Имел ли право имам вершить правосудие по собственному разумению

Обновлено: 02.07.2024

Испокон веков правосудием зовется в народе правый суд, вершащийся по правде, по справедливости и по совести в защиту людей от зла. Защита от зла – это основная функция правосудия, а иначе зачем оно нужно? Принципы правосудия – это формулы добра, по которым пресекается зло правосудием и которые проистекают из нравственного закона как закона добра. Правосудие проводит в жизнь нравственный закон, иначе это не правосудие.

Популярная этика, статья 8

Правосудие имеет две стороны, во-первых, как суд, а во-вторых, как исполнение судебных решений. В государстве правосудие вершится судебной системой государства и системой исполнения судебных решений и наказаний. Правосудие – это пресечение зла посредством суда и исполнения судебных решений.

Государственное правосудие базируется на праве и регламентировано правом, то есть государственным законодательством. Государственные суды судят по законам государства и назначают наказания, предусмотренные законами, принимаемыми парламентом во благо народа и для предотвращения зла, творимого посредством правонарушений либо угрожающего свершиться в результате оных.

Зло творится как несправедливость, нарушая права людей, пострадавших от зла. Правосудие вершится как справедливость путем пресечения несправедливости и восстановления попранной справедливости. Справедливость охраняется и водворяется нравственным законом и государством. Торжество справедливости – это торжество права и нравственного закона, попираемых злодеяниями, пресекаемыми правосудием.

В основу законности судов положены принципы правосудия, которые суть принципы справедливого суда и справедливого исполнения судебных решений. В принципиальной основе всей системы правосудия как правого суда лежат четыре фундаментальных принципа правосудия, а именно: принцип обвинения, принцип защиты, принцип наказания, принцип прощения.

Правосудный принцип обвинения – это принцип установления судом вины как основания для наказания, дабы наказание нес виновный, а не невинный. Принцип обвинения перенесен разумом в систему государственного правосудия из душевного суда совести, где вина возникает как ответственность за зло, пресекаемое судом совести путем вменения вины за зло как за нарушение нравственного закона. Аналогичным образом нарушение законов государства вменяется в вину государственным правосудием для пресечения зла.

Правосудный принцип защиты – это принцип защиты обвиняемого в суде от несправедливого обвинения и несправедливого наказания как от судебной ошибки. Защита – это принципиальное свойство правосудия, присущее правосудию как таковому. Обвиняемый есть подзащитный, защищаемый правосудием от судебной ошибки как от зла. Судейские ошибки исключены в суде совести и изобилуют во внешних судах, где защита востребована в противовес обвинению как гарантия справедливости.

Правосудный принцип наказания – это принцип пресечения зла справедливым наказанием. Правосудный принцип прощения – это принцип снятия вины и оправдания виновного в результате понесенного наказания. О наказании и прощении поговорим отдельно в следующий раз.

Принципы правосудия заложены в суде совести и в нравственном законе как правосудные формулы добра, по которым правосудие вершится как блокада зла. Суд совести составляет в душах людей разумную и принципиальную платформу всех судов. Суды государства подконтрольны суду совести в сознании людей и уполномочены совестью людей вершить правосудие по справедливости, то есть по совести.

Суды государства справедливы в той мере, в какой они продолжают собой в государстве суд совести и в какой право гармонирует с нравственным законом. А гармонируя с нравственным законом, право есть социальная форма нравственного закона, как и мораль.

И на бумаге, и в действии государственное законодательство, то есть право, не должно противоречить нравственному закону. Добро – это дух законов, вдыхаемый в букву законов совестью составителей и исполнителей законов как исполнителей нравственного закона, диктуемого совестью.

Кто вершит правосудие от имени государства, наплевав на Конституцию и Закон

Фото: соцсети

Летом текущего года граждане нашей страны одобрили поправки в Конституцию России, обновив ее и подтвердив ее статус - главного закона в Российской Федерации.

Это событие знаковое: государство получило поддержку от жителей страны, граждане подтвердили, что верят в Конституцию и верховенство закона.

Можно лишь приветствовать единение граждан и государства в этом вопросе.

Мы знаем, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Конституцией РФ закреплено, что органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Все перечисленное известно каждому из нас с детства. Но все ли так безоблачно в вопросе соблюдения и уважения Конституции и законов РФ отдельными ее чиновниками, чей долг – блюсти законы и Конституцию в Российской Федерации? Соблюдают ли эти требования те, кто поставлен защищать Конституцию РФ и верховенство Закона?

Вот этот вопрос и возникает, когда начинаешь знакомиться ближе с отдельными блюстителями закона.

В соответствии со статьей 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане, соответствующие выдвигаемым им требованиям, установленным как Конституцией, так и федеральным законом. Одним из таких требований в соответствии с Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" является запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

Вроде бы все логично и понятно любому: назвался груздем - полезай в кузов, захотел быть судьей - прекрати заниматься любой предпринимательской деятельностью, поскольку это противоречит Конституции и федеральному закону.

Однако есть у нас отдельные судьи, которым Конституция и законы не указ.

Так, счастливо проживает и усиленно защищает бизнес заинтересованных лиц от государства в Калининградской области "честный”, “порядочный" поборник закона - судья Арбитражного суда Калининградской области Ефименко Сергей Геннадьевич. Об этом "замечательном" и "честном" судье немало наслышан любой, кто имеет счастье проживать в этом удаленном от федерального центра регионе.

Настолько ли кристален этот человек, что вправе носить столь высокое звание судьи федерального судебного органа? Давайте разбираться с этим вопросом.

Итак, Сергей Геннадьевич Ефименко назначен на должность судьи Арбитражного суда Калининградской области Указом Президента РФ от 16.03.2006 года № 212. Следовательно, с 16.03.2006г. Сергей Ефименко обладает статусом судьи, на него с этого времени в полной мере распространены требования Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации". Но мы помним, что в соответствии со статьей 3 данного Закона судьи не вправе заниматься предпринимательством даже в форме участия в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

Любой из нас понимает: захотел пойти в судьи, будь добр - распрощайся с бизнесом. Продай, подари его, сделай что хочешь, но прекрати заниматься предпринимательством. Но эти требования писаны не для господина Ефименко С.Г. Наш герой не спешил расстаться со своим бизнесом и занимался предпринимательством еще более года.

Наверное, Сергей Ефименко, наплевав на федеральный закон и положения статьи 119 Конституции РФ, просто руководствовался статьей 34 Конституции России, решив, что имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, даже одев мантию судьи.

Вроде бы всего год с небольшим, подумаешь, какой небольшой срок, но с другой стороны - целые год с лишним он был и судьей, и предпринимателем одновременно.
И мы даже не упомянули еще, что это - прямое нарушение не просто какого-то мифического требования, а Конституции РФ и федерального закона, который установил одинаковые для всех требования к статусу судей в Российской Федерации. А это уже серьезно, гражданин Ефименко С.Г. Да и вопросы возникают к целому ряду чиновников, которые закрыли глаза на "столь незначительные нарушения", как попрание Конституции РФ и федерального закона.

Немаловажным является еще один вопрос: фактически, введен в заблуждение тот, хотя, давайте называть вещи своими именами: был подставлен тот, кто подписал указ о назначении Ефименко С.Г. судьей: указ фактически был издан при нарушении требований к кандидату на должность судьи, т.е. издан с нарушением Конституции РФ и федерального Закона. Выходит, господин Ефименко подставил не кого-либо, а гаранта конституции РФ….

И сразу возникает вопрос: какой вид ответственности в данном случае должен понести Сергей Ефименко за подобные нарушения, да и может ли вообще осуществлять правосудие от имени государства тот, которому Конституция и законы РФ - не указ, и которому безразличны подобные требования в отношении себя любимого.

Понятно, что Калининград находится далеко от Москвы, что Верховному суду и Высшей квалификационной коллегии судей не видно, что там творится на периферии, но все же: как люди будут доверять правосудию, которое "творят" такие личности?

Дальше - больше: в силу статьи 57 попранной гражданином Ефименко С.Г. Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Тоже вроде, как логично и понятно - все мы без исключения должны исправно и вовремя платить в полном объеме налоги, сборы и другие платежи: будь то транспортный налог, или коммунальные платежи. Согласны? Мы - да, а наш старый знакомый судья Сергей Ефименко - нет.

Как так? - спросите вы, и будете абсолютно правы: плевать хотел господин Ефименко С.Г. на законы и Конституцию, когда вопрос касается лично его.

Так, в соответствии с данными Федеральной налоговой службы России из открытых источников Ефименко С.Г. задолжал государству налоги на сумму более 47 000 рублей:

- задолженность по транспортному налогу этого замечательного человека составляет 44 982 рубля,

- пени по транспортному налогу составили 2 539, 24 рубля.

Представляете, сколько времени господин Ефименко С.Г. не оплачивал транспортный налог, что скопил подобную задолженность?

Что же, идем дальше. Также за господином Ефименко С.Г. числится, пусть небольшая, порядка 1 000 рублей, но задолженность по недвижимому имуществу.

Но, как так, ведь господин Ефименко С.Г. сам регулярно взыскивает в доходы бюджетов налоги и сборы с других должников, значит, он должен быть примером для остальных, скажете вы, и будете правы. Но это вы, наш уважаемый читатель, так считаете, но не Сергей Ефименко. Он считает, что всем, кому он должен, - всем он прощает. Как, собственно, он простил коммунальным службам Калининграда свои долги по оплате коммунальных услуг - долг господина Ефименко С.Г. за газ, тепло, электроэнергию составил 10 690,41 рублей, что также подтверждается открытыми данными Федеральной службы судебных приставов России в рамках возбужденного в отношении господина Ефименко С.Г. исполнительного производства.

Вы еще верите, что все должны и, главное, платят налоги, сборы и прочие обязательные платежи в установленном порядке? Вот и мы на примере Сергея Ефименко не верим.

И еще один интересный момент, связанный с этим “честным” и “законопослушным” гражданином.

За господином Ефименко С.Г. числится залог транспортного средства в одном из банков федерального уровня. Вроде бы это - его частное право. Каждый из нас вправе распорядиться своим имуществом по своему усмотрению, в том числе и осуществить залог транспортного средства в банке под личные нужды. Вправе и Сергей Ефименко.
Вот только давайте разберемся в объекте залога - это автотранспортное средство BMW 730LD XDRIVE, 2019 года выпуска. Теперь понимаете, что нас смущает в этом вопросе? Все верно, нас с вами смущает стоимость данного транспортного средства: откуда у этого господина, бюджетника, не занимающегося вроде бы предпринимательством, автомобиль представительского премиум-класса стоимостью порядка 9-10 миллионов рублей при размере его зарплаты как бюджетника и наличии задолженности даже по коммунальным услугам?

Не знаете? Вот и мы не знаем и весьма удивлены. В связи с чем возникают вопросы и к господину Сергею Ефименко, и к вышестоящим должностным лицам, да и непосредственно к руководству Высшей квалифколлегии судей: вправе ли подобный человек носить столь высокое звание судьи и вершить судьбы людей от имени государства, прикрывшись попранными им самим Конституцией и Законами Российской Федерации?

Очень хотелось бы получить четкий и внятный ответ, а не очередное молчание.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

свод-400

Семь заповедей для Потомков Ноаха, представляют собой правила, содержащие множество составляющих, каждого из которых необходимо придерживаться. Если сравнить основные семь заповедей со стволом дерева, ветви, отходящие из этого ствола, и будут являться составляющими этих семи заповедей. Каждое ответвление будет представлять собой отдельное предписание.

Семь заповедей Потомков Ноаха.

В настоящей статье приведено множество составляющих, произрастающих, подобно ветвям, из могучего ствола семи заповедей. Коснусь каждого предписания вкратце (а к некоторым приведу минимальное разъяснение). Не могу утверждать, что в данной статье содержатся все, без исключения, составляющие семи заповедей Потомков Ноаха — вероятнее всего, существуют дополнительные пункты, не вошедшие в приведенный здесь список.

Потомкам Ноаха запрещается совершать идолослужение, суть которого состоит в службе и принятию на себя абсолютного бремени поклонения какой бы то ни было силе или реальности, отличной от Всевышнего, благословенно Имя Его. При этом не важно, будет ли такая служба осуществляться подобно службе, принятой идолопоклонниками или каким-либо иным способом. Кроме того, никакого значения не имеет, полагается ли за такие действия смертная казнь по решению суда, или не полагается. Всякое подобное служение запрещено для Потомков Ноаха.

Ниже – пункты и категории данной заповеди. Все эти пункты и категории обязательны для исполнения Потомками Ноаха.

1. Обязанность Потомков Ноаха верить и признавать Присутствие Всевышнего, благословенно Имя Его.

2. Обязанность Потомков Ноаха принимать на себя бремя Царства Небес, исполнять все предписания Всевышнего, благословенно Имя Его.

3. Обязанность Потомков Ноаха принимать на себя все семь заповедей со всеми уточнениями и составляющими, со всеми трактовками, переданными Устной Торой, предписанными на горе Синай Всевышним Моше Рабейну.

4. Обязанность Потомков Ноаха испытывать трепет пред Всевышним, благословенно Имя Его, иными словами, пробуждать в сердце своем и в мыслях своих трепет перед Творцом.

5. Обязанность Потомков Ноаха любить Всевышнего, благословенно Имя Его, иными словами, пробуждать в сердце своем и в мыслях своих любовь к Нему.

6. Запрет Потомкам Ноаха давать ложные пророчества от имени Всевышнего, благословенно Имя Его.

7. Запрет Потомкам Ноаха заниматься пророчеством от имени идолов; в том числе – запрет Потомкам Ноаха подстрекать окружающих к идолослужению или нарушению любой из семи заповедей.

8. Запрет Потомкам Ноаха слушать лжепророка, как пророчествующего от имени Всевышнего, так и от имени идола.

9. Обязанность Потомков Ноаха слушать слово Всевышнего из уст пророка Истины, пророчествующего от имени Творца, для того, чтобы передать им какое-либо предписание Б-га.

11. Запрет Потомкам Ноаха изменять или приуменьшать значимость какой-либо из семи заповедей, данных Моше на горе Синай.

12. Обязанность Потомков Ноаха полагаться на Всевышнего, надеяться на Творца, благословенно Имя Его, молиться только Ему, просить только у Него обо всех своих нуждах.

13. Обязанность Потомков Ноаха признавать, что все блага, пропитание и средства к существованию исходят исключительно от Всевышнего, а также благодарить Творца за это.

14. Обязанность Потомков Ноаха критически относиться к своим поступкам, раскаиваться в деяниях, свершенных по ошибке, меняться к лучшему. Раскаяние включает в себя исповедь (сказать Всевышнему наедине о совершенных проступках) и просьбу к Нему простить грехи.

16. Запрет Потомкам Ноаха обращаться к каким-либо божествам или идолам, иными словами, интересоваться или размышлять о связанных с этими божествами или идолами вопросах, а также читать книги о способах служения им, и тому подобное. Кроме того, существует запрет переступать порог их молельных домов.

17. Запрет Потомкам Ноаха принимать участие в празднествах, связанных с идолопоклонством, есть кушанья с таких празднеств либо от приношений идолам.

18. Запрет Потомкам Ноаха выказывать какое-либо уважение идолам или их культам, даже несмотря на то, что сами они служением не занимаются. Иными словами, всякое действие, направленное на выказывание уважения (несмотря даже на то, что не свершается само служение идолу, о запрете которого говорилось выше), запрещено, как и запрещено говорить о важности и уважении такого культа каким бы то ни было способом.

20. Запрет Потомкам Ноаха возводить статуи для поклонения либо статуи человека или ангела, даже служащие не для поклонения, а исключительно для декоративных целей.

21. Запрет Потомкам Ноаха сажать культовое дерево (ашера) — особое дерево, использующеесяся в культовых целях, или стоящее особым образом для свершения идолослужения, или для принесения подношений идолам.

22. Запрет Потомкам Ноаха возводить обелиски, представляющие собой строение или столб или какой-либо выдающийся знак, цель которого призвать людей для поклонения идолам.

24. Обязанность Потомков Ноаха устранять всякие культы и их принадлежности. Обязанность эта возлагается как на отдельного человека, так и на государства Потомков Ноаха, жители которых обязаны искоренить идолопоклонство со всей своей территории.

25. Запрет Потомкам Ноаха следовать путями идолопоклонников и заниматься их законами, а также обрядами и обычаями, как то – волшебством, колдовством, знахарством, гаданием, вызыванием духов умерших, взыванием к оракулам и прочим. Кроме того, запрет Потомкам Ноаха наносить на тело татуировки и делать насечки на теле, подобно идолопоклонникам.

Ниже – ответвления и производные данной заповеди.

1. Запрет Потомкам Ноаха пренебрегать почитанием Творца, поскольку каждое пренебрежение содержит в себе проклятие. В том числе – упоминание Имени Всевышнего всуе (ведь это также считается пренебрежение почитания Творца, благословенно Его Имя).

3. Обязанность Потомков Ноаха исполнять сошедшие с уст клятвы или обеты.

Ниже – ответвления и производные данной заповеди.

2. Запрет Потомкам Ноаха скрещивать представителей разных пород скота и птиц.

3. Запрет Потомкам Ноаха скрещивать различные виды растений.

Ниже – ответвления и производные данной заповеди. Все эти ответвления и производные обязательны для исполнения Потомками Ноаха.

1. Запрет Потомкам Ноаха совершать самоубийство.

3. Обязанность Потомков Ноаха спасать душу человека от смерти или от опасности.

4. Обязанность Потомка Ноаха, совершившего непреднамеренное убийство, покинуть место своего постоянного проживания, дабы искупить свою вину, свой грех. Суд в Земле Израиля в таких случаях обязан принять решение о выселении непреднамеренного убийцы в город-убежище.

5. Запрет Потомкам Ноаха наносить телесные повреждения другому человеку, а также самому себе без особой на то нужды, лишь для того, чтобы причинить вред самому себе; также запрещено кастрировать самого себя или другого человека. Сюда же относится обязанность Потомков Ноаха следить за своим скотом – буйволом или быком, — чтобы те не причинили вред другим людям.

6. Запрет Потомкам Ноаха оскорблять другого человека, например, называя его уничижительным прозвищем, обижая его, позоря его, злословя в его адрес и распуская о нем сплетни.

Ниже – ответвления и производные данной заповеди.

1. Запрет мужеложства для Потомков Ноаха.

2. Запрет скотоложства для Потомков Ноаха – и мужчин, и женщин.

Потомкам Ноаха запрещено воровать чужое имущество – как частное, так и общественное. Воровство означает несанкционированное присвоение чужого имущества.

Ниже – производные данной заповеди.

1. Запрет Потомкам Ноаха похищать человека, то есть лишать его свободы путем насильственного захвата и удержания в неволе против его желания.

2. По мнению Рамбана, запрет воровства включает в себя также запрет изнасилования женщины — захват и использование ее тела против ее воли.

3. Запрет воровства для Потомков Ноаха также распространяется на присвоение чужого имущества, попавшего в их распоряжение с согласия владельца (например, имущества, отданного на хранение) либо найденного и опознанного имущества знакомого человека, и отказ такое имущество возвращать.

4. Потомкам Ноаха запрещается удерживать оплату наемного рабочего, то есть работодатель обязан выплатить заработную плату нанятому им работнику.

6. Запрет введения в заблуждение для Потомков Ноаха заключается в том, что продавец или покупатель, заключая сделку, не имеет право, воспользовавшись неосведомленностью партнера по сделке, купить (или продать) вещь по цене, не соответствующей ее реальной стоимости, тем самым получив выгоду за счет другого человека.

7. Потомкам Ноаха запрещается обманывать покупателей при помощи поддельных мер веса, объема или других мерок.

9. Потомкам Ноаха запрещается причинять вред чужому имуществу.

11. Потомки Ноаха обязаны просить прощения у обворованного ими человека либо пострадавшего от него каким бы то ни было образом.

Ниже перечислены производные данной заповеди.

2. Обязанность Потомков Ноаха (как отдельных личностей, так и сообществ, например, судебных и прочих влиятельных инстанций) стараться наставлять людей на путь принятия на себя и соблюдения семи заповедей сынов Ноаха; вести себя следует добропорядочно и честно.

3. Потомкам Ноаха запрещено сбивать других с верного пути, чинить препятствия в жизни, а также приводить других к нарушению одной из семи заповедей или любого другого повеления Всевышнего.

4. Потомки Ноаха обязаны заниматься благотворительностью и выделять пожертвования в пользу неимущих и нуждающихся.

5. Потомки Ноаха обязаны учиться и приучать себя приобретать положительные качества и правильные суждения. В том числе – совершать поступки, основанные на продиктованных разумом общечеловеческих ценностях — так например, Потомки Ноаха обязаны почитать отца и мать.

6. Обязанность Потомков Ноаха назначать достойных судей, которые будут вершить справедливый суд, и избегать назначения на должность судьи (или стража порядка) недостойных людей.

7. Судьи, назначенные Потомками Ноаха, обязаны вершить суд по делам, связанным с семью заповедями, в соответствии с указаниями Всевышнего, данными в Торе. Что касается остальных дел – в них судьи принимают решения по собственному разумению.

8. Потомки Ноаха обязаны вершить справедливый суд над человеком, совершившим преступление со злым умыслом, выбирать соответствующее наказание для человека, совершившего преступление непреднамеренно, в определенных случаях назначая ему наказание, а в иных случаях – освобождая от такового; также следует освободить от ответственности совершившего преступление по случайному стечению обстоятельств или под принуждением.

10. Запрет для Потомков Ноаха брать взятки.

13. Судьям Потомков Ноаха предписано ни при каких обстоятельствах не отстраняться от ведения суда – ни из страха, ни из боязни, ни из сожаления.

15. По мнению Рамбама, в случае если кому-либо из Потомков Ноаха что-либо известно по поводу дела, связанного с семью заповедями, он обязан прийти в суд и дать показания, и не имеет права уклониться от дачи свидетельских показаний.

17. Суд Потомков Ноаха обязан расследовать свидетельские показания на предмет их правдивости.

18. Судьям Потомков Ноаха запрещается руководствоваться показаниями непригодного (недееспособного) свидетеля при разборе дел в отношении семи заповедей.

19. Потомкам Ноаха запрещается нанимать лжесвидетеля для свидетельства в суде.

21. Потомки Ноаха и судьи Потомков Ноаха обязаны выносить смертный приговор в отношении преступника, заслуживающего такое наказание, и не имеют права заменять смертный приговор выкупом; а также назначать каждому провинившемуся наказание, в соответствии с законом.

22. Суды Потомков Ноаха обязаны вершить суд и выносить решения, согласно потребностям народа, в отношении всех вопросов, выходящих за рамки семи заповедей, переданных на горе Синай, например, в имущественных вопросах. Судопроизводство в таком случае ведется на основе собственного разумения судей.

24. Судам Потомков Ноаха запрещается выносить смертный приговор лжепророкам, пророчествующим от Имени Всевышнего; решение этого вопроса следует передать высшему еврейскому суду — Санѓедрину.

Но как бы стороны этих конфликтов ни обменивались пикировками, сходятся они в одном: американским судьям доверяют все, хотя и критикуют их решения с юридических позиций. Презюмируется, что судьи выносят решения, руководствуясь буквой, духом закона и собственным экспертным суждением. А как обстоит дело с правосудием в России?

По данным статистики Судебного департамента Верховного суда РФ, с уголовным судопроизводством ежегодно сталкиваются около одного миллиона россиян, при этом оправдательный приговор выносится лишь по 0,2 % дел, а иски государственных органов против граждан суды удовлетворяют фактически в автоматическом режиме: властям отказывают лишь в 5 % случаев.

Но всегда ли писатели и журналисты так пессимистично относились к судопроизводству? Я решил выбрать самые яркие книги на тему судебных процессов и изучить, какими в них показывают судей.


Последний роман Толстого чаще всего вспоминают благодаря знаменитой сцене богослужения, в которой писатель изображает таинство евхаристии, то есть освящения хлеба и вина, в виде действий, которые брезгливый священник совершает механически и в которых нет ничего святого. Во многом из-за этой сцены Толстой навлек на себя гнев официальной церкви - за иронически-язвительное отношение к священникам и острую критику церковно-государственных институтов его предали анафеме.

Уже в конце XIX века Толстой предупреждал об опасности конвейерного правосудия, но его никто не послушал. Хотя роман звучит актуально не только благодаря критике государственных институтов: Катя Маслова оказывается жертвой систематического насилия со стороны облеченных властью мужчин, которых она встречает, и этот опыт глубоко ее травмирует. Привилегии как источник травмы: проблема, далеко не исчерпанная и в 2020 году.


Глуховский попросту воспроизводит действующий паттерн поведения правоохранительной системы, поощряющей фабрикацию дел ради статистики и карьерных амбиций силовиков. В этом механизме суд становится лишь проводником незаконных решений.

То есть судебная Фемида, повязка на глазах которой по идее должна символизировать беспристрастность, на поверку оказывается слепа к корневым изъянам системы. Так что ключевое решение – спасать себя или наследие Хазина, поступить по совести или в своих интересах – Илье приходится принимать, основываясь на собственных представлениях о справедливости.


Столкновение с Роком выдает в одном героя, в другом – удалого героя-бунтаря, в третьем – смиренного богомольца. Неудивительно, в общем, что в едва не убитом чиновнике перспектива умереть вызывает беспокойство за собственные привилегии:

На фоне внезапно вернувшегося интереса общества к проблеме смертной казни актуальным кажется вопрос Андреева: имеет ли право общество причинять смерть преступнику и способны ли мы на прощение?


К книге прилагаются практические советы для тех, кто столкнулся с системой российского правосудия. Федяров доступно объясняет, что делать, если вас задерживают; как обжаловать действия дознавателя и следователя; почему не стоит заключать досудебное соглашение. Это полезная инструкция, которая в контексте книги выглядит иллюстрацией того, как неплохие, в общем-то, законы превращаются в орудие подавления прав и свобод.

Мир набоковского правосудия не менее страшен, чем у Кафки, но в отличие от Йозефа К. Цинциннат постепенно находит выход: ему нужно сбросить оковы гротескного мира и найти душевные силы выйти за его пределы, чтобы казнь превратилась не более чем в театральное действо, которое не имеет никакого значения. Подлинная свобода лежит за пределами навязывающих абсурдные правила игры институций.

Концовка романа открытая: мы не знаем, видит ли Цинциннат предсмертные галлюцинации или обнаружил другое измерение, где обрел окончательный покой, но посыл Набокова ясен: чтобы не делать себя рабом нечестных законов, достаточно обнаружить их бессмысленность и необоснованность – и действовать сообразно справедливости.

Фуко — один из крупнейших философов XX века, культуролог и постструктуралист, посвятивший свои труды изучению положения власти и субъекта в обществе, статусу тела и безумию как социальному конструкту. Во многом интересы Фуко связаны с тем, что он был вынужден скрывать свою гомосексуальность.

В общем, Фуко весьма едок по отношению к современным правоохранительным системам, но российского читателя ждет особый сюрприз — достаточно нескольких цитат из истории средневекового правосудия, чтобы удивиться сходствам.

Как тут не вспомнить дела против протестующих и против комментаторов в соцсетях?

Но Фуко с его подробным анализом государства как политического тела и как здания-паноптикума (особого сооружения, из центра которого можно равным образом обозревать все помещения) оказывается актуален не только как критик карательного судопроизводства, но и как человек, предсказавший появление всеведующих государств и цифровых корпораций, которым известен каждый наш запрос в поисковике.

Технический прогресс, вредные привычки, саморазрушение, навязчивые идеи и вечная гонка за впечатлениями – человек придумал множество средств сократить себе жизнь, и единственный приговор, который решается вынести автор: не стоит класть свое здоровье на алтарь предрассудков.

Да, напрямую темы правосудия Решетун не касается, но, как и Набоков, он приходит к главному выводу: каждый сам выбирает меру своей свободы, которая зависит в том числе от наших повседневных выборов, и лишь от воли человека зависит, какими будут эти выборы.

И именно от нашего выбора зависит, стоит ли бороться за свою свободу – или покориться слепой Фемиде.

Читайте также: