Имеет ли школа право на обучение школьников в очно заочной форме

Обновлено: 01.07.2024

Принятый в нашей стране закон гласит, что любой человек имеет право на образование. И 1 сентября каждого года дети идут в школу, садятся вместе с одноклассниками за парты и получают от учителей знания по разным предметам. Но в том же законе прописано, что такая форма преподавания не единственная и существуют другие, альтернативные.

Для начала, определимся с существующими видами обучения в школе.

Формы обучения в России:

  • Очная форма обучения - стандартная форма обучения школьников в образовательной организации;
  • Заочная форма обучения - ученик по прежнему прикреплён к образовательной организации, однако обучение проводят родители на дому самостоятельно (либо с помощью репетиторов и онлайн-ресурсов). Учреждение предоставляет учебники, методическую литературу и учебные пособия.
  • Очно-заочная форма обучения - школьник прикреплён к учреждению и часть предметов проходит очно, а часть - заочно на дому. При этом, итоговые аттестации в 9 и 10 классе ученик обязан проходить также в учебном заведении.
  • Семейная форма обучения - подразумевает самостоятельное обучение на дому и сдачу аттестации в учреждении.

В статье мы детальнее поговорим про заочную форму обучения.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Что такое заочное обучение

Заочная форма обучения - это один из способов получения образования без посещения школы. Формально ученик будет прикреплён к образовательному учреждению, которое обязано предоставить задания и учебные материалы, составленные в соответствии со школьной программой. Ученику необходимо сдавать задания, контрольные работы и итоговые аттестации в соответствии с графиком школы.

Откуда пошло заочное обучение

Согласно этому закону, надомник может заниматься как по общей, так и по специальной программе. Общая программа ни в чем не отличается от той, по какой учатся его одногодки. Обучающийся на дому проходит те же темы и пишет те же контрольные и проверочные работы, что и другие ребята класса. Специальная или вспомогательная программа разрабатывается для детей, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем. В ней всё индивидуально: и количество часов, и набор предметов. При прохождении обеих программ выпускнику в случае надомного обучения выдаётся точно такой же аттестат государственного образца, что и другим детям, посещавшим учебное заведение в обычном порядке.

Такая система образования при неоспоримых плюсах имеет и свои недостатки, главный из которых – невозможность проработать все темы по всем предметам на занятиях с приходящим учителем. Нормативы СанПиН допускают сокращение академического часа до 20-30 минут, если этого требуют индивидуальные особенности учащегося, но при этом общее время занятий не должно быть меньше 21-го часа в неделю.

Ни одна школа не в состоянии обеспечить данный минимум посещений. Чтобы при такой нагрузке ученику не приходилось большую часть материала осваивать самостоятельно, законодательно определяется возможность сетевой реализации обучающих программ.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка определяется нормативами СанПиН 2.4.2.2821–10. В данном случае действует общая для заочников и очников схема, согласно которой ежедневная нагрузка должна составлять:

  • для обучающихся в 1-х классах – не более 4 уроков;
  • для обучающихся во 2–4-х классах – не более 5 уроков;
  • для обучающихся в 6-х классах – не более 6 уроков;
  • для обучающихся в 7–11-х классах – не более 7 уроков.

Возможно ли заочное обучение в школе

  • обучать сына или дочь самостоятельно;
  • нанимать репетиторов (можно из той же школы);
  • воспользоваться предложением онлайн-школы.

Переходя на заочное образование, учащийся получает статус экстерна. Если ребенок быстро схватывает материал, легко его усваивает и запоминает, он может в любое время пройти промежуточную аттестацию и перейти в следующий класс раньше своих сверстников.

Кому подходит заочное обучение

Несмотря на плюсы и удобство, без веских причин переход к такой форме получения образования не происходит. К нему прибегают в следующих случаях:

Перейти на дистанционное образование можно в любом классе и на любой ступени. Точно так же можно в любой момент вернуться к обычной форме.

Как перейти на заочное обучение в школе

Получение знаний дома – это не только вынужденная мера. Перейти на заочное (или семейное) образование можно и по личному желанию родителей и самого ученика. Главное – сделать при этом всё правильно, чтобы со стороны департамента образования и органов опеки и попечительства не возникло вопросов.

  • Переход на семейную форму обучения осуществляется по письменному заявлению родителей. Можно написать заявление на имя директора школы, в которой учится сын или дочь. Но, как правило, директора, не привыкшие решать такие вопросы (в силу того что такая форма не слишком популярна), отсылают заявителей в вышестоящие организации. Поэтому вопрос решится быстрее, если написать заявление непосредственно в Департамент образования. В заявлении надо обязательно указать причину, по которой родители желают перевести ученика на заочное обучение.
  • После получения разрешения на переход к дистанционному преподаванию родители заключают письменный договор с учебным заведением, к которому прикрепляется ребёнок. В договоре подробно расписываются права и обязанности участников образовательного процесса, график промежуточной и итоговой аттестации, дополнительные пункты (например, посещение учеником практических занятий). Основание для заключения договора – приказ по школе, в котором указывается, по какой программе будет обучаться заочник. В приказе отмечается и причина перехода на заочную систему.
  • На последнем этапе согласования решают вопрос о том, как именно будет всё проходить. Надо помнить, что преподаватели не обязаны давать заочнику индивидуальные уроки на дому. Можно договориться с ними о таких занятиях в частном порядке или найти для детей других педагогов. Они могут и сами выступить в роли учителей.

График аттестации может составляться по-разному:

  • Заочника могут обязать приходить в школу в те дни, когда пишут контрольные работы и проходят тестирование ученики класса, к которому он прикреплён. В этом случае он аттестуется одновременно с классом.
  • Более удобный вариант – индивидуальный режим прохождения аттестации. Представители заочника сами выбирают сроки для проверочных, итоговых работ и тестов.

Обязанности родителей и школы при заочной форме обучения

Договор, заключённый между представителями заочника и учебным заведением, регламентирует права и обязанности сторон. Наиболее важные из них:

  • Учреждение должно предоставлять такому ученику необходимые учебники и иную литературу, которая имеется в школьной библиотеке. Также семьям, решившим обучать детей самостоятельно, выдаётся методическая литература и учебные схемы и пособия.
  • Родители имеют право получать консультации от педагогов по вопросам, связанным с преподаванием и подготовкой к аттестации.
  • В некоторых случаях родителям выдают журнал, в который они должны записывать прохождение программы по всем предметам. По окончании учебного года этот журнал передают администрации. Такая практика более характерна для Москвы и Московской области.
  • Оценки заочника в ведомостях и перевод его в последующий класс осуществляются на основании промежуточной и итоговой аттестации.
  • Учебное заведение может расторгнуть договор о заочном обучении в одностороннем порядке, если ученик не показывает удовлетворительных знаний при прохождении аттестации.

Перед заключением договора портал предлагает воспользоваться бесплатным тестовым периодом. В течение недели вам будут доступны сервисы школы, вы сможете увидеть систему изнутри, прежде чем примете окончательное решение о переходе на заочку.

Дистанционная школа предоставляет все виды образовательных услуг:

  • составление индивидуального графика прохождения программ;
  • онлайн-консультации с методистами;
  • видеоуроки по скайпу, индивидуальные занятия с опытными педагогами;
  • углублённое изучение отдельных предметов;
  • подготовка к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, промежуточной аттестации.

Чтобы начать заниматься, вам не нужно приходить в офис – документы оформляются без личного присутствия. Список необходимых для зачисления документов и полная инструкция, как это сделать, есть на сайте проекта. После зачисления на ученика заводится личное дело, в котором ведётся учёт всех его успехов и достижений вплоть до выпуска. Если ранее ребёнок обучался в другой школе, потребуется предоставить его личное дело оттуда.

Промежуточные экзамены, тесты, контрольные работы сдаются дистанционно. Единственный случай, когда потребуется личное присутствие ученика в учебной аудитории в Москве, – это сдача государственных экзаменов: итогового сочинения, которое необходимо написать по окончании 11-го класса, а также ЕГЭ и ОГЭ.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Для кого из обучающихся должно быть организовано обучение в очно-заочной форме?

Нередко именно родители являются инициаторами перехода на очно-заочную форму обучения в связи с различными семейными обстоятельствами, состоянием здоровья, особенностями физического или психического здоровья ребенка, профессиональным занятием спортом, различными видами искусств и т. д. Предусмотрено сочетание различных форм получения образования. Федеральные государственные образовательные стандартны всех уровней общего образования предусматривают возможность обучения по очно-заочной форме.

Ребенок может не систематически посещать школу, но должен в рамках любой формы образования сдавать все необходимые экзамены и получить аттестат. Альтернативой очно-заочному обучению служат семейное обучение, самообразование или обучение по индивидуальному плану.

Для того, чтобы перевестись на очно-заочное обучение, необходимо письменное заявление родителей. В соответствии с Федеральным законом выбор формы получения образования до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка осуществляют родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Такой выбор родители (законные представители) вправе сделать в любой момент, в том числе, при возникновении неликвидированной академической задолженности. Таким образом, обучающийся по заявлению родителей (законных представителей) обучающего и при наличии педагогической необходимости может быть переведен на очно-заочную форму обучения. Необходимо помнить о том, что перевод обучающегося на очно-заочную форму обучения не может быть применен как карательная мера в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Очно-заочное обучение предполагает, что большую часть работы ученик будет делать дома самостоятельно. У ребенка должны быть хорошо развиты навыки самоконтроля и саморегуляции. Родители должны взвесить все возможности ребенка и сделать правильный выбор при переходе с очного обучения.

Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который должен быть согласован администрацией с родителями, учителями и детьми.

Нормативные сроки освоения программы в рамках очно-заочной формы обучения следующие:

  • начальное образование — 4 года;
  • основное общее образование — 5 лет;
  • среднее общее образование — 2 года.

Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки могут быть продлены или сокращены.

Прием на обучение по очно-заочной (заочной) форме осуществляется в соответствии с порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в форме очно-заочного обучения, включаются в контингент обучающихся ОО. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по очно-заочной (заочной) форме с календарным учебным графиком, учебным планом, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и сроках проведения промежуточной аттестации под роспись.

Документация по обучающимся в очно-заочной (заочной) форме обучения выделяется в отдельное делопроизводство и содержит:

  • учебный план очно-заочного (заочного) обучения;
  • журналы успеваемости;
  • календарный учебный график очно-заочного (заочного) обучения;
  • расписание учебных занятий.

Очно-заочная (заочная) форма обучения предполагает формирование отдельного учебного плана, отличного от учебного плана очной формы обучения.

Образовательная организация может указать процессуальные особенности обучения в рамках очно-заочной формы в соответствующем локальном акте. Сроки начала и окончания каникул определяются ОО самостоятельно. Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, начала учебного года по очно-заочной или заочной формам обучения также может переноситься варьироваться. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образовательной программы.

Перевод учащегося в следующий класс производится по решению педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации. Родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения учащимся общеобразовательных программ.

В календарном учебном графике на завершающем этапе освоения образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования дополнительно указывается период государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования соответственно.

Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки при очно-заочной (заочной) форме обучения определяется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 для очного обучения и в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
  • для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;
  • для обучающихся 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Очно заочная форма обучения в школе с каждым днем становится все более популярным методом получения образования. Некоторые ученики с помощью данного способа обучения осваивают материал гораздо эффективнее, а их родители считают, что на детей возлагается меньшая нагрузка. В этой статье я расскажу, что подразумевает очно заочная форма, а также каким образом детям, выбравшим ее, выставляются оценки.

Кроме того, отдельно будет затронута тема и других видов образования – очной и заочной форм. После прочтения данной статьи родители смогут взвесить все положительные и отрицательные моменты и сделать правильный выбор по поводу того, какой вид обучения для их ребенка будет самым лучшим и эффективным.

Очно заочное обучение в школе

Как правило, большая часть детей привыкла к очной форме обучения, поскольку данный вид является стандартным. Однако ещё существует заочный метод получения образования, а также смешанный способ (очно заочный). Многие родители ошибочно считают, что последние две категории не утверждены законодательством и являются неофициальными. Однако это не так.

очно заочная форма обучения в школе

В законодательном акте под номером 273, посвященном образовательной системе на территории Российской Федерации, говорится о том, что ребенок может обучаться не только очно. Для начала предлагаю поговорить о смешанном виде – очно заочной форме. Ежедневно посещать школу в данном случае не нужно. Для каждого ученика составляется персональная программа. Выбираются базовые предметы, на которые будет делаться максимальный уклон.

Далее составляется еженедельное расписание. Как правило, оно действует на протяжении одного семестра. Ученик должен посещать исключительно данные утвержденные предметы. Можно составить расписание таким образом, что ребенок будет приходить через день на два три урока. Либо же есть вариант поставить по пять уроков в день, но при этом лично посещать школу понадобиться всего лишь два дня в неделю.

Следует отметить, что количество предметов в очно заочном расписании зависит от класса. В старших классах нагрузка является максимальной, а в младших соответственно минимальной.

Смешанный тип получения образования обычно выбирают для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Также очно заочную форму некоторые родители считают максимально эффективной, поскольку они сами могут выбирать предметы и соответственно дополнительно не нагружать сына/дочь ненужными уроками. Обращаю внимание на то, что в момент утверждения расписания пожелания самого ребенка также учитываются.

Однако за счет того, что школу посещать практически не понадобится, ребенку будет необходимо хорошенько попыхтеть над домашними заданиями. Они будут гораздо объемнее и серьезнее, чем при выборе очной формы обучения. Большую часть образовательной программы потребуется изучать самостоятельно. Все вопросы и непонятные моменты можно будет уточнить на уроках в момент посещения школы.

обучение в школе

В связи с этим очно заочная форма не является такой страшной и сложной, как кажется на первый взгляд. Основные преимущества – это гибкое расписание и самостоятельный выбор предметов. Данная форма является максимально удобной в старших классах. После того, как ребенок уже определился с тем, в какое высшее учебное заведение он будет поступать, в расписании можно сделать уклон либо на гуманитарные, либо же на технические предметы.

Что касается аттестации, то действует стандартная система. На протяжении четверти детям задают домашние задания, а при плановом посещении школы их проверяют и выставляют оценки. После этого отметки за две четверти суммируются, и на их основании подсчитывается средняя оценка по определенному предмету за семестр. Далее выдается табель. На протяжении следующего семестра действует та же самая система. В конце второго семестра также предоставляется табель. После этого на основании двух данных документов выставляются годовые отметки.

Что подразумевает заочное обучение

Заочная форма обучения в школе подразумевает то, что ходить в образовательное учреждение не нужно. Дети полностью обучаются в домашних условиях. Что касается проставления оценок, то данная процедура производится также заочно на основании контрольных и самостоятельных работ. Однако касательно осуществления итоговой аттестации существует два варианта. Знания ребенка оцениваются по текущим оценкам.

Годовые оценки также высчитываются, исходя из семестровых отметок, которые в свою очередь проставляются по четвертным оценкам. Помимо того, существует и второй способ – это сдача экстерном. По каждому предмету проводится экзамен, который дети могут сдать экстерном. То, по какой системе будет происходить оценивание, ребенок имеет право решать совместно с родителями.

Что касается положительных моментов очной формы, то данный метод удобен для детей с физиологическими ограничениями. Также существенно экономится время, которое было бы потрачено на дорогу в школу. Кроме того, ребенок может просыпаться и ложиться в максимально удобное для него время суток.

Однако есть и недостатки. Дети, обучающиеся на заочной форме, лишены коллективного общения. В некоторых ситуациях данный фактор в будущем вызывает психологические проблемы. Также в классе за счет вопросов других учеников иногда материал запоминается быстрее и становится гораздо более понятным. Помимо того, о заочной форме обучения стоит знать ещё несколько моментов:

  1. Как сдаются экзамены? То, как будет сдавать экзамены ученик, обучающийся заочно, также можно выбрать. Первый вариант – это очный способ. В данной ситуации все стандартно. Просто необходимо прийти в школу и пройти итоговую ситуацию. Также есть и второй дистанционный метод. Экзамены сдаются, не выходя из дома. На официальном сайте школы ученик заходит в соответствующий раздел в заранее утвержденное время и сдает экзамен по определенному предмету;
  2. Как проходит подготовка к экзаменам? Как правило, дети на заочной форме обучения готовятся к экзаменам самостоятельно. Однако консультации никто не отменял. Для заочников нет никаких ограничений касательно посещения консультаций. В связи с этим ребенок может приходить на общие консультации по определенным предметам, назначенные для его класса, и прояснять все непонятные моменты;
  3. Можно ли принимать участие в школьной жизни? Школа – это не только посещение уроков, но и различные мероприятия. Например, кружки либо олимпиады. Принимать участие в школьной жизни могут абсолютно все ученики. Форма обучения никакой роли не играет. Что касается книг из библиотеки, то действует точно такое же правило. Заочник может брать всю необходимую для его обучения литературу. Главное вовремя сдать книги в конце семестра в библиотеку.

Обращаю внимание на то, что ещё существует семейная форма образования. Вся семья решает, какие предметы будет осваивать ребенок, а также определяет для него цели и задачи на ближайшее будущее.

Стандартная форма обучения

Очная образовательная форма является традиционной. Дети посещают школу ежедневно за исключением выходных и каникул. Руководство школ самостоятельно ставит в известность местные органы управления обо всех необходимых процессах. Программа обучения и расписание для каждого класса также утверждается школой. Детям обязательно посещать все уроки. Однако существует вариант индивидуально урегулировать расписание.

процесс обучения

В школе сдаются различные аттестации на протяжении семестров, а затем дети проходят итоговые экзамены. Программа обучения утверждается на законодательном уровне. Данная форма получения образования очень хороша тем, что ребенок мгновенно может задавать вопросы учителю и соответственно не накапливать в голове целый ряд непонятных моментов. Помимо того, общение в классе приносит множество эмоций, радости и воспоминаний в последующей взрослой жизни.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Положение об очно-заочной форме обучения

Общие положения

Настоящее Положение об очно – заочной форме обучения регламентирует организацию образовательного процесса для обучающихся по очно – заочной форме обучения с целью предоставления обучающимся возможности получать начальное, основное общее и среднее общее образование.

Организация обучения по основным программам по очно – заочной форме обучения осуществляется на основании:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 от 31.12.2015 № 1577);

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013.№ 1015;

Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010.№189

Образовательный процесс в очно – заочной форме осуществляется в соответствии с уровнями образования

I уровень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

II уровень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

III уровень – среднее общее образование (нормативный срок освоения 2 года)

Руководство обучением в очно – заочной форме осуществляет лицо, назначаемое директором образовательной организации из числа работников школы.

Организация обучения по очно – заочной форме

Обучение по очно – заочной форме организуется в соответствии с данным Положением

Обучение обучающихся в очно – заочной форме ведется на бюджетной основе

Обучение в очно – заочной форме ведется на русском языке

Образовательная организация вправе отказать родителям (законным представителям) в очно – заочной форме обучения при условии неосвоения обучающимся образовательных программ. В этом случае обучающемуся предоставляется возможность продолжить обучение в очной форме

При выборе родителями (законными пре6дставителями) несовершеннолетнего обучающегося формы обучения учитывается мнение ребенка

Заявление о зачислении или переводе обучающегося на очно – заочную форму обучения подается руководителю образовательной организации (далее – ОО) лично родителями (законными представителями); прием заявлений оформляется приказом директора.

Переход на обучение в очно – заочной форме не ограничивается возрастом

Обучающиеся в очно – заочной форме вправе на любом этапе по решению родителей (законных представителей) продолжить обучение в иной форме

Очно – заочное обучение – вид обучения, при котором обучающиеся посещают уроки в классе (очное обучение) и самостоятельное изучение учебных предметов (заочное обучение). Определяются учебные предметы, изучаемые обучающимися совместно с классом и перечень учебных предметов, изучаемых самостоятельно с обязательным прохождением промежуточной аттестации.

Родители (законные представители) совместно с образовательной организацией несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соотве6тствии с государственными образовательными стандартами

Индивидуальный учебный план составляется на учебный год с учетом количества учебных часов в неделю по каждому предмету

Все данные об обучающихся вносятся в классный журнал того класса, в который был зачислен обучающийся

Аттестация обучающихся, получающих образование в очно – заочной форме

Обучающиеся обязаны регулярно, по расписанию, посещать учебные занятия и своевременно сдавать зачеты. Качество освоения образовательных программ, вынесенных на самостоятельное изучение обучающимися, проверяются с помощью различных видов контроля. Формы и сроки проведения оценивания знаний обучающегося по основным темам определяются учителями

Порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости

Итоговые отметки за четверть/год выставляются с учетом отметок за все виды проверочных работ в устной или письменной форме, по результатам проверочных и контрольных работ

Обучающиеся, не освоившие ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования

Перевод в следующий класс осуществляется по результатам промежуточной аттестации обучающихся.

Неудовлетворительные результаты или непрохождение промежуточной аттестации признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность (Положение о порядке проведения промежуточной аттестации)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: