Имею ли я право не платить в парикмахерской

Обновлено: 20.05.2024

После двух с половиной месяцев карантина салоны красоты и парикмахерские открылись почти во всех регионах России. Forbes составил инструкцию, как предпринимателям из индустрии красоты вернуться к работе после простоя и не прогореть, соблюдая строгие санитарные нормы

Forbes продолжает серию текстов-инструкций о том, как грамотно перезапустить бизнес после окончания карантина. Мы анализируем главный документ, на который стоит опираться предпринимателям, чтобы не нарушить закон, — рекомендации Роспотребнадзораи приводим советы экспертов (врачей, консультантов, эйчаров, маркетологов, юристов), как сделать работу заведения не только законной, но и прибыльной. Первая инструкция была посвящена открытию ресторанов, кафе и баров. Сегоднярекомендации для салонов красоты и парикмахерских.

Дату возобновления работы местной индустрии красоты власти в разных российских регионах устанавливали индивидуально. Первыми открыли двери заведения в Пскове, Екатеринбурге, Ульяновске и Волгограде. Салоны Подмосковья заработали на неделю раньше столичных, поэтому туда массово ринулись бьюти-туристы. По оценке экспертов, 15-20% москвичей воспользовались возможностью постричься и сделать маникюр в области, еще 40-50% обслуживались на дому (что противоречит нормам СанПин) и только 20-30% ждали открытия заведений в Москве.

В памятке Роспотребнадзора, опубликованной 1 июня, не все пункты совместимы с привычным укладом заведений: некоторые можно будет соблюдать только формально, а другие ударят по качеству обслуживания клиентов. Forbes при помощи экспертов составил инструкцию, как открыть салон красоты или парикмахерскую в соответствии с новыми требованиями и сохранить рентабельность.

Ответственность за красоту

Часть норм, предписанных салонам красоты и парикмахерским, совпадает с рекомендациями для ресторанов и кафе: подготовить и тщательно убирать помещение, запастись антисептиками, масками и дезинфицирующими средствами, организовать входной фильтр для сотрудников, проветривать салон и обеззараживать воздух в помещении и т.д. Подробнее об этом читайте по ссылке.

Что еще учесть

  • Обязать сотрудников носить средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Чего хочет Роспотребнадзор

Сотрудники салонов и парикмахерских должны носить СИЗ IV типа: пижамы, медицинские халаты, шапочки и маски, которые нужно менять каждые три часа, а также перчатки, носки, тапочки или туфли.

По словам Татьяны Минеевой, Роспотребнадзор уже прислушался к предпринимателям и убрал из списка СИЗ медицинские халаты.

Что еще учесть

Чего требует Роспотребнадзор

Что еще учесть

Роман Кумар Виас, основатель агентства Qmarketing, советует салонам использовать для онлайн-записи специализированные сервисы, например Bookform. А чтобы равномерно распределить нагрузку по всей неделе, эксперт рекомендует предлагать клиентам скидки в обмен на неудобные временные слоты.

  • Соблюдать между клиентами интервал в 20 минут

В памятке Роспотребнадзора указано, что интервал между посетителями должен составлять 20 минут, чтобы исключить контакт между ними. По словам Нины Литвиновой из АПИК, по просьбе предпринимателей 9 июня Минпромторг согласился на сокращение перерыва до 10 минут. Тина Петровская подтверждает: при соблюдении всех прочих мер этого времени для подготовки рабочего места к новому клиенту достаточно.

Что еще учесть

Чтобы приучить клиентов к пунктуальности, тех, кто приходит вовремя, можно поощрять скидками или подарками от партнеров, отмечает Роман Кумар Виас.

  • Организовать очереди за пределами салона (на улице)

Чего требует Роспотребнадзор

Исключить очереди внутри салона или парикмахерской. При скоплении людей организовать очередь на улице так, чтобы между посетителями было не менее 1,5 м. По словам Тины Петровской, это здравая мера, потому что риск заразиться в помещении выше и у не у всех салонов достаточно площади, чтобы организовать очередь внутри.

Что еще учесть

  • Соблюдать дистанцию между клиентами 1,5 м

Чего требует Роспотребнадзор

Чтобы посетители принимали процедуры на расстоянии 1,5 м друг от друга. Безопасная дистанция отмечается напольной разметкой.

Что еще учесть

  • Запретить прием пищи и напитков в салоне

Чего требует Роспотребнадзор

Запретить сотрудникам принимать пищу на рабочих местах — для этого должна быть специально оборудована комната с раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком, как в ресторанах.

Кроме того, запрещено подавать посетителям чай, кофе, снеки. Регулятор хочет не допустить скученности людей и минимизирует человеческий фактор при передаче стаканчика — если сотрудник, например, забыл продезинфицировать руки, поясняет Тина Петровская. Чтобы уменьшить риск передачи вируса, врач рекомендует убрать из салона и журналы, книги и рекламные буклеты.

Что еще учесть

Согласно новым требованиям, клиенту можно предлагать только бутилированную воду. По словам Елены Махоты, одна бутылка воды стоит около 50 рублей. Если салон собирается обслуживать 20 клиентов в день, то на воду уйдет 30 000 рублей в месяц, подсчитывает предпринимательница.

  • Ограничить контакты между мастерами и посетителями

Чего требует Роспотребнадзор

Необходимо соблюдать принципы социального дистанцирования между сотрудниками и клиентами. По словам Тины Петровской, при тесном контакте разговаривать без вреда для здоровья можно, если сотрудник и посетитель будут в масках-щитах.

  • Фото- и видеофиксация соблюдения предписаний

Чего требует Роспотребнадзор

Предприниматели не обязаны устанавливать в салонах и парикмахерских видеонаблюдение, предупреждает юрист Алексей Добрынин. По его словам, достаточно делать фото или видео по графику: через каждые два часа или после каждого посетителя. Желательно вести документ, в котором будет указываться время проведения дезинфекции и стоять подпись ответственного сотрудника.

Если предприниматель все же выберет видеонаблюдение, ему стоит помнить, что съемка в салонах красоты и парикмахерских, как и в других общественных заведениях, не запрещена. Но ее объектом должен быть не конкретный клиент, а процесс соблюдения мер. Чтобы снизить риски и предотвратить конфликты с посетителями, о съемке стоит предупредить — достаточно повесить уведомляющую табличку, дополнительных разрешений от клиентов не нужно. Записи нужно использовать только по назначению — для подтверждения соблюдения санитарных требований, добавляет Добрынин.

Что еще учесть

О чем еще стоит подумать? Советы экспертов

Как быть с незанятыми мастерами

Как бороться за клиентов, когда первая волна схлынет

Что делать с чаевыми

Постоянные клиенты, как правило, знают телефоны и номера карт мастеров, поэтому проблем с дистанционной передачей чаевых для них не возникнет. Для новых клиентов Захаров из Superjob предлагает организовать альтернативные способы передачи денег: включить в чек или сделать каждому мастеру QR-код, который нужно считать камерой смартфона и перейти по ссылке для оплаты. Или официально разрешить сотрудникам принимать деньги на карту. Виас напоминает, что на рынке уже есть готовые технические решения для приема чаевых.

Искать ли дополнительные источники дохода

Елена Махота с коллегой не согласна. Во время пандемии она запустила продажу бьюти-боксов — это премиальные наборы косметики для домашнего ухода. За период самоизоляции владелице Legend New York удалось продать 500 таких наборов, что принесло более 1 млн рублей выручки. После открытия салонов предпринимательница продолжит развивать услугу.

Читайте также: