Имеет ли право уип пдн налагать административные взыскания

Обновлено: 14.05.2024


В России от задержания и административного дела не застрахован никто, в том числе и несовершеннолетние. Объясняем, как полицейские, суды и комиссии по делам несовершеннолетних должны поступать в соответствии с законом и что вас может ждать после задержания.

Короткая версия инструкции в картинках:

Задержание

При задержании несовершеннолетнего полиция обязана сообщить об этом родителям или другим законным представителям. Законные представители — это опекуны. Дедушки, бабушки, дяди, тети, братья, сестры или учителя не считаются законными представителями. После задержания несовершеннолетнего должны содержать отдельно от взрослых и никак иначе.

По закону несовершеннолетнего нельзя задерживать в отделе полиции более чем на 3 часа. Однако уйти из отдела полиции несовершеннолетний может, только если за ним явились его родители или опекуны.

Если родители или опекуны не забирают несовершеннолетнего в течение 3-х часов, он передаётся в ЦВСНП (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) на срок до 48 часов. Если по истечении 48 часов родители не забрали и оттуда, то материалы передаются в суд, а несовершеннолетний остаётся в ЦВСНП, пока решается вопрос о его устройстве. Но оставаться в ЦВСНП он может не более чем на 30 суток, в крайнем случае суд может продлить этот срок ещё на 15 суток.

Бывают случаи, когда родителей в городе нет и забрать несовершеннолетнего некому (например, уехали в отпуск, оставив ребенка бабушке). Чтобы избежать описанных выше последствий, рекомендуем родителям оформлять перед отъездом доверенность на родственников/друзей. В доверенностях следует указывать, в том числе, полномочия на представление интересов в полиции, суде, комиссии по делам несовершеннолетних.

Допрос

Если несовершеннолетнего в ОВД решили допросить в качестве свидетеля по уголовному делу, то должны быть соблюдены особые правила:

  • если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должны присутствовать родители или опекуны. С 14 до 18 — законного представителя могут допустить к участию, но не обязаны.
  • допрос не может продолжаться больше двух часов подряд и больше четырех часов в день
  • если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должен присутствовать психолог или педагог (не из его школы, а любой, у кого есть соответствующее образование).
  • следователь должен вести видеосъемку допроса, если только сам несовершеннолетний или его законный представитель (родитель) не будут возражать (ч. 5 ст. 191 УПК РФ). Это видео должно храниться при уголовном деле. Родитель или законный представитель также может ходатайствовать о том, чтобы он вел видеосъемку и на свое устройство тоже.

Что происходит с делом дальше

Ваше дело должен рассматривать не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). В Москве этим занимаются комиссии при районных управах.

В случае, если дело все-таки поступило в суд, тот обязан передать его в КДН. Если суд не передал дело сразу, а по ошибке принял его к рассмотрению, то передача его в КДН по закону уже невозможна. Суд может либо вынести решение, что будет поводом для отмены его в апелляционной инстанции, либо прекратить его вообще.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту их жительства. Верховный суд установил приоритет подсудности по месту жительства несовершеннолетнего.

Как рассматривают административные дела в КДН

Рассмотрение административного дела в КДН, как и рассмотрение дела в суде, регулируется Кодексом об административных правонарушениях и в целом осуществляется по той же процедуре.

Как подготовиться

Учтите, что для КДН особенно важны положительные характеристики привлекаемого к ответственности. КДН собирает их сама, делая запросы в образовательные учреждения. Однако будет лучше, если вы также покажете все достижения ребенка сами (грамоты, медали, положительные характеристики из школы, посещаемых кружков и секций, справки об участии в благотворительной работе и др.). Даже соседи могут написать характеристику — какой хороший ребёнок.

Особенности процедуры

Одно из ключевых отличий: в КДН дела рассматриваются коллегиально. В составе комиссии должно быть не менее трех, но не более 12 человек. Заседание КДН правомочно, если в нем приняло участие не менее половины членов комиссии. Председателем заседания должен быть председатель или заместитель председателя КДН. Кроме того, обязательно должен быть избран секретарь заседания.

Поскольку КДН — коллегиальный орган, во время заседания нужно вести протокол. Это делает секретарь комиссии.

В протоколе указываются:

  • дата и место рассмотрения дела
  • наименование и состав КДН
  • событие административного правонарушения
  • сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке
  • отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения
  • объяснения, показания, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела
  • документы, исследованные при рассмотрении.

Протокол о рассмотрении дела подписывают председательствующий в заседании и секретарь. Мы рекомендуем обязательно получить заверенную копию протокола после заседания.

Несовершеннолетние вправе иметь защитника, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и так далее. Объяснения также вправе давать законные представители несовершеннолетнего.

Если рассмотрение дела затянулось и привлекаемому к ответственности исполнилось 18 лет, дело не прекращается, решение выносится. Однако поставить на профилактический учет вдобавок к наказанию человека уже не смогут (о профилактической работе см. ниже).

Обязательное уведомление родителей

Права несовершеннолетнего защищают его законные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители. Родство нужно будет подтвердить — например, предъявить страницу паспорта со вписанным ребенком или его свидетельство о рождении.

Родителям и опекунам должны обязательно сообщить о месте и времени рассмотрения дела — иначе это грубое нарушение прав несовершеннолетнего и его родителей. Судья или должностное лицо, рассматривающее дело, может обязать присутствовать родителей или опекунов.

Если несовершеннолетний и законный представитель не являются на заседание комиссии без уважительной причины, то они могут быть подвергнуты процедуре привода.

Обязательное уведомление прокурора

О месте и времени рассмотрения дела против несовершеннолетнего должны известить и прокурора. Не сделав этого, должностное лицо совершит серьезное нарушение, которое должно влечь отмену судебного акта. Если КДН не уведомила прокурора, лучше ей об этом не напоминать — а заявить уже в апелляции с целью отмены решения КДН.

Прокурор вправе принять участие в административном деле. Он может представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

Административное наказание несовершеннолетних

Несовершеннолетнего ни при каких условиях нельзя подвергнуть административному аресту. Кроме того, возраст — смягчающее обстоятельство, которое суд должен учесть при назначении административного наказания.

Поскольку многие несовершеннолетние пока не зарабатывают сами, судья, назначая штраф, должен вынести специальное определение о взыскании штрафа с законных представителей. Копию такого определения вручают под расписку несовершеннолетнему или его представителям. Если они не смогли присутствовать, копии документа высылают им в течение трех дней со дня вынесения. Об этом делается запись в деле.

Что потом?

Производство по делу о правонарушении рано или поздно закончится. Вероятнее всего, не в пользу несовершеннолетнего. Если для обычных правонарушителей история завершится уплатой штрафа или административным арестом, то для несовершеннолетних последствия могут длиться дольше.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

  • совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания
  • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Основанием для профилактики становится постановление, которое выносит КДН. Это постановление должно вступить в силу (должно пройти 10 дней, либо должна пройти апелляция, если постановление обжаловалось). Постановка на учет до вступления вы силу постановления КДН незаконна — ее можно обжаловать в порядке административного судопроизводства.

В любом случае, после 18 лет индивидуальная профилактическая работа прекращается.

Могут ли привлечь к ответственности родителей?

Кроме того, родителей могут вызвать в отдел полиции по делам несовершеннолетних для дачи объяснений. Рекомендуем не игнорировать такие вызовы, так как непонятно, как неявка может отразиться на ребенке. При этом рекомендуем ознакомиться с нашей инструкцией по ведению профилактических бесед с полицейскими.

Верховный Суд сослался на постановление КС, в котором перечислены случаи возмещения судебных расходов, однако отметил: это не означает, что возмещение производится только в случаях прекращения дела по этим основаниям


Один из адвокатов указал, что поскольку законодатель предусмотрел возможность отмены постановлений о привлечении к административной ответственности не только по материальным, но и по процессуальным основаниям, право человека на защиту должно оставаться неприкосновенным, а расходы на услуги представителей должны возмещаться вне зависимости от основания отмены постановления о привлечении к ответственности. Второй уверен, что определение будет использовано коллегами при защите прав и законных интересов доверителей и позволит не тратить время на обжалование судебных актов, как это произошло в рассматриваемом случае.

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-110-К2 от 5 октября, в котором разобрался, возможно ли возмещение судебных расходов, если постановление о привлечении к административной ответственности отменено в связи с отсутствием события или состава правонарушения либо в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

3 июля 2018 г. в отношении Елены Шабалиной судебный пристав составил протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.35 КоАП с указанием на неисполнение ею решения суда об определении порядка общения несовершеннолетнего ребенка с отцом. На основании этого протокола Комиссия по делам несовершеннолетних признала ее виновной в совершении административного правонарушения.

Нагатинский районный суд г. Москвы постановление отменил и прекратил производство по делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Суд указал, что протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением закона, в отсутствие Елены Шабалиной, которая не была надлежащим образом извещена о месте и времени его составления.

Так как Елена Шабалина обращалась к юристу, она подала иск к ФССП о возмещении за счет казны РФ убытков, причиненных необоснованным привлечением к административной ответственности, и компенсации морального вреда.

Отказывая во взыскании убытков, суд первой инстанции сослался на то, что со стороны истца имело место неисполнение решения суда, понесенные ею расходы на оплату услуг юриста при рассмотрении дела об административном правонарушении не носят вынужденный характер, а также отсутствует причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца расходами. А отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, суд отметил, что положения Закона об исполнительном производстве не содержат прямого указания на взыскание компенсации морального вреда при защите прав взыскателя, должника и других лиц путем применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя.

Суд апелляционной инстанции дополнительно сослался на то, что при прекращении производства по делу об административном правонарушении по нереабилитирующему основанию взыскание убытков, понесенных истцом, невозможно в силу отсутствия вины второй стороны и причинно-следственной связи между наступившими последствиями и противоправным поведением ответчика. Кассационный суд не усмотрел оснований для отмены постановлений.

По мнению Суда, критерием наличия оснований для такого возмещения является лишь итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен

Вместе с тем, отметил Суд, в Постановлении КС от 15 июля 2020 г. № 36-П указано, что убытки, понесенные при восстановлении права лицом, в отношении которого постановление о привлечении к ответственности отменено в связи с отсутствием события или состава правонарушения либо в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено, по существу являются судебными расходами.

Возмещение проигравшей стороной правового спора расходов другой стороны не обусловлено установлением ее виновности в незаконном поведении. Критерием наличия оснований для возмещения является итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен. Таким образом, положения ст. 15, 16, 1069 и 1070 ГК в системе действующего правового регулирования не могут выступать в качестве основания для отказа в возмещении расходов на оплату услуг защитника и иных расходов, связанных с производством по делу об административном правонарушении, лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24.5 (отсутствие события или состава административного правонарушения) либо п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП (ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы) со ссылкой на недоказанность незаконности действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц или наличия вины должностных лиц в незаконном административном преследовании.

Приведенное постановление о возмещении в перечисленных выше случаях судебных расходов по делу об административном правонарушении независимо от доказанности незаконности действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, а также от наличия вины должностных лиц в незаконном административном преследовании само по себе не означает, что возмещение судебных расходов по делу об административном правонарушении производится таким образом только в случаях прекращения дела об административном правонарушении по перечисленным выше основаниям либо то, что они не могут быть возмещены в иных случаях, отметил ВС.

Суд заметил, что в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении. Решением Нагатинского районного суда г. Москвы установлен факт составления протокола в отношении Елены Шабалиной, а соответственно, и факт возбуждения в отношении нее дела об административном правонарушении с существенными нарушениями закона, что повлекло отмену постановления о привлечении к ответственности. По делу установлено, что судебные расходы понесены именно в связи с возбуждением дела об административном правонарушении, при этом оно было незаконным. Итоговый акт по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым разрешается вопрос о распределении судебных расходов, принят в пользу Елены Шабалиной. С учетом изложенного вывод об отсутствии причинно-следственной связи между возбуждением дела об административном правонарушении и понесенными истцом убытками противоречит нормам материального права с учетом их толкования Конституционным Судом, заметил ВС.

Кроме того, указал Верховный Суд, судебными инстанциями применительно к выводам Нагатинского районного суда г. Москвы о незаконном возбуждении дела об административном правонарушении не учтены положения ст. 16 ГК о том, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Доводы суда первой инстанции о неисполнении истцом решения суда об определении порядка общения с ребенком сами по себе не могут служить основанием для отказа в требованиях о возмещении судебных расходов по делу об административном правонарушении, указывается в судебном акте. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. В постановлении Нагатинского районного суда г. Москвы выводов о совершении Еленой Шабалиной правонарушения не сделано, заметил ВС.

Не могут быть признаны законными и доводы судов об отказе во взыскании компенсации морального вреда со ссылкой на положения Закона об исполнительном производстве, посчитал Верховный Суд. В данном случае, указал он, требования о компенсации морального вреда заявлены не в связи с оспариванием действий судебного пристава-исполнителя, а в связи с незаконным привлечением истца к административной ответственности. В связи с этим Суд направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Таисия Молькова указала, что поскольку законодатель предусмотрел возможность отмены постановлений о привлечении к административной ответственности не только по материальным, но и по процессуальным основаниям (пропуск срока привлечения к ответственности и т.п.), право человека на защиту должно оставаться неприкосновенным, а расходы на услуги представителей должны возмещаться вне зависимости от основания отмены постановления о привлечении к ответственности.

Читайте также: