Имеет ли право учитель ставить 2 за отсутствие домашнего задания

Обновлено: 04.07.2024

Рассказываем, имеют ли учителя право задавать на летние каникулы домашнее задание и спрашивать его с учеников в новом учебном году.

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники получили на лето.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит? Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым, проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Мы подумали, что, вероятно, родители хотели бы избежать суеты в этом году, и попросили учителей из разных школ рассказать, дают ли они своим детям задания на каникулы и требуют ли от них его обязательного выполнения.

Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Итак, если следовать букве закона, то Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как такового, а повторение уже пройденного материала. Зачем? Чтобы 1 сентября ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у ребенка затруднение.

Получается, что домашние задания на лето должны быть необязательными, а носить лишь рекомендательный характер.

Самое главное — решение о выполнении того или иного задания и его объеме обсуждается только на семейном совете.

Директор школы № 2120 Алла Шурухина:

Давайте разберемся с понятиями. Что значит задания на лето?

Часто школьники в начале лета ходят на дополнительные консультации с учителем, а затем получают задание на лето.

Его выполнение обязательно и будет проверено преподавателем в начале учебного года.

Если речь идет о литературе, то чтение — важное подспорье в дальнейшей учебе. И превратить его можно в интересную игру, если вести дневник. Можно бумажный, с картинками и наклейками, а можно электронный, превратив его в своеобразный блог, обсуждая с друзьями и т. п. Такая переписка — дополнительная практика в русском языке.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как полицейским.

Задание на лето от меня получают только те школьники, которые планируют выбрать физику в качестве предмета для экзамена. Это касается только десятиклассников. Для них в июне я устраивала дополнительные занятия (посещение — по желанию), на которых мы разбирали сложные темы. После каждого занятия школьники уходили с домашним заданием. И на лето они тоже получили несколько упражнений, решение которых я обязательно потом спрошу.

Конечно, я не могу ставить эти задания им в обязанности и считаю, что все зависит от желания человека.

Я стараюсь заинтересовать детей, вместе с ними найти мотивацию.

К тому же у многих школьников в конце года еще есть силы немного поработать. А если есть силы, почему бы не позаниматься?

Учитель начальных классов Мария Черкасова:

Задания на лето от учителя могут носить исключительно рекомендательный характер. И адресованы они родителям, в зависимости от того, какие моменты в обучении они хотели бы улучшить и закрепить.

Детям можно озвучить совет или пожелание в соответствии с их интересами и возможностями. Учебный год можно начать с предложения детям проявить инициативу: рассказать о книгах, о своих летних увлечениях, открытиях.

Недопустима критика и неодобрение в адрес детей, которые подобную инициативу проявить не готовы.

Контроль за летними дневниками по чтению, дневником наблюдения за природой, пособиями, прописями создает стресс для детей с первых учебных дней, разрушает и без того хрупкий позитивный настрой к школе и учебе. И в корне бессмысленно. Потому что, если ребенок успешно и с увлечением занимался, он будет рад об этом рассказать и без контроля. А если подобная работа не проводилась, то ребенок будет испытывать давление, неуверенность, страх перед осуждением, что сильно повредит его учебе в дальнейшем.

Виктория Тодорова

Я поступаю точно так , как Ваш учитель, уважаемый автор)))) И заявляю с полной уверенностью: это честно. Двойка ставится за отсутствие д.з. А если оценивать каждую домашнюю работу , получится перегрузка оценками, а в итоге-необъективная картина. Я домашние работы оцениваю в журнале либо периодически, либо выборочно. А уж двойка за отсутствие работы-это вполне справедливо.

Любовь Тыганова


Любовь Тыганова

А мне кажется, что либо оценивать все, либо не оценивать ни одну. Я обычно у себя в тетради ставлю плюсики и минусики, которые потом играют роль при выставлении оценки за урок (не обязательно за этот).

Любовь Тыганова


Любовь Тыганова

А выставление 2 при игноре выполненных работ. это как если я не пришла на работу- штраф, а пришла-ничего.

Виктория Тодорова

Любовь, во-первых, не игнор. А периодическое оценивание. А во-вторых, пожалуй, да! Не выполнил-получай 2 !Действительно похоже на штраф. Спасибо за идею: теперь двойки за невыполненное д.з. буду называть штрафами))))

Виктория Тодорова

Любовь, а Вы какой предмет преподаете? Если бы домашнюю работу по моему предмету можно было так легко оценить-плюсиками и минусиками-я бы каждую и оценивала.

Любовь Тыганова


Любовь Тыганова ответила Виктории

Виктория Тодорова

Любовь, я умею читать, спасибо. Только "выполненная работа"-понятие растяжимое. И оценить ее "плюсиками и минусиками" невозможно. Это еще менее объективно, чем проверить выборочно.

Любовь Тыганова


Любовь Тыганова ответила Виктории

Виктория Тодорова

Любовь, а вот теперь Вы перечитайте авторский вопрос. Он как раз спрашивает про оценивание, а не наличие.

Любовь Тыганова


Любовь Тыганова ответила Виктории

Виктория, а я и говорю: либо оценивать все, либо не оценивать совсем. Так честнее. Это моё мнение. Я не оцениваю.

Виктория Тодорова

Любовь Тыганова


Любовь Тыганова ответила Виктории

Виктория, он скажется на оценке за урок. Ровно так же, как и плюсик. Вы меня в чем-то хотите убедить? Или себя?

Виктория Тодорова

Любовь, разумеется, не хочу, просто пытаюсь понять, в чем разница между моей двойкой за невыполненное д.з. и Вашим минусиком. И оказывается, что в общем и целом разницы нет. Вот и все.

Любовь Тыганова


Любовь Тыганова ответила Виктории

Виктория Тодорова

Любовь, тогда разница есть, конечно. У меня отличную оценку на уроке ты можешь получить, но поставлена она будет вслед за двойкой. Ибо нечего борзеть и домашнюю работу не выполнять, даже если ты вундеркинд)))) А еще в триместре не постаалю "5" ни при каких условиях, если есть текущие двойки, в том числе и за д.з.

Любовь Тыганова


Любовь Тыганова ответила Виктории

Виктория, ну вот и понятно, откуда разница))))) а я считаю, что если деть усвоил тему, то и дз может ему ни к чему)))) но в итоге, конечно, отличники обычно выполняют))) но в жизни всякое бывает и всем спокойнее, когда знают, что не сделанное дз-это не конец света))))) и списанное дз не гарантия пятерки)))

Виктория Тодорова

Любовь, д.з. по моему предмету -это ежедневная отработка навыков и умений. И как бы "деть ни усвоил тему", он не закрепил навыков, если не выполнил домашнее задание. Может, и понял, а толку нет.

Denis Yurevich

Что за бред не задавать дз на дом. А смысл тогда, что то изучать и дома не закреплять? Полная ерунда, каждый учитель обязан проверять наличие дз, и он сам определяет в какой форме это делать и сам решает, как оценивать.

Арсений, а почему вы так резко об учениках? Что значит кто им дал право? И с чего вы взяли, что ученики обсуждают каждое действие учителей? Право говорить свободно у нас в стране закреплено конституцией! Каждый человек имеет право на свободу слова, мысли и тд! И что плохого в том, что ученик в честную задал здесь вопрос? Спросил - ответили! Не проблема. А кого он еще должен спросить? Папу с мамой? Или к юристу пойти на консультацию? Или может на педсовет придти и там поговорить со всеми сразу о справедливости оценок? Странное у вас мышление! )) из вашего поста можно сделать вывод, что ученик - это некое бесправное существо без права голоса! Он потому сюда и пришел, что рассчитывал здесь получить объективный ответ, а не от ворот поворот! Если в таком духе воспитывать детей, затыкая им рот, то уже через несколько ближайших лет мы получим поколение неуверенных в себе молчаливых послушных рабов! Вы хотите жить в таком мире? Я - нет! Пусть дети самовыражаются! Пусть задают неудобные нам вопросы! В этом и есть смысл нашего взрослого бытия - научить их всему, а не прогонять и не отрезать лаконично без объяснений!

DELETED

Наталия, пусть у своего учителя и спрашивает. Данный вопрос не требует публичного обсуждения. Может каждого ученика, которому ставят "2" за отсутствие д/з, в "Пусть говорят" пригласим? Если такие мелочи обсуждать публично - к чему мы придем? Свои субъективные выводы оставьте при себе, так как они построены на искаженном восприятии моего комментария.

DELETED

Наталия, ученик не выполняет д/з и первое, что он спрашивает - "честно ли ставить двойку за отсутствие домашнего задания". Домашнее задание сделать не хотим, а вот честность учителя публично обсудить - запросто.

Инга Пиндус

Я , как мама, со стыда бы умерла, если бы мои дочери пришли без домашнего задания. Это их первая и прямая обязанность - учиться. Как у нас с папой работа. Это их инвестиции в будущее. Это воспитание ответственности. Поэтому этот вопрос даже не обсуждается. И от учеников своих требую того же. Получить двойку - это справедливо.

Виктория Тодорова

Наталия, вряд ли мы получим молчаливых и послушных рабов из этих оборзевших созданий, которые про "права" спрашивает, а про "обязанности" понятия не имеют. Рабами они точно не вырастут. Это, конечно, хорошо. Но и самостоятельными людьми, которые умеют нести ответственность за собственную жизнь, они не станут. Это плохо. Не много ли у нас демократии, когда любой неуч может мне тыкать в мои права, а собственные обязанности игнорирует? Мне такая демократия не нужна.

Виктория, а я вас к крайностям и не призываю! Всего должно быть в меру! И еще, далеко не все дети оборзевшие и наглые! Гораздо больше хороших, чем плохих. А вы зачем в школе работаете с таким негативом к детям?

Школа живет по четким правилам - они прописаны в Законе об образовании, местных законах и школьных Уставах.

Кто прав - учитель или ученик? Куда обращаться родителю школьника? В нашей статье мы разбираемся в самых важных ситуациях и конфликтах в школе, которые вызывают больше всего вопросов у родителей и учеников.

Школа живет по четким правилам - они прописаны в Законе об образовании, местных законах и школьных Уставах. Но в некоторых моментах учителям предоставлена свобода действий.


1. Кто может работать учителем

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики - физико-технический факультет Университета, для музыки - Консерватория, для МХК - факультет искусствоведения и культурологии.

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью - но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности - дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

2. Какую ответственность несут учитель и ученик за оскорбление

Ученики по закону имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия. Учителя должны соблюдать правовые и нравственные нормы: нельзя ни наедине, ни при всем классе оскорблять ученика, пугать его, заставлять словами или силой выполнить какое-то действие.

За подобный проступок к учителю можно применить дисциплинарные меры, в том числе увольнение. За оскорбления в неприличной форме учитель может получить штраф по ст. 5.61. КоАП РФ.

Также учителя не должны читать личные записки учеников и разглашать их содержание, ведь по Конституции ребенок тоже имеет право на личную тайну. Если вас это коснулось - обратитесь к администрации школы с заявлением.

В то же время педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование любого случая. Если учителя оскорбляет ученик - ребенка могут привлечь к дисциплинарной ответственности: это замечание, выговор или исключение из школы (для детей с 15 лет). Ученика 14-16 лет могут привлечь и к гражданско-правовой ответственности как за причинение морального вреда по ст. 1074 ГК РФ, если учитель подаст иск.


3. Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой

В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:

- итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ - это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 - округляем до 4, от 4,5 - округляем до 5);

- итоговые отметки за 11 класс - это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.

Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, - сперва нужно поговорить с учителем.

Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми - напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.


Школьная форма: правила, требования и наши права

4. Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, - его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера - исключение из школы.

5. Может ли учитель отнять мобильный телефон у ребенка

Телефон - имущество ученика, и учитель не имеет права отбирать телефон даже временно. Если ребенок пользуется телефоном на уроке, отвлекается и мешает другим детям, учитель может сделать замечание, запись в дневник, провести профилактическую беседу после урока, пригласить родителей в школу.

В некоторых школьных Уставах есть Положения о мобильных устройствах, например, запрет на пользование телефоном в учебное время. Родители знакомятся с Уставом и автоматически соглашаются с этим правилом. За нарушение Устава школа тоже может сделать не так много: сделать ученику замечание или выговор, пригласить родителей на беседу.


6. Могут ли родители посещать уроки

Закон не отвечает прямо на этот вопрос. Но он говорит, что родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и образовательными технологиями. При этом они не имеют права оценивать работу учителя (а посещение уроков - это часть внутришкольного контроля). Да и учителю гарантировано право свободы преподавания и выбора учебных форм.

Поэтому, если у вас есть сомнения и претензии к учителю и вы хотите побывать на его уроках, вопрос нужно решать через учителя и администрацию. В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках: школа разрабатывает это правило самостоятельно. Поговорите с учителем, обратитесь к завучу или директору и получите разрешение на посещение урока. Конечно, при посещении урока нужно соблюдать правила школьного распорядка, не нарушать ход урока и не отвлекать учителя и детей.

7. Должна ли школа заниматься с детьми дополнительно

Закон предусматривает для длительно болеющих детей обучение на дому или при больницах. Поэтому школьники, которые пропустили уроки по непродолжительной болезни, проходят материал самостоятельно. То же касается “отстающих” детей с трудностями в обучении. Но если у школы есть средства для оплаты дополнительных занятий с детьми - она может их организовать. Также школа может предложить ребенку индивидуальный учебный план. Чтобы решить вопрос - обращайтесь к директору.

Если ученик не справляется с программой, у него к концу года есть академическая задолженность, то школа может предложить семье оставить ребенка на повторное обучение, перевести на обучение по индивидуальному плану или по адаптированным программам. Окончательное решение принимают родители. Если вы не хотите оставлять ребенка на второй год, то академическую задолженность придется погасить не позже, чем через год после ее появления.


8. Когда в школе нужна справка от врача

Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.

С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке. Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может. Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.

9. Может ли ученик посещать уроки не со своим классом

Иногда ученику важно бывать на уроках с другим классом или у другого учителя (например, для углубленных занятий или, наоборот, чтобы наверстать пропущенный материал). Это возможно. Требуется согласие самого учителя и директора школы. Но уроки в своем классе пропускать нельзя.

Если весь класс хотел бы заниматься у другого учителя или сменить классного руководителя - ученики и родители имеют право обращаться к директору о замене учителя. Это право должно быть закреплено в Уставе школы.


Как общаться со школьными учителями?

10. Куда жаловаться на нарушение прав школьника

Закон разрешает (и даже рекомендует) нам жаловаться на нарушение порядка и прав ребенка в школе. Куда же писать жалобы и заявления родителям?

- в школьную комиссию по урегулированию споров;

- в вышестоящие органы управления школой;

- в прокуратуру и суд.

Заявление о нарушении прав пишется в двух экземплярах: в месте подачи остается один экземпляр, а второй забираете вы с отметкой о приеме. Если директор бездействует, не рассматривает жалобу родителей и не дает на нее письменный ответ, - это поведение можно обжаловать в суде.


Кто предупрежден - тот вооружен, и мы в этой статье постарались привести вас в боеготовность. Но все же, пусть новый учебный год принесет вам только интересные и приятные вопросы и ответы, а ваши отношения со школой будут теплыми и радостными!


Здравствуйте! Объясните пожалуйста, те кто в теме. Имеет ли право учитель ставить 2 за не сделанное ДЗ, если ребенок сегодня первый день как вышел с больничного? Т.е. дз задали в четверг, когда ребенок еще болел.





Vasya1956


piknik








Dulsineya



1Ямразь_


Alexande_Leon



Тейя


ChuHraj



Генук


anyutka3112


MarinaKagataya


ChuHraj


MarinaKagataya


ChuHraj


MarinaKagataya


ChuHraj


MarinaKagataya



Edelweis


Trident



Кит


Trident


жэка1973


РыжаяПрелесть3


Trident




Генук



Бенедикт




FFF





Генук


Видишьтамнаводе


Bitos



Улетаю


Квик


Улетаю



Квик


S.S.C.


Тлк400


Auguest


Тлк400


Auguest


Бенедикт


Auguest



Auguest


Квик


Auguest


Квик


Auguest


Квик


Auguest


Бенедикт



Auguest


Тлк400


Auguest


Бенедикт


Auguest


Бенедикт



Auguest


Бенедикт


Auguest


Бенедикт


Auguest


Екатерина1988


Auguest


Бенедикт


Auguest




Фиорина


Davai


Фиорина


I_love_daisies






Люди, помогите доставить новогодний подарок для ребенка в г.Холмск! У нашего сотрудника ребенок живет в г.Холмск, а мы в Южно-Сахалинске. Он сам работает в г.Оха. Я привезу вам его. Хочется порадовать ребенка. Телефон мамы ребенка дам.


В интернете бушуют хайп и хейт вокруг Алисы Тепляковой. Талантливый ребенок, амбициозный папа и заформалиненное образование. Мне жалко этого ребенка. Таланту в нашей стране не место. Хотя Увидев ее в последнем спецрепе Пивоварова про эту семью, за нее немного успокоился. Пока Алису это мутная пена не волнует, но вот когда войдет в подростковый возраст.


Извиняюсь, не нашёл подходящего раздела но думаю что не сильно промазал. Пару часов назад на карту пришла социальная выплата 2233 рубля. Что это? Я ветеран Сахалинской области, ежемесячная выплата 2147 рублей уже с неделю как пришла. Если это та же выплата за январь, то непонятна сумма - индексация только 4% против заявленной Правительством 7,8%. На сайте Соцзащиты размеров выплат на 22-й год нет. Кто что скажет про это явление?

Читайте также: