Имеет ли право участвовать в закупках поставщик включенный в реестр недобросовестных поставщиков

Обновлено: 17.05.2024

Какова процедура включения в РНП?

Недобросовестные поставщики включаются в реестр сроком на 2 года (ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ), в течение этого времени компания не может участвовать в госзакупках.

Процедура включения в реестр следующая:

  1. Госзаказчик передает в ФАС России (если закупка была на оборонные нужды, то в Рособоронзаказ) документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), или, в зависимости от основания, мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта, либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта;
  2. ФАС России (Рособоронзаказ) проводит проверку и выносит решение о включении или об отказе во включении компании в РНП.

Включение в РНП при уклонении от заключения контракта

Компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, а иногда и документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта.

Исходя из этих положений, факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и неважно, по каким причинам это произошло. В итоге во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в РНП.

У судов же сложилась другая позиция. Они приравнивают включение участника закупок в РНП к санкции (мере государственного принуждения) и указывают, что госорганы, принимая такое решение, не должны ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения законодательства. Это следует из позиции, сформулированной в постановлении Конституционного суда от 30.07.01 № 13-П, от 21.11.02 № 15-П.

Такая позиция судов дает возможность доказывать незаконность включения в РНП в случае неподписания контракта по причинам, не зависящим от компании. Затронем типовые ситуации.

(а) Проект договора получен после окончания срока подписания. Одной из ситуаций, когда компанию могут признать уклоняющейся от заключения госконтракта, является случай, когда она не имеет реальной возможности подписать проект контракта, потому что получила его уже после того, как истек срок для подписания. Но в таких случаях судебная практика защищает интересы участников закупок.

Однако, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за технического сбоя, нужно иметь доказательства того, что технические проблемы действительно имели место в конкретные даты. Кроме того, важно подтвердить еще и то, что компания пыталась предпринять иные меры для заключения контракта (например, представить переписку с сотрудниками госзаказчика).

Включение в РНП при существенном нарушении условий контракта

Еще одно основание для включения в реестр – нарушение компанией своих обязательств по уже заключенному контракту. Причем если в случае с уклонением от заключения контракта у компании есть шансы доказать, что она добросовестно пыталась принять все возможные меры к тому, чтобы контракт все-таки был подписан, то при установлении существенного нарушения заключенного контракта избежать включения в реестр почти невозможно.

(а) Основание – судебное решение о расторжении контракта. Согласно Закону № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков должна быть включена информация о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Здесь речь идет о ситуации, когда суд расторгает контракт из-за существенного нарушения условий контракта со стороны поставщика.

Расторжение контракта в судебном порядке при условии нарушения участником закупок обязательств ведет к безоговорочному включению информации о таком участнике в реестр.

(б) Основание – односторонний отказ заказчика. Поставщик может попасть в реестр, только если заказчик откажется от контракта из-за существенного нарушения поставщиком взятых на себя обязательств (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Но нужно учитывать, что эта норма не нашла и вряд ли найдет широкое применение по причине нежелания заказчиков отстаивать и обосновывать в суде причины одностороннего отказа от контракта. Гораздо охотнее заказчики будут пользоваться проверенным инструментом расторжения контрактов в судебном порядке.

Заключение

Таким образом, участвуя в госзакупках, предприниматели должны со всей серьезностью отнестись к процедуре подписания контракта и аккуратно исполнять обязательства по нему.

Реестр недобросовестных поставщиков — это список компаний, которые уклонились от подписания контракта в госзакупках или нарушили условия его исполнения. Рассказываем подробно, что такое РНП, за что в него попадают, какие последствия влечёт включение в реестр и как добиться исключения.


Что нужно знать о реестре недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков — официальная база данных, используемая в сфере госзакупок. Она общедоступна и формируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в соответствии:

Реестр публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:

  1. Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
  2. Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
  3. Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
  4. Дату внесения в РНП.

Основания и порядок включения в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

  • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

Порядок включения в РНП:

  1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
  2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
  3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

Подробнее об основаниях включения в РНП

Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

Уклонение от заключения контракта

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

  • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
  • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
  • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

Отказ заказчика от исполнения контракта

Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

Последствия включения в РНП

  1. При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
  2. Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
  3. Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
  4. РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.

Порядок исключения из РНП

Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

  1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
  2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
  4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
  5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
  6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
  7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
  8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
  9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

Читайте также: