Имеют ли право контролеры требовать паспорт

Обновлено: 04.07.2024

Юлия Сунцова

- Отойдите, я даже нагнуться не могу, вот у меня в пакете перчатки лежат, - кричит пассажирка на навалившуюся сотрудницу.

- Я держусь за перила, - отвечает та и демонстративно в этот же момент хватается за поручень.

Девушка продолжала требовать показать ей удостоверение, контролерша в ответ стала требовать у пассажирки паспорт. Потом завязался спор, кто первый должен показать документы. Еще через несколько мгновений обе уже кричали друг на друга, обещая подать жалобы в прокуратуру – каждая со своей стороны. Наконец, контролерша попросила пассажирку выйти из вагона.

- Будете применять ко мне насилие, я напишу на вас в полицию заявление.

- А я вызываю полицию прямо сейчас, - не растерялась контролерша и взяла в руки мобильный. Но в последний момент передумала как-то дальше разбираться с давшей ей отпор пассажиркой и ушла в другой конец вагона искать новых безмасочников и бесперчаточников.

В противоположной стороне вагона взбунтовались еще одни женщина и мужчина, окружили сотрудницу и силой великого и могучего русского языка вытеснили ее наружу на ближайшей станции.

У этого видео в фэйсбуке более 3,2 тысяч лайков, 1,7 тыс перепостов и 1,5 тысячи комментариев.

Невольные свидетели сцены вспоминают европейские страны, где во время первой волны коронавируса на входах в метро и в общественный транспорт маски и перчатки раздавали гражданам бесплатно, и в целом было отдано предпочтение сострадающему и помогающему поведению со стороны государственных институтов. А не смогло государство обеспечить своих людей средствами индивидуальной защиты – то его проблемы, и требовать пусть тогда ничего не смеет.

Около 100 тысяч пассажиров оштрафовано в Москве за езду в общественном транспорте без масок и перчаток за пять месяцев действия масочно-перчаточного режима. С 12 мая оформлено более 95,9 тыс. постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила почти 480 млн рублей, сообщается в сводке ТАСС от 13 октября 2020г.

Удовольствие проехаться без маски и перчаток в московском транспорте стоит 5 тысяч рублей (такой штраф предусмотрен для нарушителей). За день проводится более 100 рейдов – как в метро, так и в наземном транспорте.

Но каковы границы полномочий у ГКУ "Организатор перевозок?

В целом, такие конфликты между гражданами, пассажирами с представителями городских служб возникают из-за некачественного органа административного управления. Может ли он эффективно контролировать соблюдение написанных норм? Ответ – перед нашими глазами.

Вдобавок ко всему, сами эти нормы плодятся и меняются каждый день, особенно в период эпидемии. Я как юрист каждый день открываю Указы мэра Москвы, потому что чуть ли не каждый день там появляются новые разъяснения – скорость их эволюции, конечно, не может не впечатлять даже людей опытных, добавляет он.

Для фиксации связанных с ограничительными мерами по COVID-19 нарушений органы власти субъектов РФ, каждый регион под себя, придумали свои статьи. В Москве ссылаются на ст.3.18.1 КоАП Москвы (Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы). А раз есть новый состав, то есть и новые полномочия, то нужны и новые контролеры.

- Плохо, конечно, что играет вот эта вся шарманка, за которой мы не поспеваем. Мы не понимаем, кто эти люди, что происходит, какие их полномочия, куда обжаловать действия этих людей. Указное законотворчество всегда плодит правовую неопределенность. Но у мэрии Москвы такое оправдание: коронавирус наступает, все средства хороши, на ваше же благо. Но, стоп! Вы - власть, вы в любой момент должны быть в полной мере подготовлены к нашествию какой угодно страшной инфекции. Должен быть конкретный план действий для каждой гипотетической чрезвычайной ситуации, для каждого режима, у вас есть на это все полномочия, сформированные ресурсы, выделенные бюджеты, и мы платим вам за это авансом (своими налогами), как раз таки с той целью, чтобы в чрезвычайный режим не создавалось никакого дискомфорта в повседневной жизни граждан, - говорит Исаков.

Пассажирам, которые едут с детьми в метро по льготному тарифу, придется возить с собой свидетельство о рождении. А контролеры получат право требовать паспорт у зайцев и прочих нарушителей, например, пытающихся проникнуть в подземку по чужой льготе.

Соответствующие нововведения прописаны в проекте поправок в закон о внеуличном транспорте. Метро как раз самый известный вид такого транспорта. Документ рассмотрела подкомиссия по совершенствованию надзорных функций власти при правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Фото: Сергей Михеев/РГ

По сути, в метро вводятся те же правила, что уже действуют в наземном транспорте. Например, у контролеров подземки появится право изымать для разбирательства карту льготника, если возникнут подозрения, что человек пользуется ей не по праву. Это весьма распространенная ситуация, когда кто-то бесплатно пытается проехать в метро или автобусе по чужой социальной карте.

"Контролеры ГУП "Мосгортранс" вправе не только требовать у пассажиров предъявления (передачи в руки) проездных документов и документов, подтверждающих преимущество по оплате проезда, но и вправе изымать у пассажира такие проездные документы при определенных условиях, - рассказывает член Ассоциации юристов России Николай Пивоваров. - Например, если представлены нелегитимные или поддельные проездные документы, чужие социальные карты, социальные карты студента или учащегося у пассажира, не предъявившего студенческий билет, действительный на текущий учебный период".

"Мосгортранс" обслуживает 800 маршрутов наземного транспорта. Каждый день ими пользуются более 5,5 миллиона пассажиров. Ежедневно на линиях работают 6,5 тысячи автобусов, трамваев и электробусов. Но метро - это отдельный мир, живущий по своим законам. Поэтому сейчас и предлагается изменить правила, написанные для метро. Причем новые нормы полностью повторяют те, что применяются на общественном транспорте. Так что пассажир, пересаживающийся с автобуса на метро, не должен испытать никаких потрясений.

"Изъятие билета или документа в таком случае оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого выдается пассажиру, - рассказывает Николай Пивоваров. - Лицо, пытавшееся проехать по нелегитимным или поддельным документам, обязано будет выплатить штраф, а лицо, чьей социальной картой воспользовались и которую, соответственно, изъяли, должно будет ее восстанавливать. При несогласии с действиями контролеров можно обжаловать их в установленном порядке".

Нарушитель получит штраф, а тот, чьей социальной картой он воспользовался и которую, соответственно, изъяли, должен будет ее восстанавливать

Николай Пивоваров особо подчеркивает, что федеральный закон действует на территории всей России, и это важный юридический момент.

"В настоящее время часть вопросов по контролю перевозок отдана на решение субъектам, - говорит юрист. - Очевидно, что данный проект федерального закона направлен на унификацию норм по контролю за оплатой пассажирами перевозок на территории всей страны".

Согласно проекту, имеющий право на бесплатный проезд, обязан будет иметь при себе и предъявлять контролеру документ, подтверждающий льготу. Если такой документ не содержит фотографию владельца, то пассажир обязан иметь при себе и предъявить документ, удостоверяющий его личность.

"Нужно помнить, что документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, в настоящее время является не только паспорт гражданина РФ, но и загранпаспорт, удостоверение личности военнослужащего, военный билет, временное удостоверение личности", говорит юрист.

В столичном метро сегодня контроль осуществляется на входе - до или после турникетов. Например, если кто-то пройдет по социальной карте, контролеры могут остановить его и проверить документ.

Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:

- Общее среднесуточное количество пассажиров в московском метро - 8,972 миллиона человек. За год столичное метро перевозит порядка 2560,7 миллиарда пассажиров. В том числе более 500 миллиона человек, имеющих льготы по оплате проезда. Средняя дальность поездки пассажира в столичном метро - 15,2 километра. Вряд ли нужны какие-то еще аргументы, подтверждающие важность метро для столицы. Цифры говорят сами себя. Одно из важных условий нормального функционирования метро - дисциплина пассажиров, в том числе платежная.

Законопроект направлен на совершенствование механизмов контроля за исполнением пассажирами своих обязанностей по оплате проезда. Предлагаются и другие меры, которые позволят совершенствовать работу и развитие внеуличного транспорта.

Предлагаемые новации в метро

1. При перевозке детей с предоставлением льгот по проезду пассажир будет обязан иметь при себе и предъявлять свидетельства о рождении детей для подтверждения возраста детей.

2. Пассажир, имеющий право на льготу по оплате проезда, обязан будет иметь при себе и предъявлять контролеру документ, подтверждающий льготу. Если такой документ не содержит фотографию владельца, то пассажир обязан иметь при себе и предъявить паспорт.

3. Проездной документ лица, имеющего льготу, без предоставления документа, подтверждающего такую льготу, изымается контролером.

4. Контролер при привлечении пассажира к административной ответственности вправе требовать документ, удостоверяющий личность, и гражданин обязан его предъявить. При этом привлечение к административной ответственности не освобождает лицо от обязанности оплатить проезд.

Читайте также: