Имеет ли право военнослужащий вступать в партию

Обновлено: 02.07.2024

1. Военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

Особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.

3. Военнослужащие вправе участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

Можно ли военным вступать в партию

deactivated 50

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

1. Военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.
Особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.
Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.

Права военнослужащих по контракту в россии


Ответы на вопрос:


Следовательно, военнослужащим Российской Федерации запрещено состоять в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели. Однако вышеназванный Закон умалчивает о возможности участвовать в их деятельности. Поскольку ограничение конституционных прав граждан возможно только на основании прямого указания закона, постольку следует признать, что военнослужащие могут участвовать во внеслужебное время в деятельности общественных объединений, преследующих политические цели.

Действующее законодательство Российской Федерации ограничивает военнослужащих в возможности состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели, но не ограничивает их в политической деятельности во внеслужебное время (участие в политической борьбе и акциях). Всего Вам доброго.

Похожие вопросы



Статья 35. Поступление граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования

[Закон О воинской обязанности и военной службе] [Статья 35]

Граждане, поступающие в военные образовательные учреждения профессионального образования, должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования заключают новый контракт о прохождении военной службы.

Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.

Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, направляются для дальнейшего прохождения военной службы в порядке, определенном Положением о порядке прохождения военной службы.

4. Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

В этом случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются: продолжительность военной службы по призыву до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования; продолжительность военной службы по контракту до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву; продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигшие возраста 18 лет, увольняются с военной службы и подлежат постановке на воинский учет и призыву на военную службу на общих основаниях. В случае увольнения указанных лиц по основаниям, предусмотренным в настоящем пункте, в срок военной службы по призыву им засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву.

7. Граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами д, е, е.1 и з пункта 1, подпунктами в и д пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Статья 23. Членство в политической партии

Статья 23. Членство в политической партии

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.

2. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

3. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

4. Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом.

5. Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

7. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

8. Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ.

9. Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.

10. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Вправе ли быть членами партии военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов.

В то же время запрет на членство в политических партиях не установлен для сотрудников милиции, государственной противопожарной охраны, таможенных органов. Однако в своей деятельности сотрудники указанных органов не могут быть связаны решениями партий и не вправе использовать свое служебное положение в их интересах, для выражения своего отношения к ним. Создание структур политических партий и деятельность политических партий в указанных органах не допускается.

Избирательные права военнослужащих согласно закону

Следует отметить, что положения законодательства об избирательных правах военнослужащих распространяются не только на Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ ), но и на военную службу в государственных структурах вне Министерства обороны , таких как Войска национальной гвардии РФ (Росгвардия) , воинские формирования МЧС (в том числе подразделения Федеральной противопожарной службы), Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности (в том числе Пограничная служба) и другие.

Особенности участия военнослужащих в выборах обусловлены специфическим характером их статуса и выполняемых задач при несении военной службы. Они состоят прежде всего в некоторых ограничениях на право их участия в общественно-политической деятельности.

Во-первых, военнослужащим прямо запрещено членство в политических партиях. Они могут, причем не находясь при исполнении обязанностей военной службы, состоять и участвовать в деятельности лишь тех общественных, в том числе религиозных, объединений, которые не преследуют политические цели.

Во-вторых, в ходе избирательной кампании военнослужащие вправе лишь в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части.

В-третьих, военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

Согласно законодательству, военнослужащие имеют право быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они могут быть выдвинуты в качестве кандидатов на выборах как в порядке самовыдвижения, так и путем включения в список кандидатов любой политической партии, не являясь при этом членами данной политической партии. Заявление о согласии баллотироваться должно сопровождаться обязательством в случае избрания приостановить военную службу со дня избрания на весь срок полномочий или уволиться со службы.

В российском избирательном законодательстве установлено, что военнослужащие могут быть также назначены:

  • членами избирательных комиссий с правом решающего голоса в соответствии с установленными для этого процедурами;
  • уполномоченными представителями избирательного объединения в порядке, установленном законом о выборах, при этом они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
  • доверенными лицами кандидатов на выборные должности в органах власти — при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица.

В целом все вопросы, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации , подлежат обязательному изучению личным составом воинских частей в рамках ОГП (общегосударственной подготовки) — одного из видов учебно-боевой подготовки для всех категорий военнослужащих.

Как голосуют военнослужащие по месту службы

Закон предусматривает образование избирательных участков в воинских частях — как правило, если они расположены в обособленных военных городках либо в удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях избирательные участки образуют командиры частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлению соответствующего удостоверения.

Особенности голосования избирателей-военнослужащих по месту прохождения ими службы касаются трех основных категорий:

  • находящихся в воинской части (в основном это солдаты срочной службы);
  • проживающих в районе расположения воинской части (в военном городке);
  • курсантов военно-учебных заведений.

Избирательный закон допускает сокращение времени голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях. Здесь участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше стандартно устанавливаемого для этого времени (то есть в 20.00 по времени местного часового пояса), если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

Военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности ни проголосовать досрочно, ни получить открепительное удостоверение, могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

Голосование срочников

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и зачисленные приказом командира воинской части в штат, обладают право голосования (то есть активным избирательным правом) на выборах следующих уровней:

  • в общефедеральные органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ ;
  • в органы местного самоуправления, в случае, если их место жительства до призыва на военную службу находилось на территории соответствующего муниципального образования.

Иными словами, срочники в армии голосуют на общих условиях, за одним исключением: они не могут выбирать мэров и депутатов муниципального образования, если на этой территории они не проживали до призыва в армию. Номинально за ними сохраняется право принять участие в голосовании на выборах в органы местного самоуправления при проживании до призыва в тех муниципальных образованиях, которые являются близлежащими по расположению от места прохождения службы (и при этом относятся к территории другого муниципального образования по отношению к месту размещения воинской части).

При таком совпадении условий военнослужащий-срочник вправе проголосовать по военному билету на избирательном участке по своему прежнему месту жительства, находясь в увольнении за пределами воинской части в день выборов либо в период проведения досрочного голосования, если таковое предусмотрено региональным законодательством. На практике такая ситуация может сложиться достаточно редко, но все же она реальна.

Голосование контрактников

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено вне территории воинской части, по закону включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Факт нахождения места жительства на соответствующей территории устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации или соответствующей службой воинской части.

Как правило, голосование непосредственно в воинской части для этой категории военнослужащих допускается в следующих случаях:

  • когда они проживают в обособленно расположенном военном городке и внесены в списки избирателей того же участка, что и личный состав воинской части;
  • по открепительному удостоверению, если возможность такого голосования допускается законодательно.

Открепительное удостоверение для участия в голосовании по месту своего фактического пребывания военнослужащему требуется оформить по личному письменному заявлению, но не позднее, чем за три дня до даты выборов.

Обеспечение реализации избирательных прав военнослужащих

В действующем российском избирательном законодательства установлено, что при организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, для обеспечения неразглашения сведений о дислокации и численности войск в составы участковой и соответствующей территориальной избирательных комиссий включают в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представителей воинской части.

Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территории воинских частей либо в обособленных военных городках, осуществляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями. В данном случае может не применяться положение, согласно которому государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов участковой избирательной комиссии.

Если избирательный участок образован за пределами территории Российской Федерации и на нем будут голосовать военнослужащие воинской части, расположенной на данной территории, то участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации , с участием командира воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации .

Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 20 дней до дня голосования для всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота, Пограничной службы ФСБ России , других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц на избирательные участки, образованные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении последними удостоверений, выданных соответствующими избирательными комиссиями. Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Читайте также: