Имеет ли право учитель оставлять детей без присмотра

Обновлено: 25.06.2024

Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?
Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, – право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается.

Существует ли оценка по поведению?
Официальной оценки по поведению в настоящее время нет. Однако классный руководитель вправе еженедельно выставлять в дневник оценку за поведение и ведение дневника. Данная мера необходима для информирования родителей.

Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе?
Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Какие последствия могут ожидать ученика, если он пропустил много уроков по болезни?
Если ученик пропустил много уроков по болезни, но прекрасно усвоил программу и сдал экзамены (итоговую контрольную работу, зачёт), то ничего неприятного ему не угрожает. Если состояние здоровья ученика не позволяло ему учиться и осваивать образовательную программу, он может быть оставлен на повторный год обучения по болезни.

Имеет ли право учитель не отпускать в туалет с урока?
Учитель не имеет права отпустить ребёнка в туалет без личного сопровождения, так как, в случае травмы ребёнка (например, поскользнулся на лестнице), ответственность будет нести сам учитель. Но, учитель не имеет права оставить без присмотра класс во время урока (по тем же причинам).Из выше написанного следует, что у учителя нет другого выхода, кроме как не разрешить выходить в туалет во время уроков. Однако если у ребёнка имеются определенные медицинские показания (энурез, пиелонефрит и др. официально подтвержденные заболевания мочеполовой системы), учитель обязан выпустить его в туалет.

Когда я имею право покидать пределы территории школы?
По медицинским направлениям, по письменным просьбам родителей (или по звонку), в чрезвычайных ситуациях. Во всех остальных случаях школа несёт ответственность за безопасность ребёнка, поэтому самовольный выход за пределы школы в учебное время не допускается.

Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса?
Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учёбой и поведением в школе.

Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?
Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?
Обязан. Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период их пребывания в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.

Имеет ли право школа не допустить до занятий учащегося без справки от врача о выздоровлении?
Если сотрудникам школы известно, что учащийся находится на больничном с инфекционным/вирусным заболеванием, которое может негативно повлиять на других учащихся школы, они могут потребовать медицинскую справку, в которой стоит пометка о выздоровлении ребёнка. Без этой справки ребёнка до уроков могут не допустить, предварительно уведомив об этом родителей.

Может ли учитель отбирать вещи и осуществлять личный досмотр учеников?
Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности. Исключением из этого правила может быть только ситуация, когда то, что лежит в кармане ученика, представляет опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих. Чрезвычайность ситуации даёт право учителю отобрать, например, взрывоопасный предмет, ядовитую жидкость, наркотические средства, сигареты и пр. Но, в любом случае, в действиях учителя не должно быть ничего такого, что унижало бы человеческое достоинство ученика.

Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя?
Ученики как участники образовательного процесса имеют право обращаться к директору школы лично и от имени класса с любыми вопросами.

К кому можно обратиться, если ученик не согласен с оценками, выставляемыми учителем?
Право оценивать знания учащегося принадлежит учителю, преподающему предмет. Если ученик не согласен с его оценкой, родители ученика должны обратиться с письменным заявлением к директору школы. В школе будет создана комиссия учителей данной школы, которая проверит и оценит знания учащегося. Оценки за тестовые работы и работы проверяемые с помощью автоматизированных систем не оспариваются.

Для кого в школе звонок: для учеников или учителей?
Звонок в школе предназначен для уведомления учащихся и сотрудников школы о том, что наступило время очередного урока или перемены. Не стоит придавать этому сигналу слишком большого значения. Организовать учебный процесс возможно было бы и без звонка, так как существует расписание уроков и перемен. Но вполне понятно, что при большом количестве участников образовательного процесса в школе удобно пользоваться подобным сигналом. По собственному усмотрению удлинять или сокращать продолжительность уроков и перемен учителя не имеют права. Это совсем не значит, что у учителя нет шансов закончить после звонка произносимую фразу. Так же и ученик должен иметь несколько секунд в начале урока для того, чтобы, услышав звонок, успеть занять своё место.

Может ли учитель читать отобранные у детей записки?
Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому учитель не имеет права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание.

За последние месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних без присмотра даже на непродолжительное время на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в законе. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 125 УК РФ. Знайте! Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Памятка для родителей

Безопасность ребенка в быту

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!

Но если Вам всё-таки пришлось уйти, то сначала:

  • Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.
  • Займите ребенка безопасными играми.
  • Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.
  • Перекройте газовый вентиль на трубе.
  • Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.
  • Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате!

  • Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.
  • Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.
  • Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!

Источники потенциальной опасности для детей

  1. Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:
  • спички;
  • газовые плиты;
  • печка;
  • электрические розетки;
  • включенные электроприборы.
  1. Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться (зависит от возраста):
  • иголка;
  • ножницы;
  • нож.

3. Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах:

  • бытовая химия;
  • лекарства;
  • спиртные напитки;
  • сигареты;
  • пищевые кислоты;
  • режуще-колющие инструменты.

Ребенок должен запомнить:

  • Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду постепенно.
  • Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.
  • Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Solnze PLANETA

Имеют ли право учителя оставлят детей одних на паузе в 1 и 2 классе. У меня доча 2-классница и говорит, что они переодически остаются одни. Школа маленкая- 2 класса. Проблема в том что дети ест неодыкватные , душат , толкают с сади со всей дури сеняки у нас непроходят. Что делат?

Женщина_с_Венеры

думаю что имеют. потому что на продлёнку которая у нас расположена через пару домов через дорогу дети ходят в сопровождении взрослого всего пару недель, а потом одни. а здание школы и подавно считается abgesichert

Margarita7

Нет, не имеют. Они должны осуществлять присмотр за детьми во время перемен.
Но где дети остаются одни-во дворе шкоыл во время болъших пауз или в классе, когда учителъ вышел на пять минут в туалет?

Eisbärchen

Да, теоретически имеют. правила формулируют это примерно так: дети должны чувствовать себя под присмотром. Такая размытая формулировка. У нас была такая ситуация в школе, учителя отреагировали вкупе с директором очень агрессивно, когда я пришла выяснять, почему дети были без присмотра на перемене и произошёл несчастный случай. Училка решила, что нападение лучшая защита и обвинила меня в том, что я пытаюсь сделать из неё "бу-манн", типа произошло и произошло, никто не виноват. В другой же школе, куда мы перешли, присмотр на переменах был организован очень чётко.
Так что попробуйте, пожалуйтесь на синяки и выскажите свои беспокойства, посмотрите, как отреагируют.

Solnze PLANETA

Пауза проходит на улице, рядом дорога. Просто не знаю как им об етом сказат, чтобы они не думали что я наезжаю.

sitnik-o


О каком "abgesichert" речь?
Термин " Aufsichtspflicht" вам знаком?
Разницу между нахождением в школе и дорогой в продленку не ощущаете?


Даже теоретически не имеют
Во время паузы ВСЕГДА во дворе должен находиться хотя бы один дежурный учитель
Именно потому, что там много детей, которые двигаются и играют.
И их нельзя оставлять совсем без примотра

на перемене должен быть учитель, осуществляющий Pausenaufsicht
Чтобы в случае опасности СРЕАГИРОВАТЬ
Если вас это волнует, поговорите с директором
Но сначала почитайте шульгезетц земли вашей

В ответ на:
Selbstverständlich hat die Schule während der gesamten Schulzeit die Aufsicht über die Schüler zu gewährleisten, und zwar nicht irgendwie, sondern nach folgenden Grundsätzen:
Zitat:
Die Aufsicht ist
► kontinuierlich, d.h. so regelmäßig und deutlich
durchzuführen, dass sich die Kinder beaufsichtigt
fühlen,
► aktiv zu führen, d.h. dass die Aufsicht führende Per-
son sofort eingreifen kann, wenn es geboten ist, und
► präventiv zu gestalten, d.h. auf erkennbare Gefah-
renpunkte muss sofort reagiert werden


Если вам директор СКАЖЕТ, что на паузах у них учитель не всегда присутствует и это ОК, но попросите подтвердить это письменно
Пригодится, возможно.

В ответ на:
Пауза проходит на улице, рядом дорога. Просто не знаю как им об етом сказат, чтобы они не думали что я наезжаю.


Если вы опасаетесь, что подумают, будто что вы наезжаете, так лучше и разговор не начинать
Я бы сначала пару раз пришла и понаблюдала, правда ли учителя нет
Может, дети его просто не замечаюи
И если подтвердится, пошла бы к директору и сказала: так и так, в такие-то дни на таких-то паузах столько-то минут дети были совсем без присмотра
Скажите, это правило, или я СЛУЧАЙНО попала на " исключение"
Если второе, убедительно вас прошу такие ситуации исключить
Если первое, письменно мне подтвердите, что это допускается законом и специально вами практикуется

Eisbärchen

В ответ на: kontinuierlich, d.h. so regelmäßig und deutlich
durchzuführen, dass sich die Kinder beaufsichtigt
fühlen,


Вот эту формулировку мне и ткнули тогда в глаза. Чтобы дети "чувствовали" себя под присмотром, достаточно поглядывать на них из окна раз в 15 минут. Про остальные элегантно забыли, очевидно.


В нашем случае не разглядели вовремя опасности. Хотя тоже так сформулировано "schwammig"((( кто-то опознает опасность, кто-то нет.

В ответ на:
Вот эту формулировку мне и ткнули тогда в глаза. Чтобы дети "чувствовали" себя под присмотром, достаточно поглядывать на них из окна раз в 15 минут


Ну, это они так считали. На самом деле для скопления большого количества учащихся начальной школы этого не достаточно
И именно потому, что в таком случае практически никакое несчастье предотвратить нельзя
Одно дело, выглядывать из окна, когда твой единственный ребенок во дворе на качели или горке играет ( и то, я никогда детей своих в возрасте начальной школы нигде без присмотра играть не оставляла. мало ли, обидит кто-то взрослый)
И другое дело, когда 30-40 человек каждый чем-то свои занимается
Думаю, мнение школы сразу же "поменялось бы", если бы у них попросили про "15 минут из окна" письменно подтвердить

В ответ на: Имеют ли право учителя оставлят детей одних на паузе в 1 и 2 классе. У меня доча 2-классница и говорит, что они переодически остаются одни. Школа маленкая- 2 класса. Проблема в том что дети ест неодыкватные , душат , толкают с сади со всей дури сеняки у нас непроходят. Что делат?


По закону у них ауфзифтпфлихт. Т.е. они должны осуществлять присмотр за детьми. Но обязаны ли они это делать по закону? Нет закона, чётко обозначающего, когда можно оставлять детей одних. Поэтому я думаю, что они имеют право оставлять на короткий период детей одних, но при этом они берут на себя ответственность за риск.
(нам от этого не легче, я понимаю Вас)
На "вопрос что делать?" ответ один: реагировать на случившееся. Когда школа попыталась свалить вину на ребёнка в первом классе, то мы задали чёткий вопрос: где были учителя? Последовал невнятный ответ и претензии к ребёнку были сняты с повестки дня. Когда нашему сыну надоедают слишком сильно, то мы идём к доктору и снимаем "побои". Вчера это была шишка под коленкой, которая болела и не дала заниматься спортом. Теперь в школу пойдёт официальная жалоба на имя социального педагога с просьбой провести соответствующие мероприятия с таким-то мальчиком, который бьёт ногами умышленно жестоко (так будет написано в жалобе): по коленям, в пах, в глаза и губы.
Нам как-то после первой жалобы школа предложила больше следить за нашим ребёнком. На что мы ответили, что за нашим ребёнком следить не надо, надо просто предупреждать несчастные случаи, а для этого за детьми должен быть должный присмотр. Ведь школа отвечает за детей в это время, за их "целость и сохранность" (с). Директриса была кривая, как лимно съела, но меры приняла правильные.
Вот, что и как Вы должны делать. Любое более-менее серьёзное поползновение должно быть письменно изложено и передано дирекции школы.
Не ждите, что школа проявит благородство и ответственность сама по себе. Наши дети нужны только нам.



Современные учителя в школах каждый день нарушают запреты, установленные законом. Однако почему-то на это никто не обращает внимания и, более того, многие ученики и родители считают эти действия нормой.


Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок - это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может. Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Оценивание поведения

"Вова, ставлю тебе двойку за поведение", - слыхали такую фразу от преподавателя? На самом деле она не может звучать на уроке, так как учитель не имеет права оценивать поведение ученика - он должен ставить оценки только за знания. Об этом прямо говорится в рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей" (п.65).


Домашнее задание на каникулы

Учителя не имеют права задавать тонны домашней работы на каникулы, так как это время выделено для отдыха детей, а не для учебы. Исключением является чтение художественной литературы - преподаватель действительно может предоставить список книг, рекомендуемых к прочтению в летний период.

Если ваш педагог любит нагрузить детей домашней работой под видом того, что весь необходимый материал не был своевременно усвоен в период, отведенный для учебы, он нарушает ст. 31 Конвенции о правах ребенка.


Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.


Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде "Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?" или "Кто из тебя вырастет!".


О таком запрете прямо говорится в Законе "Об образовании" (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Изменение продолжительности урока

"Звонок для учителя" - любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.

Изъятие личных вещей

Ни один учитель не наделен законным правом отбирать у учащегося его личные вещи. С появлением гаджетов многие преподаватели стали злоупотреблять своим положением и отбирать телефоны, наушники, игрушки у учащихся со словами "Мать в школу придет - отдам ей" или "После урока заберешь". Люди не имеют права брать чужие вещи без разрешения, учитель не исключение.


Лишение ученика возможности присутствовать на занятии

Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.


Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.


Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания - больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке - только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Читайте также: