Имеет ли право руководитель следственного органа отменить постановление следователя

Обновлено: 02.07.2024

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 39. Руководитель следственного органа

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не допущено. Полномочия руководителя следственного органа или лица, исполняющего обязанности такого руководителя, составить обвинительное заключение, предусмотрены положениями частей 1 и 2 ст. 39 УПК РФ. В таких случаях, по смыслу части 6 ст. 220 УПК РФ, согласия руководителя следственного органа на направление уголовного дела прокурору не требуется.

С. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации пункт 1.18 Приказа в части, не допускающей возможности разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя и (или) решение руководителя следственного органа, принятое по первоначальной жалобе в предусмотренном статьей 124 УПК РФ порядке, Председателем СК России в случаях, когда следователь или руководитель следственного органа не являются его непосредственными подчиненными. Административный истец ссылался на то, что оспариваемая норма противоречит части 1 статьи 1, пунктам 2 и 7 части 1, частям 2 и 5 статьи 39, частям 1 и 2 статьи 124 УПК РФ и изменяет установленный федеральным законом порядок рассмотрения жалобы руководителем следственного органа.

С.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании пункта 1.18 Приказа не действующим в той части, в которой его положения не допускают возможности разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя и (или) решение руководителя следственного органа, принятое по первоначальной жалобе в порядке, предусмотренном статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Председателем СК России в случаях, когда следователь или руководитель следственного органа не являются его подчиненными. Свое требование административный истец мотивировал тем, что оспариваемое нормативное положение противоречит части первой статьи 1, пунктам 2 и 7 части первой, частям второй и пятой статьи 39, частям первой и второй статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и изменяет установленный федеральным законом порядок рассмотрения жалобы руководителем следственного органа. По мнению административного истца, отсутствие у Председателя СК России полномочий по разрешению жалоб на действия (бездействие) и решения следователя и (или) решение руководителя следственного органа в том случае, когда они не находятся в его непосредственном подчинении, нарушает конституционные гарантии государственной защиты его прав и свобод.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.А. Морозов, уголовное дело в отношении которого было прекращено по истечении 4 лет 4 месяцев и 18 дней со дня его возбуждения, просит признать не соответствующим статьям 15 (части 1 и 4), 17, 18, 21 (часть 1), 45 (часть 2), 46, 53, 55 (часть 3), 118 (часть 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации пункт 2 части первой статьи 39 УПК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 6 и 6.1 данного Кодекса, определяющими назначение уголовного судопроизводства и осуществление его в разумный срок, поскольку, как полагает заявитель, ввиду отсутствия в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации установленных для этого процессуальных сроков он, по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет руководителю следственного органа неоднократно и в течение неопределенно длительного периода проверять материалы уголовного дела и тем самым нарушать право лица, подвергавшегося уголовному преследованию, на уголовное судопроизводство в разумный срок, а также служит основанием для отказа ему в присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок.

2.1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предъявляя к постановлениям прокурора и следователя требования законности, обоснованности и мотивированности (часть четвертая статьи 7), одновременно предусматривает полномочие прокурора отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 6 части второй статьи 37), и полномочия руководителя следственного органа отменять незаконные или необоснованные постановления следователя, а также отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования (пункты 2 и 2.1 части первой статьи 39).

1.9. Организовывать изучение материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, а также незамедлительную отмену незаконного и необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 39 УПК России.

41. В строке 3 учитывается количество решений об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела, принятых прокурором в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ, руководителем следственного органа на основании п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, а также в связи с исполнением решения суда. Показатель данной строки включается в логические равенства раздела 2, так как каждое возбужденное и принятое к производству уголовное дело должно быть показано в соответствующей графе строки 2. В случае признания прокурором или руководителем следственного органа решения о возбуждении уголовного дела незаконным и (или) необоснованным и отмены соответствующего постановления количество уголовных дел, фактически находящихся в производстве следователей, будет определяться суммой строк 1 и 2, уменьшенной на количество отмененных постановлений о возбуждении уголовного дела (показатель строки 3).

отмены руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ);

отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

Ни статья 61 УПК Российской Федерации, предусматривающая обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу, ни статья 62 данного Кодекса, определяющая общий порядок заявления отвода лицам, участвующим в производстве по уголовному делу, не содержат прямого указания на то, что при наличии обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу, руководитель следственного органа также подлежит отводу. Между тем в силу статьи 39 УПК Российской Федерации это должностное лицо вправе поручать производство предварительного следствия следователю, изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому, давать следователю указания о направлении расследования, а также согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, разрешать отводы, заявленные следователю, отстранять его от производства расследования, продлевать срок предварительного расследования, утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, принимать дело к своему производству, приобретая при этом все права следователя, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя (части первая, вторая и четвертая). При этом согласно части третьей данной статьи указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем, и обжалование указаний не приостанавливает, за исключением ряда случаев, их исполнение.

40. В строке 3 учитывается количество решений об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела, принятых прокурором в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ, руководителем следственного органа на основании п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, в том числе в связи с исполнением решения суда. Показатель данной строки включается в логические равенства раздела 2, так как каждое возбужденное и принятое к производству уголовное дело должно быть показано в соответствующей графе строки 2. В случае признания прокурором или руководителем следственного органа решения о возбуждении уголовного дела незаконным и (или) необоснованным и отмены соответствующего постановления количество уголовных дел, фактически находящихся в производстве следователей, будет определяться суммой строк 1 и 2, уменьшенной на количество отмененных постановлений о возбуждении уголовного дела (показатель строки 3).



Следственный орган/должностное лицо, бездействие которого оспаривается:

на бездействие ______________в порядке ст. 125 УПК РФ.

Заявителем ____ (дата) в ___________________ было подано заявление о совершенном преступлении (талон-уведомление №__) по факту совершения (дата) неизвестным лицом несанкционированных операций по списанию денежных средств с банковской карты Заявителя, выданной ему ПАО ______ (далее - Банк) в соответствии с кредитным договором №_________ от (дата) (далее - Заявление).

По итогам проведенного Банком внутреннего расследования было установлено, что неустановленное лицо инициировало указанные операции с целью хищения денежных средств в ходе осуществления неправомерного доступа к составляющей банковскую тайну информации.

Банк признал тот факт, что непосредственно до начала незаконного списания средств без указания клиента было отключено смс-информирование о проводимых операциях. Операции были типовые, на одинаковую сумму, однако карта была заблокирована Банком лишь после их завершения. Из указанного следует, что, возможно, операции проводились кем-либо из сотрудников Банка либо в сговоре с ними.

В результате хищения Заявителю был причинен имущественный ущерб в размере ________ руб.

Заявление было принято капитаном полиции (ФИО) и далее передано дознавателю (ФИО) (далее - Дознаватель).

(дата) Дознавателем было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ.

Заместителем ______ (ФИО) (далее - Заместитель прокурора) по рассмотрении результатов проверки №_____ было установлено, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела от (дата) вынесено преждевременно, без выполнения всех необходимых мероприятий. Решением Заместителя прокурора от (дата) отменено постановление Дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела от (дата).

(дата) Дознавателем было вынесено новое решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 6 ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) после признания постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, “прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения”.

В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству дознавателя продлить срок до 10 суток, установленный в ч.1 ст. 144 УПК РФ, а при необходимости производства документальных проверок, исследований документов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Заявитель не уведомлялся о том, что дознаватель ходатайствовал о продлении срока начальнику органа дознания и (или) прокурору. Таким образом, срок для принятия решения составлял 3 суток с (дата) и должен был истечь (дата).

Также считаем необходимым отметить, что в настоящее время в ____________ районном суде г. Москвы рассматривается гражданское дело по иску ПАО _____ к Заявителю о взыскании задолженности по указанному кредитному договору. Его полное и всестороннее рассмотрение невозможно до завершения настоящего уголовного производства.

В соответствии со ст. 125 УПК РФ, бездействия дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Таким образом, приведенное выше описание бездействия ____________ грубым образом нарушает конституционные права заявителя (в том числе на доступ к правосудию) и является незаконным.

В связи с изложенным, на основании статьи 125 УПК РФ,

1. Признать бездействие начальника _____________ незаконным и необоснованным.

2. Обязать начальника ______________ рассмотреть вопрос об уголовном преследовании, устранив допущенные нарушения.

1) Копия жалобы для заинтересованного лица;

2) Копия заявления о совершенном преступлении;

3) Копия талона-уведомления;

4) Распечатка с сайта ____________ районного суда г. Москвы с информацией о рассматриваемом гражданском деле;

5) Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от _________;

6) Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ___________;

7) Копия постановления об отмене постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела от __________;

8) Копия постановления об отмене постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании от ________;

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Комментарий к Статье 39 Уголовно-процессуального кодекса

1. Руководитель следственного органа осуществляет в уголовном судопроизводстве функцию уголовного преследования, выступая при этом в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Реализуя функцию уголовного преследования, он обладает теми же полномочиями, что и следователь на досудебной части уголовного судопроизводства. (Более подробно см. комментарий к ст. 38 УПК РФ.) Но при этом в рамках реализации функции уголовного преследования основная задача полномочий руководителя следственного органа связана с осуществлением ведомственного процессуального контроля за процессуальной деятельностью следователя. Речь в данном случае идет о процессуальном контроле за принимаемыми процессуальными решениями и совершаемыми процессуальными действиями следователем при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности в ходе производства по уголовному делу. Для этого он наделен рядом полномочий по проверке материалов уголовных дел, поручению ведения предварительного следствия одному либо нескольким следователям, по даче указаний, обязательных для исполнения следователем, и др.

2. К основным полномочиям руководителя следственного органа, которые связаны с осуществлением процессуального контроля, действующее законодательство относит следующие:

1) дача поручений о производстве предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Речь в данном случае идет о принятии процессуального решения руководителем следственного органа в зависимости от сложности уголовного дела, объема производства следственных и иных процессуальных действий, от характера совершенного преступления и т.д. Создание следственной группы для производства предварительного следствия по данному уголовному делу. В этом случае в соответствии с ч. 2 ст. 163 УПК РФ руководитель следственного органа должен вынести постановление о создании следственной группы с перечислением всех следователей, а также с указанием, кто из следователей назначается руководителем следственной группы. Руководитель следственного органа вправе и изменять состав следственной группы. (Более подробно см. комментарий к ст. 163 УПК РФ.) Кроме того, руководитель следственного органа в зависимости от профессиональной подготовки следователя, его опыта, от сложности уголовного дела, объема производства следственных и иных процессуальных действий, от характера совершенного преступления поручает производство предварительного следствия конкретному следователю;

2) изъятие уголовного дела у следователя и передача его другому следователю. Основания изъятия уголовного дела у следователя могут быть всевозможные. Но в первую очередь они связаны с положениями УПК РФ. К таким основаниям относятся случаи, когда: уголовное дело подследственно другому следственному органу, в силу того что предварительное следствие должно производиться на территории юрисдикции другого следственного органа (ст. 152 УПК РФ), предварительное следствие должно производиться другим следователем в силу подследственности другим следственным органом (статья 151 УПК РФ), и т.д. При этом данное процессуальное решение и действие руководителем следственного органа должно быть обосновано. Свое процессуальное решение руководитель следственного органа оформляет в форме постановления. Руководитель следственного органа в соответствии с ч. 6 ст. 152 УПК РФ должен письменно уведомить прокурора о принятом процессуальном решении и совершенном процессуальном действии. Кроме того, данное процессуальное решение и действие следователем в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи может быть обжаловано руководителю вышестоящего следственного органа;

3) принятие уголовного дела к своему производству. В этом случае в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи руководитель следственного органа обладает всеми полномочиями следователя, которые предусмотрены ст. 38 УПК РФ;

5) отмена незаконного или необоснованного постановления следователя. Речь идет о том, что если постановление вынесено следователем незаконно или одновременно и необоснованно, то руководитель следственного органа обладает полномочиями об отмене данного постановления. Такое постановление руководитель следственного органа выносит в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и ч. 6 ст. 148 УПК РФ об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и других случаях;

6) отмена по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконных или необоснованных постановлений руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования. Нередко в производстве у следственного органа имеются уголовные дела, по которым уже осуществлялась уголовно-процессуальная деятельность другими следователями, руководителями следственного органа либо дознавателями. В дальнейшем такие уголовные дела были переданы в соответствии с УПК РФ руководителю соответствующего следственного органа и находятся в производстве у следователя следственного органа либо у самого руководителя следственного органа. При этом в ходе дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по данному уголовному делу следователь либо сам руководитель следственного органа, выявив обстоятельства, свидетельствующие о том, что уже имеющиеся в уголовном деле постановления следователя, руководителя следственного органа либо дознавателя незаконны или одновременно необоснованны, руководитель следственного органа принимает процессуальное решение в форме постановления об отмене уже вынесенных постановлений;

7) в качестве особых полномочий по осуществлению процессуального контроля руководитель следственного органа вправе давать следователю указания по вопросам о направлении расследования. Реализация данного полномочия по осуществлению процессуального контроля в части направления расследования заключается в совместной со следователем выработке следственных версий, которые формируются в зависимости от следственной ситуации, и в зависимости от этого выработке дальнейшего плана расследования уголовного дела. Речь идет о начальном и дальнейшем этапе расследования по уголовному делу, а также, в зависимости от оснований принятия процессуального решения, о приостановлении либо прекращении уголовного дела; о производстве отдельных следственных действий; о привлечении лица в качестве обвиняемого; об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения; о квалификации преступления и об объеме обвинения. При этом все вышеназванные полномочия руководителя следственного органа в случае их реализации в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа и приостанавливают их исполнение;

8) дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения;

9) дача согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Речь идет о реализации таких следственных и иных процессуальных действий, которые должны в соответствии со ст. 165 УПК РФ производиться на основании судебного решения;

10) разрешение отводов, заявленных следователю, а также его самоотводы. В соответствии со ст. ст. 61 и 67 УПК РФ разрешать заявленные отводы следователю имеет право только руководитель следственного органа;

11) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущены нарушения требований УПК РФ. За какие нарушения руководитель следственного органа имеет право отстранить следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, действующий УПК не предусматривает. Как правило, речь идет о фальсификации доказательств, фальсификации процессуальных документов, которые связаны с пометкой процессуальных документов задним числом, запоздалым собиранием подписей и т.п. Кроме того, к таким нарушениям могут быть отнесены и прекращение уголовного дела и уголовного преследования, возвращение дела для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения, и т.д. Отстранение следователя от дальнейшего производства предварительного расследования возможно не только в случае допущения им нарушений требований УПК РФ, но и при нарушении им норм Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ и других федеральных законов, которые так или иначе применяются при производстве предварительного расследования по уголовному делу. За данные нарушения следователь может нести не только дисциплинарную, но и уголовную ответственность, предусмотренную ст. ст. 299 - 304, 312 УК РФ;

12) отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ. Речь идет о том, что если процессуальные решения и действия руководителя следственного органа, которые он реализовал при осуществлении процессуального контроля в форме соответствующих постановлений, признаны вышестоящим руководителем следственного органа незаконными и, соответственно, необоснованными, то данное постановление отменяется посредством вынесения постановления;

13) продление срока предварительного расследования. Так, в соответствии со ст. 162 УПК РФ продление срока предварительного следствия свыше 2 месяцев осуществляется только на основании процессуального решения, которое принимает руководитель следственного органа;

14) утверждение постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу. Речь идет о процессуальном решении следователя, которое он принимает при наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 24 - 281 УПК РФ. Прекращение уголовного дела осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 212, 213 УПК РФ;

16) дача согласия следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ. Содержание данных полномочий руководителя следственного органа связано с несогласием с прокурором о принятом им процессуальном решении, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к ст. 221 УПК РФ.) При этом само обжалование процессуального решения прокурора в соответствии с ч. 5 ст. 221 УПК РФ приостанавливает его исполнение;

17) возвращение уголовного дела следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Принятие такого процессуального решения руководителем следственного органа, как правило, связано с необходимостью изменить объем обвинения, изменить квалификацию действий обвиняемого , пересоставления обвинительного заключения, устранения иных недостатков, которые были выявлены по данному уголовному делу. Данное процессуальное решение оформляется в форме постановления, о котором уведомляется обвиняемый, его защитник, потерпевшие. Кроме того, им должно быть разъяснено их право на обжалование и порядок обжалования данного постановления. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ руководитель следственного органа продлевает срок предварительного следствия на один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока осуществляется в порядке, предусмотренном п. п. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК РФ;
--------------------------------
В некоторых случаях, когда производство по уголовному делу осуществляется следователем в форме дознания, то и подозреваемого.

18) осуществление иных полномочий, которые предусмотрены УПК РФ. К таким полномочиям относится полномочие продлевать по ходатайству следователя до 10 суток срок доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144), и т.д.

4. Ряд полномочий руководителя следственного органа в системе Следственного комитета РФ конкретизированы в Приказе Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 1 "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации" .
--------------------------------
.

5. Одновременно руководитель следственного органа может осуществлять функцию уголовного преследования, в связи с этим он вправе принимать уголовные дела к своему производству, производить предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, и т.д. (Более подробно см. комментарий к ст. 38 УПК РФ.)

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Комментарий к Ст. 39 УПК РФ

С позиции теории уголовно-процессуального права подобное ведомственное нормотворчество столь же неправомерно, как если бы по усмотрению, например, Председателя Верховного Суда РФ председательствующие в судебном заседании федеральные судьи были наделены различными процессуальными правами в зависимости от их места в вертикали судебной системы (районный судья, областной судья и т.д.), а государственные обвинители в суде по приказу Генерального прокурора РФ разнились бы по своему процессуальному положению в зависимости от своего классного чина. Объем прав и обязанностей (процессуальное положение) участников уголовного судопроизводства, в том числе участников предварительного следствия, — один из краеугольных камней, на которых построен фундамент правосудия по уголовным делам. Представляется, что ведомственной властью, подзаконными нормативными актами этот объем изменен быть не может ни в ту, ни в другую сторону.

Читайте также: