Имеет ли право учителя ставить алгебру геометрию в один день

Обновлено: 03.07.2024

Данный сайт посвящён проблемам адаптации в Москве иногородних. Приглашаем к сотрудничеству сетевые ресурсы и авторов статей аналогичной тематики.
Наши партнёры

Праздники

Нашли ошибку?

Защита прав несовершеннолетних в школе.

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребёнку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребёнка, готовность ребёнка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

На примере отдельно взятых ситуаций, встречающихся на практике в жизни учащихся, Вашему вниманию предлагается ряд рекомендаций по защите прав несовершеннолетних детей в школе.

Правомерность сбора денежных средств с учеников

Вносить ли деньги в фонд школы или класса, на новые компьютеры или ремонт крыши, на охрану или учебные пособия – это может решить только твоя семья. Школа не имеет права приказывать тебе и твоим родителям сдавать деньги. Она может только об этом просить. А вы решаете – пойти на встречу просьбе школы или нет.

Если в ответ на то, что ты не сдал деньги, школа начинает тебя преследовать – в этом случае можно говорить о нарушении твоего права на образование. Свои права ты можешь защищать. Ты можешь обратиться с жалобой к школьному начальству, и это, скорее всего, поможет. Школе запрещено вымогать деньги у учеников, а скандалы никому не нужны.

О праве на охрану здоровья

О дополнительных занятиях

Что касается использования знаний, полученных на спецкурсе, при сдаче экзамена по основному предмету, например, геометрии – это только пойдёт вам на пользу. Любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания. Но при этом на уроке геометрии вам должны дать все необходимые знания для того, чтобы вы смогли успешно сдать экзамен по этому предмету. Если вы опасаетесь, что это не будет выполнено, обсудите ситуацию с завучем школы.

О запрете принудительного труда

Как же поступать школе в этих условиях? Если школе действительно требуется экстренная помощь, то, конечно же, она обратится к ученикам. Но это должна быть именно просьба, а не приказ. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

О гендерном равенстве

Каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу. Это называется гендерным равенством. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ни что иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Школа не может налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков. В нашей истории это произошло, когда девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой. Собственно, почему не наоборот? Мальчиков нельзя принуждать к труду, а девочек – можно? Это и есть типичный пример нарушения гендерного равенства.

Как было бы лучше поступить школе? Очень просто – не делить старшеклассников на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Школа вне религии

Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания. Это означает, что каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения.

Представим, что среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий. Посещение православного монастыря может противоречить их религиозным убеждениям. Нужно учитывать, что по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах. Более того, школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого. Поэтому школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску.

Школа не может проводить никаких мероприятий, связанных с религией, тем более собирать пожертвования на нужды религиозных общин или вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. этим нарушается норма Закона о светском характере образования.

В свою очередь, ученики имеют полное право отказаться участвовать в мероприятиях, имеющих отношение к религии. В случае, если подростков пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы.

О юридической ответственности учеников

Юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например на школьный класс, невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, но не коллектив школьников.

О дежурстве учениками в школе

А что делать, если обязанность дежурить записана в Уставе школы? Во-первых, прочитайте этот устав и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае помните, что устав школы не может противоречить закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и законом.

У проблемы дежурств есть и другая сторона – попытка наделить дежурных полицейскими, властными функциями. Мы считаем это недопустимым. Нельзя возлагать на учеников административные обязанности: дети не могут отвечать за поддержание дисциплины и порядка просто потому, что они дети. Этим могут заниматься только специально подготовленные взрослые, например, педагоги или милиционеры. Если ребёнок-дежурный всерьёз займётся наведением порядка, это может привести к ещё большему беспорядку. Во-первых, никто не гарантирует, что ретивый дежурный не перегнёт палку, а во-вторых, что на его слова и действия правильно отреагируют. Школа не должна провоцировать ситуации, ведущие к конфликтам между учениками.

Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.

У учителя нет права произвольно решать: пускать или не пускать ученика на урок. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, милицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс.

Ученица пела на перемене, учительнице что-то послышалось, и она обиделась. И что, если у учителя – конфликт с учеником, то он может его не учить? Извините, это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Ученик опоздал. Накажите его за опоздание. Как наказать? Почитайте устав вашей школы, и увидите, какие меры наказания разрешены в вашем учебном заведении. Но на урок Вы обязаны его пустить. Нет такого наказания – отстранение от урока, и быть не может.

Как поступать ученику, если его по той или иной причине не пустили на урок или выгнали с урока? Напишите жалобу директору школы. Если после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования.

Это заявление необходимо зарегистрировать в приёмной директора. Желательно прийти со вторым экземпляром и добиться, чтобы секретарь директора поставил на Вашем экземпляре свою роспись, дату приёма заявления и регистрационный номер. На следующий день зайдите к секретарю и попросите показать, какую резолюцию директор поставил на Вашем заявлении. Далее – отслеживайте ситуацию в зависимости от обстановки.

Как противостоять унижению

YouTube
Instagram

На уроке алгебры закреплять материал по геометрии? Это, считаю, приведет к полному обрушению преподавания математики. Абсурд, ведь на уроке алгебры учитель работает с учениками по определенной теме, и нельзя прерывать эту работу внедрением материала по геометрии. В противном случае не усвоится ни то, ни другое, что можно наблюдать уже сейчас. А если ученик перешел в другую школу? Как он будет усваивать преподаваемый иначе материал? Во всех школах должна быть одна система преподавания математики, одно количество часов в неделю по алгебре и по геометрии, как было в добрые советские времена. Математика — это гимнастика для ума, логическое мышление не только при решении задач, но и в жизненной ситуации.

Эмилия КУБЫШТА.

Учесть все обстоятельства

Впервые мы обратились с заявлением о разрешении приватизировать жилье в собственность в 2013 году. Пока организация оформляла документы на дом и передавала жилье на баланс жилищно–коммунального хозяйства, прошли годы. В декабре 2015–го мы написали заявление на приватизацию, а в июле 2016 года получили документы. Сумма оказалась высокой.


Вместе с соседями мы написали письмо в разные службы в надежде на то, что нам помогут. Но пришли ответы: все правильно рассчитано, никаких нарушений не выявлено, а если мы не согласны, то можем обратиться в суд.

Конечно, с переходом на рыночные отношения оно вроде все правильно. Но правильно ли, что мы несколько лет ждали оформления документов? Только вот никто на это обстоятельство внимания не обратил. Для того чтобы судиться, нужны немалые деньги. Откуда их взять? У нас маленькие зарплаты. Я работаю уборщицей. Сын — шофером. Получает чуть больше меня.

Сегодня мы не в состоянии оплатить десять процентов первоначального взноса за приватизацию жилья, а это пятьдесят миллионов неденоминированных рублей. Неужели нельзя в подобной ситуации пойти на уступки людям и разделить первоначальный взнос на несколько лет? Живем надеждой, что по отношению к тем, для кого такие суммы остаются неподъемными, что–то изменится к лучшему.

Лариса АЖГИРЕЙ.

Марьина Горка.

Скорбь при дороге

Все, наверное, не раз видели венки и кресты, установленные на обочинах дорог в местах ДТП. Они бывают самые разные — на Гомельщине, например, видела и памятники в оградах. Понимаю чувства тех, кто потерял близких в аварии. Но ведь они не цветы и свечи приносят на место трагедии, а почти полноценные могилы устраивают. Зачем? Со временем боль притупляется, а вокруг дорог стоят покосившиеся знаки беды. Как это соотносится с чувствами всех остальных? Может быть, кто–то считает подобные вещи профилактикой дорожно–транспортных происшествий? Мол, увидел место чьей–то гибели — снизил скорость? Так давайте ставить кресты на месте каждого ДТП, чтобы люди боялись ездить и водительские права получать. Можно еще знаки ставить на берегах рек, если кто–то там утонул, возле крыльца больниц, под зданиями, где кто–то упал с крыши.


Скажете, это уже перебор? А вот у меня под окнами конечная остановка автобусов, где четыре года назад застрелили таксиста. Все это время искусственные цветы стоят там постоянно. Полгода были свечи, портреты. Особенно сильно эта картина диссонировала с фейерверками, которые через день устраивают молодые отцы под окнами близлежащего роддома.

Еще пример. У пешеходного перехода по дороге на остановку кто–то установил железный крест — здесь лет пять назад мотоциклист сбил пенсионера. Надо полагать, родственники, пытаясь заглушить свою боль, уверены, что и мы, посторонние жильцы пятиэтажного дома, должны хранить память о погибших.

Не могу сказать, что так уж сильно меня раздражают или расстраивают эти знаки беды. Неприятно, не более того. Интересно вот что — почему их не убирают? Понятно ведь, что родственники погибших не берут никаких разрешений у владельцев дорог или у коммунальщиков, и вся эта самодеятельность незаконна. Слышала, что в Молдавии власти решили демонтировать подобные кресты и памятники, церковь их поддержала, потому что эта укоренившаяся традиция противоречит канонам православия. В самом деле, если каждый начнет устанавливать памятники, придорожные полосы превратятся в кладбища.

Ольга ЦЫБУЛЬКО.

Не ничье, а наше

Почему–то многие, на первый взгляд вполне приличные люди, которым в голову не придет что–то взять у соседа или незнакомого человека, без зазрения совести воруют у государства. И считают это чуть ли не нормой. Уличные урны, фонари, скамейки сегодня делают крепкими, антивандальными, но и это не всегда спасает. А как воруют на производстве! Можно сказать, массово.

Думаю, это наследие социалистического прошлого, когда государство было слишком далеко от народа, словно за высоким забором, от которого многие из озорства или хулиганства пытались оторвать хотя бы дощечку.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?

Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.

СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;

— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;

— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;

Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)

При 6-ти дневной неделе, не более

При 5-ти дневной неделе, не более

Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.

Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.

Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:

  • Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
  • В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
  • В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.

Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться: вам послушного и безропотного или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?


Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу, — конечно же, нет. Учитель может сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.

Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.


Опять же ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.

С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся, в том числе обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.

В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.



Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая по определению является добровольной) — это незаконно.


Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.


Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей. Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а в идеале подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям), то да, такая практика может иметь место.

Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.


Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.

С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию. Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений и вполне разумно посадить её поближе.

Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.


Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.

В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.

Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?


К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.

Читайте также: