Имеет ли право скорая помощь ехать по встречной полосе

Обновлено: 30.06.2024

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб".

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми - с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности - СИМ - и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Нельзя разрешать транспорту со спецсигналом ездить по встречке

Очень опасно перегнуть палку на волне негодования по причине того, что погиб человек из-за того, что водитель якобы не уступил дорогу скорой помощи. Очень опасно то, что меры могут быть приняты поспешные, а во-вторых, может, даже не совсем адекватные.

Хотелось бы обратиться к первоисточнику. У нас наказание, согласно кодексу, идет за какое-то нарушение правил дорожного движения. Возвращаясь именно к правилам дорожного движения, хочется сказать, что водители машин со спецсигналами пользуются определенными преимуществаими только после того, как они убедились, что им предоставляют эту возможность, и ни в коем случае нельзя идти на такие меры, как разрешить водителям со спецсигналом ездить по встречкам, либо грубо нарушать правила дорожного движения. Водитель, конечно, уступит дорогу скорой, если такая возможность есть. Сплошь и рядом ситуации, когда в пробках стоят машины одна к одной и включается сирена. Куда подвинуться, как? Тем не менее даже в таких сложных ситуациях водители начинают двигаться и пропускать машину со спецсигналом.

Мы не должны искать козлов отпущения. На мой взгляд, надо совершенно трезво и, может быть, беспристрастными глазами взглянуть на тот случай, произошедший на Камчатке. Там реально видно, что у машины скорой помощи с правой стороны есть место. Надо иногда просто по человечески понять, где-то подвинуться. Один на полкорпуса подвинулся, второй на полкорпуса, там довольно сложное узкое место, это не широкая трасса и машина не впереди скорой помощи мешает двигаться. В этой ситуации надо искать компромисс и ни в коем случае мы не можем искать козла отпущения в каком-то одном конкретном случае, чтобы было другим неповадно, что называется. Правила дорожного движения и административный кодекс прописываются не под один конкретный случай. Он прописывается под большинство ситуаций.


Позднее об этом

У нас в Германии дисциплинированные водители. Конечно, они пропускают скорую помощь. Я ни разу не видел, чтобы водитель не подвинулся и не уступил дорогу, даже когда почти совсем нет машин, когда гаи нет, и, например, загорается красный свет. У немцев в крови самодисциплина, у нас больше ответственности за других. И если немец видит машину, которая грубо нарушает впереди, то, скорее всего, он позвонит в полицию и сообщит номер машины.

Что касается скорой помощи, штраф в Германии невысокий. В прошлом году это было только 20 евро, тем не менее у нас пропускают скорую помощь, это негласный закон. У нас такие правила: если скорая едет только с мигалкой и без сирены, то водитель имеет право не пропускать, но ехать осторожно, но большинство уступает дорогу. Если скорая едет с мигалкой и с сиреной, - пропускают в 100% случаев.

Сила звука сирены не играет большой роли, водители всегда слышат. Я видел в репортаже, что иногда скорая работает как такси, например, везет в аэропорт за большие деньги. Может быть, многие водители так думают, что это несерьезно и поэтому не пропускают. В Москве иногда тоже не пропускают скорую, если перекрывают дорогу для проезда первых лиц государства. Так тоже нельзя, может быть, там люди умирают, а гаи свои приказы выполняют.

Вы прекрасно понимаете, как ведут себя люди в потоке на российских машинах и на иномарках, некий менталитет тоже никуда не девается. Некая большая уверенность появляется у человека, который едет на большой красивой иномарке по сравнению с тем, кто едет на маленькой убитой машинке. Второй вопрос, кто чего везет. Кто-то везет бабушку, никуда не торопится, у нее просто давление высокое, ее можно везти в течение 2-х часов, ничего не будет, ее бригада уже полечила. Или частная скорая может везти ребенка- транспортировка из аэропорта. Это связано и с водителями, где-то резкий, где-то нет. Я видел городские скорые, которые летают как нечего делать на газели. Видел и как стоят в потоке. Ну и плюс городским скорым за количество вызовов не платят, а частникам платят.

Ситуация сложная. Я не очень понимаю, почему случилась такая история на Камчатке, почему врачи пешком не пошли к пациенту. Мне известны случаи, когда врачи по 300-400 метров с носилками-чемоданами преодолевали зимой, потому что во въезде во двор была авария, нет шансов проехать. Я считаю, отдельно нужно рассматривать две ситуации. Одна ситуация., когда перегорожена дорога скорой машиной, которая спокойно может отъехать. И вторая ситуация, почему врачи не пошли. И то, и другое – плохо. И скорой нельзя дорогу перегораживать, и сидеть при вызове на сердечный приступ, полчаса разбираться с хамами вместо того, чтобы добежат до подъезда и оказать помощь, на мой взгляд, немножко странно.

Проблема в общей агрессии общества, а не в неорганизованности медицинской сферы. Я вообще не очень понимаю, что это значит, но, с точки зрения московской скорой, я могу сказать, что более мощной службы, чем московская скорая вообще в мире нет. Потому что нигде в мире не ездят врачи на вызовы. На вызовы ездят парамедики, которые к врачам не имеют никакого отношения. Хорошо это или плохо, это вопрос, но так есть. Если я ничего не путаю, то в Москве около тысячи машин, и время доезда составляет в среднем 11-12 минут, и говорить о том, что скорая неорганизованно работает, я бы точно не стал. Городская скорая иногда прилетает реально за 7 минут. Говорить о неорганизгванности невозможно, это было 20 лет назад, тогда действительно можно было 1,5 часа ждать и не дождаться. Сейчас как раз скорая организована как часы. У нас участились случаи спасения пациентов с острым инфарктом миакарда, когда пациента успевают в течение часа доставить не только в стационар, но и в операционную, успевают сориентироваться, понять, что это инфаркт, успевают осуществить экстренную доставку. В регионах все, конечно, грустнее.

ДТП с участием скорой происходят нечасто, у нас это не очень распространенный транспорт на дорогах. Наши водители в принципе невнимательно относятся к соблюдению правил дорожного движения, к скорым, в том числе. Скорая у нас является специализированным транспортом, который наделен правом нарушения правил дорожного движения, отклонением от соблюдения правил дорожного движения в связи с выполнением каких-то оперативных задач по оказанию помощи больным в тяжелых ситуациях. Но при отклонении от правил водитель скорой должен убедиться, что его пропускают. С учетом нашей правовой культуры на дорогах, с учетом загрузки наших дорог, естественно, это сделать очень проблематично. Поэтому внимания оперативному транспорту уделяется очень мало, и поэтому когда скорая едет с включенной сигнализацией, как световой, так и звуковой, по правилам, все должны в этот момент уступить дорогу, в том числе и при проезде перекрестка на красный свет. А представляете, если, одно дело, когда скорую помощь не пропускают в общем потоке, другое дело, когда скорую помощь не пропускают при проезде перекрестка, это уже совершенно другие последствия. Поэтому, когда такие ДТП происходят, они происходят с очень тяжелыми последствиями.

Новые жёсткие меры наказания должны перевернуть представление обычных автомобилистов о важности работы скорой

После серии скандальных происшествий в России ужесточают наказание за любые препятствия работе скорой помощи — в окончательном чтении Госдума приняла поправки в КоАП и Уголовный кодекс. Неуступчивым водителям грозит лишение прав на срок до года, а в случае смерти пациента — вплоть до лишения свободы на срок до четырёх лет. Мы разобрались, как вести себя при встрече с медицинским автомобилем на дороге, чтобы не стать крайним.

Было и стало

Сейчас за непропуск любой спецмашины с включённым маячком и сиреной положен штраф 500 рублей или лишение прав на 1–3 месяца по статье 12.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Теперь штраф увеличивается до 3–5 тысяч рублей, а срок лишения — до 3–12 месяцев.

Новая статья 6.36 КоАП наказывает за воспрепятствование оказанию медпомощи штрафом в 4–5 тысяч рублей и касается уже не только водителей, но и всех, кто так или иначе помешал медикам. Например, не пускали их в квартиру или провоцировали драку.

Если в результате состояние пациента ухудшилось и его здоровью причинён тяжкий вред, накажут по новой статье Уголовного кодекса — 124.1, которая предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Если пациент умер, максимальный срок заключения возрастает до четырёх лет.

Работа над поправками началась в 2017 году после случая в Петропавловске-Камчатском, где автомобилист так долго не давал проехать скорой, что 21-летний пациент, к которому вызвали медиков, скончался.

Как пропускать скорую помощь

Порядочный водитель пропускает спецмашины не только из страха получить штраф, но и просто по-человечески. Уступить дорогу — это, например, освободить полосу или не двигаться на свой зелёный, если с поперечного направления летит скорая с сиреной. Пропускать нужно машины со специальной окраской (цветографическими схемами), включённым маячком и сиреной — все три условия обязательны. Кроме того, экипаж машины должен выполнять неотложное служебное задание.

Но бывают ситуации, когда пропустить сложно — например, машины едут в плотном потоке или стоят в пробке. Иногда уступить можно, лишь нарушив правила, как героиня видео ниже. Кстати, за своё благородство она получила штраф с автоматической камеры (800 рублей за наезд на стоп-линию), который после шумихи в интернете отменили.

Ещё меньше повезло герою этого материала: молодой водитель пытался пропустить пожарную машину, выехав за стоп-линию, и также получил штраф за её пересечение. Но даже суды высших инстанций не нашли повода его оправдать, посчитав благородство избыточным.

— К сожалению, практика по таким делам неоднозначна, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Я думаю, 90 процентов водителей поступили бы так же, но суды часто подходят к вопросу формально. Когда водитель стоит на месте, по сути, он не продолжает и не возобновляет движение, то есть, согласно ПДД, обязанности уступать дорогу у него не возникает. Но ещё раз говорю — формальная и человеческая позиция здесь могут не совпадать.

Что делать в ситуации, когда вы заметили машину со спецсигналом и сиреной, но пропустить её сложно из-за объективных причин?

— Конечно, нужно сделать всё возможное, не нарушая при этом правил, — говорит Лев Воропаев. — Если же ситуация совсем патовая и водителю просто некуда деваться (например, он стоит в пробке перед машиной скорой помощи), то и обязанности пропускать не возникает: Верховный суд разъяснял этот момент.

Усиление ответственности за непропуск спецмашин будет чаще подталкивать водителей пропускать любой ценой, в том числе, нарушая другие пункты ПДД.

Если случилось ДТП

При выезде на задание спецмашины могут отступать от ряда правил, например, проезжать на запрещающий сигнал и ездить по встречной полосе. При включенной сирене и маячке остальные водители должны уступать им дорогу, но из-за внезапности появления спецмашин аварии вполне вероятны.

— Раньше при столкновении автомобиля с машиной скорой помощи, которая ехала с проблесковым маячком и сиреной, почти в 100 процентах случаев виновным оказывался обычный водитель, — комментирует Лев Воропаев. — Потом практика стала ломаться: суды начали учитывать, убедился ли водитель скорой помощи, что ему предоставляют преимущество. Поэтому сейчас практика — 50 на 50.

Тем не менее нынешние поправки могут на неё повлиять.

— Грубые нарушения, которые помешали проезду скорой помощи или привели к ДТП, суды в отдельных случаях могут интерпретировать как умышленные деяния, а значит, если пациент умер или его здоровье серьёзно ухудшилось, водителю вменят уже статью Уголовного кодекса, — добавляет Лев Воропаев.

Перед вступлением в силу новый законопроект пройдёт ещё несколько стадий согласования, но уже формальных: скорее всего, нынешняя редакция — окончательная. Изначально за непропуск скорой помощи предлагали штраф в 30 тысяч рублей, но депутаты не поддержали столь резкое усиление наказания.

Новые жёсткие меры наказания должны перевернуть представление обычных автомобилистов о важности работы скорой

После серии скандальных происшествий в России ужесточают наказание за любые препятствия работе скорой помощи — в окончательном чтении Госдума приняла поправки в КоАП и Уголовный кодекс. Неуступчивым водителям грозит лишение прав на срок до года, а в случае смерти пациента — вплоть до лишения свободы на срок до четырёх лет. Мы разобрались, как вести себя при встрече с медицинским автомобилем на дороге, чтобы не стать крайним.

Было и стало

Сейчас за непропуск любой спецмашины с включённым маячком и сиреной положен штраф 500 рублей или лишение прав на 1–3 месяца по статье 12.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Теперь штраф увеличивается до 3–5 тысяч рублей, а срок лишения — до 3–12 месяцев.

Новая статья 6.36 КоАП наказывает за воспрепятствование оказанию медпомощи штрафом в 4–5 тысяч рублей и касается уже не только водителей, но и всех, кто так или иначе помешал медикам. Например, не пускали их в квартиру или провоцировали драку.

Если в результате состояние пациента ухудшилось и его здоровью причинён тяжкий вред, накажут по новой статье Уголовного кодекса — 124.1, которая предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Если пациент умер, максимальный срок заключения возрастает до четырёх лет.

Работа над поправками началась в 2017 году после случая в Петропавловске-Камчатском, где автомобилист так долго не давал проехать скорой, что 21-летний пациент, к которому вызвали медиков, скончался.

Как пропускать скорую помощь

Порядочный водитель пропускает спецмашины не только из страха получить штраф, но и просто по-человечески. Уступить дорогу — это, например, освободить полосу или не двигаться на свой зелёный, если с поперечного направления летит скорая с сиреной. Пропускать нужно машины со специальной окраской (цветографическими схемами), включённым маячком и сиреной — все три условия обязательны. Кроме того, экипаж машины должен выполнять неотложное служебное задание.

Но бывают ситуации, когда пропустить сложно — например, машины едут в плотном потоке или стоят в пробке. Иногда уступить можно, лишь нарушив правила, как героиня видео ниже. Кстати, за своё благородство она получила штраф с автоматической камеры (800 рублей за наезд на стоп-линию), который после шумихи в интернете отменили.

Ещё меньше повезло герою этого материала: молодой водитель пытался пропустить пожарную машину, выехав за стоп-линию, и также получил штраф за её пересечение. Но даже суды высших инстанций не нашли повода его оправдать, посчитав благородство избыточным.

— К сожалению, практика по таким делам неоднозначна, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Я думаю, 90 процентов водителей поступили бы так же, но суды часто подходят к вопросу формально. Когда водитель стоит на месте, по сути, он не продолжает и не возобновляет движение, то есть, согласно ПДД, обязанности уступать дорогу у него не возникает. Но ещё раз говорю — формальная и человеческая позиция здесь могут не совпадать.

Что делать в ситуации, когда вы заметили машину со спецсигналом и сиреной, но пропустить её сложно из-за объективных причин?

— Конечно, нужно сделать всё возможное, не нарушая при этом правил, — говорит Лев Воропаев. — Если же ситуация совсем патовая и водителю просто некуда деваться (например, он стоит в пробке перед машиной скорой помощи), то и обязанности пропускать не возникает: Верховный суд разъяснял этот момент.

Усиление ответственности за непропуск спецмашин будет чаще подталкивать водителей пропускать любой ценой, в том числе, нарушая другие пункты ПДД.

Если случилось ДТП

При выезде на задание спецмашины могут отступать от ряда правил, например, проезжать на запрещающий сигнал и ездить по встречной полосе. При включенной сирене и маячке остальные водители должны уступать им дорогу, но из-за внезапности появления спецмашин аварии вполне вероятны.

— Раньше при столкновении автомобиля с машиной скорой помощи, которая ехала с проблесковым маячком и сиреной, почти в 100 процентах случаев виновным оказывался обычный водитель, — комментирует Лев Воропаев. — Потом практика стала ломаться: суды начали учитывать, убедился ли водитель скорой помощи, что ему предоставляют преимущество. Поэтому сейчас практика — 50 на 50.

Тем не менее нынешние поправки могут на неё повлиять.

— Грубые нарушения, которые помешали проезду скорой помощи или привели к ДТП, суды в отдельных случаях могут интерпретировать как умышленные деяния, а значит, если пациент умер или его здоровье серьёзно ухудшилось, водителю вменят уже статью Уголовного кодекса, — добавляет Лев Воропаев.

Перед вступлением в силу новый законопроект пройдёт ещё несколько стадий согласования, но уже формальных: скорее всего, нынешняя редакция — окончательная. Изначально за непропуск скорой помощи предлагали штраф в 30 тысяч рублей, но депутаты не поддержали столь резкое усиление наказания.

Нельзя разрешать транспорту со спецсигналом ездить по встречке

Очень опасно перегнуть палку на волне негодования по причине того, что погиб человек из-за того, что водитель якобы не уступил дорогу скорой помощи. Очень опасно то, что меры могут быть приняты поспешные, а во-вторых, может, даже не совсем адекватные.

Хотелось бы обратиться к первоисточнику. У нас наказание, согласно кодексу, идет за какое-то нарушение правил дорожного движения. Возвращаясь именно к правилам дорожного движения, хочется сказать, что водители машин со спецсигналами пользуются определенными преимуществаими только после того, как они убедились, что им предоставляют эту возможность, и ни в коем случае нельзя идти на такие меры, как разрешить водителям со спецсигналом ездить по встречкам, либо грубо нарушать правила дорожного движения. Водитель, конечно, уступит дорогу скорой, если такая возможность есть. Сплошь и рядом ситуации, когда в пробках стоят машины одна к одной и включается сирена. Куда подвинуться, как? Тем не менее даже в таких сложных ситуациях водители начинают двигаться и пропускать машину со спецсигналом.

Мы не должны искать козлов отпущения. На мой взгляд, надо совершенно трезво и, может быть, беспристрастными глазами взглянуть на тот случай, произошедший на Камчатке. Там реально видно, что у машины скорой помощи с правой стороны есть место. Надо иногда просто по человечески понять, где-то подвинуться. Один на полкорпуса подвинулся, второй на полкорпуса, там довольно сложное узкое место, это не широкая трасса и машина не впереди скорой помощи мешает двигаться. В этой ситуации надо искать компромисс и ни в коем случае мы не можем искать козла отпущения в каком-то одном конкретном случае, чтобы было другим неповадно, что называется. Правила дорожного движения и административный кодекс прописываются не под один конкретный случай. Он прописывается под большинство ситуаций.


Позднее об этом

У нас в Германии дисциплинированные водители. Конечно, они пропускают скорую помощь. Я ни разу не видел, чтобы водитель не подвинулся и не уступил дорогу, даже когда почти совсем нет машин, когда гаи нет, и, например, загорается красный свет. У немцев в крови самодисциплина, у нас больше ответственности за других. И если немец видит машину, которая грубо нарушает впереди, то, скорее всего, он позвонит в полицию и сообщит номер машины.

Что касается скорой помощи, штраф в Германии невысокий. В прошлом году это было только 20 евро, тем не менее у нас пропускают скорую помощь, это негласный закон. У нас такие правила: если скорая едет только с мигалкой и без сирены, то водитель имеет право не пропускать, но ехать осторожно, но большинство уступает дорогу. Если скорая едет с мигалкой и с сиреной, - пропускают в 100% случаев.

Сила звука сирены не играет большой роли, водители всегда слышат. Я видел в репортаже, что иногда скорая работает как такси, например, везет в аэропорт за большие деньги. Может быть, многие водители так думают, что это несерьезно и поэтому не пропускают. В Москве иногда тоже не пропускают скорую, если перекрывают дорогу для проезда первых лиц государства. Так тоже нельзя, может быть, там люди умирают, а гаи свои приказы выполняют.

Вы прекрасно понимаете, как ведут себя люди в потоке на российских машинах и на иномарках, некий менталитет тоже никуда не девается. Некая большая уверенность появляется у человека, который едет на большой красивой иномарке по сравнению с тем, кто едет на маленькой убитой машинке. Второй вопрос, кто чего везет. Кто-то везет бабушку, никуда не торопится, у нее просто давление высокое, ее можно везти в течение 2-х часов, ничего не будет, ее бригада уже полечила. Или частная скорая может везти ребенка- транспортировка из аэропорта. Это связано и с водителями, где-то резкий, где-то нет. Я видел городские скорые, которые летают как нечего делать на газели. Видел и как стоят в потоке. Ну и плюс городским скорым за количество вызовов не платят, а частникам платят.

Ситуация сложная. Я не очень понимаю, почему случилась такая история на Камчатке, почему врачи пешком не пошли к пациенту. Мне известны случаи, когда врачи по 300-400 метров с носилками-чемоданами преодолевали зимой, потому что во въезде во двор была авария, нет шансов проехать. Я считаю, отдельно нужно рассматривать две ситуации. Одна ситуация., когда перегорожена дорога скорой машиной, которая спокойно может отъехать. И вторая ситуация, почему врачи не пошли. И то, и другое – плохо. И скорой нельзя дорогу перегораживать, и сидеть при вызове на сердечный приступ, полчаса разбираться с хамами вместо того, чтобы добежат до подъезда и оказать помощь, на мой взгляд, немножко странно.

Проблема в общей агрессии общества, а не в неорганизованности медицинской сферы. Я вообще не очень понимаю, что это значит, но, с точки зрения московской скорой, я могу сказать, что более мощной службы, чем московская скорая вообще в мире нет. Потому что нигде в мире не ездят врачи на вызовы. На вызовы ездят парамедики, которые к врачам не имеют никакого отношения. Хорошо это или плохо, это вопрос, но так есть. Если я ничего не путаю, то в Москве около тысячи машин, и время доезда составляет в среднем 11-12 минут, и говорить о том, что скорая неорганизованно работает, я бы точно не стал. Городская скорая иногда прилетает реально за 7 минут. Говорить о неорганизгванности невозможно, это было 20 лет назад, тогда действительно можно было 1,5 часа ждать и не дождаться. Сейчас как раз скорая организована как часы. У нас участились случаи спасения пациентов с острым инфарктом миакарда, когда пациента успевают в течение часа доставить не только в стационар, но и в операционную, успевают сориентироваться, понять, что это инфаркт, успевают осуществить экстренную доставку. В регионах все, конечно, грустнее.

ДТП с участием скорой происходят нечасто, у нас это не очень распространенный транспорт на дорогах. Наши водители в принципе невнимательно относятся к соблюдению правил дорожного движения, к скорым, в том числе. Скорая у нас является специализированным транспортом, который наделен правом нарушения правил дорожного движения, отклонением от соблюдения правил дорожного движения в связи с выполнением каких-то оперативных задач по оказанию помощи больным в тяжелых ситуациях. Но при отклонении от правил водитель скорой должен убедиться, что его пропускают. С учетом нашей правовой культуры на дорогах, с учетом загрузки наших дорог, естественно, это сделать очень проблематично. Поэтому внимания оперативному транспорту уделяется очень мало, и поэтому когда скорая едет с включенной сигнализацией, как световой, так и звуковой, по правилам, все должны в этот момент уступить дорогу, в том числе и при проезде перекрестка на красный свет. А представляете, если, одно дело, когда скорую помощь не пропускают в общем потоке, другое дело, когда скорую помощь не пропускают при проезде перекрестка, это уже совершенно другие последствия. Поэтому, когда такие ДТП происходят, они происходят с очень тяжелыми последствиями.

Читайте также: