должны быть внесены обязательные сведения:

  • сведения об исполнителе и отправителе;
  • сведения о получателе должнике;
  • факт возникновения долга за поставку воды (другие услуги), с указанием суммы;
  • допустимость приостановки или прекращения водоснабжения;
  • обязательность погашения долга;
  • число, до которого следует рассчитаться с поставщиком услуг.

В заключение должна быть поставлена:

  1. подпись руководителя компании;
  2. дата составления;
  3. круглая печать.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

У оператора почтового отделения обязательно нужно получить опись вложения, чтобы в дальнейшем подтвердить, что отправлено уведомление должнику.

Юридическую силу имеет только уведомление, составленное надлежащей организацией. Согласно положениям, указанным в п. 2 Постановления № 354, такой организацией может выступить:

  • ресурсоснабжающая компания;
  • ТСЖ;
  • УК.

Второе уведомление может производиться простым почтовым отправлением, по телефону или устно. Оно выступает напоминанием о вступлении в силу положений, указанных в первичном уведомлении.

Что делать, если законно отключили водоснабжение?

После того как отключили воду в квартире, нужно в первую очередь полностью оплатить долг. Когда вся сумма, или её существенная часть выплачена, нужно с квитанциями обратиться в уполномоченную организацию, отключившую воду. Здесь требуется:

  1. написать на имя руководителя заявление о подключении воды;
  2. указать в заявлении, что долг за воду погашен;
  3. поставить собственноручную подпись и дату подачи заявления;
  4. приложить к заявлению копии квитанций об оплате долга;
  5. зарегистрировать заявление в общем отделе УК, или у делопроизводителя.

На этом основании коммунальщики восстановят подачу горячей воды. Ни при каких условиях недопустимо самостоятельно налаживать водоснабжение, даже если долги погашены, а коммунальные службы медлят с подключением.

Если процедура самостоятельного подключения воды пройдёт благополучно, то самодеятельность бывшего должника ограничится административным штрафом по статье 7.19 КоАП РФ. А в случае нарушений, причинённых неумелыми действиями, приведшими к выводу системы водоснабжения из строя, или к затоплению жильцов, дополнительно будут взысканы средства на погашение причинённого ущерба.

То же касается случаев, когда должник считает, что воду отключили незаконно. Самостоятельно вмешиваться в этот процесс, подключая водоснабжение, ни в коем случае нельзя. Чтобы урегулировать вопрос с незаконным прекращением подачи воды, нужно действовать по установленному алгоритму.

Если уплата долга представляется невозможной, нужно обратиться в компанию с заявлением на имя руководителя. В нём следует указать причину просрочки платежа, а также изъявить просьбу о реструктуризации долга. После того как будет заключен договор по условиям оплаты долга частями, коммуникации могут быть восстановлены. Следует погашать долги, одновременно внося текущие платежи, иначе долг вновь накопится и достигнет критического объёма.

Можно ли предъявить претензию, если незаконно отрезали от коммуникаций?

Незаконным отключение воды можно считать в следующих случаях:

  • если долг за воду меньше, чем за 2 месяца;
  • когда после уведомления должник погасил весь долг или его существенную часть;
  • если отрезали поступление холодной воды;
  • при ненадлежащем уведомлении;
  • в связи с иными причинами, когда отключение было проведено неправомерно.

К другим причинам могут относиться сложные жизненные обстоятельства, когда семья оказалась временно неплатёжеспособной. Об этом следует сообщить руководству компании, с просьбой отменить отключение услуги и гарантировать погашение долга. Такими причинами могут быть:

  • подушевой доход семьи ниже прожиточного минимума;
  • отсутствие работы у одного из членов семьи;
  • невыдача заработка работодателем;
  • большое число иждивенцев;
  • один из родителей (или оба) нетрудоспособен.

Если недобросовестное или халатное отношение к вопросу обеспечения водой со стороны ресурсоснабжающей или управляющей компании налицо – нужно писать жалобу.

Вначале заявление подаётся в управляющую компанию. Оно должно быть рассмотрено в течение 3 дней, на основании п. 34 Постановления Правительства от 15.05.13 г. № 416. Если за это время УК не подключит воду, следует подавать жалобу.

  • в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ);
  • в Роспотребнадзор;
  • в прокуратуру.

По факту подачи жалобы будет проведена проверка. Если будут выявлены нарушения – ГЖИ или Роспотребнадзор дадут рекомендации подключить воду. А прокуратура вправе возбудить судебное разбирательство.

К жалобе следует приложить копию заявления, поданного в компанию, ответственную за отключение воды.

Как составить жалобу?

Специального стандарта для составления жалоб не предусмотрено. Поэтому для её написания используется форма заявления:

Сроки рассмотрения

Претензионная жалоба в уполномоченных инстанциях рассматривается в два этапа. Вначале решается вопрос о принятии документа в производство. На это решение отводится 5 дней. Если претензия принята к дальнейшему рассмотрению, ответ по факту проверки должен быть получен в течение 30 дней. Сроки рассмотрения устанавливаются на основании статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.06 г.

Но это не означает, что жильцам следует ожидать подключения воды в течение месяца. После начала проверки контролирующей инстанцией, компания может подключить воду сразу же.

Могут ли вынести отказ по обращению?

Контролирующая инстанция может дать по факту рассмотрения жалобы как положительный, так и отрицательный ответ. Отказ от принятия жалобы в производство может последовать в случаях, когда:

  • жалоба оформлена или написана неверно;
  • не было предварительного обращения в УК;
  • нет оснований считать отключение воды незаконным.

Если документ принят в производство и по факту незаконных действий была проведена проверка, то отказ может последовать только в том случае, если компания доказала, что действовала в отношении должника согласно нормам закона.

Ответ на жалобу должен быть предоставлен:

  • в письменном виде;
  • с указанием причин отказа;
  • с указанием норм статей закона, которыми руководствовалось учреждение, принимая отрицательное решение;
  • с подписями исполнителя и руководителя, скреплёнными печатью.

При получении отказа существует два последующих варианта действий:

  • срочно оплатить долги и на этом основании требовать подключения воды;
  • подать исковое заявление в суд.

Иск в суд подаётся по месту расположения МКД. Срок подачи – 10 дней со дня вынесения отрицательного решения инстанцией, рассматривающей жалобу.

Плановое отключение горячей воды в летний период уже давно стало для нашей страны неприятной, но привычной традицией. Это обосновывается тем, что необходимо проверить исправность, устранить неполадки в системе водоснабжения, и в целом подготовить её к зимнему периоду. Читайте наши статьи о том, как можно узнать, с какого числа не будет горячей и когда ее включат, какие нормативы периода профилактических работ, а также к кому и как обращаться с жалобой.

Ответственность УК или ТСЖ при неправомерных действиях

Если контролирующая инстанция признает незаконность прекращения водоснабжения, то к юридическому лицу, принявшему неправомерное решение, будут применены меры административного воздействия. Они опираются на нормы статьи 19.1 КоАП РФ.

Сумма штрафа составит:

  • 500-1 000 рублей для должностного лица;
  • 5 000-10 000 рублей для юридического лица.

За причинение ущерба лицу, которому была отключена вода, на основании статей 150 и 151 ГК РФ, может взыскиваться соразмерная компенсация. Если действия будут квалифицироваться как самоуправство, наказание руководителя, или иного уполномоченного лица, может быть следующим:

  • штраф до 80 000 рублей или в размере полугодового дохода;
  • принудительные работы до 200 часов.

Независимо от ответственности, которая была вменена должностному лицу или управляющей компании, долги за воду требуется погасить в полном объёме.

Если долг за воду составляет сумму трёхмесячных выплат, эту услугу могут отключить. Допускается только отключение горячей воды, холодную воду в МКД отключать нельзя. После оплаты нужно написать заявление в УК, а если водоснабжение отключено незаконно, можно подать жалобу или исковое заявление в суд.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Если пользователь игнорирует обязанность относительно своевременной и полной оплаты

Расширение семейства тянет за собой увеличение расходов родителей, одному из которых, как правило, приходится еще и временно отказаться от работы и присматривать за младенцем. Часто гражданам трудно даже вовремя погасить счета за коммуналку. Могут ли отключить свет за неуплату, если есть маленький ребенок, — вопрос, который сегодня волнует многих россиян, несущих нелегкую родительскую ношу. Однако, несмотря на социальную уязвимость граждан с детьми, само по себе наличие несовершеннолетнего в доме не является основанием для запрета на прекращение подачи электроэнергии.

Внесение платы за коммуналку

Электроснабжение — это один из видов коммунальных услуг. Принципы оплаты этого блага предусмотрены в действующем ЖК РФ. Задолженность за электроэнергию должна погашаться вовремя и в полном объеме. По общему правилу своевременная уплата — это перечисление стоимости использованных за месяц ресурсов до 10 числа следующего месяца (ст. 155 ЖК). В договоре между поставщиком и абонентом могут устанавливаться и другие даты.

Если пользователь игнорирует обязанность относительно своевременной и полной оплаты, к нему применяются меры воздействия. В законе закреплено несколько рычагов влияния на злостных неплательщиков:

  • пеня;
  • ограничение поставки коммблага;
  • прекращение подачи ресурса.

Важно! В действующем российском законодательстве не установлен запрет для коммунальщиков ограничивать или полностью прекращать поставку электроэнергии в те дома, где проживают дети, инвалиды или другие социально незащищенные категории. Но приостановка электроснабжения должна проходить исключительно в порядке, предусмотренном законом.

Порядок действий коммунальных служб

Отключение электроэнергии в квартире с несовершеннолетними не противоречит ЖК или другим нормативным актом. Однако ни представители управляющей компании, ни работники ресурсоснабжающей организации не вправе просто так прийти домой к должнику и отрубить ему свет.

Порядок остановки подачи коммунального блага определен в Постановлении Правительства РФ №354, принятом 06.05.2011. Список оснований для применения такой меры включает всего несколько пунктов — неполная уплата, аварии и стихийные бедствия, несанкционированное подключение и нарушение правил эксплуатации электросетей, профилактические работы. В случае с проблемной задолженностью запускается следующий механизм.

Шаг первый — накопление долгов

Если гражданин платит вовремя или опоздал с погашением счетов на месяц, никакие санкции на него не налагаются. Для того чтоб поставщик начал процедуру временного ограничения неплательщика требуется наличие у последнего задолженности, сумма которой равна 2 месячным размерам платы за коммуслугу.

Шаг второй — предупреждение

Важно! Отправитель обязан удостоверится, что адресат получил предупреждение. Только тогда можно приступать к следующему шагу. Аналогичную позицию поддержал и Верховный суд, который пришел к выводу, что даже отправление заказного письма само по себе еще не является надлежащим извещением. Нужно в обязательном порядке получить подтверждение, что человеку конверт доставлен лично в руки.

Шаг третий — ограничение

Если 20-дневный срок истек, а платеж так и не поступил, коммунальщики вправе применить ограничение. Это значит, что свет отключат, но не полностью, а например, введут особый график подачи. Но эта стадия часто упускается, что связано с техническими особенностями систем электроснабжения. Иногда РСО не может ограничить абонента, не нарушая законных интересов его соседей по многоквартирному дому.

Шаг четвертый — повторное предупреждение

После введения режима ограниченного пользования для решения долговых трудностей дадут еще 10 дней. Если ограничение не применялось, 10-дневный срок просто добавят к ранее предоставленным 20 дням.

Шаг пятый — прекращение подачи услуги

Когда все предыдущие попытки коммунальщиков оказались безуспешными, в ход идет крайняя мера — отключение энергии. Об этом инциденте составляется акт, один из экземпляров которого остается у потребителя.

Если исполнитель допустил нарушение законного порядка, его действия подлежат аннуляции. Для этого потерпевшему нужно обращаться в территориальное управление жилинспекции или в суд.

Льготные категории

Федеральное и региональное законодательство гарантирует социальную защиту ряду льготных категорий. В число последних входят ветераны ВОВ, ветераны труда, герои СССР и России, многодетные семейства, инвалиды и другие граждане, которые в силу возраста, состояния здоровья или особых заслуг перед государством получают определенную финансовую поддержку.

Все эти субъекты вправе пользоваться предусмотренными для них льготами, которые позволяют оплачивать лишь половину или треть стоимости коммуслуг. Семьи с маленькими детьми и невысокими доходами могут оформить субсидии. Однако закон не защищает таких лиц от отключения света за игнорирование выставленных в платежках сумм.

Кто такие неотключаемые потребители?

Это понятие фактически раскрывается в отдельном приложении к Постановлению Правительства №442 от 04.05.2012, где указан список субъектов, защищенных от стандартного механизма приостановления поставок электричества. К таким неотключаемым пользователям относятся ФСБ, МВД и СВР, организации водоснабжения, угольные предприятия, места отбывания уголовных наказаний, ядерные центры, организации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Способы разрешения конфликта

Чтобы в доме снова заработала бытовая техника, есть несколько решений. Первое и самое простое с точки зрения процедурных моментов — погашение долга. При этом нужно учесть, что все расходы, связанные с отсоединением, а затем и присоединением к линии, ложатся на потребителя. Все траты в общей сложности не должны превышать 3000 рублей.

Важно! Поставщик обязан восстановить энергоснабжение в течение 2 дней после проведения должником полного расчета.

Еще один важный момент — за задержки перечисления платежей начисляется пеня. То есть недобросовестному пользователю придется выплатить не только основной долг, стоимость работ по отключению-подключению, а еще и проценты, которые растут с каждым днем просрочки. Если гражданин расплатился в течение 90 дней после наступления положенной даты платежа, размер штрафа определяется исходя из суммы долга умноженной на 1/300 ставки рефинансирования Центробанка России, действующей на момент уплаты. Если должник не уложился в 3 месяца, за основу при расчетах принимается уже 1/130-тая ставки ЦБ.

Альтернативное решение — жалоба в жилищную инспекцию или обжалование действий ресурсоснабжающей организации в судебной инстанции. Однако такой вариант подойдет только тем, кто уверен в неправомерности поведения поставщика. В данном случае наличие в доме маленького ребенка не повлияет на окончательное решение контролирующей структуры или органа правосудия. Жалобщику необходимо в первую очередь доказать, что коммунальщики нарушили закон, например не уведомили о предстоящем отключении или не соблюли сроки.

Уменьшение суммы или рассрочка

Практика демонстрирует, что избежать возмещения долгов за свет, как правило, удается немногим. В большинстве случаев проблема решается только при перечислении нужной суммы РСО. Но нередко граждане не располагают достаточными средствами, особенно если в семье есть малыш, требующий постоянного присмотра.

При таких обстоятельствах можно предпринять следующее:

  • не дожидаться, пока придут представители коммслужб и отключат электричество, а самостоятельно связаться с обслуживающей организацией и письменно попросить о рассрочке;
  • если уже накоплен внушительный долг, нужно погасить хотя бы его часть, а остаток постараться включить в договор реструктуризации.

Заявление в РСО

В конце проставляется дата составления документа, личная подпись заявителя и список приложений (копия паспорта, справка о доходах, свидетельство о рождении ребенка). Руководство организации рассмотрит заявление и предоставит письменный ответ. Однако позволить абоненту выплачивать долг частями — это право, а не обязанность РСО.

Заключение

Наличие на воспитании несовершеннолетнего сына или дочки не выступает причиной, по которой коммунальщики не вправе отключить неплательщику электричество. Однако если компания нарушила порядок прекращения поставки коммблага, ее деяния можно обжаловать в судебном или административном порядке.

Рост стоимости жилищно-коммунальных услуг провоцирует ситуации, в которых собственники недвижимых имуществ не в состоянии их оплатить, в результате чего они становятся должниками.

В свою очередь представители управляющей компании доступными им мерами желают взыскать с владельцев недвижимостей денеженые средства. Выключение воды за несвоевременную неуплату является одной из мер взыскания задолженности за предоставляемую собственнику услугу.

Следует заметить, что не все действия сотрудников управляющей компании допустимы законодательством Российской Федерации. Именно о текущих данных будет обозначена подробная информация в представленной статье. О том, в каких ситуациях отключение водоснабжения поставщиком является законным и когда нет.

Могут ли отключить воду за неуплату коммунальных услуг?

Ответ на вышеуказанный вопрос содержится постановлении 354, принятом правительством Российской Федерации в 2011 году. В содержании обозначенного документа прописаны правила, которым должны придерживаться собственники недвижимых имуществ и работники управляющих компании в правоотношению по предоставлению коммунальных услуг. Представленные правила гласят, что поставщик имеет право ограничить владельцу жилья доступ к коммунальным ресурсам в той ситуации, если последний просрочил оплату за их использование. Срок просрочки в обязательном порядке должен быть не менее трех месяцев.

Законодательством Российской Федерации поставщикам категорически запрещается отключать следующее:

  • Холодную воду;
  • Отопление;
  • Канализацию.

Обусловлено это тем, что без вышеуказанных коммунальных услуг недвижимое имущество становится непригодным для проживания людей. А это является нарушение Жилищного кодекса РФ, а именно нарушением жилищных прав человека.

Управляющая компания имеет право отключить следующие коммунальные услуги:

  • Электричество;
  • Горячая вода;
  • Газ для приготовления еды;
  • Кнопки домофона.

Даже в той ситуации, когда владелец недвижимого имущества является злостным неплательщиком, поставщик не имеет право отключить ему воду и другие коммунальные услуги за неуплату если:

  1. Вышеуказанные ограничения могут затронуть собственников квартир, которые своевременно оплачивают услуги, предоставляемые управляющей компанией;
  2. Повышается риск причинении ущерба общей собственности жильцов многоквартирного дома;
  3. Из-за отключения воды будут нарушены санитарные нормы недвижимого имущества должника.

Перед тем как отключить водоснабжение или другую коммунальную услугу работники управляющей компании должны действовать в соответствии с определенным порядком. В противном случае ими будет нарушено законодательство Российской Федерации, в результате чего они могут быть привлечены к ответственности.

Отключение воды за неуплату юридическому лицу

Вышеуказанные правила распространяются не только на физических, но и на юридических лиц. Процедура отключения воды за неуплату в отношении юридических лиц ничем не отличается от процесса отключения водоснабжения у обычных владельцев недвижимых имуществ. Воду также могут отключить только в той ситуации, если руководитель предприятия не оплачивал счета больше трех месяцев.

Законно ли отключение горячей воды в многоквартирном доме за долги?

Чтобы сотрудники управляющей компании принудительно отключили воду в одной квартире, им необходимо попасть в нее, а после заварить трубу. Однако определенные должники, проживающих в многоквартирном доме, считают, что если они не пустят в квартиру специалистов, то водоснабжение не будет отключено. Обусловлено это тем, что поставщик не может выключить воду во всем доме из-за одного должника.

В обозначенной ситуации сотрудники обслуживающей компании имеют право отключить воду собственнику недвижимого имущества другим способом. Следует заметить, что представленный способ является более затратным. Для этого им необходимо спуститься в подвал многоквартирного дома и при помощи специальной камеры обнаружить какая именно труба ведет в квартиру должника. После происходит отключение воды. Счет за вышеуказанный процесс с использованием дорогостоящей технике предоставляется владельцу жилья, имеющего долг перед поставщиком услуг.

После, чтобы собственник снова мог пользоваться горячей водой, ему потребуется для начала оплатить задолженность, а после штрафные начисления, за несвоевременную оплату счетов. Следует заметить, что вышеуказанная информация касается только горячей воды. На вопрос, имеют ли право работники управляющей компании отключить холодную воду, ответ отрицательный. Если поставщик полностью отключит водоснабжение, то помещение станет не жилым. Поэтому осуществлять обозначенное действие запрещается делать законодательством Российской Федерации.

Незаконно отключили воду куда обращаться?

Если владелец недвижимого имущества считает, что воду ему отключили незаконно, то действовать ему необходимо следующим образом:

Как правильно оформить жалобу и претензию?

В положениях законодательства Российской Федерации нет унифицированной формы оформления жалобы и претензии. Поэтому составляются они согласно общим правилам оформления деловых документов.

1. Претензия, которая направляется в управляющую компанию составляется на имя ее руководителя. В содержании обозначенного документа должны быть следующие пункты:

  • Полное название организации;
  • Личные и контактные сведения о заявителе;
  • Причина оформления претензии. В представленной ситуации следует ссылаться на нормы закона, доказывающие что права владельца квартиры были нарушены;
  • Требование возобновить подачу воды в определенного время, а также произвести перерасчет за срок, в течение которого водоснабжение отсутствовало;
  • В завершении ставится дата и подпись заявителя.

К вышеуказанному документы прикрепляется квитанция об своевременной оплате счета — если такая имеется.

2. Жалоба в Роспотребнадзор или Прокуратуру направляется только в том случае, если управляющая компания отказывается выполнять требования собственника жилья или игнорирует его претензию.

Оформляется она на имя руководителя организации, в которуя она направляется и содержит следующее:

  • Полное название учреждения;
  • Личная и контактная информация о заявителе;
  • Тщательно описать обстоятельства дела. Указать что вода была отключена незаконно. Также в вышеуказанном пункте обозначается о направлении претензии поставщику, и сообщается о содержании ответа от него;
  • Просьба оценить действия работника управляющей компании;
  • В завершении указывается дата и ставится подпись заявителя.

К вышеуказанному документы прикрепляется экземпляр претензии, которая была направлена поставщику, а также его ответ, если такой имеется.

Данный акт оформляется по общим правилам и содержит следующие пункты:

  • Полное название суда;
  • Личные и контактные данные истца;
  • Личные и контактные сведения ответчика;
  • Тщательное описание причины обращения в суд;
  • Просьба признать выключение воды незаконным;
  • В завершении обозначается дата и ставится подпись.

К исковому заявлению прикрепляются экземпляры обращения в управляющую компанию и жалобу в Роспотребнадзор или Прокуратуру, а также полученные от них письменные ответы.

Ответственность поставщика за неправомерное отключение

Законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность управляющей компании за незаконное отключение воды:

  1. Административная ответственность. В обозначенной ситуации должностные лица должны оплатить штраф в размере от 500 до 1000 рублей, а юридические от 5 до 10 тысяч рублей. Вышеуказанная мера применяется контролирующими органами. Однако перед этим им следует установить факт нарушения (статья под номером 19.1 КОАП);
  2. Уголовная ответственность. Устанавливается она судебной инстанцией, в ситуации, если собственнику недвижимого имущества был причинен моральный или материальный вред. В обозначенной ситуации поставщик должен будет оплатить штраф в размере до 200 тысяч рублей. Помимо этого его могут лишить свободы на срок до трех лет. Если в результате незаконных действий представителей управляющей компании умер человек, то его могут лишить свободы на срок до пяти лет. Плюс к этому ему на три года запрещается занимать руководящие должности;
  3. За самоуправство будет наложен штраф в размере 80 000 рублей (или шесть окладов). Также в обозначенной ситуации виновный может быть приговорен к принудительным работам на протяжении 200 часов.

Если будет доказан факт того, что должнику угрожали, то виновный будет лишен свободы на пол года. В исключительных ситуациях срок может быть увеличен до пяти лет (статьи под номерами 215 и 330 Уголовного кодекса РФ).

В ситуации, когда факт незаконного включения воды будет доказан, представители управляющей компании должны восстановить водоснабжение в течение трех дней, а также произвести перерасчет.

Когда могут отключить воду за неуплату в частном доме?

Отключить воду за неуплату в частном дому поставщик имеет право только в той ситуации, если он все делает согласно законодательству Российской Федерации.

Правила прекращения водоснабжения за неуплату:

  • Размер задолженности не должен влиять на это. Единственным основание для отключения воды является отсутствие оплаты на протяжении трех месяцев;
  • Если владелец недвижимого имущества, имеющий долг перед поставщиком услуг не был уведомлен должным образом о выключении вод за тридцать дней, а также дополнительно три дня, то осуществить это невозможно.

Как вернуть водоснабжение при законном отключении?

В ситуации, когда поставщик отключил воду или перекрыл канализацию, собственник недвижимого имущества не может продолжать нормально жить в квартире, особенно если у него есть маленький ребенок. Исходя из обозначенной информации, не удивительно что владелец квартиры желает как можно быстрее избавиться от представленных неудобств.

Однако в данном случае последний нередко прибегает к мерам, не являющимися правомерными — старается осуществить демонтаж системы блокировки самостоятельно, не имея при этом специальных инструментов.

Вышеуказанные действия зачастую приводят к нарушению целостности системы канализации. В результате этого, помимо задолженности за воду собственник жилья будет должен возместить средства за причиненный им ущерб.

Если владелец недвижимого имущества на самом деле является злостным нарушителем, и все меры, предпринятые управляющей компанией против него являются обоснованными, то чтобы вернуть вод ему следует оплатить все счета, а также наложенные за просрочку штрафные санкции.

Вернуть долг собственник жилья может двумя способами:

  1. Оплатить задолженность целиком, при помощи одного платежа. После того, как на счет управляющей компании поступит конкретная сумма денежных средств в течение двух дней ее представители должны возобновить водоснабжение и снять все заглушки с канализационных стоков. Деньги, для выполнения обозначенных процедур должен также перечислить владелец задолженности;
  2. Если материальное положение собственника недвижимого имущества является нестабильным, и он не может оплатить весь долг, но он желает покрыть задолженность, то поставщик может пойти ему навстречу. В обозначенной ситуации существует возможность заключить специальное соглашение между управляющей компанией и абонентом о реструктуризации долга. В результате вышеуказанного документа сумма, которую владелец жилья должен вернуть поставщику, разделяется на части. Они погашаются в заранее оговоренные в соглашении сроки.

При этом абоненту не следует забывать перечислять текущие платежи. Если он не будет это делать, то задолженность снова начнет накапливаться, и тогда представители управляющей компании снова смогут отключить воду, и сделать это не уведомив владельца квартир..

Так как далеко не всем неплательщика могу предоставить рассрочку, то как им действовать для ее получения?

Варианты получения рассрочки на долг:

  • Если собственник недвижимого имущества не оплачивал коммунальные услуги из-за того, что ему задержали выплату зарплаты. В обозначенной ситуации абоненту следует обратиться в обслуживающее его управляющую компанию с документами, свидетельствующих об этом. В содержании вышеуказанного документа должен быть представлен период времени, в течении которого владелец жилья не получает заработную плату;
  • Если доход всей семьи в совокупности меньше прожиточного минимума. В вышеуказанной ситуации все члены семьи, проживающих в данном недвижимом имуществе должны. Следует заметить, что если абонент не трудоустроен или работает неофициально, то он не сможет получить статус малоимущей семьи;
  • При наличии статуса многодетной семьи, а также если у собственника квартиры есть несовершеннолетние дети и члены семьи, являющихся инвалидами, требующих затрат на лечение и содержание он имеет возможность получить рассрочку. В обозначенной ситуации вышеуказанные факты следует документально подтвердить;
  • Если абонент временно безработный, то это тоже может стать уважительной причиной для рассрочки.

Вследствие вышеуказанных причин владелец недвижимого имущества имеет право на рассрочку или на получение от правительства финансовой помощи для погашения задолженности перед управляющей компанией.

Наша команда публикует статьи юридической тематики, актуальные для РФ на текущий год. Наша цель - дать максимально развернутый ответ на вопрос пользователя, а также предоставить по возможности юридическую консультацию. Успехов и приятного чтения!

Рост долгов населения по оплате за услуги ЖКХ вынуждает государство принимать к неплательщикам разные меры воздействия. Поначалу они носят уведомительно-предупредительный характер. Затем следуют санкции экономического характера в виде начисления штрафов и пени. В ряду более серьезных мер, которые применяются в случае, если иные не возымели действия, – ограничение подачи ресурсов и отключение коммунальных услуг за неуплату в 2020 году. Меры могут быть еще более радикальными – вплоть до выселения злостных неплательщиков с занимаемой жилплощади.

Отключение коммунальных услуг

Допустимые сроки задержки платежа за квартиру

Обязанность жильцов оплачивать коммунальные услуги и правила их оплаты определены в ст. 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации . Основанием являются квитанции, присланные в адрес потребителя поставщиками услуг.

У плательщика есть время, чтобы произвести расчет по выставленной квитанции. Можно ли задержать внесение средств за потребленные услуги и как надолго, устанавливают законодательные нормы. Они предусматривают предельный срок оплаты за потребленные ресурсы ЖКХ как 31 день месяца, в котором квитанция была доставлена плательщику.

Другие варианты оговариваются в договоре между потребителем услуг и управляющей компанией.

С 31 по 90 день задолженности на сумму долга начисляется пеня в размере 1/1300 ставки рефинансирования, после 90 она составит уже 1/130. По истечении трехмесячного срока люди, которые отказываются от оплаты коммуналки, получают статус должников.

Чем чреваты долги по коммунальным платежам

Неоплата выставленных счетов за услуги ЖКХ грозит должникам различными неприятностями. Многие из них определены Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.11(ред.13.07.19)

Последние изменения в документе ужесточают меры ответственности за уклонение от их погашения. Кроме начисления прогрессирующих штрафов и пени неплательщика ожидает ограничение подачи ресурсов, а затем их полное отключение.

Этим мерам предшествуют письменные уведомления о возможности применения подобных санкций.

Иногда управляющие компании (УК) применяют такие незаконные меры как вывешивание списков должников на дверях подъездов, публикацию их в СМИ или невыдачу должникам справки о составе семьи. Можно столкнуться с невозможностью прописаться/выписаться с жилплощади при наличии долгов за услуги ЖКХ.

Судебные приставы могут применить иные меры воздействия: запрет на выезд за рубеж или ограничение в праве управления автотранспортом.

Что делать при задолженности

Законодательная база

Основную роль в регулировании вопроса оплаты потребленных услуг ЖКХ играет Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства № 354, которым утверждены Правила предоставления гражданам ЖКУ. Последними в качестве принудительной меры предусмотрено право поставщика приостановить/ограничить предоставление услуг после направления в адрес должника соответствующего уведомления за 30 суток до применения санкций.

Потребителей часто беспокоит вопрос правомерности подобных действий. Например, они спрашивают, законно ли отключение горячей воды в многоквартирном доме за долги. Те же Правила устанавливают перечень ресурсов, подачу которых запрещено приостанавливать по санитарным нормам:

  • газ, используемый для отопления;
  • холодную воду;
  • отопление.

Помещение, которое лишено перечисленных услуг, автоматически становится непригодным для проживания, что является прямым нарушением ЖК РФ.

Отсутствие горячей воды не лишает помещение пригодности к проживанию. Следовательно, отключение горячей воды за неуплату в отдельной квартире – вполне реальная мера, которая может быть применена к злостному неплательщику.

Кроме горячей воды коммунальщики вправе отключить иные услуги, предусмотренные договором.

Что служит основанием для отключения подачи ресурсов

Безусловно, приостановление предоставления услуги не происходит на следующий же день после того, как жилец просрочил оплату за ее потребление. Отключение от услуг за долги перед ЖКХ в 2018 году – это крайняя мера, которой предшествует целый ряд предупредительных мероприятий, направленных на то, чтобы заставить должника расплатиться с поставщиком ресурса.

И только когда все способы воздействия оказались безрезультатными, производится отключение потребителя от услуги. Основанием для этого служат:

  • неоплата в течение трех месяцев;
  • частичная оплата за то же время после того, как было получено уведомление от поставщика;
  • нарушение соглашения по погашению задолженности, заключенного между поставщиком и должником.

Основания для отключении коммуналки

Законно ли отключение света без решения суда

В случае, если потребитель не платил за предоставленную электроэнергию в течение двух месяцев, УК имеет право послать должнику предупреждение. Если оплата так и не поступила, компания может без решения суда приостановить подачу электроэнергии. Но делать это следует лишь с соблюдением всех необходимых требований закона, иначе действия УК могут быть оспорены в суде.

Поводом для обращения в судебную инстанцию может послужить только нарушение процедуры отключения электроэнергии, а именно несоблюдение всех этапов, предусмотренных установленными Правилами, но не сам факт отключения.

Так, если с соблюдением процедуры представители компании отключили свет за долги, есть несовершеннолетние в квартире или нет, уже не имеет значения. Действия УК не являются основанием для обращения в суд.

Отключение электричества считается законным, если соблюдены следующие условия:

  • срок задолженность равен или превышает 3 месяца, если платежи соответствуют средним месячным нормам потребления;
  • поставщик коммунальной услуги уведомил нарушителя о наличии долга в письменной форме с вручением лично в руки, а также другими способами, позволяющими подтвердить факт получения уведомления;
  • должнику предоставляется 20 дней, с момента получения уведомления, в течение которых он может погасить долг хотя бы частично;
  • по истечении отведенного срока при отсутствии попыток жильца оплатить счета ему направлено повторное предупреждение, которое содержит информацию о том, что электричество будет отключено через 3 дня.

Это же относится и к вопросу о том, имеет ли право управляющая компания отключать воду за долги. Если вода горячая, то УК может это сделать с соблюдением тех же этапов.

Как происходит отключение коммунальных услуг за неуплату

Ст. 118 вышеупомянутого Постановления №354 определяет право ТСЖ, УК, ЖСК и иных представителей исполнительных органов управления конкретного дома ограничивать или полностью приостанавливать подачу ресурса.

Порядок действий имеет одинаковую последовательность для всех видов предоставляемых услуг. То, как отключают воду за неуплату в одной квартире, практически ничем не отличается от процедуры прекращения подачи газа для приготовления пищи. Алгоритм включает в себя:

  1. Вручение должнику письменного уведомления о намерении ограничить или приостановить предоставление какой-либо услуги/услуг.
  2. Ожидание в течение установленного законом срока погашения долга жильцом – 20 дней.
  3. При не поступлении оплаты – ограничение коммунальной услуги, затем полное ее блокирование.

Порядок отключения должников за дополнительные услуги ЖКХ, перечень и факт необходимости их оказания должны быть утверждены на общем собрании и зафиксированы в договоре между жильцами и УК.

Отключение должников

Что такое уведомление об отключении услуг ЖКХ

Предупреждение, направляемое должнику перед ограничением или приостановлением подачи ресурса, является необходимым элементом процедуры отключения услуг ЖКХ. Без этого она не будет иметь законной силы.

Уведомление должно содержать необходимую информацию о сумме задолженности и предполагаемых санкциях. Оно вручается нарушителю лично под роспись или отправляется по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении) либо. путем включения текста уведомления в платежный документ. Возможны и другие способы уведомления. Главное, чтобы они могли подтвердить факт и дату получения уведомления (предупреждения) должником.

Услуги, которые могут отключить

Что могут отключить за неуплату коммунальных услуг в многоквартирном доме и частном домовладении, регламентировано ст. 119 Постановления №354.

В нормативном акте перечисляется, подачу каких услуг нельзя приостановить или совсем отключить потребителям, которые пропустили все сроки оплаты и имеют внушительные суммы долгов по ЖКХ. К таким ресурсам относятся отопление и холодное водоснабжение, а также водоотведение.

Поэтому отключение газа за неуплату в многоквартирном доме – реальная неприятность, которая ожидает неплательщика, нарушившего правила расчета за коммунальные услуги. Газ, как и прочие ресурсы, потребляемые жильцами МКД, вполне могут отключить в качестве меры воздействия на должников для оплаты ими долгов по ЖКХ.

УК вправе приостановить подачу электричества и заблокировать оборудование, расположенное за пределами квартиры, например, домофона.

Жильцам, нарушающим законодательные нормы для оплаты потребленных услуг ЖКХ, нужно быть готовыми к тому, что они могут остаться в своих квартирах только с холодной водой и отоплением, которые нельзя отключить по закону. Положительный ответ на вопрос, может ли ТСЖ отключить воду за неуплату, потребитель услышит лишь в том случае, если это горячая вода.

Не стоит легкомысленно относиться к растущей задолженности за квартиру, поскольку отключение услуг – не единственная неприятность, которой она может обернуться. Следующий шаг УК или ТСЖ – обращение в суд.

Выполнение решений суда будут контролировать судебные приставы. Поэтому стоит внимательно относиться к расчетам за услуги ЖКХ и не допускать просрочки платежей.

Процесс отключения за долги

Почему нельзя самовольно подключиться к ресурсам

Оставшись без удобств, которые повышали качество жизни, должники начинают искать выходы из ситуации, причем не всегда законные. Эти действия предпринимаются даже тогда, когда приостановление подачи услуг произошло абсолютно справедливо и правомочно.

Вместо того, чтобы расплатиться с долгами и легально возобновить подачу ресурса, неплательщики пытаются самовольно подключить газ и свет. Они полагают, что так решатся и проблемы с горячей водой.

Прежде чем предпринять подобные действия, стоит вспомнить, что они повлекут за собой еще более серьезные неприятности. Ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает применение штрафных санкций за самостоятельное подключение к электросетям и газопроводам:

  • для частных лиц – 10-15 тыс. рублей;
  • для учреждений и организаций – 100-200 тыс. рублей;
  • для руководителей предприятий – 30-80 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 2 лет.

Не исключены и более кардинальные меры. Комиссия, выявившая несанкционированное подключение, составит соответствующий акт и направит его в мировой суд. Судебная инстанция откроет дело по ст. 158 Уголовного кодекса РФ , наказание по которой предполагает до 48 месяцев лишения свободы.

Можно ли обжаловать отключение подачу ресурсов за неуплату

Если потребитель считает, что отключение ресурса за неуплату коммунальных платежей произведено незаконно, он может обратиться с жалобой в прокуратуру и Жилинспекцию или подать иск в судебную инстанцию на действия УК.

Жалобе должно предшествовать обращение жильца в управляющую компанию. Копия претензии, направленной в УК, и ответ на нее прилагаются к заявлению в контролирующие органы.

Если подобные действия не дали желаемых результатов, перечисленные документы вместе с исковым заявлением подаются в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости.

Выводы

К гражданам, которые не торопятся оплачивать потребленные услуги ЖКХ, применяются меры воздействия, серьезно осложняющие их повседневную жизнь. При игнорировании предупреждений о возможности отключения ресурса и непогашении имеющихся задолженностей, подачу света, газа, горячей воды и некоторые иные услуги могут прекратить до полного возмещения долга.

16 thoughts on “Возможно ли отключение коммунальных услуг за неуплату в 2020 году”

Если человек не платит за коммунальные услуги, то к нему нужно применять различные санкции вплоть до полного отключения коммунальных услуг, поскольку очень большой процент людей почему-то считают, что они могут не платить и им всё сойдет с рук. Далеко ходить не нужно – у моих соседей почти миллион рублей долго по коммунальным услугами, учитывая то, что живут они не за чертой бедности.

Случилась у нас однажды казусная ситуация. Отключили горячую воду. Оказывается, у нас была маленькая недоплата за прошлогоднюю осень. Никаких предупреждений не было (почтальон видимо не дошёл к нам), пришлось разбираться в суде, к счастью все закончилось благополучно

Согласна, к злостным неплательщикам нужно применять суровые меры, отключение услуг – одно из них.

Когда соседям отключили водоснабжение и водоотведение в первую очередь пострадали соседи по площадке, потому что из квартиры доносилась ужасная вонь , так что я против отключения воды.

Сами всегда следили за тем, чтобы вовремя заплатить за все услуги, зато друзья не так давно попали в ситуацию, когда пришлось около месяца жить без воды, отключили и разбирались с этим очень долго.

Знаю, что бывают безвыходные ситуации и положение, когда объективно семья не может заплатить за коммунальные услуги, мы даже пару месяцев всем подъездом скидывались, чтобы помочь гасить оплату одной семье. Считаю, что три месяца это очень мало.

У нас постоянно двойные стандарты, кто-то годами не платит и ничего с ними сделать не могут, а кого-то за 2 месяца неуплаты уже начинают теребить. Мы 2 месяца за электроэнергию не платили, нам тут же письмо прислали, что если не оплатим, отключат через 10 дней.

Думаю, что нужно стараться оплачивать коммунальные платежи своевременно, чтобы не допустить отключения услуг за неуплату. А уж за месяц-два задержки никто вам их не отключит.

Когда у вас нет дачи, машины, жены, детей и у вас зарплата по документам 92000 в год, то государству вы не интересы. Так как вас нечем пугать и шантажировать. А тем более подавать в суд. Зачем! Квартира и так отойдет государству. И таких не мало.

Когда за долги отключают полностью оплаченную услугу, считаю, что это шантаж!

Обращение с ТКО теперь коммунальная услуга по закону, а за неуплату можно ли от нее отключиться?

Как-то никому не приходит в голову, что дважды за одно и то же не наказывают. За долги, между прочем, начисляют пени, если, кто помнит. При этом отключать услуги за долги (повторное наказание) противоречит Международной конвенции о правах, которую Россия ратифицировала

Если должник уверен, что отключение коммунальных услуг произведено с нарушением законодательства и (или) ущемляет его права он вправе обратиться в суд и там доказать свою правоту.

Есть конечно злостные неплательщики. Но есть и те, кто попал в трудную жизненную и финансовую ситуацию. В конце концов зарплата такая, даже по Москве, (да да не все проживающие в Москве получают огромные зарплаты), очень трудно не нажить долги по ЖКХ. Я не говорю уже о пенсионерах, которым зачастую жить не на что.

Читайте также: