Имеет ли юридическую силу копия свидетельства о смерти заверенная нотариусом

Обновлено: 14.05.2024

В случае потери такого правоустанавливающего документа, как договор дарения квартиры, его восстановление возможно несколькими способами. Право собственности на недвижимость регистрируется Росреестром, поэтому отделение федеральной службы может выдать дубликат договора. Однако данное утверждение верно лишь в том случае, если квартира была подарена после 1998 года. Если же дарение произошло ранее этого времени, то за восстановлением дарственной и получением ее дубликата можно обратиться в БТИ. В том случае, если договор был заверен нотариусом, то получить дубликат можно в нотариальной конторе.

Последствия утери документа

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы , обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

При потере дарственной на квартиру право собственности на нее не теряется — жилое помещение по-прежнему остается в собственности ее владельца. Наличие права собственности на недвижимость удостоверяют правоподтверждающие документы — выписка из ЕГРН или свидетельством о праве собственности (выдавалось до 2016 года). Поэтому утеря договора дарения не приводит к ограничению права собственности владельца недвижимости.

Также утеря правоустанавливающих документов не влечет наложение штрафа, как в случае потери или порчи гражданского паспорта. Несмотря на то, что законодательство рекомендует собственнику иметь правоустанавливающие документы на квартиру, их отсутствие не приводит к наложению на него штрафных санкций.

Однако не нужно думать, что утеря не повлечет никаких негативных последствий. Правоустанавливающие документы, к которым относится и дарственная на квартиру, может понадобится в следующих случаях:

  • при отчуждении недвижимости;
  • для регистрации в квартире граждан;
  • оформлении субсидий или льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и т. д.

Также нужно учитывать, что если правоустанавливающий документ попадет в чужие руки, злоумышленник может воспользоваться им в своих целях, например, попытаться ее продать. Поэтому в том случае, если договор дарения квартиры был утерян либо случайно или намеренно испорчен, владельцу жилья необходимо в кратчайшие сроки заняться его восстановлением. Если же договор был украден, то не будет лишним и обратиться с заявлением в полицию.

Где хранятся копии дарственной

Дарение — двусторонняя сделка, согласно которой одна сторона (даритель) передает в собственность другой стороне (одаряемому) имущество. В случае, когда даром выступает недвижимое имущество, обязательна письменная форма соглашения. Его экземпляры должны храниться у обеих сторон договора — и дарителя, и одаряемого.

Поэтому в случае утери дарственной собственник может обратиться к дарителю. Если тот сохранил свой образец договора, то потерявший свой оригинал собственник может снять с него копию и заверить ее у нотариуса. Однако нужно учитывать, что полной юридической силы такая копия иметь не будет. Например, заверенной копией нельзя обойтись в случае продажи подаренной квартиры.

Если же договор заверялся нотариусом, то один из его экземпляров должен храниться в нотариальном деле. При этом не имеет значения, было ли нотариальное удостоверение совершено в связи с требованием закона или добровольно. Также не имеет значения и дата удостоверения договора — нотариальные дела хранятся в архивах без ограничения срока хранения.

Основания и порядок выдачи дубликата дарственной

Как восстановить договор дарения квартиры через Росреестр

Для восстановления договора дарения недвижимости можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра. Однако проще подать заявление в МФЦ, готовый дубликат также выдается специалистом многофункционального центра. При обращении необходимо предоставить:

  • паспорт гражданина РФ;
  • копию договора дарения (при наличии);
  • квитанцию об оплате услуги.

Размер платы за выдачу дубликата правоустанавливающих документов определен Приложением 1 Приказа Минэкономразвития РФ № 291. Точная сумма, которую придется заплатить, зависит от категории заявителя и вида дубликата (бумажного или электронного документа).

Категория получателяБумажный дубликатЭлектронный дубликат
Физическое лицо340 руб.170 руб.
Юридическое лицо1080 руб.450 руб.

Копия дарственной выдается в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения заявления органом регистрации заявления. Если за восстановлением обращались в МФЦ, то к этому сроку необходимо добавить 1-2 рабочих дня, необходимых для доставки заявления из многофункционального центра в орган регистрации и отправки готового дубликата обратно в МФЦ. По истечению указанного срока можно вновь обратиться в многофункциональный центр и получить копию договора дарения.

При обращении через сайт Росреестра дубликат также может быть предоставлен в виде бумажного или электронного документа. Услуга платная, размер платы также установлен Приложением 1 Приказа Минэкономразвития РФ № 291.

Как восстановить дарственную, заверенную нотариусом

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Сейчас дарение не требует обязательного нотариального заверения, за исключением ситуации, когда одной из сторон договора являлось несовершеннолетнее лицо. В остальных случаях обращение к нотариусу производится сторонами добровольно для большей надежности. Однако такая ситуация была далеко не всегда. Например, до 1996 года все сделки по отчуждению недвижимости, включая и дарение квартиры, проводились нотариусом.

Как уже говорилось, если договор заверялся нотариусом, он должен сохранить один экземпляр соглашения в нотариальном деле. Для того чтобы получить дубликат дарственной, нужно обратиться в нотариальную контору с паспортом гражданина РФ и заявлением. Если обращается доверенное лицо, он должен предоставить доверенность. Если обращаются наследники умершего собственника, они должны дополнительно предоставить свидетельство о смерти наследодателя.

Нотариус выдает полный дубликат имеющегося в нотариальном деле договора и оставляет в нем запись, что тот имеет полную юридическую силу, равную оригиналу. Услуга по выдаче дубликата платная, полная стоимость включает в себя две составляющие:

  • госпошлину в размере 100 руб. (пп. 25. п. 1 ст. 333.24 НК РФ);
  • плату за услуги правового и технического характера, которая устанавливается региональной НП.

Например, в Москве в 2021 году установлен тариф в размере 3800 руб. за выдачу дубликатов документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок.

Восстановление дарственной в архиве БТИ

Если дарение произошло до 1998 года, то за восстановлением дарственной можно обратиться в районное БТИ. В архиве бюро должно храниться инвентаризационное дело на домовладение, в том числе и экземпляр правоустанавливающего документа, в данном случае — договора дарения.

При обращении в районное БТИ необходимо предоставить паспорт гражданина РФ. Стоимость получения сведений их архива зависит от сроков, в течение которого изготавливается дубликат договора (чем быстрее — тем дороже). Размер платы в среднем составляет от 1 до 3 тыс. руб. Минимальный срок предоставления сведений — 3 календарных дня, стандартный — 30 суток.

Популярные вопросы и ответы на них

Отказ в выдаче копии правоустанавливающего документа возможен, если обратилось ненадлежащее лицо, к числу которых относятся сам собственник, его законный представитель, доверенное лицо либо наследник. Отказ в выдаче дубликата возможен, если экземпляр по каким-либо причинам отсутствует в реестровом деле. Также нужно учитывать, что реестровое дело вместе с хранящимися в нем документами уничтожается в связи с истечением срока хранения — 10 лет с момента прекращения права собственности на объект недвижимости или с момента переноса в архив. В случае уничтожения дела в выдаче дубликата также будет отказано.

Для предотвращения неприятной ситуации сразу же после обнаружения потери или кражи документа рекомендуется наложить запрет на совершение любых регистрационных действий с объектом недвижимости в отсутствии собственника или его законного представителя. Сделать это можно через МФЦ или в личном кабинете на сайте Росреестра. После наложения запрета любые операции с квартирой, касающиеся прав на нее, могут быть произведены лишь в личном присутствии собственника.

Архивы вышедших в отставку нотариусов передаются на ответственное хранение другим нотариусам. В подобной ситуации нужно обратиться в местную нотариальную контору и узнать, кому переданы архивы вышедшего в отставку нотариуса. После этого можно действовать по стандартной процедуре получения дубликата документов.

Утерян заверенный нотариусом договор, контакты нотариуса неизвестны. Куда обращаться за выдачей дубликата дарственной?

Если данные нотариуса неизвестны, ситуация сложнее — единого реестра нотариальных дел на данный момент не существует. Обычно договор заверяется в нотариальной конторе по месту расположения недвижимости или по месту жительства обоих участников договора. Поэтому можно обратиться в районную нотариальную контору с запросом. Также можно обратиться к дарителю или его наследника — если второй экземпляр дарственной сохранился, то можно узнать фамилию нотариуса из него. Если же вспомнить фамилию нотариуса не удалось, а запросы не принесли результатов, восстановить договор, вероятнее всего, не удастся.

Какие сложности могут возникнуть

Обычно восстановить договор дарения квартиры достаточно просто. Получить дубликат документа можно в Росреестре, а если сделка была заверена нотариально — то у нотариуса. Сложности возникают в тех случаях, когда дарение произошло еще в прошлом веке. В таком случае дарственная может храниться в БТИ или в архивах нотариальных дел. Зачастую собственникам приходиться обращаться в несколько инстанций и подавать многочисленные запросы. Помочь в розыске экземпляра дарственной и в организации получения ее дубликата поможет консультация, которую можно получить на нашем сайте.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для того чтобы узнать, как решить именно Вашу проблему и получить консультацию юриста, пишите в онлайн-чат справа, в форму для вопросов ниже или звоните по телефону:

Консультация в чате и по телефону – это самые быстрые способы получения ответа. Через форму ниже – примерное время ожидания ответа 1-2 дня.

Документы, оформленные на иностранном языке, нуждаются не только в переводе, но в некоторых случаях и в нотариальном заверении такого перевода. Рассказываем, какие документы требуют нотариального перевода и как его сделать.

Нужно ли переводить документы, поступающие в компанию на иностранных языках

В подавляющем большинстве случаев российские организации и ИП оформляют и используют в своей практике документы, составленные на русском языке. Но в некоторых ситуациях, например, когда компания сотрудничает с иностранными контрагентами и поставщиками, возникает необходимость обрабатывать и переводить документы, оформленные на иностранном языке.

Следовательно, если документ, составленный на иностранном языке, так или иначе участвует в документообороте организации/ИП, то он должен быть переведен на русский язык. Документы, используемые компаниями в сфере налоговых правоотношений, в частности, для подтверждения ими понесенных расходов, исключением не являются.

Поскольку в России все официальное делопроизводство ведется исключительно на русском языке, то первичные учетные документы, оформленные в соответствии с обычаями делового оборота на иностранном языке, должны быть в обязательном порядке переведены на русский язык (письмо Минфина от 20.01.2021 № 03-03-06/1/2476).

При этом в ряде случаев компании должны иметь не просто перевод иностранных текстовых документов, а перевод, осуществленный/засвидетельствованный нотариусом.

Обязателен ли нотариальный перевод документов

Ответ на этот вопрос зависит от того, для чего именно предназначается тот или иной документ и кто выступает в качестве принимающей иностранные документы стороны. Для внутреннего пользования, если это устраивает саму компанию, документы, составленные на иностранном языке, могут вообще не переводиться на русский язык.

shutterstock_294503807.jpg

Если же документ предназначается для передачи контрагентам, государственным учреждениям или любым третьим лицам, то он обязательно должен быть переведен, так как делопроизводство в нашей стране осуществляется на русском языке.

И если иное не установлено законом, перевод может быть осуществлен любым специализированным бюро переводов или штатным дипломированным специалистом, имеющим документ об образовании по профессии переводчика. Квалификация переводчика при этом существенного значения не имеет. Верность перевода удостоверяется в таких случаях подписью самого переводчика.

Это общее правило. Однако в некоторых ситуациях обычным, незаверенным переводом обойтись нельзя. Тогда от организаций, предпринимателей и рядовых физлиц требуется уже нотариальный перевод иностранных текстовых документов.

Случаи, когда перевод должен быть заверен в нотариальном порядке, оговорены в отдельных законах. Если в законе нет требования о нотариальном переводе того или иного документа, такой документ нотариально заверяться не должен, и принимающая его сторона не вправе требовать от заявителя обратного.

В соответствии с действующим законодательством нотариального перевода требуют следующие документы:

Нужен ли нотариальный перевод документов, используемых в налоговой сфере

Что касается сферы налоговых правоотношений, то НК РФ также устанавливает ряд случаев, когда налогоплательщикам требуется именно нотариальный перевод документов.

Так, нотариального заверения требуют документы, представляемые физлицами – налоговыми резидентами для зачета в России суммы налога, уплаченного в иностранном государстве с полученных там доходов (п. 3 ст. 232 НК РФ). Иными словами, документы, представляемые во избежание двойного налогообложения.

При этом НК РФ прямо не требует от налогоплательщиков и налоговых агентов нотариального свидетельствования первичных и прочих документов, используемых в целях бухгалтерского и налогового учета.

Вместе с тем все расходы в целях расчета налогооблагаемой базы должны быть не только обоснованы, но и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под таковыми понимаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве.

shutterstock_1433053541.jpg

Свою официальную позицию по этому вопросу ФНС России выразила в письме от 14.09.2018 № БС-4-11/17934@. Речь в письме шла непосредственно о необходимости нотариального заверения документов, подтверждающих соблюдение условий для освобождения от НДФЛ доходов, получаемых при ликвидации контролируемых иностранных компаний. При этом ФНС пришла к выводу, что нотариальному заверению подлежат не только эти, но и любые другие первичные документы, оформленные на иностранном языке.

Для того, чтобы подтверждать расходы, к таким документам во всех случаях должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык. Иначе в учете осуществленных расходов компании могут попросту отказать.

Поэтому если организация нотариально не удостоверит перевод подтверждающих документов, в том числе и первичных, она должна быть готова к тому, что у ИФНС могут возникнуть претензии к порядку учета доходов и расходов, и свою правоту налогоплательщику придется отстаивать в суде.

Как нотариально заверить перевод документа

Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой только в том случае, если он владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет иностранными языками, перевод в этом случае делает переводчик, а нотариус только свидетельствует подлинность подписи данного переводчика под переведенным документом (ст. 81 Основ законодательства РФ о нотариате).

И в том, и в другом случае переведенный с иностранного языка документ имеет равную юридическую силу и считается заверенным нотариусом. При этом получить нотариальный перевод документа можно как непосредственно в нотариальной конторе, так и удаленно. Заявление об удаленном свидетельствовании верности перевода нотариусом направляется по форме, утв. приказом Минюста от 30.09.2020 № 223.

Заявление с приложением к нему документов, которым требуется перевод, направляется в Федеральную нотариальную палату (ФНП) через единую информационную систему нотариата. Сделать это можно в том числе с использованием единого портала Госуслуг. Заявление и прилагаемые к нему электронные документы принимаются для совершения нотариального перевода при условии, если они подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Затем ФНП направляет поступившее заявление и прилагаемые к нему электронные документы на иностранном языке нотариусу, заявившему в автоматическом режиме о готовности совершить перевод этих документов/свидетельствование верности перевода.

За свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой взимается пошлина. Величина пошлины составляет 100 рублей за одну страницу перевода документа (пп. 19 п. 1 ст. 333.24 НК РФ).

Сам перевод и его нотариальное свидетельствование совершаются сразу же после оплаты заявителем данной пошлины. Срок перевода и его нотариального заверения – не позднее 5 рабочих дней со дня получения от заявителя информации, подтверждающей оплату нотариального перевода (ст. 44.3 Основ законодательства РФ о нотариате).

1.1. Нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них в соответствии с положениями ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы).

Нотариальное действие представляет собой свидетельствование верности копии документа с представленным нотариусу его оригиналом.

Для свидетельствования верности копии нотариусу может быть представлен документ любого содержания, назначения, независимо от его юридической и практической значимости, за исключением случаев, установленных законом.

Положения, установленные настоящими методическими рекомендациями для свидетельствования верности копий документов, применяются для свидетельствования верности выписок из документов, а также копий с копии документов, если иное не установлено законом и настоящими методическими рекомендациями и не противоречит существу нотариального действия.

См. пункт 11 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

См. статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 N 1185-ст., введен в действие с 01.03.2014.

ГОСТом Р 7.0.8.-2013, в частности, определены понятия:

- "документ" - зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

- "официальный документ" - документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке;

- "подлинный документ" - документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения;

- "подлинник документа" - первый или единственный экземпляр документа .

С учетом содержания этих понятий нотариальному свидетельствованию подлежит верность копий документов на бумажном носителе, содержащих текстовую и/или изобразительную информацию, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.

Нотариальное свидетельствование верности копий электронных документов, видео-, кино- и фонодокументов законодательством не предусмотрено .

В соответствии со статьями 103.8 и 103.9 Основ нотариус удостоверяет равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу. В соответствии со статьями 102 и 103 Основ нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения споров в судебных и административных органах.

1.3. Основные требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия, предусмотрены статьей 45 Основ.

Документы, представленные для свидетельствования верности копии, не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. К таким способам, например, могут относиться использование последовательной нумерации листов с указанием их общего числа и идентифицирующих реквизитов документа, подписание каждого листа автором с нумерацией листов, проставление печатей или штампов на пересечении листов документа, простановка сплошной рельефной (давленой) печати сквозь все листы документа и др.

Нотариус не вправе свидетельствовать верность копий документов, имеющих исправления, в том числе оговоренные, в которых они недопустимы .

Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (п. 56, за искл., п. 65);

Постановление Правительства РФ от 17.04.1999 N 432 "Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния" (п. 49); Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ст. 147 п. 27);

Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" (п. 9);

Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 14-52-235ин/13 "Об аттестатах о среднем (полном) общем образовании" (п. 2);

Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1186 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов" (п. 11);

Приказ Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов" (п. 15);

Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" (п. 3).

Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей свидетельствования верности копии, нотариус вправе совершить данное нотариальное действие.

Существенными недостатками признаются, в том числе:

- подчистки, дописки, зачеркнутые слова, иные неоговоренные исправления, влияющие на содержание и искажающие смысл документа;

- нечитаемые фрагменты текста, реквизитов или печати, скрепляющей подпись должностного лица, или иные особенности, которые могут привести к неверному толкованию содержания документа в целом или к сомнению в его подлинности;

- повреждения документа, влекущие сомнения в его целостности;

- иные недостатки, не позволяющие сделать однозначного вывода об отсутствии признаков подделки документа.

1.4. Нотариус, свидетельствуя верность копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ.

Обязанности нотариуса по проверке документа, представленного для свидетельствования верности его копии, ограничиваются проверкой наличия в нем информации и реквизитов, позволяющих идентифицировать его автора.

В случае невозможности идентифицировать автора документа нотариус отказывает в свидетельствовании верности копии документа.

1.5. Верность копии документа, исходящего от физического лица, подлежит нотариальному свидетельствованию на общих основаниях - в документе должны содержаться реквизиты, позволяющие его идентифицировать. Например, из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 19, 20) следует, что к идентифицирующим признакам гражданина отнесены его фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства.

1.6. В случаях, когда документ наряду с информацией на бумажном носителе содержит электронный носитель информации (например, биометрический паспорт), нотариус может свидетельствовать верность копии текстовой и изобразительной информации, содержащейся на бумажном носителе.

1.7. Свидетельствование верности копий документов, удостоверяющих личность гражданина (в том числе служебные удостоверения), документов, содержащих медицинскую или иную охраняемую законом тайну либо персональные данные, производится на общих основаниях, в том числе по просьбе третьих лиц, представивших эти документы нотариусу. При этом предполагается (если нотариусу не известно иное), что лицо, представившее документ нотариусу, владеет документом добросовестно.

1.8. Засвидетельствованная нотариусом копия документа должна отвечать требованиям, предъявляемым статьей 45.1 Основ к нотариально оформляемому на бумажном носителе документу. Она может быть изготовлена с помощью технических средств или написана от руки и быть легко читаема, должна соответствовать оригиналу: содержать весь текст и реквизиты документа без сокращений и искажений. Удостоверительная надпись на копии должна соответствовать формам, утверждаемым Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Если свидетельствуется верность копии оригинала или выписки из оригинала документа, состоящих из нескольких листов, часть которых представляет собой копию иного документа, об этом делается отметка в удостоверительной надписи. Например, "Листы N ___ N ___ представленного документа являются копиями".

1.9. Свидетельствование верности копии документа, содержащего государственную тайну, имеющего указание (гриф) на недопустимость его копирования, а также гриф "Секретно" и "Совершенно секретно" не допускается .

См. статью 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

2. Лицо, обращающееся за совершением нотариального действия

2.1. За свидетельствованием верности копии документа может обратиться лицо, достигшее 14-летнего возраста, в том числе не являющееся владельцем документа.

По общим правилам совершения нотариальных действий устанавливается личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

3. Свидетельствование верности копии с копии документа. Свидетельствование верности выписки из документа

3.1. Верность копии с копии документа свидетельствуется нотариусом при условии, что верность копии документа засвидетельствована нотариально или в ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.

По смыслу статьи 77 Основ нотариально засвидетельствованная копия документа тождественна понятию "документ". Поэтому не может быть ограничено количество последовательных свидетельствований верности копии с нотариально засвидетельствованной копии или копии, выданной в ином установленном законодательством Российской Федерацией порядке.

Нотариальное свидетельствование верности копий с копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, в пределах своей компетенции, производится на общих основаниях. В частности, нотариальному свидетельствованию подлежит верность копий с копий документов, исходящих от судов, органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом нотариусу следует иметь в виду установленный законодательством Российской Федерации порядок оформления копий документов, выданных указанными органами. Например, порядок оформления копий судебных актов предусмотрен приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 N 36 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде", порядок оформления копий документов органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", приказом Росреестра от 07.09.2010 N П/491 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Нотариальное свидетельствование верности копий с копий документов, выданных иными юридическими лицами (корпоративными и иными), допускается, если копия документа оформлена в установленном законом порядке. Законодательными актами о корпоративных юридических лицах предусмотрено право и обязанность этих юридических лиц свидетельствовать верность копий документов, образующихся в процессе их деятельности. Например, соответствующими полномочиями обладают общества с ограниченной ответственностью , акционерные общества .

См, пункт 3 статьи 12, пункт 3 статьи 36, пункт 6 статьи 37, пункт 4 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью.

В соответствии с действующими в настоящее время нормами Указа Президиума Верховного совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X государственные и общественные предприятия, учреждения и организации свидетельствуют по заявлениям граждан верность копий документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.

См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР".

В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут свидетельствовать верность копий имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда документы были исполнены на бланках, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты бланков.

Предприятия, учреждения и организации свидетельствуют также верность копий имеющихся у них документов по запросам других предприятий, учреждений и организаций, если копии таких документов необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.

Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.

3.2. Верность выписки может быть засвидетельствована только тогда, когда в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов. Выписка должна содержать необходимые реквизиты данного документа и воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу.

3.3. Нотариус вправе свидетельствовать верность выписки из трудовой книжки, когда имеется необходимость у гражданина представить только одну или несколько записей о стаже его работы на конкретной занимаемой должности.

3.4. Нотариус вправе свидетельствовать верность выписки из паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку в паспорте гражданина содержатся не связанные между собой сведения: информация о регистрации брака (о расторжении брака), о наличии несовершеннолетних детей, регистрации по месту жительства. Для свидетельствования верности выписки нотариусу следует включить в ее текст полное содержание второй и третьей страницы паспорта с указанием названия документа, фамилии, имени и отчества его владельца, даты и места его рождения, даты и места выдачи паспорта, его реквизитов.

4. Свидетельствование верности копий документов, составленных за границей

4.1. Свидетельствование верности копий документов, составленных за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации (консульской или осуществленной путем проставления апостиля). Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

4.2. Учитывая, что в соответствии со статьей 10 Основ нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов, для свидетельствования копии документа, составленного за границей, он должен быть переведен на русский язык или язык республики в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов.

Для свидетельствования верности копии документа, составленного за границей и имеющего перевод на соответствующий язык нотариального делопроизводства, нотариусу может быть представлен перевод такого документа как помещенный на одной странице с иностранным текстом и их вертикальным разделением, так и на отдельном листе, сшитом с документом. Следует учитывать, что переведенным должен быть весь текст документа, составленного за границей, в том числе имена и должности лиц, подписавших документ, оттиск печати при их наличии. Если перевод совершается переводчиком, его подпись помещается под переводом и должна быть засвидетельствована в установленном порядке. Удостоверительная надпись о свидетельствовании верности копии или одновременном свидетельствовании верности копии и подлинности подписи переводчика (верности перевода нотариусом, знающим соответствующий язык иностранного государства) излагается под текстами документа и перевода с него.

В жизни могут случиться разные непредвиденные ситуации. Если вашему другу, знакомому или родному человеку понадобится финансовая помощь, вы можете составить расписку, которая потом станет вашим надежным гарантом в возвращении денежных средств. Но важно не упустить тот факт, что подобный документ поможет взыскать с должника деньги, а также выступить неопровержимым доказательством в ходе более серьёзного разбирательства, если соблюдать несколько простых правил.

Эта статья расскажет о принципах составления таких бумаг, а также о том, имеет ли расписка юридическую силу в суде, как правильно оформить ее, чтобы быть на 100% уверенным в своей защищенности.


  • 1. Что такое расписка: разбираемся с понятием
  • 2. Является ли расписка юридическим документом: вносим ясность в серьёзный вопрос
  • 3. Составление расписки, имеющей юридическую силу
  • 4. Нужно ли заверять расписку у нотариуса
  • 5. Рукописная расписка: имеет ли юридическую силу
  • 6. Какие расписки нужно нотариально заверить
  • 7. Нужно ли оформлять расписку в присутствии нотариуса
  • 8. Действительна ли расписка, не заверенная нотариусом

Что такое расписка: разбираемся с понятием

Рассматриваемый документ представляет собой свидетельство, в котором говорится о взаимодействии нескольких лиц. Их деятельность может сводиться к работе в различных сферах. Выделяют несколько разновидностей расписок.

  1. Составленное соглашение, подтверждающее уплату алиментов родителю, с которым остался несовершеннолетний ребенок после бракоразводного процесса.
  2. Самый распространенный вид расписки – долговая. Она свидетельствует о том, что займодавец передал определенную сумму и имеет право на ее возвращение в оговоренный заранее срок.
  3. В случаях, когда заемщик получает в свое распоряжение важные документы на некоторое время, имеет место на возвращение ценных бумаг.
  4. Иногда также составляют акт о том, что у лица, которому нанесен физический или моральный ущерб, не имеется претензий к обвиняемому.

Когда бумага написана, она остается у займодавца до того момента, пока не будут возвращены средства.


Является ли расписка юридическим документом: вносим ясность в серьёзный вопрос

Согласно ГПК РФ письменным доказательством могут выступать различные документы, акты, договоры, материалы, которые имеют непосредственное отношение к делу. Представлено оно может быть не только в рукописной форме, но также и в цифровой.

Является ли расписка доказательством в суде? Она представляет собой обязательство вернуть отданное, потому при разбирательстве обязаны рассмотреть это в качестве улики.

Документы в суд необходимо приносить подлинные, либо заверенные нотариально копии. Подлинник также может потребоваться, если предоставленные должником и кредитором копии отличаются по своему содержанию.

На всякий случай, заверить нотариально документ будет всегда к месту, особенно если сумма, о которой идет речь, достаточно большая. Отвечая на вопрос, является ли расписка, не заверенная нотариусом, документом, можно с уверенностью сказать утвердительно.


Составление расписки, имеющей юридическую силу

Чтобы быть уверенным в том, что долг вам отдадут, необходимо составить бумаги правильно. Поэтому важно руководствоваться основными правилами, при которых юридическая сила документа в получении денег будет работать. Нужно иметь в виду следующее:

  • Составлять (если пишется от руки) текст должен тот, кто получает заемные средства или же ценные бумаги. Проследите, чтобы почерк был понятным. Тогда на суде вы легко сможете доказать причастность заемщика к этому документу, когда вы проведете экспертизу.
  • Обязательно нужно указать настоящие ФИО лиц, составляющих этот документ. В противном случае, если будут имена указаны не полностью или же вместо них будут написаны прозвища, клички – в данном варианте расписка не является юридическим документом
  • Какая расписка будет действительна без паспортных данных заемщика? Правильно, никакая. Он обязан указать их, чтобы избежать путаницы с именами – может объявиться полный тезка. Человеку, предоставляющему денежные средства взаймы, писать серию и номер паспорта не обязательно. Важно, чтобы это точно сделал будущий должник.
  • На всякий случай, чтобы облегчить поиски заемщика, необходимо указать адрес фактического проживания и регистрацию по паспорту. Можно обеих сторон.
  • Все условия возвращения займа должны быть оговорены заранее и прописаны в этом документе. Иначе они не будут иметь силы в суде. Также одним их обязательных пунктов стоит указать дату возвращения долга.
  • Во избежание двусмысленного прочтения пунктов выражайтесь четко и ясно. Если дело дойдет до суда, это будет весомым преимуществом.
  • После подписания документа сверьтесь с паспортом – в суде должник в качестве доказательства своей невиновности может сослаться на якобы поддельную подпись.

Заверяет ли нотариус расписку в получении денег? Не обязательно. Это по желанию.

Гарантом возвращения денег кредитору, даже если придется обратиться в органы правопорядка, может стать только правильно составленная расписка.

Нужно ли заверять расписку у нотариуса

По участию нотариальных органов в сделке выделяются:

  • заверенная запись;
  • оформленная без участия нотариуса.

Узнав об этом, адвокат должника может сослаться на данный факт. Тогда для подтверждения подлинности этого документа вам придется проводить экспертизу по почерку, которая уверит суд в вашей правоте. Запомните: нотариально заверенный договор является вашим спокойствием.

Нужно ли заверять расписку? На это вопрос можно ответить полностью утвердительно, когда речь идет о большой сумме денег. Так вы точно обезопасите себя от лишних расходов.

Рукописная расписка: имеет ли юридическую силу

Бывают разные обстоятельства в жизни, а потому бумага не всегда может быть отпечатана на принтере, чаще всего она составляется по старинке – синей шариковой на альбомном листе бумаги. Является ли подобный договор юридическим документом?

Наш закон не обязан составлять подобного рода сделки в цифровом виде и печатать их, а следовательно можно абсолютно спокойно обсудить условия и записать их от руки.

Ну а когда дело дойдет до суда (в случае, если должник откажется возвращать займ или бесследно исчезнет в день возвращения финансовых средств), то данная бумага может вас выручить. Экспертиза не сможет установить подлинность почерка, если документ был распечатан.

Многие нотариусы советуют именно писать от руки подобного рода документы, чтобы впоследствии не возникало трудностей. Помните, что почерк может явиться важной уликой в судебном разбирательстве.

Лучше всего составлять бумаги именно синей шариковой ручкой. Договор, содержащий условия, написанные другими принадлежностями, может стать недействительным ввиду изнашивания материала или потемнения чернил.

Какие расписки нужно нотариально заверить

Вероятно, Вы задумаетесь о том, можно ли заверить расписку у нотариуса. Конечно, не только можно, а иногда и нужно. Это довольно быстро составляемая бумага ввиду своей простоты своих составных частей. Времени на ее создание уходит не так много, да и на нотариуса, как мы выяснили, можно не откладывать деньги.

Рассмотрев вопрос о юридической силе рукописной расписки, мы пришли к выводу, что такой случай судья может принять во внимание. Теперь обратимся к вариантам, когда подобный договор будет целесообразным и правомерным. Обратите внимание, что многие документы требуют нотариального заверения. Поэтому, имея дело с бумагой, в которой должник обязуется в обозначенный срок вернуть используемые деньги или ценные бумаги, нужно точно знать, в каком случае лучше перестраховаться и все-таки воспользоваться услугами нотариуса.


  • Если вы даете в долг – обязательно фиксируйте это на бумаге. Нотариально заверить стоит в том случае, когда сумма (если это деньги) составляет больше 10 МРОТ. Имейте в виду, что это повысит вероятность возвращения займа: договор обретет в глазах сторон официальный характер благодаря участию нотариальных органов.
  • Одним из случаев будет являться расписка о том, что кредитор вручил свои деньги. При составлении такого документа важно придерживаться правил и принципов, на которые мы ссылались выше.
  • Если при составлении договора оговариваются какие-то необходимые, серьезные для обеих сторон условия, то важность нотариального заверения увеличивается в разы.
  • Рассчитывать на защиту своих прав стоит и в том случае, когда документация составляется при съеме квартиры, дома или жилого помещения – так можно обезопасить себя от имеющих далеко не благие цели людей, сдающих данное жилье. Можете писать бумагу о передаче залога и нотариально ее заверять, лишним не будет.

Нужно ли оформлять расписку в присутствии нотариуса

Положения и статьи закона говорят о том, что острой необходимости при ответе на данный вопрос может и не возникнуть. Однако если бумаги были составлены в присутствии деятеля законодательной системы, то документ имеет свои несомненные плюсы.

  • Именно нотариус может точно вам сказать о правомерности совершаемого вами действия и имеет ли силу расписка.
  • Работник нотариальной конторы в суде может выступить свидетелем, указать на акт передачи должнику денежных средств, так как он является непосредственно присутствовавшим лицом при оформлении бумаг.
  • Имейте в виду, что отказаться выплачивать займ должник не может – это официальный документ, наложивший на него такую обязанность.

Нотариально заверять расписку не обязательно, однако данная процедура имеет свои выгоды.

Необходимо понимать, что потратиться на услуги нотариуса, стоит, если вы хотите себя обезопасить и если вы не очень уверены в должнике. Да, это дополнительные траты, однако волноваться вы будете намного меньше.

Возможна и такая ситуация, когда оригинал составленного договора может оказаться утерянным. Потому на всякий случай у нотариуса стоит заверить и несколько копий. В противном случае вам или придется восстанавливать оригинал, или доказывать, что не заверенные копии имеют силу.

Действительна ли расписка, не заверенная нотариусом

Один из важных вопросов в оформлении расписки – действительна ли она без нотариуса? Является ли такой документ официальным? Можно ли предоставить это доказательство в суде? Ответ будет однозначно положительным, если документ был составлен грамотно и если это оригинал заключенной между сторонами сделки.

Необходимо только проследить правильность вписанных в документы данных, а также соответствие подписи паспорта с поставленной на бумаге.

Единственным отличием подобного договора от нотариально заверенного будет лишь то, что суд может потребовать дополнительных подтверждений с вашей стороны. Т. е. расписка, не заверенная нотариусом, имеет юридическую силу.

Читайте также: