Имеет ли право врач кричать на пациента

Обновлено: 02.07.2024

хамство со стороны врача.возможные последствия для медсестры ⇐ Медсестра - врач

столкнулась со сложившейся ситуацией впервые в жизни. не знаю даже как быть. хотелось бы услышать дельный совет:
работаю в психиатрической больнице г.москва, аминазиновой м/с, сделала всю свою основноную работу, до конца смены оставался час,решила пойти помочь постовым в коридоре с больными общаться. подходит больной и говорит у меня сильная изжога и болит живот! тычет пальцем в области эпигастрия,я согласно инструкции поставила в известность постовую м/с, она дала ему таблетку, вроде обошлось,в скором времени он опять подходит и выдает: мне назначили новую терапию(таблетки) у меня наверно от них живот болит, пить не буду. насильно не запихнешь, а это уже меня касалось напрямую, т.к. препарат учетный. пришла деж.вр. осмотреть больного оставленного под наблюдение и вновь поступившего, расположилась в процедурном кабинете, сидит. я к ней подхожу и тактично интересуюсь: может ли от . лекарства быть побочка в виде изжоги?она на меня посмотрела как на ничтожество, расхохоталась и сказала, что впервые слышит!я то чел-к прошаренный прочитала архивную историю болезни, там в анамнезе язвенная болезнь ж-ка и 12 п.к. + несколько кровотечений. имея хирургический опыт, я говорю может вы его осмотрите? она на меня закричала:замолчите!немедленно!замолчите!у меня в соседнем отделении давление 220/. мне некогда!замолчите!иначе я не успею все написать! ладно думаю, фиг с вами, разбирайтесь сами!вышла из кабинета. хожу по коридору, этот чудик хвостом везде, плачет, жалуется что у него болит, а у меня сердце кровью обливается, беру его и веду к кабинету, открываю дверь и еще раз прошу осмотреть больного. она как завопит!вы что меня не поняли?плохо меня слышите?выйдите вон немедленно и закройте дверь!выйдите вон!вы что меня не поняли?тут мое терпение лопнуло и хлопнула дверью кабинета так, что она чуть с петель не слетела. эта грымза выскочила в коридор и кричит:ты кто вообще такая?фамилия?привидите ее ко мне немедленно! соответственно я себя собачкой не считаю и имею самоуважение, идти к ней отказалась. итог:она написала на меня докладную на имя главного врача, сделала запись в журнале по дежурству, якобы я ей нахамила!что же мне теперь делать?боюсь остаться без работы. пообщалась с остальными сотрудниками, выяснилось что это была заведующая каким то там отделением и разговаривать так с людьми это ее норма жизни.

Да она же с шизой по жизни ходит! Сразу видно- человек неуравновешенный, мания величия начинается - ваше профессиональное заболевание! А ты все правильно сделала, больному плохо- зови врача! А если разборы начнуться говори кто ей вобще дал право на людей орать и она, как врач и как зведующая должна сестрам пример показывать.

Елизавета,не волнуйтесь, как говорится, главное -спокойствие. В вашем поведении минус только в том, что вы позволили ей вывести себя на эмоции. С такими истеричками главное говорить спокойно и занудно, мне так кажется. В данном случае, я спокойно сказала бы, что у пациента в анамнезе то-то и то-то, что пациент настойчиво жалуется, что отказывается принимать назначенную лекарственную терапию, пожалуйста, посмотрите пациента. Тут главное, что вы поставили дежуранта в известность, что у пациента есть возможность развития осложнения, которое может потребовать ургентной помощи. Послала бы, тогда попросила бы, чтобы врач оставила запись в истории болезни об отказе осмотра пациента с обоснованием отказа, иначе, если она это не делает и вы ничего не предпримете, то в случае жалобы родственников на отказ от медицинской помощи можете пострадать также и вы. В конце концов можно позвонить лечащему врачу домой, наверняка же есть телефоны или заведующему отделением или старшей сестре, чтобы решить эту ситуацию, ведь цель наша не допустить осложнений у пациента, ведь последствия могут быть серьезными и если таковое случится, поверьте, та же истеричка найдет кучу вариантов, как, когда и в какой форме вы должны были доложить о проблемном пациенте и как вы ничего не предприняли и свалят на вас всю вину. Здорово бы было, если бы вся ситуация была на глазах еще кого-нибудь из персонала, чтобы ваше слово было кем-то подтверждено. Очень желаю, чтобы никому такие "врачи" не попадались. Удачи вам, Елизавета!

Вот, по теме наткнулась,не только у нас уроды есть.

О правах пациента на сегодня сказано немало. Их нарушение - довольно актуальная тема, особенно для отечественной медицины. Но не все знают, что существуют и обязанности пациента. Именно пациента - это юридический статус, в отличие от термина "больной". Отметим также, что эти обязанности не символические, они прямо прописаны в российском законодательстве. Что они включают в себя, чем чревато нарушение, каковы могут быть санкции - все это мы с вами разберем далее.

Законодательная база

Говоря о правах и обязанностях пациента, мы будем опираться на следующие законодательные акты Российской Федерации:

  • Конституция государства. Ст. 45 и 46.
  • ФЗ №323, принятый в ноябре 2011 года, - "Об основах охраны здоровья в РФ". Ст. 30.
  • ФЗ №1499-1, принятый в июне 1991 года, - "О медицинском страховании в РФ". Окончательная вариация закона - версия 1993 года. Ст. 6 и 15.
  • ФЗ №2, принятый в январе 1996 года, - "О защите прав потребителей". Ст. 17, 44-46.
  • ФЗ №4866-1, принятый в апреле 1993 года, - "Об обжаловании в судебной системе РФ решений и действий, нарушающих права граждан".

Надо отметить, что основополагающий документ в нашем случае по правам и обязанностям пациента - закон №323. Разберем его детально.

dety 1

Права по ФЗ №323

Права и обязанности пациента - одна из сфер, которые затрагивает закон "Об основах охраны здоровья в России".

Полный перечень прав пациента, согласно ФЗ, следующий:

  • Право на уважительное и гуманное отношение со стороны докторов и прочих медработников, обслуживающего персонала.
  • Проведение как обследования, так и лечения в надлежащих условиях, соответствующих актуальным санитарным и гигиеническим нормам.
  • Право на проведение врачебного консилиума, возможность консультации другого специалиста.
  • Облегчение сильной боли, что вызвана терапией, хирургическим вмешательством и проч.
  • Право на сохранение врачебной тайны о пройденной процедуре, лечении, общем анамнезе.
  • Собственное письменное согласие на врачебное вмешательство, а также информирование со стороны медиков о такой возможности.
  • Право на отказ от врачебной помощи.
  • Получение полной информации о состоянии собственного здоровья, правах и обязанностях пациента и врача.
  • Использование полного пакета медуслуг в рамках актуальной программы медицинского добровольного страхования.
  • Права на возмещение ему (пациенту) ущерба при причинении вреда здоровью со стороны медработников. Но только в случае, если вина врачей будет доказана в суде.

Отметим, что права и обязанности пациентов и медработников будут прямо взаимосвязаны. Что это значит? Права пациента - это обязанности врача, и наоборот.

Продолжаем разбирать законодательный акт.

Обязанности по ФЗ №323

А теперь перечислим обязанности пациента:

  • Соблюдать внутренний распорядок медицинского учреждения, где он (пациент) проходит обследование или лечение.
  • Заботиться о своем здоровье. Что значит утверждение? Не совершать действий, способных нанести вред здоровью - как собственному, так и других пациентов медучреждения.
  • Уважать права врачей, обслуживающего персонала, других пациентов.
  • Информировать лечащего специалиста о своем непонимании/неполном понимании смысла предстоящего врачебного вмешательства.
  • Соблюдать правила поведения, прописанные для пациентов в данном медучреждении. В частности, вовремя являться на назначенные процедуры, осмотры. В случае невозможности визита или опоздания необходимо своевременно предупредить о данном факте своего доктора или средний медперсонал (медсестру).
  • Выполнять предписания лечащего специалиста. Сообщать об обращении к другому доктору за помощью, прекращении назначенного лечения.

И снова связаны обязанности пациента и врача. Права медицинского учреждения будут прямо вытекать из обязанностей его пациентов.

dety 2

Классификация обязанностей

Теперь перейдем уже к более общим случаям. Все обязанности пациента можно разделить на три категории:

  • Предусмотренные российским Гражданским кодексом. Это будут базовые обязанности любого гражданина как заказчика, потребителя услуги в нашей стране.
  • Обязанности, предусмотренные законом "О защите прав потребителей". Тут рассматривается, что должен потребитель любой услуги. В частности, медицинской.
  • Обязанности, предусмотренные именно ФЗ №323, касающегося охраны здоровья российских граждан. Тут пациент рассматривается только как потребитель медицинских услуг.

А теперь имеет смысл более детально ознакомиться с важнейшими обязанностями пациента.

Обязанность заботиться о собственном здоровье

Это ключевой долг любого пациента на территории РФ. Данную обязанность ему прямо прописывает п. 1 ст. 27 ФЗ №323 "Об охране здоровья в РФ".

Заботиться о своем здоровье - декларативная норма, которая иллюстрирует гуманность правовой системы. Поэтому никаких санкций за нарушение данной обязанности не прописано.

dety 3

Прохождение медосмотров: законодательная база

Рассказывая о правах и обязанностях пациентов в медицинском праве, нельзя не коснуться такой темы, как диспансеризация, прохождение врачебных осмотров. Данная профилактическая мера тоже считается долгом пациента. Однако обязанность распространяется не на всех российских граждан - только на некоторые категории работников.

Теперь представим законодательные акты, регулирующие данный вопрос:

  • Статьи 76 и 213 российского Трудового кодекса.
  • ФЗ №273 (версия 2012 года) - "Об образовании в РФ". Статья 48.
  • ФЗ №3132-1 (версия 1992 года) - "О статусе судьи в России". Статья 4.1.
  • ФЗ №35 (версия от 2005 года) - "Об электроэнергетике в РФ". Статья 28.
  • ФЗ №52 (версия 1999 года) - "Об эпидемиологическом, санитарном благополучии в РФ". Пункт 4 статьи 34.

Теперь кратко представим содержание прописанных законодательных актов.

Кто обязан проходить медосмотры?

Еще раз отметим, что данная обязанность пациента в РФ - избирательная. Касается она только следующих категорий лиц:

  • Трудящиеся, занятые на вредных производствах, работники, чья деятельность связана с опасными для жизни и здоровья условиями труда.
  • Работники пищевой промышленности, торговой сферы, области общественного питания.
  • Лица, чья трудовая деятельность связана с любым типом транспорта.
  • Трудящиеся на водопроводных сооружениях.
  • Специалисты, занятые в детских и медицинских учреждениях.
  • Работающие в судебной системе.
  • Трудящиеся в области электроэнергетики.

Указанные выше законодательные акты прописывают для этих категорий обязательные предварительные медицинские осмотры (для подтверждения факта профпригодности), а также периодическую ежегодную диспансеризацию.

Указываются следующие частности:

  • Дополнительная обязанность педагога - проходить внеочередное медицинское обследование по направлению своего работодателя.
  • Работающие в сфере электроэнергетики обязаны проходить предсменные врачебные осмотры, направленные на выявление факта употребления алкоголя, психотропного или наркотического вещества.

Если пациент, относящийся к одной из указанных в списке категорий, отказывается от прохождения медосмотра, его не допускают к трудовой деятельности. Вернуться к работе он может только после удовлетворительного прохождения данного профилактического обследования - если оно подтвердит его профпригодность.

dety 4

Обязанности страдающих от опасных заболеваний

Весьма важная тема в общем рассказе об обязанностях пациента и профессиональной роли врача. Здесь мы будем опираться на Постановление российского Правительства №715 (2004 год) - "Перечень социально значимых болезней, патологий, что являются общественно опасными".

Из данного законодательного акта следует, что граждане, страдающие хотя бы одним заболеванием из Перечня, обязаны:

  • Пройти врачебное обследование.
  • Заниматься полноценным лечением патологии согласно рекомендациям своего доктора.
  • Не допускать рецидива, обострения путем принятия профилактических мер.

В Перечень входят следующие заболевания:

  • ВИЧ.
  • Гепатит формы В и С.
  • Туберкулез.
  • Дифтерия и проч. (всего 15 наименований).

Обязанности проходящих лечение

Мы рассмотрели понятие и общую характеристику обязанностей пациента, но следует заметить, что многие, говоря о пациентах, все же имеют в виду только тех людей, кто в данный момент проходит лечение. Давайте определимся конкретно с долгом данных лиц:

  • Соблюдать режим лечения. Даже если он предписывает их временную нетрудоспособность.
  • Не нарушать правила внутреннего распорядка конкретного лечебного учреждения (п. 3, ст. 27 ФЗ №323).
  • Обязательство выполнять рекомендации врача, принимать прописанные лекарства, проходить назначенные процедуры, предоставлять полную исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья. На практике же это обязательство имеет декларативный характер - пациента не ждет никакое наказание, если он забудет, скажем, вовремя принять таблетки. Или заменит дорогостоящее лекарство дешевым аналогом.
  • Обязательство содействовать медицинской организации в надлежащем и полном исполнении предоставляемых ему (пациенту) врачебных услуг. Основа для такого утверждения - положения о договоре подряда, что прописаны в ст. 718 Гражданского кодекса.
  • Соблюдать режим лечения, правила поведения пациента, утвержденные внутренними актами (распоряжениями, приказами и проч.) медучреждения - поликлиники, стационара и др.

dety 5

Что такое "несоблюдение режима лечения"?

Четкой трактовки данного словосочетания не существует. Чтобы определиться с его сутью, мы будем опираться на Приказ Министерства соцразвития и здравоохранения РФ №624н (принят в 2011-м) - "О порядке выдачи листков нетрудоспособности".

Данный акт под нарушением режима лечения определяет следующие действия/бездействие:

  • Самовольное оставление стационара.
  • Поездки в другой административный район без разрешения на то лечащего врача.
  • Несвоевременная явка на назначенный прием.
  • Выход на работу без закрытия листка временной нетрудоспособности.
  • Отказ от прохождения медико-социальной экспертизы.
  • Неявка на назначенную процедуру медико-социальной экспертизы.
  • Прочие нарушения.

Все вышеуказанное лечащий доктор правомочен отметить в листе временной нетрудоспособности пациента.

Если перейти к врачебной практике, то несоблюдение предписаний доктора обычно следующее:

  • Отказ от принятия прописанных лекарств.
  • Отказ от анализов, иных медицинских вмешательств.
  • Неявка на профилактический медицинский осмотр.

Санкции при оформлении листка временной нетрудоспособности

Наказание за нарушение обязанностей пациента может быть назначено гражданину при оформлении им больничного на работе. Проявляется оно в снижении объема пособия по временной нетрудоспособности.

В России данная санкция регулируется ч. 1 ст. 8 ФЗ №255 (принят в 2006-м) - "Об обязательном соцстраховании гражданина на случай временной нетрудоспособности". Достаточным основанием для применения санкции считается следующее:

  • Нарушение во время временной нетрудоспособности режима лечения, прописанного врачом, без наличия на то уважительных причин.
  • Неявка на назначенный врачебный осмотр, медицинскую экспертизу гражданина в случае отсутствия у него уважительных причин.
  • Травма или заболевание, которые случились в результате алкогольного, наркотического, токсического опьянения пациента. Или его действий, напрямую связанных с подобным состоянием.

Из всего сказанного есть одно исключение. Размер пособия по временной нетрудоспособности запрещено снижать лицам, если она (нетрудоспособность) связана с полученной на производстве травмой, несчастным случаем на работе.

dety 6

Отказ в лечении - санкция?

Многих пациентов интересует: может ли медицинская организация в силу каких-то причин отказать им в лечении? Нет, это невозможно ни при каком нарушении обязанностей пациента. Законодательное обоснование такого утверждения следующее:

  • ГК России, ст. 772. Опора на то, что договор на оказание медуслуг - публичный. Медицинское учреждение не может не оказывать свои услуги, если у него есть возможность их предоставлять.
  • Определение Конституционного суда №115-О (представлено в 2002 году).

Оплата медуслуг

Пациент обязан оплатить добровольно оказанные ему медицинские услуги, если они относятся к платным, по той стоимости, что прописана в заключенном с ним договоре.

Дополнительно важно следующее:

  • Если договор подразумевает предоплату, то невнесение ее в срок будет расцениваться как отказ от предоставления услуг.
  • Если пациент отказался от выполнения условий договора, он все равно должен оплатить медицинской организации фактически понесенные ею расходы.

dety 7

Нет таких сфер, где бы человек обладал только правами. Гражданское общество всегда означает наличие и обязанностей. Медицинская сфера тут не будет исключением. Права и обязанности есть и у пациента, и у врача, и у медучреждения в целом.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  • выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
  • возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  • допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.

Уважение и гуманность медиков по отношению к пациентам подразумевают под собой уважение пациента как личности, которая в связи с заболеванием претерпевает определенные сложности, а также чувство сострадания и человеколюбия по отношению к отдельно взятому пациенту, позволяющие последнему почувствовать, что причина обращения за медицинской помощью близка и понимаема врачом и что он предпримет все усилия, чтобы помочь пациенту.

Выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

Важность данного права объясняется следующими основными обстоятельствами: предоставляет пациенту право лечиться у специалиста, к которому он относится с большей степенью доверия; свидетельствует о возможности получать медицинскую помощь в лечебном учреждении с лучшей оснащенностью современной аппаратурой.

Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Указанное право пациента реализуется посредством создания в лечебно-профилактическом учреждении условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, т.е. тех, при которых внешние факторы среды обитания не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека.

Проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов.

Помимо реализации права на выбор врача пациент имеет возможность инициировать проведение консилиума либо проведение консультаций других специалистов. Это право в значительной мере расширяет законные возможности человека на качественную диагностику и лечение. Следует заметить, что этому праву пациента корреспондирует обязанность лечащего врача и должностных лиц медицинского учреждения организовать проведение консилиума либо консультаций. Определение объема медицинской помощи, включая консультации и проведение консилиумов, осуществляется лечащим врачом, а в отдельных случаях по согласованию с заведующим отделением, в рамках территориальной программы государственных гарантий оказанию населению Самарской области бесплатной медицинской помощи.

Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.

Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, - их законным представителям (близким родственникам, опекунам, попечителям, доверенным лицам) лечащим врачом, заведующим отделением ЛПУ или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину помимо его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну. Врачебная тайна - это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе (названии) его заболевания, средствах и методах лечения, возможном прогнозе заболевания, а также иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, запрещается. С согласия гражданина или его законного представителя (назначенного им представителя, назначенного судом опекуна) допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам. Прежде всего должностным лицам в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Без разрешения пациента (или его представителя) передача сведений о нем считается незаконной (т.е. считается разглашением врачебной тайны).

В некоторых предусмотренных законом случаях допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя:

  • в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю (т.е. находящего в бессознательном, опасном для жизни и здоровья состоянии, и в ситуации, когда законный представитель пациента недоступен);
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством (ситуации, когда пациент является участником уголовного или гражданского процесса) информация, содержащая врачебную тайну, предоставляется только при наличии надлежащим образом оформленного официального запроса (постановления суда (судьи), следователя, прокурора, дознавателя) и только в отношении лиц, привлеченных в качестве обвиняемого, свидетеля или потерпевшего;
  • в случае оказания помощи ребенку в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий (например, пациент является жертвой преступления).

Лица, которым по закону переданы сведения, составляющие врачебную тайну, несут за ее разглашение дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность (с учетом причиненного пациенту ущерба) так же, как и врачи.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум или лечащий врач. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители, при отсутствии таковых - решает консилиум или лечащий врач. Это должно быть не интуитивное решение, а вывод, полученный на основе предоставленной объективной информации о целях предполагаемого вмешательства, ожидаемых результатах, продолжительности вмешательства, риске для жизни и возможных неблагоприятных последствиях, о наличии альтернативных методов лечения и их эффективности, а также о своих правах в данном лечебном учреждении и способах их защиты. Естественно, что информация должна быть подана в доступном виде.

Отказ от медицинского вмешательства.

Гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев оказания медицинской помощи лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, или лицам, совершившим общественно-опасное деяние. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц. Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно-опасные деяния. Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом. Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия или по решению суда.

Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

Реальное обеспечение данного права в отдельно взятом лечебно-профилактическом учреждении предусматривает необходимость осуществления следующих мероприятий:

  • Подготовка, выпуск и доступность для пациента специальных брошюр или памяток, где на основе действующего законодательства и с учетом специфики данного ЛПУ отображены составляющие правового статуса пациента.
  • Работа лечащих врачей и администрации ЛПУ, направленная на информирование пациента о его правах, состоянии здоровья.
  • Адаптация медицинской документации, где необходимо предусмотреть оформление перечня лиц, которым может быть предана информация о состоянии здоровья пациента.

Получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.

Законодательство о здравоохранении определяет, что добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. При добровольном медицинском страховании страховым случаем является обращение застрахованного в медицинское учреждение из числа предусмотренных договором страхования при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении и других несчастных случаях за получением консультативной, профилактической или иной помощи, требующей оказания медицинских услуг в пределах их перечня, предусмотренного договором страхования. Взаимоотношения между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением определяются условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи.

Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Наравне с правами у пациента имеются и обязанности.

В свою очередь права и обязанности пациентов в отдельных направлениях медицинской деятельности устанавливаются Законами РФ:

Права и обязанности лечебно-профилактического учреждения.

Права лечебно-профилактического учреждения.

Лечебно-профилактическое учреждение взаимодействует со страховой медицинской организацией на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. Неотъемлемой частью договора является перечень оказываемых учреждением медицинских услуг. Лечебно-профилактическое учреждение не вправе отказать страховой медицинской организации в заключении договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию в отношении застрахованных ею граждан, которые, в соответствии с утвержденным порядком организации медицинской помощи, имеют право на обслуживание в этом учреждении.

Обязанности лечебно-профилактического учреждения.

Лечебно-профилактическое учреждение оказывает застрахованным гражданам лечебно-профилактическую помощь в соответствии с программой государственных гарантий, которая является частью Программы государственных гарантий оказания населению Смоленской области бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Постановлением Администрации Смоленской области.

Программа госгарантий включает перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при реализации государственных гарантий.

При невозможности оказать застрахованному помощь надлежащим образом в объеме, предусмотренном договором со страховой медицинской организацией, лечебно-профилактическое учреждение обязано за свой счет обеспечить пациенту требуемую помощь в другом учреждении, с уведомлением об этом страховой медицинской организации. В случае необходимости оказать пациенту медицинские услуги, на которые данное учреждение не имеет лицензии, оно обязано организовать перевод пациента за счет средств страховой медицинской организации в другое учреждение, имеющее соответствующую лицензию.

Лечебно-профилактическое учреждение обязано информировать застрахованных о бесплатности для них медицинской помощи, оказываемой в рамках программы государственных гарантий.

Лечебно-профилактическое учреждение ведет учет услуг, оказанных застрахованным, и представляет территориальному фонду ОМС и страховым медицинским организациям сведения по формам отчетности, утвержденным в установленном порядке.

Лечебно-профилактические учреждения представляют в страховые медицинские организации счета за оказанную медицинскую помощь, которая оплачивается в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

Указанное Положение определяет виды и способы оплаты медицинских услуг на территории Смоленской области и, наряду с тарифами на медицинские услуги, является составной частью тарифного соглашения системы ОМС, утверждаемого Тарифной комиссией.

На основании Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" гарантирующего гражданам России в системе обязательного медицинского страхования право на получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за пределами территории постоянного места жительства, медицинское учреждение, работающее в системе ОМС, оказывает медицинскую помощь гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в другом субъекте Российской Федерации, формирует и направляет счета в соответствии с "Инструкцией о порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой Программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования", утвержденной приказом ФОМС от 23 августа 2000 года №70.

Ирина Боброва


Ирина Боброва

Права кричать не имеет никто, и наличие определенной должности тому не аргумент. Не нравится - возьми другую медсестру, или работай сам. Ну на крайний случай, тут вообще вопрос субординации и психологической здравости данного доктора. Обычно это решается на уровне вашего непосредственного начальника.

Дмитрий Китнюхов


Дмитрий Китнюхов

Ирина, ну это конечно, если начальство адекватное, скорее всего доктор этот распоясался именно из за привилегий, как то" медсестёр за забором дохрена, а он врач, не нравится, увольняйся"

Дмитрий Китнюхов


Дмитрий Китнюхов

Ирина Боброва


Ирина Боброва ответила Дмитрию

зато губернатор спб сказал у нас недостаток среднего мед персонала))) а врачей типо навалом)) Нахер такую работу, где не ценят медсестру. Но тут одно но - медстестра тоже должна быть ценным сотрудником, а здесь надо самосовершенствоваться) Ни разу не видела, чтобы даже частные клиники хорошими сестрами разбрасывались, или уж совсем тупой начальник - тогда не стоит тратить свои нервы на такую работу)

Дмитрий Китнюхов


Дмитрий Китнюхов ответил Ирине

Ирина, дело часто даже не в отношении медсестра-врач, частенько с нехреновыми косяками доктора остаются при работе, потому что ну нет других врачей в городе. Провинция, она такая.

Дмитрий Китнюхов


Дмитрий Китнюхов ответил Ирине

Ирина, а медсестёр либо просят, либо с треском увольняют, что потом кроме как в магнит, никуда не устроишься

Ирина Боброва


Ирина Боброва ответила Дмитрию

Дмитрий Китнюхов


Дмитрий Китнюхов ответил Ирине

Ирина Боброва


Ирина Боброва ответила Дмитрию

ужасно это конечно. в провинции вообще все разваливается. как будто вся страна держится на 4-5 городах. а то что не болеть - это верно)))

Дмитрий Китнюхов


Дмитрий Китнюхов ответил Ирине

Дмитрий Китнюхов


Дмитрий Китнюхов ответил Ирине

Виталий Кондаков

Юля Веричева

Елена Смирнова

Татьяна Анисимова


Татьяна Анисимова

Аделина Мопсина

Буртовская Наталья

Гельфирэ Гиниятуллинахайрулина

Никто, никогда и нигде не имеют права не только кричать даже повысить голос. Умные и грамотные доктора себе не позволят этого делать

Оксана Кондратьева

Посадили меня как то к неврологу, а она вообще молодая, но психопатка, на пациентов в драку набрасываеться. Через 10 мин приёма, при первом же пациенте, когда я задала вопрос пациенту по поводу, мне было объявлено, что разговаривать вообще я имею право только тогда, когда она мне позволит, что я никто. Я была беременная. Слезы.. Обиды. Выбежала из кабинета, написала на неё докладную, начальству пофиг, они ей наверное даже не сказали ничего. С тех пор мы не здороваемся даже.

Ксения Стаханова

Мерьем Абдураманова-Сейтумерова

Никогда и ни кто не имеет право кричать и оскорблять пусть это будет хоть глав врач или министр здравоохранения!

Ольга Капенкова

Александра Коротченко

Вопрос странный.
Что значит кричать? Ругать в смысле? Юридически, на работе все конфликты решаются на бумаге: докладная записка - разбирательство - наказание (выговор, штраф, увольнение, арест).
Оскорбление и унижение тоже карается по закону - пишите заявление в полицию.
А конкретно повышение голоса, крик, ни когда не слышала о таком нарушении. Но можно фиксировать на диктофон и в совокупности эпизодов расценить как издевательство и истязание и привлечь по административной статье.

Юлия Карабань


Юлия Карабань

Как правило они не кричат в стоматологии,они просто постоянно критикуют при пациенте,недовольны всем ,так моя врач делала,она была настоящим абъюзером,потом я начала ей отвечать , грубить,в итоге я ушла ,нельзя такое терпеть,а начальство,что начальство на медсестру им по фигу ,врач работает давно ,ему поменяют ассистента,а ассистенту врача вряд ли,ну здесь мы не равноправны ,поэтому только уходить

Читайте также: