Имеет ли право учитель пропагандировать свои религиозные взгляды

Обновлено: 02.07.2024

Подводим итоги успешного разрешения проблемы с попыткой принудить ребенка к изучению ОПК.

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" содержит 6 модулей:

  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.

Прочтите наше письмо, а затем мы расскажем о том, что в итоге получилось.

Директору МБОУ СОШ №10 г. Мытищи .
от . родителей ученицы 4Б класса .

На родительском собрании 5 сентября 2012 г. всем родителям была выдана для подписи официальная бумага следующего содержания:

В связи с этим, хотим официально известить Вас о своей позиции:

Свою позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими причинами:

Мы требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас предоставить письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

C уважением,
дата, подписи

Как развивались события

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленых), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также по Москве и С.-Петербургу).

Для нас результат голосования был отчасти неожиданным – ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм – не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

Поступившие к нам комментарии позволяют сделать вывод, что наш случай отнюдь не единичный.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

С большой вероятностью, руководство школы не избежит выговора – в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Почему так происходит

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия?

Итак, непосредственное решение принимает сама школа – и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Заключение

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям – это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа – лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры – хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

P.S. Версия от господина Гундяева или Наглость – второе счастье

В январе 2013 года Патриарх Кирилл порадовал нас своей трактовкой извращений в сфере религиозного воспитания в школе:

Образцовый и наглый цинизм. Вы-то думали, введение религиозных занятий – это уступка церковному лобби? Оказывается, все наоборот – это г-н Гундяев милостиво разрешил нашим детям изучать светскую этику и сравнительное религиоведение. Но вы не оправдали оказанного вам высочайшего доверия, и теперь сам патриарх сердито топчет ножкой – похоже, пора запретить эти бесовские альтернативы единственно верному учению КПСС.

Что эти заявления значат для нас? С одной стороны, не все так плохо – даже несмотря на абсолютно беззастенчивое давление и пропаганду сросшихся с властью церковников, процент фанатов ЗАО РПЦ оказался существенно ниже ожидаемого. С другой – совершенно очевидно, что давление будет только усиливаться, стадо вздумало взбунтоваться, забыв, что его место в стойле, а не в светской школе:

Ждем продолжения, но не опускаем руки – пока законных способов навязать ОПК против воли родителей не существует, так что бороться можно и нужно.

Согласно статье 28 Конституции РФ:

Ситуация, в которой преподаванием религии вынуждены заниматься учителя общеобразовательных школ, разрушает тщательно создаваемое нами уважительное отношение к школе, преподавателям и учебным пособиям. Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым.

По нашему мнению, некоторые религиозные этические нормы (например, явно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как основы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в реальных жизненных ситуациях могут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать развитию способности ребенка к принятию самостоятельных, ответственных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленных), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также п Москве С.-Петербургу).

Для нас результат голосования был отчасти неожиданным — ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм — не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

1. Ваша реальная сила — следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать;

3. Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению;

5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются.

6. Публичное пресечение противоправных действий создает важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.
Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

2. Распечатайте заявление в двух экземплярах и отнесите в школу;

3. Официально зарегистрируйте факт передачи заявления в секретариате, оставьте у себя второй экземпляр заявления с отметкой о регистрации;

4. Добивайтесь письменного отказа удовлетворить ваше законное право на выбор;

5. С этим отказом обращайтесь в надзорные органы Минобра и прокуратуру. Если школа намеренно затягивает с ответом, заявление в вышестоящие инстанции можно подавать и просто по факту нарушения, не дожидаясь комментариев школьного начальства.

С большой вероятностью, школьное начальство не избежит выговора — в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство образования и науки станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Итак, непосредственное решение принимает сама школа — и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. На эту статью Конституции пока не покушаются ни чиновники, ни даже церковники, так что для вас она является единственной серьезной опорой.

Например, в органы управления образование Московской бласти поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (причем поступило как приложение к письму областного Министерства образования и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием!). В этом письме, в частности, недвусмысленно сказано:

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям — это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа — лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше елать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры — хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильственную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.
источник
и ещё

В скором будущем родителям придется выбирать для своего ребенка новый школьный предмет "Основы религиозных культур и светской этики". Выбирать потому, что в предмет включено шесть независимых направлений – "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Кто-то называет это протаскиванием религиозной пропаганды в школу, кто-то – спасением от наступающей нравственной катастрофы, когда волна наркомании, преступности захлестнула нашу молодежь. Что же на самом деле несет в себе новый предмет?

О духовно-нравственном состоянии современных школьников и системе их ценностей, положительном преимуществе курса

В этом году с апреля предмет "Основы религиозных культур и светской этики" впервые "пробуют на вкус" в школах 19-ти регионов страны (для детей 4-5 классов). В Сибирском округе в это число входит Новосибирская, Томская области и Красноярский край. Если эксперимент закончится удачно, через два года новый предмет будет введен повсеместно, в том числе и в школах Кемеровской области. Чем это "грозит" школьному образованию? Мы беседуем с тренером-преподавателем курса "Основы религиозной культуры и светской этики", кандидатом филологических наук Анастасией Кошечко. "Тренер" означает, что Анастасия Николаевна прошла курсы в Московской академии повышения квалификации и теперь может сама готовить преподавателей нового предмета.

- Анастасия Николаевна, почему возникла необходимость такого глубокого изучения религиозных культур в школе?

- Прежде всего, я хотела бы подчеркнуть, что предмет "Основы религиозных культур и светской этики" - это не пропаганда религии в школе. Министерством образования и науки разработан светский предмет для светских детей, который помогает глубже понять свою национальную культуру и воспитывает нравственные ценности. Кстати, в разработке курса принимала участие поликонфессиональная группа: в нее входили представители всех традиционных религий России. Когда готовились учебники – вся группа проверяла точность и корректность формулировок, чтобы никого не обидеть. Таким образом был снят момент напряженности.

Рождение этого предмета – требование времени. Наши дети отчетливо ощущают, что идет деформация ценностей. Ужасает статистика разводов, наркомании, преступлений в молодежной и подростковой среде. Кроме того, по мысли одного из создателей предмета, Россия становится цивилизацией кочевников: мы теряем свои единые культурные корни. И еще один важный момент – в современном обществе существует большое количество субкультур и контркультур, которые несут разрушительную идеологию. Тут вред и для психического здоровья, и для моральных устоев, и для семейных ценностей. Если ребенок не имеет четких духовных ориентиров – он может легко попасть под плохое влияние.

Критики курса говорили: вы пытаетесь внедрить в школу религиозное образование. Это не так. Религиозное образование – другая сфера, где участвуют представители религиозных структур. А в данном случае участвует компетентный светский преподаватель.

- Что общего между изучением какой-либо религиозной культуры и нравственностью?

- Во-первых, у всех шести модулей совершенно одинаковы первый и последний уроки. Все дети сначала проходят тему "Россия – наша Родина", и в заключение – тоже единая тема "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия". На общий урок собираются дети, которые изучали разные модули, разные религиозные культуры. Учитель вместе с учениками приходит к выводу, что, несмотря на различия, нас объединяет одна страна. И мы знакомим детей со сложным, но очень нужным термином – толерантность. В нашем многонациональном мире мы должны жить в мире и согласии. Это значит – понимать и уважать не только свою культуру, но и чужую: "Я уважаю твою точку зрения. Это не значит, что я отказываюсь от своей. Я уважаю твое право быть другим, непохожим на меня. И это не мешает мне общаться с тобой и дружить". Понимание этих простых истин очень важно для формирования нормальной атмосферы в детском коллективе. Дети учатся бережно относиться к своим и чужим культурным и религиозным традициям.

Кроме того, каждая религиозная культура преподается прежде всего как сокровищница нравственной мудрости. Что такое хорошо и что такое плохо – этические ценности совпадают во всех религиозных мировоззрениях. Ведь ни одна из них не учит, например, разрушению семьи. Для всех религиозных культур абсолютными ценностями являются Родина, долг, честь, совесть, верность и т.д.

- И все же есть народная мудрость – каждый кулик свое болото хвалит. Не получится ли, что религиозно убежденный учитель вместо знакомства со своей культурой будет ее навязывать? Что с точки зрения своей культуры ребенок начнет негативно оценивать другую?

- Задача предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в том и состоит, чтобы показать, что нет плохих или хороших культур. Требование к преподавателю очень жесткие: не должно быть никакого предвзятого отношения к разным мировоззрениям, тем более критики традиционных для России религиозных культур. Не должно быть самоидентификации по религиозному признаку, например, "мы – православные". Учитель может говорить "мы" только двух случаях: "мы - люди" и "мы - граждане России".

Педагог не имеет права призывать ребенка к тому, что он должен поступать так-то и так-то. Он может употреблять только такие формулировки: "христиане считают, что…", или "буддисты считают, что…" Тем более запрещено на занятиях призывать к совершению каких-либо религиозных действий (например, к молитве) и т.д.

Могут быть призывы, направленные на познавательную деятельность: "давайте подумаем", "давайте порассуждаем". Императивы могут быть нравственные, например, призыв к честности в отношениях друг с другом. Но ребенок на этом уроке имеет право не соглашаться с тем, что ему говорят, высказывать собственную точку зрения, что поможет ему лучше понять самого себя.

Очень важно, на уроках по новому предмету не ставят оценки. Задумайтесь, как можно оценить уровень духовности ученика? Это совсем не дело школы. Есть система поощрений для детей. Поощряются все, кто активно участвует в работе на уроке, в обсуждении вопросов. Учитель имеет возможность поощрить каждого ученика пусть даже за незначительное (на первый взгляд!) познавательное, творческое, нравственное усилие.

- Как дети сами воспринимают новый предмет? Название у него довольно "скучное" для подростка.

- 16 июня 2010 года в Томске прошла конференция по предварительным итогам эксперимента. Были приглашены представители всех религиозных конфессий, представители Московской академии повышения квалификации, Департамента общего образования, администрации Томска, преподаватели вузов и школ города Томска и Томской области. Преподаватели предмета рассказывали о своем первом опыте. Общий результат – дети с большим интересом изучают "Основы религиозных культур и светской этики". Ведь главный принцип курса – это не отстраненный сухой рассказ об абстрактных понятиях, а рассказ… о самом ребенке. Курс знакомит детей с самими собой, с собственной личностью. На уроках постоянно идет обсуждение различных этических ситуаций. Курс учит тому, как знания можно применить на практике, то есть, в какой-то мере, мы можем говорить и о вполне прагматических цеях изучения этого предмет. Например, как выстроить отношения с одноклассниками. Ребенок часто не может откровенно поговорить об этом с родителями. А у него каждый день появляются насущные вопросы. Например, как вести себя, если тебя обидели. Как поступать, если кого-то обидел ты и тебя это мучает. Как быть, если тебе нравится девочка и т.д. Все дети проходят через это.

Учитель не выкладывает готовое содержание, а призывает детей к активному осмыслению материала урока. Часто ли мы, взрослые, анализируем свои поступки с точки зрения их соответствия нравственным нормам? К сожалению, обычно мы поступаем так, как проще, легче, удобнее. И не утруждаем себя этической оценкой своих действий. Поэтому курс и построен таким образом, что его изучает не только ребенок, а фактически вся семья. Есть по предмету специальная "Книга для родителей". Дети, например, получают задание – узнать у родителей, какие добрые традиции существуют в семье. Если нет родителей – это может быть любой другой взрослый, значимый для ребенка. И такой разговор устанавливает совершенно другой диалог между родителями и детьми, появляется связующая ниточка между духовным и культурным опытом разных поколений.

- Почему выбран именно такой возраст школьников (10-11 лет) для преподавания нового предмета?

- Возраст выбран неслучайно. Это переход в подростковый период, когда обостряются все ценностные вопросы. Идет активное познание самого себя. Рушатся все детские авторитеты. Очень актуальными для подростка становятся попытки понять себя и мир. Многие учителя на конференции говорили: урок закончился, а дети не расходятся. Им хочется еще поговорить, задавать вопросы. Иногда дети на этих уроках рисуют. И учитель не запрещает: рисование здесь – момент осмысления себя, момент личностного, интеллектуального развития.

Конечная цель предмета "Основы религиозных культур и светской этики" - формирование осознанного нравственного поведения: я понимаю, почему я поступаю так, а не иначе. В учебнике А. Кураева по модулю "Основы православной культуры" описывается случай в Ногинске-9, когда мальчик ценой жизни спас свою сестру. Он не побоялся вступить в схватку с взрослым мужчиной. По сути, он уже – защитник Отечества. Почему он так поступил? Он уже сформирован как личность, он уже мужчина, несмотря на то, что ему было восемь лет.

- С этикой все понятно. А как не абстрактно говорить о религии?

- У каждой религиозной культуры существует свой сценарий жизни, поведения в типичных обстоятельствах. Например, каждая культура учит особому отношению к болезни. В православной культуре, например, болезнь может быть особым ценным периодом, когда человек получает возможность спокойно разобраться в себе, в своих ошибках, в конце концов, искупить свои грехи. То есть болезнь может быть благом, ступенью духовного роста по мере приближения к вечной жизни. Взрослые подчас много говорят детям об умении "вертеться в жизни", но жизнь постоянно ставит нас в такие ситуации, где умение "вертеться" не срабатывает. В болезни человек вспоминает, что он смертен и что у него есть душа, которая тоже страдает.

У разных народов есть особое отношение к старости, своя культура старения. Есть своя культура создания семьи. Культура праздников. Все это не абстракции. И мы говорим с ребятами о том, как определенные религиозные убеждения помогают в решении практических жизненных вопросов.

Наша история и культура - это не что-то абстрактное, что когда-то было. Это происходит здесь и сейчас. Люди разных культур живут согласно своим убеждениям. И, повторю еще раз, наша задача, чтобы ребенок понял, мы – разные, но нас объединяет одна страна – Россия.

Подводим итоги успешного разрешения проблемы с попыткой принудить ребенка к изучению ОПК.

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" содержит 6 модулей:

  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.

Прочтите наше письмо, а затем мы расскажем о том, что в итоге получилось.

Директору МБОУ СОШ №10 г. Мытищи .
от . родителей ученицы 4Б класса .

На родительском собрании 5 сентября 2012 г. всем родителям была выдана для подписи официальная бумага следующего содержания:


В связи с этим, хотим официально известить Вас о своей позиции:

Свою позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими причинами:

Мы требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас предоставить письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

C уважением,
дата, подписи

Как развивались события

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленых), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также по Москве и С.-Петербургу).


Для нас результат голосования был отчасти неожиданным – ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм – не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

Поступившие к нам комментарии позволяют сделать вывод, что наш случай отнюдь не единичный.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

С большой вероятностью, руководство школы не избежит выговора – в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Почему так происходит

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия?

Итак, непосредственное решение принимает сама школа – и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Заключение

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям – это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа – лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры – хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

P.S. Версия от господина Гундяева или Наглость – второе счастье

В январе 2013 года Патриарх Кирилл порадовал нас своей трактовкой извращений в сфере религиозного воспитания в школе:

Образцовый и наглый цинизм. Вы-то думали, введение религиозных занятий – это уступка церковному лобби? Оказывается, все наоборот – это г-н Гундяев милостиво разрешил нашим детям изучать светскую этику и сравнительное религиоведение. Но вы не оправдали оказанного вам высочайшего доверия, и теперь сам патриарх сердито топчет ножкой – похоже, пора запретить эти бесовские альтернативы единственно верному учению КПСС.

Что эти заявления значат для нас? С одной стороны, не все так плохо – даже несмотря на абсолютно беззастенчивое давление и пропаганду сросшихся с властью церковников, процент фанатов ЗАО РПЦ оказался существенно ниже ожидаемого. С другой – совершенно очевидно, что давление будет только усиливаться, стадо вздумало взбунтоваться, забыв, что его место в стойле, а не в светской школе:


Ждем продолжения, но не опускаем руки – пока законных способов навязать ОПК против воли родителей не существует, так что бороться можно и нужно.

Читайте также: