Имеет ли право соцзащита приходить домой с проверкой к инвалиду

Обновлено: 19.05.2024

Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.

Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности. До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.

Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.

Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.

Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.

Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.

Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.

До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.

Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).

Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.

Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.

Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.

В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.

При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.

Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.

Сотрудник‑инвалид в организации: прием на работу, льготы работодателям, начисление зарплаты, налоги и взносы

Появление в штате сотрудника, имеющего инвалидность, вызывает вопросы даже у опытных кадровиков и бухгалтеров. Как правильно заключить с ним трудовой договор? Какие льготы предоставить? Как начислять зарплату, платить налоги и страховые взносы? Какие дополнительные права и обязанности появляются у работодателя? Ответы на все эти вопросы — в нашей статье.

Кто признается инвалидом

ВНИМАНИЕ

Срок инвалидности истекает 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено переосвидетельствование, то есть проведение очередной медико-социальной экспертизы (п. 12 Правил).

Льготы работодателям при трудоустройстве инвалидов

Для работодателей, у которых трудятся лица с ограниченными возможностями, предусмотрены некоторые льготы по налогам и страховым взносам. Также им могут выдаваться субсидии.

Налогообложение

Если работодателем является организация — плательщик налога на прибыль, то при соблюдении определенных условий она может уменьшить доходы на расходы, потраченные на цели, указанные в подпункте 38 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Речь идет о затратах, связанных с обеспечением социальной защиты инвалидов (см. справку). Учесть расходы можно при соблюдении двух условий: инвалиды составляют не менее 50% среднесписочной численности, а на оплату их труда приходится не менее 25% от общего объема выплат работникам.

СПРАВКА

Согласно статье 264 НК РФ, целями социальной защиты инвалидов признаются:

  • улучшение условий и охраны труда инвалидов;
  • создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация рабочих мест для надомников);
  • обучение и трудоустройство инвалидов;
  • изготовление и ремонт протезных изделий;
  • приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (в том числе приобретение собак-проводников);
  • санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
  • защита прав и законных интересов инвалидов;
  • проведение мероприятий по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные);
  • обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
  • приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов;
  • приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;
  • осуществление взносов общественным организациям инвалидов на их содержание.

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

В части НДС льгота для обычных коммерческих организаций и ИП, использующих труд инвалидов, не предусмотрена (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Каких-либо льгот по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам для организаций, имеющих в своем составе работников-инвалидов, на федеральном уровне не предусмотрено. Также наличие в штате людей с ограниченными возможностями не дает преференций при уплате налогов в рамках специальных режимов — УСН, ЕСХН и ПСН.

ВНИМАНИЕ

Лица, являющиеся инвалидами с детства, а равно инвалиды I и II групп имеют право на стандартный вычет по НДФЛ в размере 500 руб. ежемесячно (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Социальное страхование

Еще одна особенность связана с выплатой инвалидам пособия по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом). Таким лицам больничные перечисляются не более 4-х месяцев подряд или не более 5-ти месяцев в календарном году (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Это означает, что по одному заболеванию или по одной травме (вне зависимости от количества оформленных в этом случае бюллетеней) пособие выплачивается не более чем за 4 месяца (отсчет ведется со дня выдачи первого больничного). По всем таким случаям, произошедшим в течение календарного года, пособие начисляется не более чем за 5 месяцев.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

ВАЖНО

Сформировать и сдать в ФСС документы для выплаты пособий Сдать через интернет

Субсидии для работодателей

На федеральном уровне каких-либо специальных субсидий организациям, использующим труд инвалидов, не предусмотрено. Однако такие меры поддержки могут включаться в региональные или местные программы. В частности, в рамках региональных госпрограмм субсидии часто выдаются на обустройство рабочих мест для незанятых инвалидов.

Квота для приема на работу

Квотирование — это резервирование определенного числа рабочих мест для трудоустройства определенных категорий лиц. Как указал Верховный суд в определении от 11.05.11 № 92-Г11-1, квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Основанием квотирования рабочих мест для инвалидов является статья 21 Закона № 181-ФЗ.

Данной статьей введены следующие нормы квотирования:

  • в организации с числом работников больше 100 человек — от 2% до 4% среднесписочной численности;
  • в организации с числом работников от 35 до 100 человек — не выше 3% среднесписочной численности.

ВАЖНО

При расчете квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным (ч. 2 ст. 21 Закона № 181-ФЗ).

Для компаний с меньшей численностью персонала и предпринимателей обязательное квотирование не устанавливается.
Конкретный размер квоты определяют власти субъекта РФ. В связи с этим если головной офис организации и ее филиал (представительство) находятся в разных местностях, квоты для организации и для обособленного подразделения рассчитываются отдельно (определение ВАС РФ от 03.09.12 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11).

Также важно учесть, что в квоту включаются рабочие места, на которых уже трудятся инвалиды (определение ВС РФ от 11.05.11 № 92-Г11-1). Другими словами, число рабочих мест, которое должно быть зарезервировано в пределах нормы квотирования, уменьшается на число рабочих мест, которые уже заняты инвалидами.

Требования к условиям труда для инвалидов

Такие требования прописаны в статье 23 Закона № 181-ФЗ. В частности, установлено, что работодатель обязан создать для каждого инвалида те условия труда, которые предусмотрены его индивидуальной программой реабилитации или абилитации. При этом для инвалидов I и II групп в любом случае вводится сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется в соответствии с медицинским заключением работника-инвалида (абз. 4 ч. 1 ст. 94 ТК РФ).

ВАЖНО

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ст. 96, 99 и 113 ТК РФ).

Также нужно помнить, что инвалид имеет право на удлиненный ежегодный отпуск — его продолжительность не может быть меньше 30 календарных дней (п. 5 ст. 23 закона № 181-ФЗ). Помимо этого, работодатель обязан по заявлению инвалида предоставить ему в любое время отпуск без сохранения зарплаты. Общая продолжительность такого отдыха — до 60 календарных дней в рабочем году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ, письмо Минтруда от 06.10.16 № 14-2/ООГ-8948).

Прием на работу инвалида

Для оформления на работу инвалид должен принести те же самые документы, что и другие соискатели. Медицинские документы, подтверждающие статус инвалида, он предъявляет только по собственному желанию. Работодатель не вправе их требовать даже если инвалидность соискателя очевидна (ст. 65 ТК РФ).

Это правило не действует, если инвалид трудоустраивается в счет квоты на специальное рабочее место (ст. 24 Закона № 181-ФЗ). В этом случае у соискателя нужно запросить документы, подтверждающие инвалидность. Также работодатель вправе знать, какие требования предъявляются к рабочему месту, где может трудиться этот человек (обычно они указаны в программе реалибилитации или абилитации, либо в медзаключении).

Начисление зарплаты инвалидам

Несмотря на то, что продолжительность рабочего времени для инвалидов I или II группы не должна превышать 35 часов в неделю, заработная плата им выплачивается в полном размере, а не пропорционально отработанному времени.

Оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни осуществляется работникам-инвалидам в общем порядке, установленном статьей 149 ТК РФ.

Ответственность работодателя

За нарушение трудовых прав инвалидов (в т.ч. невыплату зарплаты, непредоставление отпусков, незаконное привлечение к сверхурочной или ночной работе, а равно за невыполнение положений медзаключения об условиях труда и требованиях к рабочему месту) работодатель несет такую же ответственность, как и в отношении прочих сотрудников. Напомним, что это может быть административная ответственность (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ) или материальная (ст. 236 ТК РФ).

Отдельные штрафы установлены за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах квоты. Штраф для должностных лиц компании составит от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ). Нарушением будет несоздание специальных рабочих мест для инвалидов в пределах квоты или невыделение таких мест из уже имеющих (т.е. отсутствие соответствующих документов о квотировании — см. постановление ВС РФ от 08.04.14 № 32-АД14-2). Также штраф выпишут за необоснованный отказ в приеме на работу на эти места. Если отказ связан с деловыми качествами соискателя или медицинскими показаниями, то состава правонарушения не будет (ст. 64 ТК РФ; п. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом ВС РФ 17.06.20). Кроме того, ответственность за нарушения в данной сфере может устанавливаться региональным законодательством.

Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.

Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности. До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.

Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.

Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.

Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.

Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.

Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.

До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.

Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).

Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.

Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.

Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.

В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.

При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.

Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.

Кто разбирается в кухне ЦСО (Москва)? Какие могут быть причины, что соцработник, которого официально, через начальницу, попросили не приходить к пожилому человеку, еще в начале апреля попросили, по вполне логичной причине - чтобы сократить контакты и риск заражения - продолжает ходить, звонить. Причем, соцработнику не делают заказов на покупки, так как все куплено. Так она, соцработница, заходит, типа бесплатную прессу приносит.
еще бесит, что эта дама даже в апреле припиралась без маски, а на попытку отойти от нее подальше обижалась и говорила, "что вы, я не заразная".

Если она не будет приходить, а вы пожалуетесь, что она не приходит? Зачем ей этот риск.
Пишите заявление на имя начальника, что соцработник не нужен, не будет ходить.

А зачем ее пускали без маски? Я спокойно предоагала всем надеть маску и в квартиру не пускала - выхолила не лестничеую клетку. Курьерам просто прелагала полодить на коврик и уйти

Пожилой человек не может дать такой отпор и не пустить без маски (хотя не в маразме совсем). Это данность., обусловленная чертами характера.
Соцработница постоянно занимает позицию "как мне тяжело и как же я вами загружена", поэтому пожилой человек себя чувствует постоянно виноватым в том, что тратит ее время, это давно уже так.

Я когда-то работала. Не может не ходить без заявления о приостановке обслуживания. Если что-то случится с подопечной, а она не в курсе - увольнение и, даже, возможно уголовное. Все всё понимают, и она , и её начальство. Там есть план по людям и услугам, поэтому или договариваются с подопечными о непосещении, но пишут, что посещали. Но это только с адекватными, с теми с кем давно работают, т.к. это приписки называется в УК. Остальных только по заявлению с приостановкой в обслуживании сроком не более, чем на 3 месяца. Иначе совсем снимут. У меня вопрос к вам: вы как-то с раздражением говорите о человеке, который помогает вам с вашей родственницей.Это просто снобизм или вы конкретно её не любите? Если вам эта услуга не нужна - откажитесь, помогайте сами. Желающих встать на обслуживание всегда много. Если бы вы знали насколько это тяжелый и, к сожалению, неблагодарный труд! Я бежала роняя тапки, т.к. поняла, что у меня профессиональное выгорание и я взорвусь от нагрузки.

Добавлю к вышесказанному. Видите, уже 5 лет прошло, а меня всё не отпускает. Обслуживать по 15 человек в день(продукты, поликлиника, аптека, минимальная уборка ит.д.) это вершина айсберга. Основной маразм это совковые собрания, дежурства, субботники, холодные обзвоны, обходы по адресам с бредовыми поздравлениями, ну и отчёт на отчёте(в тетради от руки плюс письменно с кодами на компе) и сводный бухгалтерский в конце месяца. А! и вишенка на торте - из дома каждый вечер часа на 2 обзвон подопечных.

Вот не стыдно вам,барыня? Может стоит самой о своих родителях позаботиться? Тьфу на вас, какая вы мерзкая, зажравшаяся, считающая чужие деньги!

Да, сейчас это собачья работа. Раньше было по другому. Это была работа мечты, правда малооплачиваемая. Не устроишься соцрабом. Сейчас зарплата не плохая, а вакансий полно.

Так мы сами и заботились, неужели ждать эту полуживую соцработницу с батоном хлеба. Сейчас ее нет, кстати, отказались. И нечего обзываться, быдло неотесанное, если возникают такие темы на форуме, значит есть и подобные соцработники.

Причем здесь вообще снобизм? На каком основании можно со снобизмом относиться к соцработнику?!

Да, она меня раздражает, так как прется, когда просили не приходить. И подвергает риску заражения ковидом пожилого человека. Но она меня и до ковида не радовала, так как она манипулятор. Из всего перечня дел, которые она могла бы делать, она только носит продукты, не больше 2 кг два раза в неделю, то есть это ни о чем и все равно требует моего полноценного участия. У нее есть день на неделе, выделенный для сопровождения подопечных в разные места, куда они не могут сами добраться. Причем это за отдельную плату, хоть и маленькую. За несколько лет лишь один раз удалось этим воспользоваться. Причем ездили они на такси, которое вызывала удаленно я и платила, естественно. Она постоянно давит морально на родственника - ах, какая я загруженная, ах, как это все тяжело. Родственник в силу возраста и советской закалки реально считает, что очень ее обременяет своим существованием.
Далее, надо было к врачу, а в районной поликлинике нет лифта и пожилой человек не может подняться на второй этаж по лестнице. Попросили ее организовать запись в другую поликлинику в нашем же районе, где есть лифт. Она полтора месяца морочила голову, рассказывала, как она собирает справки, куда-то сидит в очереди, записывается, чтобы все это провернуть. Все же пришлось мне подключиться и оказалось, что можно просто записаться в любую поликлинику округа - открываешь емиас и смотришь, куда есть запись.
Она таскается в поликлинику раз в неделю по делам своих подопечных. Попросили ее узнать, что надо , чтобы оформить инвалидность. Она не отказалась, но ничего не сделала, опять мне пришлось.
Зато, когда выборы, она и в дверь и в окно, только бы ее подопечный проголосовал на дому. Выглядит это так. Приходят люди с ящиком. Им говорят, давайте, в прихожей все быстро сделаем. Нет, прутся в квартиру без разрешения и норовят еще подсказать старику, как голосовать. Ни о какой тайне голосования речь не идет. Но на эти выборы все же родственник набрался сил и послал ее.
Так что она мне не помогает.
А отказаться я не могу, так как должен отказываться родственник. А он реально считает, что очень ее подведет, если официально откажется.

Читайте также: