Имеют ли право органы местного самоуправления создавать муниципальные предприятия и учреждения

Обновлено: 25.06.2024

Весной текущего года в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(далее Закон о местном самоуправлении) внесены изменения, позволяющие перейти с двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневую.

Процесс объединения муниципальных образований в стране идет практически десятилетие. Ранее Закон о местном самоуправлении позволял объединяться муниципалитетам в городские округа. Этим правом воспользовались такие субъекты как Ленинградская, Нижегородская, Белогородская области, Пермский край и другие. Основным толчком к объединению послужило отсутствие в достаточном объеме финансовых средств, квалифицированных кадров.

После внесения изменений в федеральное законодательство, уже приняты решения о создании муниципальных округов в Пермском крае. В Удмуртии только начинается процесс обсуждения возможности объединения и создания муниципальных округов.

На сегодня в Балезинском районе 18 органов местного самоуправления: 1 муниципальный район и 17 сельских поселений.

Закон о местном самоуправлении позволяет объединиться всем сельским поселениям и муниципальному району в одно муниципальное образование — муниципальный округ.

К преимуществам муниципального округа можно отнести:

- упрощенную схему управления территорией;

- передачу ответственности за осуществление местного самоуправления на более высокий уровень;

- экономию бюджетных средств;

-единый генеральный план и сбалансированное развитие территории;

- единые тарифы на услуги ЖКХ, на услуги транспорта;

- единые правила благоустройства;

- единый подход к налогообложению.

Так с 2006 года до настоящего времени на территории Балезинского района создано:

- 18 представительных органов-Советов депутатов ( 1районный Совет депутатов, 17 Советов депутатов сельских поселений);

- 18 исполнительно-распорядительных органов - Администраций (1 Администрация района, 17 Администраций сельских поселений),

- 18 Глав муниципальных образований (1 Глава района, 17 Глав сельских поселений).

В случае объединения поселений и района в муниципальный округ будут созданы:

- 1 представительный орган - Совет депутатов муниципального округа;

- 1 Администрация муниципального округа, включая территориальные органы в сельских поселениях;

-1 Глава муниципального округа.

Там, где сегодня работают Администрации сельских поселений, в случае объединения, будут работать территориальные органы Администрации муниципального округа с тем же объемом полномочий и функций, с правом подписания документов, только без права юридического лица.

Советы депутатов в сельских поселениях свою деятельность прекратят. В случае объединения поселений и района в муниципальный округ в 2020 году должны пройти выборы в представительный орган муниципального округа.

Сегодня в Балезинском районе избирается 197 депутатов районного и поселенческого уровня (167 в сельских поселениях, 30 в районе). На выборы одного депутата из бюджета региона тратиться от 100 до 130 тыс.рублей. Эффект от сокращения расходов на избирательные кампании выборных должностных лиц составит около 17 млн. рублей раз в 5 лет.

При создании муниципального округа ориентировочно будет 33 депутата. Объединение позволит сократить расходы бюджетов разных уровней на проведение выборов.

Укрупнение муниципалитета не потребует внесения изменений в документы граждан и юридических лиц (регистрация по месту жительства, учредительные документы, документы на право собственности), за исключением муниципальных предприятий и учреждений, в уставы которых потребуется внести изменения в части наименований учредителя.

Практически во всех сельских поселениях собственных доходов поселения (это доходы, полученные от поступлений земельного налога, налога на имущество физических лиц, 2% от налога на доходы физических лиц) не хватает даже на заработную плату работников сельских Администраций. В связи с чем, самостоятельность в принятии решений на местах фактически отсутствует. Объединение позволит по некоторым направлениям проводить единые закупки, что в свою очередь может привести к экономии средств бюджета.

Вместе с тем, процесс оптимизации управления не должен привести к отдалению местной власти от жителей — основная часть сотрудников на местах останется. Основная задача — это не допустить ухудшения условий предоставления муниципальных услуг для жителей, особенно сельских населенных пунктов.

Объединение позволит снизить документооборот, в настоящее время из-за разных уровней власти в районе принимается 18 одинаковых решений (уставы, положения, решения о бюджете и др.), которые необходимы для функционирования района и поселений. Организационные вопросы одинаковы во всех поселениях и районе, поэтому и дублируется правовые акты.

Процесс объединения муниципального района и сельских поселений в муниципальный округ займет значительное время.

Первым в муниципальном округе начнет свою работу – Совет депутатов округа. Дата выборов - сентябрь 2020 года. До выборов Совета депутатов округа все Советы депутатов-района и сельских поселений, а также Администрации – района и сельских поселений, а также Главы муниципальных образований работают в прежнем режиме. Сроки полномочий депутатского корпуса района и поселений, при объединении, в соответствии с федеральным законом и уставами муниципальных образований могут быть прекращены досрочно на 1 год ранее.

Данные по процессу объединения в Балезинском районе

В Балезинском районе создана рабочая группа по вопросам реорганизации муниципальных образований. В настоящее время осуществляется сбор мнений, предложений по вопросам объединения. Проведена информационная работа Главами сельских поселений. В ближайшее время будут проводиться публичные слушания. Окончательное решение об объединении и создании муниципального округа принимается Государственным Советом Удмуртской Республики.

Этапы преобразования в муниципальный округ

В силу закона процесс преобразования состоит из следующих этапов:

1. Информационная работа с депутатским корпусом;

2. Инициирование процедуры преобразования путем объединения;

3. Назначение и проведение публичных слушаний по вопросу преобразования муниципальных образований;

4. Принятие всеми представительными органами решений о согласии на объединение;

5. Направление решений о согласии на объединение в Государственный Совет Удмуртской Республики;

6. Принятие Государственным Советом Удмуртской Республики закона о преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Балезинского района и создании нового муниципального образования — муниципального округа;

7. Назначение и проведение выборов в Совет депутатов муниципального округа;

8. Организационные процедуры по формированию (избранию) органов местного самоуправления (администрации и главы);

9. Проведение организационных и штатных мероприятий в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.

Приветствуются и будут рассматриваться предложения, замечания по порядку деятельности территориального органа от жителей района.

Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Крым сообщает, что в соответствии с письмом от 12 июля 2005 г. N ЧД-6-09/559@ ФНС России налоговой службой предоставлены разъяснения относительно государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц:

Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
На основании п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ).
В случае, если органы местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, они являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом (п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. При этом глава муниципального образования не обладает правами юридического лица.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 131-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям (абзац 2 п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ).
Следует отметить, что преобразование муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)). Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена возможность реорганизации органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 44 Закона N 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Следовательно, регистрация внесения изменений в устав муниципального образования регистрирующими (налоговыми) органами не осуществляется.
Учитывая, что устав муниципального образования не утверждается, а принимается представительным органом муниципального образования либо населением непосредственно на сходе граждан (п. 3 ст. 44 Закона N 131-ФЗ), требования указывать на титульном листе устава реквизиты документа, которым утвержден устав, либо иные сведения о его утверждении к уставу муниципального образования не применяются.
Внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ликвидация органов местного самоуправления, наделенных правами юридического лица, осуществляется в порядке, установленном ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), Законом N 7-ФЗ.
При внесении изменений в устав муниципального образования, согласно которым упраздняются органы местного самоуправления либо местной администрации, не являющиеся обязательными, в случае, если указанные органы были наделены правами юридического лица, ликвидация данных органов осуществляется в соответствии со ст. ст. 61 - 65 ГК РФ, ст. ст. 20 - 22 Закона N 129-ФЗ.
В случае принятия решения о преобразовании муниципального образования (ст. 13 Закона N 131-ФЗ) образование новых органов местного самоуправления и прекращение деятельности органов местного самоуправления, наделенных правами юридического лица, осуществляется в соответствии с положениями ГК РФ, Закона N 129-ФЗ.
Необходимо отметить, что в соответствии с подразделом 2 раздела 1 части 1 ГК РФ органы местного самоуправления являются публично-правовыми образованиями. Исходя из особенностей их правового положения к органам местного самоуправления не могут быть применены, в частности, положения п. 2 ст. 48 ГК РФ, определяющие обязательственные права учредителей юридического лица.

1. Представительный орган муниципального образования
Основанием для регистрации представительного органа муниципального образования является:
1) При наличии устава муниципального образования - устав муниципального образования и решение о создании представительного органа муниципального образования с правами юридического лица.
2) При отсутствии устава муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении представительного органа правами юридического лица.
Для государственной регистрации представительного органа муниципального образования при создании в регистрирующий орган представляются:
- Заявление по форме N Р11001;
- Устав муниципального образования (подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия) и Решение о создании представительного органа муниципального образования или Протокол заседания представительного органа муниципального образования.
При государственной регистрации представительного органа муниципального образования заявителем может являться председатель представительного органа муниципального образования (глава муниципального образования - в случае его избрания представительным органом муниципального образования) либо лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом представительного органа местного самоуправления.

2. Местная администрация
Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Основанием для государственной регистрации местной администрации являются устав муниципального образования и решение о создании местной администрации с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования - решение представительного органа муниципального образования об учреждении местной администрации с правами юридического лица.
Следовательно, для государственной регистрации местной администрации при создании в регистрирующий орган представляются:
- Заявление по форме N Р11001;
- Решение представительного органа муниципального образования об учреждении.
Заявителем при государственной регистрации местной администрации может быть глава муниципального образования или лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту, либо иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом органа местного самоуправления.

2.1. Органы местной администрации
В структуру органов местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (п. 8 ст. 37 Закона N 131-ФЗ).
П. 3 ст. 41 Закона N 131-ФЗ предусматривает, что основаниями для регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц является решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
В случае наделения органов местной администрации правами юридического лица в соответствии с законом и уставом регистрация указанных органов осуществляется на основании Заявления по форме N Р11001, Решения представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утвержденного представительным органом муниципального образования Положения о нем.
Представление положения о вышеуказанных юридических лицах в качестве учредительного документа при государственной регистрации допускается с момента вступления в силу Закона N 131-ФЗ.
Заявителем при государственной регистрации органов местной администрации может быть лицо, действующее без доверенности от имени органа местной администрации, или иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом органа местного самоуправления.

3. Иные органы местного самоуправления
Структуру органов местного самоуправления помимо представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации составляют также контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) и иные органы местного самоуправления. Создание указанных органов местного самоуправления не является обязательным. Вместе с тем они могут быть отражены в уставе муниципального образования и обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. В случае отсутствия устава муниципального образования - решение представительного муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица (п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ).
Для государственной регистрации контрольного органа муниципального образования и иных органов местного самоуправления в регистрирующий орган представляются:
- Заявление по форме N Р11001;
- Устав муниципального образования и Решение о создании органа местного самоуправления с правами юридического лица или Решение представительного муниципального образования об учреждении органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Заявителем при этом может быть лицо, действующее без доверенности от имени органа местного самоуправления, или иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом органа местного самоуправления.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

В Конституции РФ (ст. 12) предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, и закрепляется самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Кроме того, на конституционном уровне подтверждается, что:

- местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ);

- органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132);

- местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение установленных прав местного самоуправления (ст. 133).

К правам органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов (ст. 15.1) относится осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года, а к аналогичным правам органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района (статья 16.1) отнесено создание муниципальных образовательных организаций высшего образования.

Полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования наделены только органы местного самоуправления городских округов. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи органы местного самоуправления городских округов имеют право обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Что касается органов местного самоуправления муниципальных районов, то они в соответствии с Законом об образовании не обладают полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования. В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов могут осуществлять функции учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, только в отношении тех организаций, которые находились в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.

Заметим также, что устанавливая в ст. 8 комментируемого Закона полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по об еспечению государственных гарантий реализации прав на получение образования в муниципальных образовательных организациях, законодатель выводил из состава этих полномочий вопросы содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, имея в виду, что соответствующие полномочия в ст. 9 закрепляются за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Законодательство предусматривает осуществление ежегодного учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Обязательный учет детей в возрасте до 18 лет, проживающих (постоянно или временно) на территории муниципального образования, осуществляется в целях обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Выявление и учет детей осуществляются в рамках взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно со следующими организациями и учреждениями:

- муниципальными и государственными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- учреждениями здравоохранения (в пределах своей компетенции);

- муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания населения;

- управлением Федеральной миграционной службы по субъекту Российской Федерации.

Учет детей осуществляется путем формирования единой информационной базы данных о детях, подлежащих обучению.

Как уже отмечалось, на уровне местного самоуправления полномочия в сфере образования законодательно установлены только в отношении органов местного самоуправления муниципальных районов [11] и городских округов [12] .

В отношении сельских поселений полномочия в сфере образования не установлены, что не содействует эффективному решению острейшей проблемы с сельскими школами.

Законодателем отдельно установлены особенности распределения полномочий в сфере образования в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации ― городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

[1] СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[2] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[3] Городской ритм, № 29, 23.06.2013.

[4] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[5] Официальные Кимры, № 7 (30 апреля), 2015.

[6] Сборник муниципальных правовых актов города Белокурихи, № 6, 11.03.2015.

[7] Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района, № 3, 11.04.2014.

[8] Вестник Светлогорска (вкладыш "Официальный вестник"), № 10, 19-25 марта, 2015.

[9] Красное знамя, 21.03.2014.

[10] Новгород официальный, № 18, 14.05.2014.

Читайте также: